Путешествие амундсена к южному полюсу

8Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену. Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки. Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах. 17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда). На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

Краткая биография

Годы жизни Амундсена: 1878 – 1928. Он родился в семье торговца, разбогатевшего во время Крымской войны на продаже соломы и зерна Франции и Великобритании. Путешествиями он интересовался уже с юности, и в возрасте 24 лет отправился в свою первую антарктическую экспедицию, приняв в ней участие в качестве матроса. Позднее Амундсен стал первым человеком, покорившим Южный полюс Земли, а также первым, побывавшим на обоих полюсах. Числятся за ним и другие достижения – например, он первым прошёл Северо-Западным проходом Северного Ледовитого океана, соединяющего Тихий океан с Атлантическим.

Маршрут экспедиции Амундсена к Южному полюсу на карте

Интересно, что первая экспедиция, в которой он принял участие, обернулась катастрофой, но это не отбило у него желания продолжать заниматься любимым делом. Основной вклад в открытие новых земель Руаль Амундсен сделал позднее, когда уже сам стал известным исследователем. Он победил в «антарктической гонке», когда к Южному полюсу Антарктиды шли одновременно две экспедиции – норвежская под его началом ия британская под началом Роберта Скотта, и победа была вопросом престижа. До полюса в итоге добрались и те, и другие, но разочарование англичан было ужасным – прибыв к Южному полюсу, они обнаружили, что норвежцы опередили их на 34 дня. На обратном пути экспедиция Скотта погибла в полном составе.

Роберт Скотт, соперник Амундсена в «полярной гонке», погибший в Антарктиде

Впрочем, Амундсен интересен не только этим открытием – он совершил его в 1911 году, но заниматься исследованиями продолжал вплоть до самой смерти в 1928 году. Он пропал без вести, пытаясь на специальном гидросамолёте разыскать и спасти экспедицию полярного исследователя Умберто Нобиле, дирижабль которого потерпел крушение в Арктике. Самолёт с экипажем Амундсена просто таинственно исчез, и его никогда так и не нашли, а выжившие члены экспедиции Нобиле были вскоре спасены советским ледоколом «Красин».

Боснийская война 1992-1995. Причины, итоги, события, участники.
Достижения эпохи Просвещения кратко. Наука, техника, литература, антропогенез.

И делай с ней что хочешь

Руаль Амундсен

Оставалось только гадать, как Амундсен, купавшийся во всенародной любви и славе, нашёл время принять приглашение ничем не примечательного присяжного поверенного по фамилии Кастберг погостить у него в Йёвике. Но только Руаль не пожалел о своем согласии! У Кастберга оказалась прелестная жена по имени Сигрид, или просто Сигг. Хозяева и гость часто катаются втроём на санях — узких норвежских санях, куда никак не поместиться втроем. Поэтому берутся двое саней: в одних Руаль и Сигг, во вторых — присяжный поверенный. Кругом сугробы высотой с двухэтажный дом, а в санях тепло. По крайней мере в тех, где Руаль и Сигг.

Над входом в бревенчатый охотничий домик Кастбергов вырезана надпись: «Прими любовь и делай с ней что хочешь!» Вокруг на десяток километров — ни души! Хозяин разжигает огонь в печке. Хозяйка вскрывает банку с армейской тушенкой. Амундсен по-полярному варит кофе: голой рукой зачерпывает из печки горсть раскаленных углей, бросает в кофейник, вода моментально закипает! Сигг смотрит на гостя восхищённо. Её муж, в равной мере добродушный и безмятежный, переводит улыбающиеся глаза с Руаля на Сигг. «В этом человеке определенно есть что-то эскимосское!» — решил тогда Амундсен.

Несколько месяцев он провёл у ног красавицы Сигг. Муж всем доволен, жена — тем более, но недоволен Руаль. По его представлениям, любимая должна разойтись с мужем и выйти за него самого! Вложив всю страсть в достижение этой цели, Амундсен даже забросил подготовку к новой полярной экспедиции и даром пропустил сезон. А любимая всё не решалась, всё хитрила, всё тянула с ответом. «Из-за Сигг я и потерял открытие, право на которое принадлежало мне, казалось, неоспоримо!» — кусал потом локти Амундсен.

Фритьоф Нансен

Полюсов у Земли, как известно, два, и оба к тому времени оставались неоткрытыми. И великих полярников в Норвегии двое: Амундсен и Нансен. Последний ещё в 1896 году пытался достичь Северного полюса, продрейфовав с полярными льдами через Северный Ледовитый океан, но ничего из этого не вышло. Теперь же Нансен, забросив мечту о Северном полюсе, собирался покорить Южный, пройдя в глубь Антарктики на собачьих упряжках. Амундсену же осталось лишь попытаться воплотить в жизнь тот, прежний, нансеновский план дрейфа через Северный полюс в надежде, что ему повезет больше. Чтобы привнести хоть что-то своё в этот план, Руаль принялся дрессировать белых медведей: а вдруг их можно запрягать в сани во время вылазок на сушу? Итак, полярников было два. Полюсов тоже. Вот только корабль, подходящий для такого путешествия, в Норвегии был один — «Фрам», он принадлежал государству, но на нём исторически плавал Нансен, и моральное право принадлежало именно ему.

Не видать бы Руалю «Фрама» как своих ушей, если бы Нансен не любил жену. Эва Нансен слишком устала годами ждать мужа. «Надеюсь, ты понимаешь, чем кончится твое новое путешествие?» — рыдая, спросила она. Тут зазвенел дверной колокольчик. Увидев в дверях Амундсена, Фритьоф сказал горько: «Забирайте «Фрам»! Но помните: целью экспедиции должна быть не гонка за первооткрывательством, а наука! Вы, может, и не достигнете Северного полюса, но гидрологические исследования сделать обязаны».

Первым крупную сумму на гидрологические исследования в районе Северного полюса пожертвовал норвежский король. Стортинг (норвежский парламент) ассигновал 75 тысяч крон. Кроме того, на Амундсена обрушился поток подарков: гуталина, губных гармошек, бутылочек со средством от облысения и других вещей, крайне необходимых на полюсе.

А за четыре месяца до намеченной даты отплытия в доме Амундсена зазвонил телефон: «Вы слышали, что две экспедиции почти одновременно побывали на Северном полюсе?» «Какие ещё экспедиции?» — ошарашенно спросил Руаль. «Американские. Капитана Пири и капитана Кука. Теперь они спорят, у кого первенство». Это была катастрофа!

Покорение Южного полюса

История покорения Южного полюса на фоне Северного выглядит более прозаичной, но без драматизма и тут не обошлось.

В 1897 году полярник Фритьоф Нансен обнародовал план по достижению полюса на собачьих упряжках, но перейти к реализации задуманного не удалось.

Первый южнополярный рекорд установил исследователь Карстен Борхгревинк, который достиг отметки 78°50’ ю. ш. во время экспедиции в 1899–1900 годов.

Следующим прорывом стала британская антарктическая экспедиция 1901–1904 годов, в которой принял участие Роберт Скотт. Помогали ему Эрнест Шеклтон и Эдвард Уилсон. Сложности у команды возникали из-за неумения обращения с собачьими упряжками и внутренних конфликтов. Исследователи повернули обратно на отметке 82°17’, преодолев треть расстояния до Южного полюса.

Успех покорения связан с именем норвежца Руаля Амундсена, который выдвинулся в путь 3 июня 1910 года. На 13 дней позже к Южному полюсу выдвинулась экспедиция под руководством Роберта Скотта. Таким образом, началось состязание между британцами и норвежцами в покорении Южного полюса.

Удача была на стороне Амундсена, отряд которого достиг поставленной цели 14 декабря 1911 года. Добиралась команда на нартах, которые были запряжены 52 собаками. К месту высадки отряд вернулся в полном составе 26 января 1912 года. Из 52 собак осталось 11.

Антарктида

В январе 1911-го «Фрам» и «Терра Нова» Скотта почти одновременно достигли Антарктиды – Скотт стартовал из Новой Зеландии, которая ближе к ледовому континенту, чем Европа, и почти компенсировал месячное отставание. Началось одна из самых знаменитых «олимпиад» в истории – гонка к Южному полюсу. Скотт устроил базу в западной части континента на твёрдой материковой поверхности. Амундсен разбил лагерь на самом краю ледяного барьера в Китовой бухте, на 116 км ближе к полюсу, чем стоянка Скотта. Амундсен обманул всех – Нансена, парламент, спонсоров, но, главное, он перехитрил своего соперника Скотта.

Первой 11 октября 1911 года движение к полюсу начала команда Амундсена. В качестве транспорта ещё при отплытии из Норвегии были выбраны четверо саней и полсотни неприхотливых эскимосских лаек, которых привезли с собой. Амундсен быстро продвигался к полюсу. Отслуживших своё ездовых собак Амундсен пускал в пищу. Это экономило вес провианта, и ускоряло продвижение вперёд. 14 декабря 1911 года, через два с небольшим месяца после старта, Амундсен достиг Южного полюса.

Скотта на месяц задержали морозы и снежные бури, бушевавшие в той части континента, где был его лагерь. Вскоре после того, как его команда вышла из лагеря, сломались дорогие, но ненадёжные мотосани, а казавшиеся такими сильными и выносливыми лохматые монгольские пони, не выдержали холода, и падали одна за дрогой. Оставшись без средств передвижения, люди, которые даже толком не умели ходить на лыжах, сами впряглись в нарты. Чтобы облегчить путь, к ним приспособили сделанный из порвавшейся палатки парус. До заветной точки англичане добрались, проведя в пути те же два месяца, что и Амундсен, и пройдя на 100 вёрст больше, но у норвежца была фора в месяц. 17 января 1912 года Скотт с горечью увидел норвежский флаг, гордо развивавшийся над полюсом. Но до полюса мало было дойти – нужно было ещё вернуться к своему кораблю. Англичане все погибли от голода и холода, не дойдя всего 17 километров до продуктового склада, который спас бы их жизнь.

Амундсен потом заявил, что пожертвовал бы славой, чтобы вернуть Скотта к жизни. Амундсен опять стал первым, но чувства торжества не было, да и о трагедии английской команды в мире говорили больше, чем о победе Амундсена. Мёртвый Скотт украл у Амундсена победу. Спустя много лет стало известно, что старт к Южному полюсу был не первым: за полтора месяца до него нетерпеливому Амундсену показалось – пора. 8 человек двинулись к полюсу, но начался буран. Температура упала до – 40ºС. Амундсен, взяв наиболее сильных и быстрых собак, никого не ожидая, пошёл обратно на базу. Группа распалась. Последними вернулись упряжки Фредрика Юхансена и Кристиана Престурда, который отморозил ногу и шёл с трудом. Юхансен его не бросил, и помогал, рискуя собственной жизнью. Юхансен потребовал объяснений. Амундсен пришёл в ярость, и решил, что не возьмёт смутьяна к полюсу. Он предпочёл забыть, что Юхансен спас его от гибели всего несколько недель назад, когда «начальник» заблудился в полярной пурге, и именно Юхансен пришёл ему на помощь. На обратном пути Амундсен послал две телеграммы. В первой он известил мир о том, что Южный полюс покорён. Во второй говорилось, что Юхансен устроил бунт и был исключён из полюсного отряда. Меньше, чем через год после возвращения, оболганный Юхансен покончил с собой. И после этого у Амундсена всё пошло не так.

На полюс

За месяц до похода на полюс у Скотта была масса поводов впасть в уныние. Гаррард вел подсчет:

Часть лошадей была в плачевном состоянии, другая — ужасно себя вела. Сдохло несколько собак. Моторные сани, на которые так надеялся Скотт, тоже показывали себя не с лучшей стороны. Впрочем, это стало понятно еще на испытаниях до Антарктиды, но Скотту очень хотелось доказать состоятельность этой идеи.

13 сентября 1911 года Скотт определился с финальным составом экспедиции. К полюсу идут двенадцать человек, восемь из которых постепенно отцепляются по пути. До конца идет только одна группа — три человека плюс Скотт. 24 октября выехала первая группа на мотосанях, 1 ноября — группа на лошадях во главе со Скоттом. Третья группа, с собачьими упряжками, вышла еще через пару дней. По иронии, к ее выходу все моторные сани уже вышли из строя.

Так же как Черри-Гаррард в свое время пожалел, что снимал на морозе рукавицы, его более опытный коллега Боуэрс опрометчиво вел лошадей без защитных очков. Обморожение — не единственная опасность в таких условиях. Приводится дневник самого Боуэрса:

Обильное использование Гаррардом в своей книге дневников и писем других членов экспедиции местами делает повествование многослойным. Так, в дневнике Боуэрса еще можно прочитать рассказ Уильяма Лэшли о том, по какой местности шли полярники: мягко говоря, это было далеко не ровное ледяное поле, испещренное глубокими трещинами, многие из которых были замаскированы снегом. В тот день Лэшли исполнилось 44 года, и он один из самых возрастных участников похода  — тот же Скотт был на год младше. В то время участие людей такого возраста удивляло намного больше — при средней продолжительности жизни в 55 лет.

Надо ли говорить, с каким трудом по такой местности передвигались лошади? Впрочем, со временем их становилось все меньше. Изможденные животные постепенно конвертировались в конину. В сани впряглись сами полярники.

20 декабря 1911 года Гаррард и еще три человека отправились назад. Путь продолжили две четверки. 4 января, когда пришло время разделяться и им, Скотт внезапно отказался от идеи идти на полюс вчетвером — и туда отправилась группа из пяти человек. Потом стало ясно, что эта ошибка усложнит жизнь и полюсной партии, и троице, которая пошла назад.

Путь четверки Черри-Гаррарда назад выдался тяжелым — как и любой другой:

Тем не менее, последней вспомогательной группе пришлось особенно тяжело. Два человека — Уильям Лэшли и Том Крин — половину дороги практически тащили на себе третьего — Эдварда Эванса, у которого кроме снежной слепоты обнаружилась цинга в ранней стадии.

Но все они остались живы — кроме тех, кто пошел покорять Южный полюс.

Детство

Руаль родился 16 июня 1872 года в Борге в провинции Эфстолл в Норвегии, которая в то время входила в состав Швеции. Отец, Йенс Амундсен, человек состоятельный, имел 20 парусников, один пароход и судоверфь, что в морской стране приносило хорошие барыши. Ещё больше он разбогател на поставках зерна союзникам во время Крымской войны. Когда у четы Йенса и Ханны Салквист родился самый младший, четвёртый сын Руаль, отцу было 52 года.

С детства Руаля приучали к спорту – отец соорудил во дворе усадьбы брусья, ходить пешком и на лыжах мальчик начал почти одновременно. В школе он учился хуже всех, был очень упрям, часто дрался. В 1886-м умер отец, и мать перевезла семью в Христианию – так в те годы назывался Осло, в дом семьи Салкист, расположенный поблизости от королевского дворца. В новой школе мытарства Руаля продолжились, и аттестат зрелости он получил в 18 лет с огромным трудом. По настоянию матери он поступил на медицинский факультет университета, но медицину толком не изучал, и, проучившись три курса, как только умерла мать, университет бросил. Уже тогда мечтой и целью своей жизни молодой Руаль избрал морские путешествия на южную и северную вершины земного шара. Во многом формированию этой мечты способствовало посещение лекций известного норвежского полярного исследователя Эвина Ауструпа.

Становление лидера

В 1894-1896 годах жизнь Руаля Амундсена круто меняется. После окончания курсов штурмана он попадает на корабль «Бельжик», став членом команды антарктической экспедиции

Это тяжелое путешествие обделено вниманием историков, но именно тогда люди впервые перезимовали у ледяного континента

Огромные льдины Антарктиды зажали корабль путешественников. Не имея другого выбора, они были обречены на долгие месяцы темноты и одиночества. Испытания, выпавшие на долю команды смогли перенести не все, многие сошли с ума от трудностей и постоянного страха. Сдавались самые стойкие. Капитан корабля, не справляясь с ситуацией, сложил с себя полномочия и отстранился от дел. Именно в эти дни происходило становление Амундсена как лидера.

Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

Плохое начало

Скотт покинул базу на 10 дней позже Амундсена. В поход вышли 12 человек с 10 пони и 23 собаками. Путь был медленным и трудным, оттого что пони вязли в снегу. Пот на их спинах от холода и ветра превращался в ледяную корку, животные мерзли и погибали. А 10 декабря, оказавшись у подножия гигантского ледника, Скотт был вынужден зарезать уцелевших пони. Собаки, тянувшие двое саней, лучше выдерживали трудности пути; и все же экспедиции понадобилось 11 дней, чтобы подняться на ледник. Скотт приказал 7 из 12 членов похода повернуть обратно. К полюсу пошли пятеро: сам Скотт, врач Э. Уилсон, офицеры Отс, Бауэре, Эванс.

Подорванная репутация

Амундсен купил самолёт фирмы «Кёртис», но в первом же полёте в 150 километрах от Кливленда «полетел» двигатель. В довершение ко всему некий проходимец, которому Амундсен доверил управление деньгами, полученными от правительства, различных фондов и меценатов, сбежал вместе с деньгами. На голову Амундсена пал неслыханный позор и подозрения в том, что и сам великий полярник в доле. Вся Норвегия ополчилась против него, к нему стали относиться скептически, над его стремлением к славе смеялись, называли издевательски Рекламундсен. Ещё больше он подорвал вою репутацию тем, что отправил назад на Чукотку двух эскимосских девочек, которых удочерил и привёз в Норвегию. Спасти его мог только новый триумф. История известная: желание отыграться приводит лишь к новым проигрышам и новым долгам.

Биографические данные

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен появился на свет в городке Борге 16 июля 1872 г. в семье, насчитывавшей еще четверо сыновей, среди которых будущий исследователь был самым младшим. Его отец, Йенс Амундсен, занимался торговлей в море и участвовал в Крымской войне, поставляя продовольствие войскам Франции и Англии. Один из его многочисленных парусников, «Феникс», использовался для размещения британских офицеров.

О ранних годах жизни Руаля Амундсена мало что можно сказать. В отличие от братьев, имевших страсть к дракам, Руаля описывали как заносчивого юношу, который в считанные минуты впадал в ярость. Одним из его товарищей детства являлся Карстен Борхгревинк – тогда еще будущий первый человек, ступивший на Антарктический материк.

Отец Руаля с раннего возраста приучал своих детей к условиям спартанцев, делая упор на гимнастику и катание на лыжах, что только подкрепляло независимый характер мальчика, который никогда не слушался приказов учителей и сильно отставал от одноклассников – настолько, что ему пришлось сдавать экзамены экстерном.

Когда Руалю исполнилось 14 лет, отец умер. Мать, Густава Салквист, мечтала видеть своего младшего сына в составе высшей интеллигенции и потому перевезла семью в Кристианию. Поддавшись давлению Густавы, Руаль поступил в медицинский университет, но, познакомившись с историей покорения Северо-Западного прохода, понял, что хочет связать свою жизнь с путешествиями – и не на жаркий материк, а на суровый север. Кое-как Амундсен получил свидетельство о завершении курса подготовительного отделения, а когда мать умерла, и вовсе покончил с карьерой врача. Уже тогда будущий исследователь активно подготавливал себя к опасным плаваньям, придерживаясь строгой диеты, изнурительных физических нагрузок и даже нанявшись на зверобойное судно, чтобы в дальнейшем без труда получить звание штурмана. Руаль обращался к лондонским властям за разрешением принять участие в арктической экспедиции под руководством Фредерика Джексона, но получил отказ. Однако мечта была сильнее неудач.

***

Вернувшись в Англию в 1913 году, Черри-Гаррард получил задание Антарктического комитета написать отчет о путешествии. Но закончить его он смог только после Первой мировой. В 1916 году Гаррард получил ранение и был отправлен в запас. К тому времени его окончательно накрыло: язвенный колит и посттравматический синдром (тогда такого диагноза еще было, впрочем  — его установили лишь позже) еще долго напоминали про жаркие дни в Антарктике. Несмотря на это, в 1922 году «Самое ужасное путешествие» увидело свет.

Расследование событий той экспедиции вызвало массу споров и обвинений в адрес Скотта. Если первоначально на волне трагичного поражения в полярной гонке его приняли как героя, позже начался подробный разбор его действий. Книга Гаррарда  — с таким названием и соответствующим содержанием — пригодилась в полной мере. Обвинительные исследования строились в том числе и на ней. Гаррард, хоть и безмерно уважал Скотта и всех своих полярных товарищей, своими рассказами про обморожения и прочие лишения лишь подтверждал доводы в пользу несостоятельности многих идей и решений Скотта.

Для этого даже не надо было никого обвинять: Черри-Гаррард писал сам и приводил чужие мнения о том, насколько, например, удобнее было обращаться с собаками, чем с лошадьми. Или упоминал про спор Аткинсона и Скотта, где первый уговаривал взять с собой зеленый лук, и был прав  — впоследствии рацион, принятый Скоттом, признали намного менее пригодным для тех условий, чем у Амундсена. Есть в книге Черри и косвенные свидетельства того, что Скотт просчитался с погодными расчетами для обратного пути и не учел резкого похолодания в той области, о котором говорил еще Шеклтон. Это было наступление антарктической зимы  — и приговор для его группы.

В тексте я пересказал лишь мизерную часть труда Черри-Гаррарда  — и если вас захватила эта история, настоятельно рекомендую прочитать его и вам. Русское издание «Самого ужасного путешествия» сопровождается комментариями доктора географических наук В.С. Корякина, благодаря которым можно представить наиболее полную картину экспедиции «Терра Новы» и похода англичан на полюс  — в том числе и на фоне успеха Амундсена. По сравнению с лихим забегом норвежца, о котором написаны отдельные тонны текстов, это на самом деле было ужасное путешествие. Но его герои, выжившие и не очень, прошли через него с невероятным достоинством.

Основной вклад Руаля Амундсена в географию

В 1895 г. Руаль, уже 23-х летний юноша, успешно сдал экзамены и получил долгожданное звание штурмана. Уже в следующем году вместе с братом Леоном он предпринял опасную попытку пересечь Хардангерское плоскогорье, однако «арктический поход» закончился неудачно – братья заблудились и едва не погибли. В будущем Руаль описал это происшествие как самое опасное в своей жизни.

Спустя несколько месяцев после случившегося Амундсен, в качестве матроса, становится участником первой серьезной экспедиции на Южный полюс. Зимой Руаль переехал в Антверпен, где прошел курсы навигации, и познакомился с будущей возлюбленной – квартирной хозяйкой, – однако вскоре та покончила жизнь самоубийством, и полярник уехал. В августе 1897 г. «Бельжика» отплыла в Антарктиду, и в первый же день после высадки Руаль совершил лыжный поход по острову Ту Хэммок – первый в истории исследования севера.

В 1901 г. получил звание капитана дальнего плаванья. На парусно-моторной яхте «Йоа» впервые в истории преодолел Северно-Западный проход, перед этим проведя часы в гамбургской морской геофизической обсерватории за овладением необходимыми для экспедиции знаниями. В 1911 г. первым открыл и пересек хребет Куин-Мод. В том же году, благодаря верному расчету избежав на своем пути сильных морозов, покорил Южный полюс, перед этим пройдя курс океанографии и получив аудиенцию Эдуарда VII – короля Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. В 1912 г. оставил членство в Королевском географическом обществе. С 1918 по 1920 гг. Амундсен проплыл всё арктическое побережье Евразии, назвав точные координаты мыса Челюскин, и внедрил в практику арктических исследований новые технические средства, включая авиацию, гидросамолеты и дирижабли. Все перечисленное подчеркивает огромный вклад Руаля Амундсена в мировую науку. При этом Руаль испытывал серьезные финансовые затруднения – уже в 1924 г. он объявил себя банкротом, чем вызвал большой скандал в Норвегии.

Карта арктических экспедиций Амундсена

В течение 1926-1927 гг. преимущественная деятельность Амундсена заключалась в написании мемуаров, пока в 1928 г. при поддержке Италии он не отправился на поиски Умберто Нобиле – своего бывшего напарника по трансарктическому перелету. На арендованном самолете Рауль вылетел по направлению к архипелагу Шпицберген, и через несколько часов добиться контакта с ним уже не получалось. Вскоре спасатели обнаружили обломки «Латама-47» и труп пилота.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: