Архитектура раннего Средневековья
Римская империя, которая занимала большую часть Европы в Средние века, оказала ни с чем не сравнимое влияние на культуру, искусство и архитектуру многих народов. Романский стиль возник в Х веке и стал каноном для сотен архитекторов на несколько последующих веков.
Типы средневековых храмов
В качестве образцов для первых архитектурных опытов строители использовали молельные дома первых христиан римские базилики. Они представляли собой вместительные здания со строгими контурами стен, которые возводились из хорошо обработанных каменных блоков. Вследствие того, что перекрытием служил каменный цилиндрический свод, приходилось делать стены столь массивными, чтобы выдержать такую тяжелую инженерную конструкцию. Романский стиль привнес в архитектуру такие известные сегодня элементы, как арки и облегченные каменные плиты. Дальнейшее развитие данного направления хорошо прослеживается при изучении построек, возведенных позднее в готическом стиле.
Один из наиболее любимых элементов архитекторов Средневековья это арка. Мастера того времени научились хорошо соединять и умело переплетать несколько арок, в результате чего религиозные сооружения получили такие простые и, вместе с тем, изысканные украшения. Как правило, подобным образом конструировались окна рама представляла собой большую арку, а в середине окна возводилась колонна, от которой в разные стороны отходили еще две небольшие арки.
Дверные же порталы строились как постепенно уменьшающиеся углубления в толще стены, также имеющие полукруглую форму. Так удавалось не только укрепить кладку и подчеркнуть ее устойчивость, но и украсить свод. А небольшие арки на маленьких полуколоннах, развернутые под самой крышей многих средневековых зданий, производят впечатление изысканных ожерелий, увенчивающих практически безупречные постройки.
Мастера, творившие в романском стиле, использовали не только колонны различной высоты, но и множество вариантов столбов и полуколонн. Такое сочетание архитектурных элементов воздействовало на посетителей храмов, словно определенный музыкальный ритм. В результате применения массивных элементов пришлось изменить и форму капители так родилась усеченная пирамида, которая узким основанием была поставлена на вершину колонны. Эта не похожая ни на один из ранее использованных элементов капитель является своеобразной визитной карточкой многих известных средневековых сооружений.
Под понятием архитектуры Средневековья сегодня принято считать объединение 4-х основных архитектурных стилей того времени – Готический, Романский, Каролингское возрождение и Оттоновское искусство. Давайте рассмотрим каждое направление.
Каролингским возрождением называют эпоху царствования Карла Великого и династии Каролингов. В то время главным культурным центром империи становится город Аахен, где расцветает церковная, административная и законодательная деятельность. Здесь же наблюдается частичное возрождение античных традиций в архитектуре. Главный памятник той эпохи – капелла императорской резиденции в Аахене.
Оттоновское направление полностью связано со временами правления династии Оттона великого. Этот стиль является практически прямым продолжением «Каролингского возрождения». Начинают строить базилики с крупными башнями, массивными стенами и узкими бойницами, что делает из них небольшие крепости. Их украшают разнообразными фресками и мозаиками, применяется и тщательно разработанная западная апсида.
Романский стиль стал провозвестником конца раннего Средневековья и являет собой самый первый архитектурный стиль, ставший общим для всей Европы. Он начал развиваться практически одновременно в нескольких странах и очень быстро распространился повсеместно. Для него характерно возведение больших и массивных крепостей и замков, а также величественных монастырей. Истоками этого направления является традиция римских архитекторов, которая была приспособлена под более современные нужды.
Архитектура Средневековья имела и некоторые черты готического стиля, который впервые зародился во Франции еще в XII веке. Это очень оригинальный стиль, значительно повлиявший впоследствии на многие направления культуры. Изначально «готика» относилось исключительно к архитектурной традиции. Особенностью стиля стали высокие залы и узкие башни, стрельчатые арки и крестовые своды, обилие декоративной отделки на стенах и окнах. Практически все это было заимствовано из других архитектурных стилей, но все вместе породило совершенно уникальное направление, результатом которого стали поистине шедевры архитектуры, вроде аббатства Сен-Дени близ Парижа.
Средневековая живопись
Главным украшением романских храмов служили росписи. Они покрывали гладкие стены. В готических соборах для росписей было мало места, поэтому их украшали витражи. Из кусков цветного стекла, соединенного между собой свинцовыми ободками, складывали красивые узоры, картины. Витражи хорошо пропускали свет, за счет чего в храме на полу, колоннах и сводах отражались красочные блики, придававшие внутреннему убранству праздничный вид.
Важным достоянием средневековых живописцев стали книжные миниатюры. Рисунки наглядно показывают обыденность каждого сословия. Из них можно почерпнуть, как люди одевались, какие носили прически. Как работали и отдыхали, где жили, чего боялись и во что верили. «Большие хроники» в картинках описали историю Франции, начиная правлением Меровингов и заканчивая XIV веком.
Быт рыцарей можно изучить по немецкой книге любовных песен. На рисунках представлены турниры, охота, отношение рыцаря к своей Прекрасной Даме. «Календарь герцога Беррийского» является самой известной миниатюрой. Трудились над ним три брата Лимбурги в начале XV века. Особенность миниатюры – передача красоты окружающей природы.
Живописцы постоянно привносили что-то новое в свое творчество, расширяли горизонты. Со временем появились миниатюры, изображающие людей во время отдыха, любования природой, во взаимоотношениях друг с другом. Живописцы больше внимания уделяли передаче света. Немцы и скандинавы изображали бытовые сцены даже на фресках в храмах.
Строительство храмов
С помощью простой техники в средние века создавались разнообразные архитектурные сооружения. Высшие достижения строительного мастерства и архитектурного искусства воплощены прежде всего в храмах. В Византии их строили, используя в качестве материала в основном раствор и кирпич. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень.
Шедевром строительной техники Византии являлся храм св. Софии в Константинополе, построенный в 532—537 гг. при императоре Юстиниане. По размерам и роскоши это сооружение превзошло все другие современные ему храмы. Центральное пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Внутренние помещения были отделаны мрамором и мозаикой.
Основные конструктивные элементы готического стиля
Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.
Арочные своды
Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.
Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу
Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.
Нервюры собора Сан-Шапель в Париже
Значение аркбутанов и контрфорсов
Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.
Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов
Мозаика оконных витражей
Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.
Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами
Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.
Порталы
Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.
Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания
Готический стиль
Ярчайший символ архитектуры европейского Средневековья, пришедший на смену Романскому стилю, является Готический стиль. Термин «готика» возник гораздо позже самой эпохи, в Новое время, как презрение к культуре, привнесенной варварами-готами в европейское искусство. Понятие указывало на отличие средневековой культуры от стилистики Древнего Рима.
Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.
Особенности готического стиля в архитектуре:
- Полуарки (аркбутаны) или стрельчатые каменные арки, придающие строению невесомость и воздушность
- Узкие башни, стремящиеся ввысь
- Кованые шпили на крыше
- Геометрическое подчеркивание вертикали во всех частях сооружений, стремящихся ввысь
- Огромное количество элементов декора (вимперги, тимпаны, архивольты)
- Удлиненные окна больших размеров стрельчатого типа, как правило с витражными узорами.
- Порталы, как элементы обрамления главного входа в здание, предназначенные для визуального увеличения проемов дверей
- Кованые массивные двери в заостренных, глубоких, вытянутых проемах.
Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.
Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:
- Собор Шатре
- Собор Реймсе
- Собор Парижской Богоматери
- Кельнский собор
Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.
Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.
Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.
Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.
Замечание 3
На смену Средневековья пришла эпоха Возрождения или как еще называли эту эпоху — Ренессанса.
Интерьер
Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.
Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.
С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.
Что такое «Средневековье»?
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества. В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними
Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества
Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.
Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал — собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи — права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.
Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Дома в средневековой Европе: общее описание
Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.
Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.
Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.
Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.
Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.
Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.
Архитектурные памятники
Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.
Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:
- мавзолей Теодориха;
- церковь мученика Виталия;
- базилика Святого Петра;
- мавзолей галлы Плацидии;
- церковь Сан-Лоренцо Маджоне.
На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.
Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
дальнейшее чтение
- Браун, Хью, Введение в английскую средневековую архитектуру, Лондон: Фабер и Фабер, 1951.
- «Строительство Дома Бога: архитектурная метафора и Мистический ковчег,» Codex Aquilarensis: Revista de arte средневековый (2016)
- Рудольф, Конрад, «Чудеса строительства как художественное оправдание в начале и середине двенадцатого века», Радикальная история искусства: Международная антология, изд. Вольфганг Керстен (1997) 398-410
- Рудольф, Конрад, «Архитектурная метафора в западной средневековой художественной культуре: от краеугольного камня к Мистический ковчег,» Кембриджская история религиозной архитектуры, изд. Стивен Мюррей (2016)
Ранняя архитектура Европы, готический стиль
Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Поэтому стены были массивными, нередко укрепленными контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали: его основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарю, где находился жертвенник и где происходила основная часть богослужения.
В середине XII в. появилось новое художественное направление — готика. Готический стиль выразился прежде всего в произведениях зодчества, в которых очевидно стремление придать больше легкости и свободы тяжелым и массивным формам, создаваемым в прошлом. С этой целью полукруглую арку стали постепенно заменять островерхой или стрельчатой, которой раньше придавалось лишь второстепенное значение.
Возникла новая система сводов, потребовавшая соответствующего преобразования архитектурных форм. Стрельчатая арка, устремленная ввысь, взамен круглой арки стала основой архитектурных сооружений. Повинуясь закону стрельчатой формы, все прочие части вытягивались вверх, приняли теперь более стройный вид, а внутренние пространства потребовали для освещения более высоких и широких оконных проемов.
Столбам внутри зданий придавали форму стройных колонн, в соответствии с которыми стены были разделены пилястрами в боковых и главном нефах (помещениях, ограниченных колоннами) церквей. Соответственно, более легкий и стройный вид был придан боковым опорам с отходящими от них откосными дугами, подпирающими выдающуюся часть среднего нефа соборов. Отделка соответствовала общему характеру здания, которое завершали высокие, стройные и постепенно утончавшиеся к верхушке башни, возвышавшиеся справа и слева над главным входом.
Во внешней отделке и орнаментовке все более проявлялся переход от господствовавших до сих пор строгих очертаний к формам, заимствованным из живой природы — к фигурам животных, людей и даже к фантастическим существам, например, химерам, установленным на всемирно известном соборе Нотр-Дам в Париже. Цветные витражи причудливо преображали солнечный свет и создавали у посетителей иллюзию реального присутствия в храме библейских святых и самого Иисуса Христа. Но не только христианские персонажи можно было видеть на витражах соборов — там нашлось место и для сцен из жизни простого люда, властителей и сказочных животных. Иными словами, средневековый храм стремился быть для верующего целым миром в миниатюре.
Типы
Монастыри Мон-Сен-Мишель, Нормандия, Франция.
Религиозная архитектура
В Латинский крест план, распространенный в средневековой церковной архитектуре, берет римское базилика в качестве основной модели с последующими разработками. Он состоит из неф, трансепты, а алтарь стоит в восточном конце (см. Схема собора ). Также, соборы под влиянием или по заказу Юстиниан нанял Византийский стиль куполов и Греческий крест (напоминающий знак плюс), с алтарем, расположенным в святилище с восточной стороны церкви.
Военная архитектура
Зволенский замок в Словакия сильно вдохновлен итальянскими замками четырнадцатого века
Сохранившиеся образцы средневековой светской архитектуры в основном служили оборонным. Замки и крепостные стены предоставить наиболее известные оставшиеся нерелигиозные образцы средневековой архитектуры. Окна приобрели крестообразную форму не только для декоративных целей, они идеально подходили для арбалетчик безопасно стрелять по захватчикам изнутри. Зубчатые стены (зубчатые стены ) предоставили укрытия для лучников на крышах, чтобы они могли укрыться, когда не стреляют в захватчиков.
Гражданская архитектура
Хотя большая часть уцелевшей средневековой архитектуры является религиозной или военной, образцы гражданской и даже домашней архитектуры можно найти по всей Европе. Примеры включают усадьбы, ратуши, богадельни и мосты, а также жилые дома.
Средневековые замки в архитектуре западной Европы 9-13 век
В феодальной Европе, где вооруженные люди получают права на часто враждебные территории, замок становится важной особенностью сельской местности. Архитектура западной Европы в средние века часто отличается удивительно хлипкими строениями
К примеру, Вильгельм I во время своего вторжения в Англию в 1066 году высадился в Певенси 28 сентября и построил себе замок перед битвой при Гастингсе 14 октября.
Это разновидность Кургана и Бейли также называемая Мотт и Бейли (от Нормандского французского motte — курган). Дизайн, разработанный франками в 9 веке и принятый норманнами.
Строительство замка Курган и Бейли — это простой и быстрый труд. Выкапывается круглая канава (заполненная водой, она становится рвом). Земля из него складывается внутрь, чтобы сформировать насыпь, предпочтительно добавляя высоту к существующему выступу. На вершине кургана построена башня, внутри частокола.
Прилегающая территория окружена еще одним частоколом, а иногда и рвом. Это Бейли, или внешний двор, в котором гарнизон живет и держит свой скот. Мост пересекает ров, чтобы добраться до более безопасного Кургана и его башни. За первые пять лет Нормандского завоевания Англии было построено тридцать пять таких замков, почти все из дерева.
Там, где есть камень и время, явно предпочтительнее построить замок из более прочного и негорючего материала. В течение 12-го века каменные стены и башни стали более распространенными в европейских замках, наряду с более сложными формами бастиона и зубчатой стены.
Одно из влияний Византийская архитектура замка, которую крестоносцы видели на своем пути на восток. Они вскоре создают в Святой Земле великолепные впечатляющие образцы своих собственных крепостей. Великий Крак де Шевалье, в основном построенный рыцарями ордена Святого Иоанна (госпитальеры) и используемый ими с 1142 года.
В западной Европе архитектура замка как укрепленного гарнизона рассматривается в высокоразвитой форме в большой серии построенных в конце XIII века для Эдуарда I вдоль побережья Уэльса, бескомпромиссных в своей цели держать валлийцев в подчинении.
В последующие века замок превращается в нечто более похожее на резиденцию Великого человека, его укрепленный дворец. Это относится и к знаменитым французским замкам Луары, построенным в 15 и 16 веках. И это верно в отношении великолепных замков точно такого же периода в двух очень разных культурах, в Индии и Японии.
Элементы готики в современном коттеджном строительстве
В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.
Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей
Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.
Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:
- конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
- компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
- окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.
В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.
Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля
1 из 6
Watch this video on YouTube
Устройство средневекового дома
В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.
Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.
Так выглядит схема средневекового дома.
Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.
Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.
Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.
А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.
Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.
Романская архитектура
Период романской архитектуры приходится на XI – XIII века. Назван он так, потому что архитекторы этого времени брали за основу проекты древних римлян, отличающихся строгостью и лаконизмом. Романские храмы обычно были массивными, с гладкими стенами, высокими башнями. Декор очень скромный. Главная особенность – полукруглые арки. Их делали во входах, оконных проемах, на сводах.
Храмы романского периода похожи на замки, такие же огромные, мощные. Они неоднократно выполняли функцию убежища, спасали людей от нападения врагов. Несмотря на это в романских храмах сохранялся благостный настрой. Окружающая обстановка склоняла к размышлениям, молитве.
Устройство храмов внутри было типичным для Средневековья. Они состояли из 3-5 нефов. Центральный неф поднят над боковыми. План храма напоминает крест. В центре всегда расположена башня, завершающаяся пирамидой.
В XI веке в западноевропейских странах началась большая стройка. Поскольку священнослужители богатели, они могли себе позволить перестроить обветшалые постройки, расширить существующие храмы и построить новые.
Примерно со второй половины XII века свободные города занялись сооружением общественных учреждений – больниц, гостиниц. С развитием купечества появилось много торговых помещений. Строились залы для собраний гильдий, цехов. В центре городов всегда размещали ратушу, собор.