Братья райт совершают первый полет

А был ли полет?

На следующий день после полета всего в нескольких газетах появились небольшие сообщения о нем, грешившие неточностями и прошедшие незамеченными. А в Дейтоне, родном городке первых авиаторов, это сенсационное по сути событие вообще осталось незамеченным.

Но труднее объяснить то, что никто не обратил внимания, что на аэроплане «Флайер II» в течение следующего года было совершено уже 105 полетов! Третий «Флайер», на котором братья также летали в окрестностях Дейтона, опять не удостоился внимания широких масс.

Мало того, в 1906 году одна из газет опубликовала статью, озаглавленную «Flyer or a liar?», которая подвергала сомнениям достижения братьев Райт.

Это стало последней каплей, которая привела к решению продемонстрировать всему миру возможность управляемых полетов на аппарате, который тяжелее воздуха. И в 1908 году аэроплан братьев Райт был перевезен через Атлантический океан. Они устроили показательные полеты: Уилбур — в Париже, а Орвилл — в США.

Братья даже организовали мероприятия по продаже своего изобретения, оказавшиеся довольно успешными. Кроме славы пионеров воздухоплавания, они получили и материальное удовлетворение. Первый полет братьев Райт на публике оказался настолько убедительным, что правительство США подписало с ними контракт, по которому в бюджет страны на 1909 год была включена статья о поставке самолетов для военных нужд. Предусматривалось производство нескольких десятков аэропланов.

Первые шаги в авиации: а если к планеру приделать крылья?

С самого 1890 года Райт зачарованно следили за судьбой немецкого испытателя Отто Лилиенталя. Как говорили газеты, инженер самолично сконструировал, собрал и испытал целых 11 планеров — сообщалось, что смельчак сделал более 2000 экспериментальных полетов!

Тогда-то братьев осенила мысль: а если приделать к планеру двигатель? Тогда его будет проще и быстрее поднять в небо, а сама машина станет способной совершать длительные перелеты. Был и еще момент: при наличии двигателя человек сможет управлять аппаратом, а не надеяться лишь на капризный ветер.

Первые собственные испытания начали в 1899: запускали воздушных змеев и наблюдали за их полетом. Это дало представление, каким должен быть крен при повороте, как сконструировать крыло и сделать рули. В конце концов, изобретатели смастерили аэродинамическую трубу для определения подъемных сил и принялись собирать собственные экспериментальные планеры.

Интересные факты

С появлением таких транспортных средств связано много интересных фактов:

  1. По статистике, самолет считается самым безопасным видом транспорта. Вероятность погибнуть во время полета намного ниже, чем при поездке на авто или на поезде.
  2. Максимальная высота, которую достигло это транспортное средство, составила 37650 метров. Рекорд установил советский летчик еще в 1977 году. Это было сделано на военном истребителе.
  3. Туалеты в самолетах для пассажиров появились лишь через 5 лет после создания такого транспортного средства.
  4. Первый коммерческий авиарейс для пассажиров был совершен еще в 1914 году.
  5. Рекордное количество пассажиров, которые одновременно перевозил самолет, составило 1091. Этот рекорд установил Boeing 747 в 1991 году во время эвакуации беженцев из Эфиопии.
  6. В конструкцию Boeing 767 входит больше 3 миллионов деталей.
  7. Примерно 3 % людей имеют аэрофобию.
  8. Три наиболее загруженных в мире аэропорта располагаются в США.
  9. Крупнейший аэропорт мира назван в честь Короля Халида. Он находится в Саудовской Аравии.
  • В США располагается 14,5 тысячи аэропортов. В России этот показатель составляет 2,5 тысячи.
  • Согласно статистике, во время перелетов авиакомпании теряют около 1 % багажа. Однако практически всегда пропажу удается найти и вернуть владельцу в течение 1-2 дней.
  • Наиболее быстрым в мире самолетом считается беспилотник X-43A. Он способен развивать скорость более 11 тысяч километров в час. Это равняется практически 10 скоростям звука. Потому летательный аппарат является беспилотником. Человек не способен перенести подобные нагрузки.
  • Наиболее вместительной моделью считается Airbus A380. Он может перевезти 550 пассажиров.
  • Самым маленьким реактивным самолетом считается BD-5 Micro. Размах его крыльев составляет 4-6,5 метра. При этом транспортное средство весит 160 килограммов.

Создание самолета стало важнейшим изобретением в истории человечества. Это транспортное средство активно используется и по сей день. Его применяют в военной и гражданской авиации.

Реактивные самолеты

Идея создания реактивного воздушного судна принадлежит изобретателю Телешову. Ее воплотил в жизнь конструктор А. Коанда в 1910 году. Попытки запустить самолет с помощью двигателя не увенчались успехом.

Уже в 1939 году был осуществлен запуск реактивного самолета. Испытания проводила немецкая компания Heinkel. Прототип воздушного судна мог развить высокую скорость за короткое время. Он совершил полет на высоте 60 метров.

В конструкции были допущены определенные ошибки:

  • значительный расход топлива;
  • неправильный выбор силовой установки;
  • постоянная потребность в дозаправке.

Ввиду последней причины, самолет не мог пролететь больше 50 км. Модель не была выпущена в серийное производство, так как ошибки конструкции не были исправлены.

В 1946 году был разработан новый самолет с реактивным двигателем. Достижение принадлежит американской компании Bell Aircraft. Воздушное судно Bell X-1 могло совершать полеты на высоте 24400 м. Оно развивало скорость 2720 км/ч.

Bell X-1

Интересный факт! На этом летательном аппарате было совершено 80 полетов.

В 1949 году воздушное судно поднялось на высоту 7600 м и развило скорость до 273 км/ч за 1 секунду.

Мечта из детства

В 1878 году епископ Милтон Райт привёз из очередной поездки подарок для своих сыновей Уилбера и Орвилла. Это был игрушечный “вертолёт”, простое устройство, которое могло свободно летать по воздуху. Мальчикам настолько понравилась эта “интересная штука”, что они готовы были играть с ней сутки напролёт. Когда же устройство сломалось, юные Райты сумели сделать собственный миниатюрный летательный аппарат. Как позднее вспоминали братья, именно тогда в них проснулся интерес к авиации.

Орвилл Райт в возрасте 4 лет

Как многие гении, братья Райт не были усердными учениками. Они даже не смогли получить диплом об окончании средней школы. А совсем скоро Уилбера ожидала серьёзная неприятность. Во время игры в хоккей, который парень так любил, он получил травму лица. И хотя повреждения были незначительными, Уилбер потерял передние зубы, из-за чего на долгое время замкнулся в себе. Он решил не поступать в университет, а стал работать вместе с младшим братом.

Интерес к технике и врождённые таланты быстро сделали Уилбера и Орвилла известными мастерами. В 1892 году братья Райт уже открыли мастерскую по ремонту велосипедов, а всего через четыре года стали выпускать свои собственные, которые украшал знак торговой марки братьев Райт. Но это было далеко не главным делом жизни этих двух талантливых людей. На деньги, вырученные от продажи велосипедов, молодые исследователи занимались разработкой аппарата, который смог бы покорить воздушное пространство при этом был бы управляемым.

«Воздушный корабль» А. Ф. Можайского и первый самолет

Александр Фёдорович Можайский родился в семье адмирала русского флота. Еще ребенком был отдан в Морской кадетский корпус. Потом ходил по морям, в своих странствиях добрался до берегов Японии.

В 1863 году при сокращении флота, начавшемся после Крымской войны 1853-1856 годов, был отправлен в отставку. Внезапно бывшим моряком, безвыездно находившимся в своем имении в селе Вороновица Подольской губернии, овладела та же страсть, которая спустя почти 30 лет стала преследовать Отто Лилиенталя. Как человек образованный, А. Ф. Можайский не просто мечтал, следя за полетами птиц, а размышлял и учился. Он начал строить крылатые модели, попутно усваивая новые для себя термины: «подъемная сила», «лобовое сопротивление», «аэродинамическое качество», «угол атаки».

Чертеж самолета из «привилегии» А. Ф. Можайского

В 1876 году изобретатель совершил полет на воздушном змее, который буксировала телега, запряженная тройкой лошадей. Модели А. Ф. Можайского поднимались в воздух с помощью винтов, приводимых в действие часовой пружиной. Одна из них, под названием «летунья», на глазах у зрителей развила скорость 15 км/ч, подняв при этом в воздух кортик. Стали появляться мысли о полноценном летательном аппарате.

В 1880 году А. Ф. Можайский смог добиться заграничной командировки для заказа в Англии паровых двигателей мощностью 10 и 20 л. с. В 1881 году они были доставлены в Россию. Замысел обретал все более конкретные очертания. В том же году изобретатель получил «привилегию», то есть право на строительство самолета. Ему отвели участок на Красносельском военном поле под Петербургом, однако этим содействие властей ограничилось. По сообщениям одного из очевидцев, «дождь часто поливал и портил машину… Работы шли очень медленно, по случаю безденежья, чего господин Можайский и не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было».

«Воздушный корабль» Можайского представлял собой лодку, сосновый каркас которой был обтянут шелковой материей, пропитанной для прочности лаком. К бортам крепились два крыла. Двигатели располагались в передней части, больший из них управлял двумя винтами, установленными в прорезях крыльев, а меньший — еще одним, размещенным на носу. «Корабль» имел два руля — вертикальный и горизонтальный, которые приводились в движение тросами из кабины пилота.

Самолет А. Ф. Можайского на почтовой марке СССР

А. Ф. Можайский, создатель первого русского самолета, на почтовой марке Монголии

Решающее испытание машины состоялось, по-видимому, осенью 1884 года. Ее пилотировал механик А. Ф. Можайского, которому удалось поднять самолет над землей, однако при попытке набрать высоту тот завалился на крыло и начал падать.

Можайский увидел причину неудачи в недостаточной мощности двигателей. Он собирался дополнить больший из них еще двумя. Первый был собран в 1887 году на Обуховском сталелитейном заводе. Работы над вторым сильно затянулись, а в 1890 году изобретатель ушел из жизни. Так и закончились попытки русского моряка подняться в небо.

Взлет машины А. Ф. Можайского. Рисунок летчика К. К. Арцеулова

Братья Райт создают летчик

Райтам нужен был двигатель, который был бы достаточно мощным, чтобы поднять самолет с земли. , но не утяжеляет. Связавшись с рядом производителей двигателей и не найдя двигателей, достаточно легких для их задачи, Райтс понял, что для того, чтобы получить двигатель с необходимыми характеристиками, они должны спроектировать и построить свой собственный.

В то время как Уилбур и Орвилл Райт разработали двигатель, его построил умный и способный Чарли Тейлор, машинист, который работал с братьями Райт в их велосипедной мастерской, – тщательно создавая каждый индивидуальная, уникальная деталь.

Имея небольшой опыт работы с двигателями, трое мужчин сумели собрать 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 8 лошадиных сил, который весил 152 фунтов всего за шесть недель. Однако после некоторых испытаний блок двигателя треснул. На изготовление нового потребовалось еще два месяца, но на этот раз двигатель имел колоссальные 12 лошадиных сил.

Еще одна инженерная проблема заключалась в определении формы и размера пропеллеров. Орвилл и Уилбур постоянно обсуждали тонкости своих инженерных проблем. Хотя они надеялись найти решения в книгах по морской инженерии, в конечном итоге они нашли свои собственные ответы путем проб, ошибок и многочисленных обсуждений.

Когда двигатель был завершен и два созданных винта, Уилбур и Орвилл поместили их в свой недавно построенный 21-футовый, оформленный из ели и ясеня флаер . Поскольку готовый продукт весил 605 фунтов, братья Райт надеялись, что двигатель будет достаточно мощным, чтобы поднять самолет.

Пришло время протестировать их новый, управляемый моторизованный самолет.

Первая победа

Однако в результате братья были вознаграждены за все мытарства. В течение 3 лет Орвилл и Уилбур тестировали планер, а в 1903 г. установили на летательный аппарат двигатель.

«Флаер» увидел небо отнюдь не с первой попытки, неоднократно сгибались валы винта. В связи с этим братья были вынуждены пробыть в Северной Каролине до декабря.


Первый полёт «Флаера»

Однако 17.12.1903 г. их старания увенчались успехом – управляемая Орвиллом авиамашина поднялась в воздух и, пролетев 36 м, успешно приземлилась. Это расстояние было меньше по сравнению с множеством полетов на безмоторных летательных аппаратах тех лет. Однако старт был дан. Требовалось только доделать планер. Это изобретатели делали уже дома.

Они выбрали поле для выгула сельскохозяйственных животных в 10 км от Дейтона. Хозяин предоставил конструкторам пастбище бесплатно, заявив, что скот так же будет пастись, но перед испытаниями коров будет необходимо отгородить забором.

Процесс шел нелегко, но дело двигалось. К началу осени 1904 г. Орвилл и Уилбур смогли разворачиваться в небе, что тогда было поразительным достижением. Однако пресса молчала об этом.

Кто были братья Райт?

Уилбур Райт (1867–1912) и Орвилл Райт (1871–1948) были братьями, которые руководили как типографией, так и магазином велосипедов в Дейтоне, штат Огайо. Навыки, которые они приобрели, работая на печатных станках и велосипедах, оказались бесценными при попытке спроектировать и построить рабочий самолет.

Хотя интерес братьев к полетам угас. из маленького игрушечного вертолета из своего детства, они не начали экспериментировать с воздухоплаванием до 1899 года, когда Уилбуру было 32, а Орвиллу – 28.

Уилбур и Орвилл начал с изучения книг по воздухоплаванию, затем поговорил с инженерами-строителями. Затем они построили воздушных змеев.

Последний триумф братьев Райт

4 октября 1909 года во время празднества в Нью-Йорке Уилбер совершил полет над городом, сделав круг над статуей Свободы. Это был последний триумф обоих братьев. В 1912 году Уилбер заболел брюшным тифом и умер. Орвилл продал компанию и самолетами больше не занимался.

Самолет с приятным хвойным запахом

Уилбер и Орвилл, получившие положительные эмоции и обнадеживающие результаты с планерами, в 1903 году явили миру самолет «Флайер-1». Его оснастили бензиновым двигателем. Невероятно, но его смастерил механик из велосипедного магазина Райтов. А вот с корпусом они особо не мудрили, отдав предпочтение материалу, который отлично зарекомендовал в предыдущих моделях – ели с приятным хвойным запахом. Сам самолет с размахом крыла в двенадцать метров весил без малого три центнера. А двигатель в девять «лошадок» весил почти восемьдесят килограммов. Очень важным достоинством этого детища братьев стал ценовой показатель. Стоимость «Флайера-1» не превышала $1000. А это было на порядок дешевле многочисленных аналогов других покорителей небесных просторов.

Кто будет первым?

Вопрос о том, кто станет испытателем номер один, был щепетильным. Поступили просто — бросили монетку, и выбор пал на Уилбера. Он и совершил за семнадцать дней до Нового 1904 года попытку первого полёта. Она была неудачной, поскольку аппарат рухнул на землю, едва поднявшись. Но ни он, ни пилот не пострадали. Братья сочли этот технический конфуз недоразумением и списали его на малый пока опыт.

Спустя три дня «Флайер-1» снова был на стартовой площадке. Теперь очередь взять в руки штурвал перешла к Орвиллу Райт. Им пилотируемый самолет поднялся в воздух и пролетел тридцать шесть с половиной метров, после чего аккуратно приземлился. Этот двенадцатисекундный полет стал по праву историческим. В этот же день братья еще по разу поднимались ввысь: Уилбер преодолел 52 метра, а Орвилл — на восемь метров больше, причем оба раза полет проходил на трехметровой высоте. Очевидцами этих исторических событий стали только пять человек, включая маленького деревенского парнишки. У Райтов были еще определенные виды на «Флайер-1», но порывы сильного ветра при очередной буксировке серьезно встряхнули его несколько раз. И, увы, летательная «карьера» аппарата подошла к концу.

Открытие-невидимка

Прорыв братьев Райт долго оставался незамеченным. Сами братья особо не старались афишировать свои успехи. У них была цель – получить патент на изобретение с выгодной дальнейшей продажей всего самолета. Были определенные сложности, ведь в ту пору многие пытались стать пионерами неба. Было архисложно отдавать кому-то приоритет, особенно когда дело касалось отдельных узлов летательной конструкции.

Предела совершенству нет

Братья вплоть до 1908 года основательно занимались усовершенствованием самолетной конструкции, после чего наступило всемирное признание. Они заключили выгодные контракты в США с Министерством обороны и во Франции с частной компанией. Это был пик славы братьев Райт. Они даже организовали авиастроительную компанию, но просуществовала она не долго.

Последние годы жизни знаменитых братьев

Первым ушел из жизни Уилбер. Это случилось в 1912 году. Причина – тиф. Младший по возрасту Орвилл Райт пережил своего брата на 36 лет. До самой его кончины не умолкали споры по поводу их права называться «небесными» пионерами. Кстати, именно по этой причине только через год после смерти Орвилла «Флайер-1» все же появился в американском Национальном музее покорения небесных далей. Справедливость к людям, всю свою жизнь посвятившим авиации (даже женаты они никогда не были), восторжествовала!

Небесные братья

Это был удивительный союз. Уилбура и Орвила Райт объединяли не только кровные узы, но и страстная мечта о покорении неба, зародившаяся в раннем детстве после того, как отец подарил им удивительную игрушку из бамбука и бумаги, чем-то напоминающую современный вертолёт.


Отто Лилиенталь

Как и многие пионеры авиации того времени, братья начали с создания планеров. На это их вдохновили труды выдающегося немецкого планериста Отто Лилиенталя, совершившего более 2000 полётов и трагически погибшего в августе 1896 года. Этому способствовало также и то, что в 1892 году братья Райт стали владельцами велосипедного магазина и мастерской, где они создавали свои первые планеры, а затем и самолёты.

Процесс создания первого самолета

Работа над новым воздушным судном началась в начале тысяча девятьсот третьего года. В качестве материала для создания корпуса использовалась ель. Выбор в пользу этого типа дерева объяснялся стойкостью и легкостью материалов. Пропеллеры первого двигателя были сделаны из трех кусков дерева. Для того чтобы повысить коэффициент полезного действия, куски были склеены между собой. Сам двигатель был изготовлен в мастерской изобретателей, так как в Америке отсутствовали компании, которые могли выполнить их заказ.

Создателем двигателя стал известный инженер Чарли Тейлор. Для того чтобы уменьшить вес конструкции, использовались алюминиевые трубки. Цепь была приобретена на заводе, что выпускал цепи для автомобилей. Многие люди назовут эту конструкцию примитивной, однако столетие назад этот двигатель произвел настоящую революцию в сфере авиации. Самолет братьев Райт, получивший название Flyer 1, имел впечатляющие характеристики:

  1. Вес всей конструкции – двести восемьдесят три килограмма.
  2. Вес двигателя – семьдесят семь килограммов.
  3. Мощность двигателя – 9 ВТ.
  4. Размах крыльев – двенадцать метров.

Первый запуск этого самолета состоялся в декабре тысяча девятьсот третьего года. Однако спустя несколько секунд после взлета лайнер врезался в землю. По мнению Уи́лбура, причиной падения стали небольшие ошибки в расчетах и недостаток практических навыков в пилотировании. Первый задокументированный полет состоялся семнадцатого декабря тысяча девятьсот третьего года. Летательный аппарат пробыл в воздухе двенадцать секунд и пролетел тридцать шесть с половиной метров. Последующие испытания позволили увеличить этот результат до отметки в шестьдесят метров.

После проведенного эксперимента конструкторы больше не использовали созданный аппарат. Он долгое время хранился в доме братьев Райт, после чего был передан Национальному Музею Англии. Сегодня, Flyer 1 хранится в Смитсоновском институте.

Длительность первого полета

Испытания самолета проводились в течение всего дня. Продолжительность первого полета составила всего двенадцать секунд. В этот же день лайнер поднялся на высоту три метра над землей и преодолел расстояние в двести пятьдесят пять метров. Этот полет длился уже пятьдесят пять секунд. Данный эксперимент позволил получить большое количество аналитических материалов, которые использовались при создании более совершенных летательных аппаратов.

Для того чтобы собрать более совершенную конструкцию, изобретателям потребовалось пять лет. Самолет, созданный для европейской публики, был представлен в тысяча девятьсот восьмом году. Многие инженеры были удивлены тем, что братьям Райт удалось создать подобную технику. Удивление общественности объяснялось тем, что изобретатели не имели инженерного образования.

Система управления первым лайнером

Как уже было сказано выше, в основу разработки системы управления легли наблюдения за полетом птиц. Система, придуманная американскими конструкторами, и сегодня используется компаниями, что создают авиалайнеры. Данная система получила название «кабрирование» и предполагает поворот при помощи изменения положения руля, который отвечает за высоту подъема. Сегодня системы, регулирующие высоту, устанавливаются в хвостовой части самолетов.

Для выполнения продольного разворота был разработан отдельный механизм. Он управлялся при помощи ног летчика. Изменяя положение этого механизма, пилот мог изменять положение и уровень наклона крыльев. Для вертикальных поворотов применялся руль, регулирующий положение задней оси.

Чтобы выполнить подобные маневры на современных лайнерах, необходимо контролировать угол наклона самолета и его скорость. В противном случае недостаток подъемной силы может привести к потере обтекаемости крыльев. Развитие подобной ситуации может обернуться тем, что лайнер перестанет управляться и уйдет в «штопор». Вывести судно из подобного состояния может только опытный летчик, умеющий держать себя в руках в стрессовых ситуациях.

Первый полет длился 12 секунд

Первые модели

С 1880-го по 1910 год в мире построили 200 прототипов самолетов, которые не смогли взлететь, но оказали решающее значение для развития сферы. Изобретатели предлагали десятки идей, которые использовали последователи при разработке новых решений.

До полетов братьев Райт четыре независимых изобретателя заявляли, что создали летательные аппараты с механическими двигателями, поднявшиеся в воздух. 27-летний американец Лиман Гилмор совершил полет 15 мая 1902 года, но авторитетных свидетельств успеха нет. Новозеландец Ричард Пирс собрал самолет-моноплан, который взлетел 31 марта 1903 года – за восемь месяцев до братьев Райт, но полет не зафиксирован официально. Удачный взлет летом 1903-го совершил немец Карл Ято. Аналогичное достижение приписывают шотландцу Престону Уотсону, который опередил Райтов на четыре месяца.

В XIX веке были изобретатели, которые строили самолеты с механическими двигателями, но факт полета также не задокументирован. В 1874 году француз Феликс дю Тампль, по неподтвержденной информации, совершил кратковременный полет. Технические характеристики самолета Тампля разнятся:

  • размах крыла: 12,2 м / 30 м;
  • взлетная масса: 260 кг / 1000 кг;
  • мощность двигателя: 3–4 л. с. / 6 л. с.

В России пионером авиастроения считается морской офицер Александр Можайский, который совершал полеты между 1882-м и 1885 годами. Доподлинно неизвестно, смог ли самолет конструктора подняться в небо.

Самолет Можайского:

  • длина: 23–25 м;
  • взлетный вес: 820 кг/935 кг;
  • двигатель: паровой, два цилиндра, 20 л. с., 300 оборотов в минуту.

Изобретение Можайского оценил Дмитрий Менделеев, который убедил комиссию Главного инженерного управления проспонсировать эксперименты Александра Федоровича. Русское научное сообщество скептически смотрело на попытки Можайского создать летательный аппарат на механическом двигателе.

Интенсивное развитие самолетостроения началось, когда слухи об успешном полете братьев Райт разошлись по США и Европе. Инженеры, которые вели разработки воздушных аппаратов, учли опыт Уилбера и Орвилла.

Альберт Сантос-Дюмон в 1906 году испытал самолет 14-bis («Хищная птица») при десятках свидетелей. Инженер пролетел 60 м и благополучно приземлился, что было зафиксировано представителями «Французского аэроклуба». Через месяц после успеха, в ноябре 1906-го, Сантос-Дюмон установил первый мировой рекорд в истории авиации. Самолет изобретателя преодолел 220 м за 21 секунду.

14-bis Сантос-Дюмона:

  • мощность двигателя: 50 л. с.;
  • размах крыла: 12 м;
  • масса: 400 кг;
  • скорость: 50 км/ч.

В России первые самолеты появились в первой половине 1910-х годов. Александр Кудашев испытал воздушное судно в Киеве.

«Кудашев-1»:

  • длина самолета: 10 м;
  • размах крыльев: 9 м;
  • двигатель: 35 л. с.;
  • вес: 420 кг.

Опыт Кудашева перенял конструктор Игорь Сикорский, который придумал первый пассажирский самолет, получивший название «Илья Муромец». Воздушное судно подняло в небо 16 человек в 1914-м. Модели Игоря Ивановича стали основой развития тяжелой, грузовой и военной авиации.

«Илья Муромец» Сикорского:

  • длина: 19 м;
  • размах крыла: 30,9 м;
  • вес: 3,1 т;
  • масса с загрузкой: 4,6 т;
  • скорость: 105 км/ч;
  • двигатели: 140 л. с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: