Главные предметы русской одежды

Высказывания из русской классики со словом «зипун»

Поэты и писатели писали свои произведения с исторической точностью. Они употребляли в своих текстах слова, помогающие понимать время, в котором жили их герои.

Мастер описания внешности Николай Васильевич Гоголь не мог пройти мимо тех названий элементов одежды, которую носили девушки и парубки на Украине:

Тургенев был невероятно правдив, говоря: «Как только, бывало, вспомню, что она в зипуне гусей гоняет, да в черном теле, по барскому приказу…». Так же и Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы» описывает, как герой спасал братьев наших меньших:

Зипун носили и довольно богатые люди: «На срубленном пне, под тенью огромного дуба, сидел широкоплечий детина среднего роста, в богатом зипуне, шитом золотом», – из «Князя Серебряного» А. К. Толстого.

Зипун был не только распространённым видом одежды в определённый исторический период, но и любимым элементом одежды, упоминающимся в словарных и художественных источниках.

Река Времени

Реки, как люди. Они великие актрисы! В фильме «Волга-Волга» роль Реки играли Кама и Чусовая. Стрелку играла легендарная Любовь Орлова.
«Словно тучи, печально и долго над страной проходили века, и слезами катилася Волга — необъятная наша река», — пела письмоносица Дуня Петрова.

В фильме Волга-Волга роль Реки играли Кама и Чусовая. Стрелку играла легендарная Любовь ОрловаКадр из фильма. Любовь Орлова у горы Стрельной, Жигули

Пароход «Севрюга» шёл по странной реке, на которой были и бойцы Чусовой, и горы Жигулей. По той же «реке» в конце XVI века сыны севрюков и хлынов ушли искать страну свободы. Они ушли по реке Времени.
А знаете, и сейчас Беловодье остаётся русской мечтой!

Страна Беловодья не сказка, но явь. Что творится в мире, всё там известно, всё видно, всё слышно. Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время…Оттуда.Картина Николая Рериха, 1936 год

В июле 1893 года записаны слова отца Владимира, иеромонаха Вышенской Успенской мужской пустыни:

«Страна Беловодья не сказка, но явь. Что творится в мире, всё там известно, всё видно, всё слышно. Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время«.

Реку Времени не остановить.

Реку Времени не остановить.Камень Волеговы Гребни на реке ЧусовойАвтор — Михаил Латышев

Предыдущие части цикла «К началу похода Ермака»:

Часть первая: Сылва-Сылвица. Камень у поворота

Часть вторая: Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог

Часть третья: Закаменные пути. Грамота на Сибирь

Часть четвертая: Исчисление новых лет. Новогодний поход

Часть пятая: Люди Степи, Люди Воды

Часть шестая: Война Ливонская, пищаль затинная

Часть седьмая: Про Мишку честное слово

Часть восьмая: Казаки-разбойники?

Казачье царство

Люди, как реки. Куда-то стремятся, обходят заплоты. Выйдут на свободное место – разольются вольно. Когда-то разлились по Дону господа-головы, азовцы. Казаки Миши Черкашенина заняли Царицу-Переволоку на Волге. Искали они Беловодье, легендарную страну свободы. Отбивались донцы от ногайцев и крымцев, помогли Ивану Грозному взять Казань и Астрахань.

Начал царь садить по Волге острожки со стрельцами – и рассеялась страна свободы, как невидимый Китеж-град. И грянул гром – «казаки вороваху по Волге», всех сослать. Матушка Волга – широка и долга!
Разные казаки на ней были.

Зипун — удобная одёжа. И крестьяне зипуны носили, и кто в поле казаковал.Донской казак, рисунок 1821 года

Донские с Переволоки до устья Волги смотрели за путём в море Хвалынское. Русские степняки ходили «за зипунами» на ногайцев и татар, не считая зазорным. Чтоб подальше свои улусы ставили. Чтоб забыли, как Русь воевать. Казаки от царя грамотку на Дон получили, радовались. Узаконено казачье царство! Зипун был наплечной одеждой станичников. Символ их вольности — лампас в казачьей справе.

Господа-головы со стрельцами спасли Русь от крымского хана в Молодинской битве. Тогда у Миши Черкашенина сражался молодой Ермак Тимофеев. Через пять лет его выберут старшиной от Качалинской станицы с поручением охранять границы от Дона до Астрахани. И он наведёт ужас на улусы ногайские. Берегись, Мангытский юрт!

Русские степняки ходили за зипунами на ногайцев и татар, чтоб подальше свои улусы ставили.Ногайцы в Астраханской степи, 1894 год

Дополнительное значение термина

Кроме того, что слово «зипун» обозначало предмет гардероба, оно использовалось в другом значении. Так называли военные трофеи, добычу. У казаков военные походы часто именовались «походом за зипунами». Это означало охотиться за иноплеменниками, одетыми в дорогие наряды. Их потом обменивали на выкуп или на пленных друзей. Кроме того, «поход за зипунами» – это любая военная операция казаков, целью которой была добыча продовольствия. Самым известным из подобных походов было выступление отряда Степана Разина.

Словосочетание «доставать зипуны» иногда использовалось в значении грабить. Словом «зипунник» обозначали грабителей, мародеров. Часто так называли татар, совершавших набеги на донские селения и промышлявших грабежом.

Зипун – это устаревшее слово, историзм. Так называют часть национального русского костюма, сейчас такая одежда не используется. Но из-за того, что вещь была широко распространена с XVII века, в литературе встречается много упоминаний о ней. О том, какие имелись особенности в покрое в зависимости от сословия и региона, можно узнать из книг или исторических хроник.

Казаки или разбойники?

С конца XV века на приграничных южных территориях обычным явлением стали группы отчаянных поселенцев, уходивших в татарские степи и к побережью Черного моря для занятий бортничеством, рыбалкой, охотой. Риск нарваться на степняков Крымского ханства был очень высок, поэтому вскоре эти ватаги переросли в настоящие военные отряды, готовые при случае ограбить поселения и кочевья татар, а также случайно подвернувшихся купцов.

Во время одного из таких столкновений и появился термин «казак». В 1492 году татарский хан жаловался на ограбление галеры, ходившей по Днепру. Он употребил при этом слово «козак», означавшее бродячего разбойника из низших слоев общества. В дальнейшем так стали называть все приграничное степное население Украины, России, одной из важных статей дохода которого стали регулярные «походы за зипунами» — вылазки с целью грабежа купцов и иноверцев.

Спецификой приграничных территорий было отсутствие достаточного количества представителей власти и дворян, так как они предпочитали выполнять свои обязанности на безопасном расстоянии от степняков. В результате возникло относительно свободное сообщество с военными порядками — казачья вольница.

Местная власть формально признавала противозаконность грабительских рейдов, но контролировать их была не в состоянии. Кроме того, налоги, поступающие в казну от грабежей, помогали сохранять нейтралитет между казачьими отрядами и администрацией.

Начиная с конца XV века поступают регулярные сообщения о морских набегах и пеших нападениях на татарские поселения, суда, караваны. Под горячую руку могли подвернуться и свои — в 1493 году казаки разрушили турецкую Очаковскую крепость, попутно ограбив и московского посла. Зимой 1502-1503 годов казаки разгромили военный эскорт на Днепре и в последующем регулярно ходили за добычей вверх и вниз по течению реки, пока крымский хан не распорядился перегородить течение реки цепями.

Поворотный год

Ермак вернулся на Волгу. Он помнил о камских солезаводчиках. Летом 1580 года его ватажники ограбили ногайского мурзу Уруса Магмета и «отогнали с Волги тысячу лошадей«, убив карачея Батугай-баатыра.

Из своих людей в дружину Строгановы выделяли 60 человек, и весной следующего года Ермак угнал у мурзы ещё 60 лошадей. Коней тогда было мало, и они ценились. Степная лошадь, которая может одолеть с грузом изнурительный путь и прокормить сама себя, — на вес золота.

Летом 1580 года ватажники Ермака ограбили ногайского мурзу Уруса Магмета и отогнали с Волги тысячу лошадей, убив карачея Батугай-баатыра.Ногайский баатыр — воин

События 1581 года развивались стремительно. В Полоцке царёвы воеводы получили урок. И что усвоили? Отступая, они захватили несколько «языков» из мадьяр. Пехотинцы Бекеша носили кафтаны на меху с приталенным коротким силуэтом, меховым или бархатным воротником. Какая прелесть! В Москве стали шить «бекеши».

И Баторий сделал выводы. Через год поляки без пощады вырезали Великие Луки. К 1581 году Россия потеряла огромные территории. Князь Стефан стоял в «предсердии Москвы». Он готовился взять Псков. Иван Грозный вновь призвал донцов оборонять Русь. Псков нужно было удержать любой ценой.

Баторий сделал выводы — через год поляки без пощады вырезали Великие Луки. К 1581 году Россия потеряла огромные территории.Шляхтичи в русской деревне.Художник Юрий Каштанов

Отряд Ермака вошёл в корпус князя Катырева-Ростовского. 25 июня корпус переправился через Днепр и через два дня осадил Могилёв. Пан Головчинский доложил польскому королю: «Чтобы отвлечь польские войска от главных русских сил, послали они в налёт лёгкую казачью конницу вместе с татарами на литовские города и сёла за Днепром. Командовали отрядами Василий Янов и Ермак Тимофеевич«.

К августу в районе Могилёва — Орши установилось перемирие. Корпусу «велено быти во Ржеве«. Миша Черкашенин с воеводой Шуйским защищал Псков и погиб 8 сентября, взорвав Свиную башню вместе с поляками. На этот раз Ермака среди «мишкиных людей» не было. Его конницу царь отправил на усмирение ногаев.

Ногайская семьяАрхивное фото

Зная, что царская рать увязла в Ливонии, ногайцы вторглись на русские земли Поволжья. Иван Грозный заявил ультиматум Урусу, чтобы тот набеги на «украйны» прекратил. Иначе «повелим вас самих воевать и ваши улусы козаком астараханским и волским, и донским, и казанским, и мещерским — и над вами над самими досаду и не такову учинят«.

Царь дал волю ушкуйникам, намекнув на прошлый разгром Сарайчика. Долго ждать не пришлось. К началу июля отряды Ивана Кольцо сожгли Золотой Полумесяц, столицу Ногайской орды.

Золотой Полумесяц, столица Ногайской орды находилась на реке Яик, в 50 верстах выше от города Гурьева. В Сарайчике были похоронены семь ханов: золотоордынские – Сартак, Берке, Токтакия, Джанибек, казахский Касым, ногайские ханы Измаил и Ураз.Развалины Хан Ордалы Сарайчук на реке Яик (Урал). Автор — Яков Фёдоров

Бий Урус отправил в Москву переговорщиков с царским послом Перепелицыным и караваном бухарских купцов, выделив триста всадников для охраны. Да вот незадача — зипуны, заряженные царём на погромы, не уловили тонкостей политики.

В начале августа 1581 года посольство попало в засаду на волжском Перевозе у Соснового острова. Перепелицын уцелел в жестокой расправе над караваном, которую учинили «казаки Иван Кольцо, да Богдан Борбоша, да Микита Пан, да Сава Волдыря с товарыщи». Хотели как лучше?
Получилось, как всегда — царёв приговор, «имати и вешати».

Хвалынск на Волге. Воложка и остров Сосновый, 1960 годАрхивное фото

В середине августа атаман Ермак гнал ногайский отряд из 600 человек. Ногайцы шли с добычей от Темникова и Алатыря, всё к той же переправе через Волгу, под Сосновым островом. Ермаковцы и барбошинцы взяли их «в клещи» и разбили, освободив русских невольников. Часть ногаев вырвалась из окружения, и ушла на Яик. Казаки бросились в погоню.

Казаки на Волге.Автор — Михаил Юрьевич Шаньков

Особенности изделия в разные исторические периоды

Зипун был известен с XVII века. Считается, что название его произошло от арабского слова, обозначающего куртку. Носили зипуны во всех регионах. Из-за специфики кроя со свободной спинкой их надевали и мужчины, и женщины. Но в разные времена менялись особенности ношения.

Допетровские времена

Сначала зипун представлял собой домашний вариант кафтана. Он был узким, часто облегающим, длиной до колен, рукава тоже узкие. Такой крой позволял надевать сверху кафтан. Носили вещь на рубаху, но выйти в ней на улицу или принимать гостей считалось неприличным. Эта одежда была исподней.

Расцветка предпочиталась обычно яркая, часто использовались контрастные цвета. Например, зеленый зипун с белыми рукавами или желтый с синими. Кроме того, украшали еще яркой тесьмой по швам. Контрастными могли быть застежки. Обычно это от 4 до 8 пуговиц, застегивающихся на кожаные петли.

Считается, что эту одежду носили вместо жилета. В холодное время года она использовалась для защиты от непогоды. Были теплые варианты, подбитые мехом изнутри. В то время зипун был обязательным предметом гардероба не только крестьян, но и бояр.

С XVIII века такой кафтан стали носить в основном как верхнюю одежду. Его надевали весной и осенью. Были будничные и праздничные варианты. Со временем изделие стало более широким.

Конец XIX — начало XX века

К концу XIX века зипун изменился по крою. Он имел сборы по бокам или сзади, полы книзу расширялись, ведь использовался он, как рабочая крестьянская одежда. В основном его стали носить вместо кафтана, как защиту от непогоды. Шился тоже из сукна, но обычно грубого, домотканого. Воротника не было, иногда делали небольшую стойку.

В то время мужиков стали называть зипунниками. Но носили этот предмет гардероба даже женщины. Часто надевали его поверх основной верхней одежды во время ненастья или при дальней поездке. Для ношения в будние дни изделия шили из домотканого сукна, обычно белого или серого цвета. Иногда использовался смурый, то есть некрашеный материал. Праздничная разновидность была из фабричного темного сукна, обычно черного или синего цвета.

Зипун стал обязательным предметом одежды казаков. Его надевали под бешмет. При этом край изделия выглядывал, поэтому делался ярким, обычно гвоздичного цвета. Иногда он был оформлен голубой каймой и шелковыми вставками. Популярность такой одежды объяснялась ее удобством при верховой езде – небольшие размеры и широкие полы не мешали и не сковывали движений.

Первая часть похода

Началом похода называется май 1667 года. Но к этому времени основной костяк отряда Степана Разина был уже сформирован. В различных источниках его численность указывается от 400 до 1000 человек. Первыми жертвами грабежей стали суда, торговые пути которых проходили по Дону. Следующей целью разинской ватаги была Волга.

Первую стоянку отряд выбрал на высоких холмах около городка Паншина, который, как и Рада, уже давно служил приютом для казачьих воровских ватаг. Попытки вернуть на путь истинный новоиспеченного атамана вольного войска со стороны царского воеводы и духовных особ закончились безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не смог.

Далее, вероятно по речке Камышинке, разинский отряд перебрался на Волгу. К этому времени он был уже достаточно многочисленным. Как и полагается в казацком войске, отряд делился на сотни, десятки, со строгим подчинением начальству. Благодаря такой дисциплине воровские вылазки были достаточно успешными.

Весенний караван, плывший из Нижнего в Астрахань, стал первой волжской добычей. Струг со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен.

Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Не менее страшная участь постигла и хозяев других судов. Они были повешены, заколоты или брошены в воду. Самое малое наказание получил казначей. Его просто оставили раздетым на береговом песке.

Сегодня это нам кажется крайне жестоким. Но в то время видимо было обычной пиратской практикой. Большая часть, а возможно все ссыльные стрельцы и ярыжники с захваченных судов перешли в отряд к Степану Разину.

В конце мая, начале июня уже тридцать стругов с отрядом Разина подошли к Черному Яру. Ожидаемого кровопролития не произошло. Казаки и ратники в городе заключили безмолвное перемирие. Далее путь разинских соратников лежал вниз по реке к Бузану. Здесь тоже была предпринята попытка вразумить вольного казака. Результатом стало ранение воеводы Семена Беклемишева. После его рассказов о мучительных пытках с подвешиванием на мачте попытки вернуть в родное лоно жестоких разбойников закончились.

Как все события восстания Степана Разина, так и этот поход показали, что в воинской смекалке, знании тактики, стратегии противника атаману не откажешь. До городка Красный Яр у места впадения Волги в Каспийское море отряд добрался по небольшому протоку Бузани. Далее тоже по одному из многочисленных рукавов, в город Яик. О грабежах или погромах в городе не известно. Но его стрелецкого голову Ивана Яцына атаман приказал казнить за неудачную попытку захвата части ватаги.

Здесь упоминается о первом разладе в казалось бы уже сплоченном войске. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань. После безрезультатных уговоров о возврате большая часть их была зарублена и сброшена в воду. Кстати сказать, все уверения в доброй воле новых кандидатов на вступление в отряд заканчивались одинаково. Добрая воля на деле была похожа на принуждение под угрозой смерти.

Уже ближе к осени ватага переместилась в самое устье реки, в урочище Емансуга. Здесь ее путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Порезвившись в степях, Степан Разин с командой отправился в Яик на зимовку.

Холода вольные люди пережили благодаря неожиданной дружбе с калмыками, разбившими свой стан неподалеку. Удачной торговле между ними не смогли помешать даже попытки привлечь калмыков к захвату разинской стоянки. В наказание за попытку раздора были казнены переговорщики, отправленные воеводой в стан врага.

Вторая часть похода

Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход за зипунами был продолжен, но переместился уже на морские просторы. В летописях за целый год нет ни одного точного упоминания о промысле отряда Разина на Каспии.

Все, что известно об этом периоде, взято из устных повествований. Насколько они правдивы, не известно.

В то время прибережные территории нельзя было назвать дружественными. Принуждение к переходу в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов там были нормой.

Первый удар участников похода за зипунами пришелся на Дагестан. Не сумев занять город Тарки, казаки направились к Дербенту. Естественно этот поход сопровождался грабежами и насилием.

Часть Дербента, Шабран, Баку более, чем за год постоянных налетов постепенно превращались в развалины. При этом потери казаков были минимальны. Сопротивление, которое оказывали жители городов, преодолевалось без труда. Наказание было жестоким. Грабились все без разбора, от купцов, до беднейших крестьян. Разрушенные дома, забитый скот, уведенные в плен женщины и дети. Все это казацкий поход на Каспий.

История ношения зипуна в России

По некоторым источникам, крой данного вида одежды был заимствован из восточной культуры, однако стоит учесть, что это только теория, так как ее документальных подтверждений слишком мало. Однако европейское либо иное происхождение зипуна как элемента наряда кажется еще более невероятным.

Сам термин «зипун» набрал широкое распространение в XVII веке, впервые в письменном источнике он был употреблен в сборнике правил построения жизни человека — «Домострое». Он упоминается в разделе «О соблюдении вещей» наряду с другими предметами гардероба — сарафанами, кафтанами, шубами и прочим.

В период XVIII — начала ХХ вв. он составлял элемент наряда донских казаков, они надевали его под бешмет поверх рубахи. И все же практически на всей территории России XVIII—XIX веков зипун — это была верхняя одежда крестьян. Он надевался как в будни, так и в праздники, а также был особый вид зипуна, который накидывался поверх верхней одежды в случае путешествия или ненастья. Тогда он изготавливался из серого или черного сукна, с широкими рукавами и большим, в отличие от обычного зипуна, воротником, которым, подняв, можно было закрыть голову. Такой зипун имел длину до пят и был без застежек.

Поиск града Китежа

На берегу Яика и состоялся исторический казачий круг. За разгром посольства на Волгу придут карательные экспедиции. Будут опять виселицы и казни. Что делать волгским козакам? И как быть Ермаку, повязавшему с ними свою судьбу?

О сходе с Волги думали атаманы, опираясь на посохи. Посох — символ мудрости и старшинства. Поднимут посохи старшие – и казачий круг замолкнет

Хочешь важное слово молвить — подними на посохе шапку!

Часть ногаев вырвалась из окружения, и ушла на Яик. Казаки бросились в погоню.На берегу Яика состоялся исторический казачий круг.Сауркин Яр на реке Яик (Урал).Авторы — Анна и Сергей Клименко.

Кто знает дорогу в рай? Беловодье было славянским ирием – раем, где с неба падает Млечная река. Гуси-лебеди, где Молочная река — кисельные берега?

Где будет новая казачья страна? Ермак предложил идти на Каму и Чусовую, на жалованье к Строгановым. Повоюем сибирских татар, глядишь, и царь простит.

О сходе с Волги думали атаманы, опираясь на посохи. Где будет казачья страна?Ермак предлагал идти на Каму и Чусовую. Барбоша не соглашался.Казачий круг. Фото из музея в городе Чусовом

Барбоша не соглашался. Ушлый зипун не доверял властям – обманут. И это было правдой. С Барбошей на Яике остались ватаги Ивана Дуда, Якуни Павлова и Якбулата Чембулатова, Никиты Уса и Первуши Зея. Там возникнет Кош-Яицкий острог!

На Яике ватажники воздвигли Кош-Яицкий острог.Плавенное рыболовство на Яике (р. Урал)Архивное фото

Посулам Строгановых поверили неполных шесть сотен казаков. С Ермаком к верховьям реки Иргиз пошли атаманы Иван Кольцо и Богдан Брязга, Никита Пан и Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Савва Болдырь. Ведал ли царь, кто с ратным командиром двинулся на Каму?

Атаман Богдан Брязга, сподвижник Ермака с ПридоньяФото из музея в городе Чусовом

Близилось 1 сентября, Семёнов день. Наступал новый, 7090 год от Сотворения мира. Казаки вышли к устью Иргиза на Волгу, чтобы начать сибирский путь. Интересно, что озеро в том месте близ воложки Грязнухи называется… Чусовое.

Прощай, Волга — широка и долга!

Наступал новый, 7090 год от Сотворения мира. Казаки вышли к устью Иргиза на Волгу, чтобы начать сибирский путь.Волга. Автор — Анна Пляски

Благородный рыцарь или обычный пират?

Определенный образ благородного разбойника, созданный в песнях и преданиях, меркнет при ближайшем рассмотрении. Во всяком случае, поход за зипунами нельзя назвать вынужденной добычей пропитания. Нет нигде упоминаний о том, что добыча, доставшаяся казакам при набегах, раздавалась нуждающимся. Нет даже фактов, что казаки, участвовавшие в походе, возвращались к семьям и приносили им трофеи. Есть только сведения о том, что местом приюта вольных казаков перед основным восстанием стал Кагальницкий городок.

То, что каждый из набегов, особенно при выходе отряда на морской промысел, сопровождался насилием, тоже есть немало фактов. Сожженные и разрушенные города это только часть айсберга. Подлинно не известно количество убитых и плененных, так же как и дальнейшая судьба пленников.

Как во время похода, так и во время основных событий восстания Степана Разина, попытки уйти из войска или отказы в него вступить сопровождались угрозами и убийствами.

Никаких целей для улучшения жизни казачьего сословия на этом этапе восстания не ставилось. Каждый из участников воровских ватаг действовал только в собственных интересах.

Да и самого атамана нельзя было назвать остро нуждающимся в срочном пополнении запасов провианта. Родился он в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Некоторые называют причиной агрессивности Степана в зрелом возрасте убийство брата, самовольно покинувшего службу. Эту же причину называл и сам Степан на допросах в суде перед казнью.

Но, тем не менее, этот агрессивный нрав или жажда мести никак не проявлялись до 35 лет. И только в зрелом возрасте Степан Разин подался в поход за зипунами. Скорее всего, это была обдуманная подготовка к основному восстанию и проверка боеспособности казачьего войска.

К тому времени он уже имел большой опыт в ведении переговоров от лица Донского казачества, участвовал в боевых действиях против Османской империи, в походах на Крымское ханство. Поэтому его предводительство в походе казачьей голытьбы по какой-то иной причине логически не объяснимо.

Первый же результат похода, блокировка торговых путей на Волге негативно сказался на развитии сразу нескольких городов Руси и отношениях с другими странами. О негативных последствиях разбойных гулянок казаков в Каспийском море история умалчивает. Но вряд ли этот вклад был позитивным.

Но песни о благородстве Стеньки Разина поют до сих пор. И возможно до сих пор многие считают его благородным рыцарем своей эпохи.

Кто знает истину? Все летописи или иные письменные источники тех времен отражают точку зрения власть имущих. А народному эпосу чужды точная хронология или объективная подача причин и следствий поступков воспеваемых героев.

1 Кафтан

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана.  Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Куда надевать?

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: