Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Экспедиция к Южному полюсу
1 of 3
Загадка Амундсена
Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги — вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.
Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.
Происхождение. Семья
Генеалогия рода Амундсенов может быть прослежена с XVII века: это были крестьяне с острова Асмалёй на границе Норвегии и Швеции. Прадед Руаля смог приобрести землю на материке под Шебергом. Дед Руаля был первым в роду, кто носил фамилию Амундсен, отец Руаля — Йенс Амундсен (1820—1886) — был четвёртым из 12 детей. Братья Амундсен, занимаясь морской торговлей, владели общей усадьбой в Борге, недалеко от Сарпсборга, где река Гломма впадала в Скагеррак. К 1880-м годам во владении семьи было 20 парусников и пароход, имелась даже собственная судоверфь.
Йенс Амундсен разбогател во время Крымской войны, поставляя британским и французским войскам зерно и солому; его парусник «Феникс» во время осады Севастополя использовался для размещения английских офицеров. В 1866 году он совершил рейс из Китая на Кубу, доставив на сахарные плантации 300 китайских кули. О его характере свидетельствует следующий эпизод: во время плавания кули взбунтовались, но всё закончилось тем, что Й. Амундсен принудил их повесить вожака.
В 1863 году, в возрасте 43 лет он женился на дочери таможенного чиновника Ханне Хенрике Густаве Салквист. В семье было четверо детей — все сыновья:
Краткая биография
Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).
На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.
Открытие шестого континента
Антарктида, Южный полюс, а самое главное — право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.
С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?
3Зимовка во «Фрамхейме»
Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена. Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена. 10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде. Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг). Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.
«Фрам»
В конце 1910 года Амундсен и капитан флота Его Величества Роберт Скотт, независимо друг от друга готовили экспедиции к Южному полюсу, и каждый опасался, что конкурент попадёт туда первым. Амундсен даже напустил тумана, сообщив всем, что он пойдёт к полюсу, только к Северному, и именно под это получил деньги от парламента – далёкий Южный полюс интересовал норвежских власть имущих куда меньше, чем Северный, до которого было рукой подать. Для похода Амундсен одолжил у другого норвежского полярного исследователя его знаменитый «Фрам», то есть, «Вперёд» – деревянную парусно-моторную шхуну с яйцевидным корпусом, который не могли раздавить смыкающиеся ледяные поля. Однако в сентябре 1909 года первым в мире до Северного полюса дошёл американец Роберт Пири, и идея дрейфа сразу потеряла для Амундсена всякий смысл – если не первым, то никаким. Нужен был другой, не менее сенсационный проект. В тайне он задумал совершенно иной маршрут, и держал свой замысел в секрете до самой Мадейры – первой, и единственной остановки на маршруте. Только через месяц капитан Скотт узнал, что «Фрам» идёт к Антарктиде.
Неожиданный звонок.
Амундсен, поблагодарив за тёплый приём, начал рассказ о своём путешествии, демонстрируя диапозитивы. Его выступление длилось около полутора часов и закончилось под гром аплодисментов.
Путешественник пробыл на берегах Невы ровно неделю. Стояла тёплая, почти летняя погода. В сопровождении Шокальского Амундсен посетил Геофизическую обсерваторию в Павловске, побывал в пригородных парках. Русское гостеприимство покорило его. «Я сохраняю наилучшие воспоминания о моём чудесном пребывании в Петербурге», — писал он Шокальскому из Христиании.
Все стало ясно: Руал Амундсен побывал в нашей стране весной 1907 года. Так я и написал в моей статье, но вскоре на неё стали приходить отклики, которых я совершенно не ожидал. Первым раздался телефонный звонок из Москвы. Звонила незнакомая мне Галина Антоновна Григорович, преподаватель русского языка и литературы. Она рассказала, что видела Амундсена во Владивостоке в 1927 году и, более того, слушала его выступление.
А потом начали поступать письма из других городов. Из Красноярска написал Георгий Михайлович Иванов. В 20-е годы он жил во Владивостоке и тоже видел там Амундсена. Мало сказать видел. «Я работал тогда в «Совкино», — писал Георгий Михайлович, — и мне было поручено демонстрировать во время лекции Амундсена фильм о перелёте дирижабля «Норвегия». Я встретился с Амундсеном в гостинице и получил от него три коробки с фильмом, договорился о порядке демонстрации.
Помню экскурсию в оленеводческий совхоз. Я участвовал в этой экскурсии и фотографировал знаменитого исследователя. К сожалению, снимки эти не сохранились».
Петербурженка Александра Константиновна Богатырёва писала, что в 1927 году работала в доме отдыха недалеко от Владивостока. И однажды к ним приехал гость — Руал Амундсен! «Этот день, — писала Александра Константиновна, — я запомнила на всю жизнь».
Краткая биография
Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.
Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.
Рис. 1. Руаль Амундсен.
Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.
Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.
Бегство последнего викинга
И все же он ещё верил, что семейное счастье для него возможно. И вскоре в жизнь Амундсена вошла новая женщина. Стоит ли говорить, что она была замужем? , тридцати с небольшим лет, канадка, маленькая, решительная, с короткими черными волосами и глазами цвета молочного шоколада. Она управляла собачьей упряжкой, азартно резалась в покер и безупречно стреляла. У её мужа на Аляске была торговая фирма, именно там Бесс и познакомилась с Руалем ещё в 1922 году, когда он пытался поднять в воздух злосчастный аэроплан на лыжах. Но в те времена его сердце безраздельно принадлежало Кисс. Теперь же, когда Бесс приехала в Норвегию по делам и снова встретилась с Руалем, им обоим было что предложить друг другу!
В отличие от предшественниц, канадка не стала долго колебаться и не старалась усидеть на двух стульях. Она открыто провела несколько недель в доме Амундсена, после чего отправилась в Америку, чтобы развестись с мужем. Руаль в ожидании невесты принялся приводить дом в порядок. В частности, копать погреб, потому что она сказала, что любит консервировать и ей нужно место для хранения банок. Весной 1928 года развод был получен. На 23 июня Бесс взяла билет на пароход «Святой Олаф», в каюту люкс под номером 18, о чем и известила Руаля телеграммой. И тут с Амундсеном случилась настоящая истерика. Ему 55 лет, он не желает менять свою жизнь ради кого бы то ни было! Он не хочет никакого дурацкого погреба, никаких этих дурацких банок! Для него в жизни существует единственная ценность: борьба, движение к цели! А уже достигнутая цель, кому она нужна? Вот только как остановить, как отвергнуть женщину, бросившую ради него, Руаля, всё, что имела? Бежать! Бежать! Вот единственный выход! И лучше бы никогда не возвращаться…
И тут как раз подвернулся этот терпящий бедствие на льдине Нобиле. Дурак! Вместо того чтобы бороться за жизнь или умереть с достоинством, как полагается настоящему полярному бродяге, заслужить ореол мученика и вечную славу, он рассылает на весь мир панические телеграммы
Что ж, Амундсен не упустит такой возможности! Спасет он итальянцев или сам свернет шею — не важно. Все равно слава на этот раз достанется ему!
Руаль Амундсен
…Первый след пропавшего «Латама» прибило к берегу через два с половиной месяца, это был поплавок гидроплана. Мастера, заделывавшие в нем дырочку накануне старта, признали свою работу. Позже нашёлся бензобак, он был помят, как после мощного удара о воду, пуст и заткнут деревянной пробкой, выструганной ножом. Похоже, его пытались приспособить вместо потерянного поплавка! Это означало, что команда Амундсена, или хотя бы её часть, не разбилась при падении, а ещё боролась за жизнь в ледяных водах, и как долго это продолжалось — никто не скажет. Впрочем, Кисс Беннетт, ссылаясь на свою многолетнюю «беспроволочную радиосвязь» с Амундсеном, заявила, что утром третьего дня после исчезновения экспедиции она явственно слышала голос Руаля: «О Кисс! Кажется, начинается агония». После чего ещё три дня она якобы ощущала в комнате его присутствие, а потом наваждение внезапно кончилось. «Я уверена, в тот миг он и умер!» — утверждала Кисс. Что же касается Бесс, когда она сошла с трапа в Осло, надежды на возвращение Амундсена уже не было. Пришлось возвращаться в Америку. Через 4 года она вышла замуж за журналиста, к слову, сильно младше её, и родила дочь.
Нобиле с собачкой спасены!
Нобиле же спасли. Швед Лундборг на маленьком самолетике, настолько маленьком, что на борту не поместилось никого из терпящих бедствие, кроме самого генерала и его собачки Титины. Вернувшись за следующим пассажиром, Лундборг потерпел крушение и тоже оказался на льдине. В итоге всех спас советский ледокол «Красин». Для Нобиле же вся эта история обернулась вечным позором: когда корабль доставил его на родину, никто не хотел даже принять корабельные швартовы. А вскоре комиссия по расследованию аварии дирижабля предала его суду чести и лишила генеральского чина — за то, что бросил свою команду.
По Амундсену же рыдала все Норвегия. Много высокопарных слов было сказано о великодушии героя, пожертвовавшего собой ради спасения врага. О великом полярном подвижнике, о высоком и мощном уме. Пожалуй, один Фритьоф Нансен был сдержан в оценках: «Амундсен не был ученым. Он ставил перед собой исключительно географические цели. Зато он был настоящим мужчиной и, если хотите, последним профессиональным викингом в истории Норвегии». Что ж! Кто-то считает викингов великими воинами, а кто-то — бродягами и разбойниками, тут каждый решает для себя сам…
7Лагерь «Бойня»
Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36′ ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема. Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы. 6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.
Жизнь
Юность и первые экспедиции
Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года — Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:
«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни»
Северо-западный морской путь
Карта арктических экспедиций Амундсена
В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:
-
Руал Амундсен
— начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф. -
Годфрид Хансен
, датчанин по национальности — штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова. -
Антон Лунд
— шкипер и гарпунщик. -
Педер Ристведт
— старший машинист и метеоролог. -
Хельмер Хансен
— второй штурман. -
Густав Юл Вик
— второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г. -
Адольф Хенрик Линдстрём
— кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.
Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку
Последние годы и гибель
Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде , под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в году писал одному из своих друзей:
«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».
Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле , которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».
Нобиле стал генералом при Муссолини . 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.
По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море , радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.
Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:
«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.
Открытие Южного полюса — многовековая мечта полярных исследователей — на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств — Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других — трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.
Открытие Южного полюса
Команда Амундсена на Южном полюсе, 1911 год
Забавно, но Амундсен с детства мечтал покорить именно Северный полюс, а не его брата-близнеца на юге. Поэтому, когда Фредерик Кук взял первенство в освоении Арктики, Руаль сначала сильно расстроился. Однако позже понял – Южный полюс ничем не хуже Северного, и начал готовиться к экспедиции. Быстро. Ведь ходили слухи и о других экспедициях, а слава 2-го открывателя места несравнимо хуже славы 1-го.
Руаль уже успел продать свой шлюп из-за проблем с деньгами, поэтому ему пришлось обратиться за помощью к тому самому Фритьофу Нансену, гренландскому лыжнику. Тот дал добро преемнику.Тогда Амундсен собрал команду и “отдал швартовы” 9 августа 1910 года. Экипаж его судна “Фрам” какое-то время верил в то, что цель экспедиции – достигнуть Северного полюса! Только после отплытия из португальского порта Мадейра Руаль рассказал своим людям настоящий план путешествия. Просто исследователь хотел быть первым, и поэтому молчал или врал всем, если это было необходимо.
Высадились норвежцы в Китовой бухте 15 января 1911, и, соорудив небольшое убежище, начали готовиться к покорению полюса. Длилось это несколько месяцев. Первые вылазки совершал лично Амундсен и два – три человека из команды. Их целью было разбить сеть маленьких лагерей с провиантом, чтобы увеличить дальность возможных путешествий. Раскидывая бамбук и сушеную рыбу по дорогам, они успешно ориентировались на льдах Антарктиды. Последний склад был разбит без участия Амундсена: о себе напомнила старая травма, и начальник экспедиции на некоторое время выбыл из игры. К началу полярной ночи в апреле норвежцы продвинулись до 82° южной широты.
Время до конца лета путешественники провели в комфорте, готовясь к большому походу. Члены команды писали в своих дневниках о богатом рационе, регулярной ванне, граммофоне и небольшой библиотеке в лагере.
Первые попытки покинуть базу и направиться к Южному полюсу после окончания полярной ночи оказались провальными. Причиной были погодные условия и руководство Амундсена. Например, во время одной из вылазок он покинул своих людей, обладая лучшей собачьей упряжкой, и предоставил им самим добираться до базы в особо холодный день. В результате этого необдуманного решения трое человек получили обморожение и на долгое время перестали принимать участие в таких походах, а Йохансен, самый опытный полярник после самого Амундсена, раскритиковал действия начальника, вследствие чего был исключен из экспедиции к Южному полюсу и был послан на менее значимое путешествие.
Карта с маршрутом экспедиции Амундсена к Юному полюсу. Изображение: Nzeemin / Wikimedia Commons
Приготовление к осуществлению детской мечты
Руаль Амундсен был включен в состав одной из бельгийских экспедиций в Антарктике. Экспедиция проходила достаточно тяжело и команде пришлось в ней столкнуться с очень продолжительной зимовкой, затянувшейся на 13 месяцев, к которой они не были готовы. За данный период практически все члены экспедиции переболели на цингу. Двое из них не смогли справиться с такими тяжелыми условиями и сошли с ума, после чего один из них скончался. Основной причиной большинства невзгод, сопровождающих эту экспедицию, было полное отсутствие опыта у ее членов. Данный урок научил Руала Амундсена очень многим вещам и он запомнил его на всю свою жизнь.
Позднее им была изучена вся существующая в то время полярная литература, он исследовал основные недостатки и преимущества разных видов рационов, а также разных типов снаряжения и туристической одежды.
На территорию Европы Руаль Амундсен вернулся в начале 1899 года и экстерном начал сдавать экзамены на должность и звание капитана. При поддержке Нансена, Амундсен приобрел яхту «Йоа», после чего начал основательно готовиться к своей собственной полярной экспедиции.
Он начал детально изучать такие науки как океанология и метеорология, занялся освоением методики проведения магнитных наблюдений и совершенствовал уменье катания на лыжах и управление собачьей упряжкой. Уже гораздо позднее, когда мужчине исполнилось 42 года, он стал пилотом самолета и был одним из первых гражданских летчиков Норвегии.
Преследуя свою юношескую мечту, ученый хотел сделать то, что до этого не удалось совершить Франклину — осуществить проход через Северо-Западный морской путь. К своему путешествию он готовился на протяжении 3-х лет.
В период с 1903 по 1906 год, Руаль Амундсен и его команда, состоящая из 7 человек, на яхте обогнула Северную Америку. Членами экспедиции было проведено 2 зимовки, они детально обследовали пролив Симпсон и, в 1905 году отправились на Запад. Уже в 1906 году их яхта прошла через Берингов пролив Тихий океан, а плавание они завершили в Сан-Франциско. Результатом проведения данной экспедиции стало получение очень важных открытий, касающихся этнографии обследованных территорий, метеорологии и географии.