Архитектура Киевской Руси — влияние Византии
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
- прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
- перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
- над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Архитектура Древней Руси 10 века
Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).
Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его
- обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
- многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции древнерусского деревянного зодчества.
Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси 11 века
В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии — главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.
К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные по размерам и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.
Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Архитектура второй половины XVIII века
Большой Екатеринский дворец в Царском селе
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Петергоф, около Санкт-Петербурга
Год строительства: 1757
Правитель: Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)
Зимний дворец
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1762
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Никольский Морской собор
Архитектор: С.И. Чевакинский (1709-1783 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1762
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Ансамбль Смольного монастыря
Архитектор: Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1764
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Колокольня Троице-Сергиевой лавры
Архитектор: Д.В. Ухтомский (1719-1774 гг.)
Место нахождения: Сергиев Посад, Московская область
Год строительства: 1769
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Усадьба Царицыно (2 ракурса)
Архитектор: В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1776
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Эрмитажный театр
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1783-1785
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Благородного собрания (Дом Союзов)
Архитектор: М.Ф. Казаков (1738-1812 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1784
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Дома Пашкова (2 ракурса)
Архитектор: В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1784-1786
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Мраморный дворец
Архитектор: А. Ринальди (1709-1794 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1785
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Троицкий собор Александро-Невской лавры (2 ракурса)
Архитектор: И.Е. Старов (1745-1808 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1786
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Московского университета (Здание МГУ на Моховой, Казаковский корпус)
Архитектор: М.Ф. Казаков (1738-1812 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1786-1793
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Сената (Сенатский дворец) в Кремле
Архитектор: М.Ф. Казаков (1738-1812 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1787
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Академия художеств
Архитектор: А.Ф. Кокоринов (1726-1772 гг.), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1788
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Здание Академии наук
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1789
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Таврический дворец
Архитектор: И.Е. Старов (1745-1808 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1789
Правитель: Екатерина II (1762-1796 гг.)
Михайловский (Инженерный) замок (2 ракурса)
Архитектор: В. Бренна (1747-1820 гг.), В.И. Баженов (1737-1799 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1797
Правитель: Павел I (1796-1801 гг.)
Театр, литература и образование
XVIII век можно считать периодом рождения русского театра. В 1702 году появился публичный театр в Москве, которая тогда еще была столицей государства. Он назывался «Комедийная храмина».
Рис. 1. Культура России XVIII века.
Первый публичный, общедоступный и профессиональный театр в России открылся в 1751 году в Ярославле. Его основателем стал выходец из купеческой среды Федор Волков. В 1752 году он был вызван в Санкт-Петербург императрицей Елизаветой Петровной, а театром продолжили руководить его братья.
Просуществовал он недолго, до 1756 и закрылся из-за недостатка средств, но в том же году состоялось открытие первого государственного театра в столице империи. В 1779 году появился частный театр на Марсовом поле в Петербурге. Там ставили различные произведения, например, «Недоросль» Фонвизина. В 1780 году появился Петровский театр и в усадьбах княжеских семейств действовали крепостные театры.
К русской литературе XVIII века относятся произведения Феофана Прокоповича, Михаила Ломоносова, Николая Радищева, ранее творчество Николая Карамзина и поэзия Гаврилы Державина.
В XVIII веке в России появились Академия наук в 1725 году и Московский университет в 1755 году, а также первое в Европе учебное заведение для женщин — Институт благородных девиц, который открылся в 1764 году в Петербурге. Уровень образования вырос у дворян, горожан и купцов, но в целом у общества оставался одним из самых низких в Европе.
Рис. 2. Архитектура России XVIII века.
Людовик XIV и его «большой стиль»
XVII столетие ознаменовалось установлением во Франции особой формы государственного устройства, названной впоследствии абсолютизмом. Всем известное изречение «короля-солнца» Людовика XIV: «Государство — это я» имело под собой весьма основательную почву. Верность короне считалась пиком патриотических чувств. Впитав в себя все эти представления, в искусстве «созрел» новый стиль — классицизм.
Буквально слово «классицизм» можно перевести как «основанный на классике», то есть на предметах искусства, признанных эталонами совершенства, образцами, как в художественном, так и в нравственном смысле. Мастера этого направления полагали, что у красоты существуют точные законы, которые можно (и нужно) постигать с помощью разума.
Эстетическим идеалом для классицистов были древнегреческие и древнеримские «образцы». Свои произведения они строили, подражая античности и искусству Возрождения. Из первой эпохи был заимствован сам процесс творчества, который заключался в соблюдении определенных правил и пропорций в архитектуре и скульптуре. От Ренессанса в живопись классицизма пришли сюжеты и образы из античной мифологии и истории.
Характерные особенности
Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были
Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств
Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.
Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.
Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: Киево-черниговская, Галицкая, Новгородско-псковская и Владимиро-суздальская.
Архитектура Киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и Владимиро-суздальская:
- превосходная белая кладка,
- строгая геометричность форм,
- творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
- влияние светских вкусов на церковные здания.
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна Владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От Киевской отличается влиянием .
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только Галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность
Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы
Развитие образования
К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:
- в 1725 году Академия наук в Петербурге;
- в 1731 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус;
- в 1755 году Московский университет
Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.
Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.
Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.
Деятели
Самые знаменитые деятели русского Просвещения:
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-энциклопедист, который получил признание на мировом уровне. Прославился во многих областях. Сделал ряд важных открытий в химии и физике, составил «Российскую грамматику» — одну из первых грамматик русского языка, основал Московский университет. Также имел достижения во многих других областях – географии, астрономии, геологии, металлургии, приборостроение, истории, живописи. Науку в стране Ломоносов поднял на новый уровень.
- Николай Иванович Новиков (1744-1818) – журналист и общественный деятель. Приобрел популярность, издавая журналы «Трутень» и «Живописец». Журналы отличались тем, что в них высмеивались пороки общества того времени. В главными общественными пороками, по мнению Новикова, было крепостничество и паразитическая жизнь многих дворян.
- Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский поэт. Приобрел широкую известность после издания произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Помимо работы в гуманитарной сфере возглавлял Петербургскую таможню. Открыто выражал свое мнение о необходимости ограничения самодержавия, за что был отправлен Екатериной II в десятилетнюю ссылку в Сибирь.
Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.
Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.
Екатерининская эпоха
Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещённого деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились такие европейские деятели, как Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.
Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещённых друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 году императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, содержавший ряд идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключён в тюрьму, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 года была расценена Екатериной как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 году разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.
От неоклассицизма к чистой геометрии
Во времена расцвета философии Просвещения основным архитектурным стилем был неоклассицизм. Во многом, похоже, он подходил своей эпохе: высокоупорядоченный, адаптируемый практически к любому виду построек и не слишком связанный с христианством, отвергаемым некоторыми философами. Классическая библиотека — идеальная обстановка для изысканий в духе эпохи, а классическая гостиная — идеальное место для философских дискуссий между коллегами или друзьями.
И все же некоторые архитекторы пожелали усилить связь между архитектурой и миром идей. Они вознамерились строить здания, которые стали бы трехмерным воплощением геометрии и математики — основ философских представлений эпохи Разума, а при проектировании осмыслить каждую часть структуры через призму первичных принципов. В результате у французских архитекторов Этьена-Луи Булле и Клода-Николя Леду получились сооружения — или, во всяком случае, проекты, поскольку не все из них были построены, — не похожие ни на что, виденное прежде или позднее.
Настроения в обществе в 18 веке
Общественная мысль России второй половины 18 века развивалась тоже под влиянием идей просвещения. Самый крупный деятель эпохи просвещения — Николай Иванович Новиков. С одной стороны, он выступал против крепостного права, против сословных привилегий, но с другой стороны, призывал не упрощать идеи просвещения до примитивного вольтерьянства. Самое главное говорил он — это нравственное воспитание, а не только образование.
Совсем иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве Александра Николаевича Радищева. В его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» он не только называет помещиков пьяницами ненасытными, но призывает к свержению существующего строя и к цареубийству. Екатерина II назвала Радищева бунтовщиком почище Пугачева.
Нельзя не упомянуть и о консервативном направление общественной мысли. Знаменитый памфлет Михаила Михайловича Щербатова о «Повреждении нравов в России» представляет собой критику правительства Екатерины II с права. Он, наоборот, призывал сохранить дворянские привилегии и сохранить незыблемым крепостнических строй.
Хенджи — кольцевые валы (4000–3000 лет до н. э.)
3. Три хенджа комплекса Торнборо-Хенджиз, Англия. «Ритуальное пространство» эпохи неолита и бронзового века, между 3500 и 2500 годами до н. э. Tony Newbould / wikipedia.org
Хендж (от староангл. «висячий») — ритуальное сооружение в виде округлой площадки, окружённой земляным валом с одним или несколькими входами. Внутри вала часто обнаруживается канава. Это своего рода противоположность оборонительной конструкции, у которой ров снаружи. На самой площадке могли находиться колодцы, захоронения, курганы и другие культовые сооружения. Каменные компоненты у хенджа, как правило, отсутствуют. Термин «хендж» по отношению к монументальным сооружениям эпохи неолита ввёл британский археолог и искусствовед Томас Кендрик (1895–1979). Всемирно известный Стоунхендж (каменное мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир в Англии) первоначально был именно хенджем, но позднее на нём были установлены камни, превратившие его в кромлех (см. далее). (По Henry Rothwell / digitaldigging.net).
Источники и литература
— Кавтарадзе, С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 2-е изд. — 472 с.
— Очень краткая история архитектуры. Родословная колонны, путешествия арки, тайная жизнь балок и стропил и другие приключения строительных конструкций. Материалы курса № 12 Архитектура как средство коммуникации arzamas.academy. Автор Сергей Кавтарадзе.
Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв
В наших следующих выпусках мы планируем продолжить рассказ об архитектурных причудах Петербурга, рассказать о становлении Петровского флота, карело-финском эпосе «Калевала», минералах мира, геологическом прошлом окрестностей Петербурга, а также и о многих других интересных вещах: увлекательно, основываясь на источниках, с картинками и дополнительными материалами.
Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.
Этот выпуск напечатан благодаря дружеской поддержке нашего полиграфического партнёра — типографии «Любавич».
Ваш Георгий Попов, редактор к-я.рф
Трансформация в ампир
Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.
В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить «Повести временных лет», которую Нестор Летописец написал позже более чем на 2 века после названных событий, около 1110-1118-х годах. Но Русь существовала и до 862 года. Доказательством этому являются:
- упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
- укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев построил (или срубил) Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Зарождение
Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.
Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.
Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.
Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера
Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы
Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.
Архитектура послемонгольского периода: конец XV-XVI вв.
Успенский собор
Архитектор: Аристотель Фиораванти (1415-1486 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1475-1479
Правитель: Иван III (1462-1505 гг.)
Благовещенский собор
Архитекторы: псковские зодчие Кривцов и Мышкин (годы жизни неизвестны)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1484-1489
Правитель: Иван III (1462-1505 гг.)
Грановитая палата
Архитекторы: Марко Руффо (годы жизни неизвестны) и Пьетро Антонио Солари (1445-1493 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1487-1491
Правитель: Иван III (1462-1505 гг.)
Спасская башня Московского Кремля
Архитектор: Пьетро Антонио Солари (1445-1493 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1491
Правитель: Иван III (1462-1505 гг.)
Никольская башня Московского Кремля
Архитектор: Пьетро Антонио Солари (1445-1493 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1491-1492
Правитель: Иван III (1462-1505 гг.)
Архангельский собор (2 ракурса)
Архитектор: Алевиз Новый (годы жизни неизвестны)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1505
Правитель: заложен при Иване III (1462-1505 гг.), завершен при Василии III (1505-1533 гг.)
Колокольня Ивана Великого (Православный храм Иоанна Лествичника)
Архитектор: Бон Фрязин (годы жизни неизвестны)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1505-1508
Правитель: Василий III (1505-1533 гг.)
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Архитектор: Пьетро Антонио Солари (1445-1493 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1532
Правитель: Василий III (1505-1533 гг.)
Храм Василия Блаженного (Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву; Покровский собор)
Архитектор: Постник Яковлев (годы жизни неизвестны)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1555-1561
Правитель: Иван IV Грозный (1533-1584 гг.)