Как Нильс отравился в путешествие
В глухой шведской деревеньке жил мальчик, которого звали Нильс Хольгерссон. Он любил похулиганить, даже часто зло. В школе он ленился и получал плохие отметки. Дома дергал кота за хвост, гонял кур, уток, гусей, пинал и обижал коров.
Мы начали знакомиться с сокращенной версией книги-сказки, излагать ее краткое содержание. «Приключение Нильса с дикими гусями» – произведение, где с первых страниц начинаются чудеса. В воскресный день его родители отправились в соседнюю деревню на ярмарку, а Нильсу дали читать «Наставления» – толстую книгу, которая рассказывала о том, как хорошо быть хорошим и как плохо быть плохим. За длинной книгой Нильс задремал, а проснулся от шороха и обнаружил, что сундук, в котором мама хранила все самое ценное, открыт. В комнате никого не было, и Нильс помнил, что перед отъездом мама проверила замок. Он заметил маленького смешного человечка, который сидел на краю сундука и разглядывал его содержимое. Мальчик схватил сачок и поймал в него человечка.
Тот оказался гномом и попросил Нильса отпустить его. За это он обещал золотую монетку. Нильс отпустил гномика, но тут же пожалел, что не попросил сто монет и снова взмахнул сачком. Но получил удар и упал на пол.
Нами представлено только очень краткое содержание. «Приключение Нильса с дикими гусями» – книга шведской писательницы, которая давно стала брендом.
Когда Нильс пришел в себя, то в комнате все чудесным образом все изменилось. Все знакомые вещи стали ужасно большими. Тогда Нильс понял, что он сам стал таким же маленьким, как гном. Он вышел во двор и с удивлением узнал, что понимает язык птиц и зверей. Над ним все издевались и говорили, что он заслужил такое наказание. Кот, которого Нильс вежливо попросил сказать, где живет гном, отказал ему за то, что мальчик часто его обижал.
В это время с юга летела стая диких серых гусей. В насмешку они стали звать за собой домашних. Любимец мамы Нильса Мартин побежал за ними, а Нильс ухватил его за шею, чтобы удержать, так они улетели со двора. К вечеру Мартин стал отставать от стаи, прилетел последним, когда все устраивались на ночлег. Нильс подтащил обессиленного Мартина к воде, и тот напился. Так началась их дружба.
Исследования
Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым. Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ. Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.
17 апреля 1732 года русская императрица Анна издала указ, согласно которому она поручала В. Берингу отправляться на Камчатку для разведки новых земель, которые лежат между Камчаткой и Америкой, и для исследования побережья Сибири.
Он и стал началом II Камчатской экспедиции. Гораздо позднее ее стали называть Великой Северной
Она не имела равных по важности выполненных задач в мировой истории. В ней принимали участие 977 человек — отважных подвижников
К сожалению, многие из них погибли в северных льдах, но результаты их трудов невозможно переоценить. Им удалось обследовать и нанести на карту (впервые) все русское побережье океана. Семь отрядов не жалели сил, делали свою работу, которую сегодня можно без преувеличения назвать героической.
Затем было еще несколько арктических экспедиций: К. Бэра, Ф. П. Литке и П. И. Крузенштерна. Результат этих морских походов — твердая уверенность в том, что Карское море непригодно для судоходства. К. Бэр даже заявил, что это настоящий «ледяной погреб».
Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море. Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года. Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.
В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода. Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.
Уважаемые читатели!
Серию книг «Библиотека Совкомфлота» продолжает яркая страница из истории великих открытий и героических плаваний, связанных с освоением Северного морского пути. «Плавание на „Веге“» – это своеобразный отчет о состоявшейся в XIX веке арктической экспедиции Нильса Адольфа Эрика Норденшельда с экскурсами в историю походов в Арктику, совершенных российскими и иностранными мореплавателями в XVI–XIX вв.
Одним из таких исследователей Севера был Н. А. Э. Норденшельд (далее А. Э. Норденшельд), который в 1878–79 гг. на пароходе «Вега» – по современным представлениям, хрупком деревянном судне водоизмещением всего в 357 тонн, снабженным паровой машиной мощностью 60 лошадиных сил, – за две навигации с зимовкой осуществил сквозное плавание северо-восточным путем из Атлантического океана в Тихий и в 1880 году через Суэцкий канал вернулся в Европу, первым обогнув весь Евразийский континент.
Как отмечает отважный мореплаватель, экспедиция под его командованием была бы невозможна и не увенчалась бы успехом, если бы не усилия многих людей, как современников, так и предшественников. При подготовке к экспедиции Норденшельд опирался на русские исследования северного побережья Азии, тщательно изучал дневники и отчеты русских полярных мореплавателей – Прончищева, Челюскина, братьев Лаптевых, Дежнева, Литке и многих других. В книге он отмечал «огромное мужество, необычайную закаленность и выносливость русских полярных путешественников». Большую помощь Норденшельду оказали сведения о Сибири и состоянии льдов в прилегающих морях, которые предоставил ему иркутский купец А. М. Сибиряков, долгое время изучавший опыт плавания русских поморов. Он же взял на себя почти половину расходов на снаряжение экспедиции. Остальную часть оплатили предприниматель Оскар Диксон (его имя носит остров в северо-восточной части Енисейского залива) и король Швеции Оскар II.
Императорское Русское Географическое общество, считая поход Норденшельда чрезвычайно важным для России, направило в экспедицию поручика русской гвардии лейтенанта Оскара Нордквиста. Отважный мореплаватель Норденшельд впоследствии был удостоен высшей награды Общества – Золотой Константиновской медали.
Говоря современным языком, своим успехом экспедиция Норденшельда была обязана международному сотрудничеству и совместным усилиям всех заинтересованных сторон, и этот пример взаимодействия является весьма актуальным для наших современников в XXI веке.
Книга, написанная А. Э
Норденшельдом почти полтора века назад, привлечет внимание не только ученых, специалистов, представителей морских профессий – историков, географов, моряков. Ее можно рекомендовать широкому кругу читателей, интересующихся Арктикой
Биография
Родился 18 ноября 1832 года в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Его отец — Нильс Густав Норденшельд (1792—1866) — химик, минералог, по легенде — первооткрыватель александрита.
Окончил гимназию в Борго (Порвоо). В 1849 году поступил в Императорский Александровский университет в Гельсингфорсе (сейчас — Хельсинкский университет). Изучал математику, геологию, а также, в большей степени самостоятельно, химию и минералогию. В 1853 году получил степень кандидата, в 1855 году — лиценциата, за статью по минералогии. Труды по химии, минералогии и зоологии доставили ему место куратора математико-физического факультета, а также небольшую должность в горном правлении.
В 1855 году защитил магистерскую диссертацию и получил приглашение на должность хранителя университетского минералогического музея.
В ноябре 1855 года Норденшельд был на встрече студентов в ресторане «Тёолё» (Töölö) по случаю дня рождения одного из них. Обсуждалась Крымская война, произносились политические речи с критикой порядков в Великом княжестве Финляндском. Об этом стало известно генерал-губернатору Финляндии графу фон Бергу. Участники мероприятия, известного как «Ужин в Тёолё», понесли наказание, а Норденшельд был уволен из университета на текущий и следующий весенний период. Он отправился в Берлинский университет с целью изучения химии у профессора Генриха Розе.
В 1856 году Норденшельд вернулся в Гельсингфорс, был назначен доцентом минералогии и признан новым профессором геологии в университете. Однако, чтобы подтвердить свои научные изыскания, он хотел совершить разведывательную экспедицию. Ему были выделены средства в виде стипендии Александровского университета для экспедиции на Камчатку.
Однако случился новый политический скандал: в мае 1857 года на выпускные торжества в Гельсингфорский университет прибыла делегация шведских преподавателей из университета Уппсалы (в 1857 году отмечалось 700-летие первого крестового похода в Финляндию). На прощальном ужине 18 (30) мая Норденшельд, после блестящей защиты своей диссертации, провозгласил тост за будущее Финляндии. В своей речи сожалел о рвущейся связи между Финляндией и Швецией и выразил сомнения относительно будущего Финляндии как части Российской империи. Его несколько туманные выражения официально были истолкованы как надежда на воссоединение Финляндии со Швецией. Генерал-губернатор граф фон Берг потребовал от Норденшельда публичных извинений и отказа от своих взглядов, и когда он не согласился, грант на поездку был отменён. Более того, научная деятельность в Финляндии стала для него невозможной. Норденшельд был вынужден покинуть Российскую империю, отбыв в Швецию.
В Стокгольме ему поручили заведовать коллекциями минералов в естественно-историческом музее и избрали профессором национальной академии наук.
В 1860 году Норденшельд получил шведское подданство.
В 1861 году участвовал в шведской экспедиции Отто Торелля на Шпицберген.
В 1864, 1868 и 1872—1873 годах экспедиции под руководством Норденшельда произвели съёмку берегов Шпицбергена, причём впервые был пройдено Восточное ледяное поле на острове Северо-Восточная Земля.
В 1870 и 1883 годах руководил шведскими экспедициями в Гренландию, положившими начало исследованиям её ледяного щита.
В 1875—1876 годах совершил плавание из Швеции в устье Енисея.
В 1878—1879 годах на пароходе «Вега» впервые осуществил сквозное плавание (с зимовкой в пути) Северо-восточным проходом из Атлантического океана в Тихий и через Суэцкий канал вернулся в Швецию (1880), впервые обойдя таким образом всю Евразию.
Именем Норденшельда названы: архипелаг к северу от полуострова Таймыр, залив у берегов Новой Земли, полуостров Западного Шпицбергена (Земля Норденшельда), астероид, и др. Море Лаптевых до 1935 года носило имя Норденшельда.
Удостоен Константиновской медали Русского географического общества в 1879 году и медали Мурчисона Геологического общества Лондона в 1900 году.
Автор книги «Плавание на „Веге“».
Скончался от разрыва сердца 12 августа 1901 года в поместье Дальбю (шведская провинция Сёдерманланд). Похоронен на кладбище у церкви деревни Вестерьюнг.
Нансен пользовался невероятным успехом у женщин
От родителей и самой природы Нансену достались выдающиеся внешние качества – высокий рост, широкие плечи, белокурая шевелюра и пронзительный взгляд. Привлекательная внешность, жгучий темперамент и жёсткий характер обеспечивали ему успех у женщин, которым он пользовался без всякого стеснения.
Первая возлюбленная Нансена — Эмми Касперсен, отказалась от помолвки с нищим препаратором Бергенского музея в 1884 году, о чём, вероятно, потом не раз жалела.
В 1886 году в Неаполе Нансен познакомился с шотландкой Марион Шарп, которая путешествовала по Европе вместе со своей матерью. Из этого романа тоже ничего не получилось, но Марион осталась его подругой на всю жизнь и помогла Нансену перевести диссертацию на английский язык.
К этому же периоду относятся и свидетельства о его связи с Софьей Ковалевской, одной из самых умных женщин своего времени.
Софья Ковалевская
Со своей первой женой певицей Евой Сарс Нансен познакомился на лыжной прогулке в 1888 году. Спустя год, после своего возвращения из Гренландии, Нансен случайно встретил Еву на улице Кристиании. Он выскочил из экипажа на полном ходу, подбежал к Еве, схватил её за руку и прокричал «Половинка! Я выиграл!», а затем так же стремительно догнал пролётку и вскочил в неё одним прыжком. Когда озадаченная подруга спросила у Евы что всё это значит, та ответила, что год назад они с Нансеном играли в «Половинки» — игру, когда двое съедают по половинке грецкого ореха и при следующей встрече должны успеть крикнуть «Половинка!», — кто успеет первым, тот требует себе любой подарок. Нансен потребовал саму Еву. В том же году они поженились.
Их семейную жизнь нельзя было назвать безоблачной, Ева рожала Нансену детей, а он бессовестно ей изменял. Самым болезненным был роман с богемной артисткой Дагмар Энгельхарт по прозвищу «Драгоценность», а затем и наглый адюльтер с их соседкой Сигрун Мунте, которая буквально каждый день отправлялась на «конные прогулки» с Нансеном в близлежащий лес. Кроме того, Нансен проводил большую часть времени в своих экспедициях и турне по всему свету, а скромная Ева воспитывала пятерых детей и ждала его возвращения.
Ева умерла от воспаления лёгких в 1907 году, когда Нансен служил послом в Лондоне. Её смерть оказала на него сильное влияние, но свою натуру он изменить не мог.
В 1911—1912 ходили упорные слухи о его романе с Кэтлин Скотт – женой британского полярника Роберта Фолкона Скотта. Они почти не скрывали своих романтических чувств, и Нансен строил далеко идущие планы, но всё оборвалось с известием о трагической гибели Роберта Скотта в Антарктике в 1912 году, тогда Кэтлин решила прекратить общение с Нансеном. Другие слухи утверждали о возможной связи Нансена и королевы Мод, жены норвежского короля Хокона VII, так близко дружившего с Фритьофом – но это всего лишь слухи.
В 1919 году многолетний вялотекущий роман Нансена и Сигрун Мюнте увенчался их браком. Сигрун Мюнте развелась со своим мужем – пожилым художником Герхаром Мюнте и до конца жизни Фритьофа стала новой хозяйкой семейного поместья Нансенов, переехав буквально в соседний дом.
Сигрун Мюнте в 17 лет.
Последней любовью Нансена стала американская журналистка и писательница норвежского происхождения Бренде Уеланд. Нансен познакомился с ней в 1929 году, когда приехал в США обсуждать строительство цеппелина для путешествий по Арктике. Юная Бренда договорилась с ним об интервью и влюбилась в пожилого уже полярника с первого взгляда. До самой своей смерти в 1930 году Нансен писал ей трогательные письма и отправлял не менее «трогательные» снимки — нагуглить их не составит труда, и надо признать, что в свои 68 лет Нансен выглядел более, чем достойно.
Едва ли в мировой истории найдётся ещё с десяток людей с биографией такого накала, но даже среди них Нансен выделяется своей практичностью и целеустремлённостью. Нансен не был авантюристом, но каждый свой шаг делал выверенно и каждой работе отдавался до самого конца.
Северный морской путь
О прохождении из Атлантического океана в Тихий «северным путем», т. е. по акватории Северного Ледовитого океана, мечтали многие страны, и особенно те, которые имели выход в северные воды. Были заинтересованы в нем и люди, причастные к коммерции: промышленники, торговцы. Ведь Северный морской путь сократил бы время прохождения грузов в несколько раз по сравнению с отправкой их через юг. Кроме того, на корабле можно было перевезти грузы такого размера и веса, для которых не нашлось бы ни вагона железной дороги, ни каравана лошадей…
Если альтернатива Северному морскому пути (через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны) составляет 12 840 морских миль, то сам Севморпуть составляет лишь 5770 морских миль
«Дело шло о разрешении географической задачи, чтобы северо-восточным путем проникнуть в Китай и Японию, что в течение трех столетий составляло предмет соревнования между первейшими на свете торговыми государствами и отважнейшими мореплавателями» – так объяснял свою задачу сам Норденшельд.
Финансировать попытку прохода Северным морским путем на судне «Вега» решились золотодобытчики из России, в частности Александр Сибиряков, а также правительство Швеции и частные лица, среди которых был Оскар Диксон. Интересно, что именно Диксон финансировал и предыдущие экспедиции Норденшельда, он же финансировал плавание Нансена на «Фраме». В 1875 году в его честь Норденшельд назовет Портом Диксон бухту на островке в устье Енисея.
Судно «Вега»
Для того чтобы парусно-винтовое судно «Вега», которое уже побывало до этого в полярных водах, без потерь прошло хотя бы часть пути, до устья Енисея Александр Сибиряков распорядился сопровождать его двум пароходам, которые также перевозили уголь и оборудование для «Веги».
Последний корабль сопровождал экспедицию Норденшельда до устья реки Лены. Дальше путь был неизвестен, опасен прежде всего из-за сложной обстановки со льдами: как будут обстоять дела, какова будет скорость кораблей, удастся ли выполнить намеченный вояж, сколько он займет времени… об этом никто не знал. Однако была надежда, что климат несколько смягчился в последние годы, и плавание могло завершиться удачно. Кроме военных моряков в экипаж «Веги» входили и ученые из Италии, России и Дании.
На палубе «Веги»
В середине августа корабль прошел к мысу Челюскин, самой северной точке Евразии. У Новосибирских островов «Веге» встретился лед, а после устья Колымы погода начала существенно ухудшаться. «Вскоре …полоса старого льда загородила нам путь… К общей печали мы принуждены были в ожидании благоприятного распределения льдов простоять в этой бухте до 18 сентября. Эта задержка была главной причиною нашей последующей зимовки», – писал Норденшельд. До Берингова пролива оставалось всего немногим более 300 км.
Местное население могло по льду пробираться на корабль, стоящий у такого ледяного «причала». Чукчи принесли на борт китайские и американские монеты и некоторые вещи, оставшиеся у них от китобоев, ведущих промысел в Тихом океане. Хотя зимовка в итоге и продлилась больше 230 дней, ни один человек не заболел цингой, были проведены метеорологические наблюдения, члены экспедиции сделали достаточно этнографических описаний быта коренного населения Чукотки. С весной судно возобновило плавание. Оно посетило Японию и, пройдя через Тихий, а затем Индийский океаны, через Суэцкий канал, оказалось в Средиземноморье, а затем в 1880 году и в Швеции. В порту Стокгольма «Вегу» и Норденшельда встречали салютом и орудийными выстрелами.
Жители Чукотки
В памяти и культуре
С 1955 года ученым за выдающиеся исследования в области ядерной энергии присуждают медаль Нильса Бора. Любопытно, что премию учредили еще при жизни датчанина, он же стал первым ее лауреатом.
В честь великого физика назван элемент в таблице Менделеева — в 1997 году в ней появился борий. Кстати, там есть еще и дубний, который прежде в СССР назывался нильсборием.
Именем Бора назван кратер на Луне, астероид, институт физики в Копенгагене и улица в Москве.
Нильс Бор принадлежит к тем людям, которые серьезно повлияли на мировые судьбы. Он еще до создания ядерного оружия говорил, что человечество достигнет безопасности только за счет честного диалога и решения вопросов на принципах равноправия. Не зря из когорты величайших ученых XX века его ставят на второе место сразу после Эйнштейна.
Северный путь в наши дни
Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы. Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов. В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.
Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться
Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление. За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое
Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях. Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.
Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:
- В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
- Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
- Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
- Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).
В чём особенности природы Тихого океана?
Тихий океан – самый большой из четырёх океанов. За гигантские размеры он получил второе имя – Великий. Он занимает более 30% поверхности земного шара, превосходя суммарную площадь всех материков, и более половины площади Мирового океана. Тихий океан – самый глубокий из всех океанов. По его дну пролегает Марианская впадина – желоб в океаническом дне, где зафиксирована наибольшая глубина в мире – 11022 м.
Основные размеры Тихого океана:
- площадь (с учётом морей)– 178,6 млн км2;
- средняя глубина – 3984 м;
- максимальная глубина – 11022 м.
Тихий океан – рекордсмен по количеству островов (примерно 10 тысяч). Скопление островов в центральной части океана получило название Океания.
Великий океан простирается в обе стороны от линии экватора и от 180-го меридиана. Его протяжённость с севера на юг составляет порядка 16 000 км, а с запада на восток – более 19 000 км. На юге он ограничен Антарктидой, а на севере – Беринговым проливом. Западная граница океана пролегает по побережью Евразии и Австралии, а восточная – по береговой линии Северной и Южной Америки. Тихий океан омывает все материки, за исключением Африки.
Великий океан древнее своих собратьев. Он почти целиком лежит на единственной литосферной плите – Тихоокеанской. Границы Тихоокеанской плиты являются зонами повышенной сейсмической активности и вулканической деятельности (Тихоокеанское огненное кольцо).
Тихий океан охватывает все климатические пояса, кроме арктического, но его основная часть расположена в зоне тропиков и субтропиков, экваториальном и субэкваториальном поясах.
Центральная часть Великого океана – зона пассатов, а в северо-западной части формируются муссоны. В Тихом океане образуются самые высокие ветровые волны. Тайфуны (тропические ураганы) – нередкие гости восточного побережья Евразии (рис. 1). В широтах умеренного пояса господствует западный перенос воздушных масс. В этих регионах часто бушуют шторма и дуют мощные ветры.
Средняя солёность Тихого океана составляет 34,5‰. Это меньше, чем в других океанах. Низкий показатель солёности вызван тем, что в океан с речными водами и осадками попадает больше пресной воды, чем испаряется с поверхности.
Тихий океан имеет богатую флору и фауну. Учёные-океанологи утверждают, что половина биомассы живых организмов Мирового океана сосредоточена в Тихом океане. Самые густонаселённые области Тихого океана лежат в экваториальном и тропическом поясах. Эти широты отличаются и самым богатым видовым разнообразием морских обитателей. Тихий океан – место обитания большого числа промысловых рыб:
- дальневосточного лосося;
- трески;
- сельди;
- анчоуса;
- морского окуня;
- сайры;
- скумбрии и др.
В Тихом океане добывают и другие промысловые виды животных: моржей, каланов, морских котиков.
Великий океан играет огромную роль в жизни людей. По его берегам расселилась приблизительно половина населения земного шара. К сожалению, хозяйственная деятельность человека губительно действует на Тихий океан и его обитателей. Воды загрязняются, а многие виды растений и животных исчезают безвозвратно.