4 — Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger (Германия)
Panzerkampfwagen VI «Тигр» Ausf. H1 создавался как тяжелый танк прорыва, способный уничтожить любого противника и обратить в бегство Красную Армию. По личному распоряжению Гитлера, толщина лобового бронелиста должна была составлять не менее 100 мм, борта и корму танка защищали восемь сантиметров металла. Главное оружие – 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе мощного зенитного орудия обладала феноменальной точностью.
Немецкий «Тигр» считался наиболее опасным танком Второй мировой. Эта машина серьёзно опередила своё время – именно она во многом предопределила облик и конструкцию всех последующих танков. В момент появления «Тигра» на поле боя в 1942 году союзники даже не надеялись на успех – противопоставить 88-миллиметровой пушке было попросту нечего. Всё, что можно было сделать, попытаться застать немецкую машину врасплох, подобравшись к ней сзади.
Без недостатков и тут не обошлось. Тигры часто выходили из строя по ходу эксплуатации в наших погодных условиях и почти не поддавались ремонту в полевых условиях, проблемы с транспортировкой на платформах, также проблемы с проходимостью, дороговизна в производстве.
6 — Panzerkampfwagen IV (Германия)
Основная рабочая “лошадка” немецких бронетанковых сил на протяжении всей войны. Танк имел большой запас по модернизации, благодаря чему постоянно совершенствовался и мог противостоять всем своим противникам на поле боя. К концу войны, когда ресурсы Германии были истощены, конструкцию PzKpfw IV значительно упростили. Например, на версии Ausf.J был убран электропривод башни, вспомогательный карбюраторный двигатель, а в 1944 году уже пришлось пойти на сокращение опорных катков и отказ от циммеритового покрытия. Но танк-солдат, как еще называют “четверку”, продолжал воевать.
Средние танки
Литва, 1941 год. Т-28 притаился
Разновидностей средних танков в СССР было немного. Первым стал Т-28, капитально устаревший к началу войны. Тут вам и слабая броня, несколько башен. Натуральный гроб на гусеницах.
Т-34-85 на полевых испытаниях.
А вот Т-34 — его полная противоположность. Бронирован, быстр. Несмотря на то, что образцы 1941 года имели проблемы с ходовой, именно Т-34, были способны на равных сражаться с немецкой бронетехникой.
Северокорейский Т-34-85 и его экипаж.
Интересно, что даже противники отмечали мощь этого танка, достаточно полистать воспоминания Гудериана.
Т-44 с бортовыми экранами для защиты от кумулятивных снарядов.
Т-44 хоть и не использовался на полях Второй Мировой, именно на нем велась подготовка танкистов. По сравнению с Т-34 танк получил улучшенную трансмиссию и систему управления огнем, которая позже была применена для Т-34-85.
Первые 25 единиц техники вышли с конвейера еще в 1944, а к 1945 было построено около 880 штук.
Советские летчики-асы
Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.
Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.
Николай Дмитриевич Гулаев – один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд – 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.
Также высокий результат был и у Кирилла Алексеевича Евстигнеева. Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.
Дмитрий Борисович Глинка также является советским асом. Он уничтожил 50 самолетов врага в 100 боевых вылетах. Удостоен почетного звания Героя Советского Союза дважды.
Как видно, советские асы Второй мировой войны умели воевать и делали это мужественно и самоотверженно.
Рейд Т-34 через Калинин
То, что не удалось сделать Дмитрию Малько и экипажу Т-28, удалось экипажу Т-34 под командованием Степана Горобца.
Т-34
Т-34 в 1941 году был новым танком, недавно поступившим на вооружение. Он обладал хорошей бронёй, но кроме того был надёжным и быстрым. Не случайно именно эта машина была впоследствии признана лучшим танком Второй Мировой.
В октябре 1941 немцы стремительно продвигались к Москве. Настолько стремительно, что информация о захвате ими тех или иных городов запаздывала, и с врагом неожиданно сталкивались части, считавшие, что они находятся в глубоком тылу. К 17 октября немцы уже заняли Калинин крупными силами, но командование, полагая, что в городе, в лучшем случае, авангард, направило туда танковый батальон под командованием Агибалова, поставив задачу выбить немцев из города и объединиться с частями, оборонявшимися на Московском шоссе.
Впереди движутся два Т-34, одним из которых командует Горобец. По дороге они настигают немецкую колонну и открывают огонь, но немцы отстреливаются из противотанковых орудий. Один из Т-34 подбит, но Горобец пробивается и уничтожает орудия, после чего в одиночку продолжает двигаться на Калинин. На танке выходит из строя рация и связь с батальоном пропадает. Тем временем отставший позади батальон атакует немецкая авиация. Несколько танков подбиты и Агибалов останавливает движение. Т-34 Горобца наступает на Калинин один, не зная об этом.
Двигаясь к Калинину, танкисты сначала уничтожают колонну мотоциклистов, а затем внезапно выезжают на немецкий аэродром. Здесь они уничтожают два самолёта и топливную цистерну. Немцы открывают по танку огонь из зениток, но не попадают. Т-34 выходит из боя и продолжает двигаться на Калинин. На въезде в город танкисты расстреливают немецких пехотинце и таранят несколько автомобилей. Ведя огонь на ходу, танк движется по улицам города, но в районе завода попадает под огонь противотанковой пушки. Немцы добиваются попадания, в танке возникает пожар, а пушку заклинивает. Но танкисты справляются с угрозой — пока остальной экипаж тушит пожар, механик-водитель давит немецкую пушку гусеницами.
Путь дальше оказывается нелёгок. Сначала танк проезжает по шаткому деревянному мосту, рискуя упасть в реку, затем танкистам приходится пробираться через противотанковые заграждения, вытаскивая из земли рельсы. Двигаясь через центр города, танкисты встречают немцев, которые, как и в Минске, поначалу ошибочно принимают Т-34 за свой или трофейный. Но несмотря на неисправную пушку, танкисты не пытаются пробраться через Калинин тихо. Колонну из встреченных грузовиков Т-34 давит и расстреливает из пулемётов. Видя впереди немецкий танк, Т-34 обходит его и таранит с борта. От удара двигатель глохнет, немцы окружают танк, но затем он всё-таки заводится. Выезжая на площадь Ленина, танк обстреливает здание, на котором вывешены немецкие флаги и продолжает движение к окраине города и Московскому шоссе.
Последним свершением танкистов стало уничтожение немецкой батареи, на которую они внезапно заехали с тыла. Раздавив орудия и окопы, танк, наконец, пробивается к советским позициям. Свои не сразу опознали Т-34 и открыли огонь по танку, но затем всё-таки разобрались. А командующий 30-й армией генерал Хоменко, узнав о приключениях танкистов, не дожидаясь решения о награждении, снял со своего кителя орден и отдал Горобцу.
Памятник легендарному экипажу Горобца в Твери
Английский тяжелый танк «Черчилль Крокодил»Нелепый, ужасный, огненный
«Черчилль» был создан специально для Второй мировой и представлял из себя сверхбронированный тяжелый танк, несущий, однако не самую мощную, 57-мм, пушку.
Показал он себя неплохо, и даже поставлялся по ленд-лизу в СССР, где солдаты его любили. Особенно им нравилась броня, в лобовой части иногда доходившая до 152 мм. Например, известна история, как четыре подбитых в атаке танка Черчилль три дня отстреливались от немцев, уничтожив артиллерийскую батарею. При этом, все эти три дня их долбила артиллерия, но пробить броню и ранить экипаж у немцев так и не получилось.
К сожалению, при всей своей надежности, танк из-за низкой скорости и проблем с гусеницами и двигателем получал не лучшие отзывы в войсках самой Англии. Сам Уинстон Черчилль о нем так: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!».
Но нам гораздо интереснее его огнеметная версия — «Черчилль Крокодил», прозванный так из за своеобразного хвоста в виде бочки огнеметного горючего, которая была прицеплена сзади. Смесь подавалась по шлангу в танк, который выбрасывал ее под давлением на расстояние до 120 метров. Это было ужасное оружие, которое буквально дотла сжигало солдат, защищавших доты.
Этот танк настолько боялись, что немцы сдавались, просто увидев, как к ним подползает это огромное и нелепое, со своей странной тележкой, чудовище. Правда, если удачным выстрелом враги попадали в резервуар со смесью, она воспламенялась и почти гарантированно сжигала сам танк.
«Хвост» танка с горючей смесью.
Красноречивый факт: сами танкисты «Крокодила» при угрозе взятия в плен предпочитали стреляться, так как по традиции, идущей еще с Первой мировой, огнеметчиков расстреливали на месте. И это еще в лучшем случае. Очень уж солдаты не любили представлять себя на месте сгоревших заживо товарищей.
Мартин Шройф (Martin Schroif)
Вторым по количеству уничтоженных во время войны танков является Мартин Шройф. Немецкие документы заявляют об уничтожении им более 161 танка противника. Однако к такой информации многие историки относятся с некой долей скептицизма, так как не найдено не одного открытого источника информации, который может подтвердить эти данные, поэтому многие сходятся во мнении, что подвиги Шройфа это «утка» нацистской пропаганды. Мартин находился на службе в СС с 1936 года, и принимал участие в войне с 1939 года. В 1942 году был командиром мотоциклетного подразделения, а с марта 1944 находился в подчинении
102-го танкового батальона. Данные о том, где служил Мартин в 1943 году, отсутствуют. В 1944 году он служит уже, будучи унтерштурмфюрер, хотя документов о его назначении не сохранилось. Считается, что, будучи командиром немецкого «Тигра» в Нормандских боях уничтожил четырнадцать танков. После гибели в одном из боев командира Эндемана, с июня 1944 года Мартину пришлось командовать ротой до середины июля. Был представлен к Рыцарскому кресту, однако не получил его из-за конфликта с командованием. Единственный факт упоминания боевых заслуг Мартина Шройфа это упоминание его в воспоминаниях командира второй роты 102 батальона Эрнеста Стренга, во время боя в районе Вира. Имя Шройфа упоминалась в книгах майора Дж. Хоу о боях в Нормандии.
Умер Мартин Шройф в 1979 году. Как уже говорилось, возникают сомнения о достоверности его подвигов, так как слабо верится, что всего за три-четыре месяца службы на «Тигре» и «Королевском Тигре» он смог подбить 161 танк. Также сомнения вызывает тот факт, что Мартин так и не получил высоких военных наград Рейха, да и вообще о его награждении какими-либо медалями отсутствует.
Дмитрий Лавриненко
Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.
19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.
5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.
Зиновий Колобанов
Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.
Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.
Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны 1941-1945 – от 15 до 19 побед
20 танкистов Великой Отечественной войны подбили от 15 до 19 гитлеровских танков и самоходок. Пятеро из них воевали на тяжёлых танках КВ или ИС. Трое командовали экипажами самоходных орудий. Один – Леонид Дружинин – воевал на американском M4А2 Sherman. Остальные командовали Т-34 разных модификаций.
Его танк был назван в честь 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой, которая потратила на его изготовление все семейные сбережения и драгоценности. Эта женщина проводила на фронт мужа, троих сыновей и дочь. Двое её сыновей не вернулись с войны.
Знаменитый танк в ГСВГ
Танк «Мать-Родина» дошёл до Берлина и был установлен в одной из воинских частей Группы советских войск в Германии на постамент, сделанный из гранитной плиты, с которой выступал Гитлер. Во время вывода контингента советских войск из Германии танк вывезли в Россию. Он стоит в п. Котельники Люберецкого района Московской обл. у школы, в которой действует Музей боевой славы 17-й механизиованной бригады. Именно в её составе сражался Т-34/85 «Мать-Родина».
Одни из самых результативных танкистов асов 2 мировой войны
- Немецкие танкисты
- Танкисты ссср
- Американские танкисты
Танкисты асы Второй мировой войны, кратко говоря, известны гораздо меньше своих коллег из авиации, хотя их действия также сыграли значимую роль в ходе конфликта. И практически в каждой воюющей стране были свои герои, мастерски уничтожавшие вражескую бронированную технику.При этом, в отличие от авиации, в танковых войсках не велось четкой статистики потерь, поэтому большинство данных были основаны лишь на словах самих танкистов.
Немецкие асы
-
- Танкисты – асы Второй мировой войны кратко о одних из самых лучших Самым эффективным танкистом-асом Вермахта был Курт Книспель, уничтоживший по некоторым данным около 170 танков противника. 126 и них он подбил будучи наводчиком, остальные – в качестве командира танкового экипажа.
- За его заслуги кандидатуру Книспеля несколько раз представляли на награждение Рыцарским крестом. Однако награду он так и не получил. Как говорят историки, причиной тому служил непростой характер танкиста-аса.
- Михаэлю Виттману повезло больше. Несмотря на то, что на его счету числилось 138 уничтоженных танков, при этом большинство из этих побед не носили никакого официального подтверждения, он был национальным героем.
- За особые заслуги Виттамана наградили одной из высших наград Германии – Железным крестом (I, II класса), а также Рыцарским крестом с дополнением из дубовых листьев и мечей.
- Погиб он в августе 1944, когда его «Тигр» был подбит врагом.
- Однако обстоятельства гибели до сих пор точно не выяснены, что позволяет многим союзникам антигитлеровской коалиции приписывать уничтожение виттманского танка на свой счет.
Советские асы
-
-
-
Среди советских танкистов-асов Второй мировой войны больше всех в мире известен старлей Зиновий Колобанов, которого даже отметили в книге рекордов Гиннеса. 20 августа 1941 в ходе Кингисеппско-Лужской операции танк Колобанова «КВ-1» в течение 30 минут сумел уничтожить 22 танка противника.
- Всего же в тот день танковая рота под командованием Зиновия Григорьевича уничтожила 43! вражеских машины.
-
-
-
- Колобановский «КВ-1» и сам подвергся мощному обстрелу, выдержав почти полторы сотни прямых попаданий, но выстоял – крепкая броня не подвела.
- Лучшие же результаты по уничтожению вражеских танков во Второй мировой показал Дмитрий Лавриненко.
- В октябре-декабре 1941 его танк участвовал в 28 сражениях. За это время он уничтожил 52 машины противника. Его экипаж с честью выходил из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций, умело противостоя даже численно превосходящему врагу.
- В одном из боев его «тридцатьчетверка» уничтожила вражескую моторизованную колонну, а сам Лавриненко, помимо боевых трофеев сумел добыть важные документы.
- Жизнь молодого танкиста оборвалась 18 декабря 1941, когда он после очередного результативного боя направлялся в штаб с докладом.
- Он был сражен осколком вражеской минометной мины в результате массированного обстрела деревни Горюны Смоленской области.
Американские асы
- Были свои герои и танковые асы не только на Восточном фронте. Немало мастеров танкового боя было и среди союзников по антигитлеровской коалиции, в частности у США.
- Одним из них был Крейтон Абрамс.
- Его имя даже увековечили в истории, назвав известный танк «М1» его именем.
- Под руководством Абрамса был организован прорыв танковых частей в Нормандии. Дойдя до Рейна, в результате слаженных действий с пехотными отрядами, танковые части оказали помощь десантникам, окруженным фашистскими войсками.
- В «копилке» американского танкиста всего 15 уничтоженных танков противника, но помимо этого он сумел уничтожить три сотни единиц вражеской техники, среди которой были и бронетранспортеры, и снабженческий транспорт и многое другое.
Страны-союзники
- Канадским танкистом-асом стал Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс, возглавивший экипаж танка «Sherman Firefly», который вывел из строя 18 вражеских боевых машин и штурмовых орудий.
- Первый свой танк он сбил на второй же недь после высадке в числе союзных войск в Нормандии.
- Среди англичан особо отличился лейтенант Норман Плау, на счету которого 20 итальянских средних танков.
- А лучшим танкистом французом стал Пьер Арман Гастон Бийот, прославившийся 16 мая 1940 года в бою у деревни Стони, в которой он уничтожил более 13 немецких танков (из них 11- Pz III и 2 – Pz IV).
- При этом машина Бийота получила более ста попаданий, но ни одно из них не нанесло ей серьезных повреждений.
От Сталинграда до Мценска
В конце лета 1941 года была создана 4-я Танковая бригада, в которой Лавриненко стал командиром взвода. Бригаду возглавил полковник Михаил Катуков — будущий маршал бронетанковых войск.
Также по теме
«Переломный момент Второй мировой»: как битва на Курской дуге повлияла на исход войны
75 лет назад на небольшом участке суши в районе Курска началось крупнейшее в истории танковое сражение, в котором приняли участие…
В конце сентября 1941 года часть Лавриненко перебросили в Московскую область, а его жена Нина вместе с членами семей других военнослужащих была эвакуирована в Среднюю Азию, где поступила на курсы медсестёр.
В начале октября Лавриненко уже принимал участие в боях в районе Мценска: там советские войска сдерживали превосходящие силы противника. Возле шоссе Мценск — Орёл немецкие танки ворвались на позицию советского мотострелкового батальона и противотанкового дивизиона.
«На помощь пехотинцам я выслал группу из четырёх танков под командованием старшего лейтенанта Лавриненко. «Тридцатьчетвёрки» выскочили из леса наперерез танкам противника и открыли ураганный огонь. Гитлеровцы никак не ожидали появления танков. Они рассчитывали на безнаказанность», — вспоминал эти события в своей книге «На острие главного удара» Катуков.
По словам маршала, в результате нескольких атак отряда Лавриненко были подбиты 15 гитлеровских танков.
- Дважды Герой Советского Союза Михаил Катуков
Три дня спустя взвод Лавриненко отразил атаку немецкого противотанкового подразделения в районе деревни Шеино и остановил попытку прорыва линии советской обороны гитлеровской бронетехники, расстреляв немецкие танки из засады.
Бой Михаэля Виттмана у Виллер-Бокаж
По устоявшейся версии 13-го июня 1944 года танк «Тигр» под командованием Михаэля Виттмана, в бою у французского местечка Виллер-Бокаж, уничтожил (по немецким данным) 11 английских танков и 13 бронетранспортеров. Причем один танк «Кромвель» уничтожен тараном. Из описаний боя получается, что Виттман сражался почти в одиночку.
Однако современные историки, изучая немецкие документы, разобрали тот бой буквально по минутам. И получается, что Виттман бой вел ну совсем не один, а не меньше половины бронетехники 22-й английской бронетанковой бригады, уничтожили другие немецкие танкисты. Которых там было немало. С учетом этого бой вообще перестаёт быть уникальным и становится достаточно заурядным по своим результатам.
В целом надо заметить, что в большинстве подобных случаев схема одна и та же. Из всего боя выделяют лишь один (реже несколько) экипаж танка, которым записывают результаты всего боя. Про остальных участников боя же забывают. Часто и сами результаты завышают в разы.
Как видите это было не чуждо немцам. Но и часто встречалось в Красной Армии.
Артиллерия и противотанковые самоходки
СУ-76 в городских условиях.
Радость аскета — вот как можно назвать СУ-76. Созданная в спешке на базе Т-70, она не имела никаких удобств, даже крыши. Предназначалась для прикрытия пехоты и направлялась в смешанные подразделения.
Причина появления — бесполезность легких танков. И с этим она справлялась, обеспечивая необходимую поддержку пехоте в качестве штурмового орудия.
СУ-76 с пехотой.
Удивительно, но несмотря на все недостатки, к 1945 было произведено более 14 000 СУ-76. При этом и после войны их востребованность не снизилась, как и Т-34-85, они успели отметиться в Корейской войне.
СУ-85 на испытаниях.
СУ-85 стала одной из самых массовых советских САУ. Сделанная на базе Т-34, она была маневренной. Впоследствии ее начали оснащать 100-мм орудиями. Самоходка прошла до самого конца войны, успешно выполняла любые задачи.
ИСУ-152 в бою на Карельском перешейке в 1944 году.
А вот кто стал натуральным «Зверобоем», так это ИСУ-152. Артиллерийская гаубица МЛ-20, позволяла экипажу успешно рушить укрепления и разрывать в клочья немецкие танки.
Модифицированный ИС проявил себя лучшим образом. Не стоит забывать и просто ИСУ-122.
Интересно, что ИСУ-122 создавалась больше как противотанковая самоходка, и этим продиктовано ее отличие от ИСУ-152, которая должна была бороться и с укреплениями врага.
Конечно, я не могу рассказать сразу о всей технике СССР. Но согласитесь, ведь интересно то, насколько изменилась военная мысль?
Пока немцы отчаянно штамповали «Тигры», которые должны были сражаться с танками, наши военные конструкторы решили убить сразу нескольких зайцев.
Ведь тяжелые оружия могли выполнять довольно широкий спектр задач. А вы как считаете? Может, хотите добавить что-то?
Михаэль Виттман (Michael Wittmann)
На пятом месте в рейтинге немецкий танковых асов находится Михаэль Виттман, подбивший со своим экипажем 138 танков. Он принимал участие в немецкой агрессии с первых дней. Первые бои он провел в Польше и Прибалтике, с 1941 участвует в боях на Восточном фронте, где уже в первом бое уничтожает шесть танков. С 1943 Виттман командует ротой немецких «Тигров», с которой и участвует в сражении на Курской дуге».
Во время участия в курском сражении Михаэль смог ликвидировать тридцать советских танков и около тридцати артиллерийских орудий. С этого момента в Германии Виттмана называли «величайшим танкистом в истории». Когда стало ясно, что операция «Цитадель» провалилась, и началось массовое немецкое отступление, то отряду Михаэля было поручено прикрывать отвод техники и пехоты. Виттман пользовался особым отношением Адольфа Гитлера. Однажды на церемонии вручения Виттману Рыцарского креста, Гитлер, узнав о потере танкистом в бою зубов, распорядился, чтобы ему помог личный стоматолог фюрера. Таким образом, в 1941-1943 году Виттман воюя на советском направлении смог, уничтожить 119 танков красной армии.
В начале 1944 года Михаэль был переведен на западное направление во Францию, где также смог отличится. Так в одном из контрнаступлений союзных войск, он имеет под командованием всего пять танков отразить контратаку союзников. После этого подвига он получает предложение перейти на службу инструктором в танковую школу, однако он не согласился. В конце лета 1944 года Михаэль, находясь на штабной службе, получает перевод во Францию. Принимая участие в бою возле деревни Синтье, танк Виттмана попал в окружение и был уничтожен. Сам танкист считался пропавшим без вести и только в 1987 году во время строительства дороги был обнаружен его труп, который и опознали по нагрудному знаку.
Немецкие асы
Асы Люфтваффе Второй мировой войны заслуженно считаются самыми результативными летчиками за всю историю. Один из них даже стал рекордсменом Книги Рекордов Гиннесса. Кто же был этим отважным летчиком?
Самый известный немецкий ас Второй мировой войны и одновременно человек, установивший никем не побитый рекорд по количеству сбитых самолетов, – это Эрих Хартман. На его боевом счету значится 352 сбитых самолета врага, причем более половины побед он одержал над истребителями (260). Хартман летал исключительно на “Мессершмитте Bf 109G” и говорил, что это лучший из самолетов, которые он когда-либо видел. По окончании войны сдался в плен американцам, которые отдали его советским войскам. Результатом стало почти 10-летнее заключение в лагерях, но Эрих сумел вернуться к жене и детям и умер в преклонном возрасте. Рекорд, поставленный им, поистине поражает, ведь никто из советских или союзных асов не смог добиться такого впечатляющего результата.
Ханс-Иоахим Марсель – немецкий летчик, воевавший в основном в Африке. За время своей воинской службы, а она была короткой, сбил в сумме 158 самолетов американцев и англичан. Разбился в пустыне, при подлете к своему аэродрому, после успешного выполнения боевой задачи, а случилось это из-за неполадок в самолете. Похоронен с большими почестями.
Герхард Бакхорн – еще один немецкий ас. На его боевом счету 301 самолет. Бакхорн несколько раз получал тяжелые ранения, ведь, помимо боевого пилота, он был еще и летчиком-испытателем, в частности занимался облетом первого в мире реактивного истребителя Ме-262. После войны занимался испытаниями самолетов для восстановленных германских ВВС.
Но действительно ли немецкие асы Второй мировой войны в авиации были настолько уж профессионалами, что могли в одиночку уничтожить количество самолетов, сопоставимое с тремя авиадивизиями? Во многом их успехи объясняются достаточно слабой летной подготовкой советских пилотов. СССР в начале войны потерял примерно 1200 воздушных машин, что сказалось на состоянии всей авиации. Естественно, что вместе с самолетами гибли и люди, которые умели летать. В таких условиях достаточно быстро были организованы ускоренные летные курсы, которые смогли восстановить количество летчиков, но в ущерб качеству. К примеру, средний налет советского пилота в училище составлял 13-34 часа, тогда как аналогичный показатель у немцев – около 400 часов. Кроме того, немецкая тактика ведения воздушного боя в начале войны была на голову выше русской. Ближе к концу военных действий ситуация переменилась в противоположную сторону.
Как мы видим, летчики-асы Второй мировой войны показывали действительно впечатляющие результаты. Но своими подвигами славились не только они. Какие же еще роды войск подарили миру прославленных мастеров военного ремесла?