Авиация первой мировой

Артиллерия и огнеметы

Активно развивалось пушечное вооружение. Увеличилась мощь гаубиц, которые были более подходящими для разрушения оборонительных сооружений.

В битве на реке Сомме союзники выпустили полтора миллионов снарядов, ведя артиллерийский огонь целую неделю.

В 1914 году немцы обладали совсем небольшим количеством миномётов, но их число к концу войны достигало 15 тысяч. Они применялись для разных целей: от поражения пехоты, до стрельбы газовыми снарядами, что давало возможность выводить из строя солдат противника с минимальными повреждениями построек.

Впервые подобное огнеметам оружие широко начало использоваться в древнем Китае, в котором жители знали силу огня и секрет изготовления пороха. Во время Гражданской войны в США были слухи, что президент А. Линкольн посещал полигоны, где испытывалось такое оружие. Впервые ручные огнеметы в бою были использованы немецкой стороной в Верденской «мясорубке» в 1916 году против французской армии. Солдаты на спине перевозили специальные цистерны, наполненные азотом под давлением, от которого воспламенялся мазут, выходящий из трубы-ответвления от цистерны. Другие страны тоже изготавливали такое оружие, но именно немцами оно было поставлено на поток.

Брусиловский прорыв

Утром 4 июня 1916 года артиллерия Юго-Западного фронта открыла мощный огонь по позициям противника. По словам историков, обстрел на некоторое время прекращался, затем вновь возобновлялся, чтобы дезориентировать врага относительно момента начала основной атаки пехоты и кавалерии.

Российские пехотинцы двинулись в наступление ещё до завершения артобстрела. Под прикрытием орудийного огня пехота двигалась волнами, линиями через каждые 150—200 шагов. Противник сдержать российскую пехоту не смог. Сразу четыре армии, входившие в состав Юго-Западного фронта, прорвали вражескую оборону. Вскоре от войск Центральных держав были освобождены Луцк и Черновцы.

«Русская атака в излучине Стрыя (река во Львовской области. — RT), восточнее Луцка, имела полный успех. Австро-венгерские войска были прорваны в нескольких местах, германские части, которые шли на помощь, также оказались здесь в тяжёлом положении. Это был один из наисильнейших кризисов на Восточном фронте», — писал немецкий генерал Эрих Людендорф.

Также по теме


Талантливый полководец или расчётливый карьерист: каким был генерал Алексей Брусилов

31 августа исполняется 165 лет со дня рождения русского и советского военачальника Алексея Брусилова. Во время Первой мировой войны он…

Однако стратегический замысел российской ставки в целом реализован не был. Командование Северного и Западного фронтов сначала оттягивало начало наступления, а затем действовало не слишком успешно.

«Атака на Барановичи состоялась, но, как это нетрудно было предвидеть, войска понесли громадные потери при полной неудаче, и на этом закончилась боевая деятельность Западного фронта по содействию моему наступлению», — писал затем Брусилов в своих воспоминаниях.

По словам Андрея Кошкина, войска Юго-Западного фронта смогли продвинуться на 80—120 км вглубь фронта и выбить австрийцев из ряда крупных городов. Однако резервы были получены с запозданием, а эффективной поддержки со стороны соседей Юго-Западный фронт так и не дождался, поэтому бои стали принимать позиционный характер.

  • Боевые действия Российской армии в 1916 году
  • РИА Новости

«Брусиловский прорыв позволил изгнать неприятеля со значительных территорий на Волыни, Буковине и в Галиции, но за несколько недель боёв войска сильно выдохлись. Новая попытка наступления, предпринятая в конце июля, была уже не столь успешна и дала возможность продвинуться лишь на несколько километров. Потери на этом этапе возросли и стали неприемлемыми», — отметил эксперт.

В июльских боях погибла почти половина состава гвардейских полков — элитных частей российской армии.

В августе 1916 года войска Юго-Западного фронта перешли к обороне, наступление завершилось. За время операции общие потери австро-венгерских и германских войск достигли около 1,5 млн человек (в том числе 420 тыс. пленными). Потери российского Юго-Западного фронта были в три раза меньше, что, по словам Андрея Кошкина, является удивительным результатом с учётом ведения боёв в наступлении на хорошо подготовленные позиции противника.

  • Боевые действия Российской армии в 1916 году
  • РИА Новости

«Юго-Западный фронт стал в ходе операции главным благодаря решимости генерала Брусилова», — заявил Василий Цветков.

«После неудач 1915 года российская армия показала, что она боеспособна и может представлять серьёзную угрозу для противника. Однако превратить оперативный успех в стратегический самой России, к сожалению, не удалось», — подчеркнул эксперт.

  • Брусиловский прорыв

Как отметил Андрей Кошкин, Брусиловский прорыв стал одной из важнейших операций российской армии и Антанты в целом, однако его плодами воспользовались только западные союзники.

«Австро-Венгрия до конца так и не смогла оправиться от понесённых в ходе Брусиловского прорыва потерь, и это оказало серьёзное влияние на весь дальнейший ход боевых действий. Но, как это часто бывало в нашей истории, мы благородно помогли кому-то другому», — пояснил эксперт.

Россия же, по мнению Кошкина, получила в ходе Брусиловского прорыва опыт, который Красная армия в дальнейшем использовала уже в годы Великой Отечественной войны.

«Брусиловский прорыв — это одна из самых ярких побед российской армии времён Первой мировой войны. Однако, несмотря на то что население освобождённых территорий симпатизировало России, закрепиться на этих территориях, как мы знаем, тогда не удалось — в феврале 1917 года грянула революция, полностью изменившая ход истории», — резюмировал Михаил Мягков.

Авиация 1914 года — револьверы и карабины

Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно. Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером. Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.

С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.


Это не бомба, это т.н. «флешетта» — маленькая стальная стрела или дротик

Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.


…если не знать, что сброшенная даже со стометровой высоты флешетта насквозь пробивает кусок дерева в 30 см. толщиной. настоящий ливень смерти обрушивался на колонны пехоты проходящие внизу

Россия

В РФ авиалайнеров, разработанных местными специалистами, в то время было очень мало. Из фронтовых стоит упомянуть русские самолеты Первой мировой войны, которые назывались «Лебедь». Этот авиалайнер был сконструирован подобно летательным аппаратам «Альбатрос», которые использовали в разведке. Также в РФ применяли самолеты, которые были спроектированы в Одессе. Их было несколько сотен. Кроме этого, было создано несколько сотен аэропланов Лебедь. В то время в России уже насчитывалось несколько сотен французских авиалайнеров, которые составляли основу российской авиации.

Франция

В начале войны из знаменитых авиалайнеров Вуазен и Фарман во Франции создали целое подразделение бомбардировщиков. На борт эти воздушные суда могли брать с собой более 200 кг бомб. Некоторые модификации бомбардировщиков оснащались пушками. Однако такое оружие в те годы применялось в самолетах крайне редко. Эти авиалайнеры отличались конструктивно от преобладающего большинства самолетов того времени. Главным его отличием было заднее расположение двигателя. В таких самолетах воздушный винт был толкающего, а не тянущего типа.

В 1917 году во Франции издали указ, согласно которому запрещалось сооружать и конструировать подобные летательные аппараты. После первых применений был обнаружен большой недостаток этих самолетов. Главный минус заключался в том, что пилот не имел возможности стрелять по противнику, если тот находился сзади. Это делало данные самолеты легкой добычей для противников в воздушном бою. На смену этим двум типам авиалайнеров пришли усовершенствованные модели Бреге 14. Это были если не лучшие самолеты Первой мировой войны, то одни из лучших во Франции. В этих авиалайнерах часть конструкции, которая в предыдущих моделях была сделана из дерева, изготавливали из тонких, но прочных алюминиевых элементов. А сиденья для экипажа делали бронированными.

Lockheed F-117 Nighthawk

Еще один продукт компании Lockheed Martin, на этот раз одноместный дозвуковой тактический малозаметный штурмовик. Это был один из первых самолетов, построенных по стелс-технологии. Чтобы сразу отсечь все домыслы, стелс-технологии не делают самолет невидимым физически, как это часто пытаются представить в фильмах, речь идет о малозаметности для РЛС и других способов обнаружения с помощью наземной аппаратуры.

Этот самолет начали разрабатывать в 70-х годах, и 18 июня 1981 года он совершил свой первый полет, а в эксплуатацию поступил в 1983. Но зачем был нужен такой малый самолет? Все просто — для скрытного проникновения через систему ПВО и для быстрых «набегов» на стратегически важные объекты. Это было настоящее оружие будущего, способное изменить ход войны. Тогда, в разгар Холодной войны, предполагалось, что Lockheed F-117 Nighthawk станут тем скальпелем, что вскроет мощную оборону СССР и его союзников, однако позже, с политикой Разрядки между двумя сверхдержавами, приоритеты сменились, и о таком применении забыли.

В общей сложности США построили 64 таких самолета. О них знали немногие, и те пилоты, что удостоились чести летать на таких современных машинах, говорили всем, в том числе и родным, что летают на LTV A-7 Corsair II — простом штурмовике 60-х годов. Лишь в 1988 году Lockheed F-117 Nighthawk представили публике, спустя 7 лет после первого полета.

Истребители

Изначально самолеты использовались как разведчики. Их эффективность была настолько велика, что противоположная сторона была вынуждена всеми силами препятствовать проникновению самолетов противника в свой тыл. Таким образом появилась необходимость в истребителях и перехватчиках: самолетах с меньшим весом, но большей скоростью.Однако таким самолетам требовалась огневая мощь. Для этого перед пилотом поставили пулемет. Но как стрелять через вращающийся винт? В 1915 г. А. Фоккер разработал и установил стрелковый синхронизатор. Это устройство задерживало выстрелы, когда перед стволом находилась лопасть пропеллера. Параллельно российский летчик-конструктор Дыбовский изобрел синхропулемет. Начиная с 1916 г., эти системы синхронизации стали устанавливаться на русские, французские и английские самолеты. Это и были первые истребители.

А когда француз Ле Приер смог реализовать идею русского офицера Н. А. Яцука вооружить самолеты ракетами, самолеты-разведчики оказались в очень уязвимом положении. Теперь уже им потребовалось мощное вооружение для защиты от маленьких, но быстрых и агрессивных истребителей.

Реактивные «пташки»

Всего несколько десятилетий отделяли момент появления первого моторного самолета от старта гонки реактивных машин.

Heinkel He 178

Первый турбореактивный самолет в мире построили немецкие инженеры накануне начала Второй мировой войны. Инженеры стремились внедрить в авиасферу новые технологии.

He 178 показал хорошие результаты во время испытания, проект имел большой потенциал, но чиновники не проявили интерес к разработке Эрнста Хейнкеля.

F-100 «Супер Сейбр»

Первый серийный сверхзвуковой истребитель. Ранние модели «Супер Сейбр» развивали скорость 1215–1323 км/ч.

Максимальный взлетный вес самолета – 15,8 т, без загрузки масса судна 9,5 т.

Ту-144

Первые самолеты пассажирского сегмента, преодолевшие звуковой барьер, разработали в СССР в 1960-х годах.

В сентябре 1972 года Ту-144 совершил рейс Москва – Ташкент за 1 ч 50 мин. Во время полета крейсерская скорость советского судна достигала 2500 км/ч.

Вооружение и снаряжение

Аэропланы, которые поначалу приобретались заграницей, а затем стали строиться в России, были преимущественно французских конструкций – бипланы А. Фарман и Вуазен, монопланы Ньюпор, Моран и Депердюссен; из немецких – бипланы Авиатик и монопланы Этрих; для службы морской авиации применялись, кроме обычных типов, летающие лодки Кертис и Левек и шестиместный Вуазен.

Собственная аэропланостроительная промышленность начала развиваться в России лишь перед самой войной, когда для нужд военного и морского ведомств стали работать заводы: Русско-Балтийский вагонный (авиационный отдел), Первое российское товарищество воздухоплавания, Дукс, В. А. Лебедева и др.

К июлю 1914 года на вооружении русской военной авиации состояли самолеты типа «Ньюпор-4», «Фарман-16» и несколько единиц типа «Моран-Парасоль», которые производились на семи отечественных предприятиях. Общая производительность этих авиационных заводов не превышала 30 – 40 ед. в месяц.

Большая часть находившихся в отрядах машин была сильно изношена, а отсутствие необходимого количества запасных частей затрудняло их эксплуатацию.

До самого начала войны самолеты не имели никакого вооружения, так как их предполагалось использовать только в целях разведки, а о возможности противодействия со стороны истребительной авиации противника никто в то время не задумывался.

Несмотря на то, что приоритет отдавался самолетам иностранных конструкций, отечественная авиационная наука не стояла на месте. Русские конструкторы создали ряд оригинальных проектов самолетов, которые по своим характеристикам не только не уступали иностранным образцам, но и превосходили их. Ярким примером тому являлся первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора И. И. Сикорского, построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Весной 1914 г. военное ведомство заказало 10 таких машин со сроком изготовления к марту 1915 г., но к началу войны было изготовлено только 2. Экипаж самолета составляли: командир (офицер), второй пилот (фельдфебель), механик, моторист, штурман и 2 пулеметчика. Кроме 6 пулеметов, самолет мог нести несколько бомб. К сожалению, размеры и значительный вес аппарата лишали его достаточной скорости и подвижности и облегчали обстрел его неприятелем.

Разрабатываемый с 1913 г. новый тип бомбардировщика «Святогор» авиаконструктора В. А. Слесарева, к сожалению, так и не прошел испытаний и не был принят на вооружение.

Первые модели

С 1880-го по 1910 год в мире построили 200 прототипов самолетов, которые не смогли взлететь, но оказали решающее значение для развития сферы. Изобретатели предлагали десятки идей, которые использовали последователи при разработке новых решений.

До полетов братьев Райт четыре независимых изобретателя заявляли, что создали летательные аппараты с механическими двигателями, поднявшиеся в воздух. 27-летний американец Лиман Гилмор совершил полет 15 мая 1902 года, но авторитетных свидетельств успеха нет. Новозеландец Ричард Пирс собрал самолет-моноплан, который взлетел 31 марта 1903 года – за восемь месяцев до братьев Райт, но полет не зафиксирован официально. Удачный взлет летом 1903-го совершил немец Карл Ято. Аналогичное достижение приписывают шотландцу Престону Уотсону, который опередил Райтов на четыре месяца.

В XIX веке были изобретатели, которые строили самолеты с механическими двигателями, но факт полета также не задокументирован. В 1874 году француз Феликс дю Тампль, по неподтвержденной информации, совершил кратковременный полет. Технические характеристики самолета Тампля разнятся:

  • размах крыла: 12,2 м / 30 м;
  • взлетная масса: 260 кг / 1000 кг;
  • мощность двигателя: 3–4 л. с. / 6 л. с.

В России пионером авиастроения считается морской офицер Александр Можайский, который совершал полеты между 1882-м и 1885 годами. Доподлинно неизвестно, смог ли самолет конструктора подняться в небо.

Самолет Можайского

Самолет Можайского:

  • длина: 23–25 м;
  • взлетный вес: 820 кг/935 кг;
  • двигатель: паровой, два цилиндра, 20 л. с., 300 оборотов в минуту.

Изобретение Можайского оценил Дмитрий Менделеев, который убедил комиссию Главного инженерного управления проспонсировать эксперименты Александра Федоровича. Русское научное сообщество скептически смотрело на попытки Можайского создать летательный аппарат на механическом двигателе.

Интенсивное развитие самолетостроения началось, когда слухи об успешном полете братьев Райт разошлись по США и Европе. Инженеры, которые вели разработки воздушных аппаратов, учли опыт Уилбера и Орвилла.

Альберт Сантос-Дюмон в 1906 году испытал самолет 14-bis («Хищная птица») при десятках свидетелей. Инженер пролетел 60 м и благополучно приземлился, что было зафиксировано представителями «Французского аэроклуба». Через месяц после успеха, в ноябре 1906-го, Сантос-Дюмон установил первый мировой рекорд в истории авиации. Самолет изобретателя преодолел 220 м за 21 секунду.

14-bis

14-bis Сантос-Дюмона:

  • мощность двигателя: 50 л. с.;
  • размах крыла: 12 м;
  • масса: 400 кг;
  • скорость: 50 км/ч.

В России первые самолеты появились в первой половине 1910-х годов. Александр Кудашев испытал воздушное судно в Киеве.

Самолет «Кудашев-1»

«Кудашев-1»:

  • длина самолета: 10 м;
  • размах крыльев: 9 м;
  • двигатель: 35 л. с.;
  • вес: 420 кг.

Опыт Кудашева перенял конструктор Игорь Сикорский, который придумал первый пассажирский самолет, получивший название «Илья Муромец». Воздушное судно подняло в небо 16 человек в 1914-м. Модели Игоря Ивановича стали основой развития тяжелой, грузовой и военной авиации.

Самолет «Илья Муромец» Игоря Сикорского

«Илья Муромец» Сикорского:

  • длина: 19 м;
  • размах крыла: 30,9 м;
  • вес: 3,1 т;
  • масса с загрузкой: 4,6 т;
  • скорость: 105 км/ч;
  • двигатели: 140 л. с.

Авиация 1916 года — его величество синхронизатор


0 Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта. Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!

Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии. Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра. Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».

Обмундирование и знаки различия

Авиационные части носили форму, введенную 3 января 1914 года. За исключением покроя мундира (однобортного, по типу виц-мундира гвардейской тяжелой кавалерии), она была схожа с формой инженерных войск: «ученые» красные выпушки на воротниках, пуговицы, пряжки поясных ремней и прочие детали фурнитуры из металла белого цвета, околыши фуражек, петлицы шинелей и воротники (только у офицеров) из черного сукна (бархата) с красными выпушками; к обычной эмблеме на пуговицах и пряжках (двуглавый орел) добавлялись скрещенные топоры с длинными рукоятями.

Повседневные погоны были из красного сукна; у офицеров – с серебристыми галунами, специальным знаком в виде пропеллера с крыльями, золотистыми звездочками по чинам и шифровками, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Шифровки из букв и цифр указывали на сокращенное наименование части.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными коричневой краской.

Офицеры, имевшие звания «военный летчик» носили на погонах вместо пропеллера с крыльями особый знак, указывавший на их квалификацию – черненого серебряного двуглавого орла с медальоном с вензелем Николая II на груди и мечом, пропеллером и бомбой в лапах.

Многие офицеры авиационных частей (летчики и наблюдатели) формально продолжали числиться в своих полках, батальонах или батареях, а потому носили свою обычную полковую форму, но с добавлением описанного выше знака (кому он полагался).

При служебной форме был положен синий китель флотского образца (у нижних чинов – синяя рубаха), но разрешалось носить и защитный, общеармейский. Еще одной необычной, «флотской» деталью костюма офицеров-летчиков был морской кортик.

Для полетов и службы на аэродромах использовалась особая складная шапочка – «пилотка», черная, с красными выпушками, серебристыми галунами и кокардой; впоследствии этот головной убор, претерпев небольшие изменения, станет самым распространенным в отечественных вооруженных силах. Кроме того, для полетов использовались утепленные кожаные куртка, шаровары и особый летный шлем.

Охота в мировых масштабах

На рубеже XIX—XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией — с другой — привели к необычайно острому соперничеству.

В последней трети XIX века геополитическая картина мира выглядела следующим образом. США и Германия по темпам экономического роста стали опережать и, соответственно, вытеснять на мировом рынке Великобританию и Францию, одновременно претендуя на их колониальные владения. В этой связи крайне обострились отношения между Германией и Великобританией в борьбе как за колонии, так и за господство в морских акваториях. В тот же период образовались два дружественных блока стран, окончательно размежевавших отношения между ними. Началось все с австро-германского союза, образованного в 1879 году по инициативе канцлера Отто фон Бисмарка. Впоследствии к этому альянсу присоединились Болгария и Турция. Несколько позже сложился так называемый Четверной союз, или Центральный блок, который положил начало серии международных договоров, приведших к созданию в 1891— 1893 годах оппонирующего русско-французского блока. Далее, в 1904 году Великобритания подписала три конвенции с Францией, которые означали установление англо-французского «Сердечного согласия» — «Entente cordiale» (Антантой этот блок стал называться в начале 1840-х годов, когда в противоречивых отношениях этих двух стран наметилось непродолжительное сближение). В 1907 году с целью урегулирования колониальных вопросов относительно Тибета, Афганистана и Ирана был заключен русско-английский договор, который фактически означал включение России в состав Антанты, или «Тройственного соглашения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: