Мода периода Возрождения
Возрождение — период совершенствования кроя. Одежда не скрывала фигуру, даже усиливала ее достоинства.
Мода в период Возрождения менялась быстро. В конце 15 века стали популярны декольтированные наряды из мягких тканей с широкими рукавами. Мужчины стали носить шляпы с перьями. В 1580-е модными стали ребато — стоячие каркасные воротники.
С начала 16 века в моду вошли испанские каркасные костюмы для мужчин и женщин, совершенно неудобные. Мужчины вынуждены были носить гофрированные воротники фрезы, похожие на большое колесо на шее, и штаны с шарообразными штанинами, а женщины мучились в жестком корсете, перевязывали грудь бинтами, чтобы скрыть женственность.
Италия
Конец 15 века в Италии — время аккуратно скроенной одежды с крупными элементами. Женщины носили платья с подчеркнутой талией, пышной юбкой и рукавами. В Венеции в моде был бархат. Итальянские женщины сбривали часть волос для визуального увеличения лба, носили красивые головные уборы и платья с глубоким декольте.
В середине 16 века Италия поддалась испанскому стилю, кроме Венеции. Там женщины ходили на высокой обуви, чтобы стать выше до 30 см, носили кальсоны, чтобы юбка выглядела пышнее, и шляпы без донца, чтобы волосы светлели под солнцем.
Франция
В 1520-е мужская одежда стала декольтированной. У камзолов объемные рукава с разрезами. Штаны короткие с гульфиком, нижнюю часть ног закрывали чулки. В 1580-е женщины носили широкие каркасные юбки вертюгали, мужчины — камзолы пансероны, воротники фрезы и короткие штанишки кюлоты.
1660-е — начало роскошной и пышной моды Людовика XIV. Это время кружев, перьев, обуви с бантами, рингравов — широких кружевных брюк, воротников жабо.
Испания
В 1470-е вошли в моду каркасные юбки — предшественники французских вертюгалей.
В 1540-е декольтированная мужская одежда ушла в прошлое. Мужчины надели глухие костюмы с высоким воротом и подкладками в плечах.
1660-е — появились женские гардинфанты — вытянутые по бокам каркасные юбки.
Германия
Жители Германии в XV-XVI веках переняли испанскую и итальянскую моду. Наиболее интересными в то время были пестрые и яркие костюмы швейцарских солдат ландскнехтов. Они изобиловали разрезами, подвязками, буфами, лентами.
Англия
В 1470-е популярны клювообразные шляпы. В такой обычно изображают Робин Гуда. В 1580-е необычайно модными стали накрахмаленные воротники.
Первая половина XVII века — время пуританства. Одежда отражала чопорность и религиозные взгляды англичан.
Тюркизмы в русском языке
м старинная долгополая верхняя мужская одежда, обычно шитая из сукна (Даль, 2, 98). Др.-рус. каф’ танъ = кавтанъ—ковтанъ (тур. кафтан) (Срезневский, 1, 1200). Поликарпов, 1704 твтанъ и кафтанъ; Рос. Целлариус, 1771, 199 кафтан; перс. haftan (Сл. Акад., 1956, 5, 885; Фасмер, 2, 212). Огиенко считает кафтан заимств. от татар (в период с 13—15 в., после падения Киева) (1915, 33). Это же соображение высказывает и Даль (2, 98). Можно указать и на кавк. и алт. каптал из кафтан (по правдоподобному мнению Вамбери), из каб или кап ‘мешок’ и тон ‘платье’ как ыштан ‘штаны’ из ич ‘внутренность’ и того же тон* (Корш, 1903, 30). ср. Радлов кафтан (тур., крым., аз., кар. т., кар. л. = перс.) длинное верхнее платье, халат (2, 461); ср. также капчан (тур.) род плаща или шапки (2, 1189); катун (чаг.) кафтан из бумажной материи (2, 1130). Дмитриев, по-видимому, разделяет взгляды Корша — Вамбери на тюркскую этимологию слова кафтан (см. выше), в отличие от Радлова, считающего это слово первоначально персидским (Дмитриев, 1958, 41). Бернекер, не приводя какой-либо мотивировки, производит его из сев.-тюрк. языков. По Еудагову, это слово встречается в чаг., тур. и тат. ср. также венг. kaftan (там же).
Марокканский кафтан
Согласно Энциклопедия ислама Кафтан был завезен османами в берберийские государства и распространился по моде до Марокко.
В соответствии с Наима Эль Хатиб Буджибар, Кафтан мог быть завезен в Марокко Саади король Абд аль-Малик кто жил в Алжир и Стамбул. Поначалу его носили сановники и женщины дворца, а с конца 17 века он стал модным среди среднего класса.
По словам Рашиды Алауи, кафтан восходит к концу 15 века в Марокко благодаря мавританской истории и, следовательно, представляет собой средневековое андалузское наследие. Первые упоминания об этой одежде, которую носят марокканцы, относятся к 16 веку.[ненадежный источник? ]
Сегодня в Марокко кафтаны в основном носят женщины, а слово кафтан в Марокко обычно используется для обозначения «цельного платья». Альтернативные двухсекционные варианты марокканских кафтанов называются Такчита и носится с большим поясом. В Такчита также известен как Мансурия которое происходит от имени султана Ахмад аль-Мансур кто изобрел Аль-Мансурию и новую моду ношения двойного кафтана.
Особенности изделия в разные исторические периоды
Зипун был известен с XVII века. Считается, что название его произошло от арабского слова, обозначающего куртку. Носили зипуны во всех регионах. Из-за специфики кроя со свободной спинкой их надевали и мужчины, и женщины. Но в разные времена менялись особенности ношения.
Допетровские времена
Сначала зипун представлял собой домашний вариант кафтана. Он был узким, часто облегающим, длиной до колен, рукава тоже узкие. Такой крой позволял надевать сверху кафтан. Носили вещь на рубаху, но выйти в ней на улицу или принимать гостей считалось неприличным. Эта одежда была исподней.
Расцветка предпочиталась обычно яркая, часто использовались контрастные цвета. Например, зеленый зипун с белыми рукавами или желтый с синими. Кроме того, украшали еще яркой тесьмой по швам. Контрастными могли быть застежки. Обычно это от 4 до 8 пуговиц, застегивающихся на кожаные петли.
Считается, что эту одежду носили вместо жилета. В холодное время года она использовалась для защиты от непогоды. Были теплые варианты, подбитые мехом изнутри. В то время зипун был обязательным предметом гардероба не только крестьян, но и бояр.
С XVIII века такой кафтан стали носить в основном как верхнюю одежду. Его надевали весной и осенью. Были будничные и праздничные варианты. Со временем изделие стало более широким.
Конец XIX — начало XX века
К концу XIX века зипун изменился по крою. Он имел сборы по бокам или сзади, полы книзу расширялись, ведь использовался он, как рабочая крестьянская одежда. В основном его стали носить вместо кафтана, как защиту от непогоды. Шился тоже из сукна, но обычно грубого, домотканого. Воротника не было, иногда делали небольшую стойку.
В то время мужиков стали называть зипунниками. Но носили этот предмет гардероба даже женщины. Часто надевали его поверх основной верхней одежды во время ненастья или при дальней поездке. Для ношения в будние дни изделия шили из домотканого сукна, обычно белого или серого цвета. Иногда использовался смурый, то есть некрашеный материал. Праздничная разновидность была из фабричного темного сукна, обычно черного или синего цвета.
Зипун стал обязательным предметом одежды казаков. Его надевали под бешмет. При этом край изделия выглядывал, поэтому делался ярким, обычно гвоздичного цвета. Иногда он был оформлен голубой каймой и шелковыми вставками. Популярность такой одежды объяснялась ее удобством при верховой езде – небольшие размеры и широкие полы не мешали и не сковывали движений.
Западноафриканский кафтан
В Западная Африка, кафтан — это халат-пуловер, который носят как мужчины, так и женщины. Женский халат называется кафтан, а мужская одежда называется сенегальским кафтаном.
Сенегальский кафтан — это мужской халат-пуловер с длинными рукавами-колокольчиками. в Волоф язык этот халат называется mbubb а по-французски это называется бубу. Сенегальский кафтан длиной до щиколотки носится с соответствующими брюками на шнурке, называемыми тубай. Эти халаты, обычно сделанные из хлопковой парчи, кружева или синтетических тканей, распространены по всей Западной Африке. Кафтан и соответствующие брюки называются костюмом-кафтаном. Кафтановый костюм носят с куфи шапка. Сенегальские кафтаны — официальная одежда во всех странах Западной Африки.
Классификация
Впервые фразеологизмы были сформулированы как устойчивое словосочетание, смысл которого не соответствует смыслу слов, в него входящих, французским швейцарским лингвистом Шарлем Балли.
В. Виноградов вывел 3 группы устойчивых словосочетаний:
- Фразеологические сращения. Идиома — речевой оборот, который по смыслу не схож с теми словами, что его образуют. Пример: «спустя рукава», то есть небрежно.
- Фразеологические единства. Устойчивый в речи оборот, отдельные слова которого имеют свое собственное значение, но вместе они приобретают совсем другой смысл, который следует понимать метафорически. Пример: «грызть гранит науки». Такие словосочетания нельзя делить или заменять части на синонимы.
- Фразеологические сочетания. Это устойчивые обороты, смысл которых складывается из значения слов его составляющих. Такие выражения можно делить и заменять словами синонимами. Пример: «Сгорать от стыда, ревности…».
Впоследствии был выделен еще один тип:
Фразеологические выражения. Представляют готовые предложения, содержащие выводы или утверждения. В эту группу входят пословицы, поговорки, афоризмы, речевые штампы.
Интересное видео познакомит вас со многими популярными фразеологизмами и их значениями.
Происхождение фразеологизма
Как известно, фразеологические обороты имеют исторические корни или приходят в язык из художественной литературы. Выражение «Тришкин кафтан» как раз родилось на страницах литературного произведения. В 1815 году И.А. Крылов создал басню с одноимённым названием, и крылатая фраза быстро вошла в широкий обиход.
Герой басни пытается перешить худую одежонку таким образом, чтобы не выдать собственной бедности. Продрав локти, Тришка не отчаивается: обрезает рукава и ставит в нужные места заплаты. Его не смущает, что наряд стал куцым. Простоватому мужику Трифону кажется, что он очень хорошо поправил свои дела. Он готов сто раз перешить кафтан, но вряд ли это спасёт положение.
Русский баснописец адресовал поэтическую метафору расточительным дворянам, готовым отдавать в заклад наследственные имения, надеясь на получение крупных денежных ссуд. Подобное явление было широко распространено ещё в конце 18 века, а в 19-м стало настоящим государственным бедствием. Не умея вовремя вернуть банку суммы, полученные под залог, помещики лишались собственности, так как заложенные усадебные земли переходили к кредитным организациям и продавались с аукциона. По много раз перезакладывая надел, такой горе-дворянин был подобен предприимчивому, но при этом незадачливому Тришке.
Басня «Тришкин кафтан» не входит в обязательную школьную программу, но смысл её актуален и сегодня. Вот почему ёмкий фразеологизм активно используется во многих жизненных ситуациях. Столкнувшись с трудностями, не кидайтесь в водоворот событий, не продумав дальнейшие шаги. Иначе попадёте из огня да в полымя или останетесь в Тришкином кафтане!
https://youtube.com/watch?v=GQ0tCljmFAY
Западноафриканский кафтан
В Западная Африка, кафтан — это халат-пуловер, который носят как мужчины, так и женщины. Женский халат называется кафтан, а мужская одежда называется сенегальским кафтаном.
Сенегальский кафтан — это мужской халат-пуловер с длинными рукавами-колокольчиками. в Волоф язык этот халат называется mbubb а по-французски это называется бубу. Сенегальский кафтан длиной до щиколотки носится с соответствующими брюками на шнурке, называемыми тубай. Эти халаты, обычно сделанные из хлопковой парчи, кружева или синтетических тканей, распространены по всей Западной Африке. Кафтан и соответствующие брюки называются костюмом-кафтаном. Кафтановый костюм носят с куфи шапка. Сенегальские кафтаны — официальная одежда во всех странах Западной Африки.
История
Согласно «Энциклопедии ислама», эта мода довольно рано зародилась среди арабов под влиянием персидской моды. По-арабски слово хафтан используется так же, как в персидском. Он описывается как длинный халат, иногда доходящий до икр или чуть ниже колена. Она открыта спереди, а рукава слегка обрезаны на запястьях или даже до середины рук.
Д’Арвье в своих путешествиях в 17 веке упоминает сирийских эмиров и бедуинских шейхов, носивших кафтан в качестве зимней одежды.
Эпоха Аббасидов
В золотой век ислама Аббасид эры космополитическая суперкультура распространилась повсюду среди китайских императоров, англосаксонской чеканки, но также и в Константинополь тоже (текущий день Стамбул ). Они имитировали и имитировали Багдади культура (столица Аббасидов).
Четное Теофил которые сражались с арабами в 830-х годах на поле битвы, построили дворец в багдадском стиле недалеко от Босфор. Они пошли a l’arabe в кафтанах и тюрбанах. Даже на обычных улицах Гуанчжоу в эпоху Тан В моде был кафтан в арабском стиле.
Это стало роскошной модой — богато украшенный халат с пуговицами спереди. Калифы носили элегантные кафтаны из серебряной или золотой парчи с пуговицами на передней части рукавов. Калиф аль-Муктаддир (903–932) носил кафтан из серебряной парчи, шелк Тустари, а его сын — из византийского шелка, богато украшенный или украшенный фигурами. Кафтан распространился повсюду Аббасидами и стал известен во всем арабском мире.
Сюжет басни
Этот фразеологизм пришел в русский язык из одноименной басни. Тришка — пренебрежительный, простонародный вариант полного имени «Трифон», которое сейчас встречается очень редко. Однако, те, кто не помнит сюжет басни, часто говорят не «Тришкин», а «Гришкин» кафтан. Это неправильно. Он был именно Тришкин. Кафтан — старинная русская мужская одежда с длинными рукавами, которую носили крестьяне.Сюжет басни Ивана Андреевича Крылова «Тришкин кафтан» заключается в следующем:
- Однажды мужчина по имени Трифон, которого все звали Тришкой, заметил, что у него прохудился кафтан;
- Он не стал расстраиваться, а начал думать, как же спасти положение;
- Наконец, он нашел выход и кое-как отремонтировал одежду, но сделал это очень неаккуратно;
- Когда Тришка закончил работу, он увидел, что появилась дыра в другом месте;
- Тришка несколько раз пробовал чинить одежду, и каждый раз на месте старых дыр появлялись новые.
Алжирские кафтаны
Женский кафтан, предложенный Али Пача из Алжир к короне Швеция по случаю мирного договора 1731 г.
Женский кафтан внесен в нематериальное культурное наследие человечества, как Тлемсен костюм. Это основная часть Чедда Тлемсена.
Исторически зарегистрировано, что кафтан носили в Алжире с начала 16 века. В соответствии с османской традицией мужской кафтан, известный как кафтан чести, османский султан даровал губернаторам Алжира, которые, в свою очередь, даровали кафтаны беям и членам знатных семей. В его Топография и общая история Алжира, Антонио де Соса описал его как цветную одежду, сделанную из атласа, дамаста, бархата и шелка и имеющую форму, которая напоминала ему рясы священников. Дей носил кафтан с свисающими рукавами; то ходжас (секретари) носили очень длинный кафтан на тканевой основе, доходящий до щиколоток; то чауши (исполнители правосудия дея) признавались кафтаном зеленого цвета с открытыми или закрытыми рукавами в зависимости от их ранга. Кафтан также носили янычары в 17 и в половине 18 веков. Его продолжали носить высокопоставленные мужчины даже в 20 веке.
Женский кафтан, с другой стороны, произошел локально и произошел от глила, куртка до середины икры, сочетающая в себе влияние Мориско и Османской империи, но развивающаяся в соответствии с очень специфическим алжирским стилем, начиная с шестнадцатого века. Между шестнадцатым и семнадцатым веками женщины среднего класса начали носить глилу. Использование парчи и качественного бархата, обилие вышивки и золотых нитей было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность самых богатых алжирцев, которые решили удлинять свою одежду. глила до щиколоток, чтобы сделать кафтан, который стал центральным элементом церемониального костюма, а глила ограничивалась ролью повседневной одежды.
В 1789 г. дипломат Venture de Paradis описал женщину из Алжира следующим образом:
С тех пор было разработано несколько типов кафтанов, сохраняющих первоначальный образец. В настоящее время алжирские женские кафтаны, включая модернизированные версии, считаются незаменимым предметом одежды в приданое невесты в таких городах, как Алжир, Аннаба, Bejaia, Blida, Константин, Miliana, Недрома и Тлемсен.
Кафтан
Это краеугольный камень исконно русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана. Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.
Куда одевать?
На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.
В западных странах
Американцы, возвращающиеся из путешествий на след хиппи помог популяризировать кафтан.
Совсем недавно кафтан был представлен на западе в 1890-х годах, когда Аликс Гессенская во время коронации носила традиционный русский кафтан. Эта одежда напоминала кафтаны, которые носили османские султаны, и контрастировала с облегающими, в корсете платья, распространенные в Англии того времени.
Кафтан постепенно завоевал популярность из-за своей экзотики и как разновидность свободной одежды. Французский модельер Поль Пуаре дальнейшая популяризация этого стиля в начале 20 века.
В 1950-х модные дизайнеры, такие как Кристиан Диор и Balenciaga использовали кафтан в качестве свободного вечернего платья или халата в своих коллекциях. Эти вариации обычно были без створок.
Американец хиппи Мода конца 1960-х и 1970-х годов часто черпала вдохновение в этнических стилях, включая кафтаны. Эти стили были привезены в Соединенные Штаты людьми, которые путешествовали по так называемойслед хиппи «. В африканском стиле, в стиле кафтана Дашикис были популярны, особенно среди Афро-американцы. Уличные стили были заимствованы модельерами, которые продавали роскошные кафтаны в качестве платьев для хозяйки для повседневных домашних развлечений.
Диана Вриланд, Бэйби Пейли, и Барбара Хаттон все помогло популяризировать кафтан в господствующей западной моде. В 1970-е годы Элизабет Тейлор часто носили кафтаны, разработанные Теа Портер. В 1975 году на ее вторую свадьбу с Ричардом Бертоном она была в кафтане, разработанном Джина Фратини.
Совсем недавно, в 2011 году Джессика Симпсон была сфотографирована в кафтане во время беременности. Американский редактор моды Андре Леон Талли также носил кафтаны, разработанные Ральф Руччи как выглядит одна из его подписей. Бейонсе, Ума Турман, Сьюзен Сарандон, Кейт Мосс, Мэри-Кейт и Эшли Олсен, а также Николь Ричи были замечены в этом стиле. В некоторых модных линиях есть коллекции, посвященные кафтану, одним из примеров является Виллиан Кейи Баундс Летняя коллекция 2015 года.
Для дальновидных модных брендов кафтаны были включены в линии летнего сезона таких известных брендов, как Roberto Cavalli, House Of Inoa Fashion и TheSwankStore, благодаря которым платье-кафтан, в свою очередь, стало популярным в качестве основного предмета женской одежды среди тех, кто посещает тропические места отдыха . Часто сделанные из шелка и отделанные кристаллами и бисером на вырезе и спине одежды, многочисленные и разнообразные стили кафтанов часто называют современной роскошной курортной одеждой, а термин «кафтаны» составляет общее название, охватывающее жанр стиля. Эти современные красочные наряды, обычно созданные с использованием ярких, красочных и уникальных принтов, отсылающих к традиционным культурам Ближнего Востока и Индии, сочетающимся с модными цветовыми палитрами и стилями, начали выходить за рамки использования только в качестве предметов курортной моды, но как предметы повседневной одежды носить.
История кафтана
С 10 по 12 века на Руси использовался плащ. Это была одежда знати. Кроме того, использовались верхние рубахи: свита, не имеющая запаха (её надевали через голову и шили из плотного тёплого материала); куртка (распашная короткая одежда); свита с запахом; кафтаны.
В 17 веке в женском гардеробе стали появляться сарафаны, которые вначале носили только мужчины. А гардероб мужчин обновился турецким кафтаном. В дальнейшем, при дворе Ивана III складывается новая мода: долгополые богатые одежды с длинными рукавами.
При Петре I знать прекратила носить русскую одежду, кафтан перешёл к народу и стал повседневной одеждой. Из века в век кафтан менял свой вид и своё назначение.
В 20 столетии с гражданской войной и коллективизацией население обеднело: сменилась ткань и качество пошива. Утратилось умение шить кафтаны вместе со старинными образцами этого вида одежды.
Кафтаны были самых разных цветов.Андрей Петрович Рябушкин «Едут!», 1901 годМестонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Тришкин кафтан. Басня Крылова
Басня «Тришкин кафтан» – произведение, высмеивающее поспешное разрешение далеко не главных проблем, приносящее, подобно снежному кому, неприятность за неприятностью.
Басня «Тришкин кафтан»
У Тришки на локтях кафтан продрался. Что долго думать тут? Он за иглу принялся: По четверти обрезал рукавов – И локти заплатил. Кафтан опять готов; Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали? Однако же смеется Тришке всяк, А Тришка говорит: “Так я же не дурак И ту беду поправлю: Длиннее прежнего я рукава наставлю”. О, Тришка малый не простой! Обрезал фалды он и полы, Наставил рукава, и весел Тришка мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда Иные господа, Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
Мораль басни Крылова «Тришкин кафтан»
Мораль басни «Тришкин кафтан» автор не вынес отдельной строкой, хотя и пронес ее на поверхности по всему произведению: ко всякому делу нужно подходить с умом и без спешки, иначе вместо решения, можно получить порцию новых проблем.
Анализ басни «Тришкин кафтан»
Главным героем басни «Тришкин кафтан» представляется перед нами некий простой парнишка Тишка, который, порвав рукав своего кафтана, пытается загладить содеянное с помощью поспешных действий.
На первый взгляд кажется, что решения, принятые мальчиком, достаточно логичны, ведь они направлены на разрешение нелепой ситуации (некая видимость совершаемой работы).
Современный мир, к сожалению, полон подобных персонажей, которые хватаются с молниеносной скоростью за разрешение разного рода ситуаций, руководствуясь первыми, зачастую неверными, порывами, и совершенно забывают о том, что большинство проблем следует решать с «головы», применяя максимум рассудительности и мудрости. Но ведь не просто же так испокон веков в народном фольклоре «гуляет» пословица: поспешишь, людей насмешишь, – которая, к слову, просто идеально выражает мораль рассматриваемой басни.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кто может стать священником
Крылатые выражения из басни «Тришкин кафтан»
В настоящее время ни одна из фраз басни «Тришкин кафтан» не используется вне авторского текста Крылова, однако есть одно сборное выражение, ставшее нарицательным: «латать Тришкин кафтан». Сегодня оно используется как насмешка/упрек тем, кто бросает все силы на решение сиюминутных мелких задач в ущерб общему делу.
Читать все басни Крылова
Кафтаны на Руси
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.
Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.
Наряд боярынь 16-18 в
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.
Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.
Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.
Однорядка — одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.
Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.
Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.
Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.
Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.
В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.
Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.
За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.
В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.
Кафтаны шили из различных тканей: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.
Считался лишь со временем года и погодой.
Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была .
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.
В то время популярны были -кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.
Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
(с)
Марокканский кафтан
Согласно Энциклопедия ислама Кафтан был завезен османами в берберийские государства и распространился по моде до Марокко.
В соответствии с Наима Эль Хатиб Буджибар, Кафтан мог быть завезен в Марокко Саади король Абд аль-Малик кто жил в Алжир и Стамбул. Поначалу его носили сановники и женщины дворца, а с конца 17 века он стал модным среди среднего класса.
По словам Рашиды Алауи, кафтан восходит к концу 15 века в Марокко благодаря мавританской истории и, следовательно, представляет собой средневековое андалузское наследие. Первые упоминания об этой одежде, которую носят марокканцы, относятся к 16 веку.[ненадежный источник? ]
Сегодня в Марокко кафтаны в основном носят женщины, а слово кафтан в Марокко обычно используется для обозначения «цельного платья». Альтернативные двухсекционные варианты марокканских кафтанов называются Такчита и носится с большим поясом. В Такчита также известен как Мансурия которое происходит от имени султана Ахмад аль-Мансур кто изобрел Аль-Мансурию и новую моду ношения двойного кафтана.
Алжирские кафтаны
Женский кафтан, предложенный Али Пача из Алжир к короне Швеция по случаю мирного договора 1731 г.
Женский кафтан внесен в нематериальное культурное наследие человечества, как Тлемсен костюм. Это основная часть Чедда Тлемсена.
Исторически зарегистрировано, что кафтан носили в Алжире с начала 16 века. В соответствии с османской традицией мужской кафтан, известный как кафтан чести, османский султан даровал губернаторам Алжира, которые, в свою очередь, даровали кафтаны беям и членам знатных семей. В его Топография и общая история Алжира, Антонио де Соса описал его как цветную одежду, сделанную из атласа, дамаста, бархата и шелка и имеющую форму, которая напоминала ему рясы священников. Дей носил кафтан с свисающими рукавами; то ходжас (секретари) носили очень длинный кафтан на тканевой основе, доходящий до щиколоток; то чауши (исполнители правосудия дея) признавались кафтаном зеленого цвета с открытыми или закрытыми рукавами в зависимости от их ранга. Кафтан также носили янычары в 17 и в половине 18 веков. Его продолжали носить высокопоставленные мужчины даже в 20 веке.
Женский кафтан, с другой стороны, произошел локально и произошел от глила, куртка до середины икры, сочетающая в себе влияние Мориско и Османской империи, но развивающаяся в соответствии с очень специфическим алжирским стилем, начиная с шестнадцатого века. Между шестнадцатым и семнадцатым веками женщины среднего класса начали носить глилу. Использование парчи и качественного бархата, обилие вышивки и золотых нитей было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность самых богатых алжирцев, которые решили удлинять свою одежду. глила до щиколоток, чтобы сделать кафтан, который стал центральным элементом церемониального костюма, а глила ограничивалась ролью повседневной одежды.
В 1789 г. дипломат Venture de Paradis описал женщину из Алжира следующим образом:
С тех пор было разработано несколько типов кафтанов, сохраняющих первоначальный образец. В настоящее время алжирские женские кафтаны, включая модернизированные версии, считаются незаменимым предметом одежды в приданое невесты в таких городах, как Алжир, Аннаба, Bejaia, Blida, Константин, Miliana, Недрома и Тлемсен.