Планеры и беспилотные машины
В то время как приверженцы воздухоплавания совершенствовали привод и улучшали способы управления своими машинами, в мире по-прежнему находились люди, желавшие летать, как птицы, — с помощью крыльев и независимо от воли ветра. К таковым принадлежал британский аристократ Джордж Кейли. В 1799 году он разработал схему планера, уже очень напоминавшего современный. Машина была снабжена хвостовым оперением, которое должно было обеспечить ее управляемость, а пилот помещался ниже центра масс, что способствовало устойчивости аппарата в воздухе.
Сэр Дж. Кейли — один из создателей планера
В 1804 году планер Кейли совершил первый полет. В последующие 50 лет изобретательный лорд продолжил работать над теорией полетов, введя в новую науку — аэродинамику — такие термины, как «подъемная сила» и «лобовое сопротивление».
В своих поисках Кейли вплотную приблизился к идее оснащения летательного аппарата двигателем. В 1849 году он поднял в воздух первую полноценную летающую машину с пороховым двигателем, по одним данным, беспилотную, по другим — с 10-летним пассажиром на борту.
Рисунок летательного аппарата Дж. Кейли. Опубликован в 1852 году
В 1853 году лорд Кейли совершил повторный полет, оснастив машину таким же двигателем и посадив на борт своего кучера. Пролетев по воздуху около 100 м, первый в мире пилотируемым самолет упал на землю. К счастью, кучер остался жив.
В 1848 году соотечественник Кейли Джон Стрингфеллоу испытал свою машину, оснащенную паровым двигателем. Эта модель была беспилотной и, сорвавшись с направляющей проволоки, сумела пролететь около 10 м. В 1868 году французский пилот Жан-Мари Ле Бри впервые сумел подняться на своем летательном аппарате выше стартовой точки. Его машина называлась «Альбатрос» и приводилась в действие с помощью конной тяги. Пилот достиг 100-метровой высоты, преодолев при этом расстояние в 200 м.
«Альбатрос» Ж.-М. Ле Бри
Модель летательного аппарата Дж. Стрингфеллоу в Лондонском научном музее
В 1874 году соотечественник Жана-Мари Ле Бри Феликс дю Темпл построил большой летательный аппарат из алюминия — моноплан. Размах крыла достиг 13 м, а вес конструкции без пилота составил 80 кг. Планер мог стартовать с высокого трамплина и благополучно приземляться.
Таким образом, к 1880-м годам стало ясно, что создание летающей машины тяжелее воздуха, способной преодолевать значительные расстояния над землей, возможно. Оставалось найти для нее подходящий двигатель.
Э. Сведенборг — автор первого научного труда по теории авиации
Работа братьев Райт над “Флаером”
Разработав первый прототип, братья Райт поняли, что для правильного и безопасного тестирования их летательных аппаратов им нужна местность, где есть постоянный ветер, и песчаные холмы для мягких посадок. После долгих исследований и переписок с метеорологическими центрами, они такое место нашли.
Это был маленький городок Китти Хок, на Внешних Отмелях Северной Каролины. Хотя в принципе в то время его и городком не назовешь. Тогда там жило около 100 людей, и все они были либо рыбаками, либо пчеловодами. Более того, город на то время не был соединен мостом с материковой частью. А расстояние между Дейтоном, и Китти Хок было более 1100 км.
Было бы это сейчас — братья Райт могли бы полететь туда и добраться за несколько часов. Но, нет, они туда ездили, чтобы изобрести самолет. В общем, бывали времена, когда только в одну сторону они добирались более недели.
тестирование одного из первых планеров братьев Райт
На протяжении следующих лет Уилбур и Орвилл будут часто ездить в Китти Хок, будут жить и работать в пустынных условиях, сначала используя просто палатку для ангара, а уже потом построят деревянный сарай. Местные жители будут смотреть на двух хорошо одетых и трудолюбивых братьев как на сумасшедших, но потом привыкнут к ним, и даже будут помогать с запусками самолета.
Что касается летательного аппарата. Братья Райт назвали его “Флаером”. И им буквально пришлось изобретать его с нуля. Сначала они экспериментировали с формой крыльев, поняв, что практически все, что было изобретено до них — не работало. Потом, пристально наблюдая за птицами, им удалось придумать новый способ управления самолетом, который позволял изгибать крылья при повороте. После этого, им пришлось придумать свою модель двигателя, а также придумать форму пропеллеров. На это у них ушли годы тяжелого и отверженного труда и тестирования.
Это интересно: Где празднуют 8 Марта и как?
Кто создал самолет?
Первый самолет в мире, который смог осуществить отрыв и полет. Разработки братьев Райт.
Первый удачный опыт конструирования самолета, который смог взлететь, принадлежит братьям Райт. Уилбур и Орвил Райты окрестили свое детище как «Флайер-1». Первый полет данного летательного средства состоялся 17. 12.1903 года. После отрыва от Земли машина пробыла в воздухе 59 секунд, за которые удалось пролететь 260 метров. На этом конструкторы не остановились, доработанная модель в 1904 году смогла впервые выполнить полет по кругу. Еще через год, в 1905 году, был выполнен дальний полет на 39 километров по замкнутой траектории.
Первый самолет
Самолет оснастили бензиновым двигателем и винтом из дерева, все это было установлено на деревянном каркасе из ели. Размах крыльев в аппарате был равен 12 метрам, а масса 283 килограмма. Нужно отметить, что сама силовая установка, которая выдавала 9 кВт, весила 77 килограмм. На постройку всей машины братья потратили порядка тысячи долларов. Полноценного шасси самолет Райтов не имел, для запуска использовали стартовую катапульту с деревянным рейсом направления.
Кто же был первым?
Братья Райт
Чаще всего создателями первого самолёта в мире называют американцев братьев Уилбура и Орвилла Райт. Существует много свидетельств о том, что уже до полёта Орвилла Райта 17 декабря 1903 года другие пилоты совершали успешные полёты. Но братья Райт хорошо задокументировали и сфотографировали свои полёты. Кроме того, они подходили к делу конструирования самолётов с большой тщательностью, тщательно фиксируя все результаты своих работ.
Главной движущей силой в дуэте братьев Райт был Орвилл, хотя первым интересоваться авиацией начал Уилбур. Именно он в 1899 году после гибели известного воздухоплавателя Отто Лилиенталя начал собирать литературу об авиации. Когда же к делу подключился Орвилл, братья начали свою дорогу к славе.
Создавая свой самолёт (они без затей назвали его «Флайер», от английского глагола fly — «летать»), братья Райт попутно проделали огромную исследовательскую работу. Проведя расчёты, они решили, что мощности имеющегося двигателя и прочности материалов для полёта хватит. А вот над управлением самолёта в полёте до братьев особо никто не задумывался, что часто приводило к травмам и смертельным случаям. Ключевым стало изобретение братьев системы управления, которая позволяла самолёту не только совершать небольшие манёвры, но и противостоять боковому ветру. Лишь проведя испытания системы управления на собственноручно построенных воздушных змеях и планерах, они решились на пилотируемый полёт.
14 декабря 1903 «Флайер», пилотируемый выигравшим это право в орлянку Уилбуром рухнул на землю сразу после отрыва от направляющих рельсов из-за ошибки лётчика. Через три дня Орвиллу повезло больше, и полёт на 36,5 метра теперь считается первым в истории авиации.
Впоследствии братья Райт продолжали работу над самолётами, одновременно пытаясь получить финансирование от правительств США и других стран. Не получив денег от властей, они запатентовали свою систему управления самолётом, привлекли к продажам фирму, занимавшуюся военной техникой, и их дела резко пошли в гору. Их самолёты продавались по невиданным ценам в 25 и 30 000 долларов. Миг триумфа наступил в октябре 1909 года. На глазах у миллионной публики, праздновавшей юбилей открытия реки Гудзон, Уилбур Райт пролетел вдоль реки в границах Нью-Йорка, а затем облетел статую Свободы.
Александр Можайский
Самолёт русского инженера Александра Можайского поднялся в воздух на двадцать с лишним лет раньше «Флайера». Причём летающая машина Можайского была куда как больше похожа на современные самолёты, чем плод трудов братьев Райт. 20 июля 1882 года механик И. Голубев, пилотировавший самолёт, смог оторваться на нём от земли и совершить короткий полёт.
Однако первенство Можайского не было должным образом зафиксировано сразу по двум причинам. Сам инженер считал полёт лишь рядовым испытанием, не стоящим фанфар. А позже он исчерпал финансирование и не смог продолжить работу над летательным аппаратом. Тем не менее, научное сообщество признаёт, что технически самолёт Можайского был разработан на очень высоком уровне.
Интересно, что в конце 20-го века учёные провели аэродинамические испытания модели самолёта Можайского. Они показали, что для полноценного полёта правильно сконструированному аппарату не хватило только мощности имевшихся двигателей.
Альберто Сантос-Дюмон родился и умер в Бразилии, но основных успехов в воздухоплавании и авиации добился во Франции. Сторонники того, что именно Сантос-Дюмон был создателем первого самолёта, аргументируют свою версию тем, что его летательный аппарат для старта не использовал сильный встречный ветер (как самолёт братьев Райт), разгонную плоскость (как самолёт Можайского) или катапульту. Соответственно, считают они, годом изобретения самолёта нужно считать 1906-й, когда Сантос-Дюмон совершил свой первый полёт.
Сантос-Дюмон приобрёл огромную популярность, летая на воздушных шарах и дирижаблях. Он создал себе имидж легковесного денди-спортсмена. Собрав целую коллекцию денежных и других призов за установление рекордов, миниатюрный бразилец стал вхож в высший свет. С ним с удовольствием встречались и поддерживали дружбу богачи и власть имущие.
Однако за лощёной внешностью Сантос-Дюмона скрывался глубокий ум. Для своего самолёта «14-бис» он создал систему управления с предшественниками совершенных элеронов. Он постоянно работал над технологичностью сборки самолётов и повышением удельной мощности двигателей.
23 октября 1906 года он совершил полёт на 60 метров в присутствии десятков зрителей. Самолёт Сантос-Дюмона взлетел и сел самостоятельно, не сбрасывая шасси, что до сих пор позволяет считать именно его пионером авиации.
Первые военные самолеты
Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.
Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.
Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.
С чего все начиналось?
Смелые шаги к преодолению притяжения человечество начало предпринимать очень давно. Но первые летательные аппараты мир увидел только после 1647 года. Именно тогда в воздух поднялся аэроплан с мотором, который совершил полноценный полет. Для того чтобы этот аппарат смог двигаться, итальянский разработчик Титу Ливио Бураттини оборудовал свое творение двумя парами неподвижных крыльев, а другие четыре (в передней и задней части корпуса) оснастил пружинами, которые позволяли использовать для полета принцип орнитоптера.
Англичанин Роберт Гук также смог собрать похожий механизм. Его орнитоптер успешно взлетел в воздух спустя 7 лет после успеха итальянского изобретателя.
В 1763 году Мельхиор Бауэр представил общественности проект, согласно которому его аппарат имел неподвижные крылья и двигался при помощи пропеллера.
Знаменательным является тот факт, что именно российский ученый М. В. Ломоносов первым разработал и построил модель, которая была тяжелее воздуха и работала по принципу вертолета, оборудованного соосными винтами.
Почти сто лет спустя, в 1857 году, аэроплан француза Феликса дю Тампля совершил полноценный полет. В движение этот аппарат приводился благодаря электрическому двигателю и двенадцатилопастному винту.
История военных самолетов
Кто первым создал военный самолет, сказать невозможно. Тем не менее, установлено, что самолеты братьев Райт и Сантоса-Дюмонта применялись для решения военных задач.
При этом ученые по-разному относились к этому. Братья Райт изначально создавали технику для армии, тогда как Сантос-Дюмонт был категорически против применения авиации для участия в боевых действиях. Однако его работы стали базой для создания целого ряда аппаратов, используемых в период войны.
Примечательно, что Можайский тоже стремился создать летательный аппарат для использования в военных целях. Первый реактивный самолет был создан во время Второй мировой войны.
Деньги из воздуха
Обсуждается и идея воздухомобилей. Заправить их можно с помощью обычного компрессора. Они бесшумны и экологичны, а их баллоны можно перезаправлять огромное количество раз. Стоимость таких машин снижается примерно на 20%, они не страдают от саморазряда аккумуляторов. Конструкция двигателей очень проста и доступна даже развивающимся странам.
Минусов, естественно, больше. Это и низкая энергоемкость (300 литров сжатого воздуха равнозначны 2 литрам бензина), и крайне малый пробег. Пожалуй, единственная «уличная» версия воздухомобиля — индийский OneCAT от Tata. Он весит 350 килограммов, берет на борт 5 человек и способен проехать на одной «заправке» до 200 километров. Сама же «заправка» от домашнего компрессора длится 4 часа, а от специального — 3 минуты. Машину, вредящую природе не больше, чем ваше дыхание, обещают продавать по 5000 долларов США. Запуск продаж был назначен еще на 2008 год. О правдивости рекламы фирмы Tata cудите сами.
Tata OneCAT. |
Скептики утверждают, что воздухомобили хорошо смотрятся лишь на бумаге. Дорожная тряска сделает неизбежной утечку воздуха изо всех узлов, углепластиковые баллоны очень хрупки, и, наконец, главное — на рынке до сих пор не было представлено ни одного воздухомобиля. Возможно, что «благие начинания» небольших автофирм — обычные аферы.
Достижения братьев Райт
Одним из главных достижений братьев Райт считается рекордная величина продолжительности полета, составившая 12 секунд. В экспериментальном запуске машине удалось преодолеть дистанцию более, чем в 3 десятка метров. Уилбур и Орвилл Райт (Wright) с третьей попытки успешно запустили самолет, дальность полета которого составила 278 метров на высоте более 13 метров. Биплан был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем и рассчитан на одного члена экипажа в лице пилота.
Братья подписали контракт с американским Министерством обороны и рядом частных французских компаний. В 1909 году они официально зарегистрировали собственный авиастроительный завод, занимавшийся выполнением заказов для военных структур и инвесторов, вкладывавших средства в развитие гражданской и коммерческой авиации. В октябре того же года Уилбур совершил получасовой облета Статуи Свободы и центральной части Нью-Йорка.
Краткая биография
Биография Орвилла и Уилбура Райта начиналась в семье епископа, воспитывавшего семь детей. Отец мальчиков много времени проводил в поездках, и однажды привез им необычный подарок в виде игрушки-вертолета. Игрушечный летательный аппарат был выполнен из пробки, бамбука и бумаги, поэтому довольно быстро вышел из строя. Недолго думая, братья сделали похожее устройство, которое положило начало их гениальному тандему. Братьям не суждено было получить аттестаты о завершении средней школы, и некоторое время Уилбур и Орвилл предпринимали попытки наладить собственный бизнес, связанный с издательским делом.
Позднее, на волне велосипедного бума, они решили открыть магазин с мастерской по ремонту двухколесного транспорта. Когда дела пошли в гору, братья наладили производство качественных велосипедов, пользовавшихся высоким спросом. Это детище братьев Райт в дальнейшем обеспечило их средствами для проведения первых опытов в деле самолетостроения. Весной 1986 года был совершен дебютный запуск летательного аппарата, функционирующего на паровом двигателе. Летом того же года известным авиатором Октавом Шанютом были проведены испытания планеров разных типов, часть из которых закончилась трагически. Цепочка событий впечатлила братьев, твердо решивших связать свою дальнейшую жизнь с самолетами.
Изобретение
История изобретения первого самолета началась с детального изучения братьями планера-биплана, созданного по проекту Херринга-Шанюта, удачно прошедшего испытания в 1896 году. Братьями Райт были внесены следующие изменения в конструкцию планера: руль высоты стал расположен спереди, а не сзади крыльев, что увеличило безопасность летательного аппарата. На испытаниях в 1990 году роль пилота выполнял груз из мешка, набитого песком. Планером управляли братья с поверхности земли. В следующем году они усовершенствовали существующий прототип, обладавший слабой подъемной силой.
Двигатель на первом самолете братьев Райт работал на четырех цилиндрах. Биплан развивал скорость до 47 км/час благодаря крутящему моменту, толкающие винты которого вращались в разных направлениях. Детище братьев Райт под названием «Flyer» сумело подняться в воздух на тягах собственного силового агрегата, выполненного на 80% из высококачественного алюминия. Мотор самолета представляет собой примитивный вариант современного инжекторного двигателя.
“Flyer” братьев Райт
Чудо-голубь Архита
С незапамятных времен человек стремился увидеть землю оттуда, откуда на нее смотрели птицы. Летать, точнее пытаться взлететь, он начал, подражая им. Для этого нужны крылья, а у крыльев должно быть оперение. Так думал древний мечтатель, провожая взглядом птичью стаю.
Из перьев, склеенных воском, сделал себе крылья мифический античный мастер по имени Дедал
Такие же он изготовил для своего сына Икара, и тот взмыл в небо так высоко, что неосторожно приблизился к светилу, и солнечный жар растопил воск на его крыльях. В людском сознании полет стал неизбежно связываться с падением. Увлекшись полетом, Икар слишком близко подлетел к Солнцу
Воск, связывавший перья его крыльев, растаял. Упав с огромной высоты, сын Дедала погиб в пучине волн.
Падение Икара. П. П. Рубенс. 1636 год
Увлекшись полетом, Икар слишком близко подлетел к Солнцу. Воск, связывавший перья его крыльев, растаял. Упав с огромной высоты, сын Дедала погиб в пучине волн.
Падение Икара. П. П. Рубенс. 1636 год
В V-IV веках до н. э. в итальянском городе Таранто жил человек по имени Архит. Был он искушен в науках и искусствах, писал труды по механике, арифметике, астрономии и музыке, дружил с самим Платоном. Семь раз выбирали его стратегом, то есть городским главой и военачальником.
Как-то, наблюдая за птицей в небе, ученый решил изготовить точно такую же из дерева и заставить ее летать, чтобы разгадать секрет механизма, помещенного в птичьей груди и управляющего полетом. Насколько преуспел Архит, сказать сложно. По словам очевидцев, его творение сумело захлопать крыльями, взлететь и преодолеть по воздуху на глазах изумленной толпы около 200 м.
Если не принимать во внимание колоритную подробность о хлопающих крыльях, можно назвать изобретение Архита первой в мире успешной моделью планера (безмоторного летательного аппарата тяжелее воздуха). Архит. Бюст найден при раскопках Геркуланума
Сегодня находится в Национальном археологическом музее Неаполя
Бюст найден при раскопках Геркуланума. Сегодня находится в Национальном археологическом музее Неаполя
Архит. Бюст найден при раскопках Геркуланума. Сегодня находится в Национальном археологическом музее Неаполя
Сегодня об этом событии напоминает лаконичная надпись, оставленная древнеримским писателем Авлом Геллием: «Архит Тарентский, искушенный, помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя».
Сверхзвуковые самолеты
Воздушное судно Bell X-1 по праву считается сверхзвуковым. Именно оно было оснащено ракетным двигателем марки XLR-11. Самолет достиг показателя сверхзвуковой скорости в управляемом полете.
F-100 считается первым серийным истребителем американского производства. Он совершил полет в 1953 году. Первым сверхзвуковым истребителем российского производства стал МиГ19. Он совершил полет в 1952 году. Серийное производство этой модели началось в 1954 г.
Первым сверхзвуковым пассажирским самолетом стал отечественный Ту-144. Он был разработан Конструкторским Бюро Туполева в 60-х годах. Еще одним сверхзвуковым воздушным судном стал французский «Конкорд». Эти самолеты эффективно эксплуатировали на протяжении многих лет. После нескольких неудачных полетов, а также нерентабельности программы их создания, аппараты были выведены из авиапарков. Сейчас эти модели находятся на хранении.
Посмотрите видео о том, как создавался самолет
Скидки и полезные ссылки для путешественников
Travelata и Level.Travel – ищите горящие туры со скидками
Кто и когда изобрел первый самолет?
По одной из версий, первым считается самолет Можайского. Ученый представил проект воздухоплавательной машины в 1876 году чиновникам, работавшим в военном министерстве. Невзирая на непонимание со стороны государственных структур, Можайским были вложены денежные средства, привлеченные самостоятельно. Дебютные испытания завершились аварией, в результате которой аппарат был разрушен. Несмотря на данный факт, благодаря разработкам русского ученого развитие авиации вышло на новый виток.
Вы считаете, что первый самолет был изобретен братьями Райт?
ДаНет
Среди историков по сей день не стихают споры о том, кто же все-таки первым изобрел самолет. Ряд исследователей полагает, что слава пионера в области конструкции прототипа современного самолета принадлежит Альберту Сантосу-Дюмону, который сумел собрать летательную машину, пролетевшую более 6 десятков метров на высоте около 2,6 метра на испытаниях в 1906 году. Через месяц создатель первого самолета сумел установить первый рекорд, совершив перелет более 200 метров длиной на этом же прототипе.
12 и 17 декабря 1903 года состоялись дебютные испытания самолета, который изобрели братья Райт (Wright – англ.). Следующая модель Флайер-1», выпущенная в том же году, была оснащена бензиновым силовым агрегатом. Вес биплана составлял 280 кг, а пробные полеты на нем совершал как Уилбур, так и Орвил, пролетевший 6 десятков метров на трехметровой высоте.
Когда появился Конкорд
Первый проект по созданию сверхзвукового пассажирского самолета Великобритания и Франция вынашивали еще в 1956 году. Позже именно они объединили свои усилия и наработки, чтобы создать тот самый самолет мечты. В отличии от нынешнего Dreamliner (Boeing 787), название которого тоже переводится, как «самолет мечты», Concorde действительно был шедевром и прорывом.
На фоне Конкорда Boeing-787 вовсе не «самолет мечты».
Все части самолета собирались во Франции или в Великобритании, кроме стоек шасси. Их доверили Испании
Первый полет он совершил 2 марта 1969 года, а уже в мае того же года был представлен на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет разрабатывался двумя странами, исторические отношения между которыми сложно назвать гладкими. Наверное, именно поэтому он получил свое название, которое в переводе с французского означает «Согласие».
Характеристики Конкорда
- Экипаж: 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
- Пассажировместимость: 92 (Air France) или 100 (British Airways)
- Длина: 56,24 (61,66) м
- Размах крыла: 25,57 м
- Высота: 12,19 (11,58) м
- Площадь крыла: 358,6 м²
- Масса пустого: 78 700 кг
- Максимальная взлётная масса: 187 700 кг
- Масса полезной нагрузки: 12 000 кг
- Двигатели: 4× ТРДФ Rolls-Royce / SNECMA «Olympus» 593
- Расход топлива: 20 500 кг/час при числе Маха 2,0 на высоте 18 км
- Удельный расход топлива — 110,0 г/пасс.-км
- Крейсерская скорость: 2 200 км/ч.
- Практическая дальность: 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м).
- Перегоночная дальность: 7250 км.
- Практический потолок: 18 300 м.
- Скороподъёмность: 25,41 м/с.
Появление реактивных самолетов
Идея изготовления такого самолета была выдвинута русским исследователем Телешовым. При этом румынский конструктор попытался использовать вместо винта поршневой двигатель. Это произошло в 1910 году. Его попытки не были успешны.
При этом впервые успешное испытание реактивного устройства провели в 1939 году. Этим занималась немецкая фирма Heinkel. Но во время создания модели допустили ряд ошибок. Среди них стоит выделить неверный выбор конструкции мотора, повышенные затраты топлива и постоянную потребность в дозаправке.
Однако первый прототип такого аппарата мог развивать очень большую по тем временам скорость. Она превышала 60 метров в секунду. В силу ошибок, которые были сделаны, реактивный самолет улетал от аэродрома максимум на 50 километров. Это было связано с потребностью в постоянных дозаправках. В силу ряда минусов первая удачная модель так и не стала массово изготавливаться.
Предок-птеродактиль
Многие специалисты отмечают, что между птицами и людьми существует не только анатомическое сходство. Помимо общей любви к полетам мы мало отличаемся от пернатых своим поведением. Весной многие холостые мужчины буквально поют серенады возлюбленным и создают семейные пары, часто тоже на всю жизнь. Потом мы старательно тащим все полезное в свои гнезда, целыми днями трудимся, чтобы выкормить птенцов. Объединившись в стаи, прогоняем врагов. Разве у нас мало общего?
Явное сходство людей и птиц может объясняться тем, что у нас с ними был общий предок. Например, педагог и естествоиспытатель Ольга Маковецкая полагает, что люди произошли от птеродактилей. Об этом исследовательница написала в статье «Новый взгляд на происхождение человека», которая вышла в журнале «Проблемы науки» (No 5 за 2019 г.).
«Всем особям человеческого вида принадлежат скелеты, в которых верхний плечевой пояс схож с подобным у птиц, и очень похож на плечевой пояс птеродактиля. То есть плечевой пояс человека – как у всех летающих животных», – отметила О. А. Маковецкая.
Она считает, что в юрский период не было животного умнее, чем наш предполагаемый предок, ведь он не только прекрасно летал, но и прицельно нырял в воду за добычей. А чтобы совершать эти сложные действия, животному необходим развитый мозжечок. И современные люди, так же как и птеродактили, неслучайно любят не только летать, но и плавать, а особенно – прыгать в воду. Страсть же к рыбалке и блюдам из рыбы говорит сама за себя.
Мечты сбылись
И вот наконец, за свою целеустремлённость, верность мечте о полётах и непрекращающиеся попытки подняться в небо, человечество было вознаграждено успехом.
Первые идеи об использовании для поднятия в воздух подъёмной силы лёгких газов можно найти в работе француза Вассона, в которой упоминается запуск воздушного фонарика в 1306г. в Пекине по поводу восшествия на престол императора Фо-Кина. В середине XIV века монарх Альберт Саксонский отмечал, что дым становится легче воздуха и поднимается вверх в следствии его более высокой, чем у воздуха температуре. В XVI веке в Англии Скалигер и Лор предлагали построить летательный аппарат из мешка, сшитого из тонких плёнок и заполненного нагретым воздухом.
И вот удача. 5 июня 1783г. братья Жозеф и Этьен Монгольфье подняли в воздух первый беспилотный аэростат, который представлял собой баллон диаметром 11,5м. выполненный из оклеенного бумагой холста с верёвочной сеткой и наполненный горячим воздухом. 19 сентября братья запустили первый баллон с животными, а 21 ноября 1783г. в Париже был осуществлён первый полёт людей. Баллон диаметром 15м., и весом 675кг пробыл в воздухе с двумя пассажирами 20 минут, пролетев за это время около 9 км.
Одновременно 1 декабря 1783г. французский учёный Жак Шарль осуществил полёт людей на баллоне, наполненном водородом. Баллон диаметром 9м пролетел расстояние около 40км. В отличии от шаров братьев Монгольфье, созданного интуитивно методом проб и ошибок, летательный аппарат Шарля был создан путём использования последних достижений науки (открытие водорода и т.д.) и промышленности (получение каучука, используемого Шарлем для создания оболочки шара). Также были использованы технические решения (сетка для подвески гондолы, клапан стравливания газа для спуска, балласт, якорь и др.), которые облегчали эксплуатацию летательного аппарата.
Так был открыт путь к практическому воздухоплаванию.
Заключение
Мечты человека летать осуществились. Но люди не собирались останавливаться на достигнутом. Постепенно летательные аппараты совершенствовались, были созданы управляемые аэростаты, в воздухоплавании стали использоваться паровые двигатели. Появились летательные аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты и др.) с двигателями внутреннего сгорания и реактивными двигателями.
Но человек продолжал мечтать и стремиться всё выше и выше. И наконец осуществилась новая мечта человечества о полётах в космос.
И вот теперь человек мечтает о полётах к другим планетам и возможной встречи с другими цивилизациями. Я думаю что непрекращающееся стремление человека в небо, поможет осуществиться и этой мечте!
Используемые материалы
Виктор Владимирович Гончаренко «Как люди научились летать»