Покорение северного полюса

Северный морской путь

Что это такое? Если кто не знает – то кратчайший путь из Азии в Европу. Со всеми вытекающими экономическими последствиями, учитывая огромный торговый оборот между этими регионами. Достаточно сказать, что если расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути всего 5770. То же относится к Европе.

А тут и Китай под боком. С его гигантским товарооборотом с ЕС. Так ему прямая дорога по Северному морскому пути. История освоения этой транспортной артерии началась в далеком 1553 году, когда английская экспедиция сэра Хью Уиллоби попыталась найти северо-восточный проход в Китай. Сам сэр погиб, а корабли дошли всего лишь до устья Северной Двины. Но не напрасно. От Ивана Грозного получили англичане привилегии для торговли с Россией.

В 1594 – 1597 годах состоялись три экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца (в честь его и названо «Баренцево море»). Наиболее успешной была последняя экспедиция. Во-первых, моряки открыли архипелаг Шпицберген. Во-вторых, они достигли Карского моря. Но оно было уже покрыто льдами и экспедиции пришлось зазимовать. Как только море начало освобождаться ото льда, моряки на шлюпках (ждать, когда корабль освободится от ледяных оков, они не хотели) двинулись к Кольскому полуострову. Путешествие завершилось успешно, хотя сам Баренц скончался во время пути и был похоронен на острове Новая Земля.

Возвращаясь к «делам давно минувших лет», надо, конечно, упомянуть Семена Дежнева, открывшего пролив между Чукоткой и Аляской, спустившись в Северный Ледовитый океан по Калыме. Крайняя точка Азии названа в честь его мысом Дежнева. Причем, сделано это было за 80 лет до экспедиции Витуса Беринга, который прошел весь этот пролив, названный, впоследствии, в честь его. Беринг в период с 1725 по 1741 годы руководил первой и второй Камчатскими экспедициями, впервые пройдя по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Потом много чего было. Отметим только следующее. Впервые весь Северный Морской путь был пройден только в 1878 – 1879 годах, шведской экспедицией на барке «Вега». Российская экспедиция повторила этот маршрут в 1914 – 1915 годах, перезимовав у полуострова Таймыр.

Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток произошло c 8 июля по 9 октября 1935 года.

Завершая эту историческую часть, отметим, что все эти арктические подвиги приходились на летнее время, когда таяли льды. Сейчас же, если мы говорим о Северном морском пути, как о международной транспортной артерии, речь должна идти о круглогодичной и регулярной работе транспортного коридора. С фиксированным временем поставок грузов в те или другие страны. А это можно сделать только при наличии ледокольного флота, который сможет преодолевать любые арктические льды.

Как ни удивительно, он в России есть. И это наше «ноу-хау», наш действительно эксклюзивный продукт, не имеющий аналогов в мире.

Флора и фауна

В Арктике имеются уникальные животные и растения, почти все они являются эндемиками тех мест. То есть встречаются только там. Помимо полярных медведей, здесь обитают тюлени, белухи, косатки, усатые киты, дикие олени, и множество разных птиц.

Пернатых на арктических территориях обитает вчетверо больше, чем наземных животных. Они все же не так привязаны к определенному участку суши и могут перемещаться по воздуху. Но для них серьезной проблемой является судоходство. Маршруты кораблей проходят через места гнездований.

Растительность в тех местах довольно скудная, в основном карликовые кустарники, мхи и лишайники. Деревьев практически нет. Экологическое равновесие и так довольно хрупкое. Но люди не только изучают, но и уничтожают флору и фауну северных регионов. Из года в год ведется рыбный и охотничий промысел.

Вырубаются леса, истощается тундровый растительный покров – оленьи пастбища. Приносит вред и гусеничная техника. Повсюду видны изменения рельефа и почвы. Еще страшнее деятельность браконьеров. Уничтожаются редкие птицы, звери, походя разоряются гнезда. Все больше видов растений и животных навсегда исчезают с лица земли из-за неразумной деятельности «царя зверей» – человека.

Вырубка тундровых лесов неблагоприятно влияет на исчезновение многих видов животных и птиц

Великая Северная Экспедиция

Одна из крупнейших и наиболее организованных исследовательских экспедиций, Великая Северная экспедиция полностью пересмотрела арктическое побережье Сибири и некоторые части Северо-Западного побережья Америки. Было заполнено огромное количество доселе неизвестных деталей, которые ранее представлялись в виде мифов и домыслов.

Идея сухопутного моста из Сибири в Америку существовала давно, появляясь на картах с XV века и являясь предметом научных спекуляций относительно происхождения коренных народов Америки.

Чтобы выяснить возможность этого сухопутного моста, Петр Великий отправил в этот район две неудачные землеустроительные работы, прежде чем отправить первую Каматчкинскую экспедицию в 1725 году.

Следующим логичным шагом была попытка добраться до Северной Америки. Императрицы Анна и Елизавета были заинтересованы в продолжении наследия Петра Великого и спонсировали вторую экспедицию в Каматчку (1733-1743).

Экспедиция состояла из трех отдельных групп; две дивизии (одну возглавлял сам Беринг) пересекли Тихий океан, а академическая экспедиция исследовала Сибирь.

Академический интерес к этой экспедиции был велик, и в ее планировании участвовали несколько ведущих ученых и географов того времени, в том числе картограф Герхард Мюллер.

Эта экспедиция, позже известная как Великая Северная экспедиция, заполнила огромное количество ранее неизвестных прибрежных деталей.

Важными достижениями второй экспедиции стали открытие европейцами Аляски, Алеутских островов, Командорских островов, острова Беринга, а также детальное картографирование Северного и северо-восточного побережья России и Курильских островов.

Экспедиция также положила конец мифу о массивном массиве суши в северной части Тихого океана. Именно эта экспедиция положила начало интригующему периоду расселения русских в Северной Америке.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ , п. 107
  2. ^ , п. 214
  3. ^ , п. 108
  4. ^ Коста, Антонио (2011), «Невозможные путешествия и необычайные приключения в раннем научно-фантастическом кино: от Робиды до Мельеса и Марселя Фабра», в Соломоне, Мэтью (ред.), Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну, Олбани: State University of New York Press, стр. 190, ISBN  978-1-4384-3581-7
  5. ^ , п. 216
  6. ^
  7. , п. 8
  8. Кук, Дэвид А. (1981), , Нью-Йорк: W. W. Norton & Company, стр., ISBN  
  9. Соломон, Мэтью (2011), «Введение», в Solomon, Matthew (ed.), Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну, Олбани: State University of New York Press, стр. 3, ISBN  
  10. ^ , п. 52
  11. ^ , п. 285
  12. Расчеты частоты кадров производятся по следующей формуле: 845 футов / ((п кадр / с * 60 секунд) / 16 кадров на фут) = Икс. Видеть .
  13. , стр. 120–126
  14. , п. 31 год
  15. , п. 346
  16. ^ , п. 41 год
  17. , п. 25
  18. ^ , п. 352
  19. Хаммонд, Пол (1974), Чудесный Мельес, Лондон: Гордон Фрейзер, стр. 79, ISBN  0-900406-38-0
  20. ^ , стр. 216–217
  21. , п. 33
  22. ^ , п. 284
  23. ^ , п. 18
  24. ^ , п. 106
  25. , п. 110
  26. , п. 10

Библиография

  • Essai de reconstitution du Catalog Français de la Star-Film; suivi d’une analysis catalographique des film de Georges Méliès recnsés en France, Bois d’Arcy: Service des Archives du Film du Centre National de la cinématographie, 1981, ISBN  , OCLC  
  • Эзра, Элизабет (2000), Жорж Мельес, Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN  0-7190-5395-1
  • Фрейзер, Джон (1979), Искусственно аранжированные сцены: фильмы Жоржа Мельеса, Бостон: Г. К. Холл и Ко., ISBN  0-8161-8368-6
  • Мальте, Жак; Маннони, Лоран (2008), L’oeuvre de Georges Méliès, Париж: Éditions de La Martinière, ISBN  

Сила Кориолиса и Северное полушарие

Важным компонентом физической географии Северного полушария является сила Кориолиса и конкретное направление, в котором объекты отклоняются в северной части Земли. В Северном полушарии, практически любой объект, движущийся над или на поверхности Земли отклоняется вправо. Из-за этого, любые крупные массы воздуха или воды к северу от экватора, как правило, закручиваются по часовой стрелке. К примеру, большинство океанических течений в Северной Атлантике и северной части Тихого океана поворачиваются по часовой стрелке. В Южном полушарии они движутся в обратном направлении, так как все крупные объекты отклоняются влево.

По той же причине, потоки воздуха имеют тенденцию распространяться в виде рисунка по часовой стрелке. Таким образом, циркуляция воздуха по часовой стрелке в Северном полушарии характерна для областей высокого атмосферного давления (антициклоны). С другой стороны, области низкого атмосферного давления (циклоны), как правило, закручивают воздух в направлении против часовой стрелки. Ураганы и тропические штормы (массивные погодные системы низкого давления) в Северном полушарии вращаются против часовой стрелки.

Исследователь северных морей

В 1902 году Седов отправился в гидрографическую экспедицию, которая изучала остров Вайгач (граница Карского и Баренцева морей), а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. Георгий Яковлевич был назначен помощником начальника экспедиции. Руководитель исследовательской миссии гидрограф Александр Иванович Варнек отзывался о Седове как о человеке энергичном, острожном и хорошо знающем свое дело. Именно ему поручались трудные, ответственные и зачастую сопряженные с серьезной опасностью задачи.

В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он был сначала ревизором, а затем и капитаном миноноски в составе Сибирской военной флотилии.

В 1909 году Георгий Яковлевич отправился в Чукотскую экспедицию, где руководил исследованием устья реки Колымы и удобных морских подходов к ней. Экспедиция была высоко оценена, поэтому Седова приняли в члены Русского географического общества.

Покорение Южного полюса

В 1910 году Руаль Амундсен начал активную подготовку к новой экспедиции. Однако его планы изменились после известия о том, что Северный полюс был покорен Робертом Пири.

Честолюбивый путешественник решил не терять времени даром, и с командой единомышленников отправился к Южному полюсу. Всего за несколько недель они преодолели более 16 тысяч миль. Подойдя вплотную к ледяному барьеру Росса, путешественники были вынуждены высадиться на берег и пересесть на собачьи упряжки.

Рис. 3. Южный полюс.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг Южного полюса, пройдя по льдам более 1500 километров. Он оказался первым человеком, который ступил на суровые полярные земли, и в честь этого события водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Во время опасных путешествий Амундсеном были освоены все известные на тот момент средства передвижения: различные типы судов, лыжи, собачьи упряжки, и даже дирижабли и гидросамолеты. Руаль Амундсен стал одним из первопроходцев полярной авиации.

Свою смерть отважный путешественник встретил на Северном полюсе. Отправившись в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя время он перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели Амундсена до сих пор не выяснены.

Что мы узнали?

При изучении темы «Руаль Амундсен» мы узнали годы жизни великого путешественника, познакомились с основными вехами его биографии. Мы узнали, что открыл Руаль Амундсен и как его открытия повлияли на дальнейшее исследование Северного и Южного полюсов.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Покорение Северного полюса в 20 веке

Наиболее плодотворные попытки покорения Северного полюса были предприняты в 20 веке. Первым, кто заявил о покорении полюса, был Федерик Кук. Но он не смог убедить ученых в достоверности своего открытия.

Так же сомнениям был подвергнут факт достижения точки Робертом Пири. В его команде не было достаточно образованных людей, которые могли бы подтвердить правильность показаний путешественника. Поэтому многие данные о скорости движения команды, местоположении полюса были приняты за ложь. После этого инцидента начальники экспедиций обязательно брали с собой ученых, которые могли сделать подтверждающие измерения.

Первая русская экспедиции была возглавлена Георгием Серовым в 1912 году. Из-за плохой оснащенности она завершилась провалом. Начальник экспедиции вскоре заболел и умер. У его могилы среди льдов остался верный пес.

Знаменательным для исследователей Севера стал 1937 год. Тогда была организована первая в мире дрейфующая станция Северный полюс-1 во главе с Иваном Папаниным. Ученые-мореплаватели проводили исследования в течение 9 месяцев, в результате чего проплыли вместе со льдами более 2000 км.

Последний поход

Жизнь легендарного полярника оборвалась трагично. Неуемная натура не могла не отреагировать, когда 25 мая 1928 года поступил сигнал бедствия от экспедиции итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Вылететь на помощь получилось не сразу. Несмотря на все достижения, Руаль Амундсен (что он открыл, мы рассмотрели выше) по-прежнему нуждался в деньгах. Поэтому только 18 июня из Тромсе на гидросамолете «Латам-47», благодаря общим усилиям, бесстрашный норвежец вместе с командой вылетел на помощь.

В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий. После связь была потеряна. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. А несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета. Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды.

Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

Попытка, еще попытка…

После гренландских походов Пири счел, что может замахнуться на Северный полюс. И до него путешественники разных стран безуспешно пытались достичь этой заветной точки Земли. Роберт Пири сумел привлечь на свою сторону богатых и влиятельных людей. Был даже основан Арктический клуб призванный всемерно помогать исследователю в достижении цели.

В начале 1898-го Пири вышел на паровой яхте «Винворд» в свой первый поход к заветной цели. Он думал пройти основную часть пути, а затем продолжить движение на санях с собачьими упряжками. Тяжелые льды сбили эти планы. Пришлось остановиться на зимовку значительно раньше намеченного срока.

Для Пири эта зима оказалась чрезвычайно несчастливой. Однажды во время дальней санной поездки он отморозил себе ноги. Семь пальцев пришлось ампутировать. Пири по существу стал инвалидом. И все же дух его не был сломлен. В течение следующих десяти лет отважный полярник предпринял еще четыре попытки дойти до полюса, каждый раз продвигаясь все дальше и дальше на север. Пири понял, что успех зависит не только от его настойчивости, но и от счастливого стечения обстоятельств.

В 1905-м он в пятый раз отправился на штурм полюса. В его распоряжении было превосходное, специально построенное полярное судно «Рузвельт», которое названо так в честь тогдашнего американского президента. Продолжая путь на собачьих упряжках, Пири записал в дневнике: «Битва подходит к концу. Мы идем по люду Северного ледовитого океана, взяв напрвление прямо на цель».

Арктическое судно — Рузвельт

Травоядные животные

Лемминг

Внешне мало отличим от хомяка, тоже относится к грызунам. Весит зверек около 80-ти граммов, а в длину достигает 15-ти сантиметров. Шерстка лемминга бурая. Есть подвиды, становящимися белыми к зиме. В холода животное остается активным.

Лемминги — животные Арктики, питающиеся побегами растений, семенами, мхом, ягодами. Больше всего северные «хомячки» любят молодую поросль.

Травоядные лемминги сами являются пищей для многих обитателей Арктики

Овцебык

Обитает в основном на севере Гренландии и полуострове Таймыре. Численность вида сокращается, поэтому в 1996-ом году овцебык занесен в Красную книгу. Ближайшими родственниками северных гигантов являются горные бараны. Внешне же овцебыки больше схожи с полорогими животными.

Примерная высота овцебыка — 140 сантиметров. В длину животные Красной книги Арктики достигают 2,5 метра. На планете живет единственный вид. Раньше было два, но один вымер.

Эти гигантские быки находятся на грани вымирания и охраняются законом

Беляк

Недавно выделен в отдельный вид, уже не относится к обычному беляку. У арктического зайца короткие уши. Так сокращается потеря тепла. От холодов спасает и густой, пушистый мех. Масса тела у арктического беляка больше, нежели у обычного. В длину житель Севера достигает 70-ти сантиметров.

На фото животные Арктики зачастую поедают деревянистые части растений. Это основа рациона беляка. Однако излюбленными блюдами являются почки, ягоды, молодая трава.

Отличить арктического беляка от обычного можно по более коротким ушам

Северный олень

В отличие от других оленей, обладают изменчивыми копытами. Летом их основание напоминает губку, амортизирует на мягкой земле. Зимой поры затягиваются, становятся выраженными плотные и заостренные края копыт. Они врезаются в лед и снег, исключая скольжение.

Оленей на планете 45 видов, и лишь у северного растут рога, независимо самец это или самка. Причем, мужские особи сбрасывают головные уборы к началу зимы. Получается, в санях Санты запряжены оленихи.

У северных оленей рога носят и самцы и самки

Бегство последнего викинга

И все же он ещё верил, что семейное счастье для него возможно. И вскоре в жизнь Амундсена вошла новая женщина. Стоит ли говорить, что она была замужем? , тридцати с небольшим лет, канадка, маленькая, решительная, с короткими черными волосами и глазами цвета молочного шоколада. Она управляла собачьей упряжкой, азартно резалась в покер и безупречно стреляла. У её мужа на Аляске была торговая фирма, именно там Бесс и познакомилась с Руалем ещё в 1922 году, когда он пытался поднять в воздух злосчастный аэроплан на лыжах. Но в те времена его сердце безраздельно принадлежало Кисс. Теперь же, когда Бесс приехала в Норвегию по делам и снова встретилась с Руалем, им обоим было что предложить друг другу!

В отличие от предшественниц, канадка не стала долго колебаться и не старалась усидеть на двух стульях. Она открыто провела несколько недель в доме Амундсена, после чего отправилась в Америку, чтобы развестись с мужем. Руаль в ожидании невесты принялся приводить дом в порядок. В частности, копать погреб, потому что она сказала, что любит консервировать и ей нужно место для хранения банок. Весной 1928 года развод был получен. На 23 июня Бесс взяла билет на пароход «Святой Олаф», в каюту люкс под номером 18, о чем и известила Руаля телеграммой. И тут с Амундсеном случилась настоящая истерика. Ему 55 лет, он не желает менять свою жизнь ради кого бы то ни было! Он не хочет никакого дурацкого погреба, никаких этих дурацких банок! Для него в жизни существует единственная ценность: борьба, движение к цели! А уже достигнутая цель, кому она нужна? Вот только как остановить, как отвергнуть женщину, бросившую ради него, Руаля, всё, что имела? Бежать! Бежать! Вот единственный выход! И лучше бы никогда не возвращаться…

И тут как раз подвернулся этот терпящий бедствие на льдине Нобиле. Дурак! Вместо того чтобы бороться за жизнь или умереть с достоинством, как полагается настоящему полярному бродяге, заслужить ореол мученика и вечную славу, он рассылает на весь мир панические телеграммы

Что ж, Амундсен не упустит такой возможности! Спасет он итальянцев или сам свернет шею — не важно. Все равно слава на этот раз достанется ему!

Руаль Амундсен

…Первый след пропавшего «Латама» прибило к берегу через два с половиной месяца, это был поплавок гидроплана. Мастера, заделывавшие в нем дырочку накануне старта, признали свою работу. Позже нашёлся бензобак, он был помят, как после мощного удара о воду, пуст и заткнут деревянной пробкой, выструганной ножом. Похоже, его пытались приспособить вместо потерянного поплавка! Это означало, что команда Амундсена, или хотя бы её часть, не разбилась при падении, а ещё боролась за жизнь в ледяных водах, и как долго это продолжалось — никто не скажет. Впрочем, Кисс Беннетт, ссылаясь на свою многолетнюю «беспроволочную радиосвязь» с Амундсеном, заявила, что утром третьего дня после исчезновения экспедиции она явственно слышала голос Руаля: «О Кисс! Кажется, начинается агония». После чего ещё три дня она якобы ощущала в комнате его присутствие, а потом наваждение внезапно кончилось. «Я уверена, в тот миг он и умер!» — утверждала Кисс. Что же касается Бесс, когда она сошла с трапа в Осло, надежды на возвращение Амундсена уже не было. Пришлось возвращаться в Америку. Через 4 года она вышла замуж за журналиста, к слову, сильно младше её, и родила дочь.

Нобиле с собачкой спасены!

Нобиле же спасли. Швед Лундборг на маленьком самолетике, настолько маленьком, что на борту не поместилось никого из терпящих бедствие, кроме самого генерала и его собачки Титины. Вернувшись за следующим пассажиром, Лундборг потерпел крушение и тоже оказался на льдине. В итоге всех спас советский ледокол «Красин». Для Нобиле же вся эта история обернулась вечным позором: когда корабль доставил его на родину, никто не хотел даже принять корабельные швартовы. А вскоре комиссия по расследованию аварии дирижабля предала его суду чести и лишила генеральского чина — за то, что бросил свою команду.

По Амундсену же рыдала все Норвегия. Много высокопарных слов было сказано о великодушии героя, пожертвовавшего собой ради спасения врага. О великом полярном подвижнике, о высоком и мощном уме. Пожалуй, один Фритьоф Нансен был сдержан в оценках: «Амундсен не был ученым. Он ставил перед собой исключительно географические цели. Зато он был настоящим мужчиной и, если хотите, последним профессиональным викингом в истории Норвегии». Что ж! Кто-то считает викингов великими воинами, а кто-то — бродягами и разбойниками, тут каждый решает для себя сам…

Как появляется полярное сияние

Северное сияние образуется излучением фотонов в верхних областях земной атмосферы, на высоте 80 км и выше. Под воздействием ионов, протонов, электронов молекулы и атомы газов (главным образом азота и кислорода) переходят в измененное состояние. Когда же атом либо молекула возвращаются в основное состояние, происходит излучение кванта света. Разные атомы дают различный свет при переходе в возбужденное или обычное состояние. Так, кислород светится зеленым или багровым цветом, азот – синим или красным.

Под воздействием ряда факторов ширина свечения может составлять 160 км. Длина же сияния может превышать полторы тысячи километров.

Значение кислорода для образования полярного сияния

Кислород может переходить из возбужденного в основное состояние всего за 0,75 сек. Этот газ излучает зеленый цвет в течение двух минут, после чего оттенок изменяется на красный. При столкновении с другими атомами происходит поглощение энергии, в результате чего свечение прекращается.

В верхних слоях атмосферы количество кислорода меньше, чем у поверхности. Поэтому описанные столкновения редки. Этим объясняется появление красивого красного излучения.

По мере уменьшения высоты плотность воздуха увеличивается. Учащение столкновений между атомами способствует прекращению красного свечения атмосферы. Ближе к поверхности прекращают образовываться и зеленые лучи.

Роль солнечного ветра и магнитного поля

Земля все время взаимодействует с солнечным ветром – потоком электронов и положительно заряженных ионов. Эти частицы испускаются Солнцем во всех направлениях. Скорость их движения – примерно 400 километров в секунду, напряжение магнитного поля – от 2 до 5 нанотесла, а плотность ионов – примерно 5 на кубический сантиметр.

Во время магнитных возмущений потоки заряженных частиц значительно усиливаются. Из-за этого многократно усиливается напряженность межпланетного поля.

Под влиянием заряженных частиц и магнитного поля Земли формируется земная магнитосфера. Она отклоняет эти потоки примерно на 70 тыс. км. Ширина магнитосферы составляет около 190 тыс. км. На ночной стороне шлейф распространяется на большее расстояние, превышающее 200 земных радиусов (более 1,2 млн км).

Плазменный поток в магнитосфере увеличивается с ростом плотности и турбулентности солнечного ветра. Магнитосферные потоки плазмы сталкиваются с магнитным полем нашей планеты перпендикулярно. Отдельные плазменные потоки движутся вдоль линий магнитного поля и постепенно теряют энергию. Это и способствует свечению атмосферы.

Влияние активности Солнца

Связь между северным сиянием и активностью Солнца была замечена еще в 80-х гг. 19 века. Дальнейшие исследования показали, что заряженные частицы солнечного ветра перехватываются земной магнитосферой, сталкиваются с молекулами газов.

Температура солнечной короны достигает нескольких миллионов градусов. При этом происходят разнообразные столкновения между ионами. Свободные заряженные частицы на большой скорости вырываются из атмосферы Солнца и улетучиваются. В пространстве около Земли эти частицы отклоняются магнитным полем.

Земное магнитное поле наиболее слабо на полюсах и в околополярной зоне. Из-за этого заряженные частицы проникают в атмосферу и сталкиваются именно в высоких широтах. Столкновения способствуют образованию квантов света, которые мы и видим, как полярное сияние.

Северо-тихоокеанские химеры: Eso, De Gama и Compagnie Land

Исторически Эсо (Yeco, Jesso, Yedso, Yesso) относится к острову Хоккайдо. Она варьируется на картах от небольшого острова до массы размером почти с Континент, которая простирается от Азии до Аляски.

Eso часто связывают с двумя другими мифическими северо-Тихоокеанскими землями, Gamaland и Compagnies Land.

Хуан де Гама, внук Васко де Гамы, был португальским мореплавателем, которого обвиняли в незаконной торговле с испанцами в Ост-Индии. Гама бежал и приплыл из Макао в Японию в конце шестнадцатого века. Затем он двинулся на восток, через Тихий океан, и предположительно увидел земли в северной части Тихого океана.

Эти земли первоначально были показаны как небольшие острова на португальских картах,но в более поздних изображениях превратились в материк размером с континент.

Земля компаньонов, часто показываемая вместе с Землей Стейтен, была островами, замеченными Фрисом в его путешествии 1643 года. Он назвал острова в честь голландских Генеральных Штатов (Staten Land) и Голландской Ост-Индской компании (VOC) (Compagnies, или Земля компании).

На самом деле он заново открыл два Курильских острова. Однако другие картографы ухватились за землю компаньонов, в частности, увеличив и объединив ее с Ессо и/или Гамаландом.

В середине XVIII века датский исследователь Витус Беринг, работавший в России, а позднее Джеймс Кук проверяли местность и ничего не находили. Лаперуз тоже искал огромные острова, но нашел только Курилы, положив конец мифу о землях мечты размером с континент.

Полюс недоступности

«Советский Союз приступил к активным полярным исследованиям в 1930-е годы — в Арктике. Там был приобретён бесценный опыт, но для штурма Антарктиды его всё же не хватало — условия на двух полюсах отличались достаточно сильно», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, на постоянной основе люди пришли в Антарктиду лишь в середине ХХ столетия. Использовать материк в военных целях в годы Второй мировой войны недолгое время пытались чилийцы и аргентинцы. Но только после завершения войны на берегах южного материка начали массово появляться постоянно действующие полярные станции.

В 1955 году начала действовать Советская Антарктическая экспедиция. 5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» пришвартовался к берегу южного континента и состоялась первая высадка советских полярников в Антарктиде. 13 февраля была основана полярная станция «Мирный». Весной со станции вглубь материка отправился санно-тракторный поезд. 27 мая после 370-километрового похода была создана первая в истории полярная станция, находящаяся в отдалении от берега, — «Пионерская».

В 1956—1957 годах в Антарктиду прибыли вторая и третья советские экспедиции. Участники последней под руководством выдающегося полярника Евгения Толстикова отправились к Южному полюсу недоступности — наиболее удалённой от берегов океана точке, в которой до них не бывал ещё ни один человек.

  • Антарктический полюс относительной недоступности. Участники экспедиции, возглавляемой Евгением Толстиковым
  • РИА Новости

14 декабря 1958 года Южный полюс недоступности был покорён. Полярники построили на этом месте дом, метеорологическую станцию и радиостанцию. На крышу строения прикрепили бюст Ленина и подняли красный флаг. Временную станцию так и назвали — «Полюс недоступности». Рядом с ней полярники подготовили взлётно-посадочную полосу. 17 декабря самолёт Ли-2 забрал со станции четырёх из 18 участников похода. 26 декабря, проведя все необходимые научные работы, советские исследователи законсервировали станцию и отправились в «Мирный».

Также по теме


Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…

Повторить подвиг советских полярников иностранцам удалось только в 2007 году. До полюса недоступности добрались британцы, использовавшие тягу воздушных змеев. Советскую станцию к этому времени занесло снегом, но бюст Ленина всё ещё можно было рассмотреть.

Борьба за полюс

Во вторую половину XIX века земной шар был исследован и поделен. Поэтому борьба за покорение полюсов — в первую очередь Северного, стала вопросом престижа. Жажда первенства, желание утвердить свой национальный флаг на прежде незнакомой земле и тем прославить свое имя стали основным мотивом. Если знаменитый путешественник собирался в новую экспедицию, то получал десятки, если не сотни заявок от потенциальных участников, причем иногда, как Роберт Пири, требовал вступительный взнос.

«Тем людям, которые… спрашивают: „Какой смысл в полярных исследованиях?“, я могу ответить: „Какую пользу приносят соревнования яхт, состязания атлетов, испытания машин и военных кораблей или любое другое из бесчисленных испытаний, бывших со времен сотворения мира единственным способом определить превосходство одних людей, машин, методов, наций над другими?“

Но предположим, что полярная экспедиция — это только эмоции, и она не приносит денег, не развивает торговли, не служит делу колонизации, не делает богатыми многих людей. Пусть она и остается эмоциями. Любовь, патриотизм и религия — тоже чувства и эмоции, и мы не ждем от них прибыли».

Роберт Пири, утверждавший, что он — первый покоритель Северного полюса

В арктическом регионе появлялись самые неожиданные игроки. Например, в 1872–1874 годах Австро-Венгерская полярная экспедиция открыла архипелаг, получивший название Земля Франца-Иосифа, в честь императора страны, кстати, дожившего до покорения и Северного, и Южного полюсов. Корабль «Адмирал Тегетгофф» остался во льдах, и на обратном пути путешественников спасла промысловая шхуна «Святой Николай», которой командовал Федор Воронин, двоюродный дядя будущего капитана Северного морского пути Владимира Воронина.

Однако решающий шаг в исследовании Северного полюса предстояло сделать уроженцам одной из традиционных полярных наций — норвежцам. В первую очередь — Фритьофу Нансену. В 1888–1889 году он пересек Гренландию на лыжах. В 1893 году стартовала норвежская полярная экспедиция на судне «Фрам». Нансен принял решение не пробиваться к Северному полюсу, а дрейфовать по направлению к нему на корабле, вмерзшем в паковый лед (морской лед, иногда толще трех метров). Когда «Фрам» приблизился к полюсу, Нансен и его спутник Йохансен отправились в поход на лыжах и собачьих упряжках — весной 1895 года. Полюс покорить они не смогли и повернули назад на расстоянии примерно 400 километров до цели. Перезимовали на Земле Франца-Иосифа и в 1896-м встретились с британским полярным исследователем Фредериком Джексоном на мысе Флора.

 Встреча Нансена с Ф. Джексоном, июнь 1896 г. (постановочное фото, сделанное через несколько часов после реальной встречи)

Пусть ни Нансен, ни его корабль не достигли полюса, эта экспедиция, в которой не погиб ни один участник, стала для современников культовой. Она определила модель, по которой были покорены и Северный, и Южный полюсы: путешественники идут на лыжах, груз на нартах тянут ездовые собаки, причем их изначально берут на 60% больше, чем необходимо, — лишние тягловые животные будут умерщвлены и скормлены остальным.

В 1909 году американский исследователь Роберт Пири заявил о достижении Северного полюса. Ему пришлось выдержать борьбу со своим соотечественником Фредериком Куком, утверждавшим, что достиг полюса годом раньше. Спор продолжался несколько лет, приоритет был признан за Пири. Полемика о том, кто из исследователей был на полюсе, продолжается до сих пор. Скорее всего, оба не дошли до него, но материалы Кука более достоверны.

5

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: