Культурные изображения
В Платоне Тимее и Критии (около 395 г. до н.э., 200 лет после визита греческого законодателя) Солон), Саис — это город, в котором Солон получает от египтянина историю Атлантиды, ее военной агрессии против Греции и Египта, ее окончательного поражения и разрушения в результате карающей богами катастрофы. священник. Солон посетил Египет в 590 году до нашей эры. Платон также отмечает город как место рождения фараона Амасиса II.
Плутарх сказал, что святыня Афины, которую он отождествляет с Исидой, в Саисе носила надпись «Я — все, что было, есть и будет; и мою покрывало до сих пор не поднимал ни один смертный».
Гектор Берлиоз ‘L’enfance du Христос («Детство Христа»), в третьей части, описывает Саиса как место для юношества Иисуса до 10 лет, после того как его родители покинули свою родину, чтобы избежать резни невинных Ирод Великий.
Полигамия в Среднем Египте
На папирусе времён Нового царства сохранилось послание овдовевшего мужа к скончавшейся три года назад жене: «Я взял тебя в жёны ещё юношей. Я был с тобой вместе. Позднее я получил все титулы, но я тебя не оставил… я тебя не покинул, а, наоборот, говорил:
„Да будет всё это вместе с тобой!». Каждому, кто заговаривал о тебе со мной и советовал оставить тебя, я отвечал: „Я сделаю, как пожелает её сердце!..». И вот смотри: когда мне поручали наставлять военачальников войска фараона и его колесничих, я посылал их, чтобы они простирались на животе пред тобой и приносили всевозможные прекрасные дары. Я никогда не скрывал от тебя своих доходов.. Никогда не было, чтобы я пренебрегал тобой… Мои благовония сладости и одежды я никогда не отсылал в другой дом, а, наоборот, говорил — „Моя супруга здесь!». Ибо я не хотел тебя огорчать… Когда я сопровождал фараона на юг, я во всём поступал, помня о тебе… Когда я вернулся в Мемфис, я испросил у фараона отпуск и отправился туда, где ты обитаешь (т. е. к твоей гробнице), и я много плакал вместе с моими людьми перед изображением твоим. Три года прошло с тех пор… И смотри, хотя есть сёстры в нашем доме, я не ходил ни к одной из них».
Известный египтолог П. Монтэ прокомментировал данное послание так: «Этот образцовый муж, неутешный вдовец, даёт ясно понять, что другой на его месте действовал бы совсем иначе: став высоким сановником, отверг бы жену скромного происхождения».
У царя могло быть несколько жён одновременно. В Новом царстве это диктовалось и внешнеполитическими соображениями. Браки с чужеземными «принцессами» служили формальным подтверждением военно-политических союзов Египта или его верховенства над той или иной страной. В первой половине XIV в. до н. э. Аменхотеп III собрал целый «гарем» из царевен: две вавилонские, три миттанийские, одна из анатолийского государства Арцава, не считая дочерей мелких сиро-палестинских правителей. Кроме того, у царя имелись наложницы, в чём ему подражала и высшая знать. Но у подавляющего большинства египтян была одна жена.
Многие мужья мечтали, чтобы после смерти их с женой «двойники» пребывали вместе. Потому они приказывали изображать себя вместе с ней в гробницах и на стелах. Обычно супруги держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Считалось, что счастье — это когда «рука мужчины в руке его жены».
Вместе с тем отношения мужа и жены оставались делом сугубо личным, запретным для постороннего интереса и вмешательства. В кладбищенских жизнеописаниях о них говорится крайне скупо. Сурово осуждались попытки внебрачного сближения с женщинами, состоявшими при другом домохозяине. В знаменитом «поучении», включённом в школьную программу, говорилось: «Если дружбой дорожишь ты в дому, куда вступаешь как почтенный гость иль брат, обходи с опаской женщин!». За любовную связь с чужой женой наказывали даже смертью.
Луксор — древняя столица Египта Фивы
Город Луксор несколько тысячелетий назад представлял собой древнюю столицу Египта Фивы. Другое название – Васет. Центр политической власти находился в 500 км от современного Каира вдоль реки Нил. Название «Луксор» происходит от арабского «Аль-Уксур», что означает «укрепленный». Оно в свю очередь возникло от латинского «castrum», так назывался первый римский форт, построенный на этой территории.
В древности город был известен как дом культа Амона, который ассоциировался с представителями династии фараонов. Во время периода Нового царства в Египте с 1550 по 1050 г. до н.э. было принято делать гробницы для царей в Долине Мертвых. В это время в столице были построены массивные сооружения, в их числе Карнакскй храм, Луксорский храм, Долина цариц и усыпальница – храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Фотография Тиб, Карнак, 1851. Музей Метрополитена, Нью-Йорк.
Приход к власти Эхнатона и строительство Амарны
Большую часть истории Древнего и Нового царства Фивы оставались столицей Египта. Примерно в 1350 г. до н.э. к власти пришел Эхнатон (Аменхотеп IV, он же фараон Неферхеперуре Аменхотеп). Он перенес столицу в город Ахетатон, что означает «Горизон» («Диск Солнца») Амона. Впоследствии он был назван Амарна или Эль-Амарна.
Царь был известен как ерестик, потому что он провозгласил верховенство культа солнечного диска солнца Атона. И запретил поклоняться другим идолам. Фараон приказал закрыть храмы, где поклонялись Амону.
Город древнего Египта Амарна назван в честь Ахетатона. Эхнатон изменил свое имя на Аменхотепа, чтобы отразить свои религиозные воззрения. Его супруга Нефертити, разделяла его взгляды.
После смерти Эхнатон вернулся к религии Амона и переехал обратно в столицу Египта Фивы.
Ответы к §12. Письменность и знания древних египтян
Объясните значение слов:
Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.
Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.
Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.
Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.
Автор книги: Александр Морэ
Глава 2РАННЯЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. КЛАНЫ И НОМЫ
I. Кланы
Как я уже говорил в своей книге «От племени к империи», первые обитатели Египта не принадлежали к одной общей расе. Скелеты, обнаруженные до настоящего времени, и изображения на памятниках позволяют нам выделить три основных типа: расу семитского типа, долихокефалов среднего роста, расу семито-ливийского типа, брахикефалов с крючковатым носом, и средиземноморский тип, брахикефалов с коротким прямым носом. Все эти элементы смешались в долине Нила, словно в плавильном тигле, породив племя земледельцев. Впоследствии сложившийся таким образом этнос включил в себя чужеземные элементы, появлявшиеся в разные промежутки времени, и житель долины Нила приобрел характерные для египтянина качества. Явное многообразие и непреложное единство характеризуют расу, как и страну в целом.
Этапы прогресса формирования древнеегипетского этноса описаны в книге «От племени к империи».
На краю все еще необитаемой долины, на уступах Ливийского и Аравийского плато мы находим относящиеся к доисторическому периоду орудия труда из оббитого камня (эпоха палеолита), но не находим скелетов. Эти предметы, а также остатки пищи являются характерными для кочевых племен, живших охотой и рыболовством, но не для земледельцев и скотоводов.
Позднее эти племена спустились в долину, внешний вид которой в то время менялся под действием регулярных разливов Нила, приносивших с собой отложения ила и таким образом повышавших уровень земли. Следы первых постоянных поселений с орудиями труда эпохи мезолита были обнаружены всего в нескольких местах. Судя по всему, деревни этих первых поселенцев в долине теперь погребены под илистыми отложениями Нила. Сколько столетий потребовалось людям, уже наученным многократным опытом и учащимся предвидеть будущее, чтобы понять, как предупреждать последствия наводнений, строить плотины, возводить рукотворные насыпи, спасавшие их жилища от бушующего потока? Колоссальным прогрессом было появление орудий труда, относящихся к эпохе неолита. Рядом с оружием из шлифованного камня, керамикой и сосудами из камня мы находим орудия труда и украшения из кости, а также оружие и прочие предметы из золота и меди. Оседлые племена обрабатывали землю и разводили скот. Они выбирали пригодные для выращивания растения и годные для одомашнивания породы животных. Пшеница, ячмень и просо обеспечивали зерном для хлеба, лен давал пряжу, овцы, козы и крупный рогатый скот, наряду с дичью, производили запасы продуктов питания. В охоте им помогали собаки, в пахоте – быки, в транспортировке – ослы. Нил, постепенно ограждаемый насыпями, изменял русло, усмирялся, не разорял больше поля и деревни и становился судоходным.
Этноним египтян
Египетская история насыщена драматическими событиями и ярчайшими эпизодами прошлого. Но даже её ценители не всегда знают, что у самих египтян за долгое время существования их народа сменилось несколько самоназваний.
Так, к примеру, изначально жители страны фараонов называли себя “rmṯ-n-kmt”, что можно перевести как “люди Кемета” (“люди Египта”). Иногда древние египтяне сокращали название до простого “люди”.
Торговая лавка в Египте, 1889 год
Привычное нам название “египтяне” происходит от греческого слова “аигиптио”, как в старину обозначали египетские земли, а следовательно, и их жителей. Наименование “копты”, что и сегодня нередко используется в отношении народа долины Нила, появилось во времена мусульманских завоеваний.
“Масриин” — не совсем обозначение египтян, а скорее, определение Каира и области рядом с ним. Впрочем, в наше время так нередко называют и жителей этих земель. Считается, что последнее название связано с библейским “Митсраим”, что переводится как “два пролива”. Нельзя исключать, что такое название стало символом страны Нила, разделённой на Верхний и Нижний Египет.
Георг Макко «Египтянин из Верхнего Египта»
Египтяне — народ, что оставил немало загадок и тайн — не только нам, но и своим прямым потомкам. Не стоит забывать, что именно этот народ стал одним и самых первых создателей могущественных держав мира, встав на высочайшую ступень развития.
Невольно вспоминаются слова египетского писателя Махфуза, что так искренне и бесконечно любил свою родину:
Военное дело Древнего Египта периода Древнего Царства
Началом периода Древнего царства на территории современного Египта, считается объединение северного и южного египетских государств, сложившихся в Верхнем и Нижнем Египте к концу IV тысячелетия до н.э. Эта централизация имела важные последствия — расширение и совершенствование оросительной системы, обеспечившие развитие земледелия. Развивались ремесла, появились целые ремесленные мастерские, в которых, в частности, изготовлялось оружие. Расширялась торговля, а это, в свою очередь, способствовало развитию кораблестроения.
Древнеегипетская пехота
Организация армии периода Древнего Царства
Воины находились на службе у фараона, правителей округов и храмов. За свою службу они получали участки земли, которые обрабатывались рабами. Войско было организовано в форме военных поселений, расположенных в центре страны и на наиболее угрожаемых направлениях; главные силы находились в Нижнем Египте, который часто подвергался нападениям; меньше поселений было в Верхнем Египте, так как соседние нубийские племена не могли быть серьезным противником египтян вследствие своей раздробленности.
Больше того, покоренные нубийские племена были обязаны давать Египту определенное количество воинов для несения внутренней “полицейской” службы.
Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен. Этих воинов нельзя считать наемниками, так как нет никаких данных о том, что за участие в походе они получали какую-либо плату. Можно лишь предположить о праве их на какую-то долю в военной добыче.
Политическая централизация была основой военной централизации. Верховная власть принадлежала фараону, который назначал начальника войска, а также начальников отрядов или флотов. В документах времен Древнего царства упоминается “дом оружия” — своего рода военное ведомство, в ведении которого находилось изготовление оружия, постройка кораблей, снабжение войска и постройка оборонительных сооружений. Данных о численности египетского войска периода Древнего царства нет. В отношении флота имеется лишь одно упоминание об отряде из 40 кораблей, посланном за кедрами.
Вооружение и состав войска периода Древнего Царства
На вооружении воинов Древнего царства были: булава с каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся бумеранг.
Основным оружием служили лук и боевой топор. В качестве защитного оружия воины имели деревянный щит, обтянутый мехом. В войске, собранном для похода, часто возникали внутренние распри, причиной которых были сохранившиеся пережитки прежней политической раздробленности Египта, и это говорит о том, что военная дисциплина в египетском войске была слабой.
Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели однообразное оружие.
Крепости периода Древнего царства были различной формы, встречались тут и круг, и овал и прямоугольник – никаких сведений о том, что их строительство регламентировалось, у нас нет. Крепостные стены иногда имели круглые башни в форме усеченного конуса с площадкой наверху и бруствером. Так, крепость около Абидоса построена в форме прямоугольника; длина ее сторон достигала 125 и 68 м, высота стен — 7—11 м, толщина в верхней части — 2 м. У крепости были один главный и два дополнительных входа. Крепости в Семнэ и Куммэ были уже сложными оборонительными сооружениями имевшими выступы, стены и башню.
Корабля египтян были гребные, но на них имелись паруса. На каждом корабле находилась постоянная команда с начальником во главе. Отряд кораблей возглавлял начальник флота. Постройкой кораблей ведал так называемый строитель кораблей. Всего египтяне располагали двумя “большими флотами” одним — в Верхнем, другим — в Нижнем Египте.
При штурме крепостей египтяне применят штурмовые лестницы с деревянными дисковыми колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены и таранами.
Фараон на боевой колеснице в бою
Египтяне наших дней
О культуре Древнего Египта, его божествах, суевериях и традициях можно говорить вечно, но примечательно, что многие обычаи проникли и в современную египетскую жизнь. Например, многие представители этого народа, замышляя серьёзное дело, нанимают работника или помощника, которому платят «бакшиш».
Как и в далёком прошлом, многие египтяне являются прирождёнными торговцами. Они умеют уговорить покупателя приобрести товар, даже если тот является ненужной безделушкой. Как и их предки, египтяне не любят спешить. Они являются общительными и доброжелательными людьми, что всегда рады помочь (особенно, если помощь сулит «бакшиш»).
Египтяне гуляют во время священного месяца Рамадан в Старом Каире, Египет, 1 июня 2016 год / Абдалла Далш
Культуру фараонов в современном Египте можно увидеть лишь в музеях и сувенирных лавках, однако это не значит, что египтяне забыли о тех, кто когда-то прославил их родину. Они с трепетом относятся к прошлому, нередко устраивают праздничные театрализованные выступления, где можно увидеть как сюжеты из сказок Шахерезады, так и истории о походах Александра Македонского.
Интерес к египетской истории возрастает с каждой находкой археологов, с каждым новым предположением учёных, пытающихся разгадать тайны прошлого. Это неудивительно, ведь исчезнувший мир фараонов манит своими тайнами очень многих. Возможно, совсем скоро нам удастся разгадать его очередной секрет, приближающий нас к далёким глубинам древности.
Фото на обложке: Andrew Poplavsky
§9. Военные походы фараонов
Объясните значение слов:
Бронза — сплав меди и олова.
Пехотинец — воин пешего отряда. Ведет сражение в строю или участвует в одиночных схватках. Пехотинец вооружен орудиями ближнего боя — копьем, коротким мечом или длинным кинжалом, топором. Для защиты используется щит.
Боевая колесница — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных. Экипаж боевой колесницы — возничий, управляющий лошадьми, и колесничий — воин, стреляющий из лука и метающий копья.
Дышло — толстая оглобля, прикрепляемая к передней оси экипажа, повозки, колесницы при парной запряжке лошадей.
Возница — человек, управляющий лошадьми, запряженными в повозку.
Колесничий — воин, осуществляющий обстрел неприятеля с колесницы. Колесничие были вооружены луком и легкими метательными копьями.
Дротик — метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен.
Наёмное войско — вооруженное подразделение, состоящее из наемных, профессионально обученных солдат. Наемное войско вступало в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений, и не принадлежало ни к одной заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе. Наемники воевали по контракту, их услуги оплачивались нанимателем. В Древнем Египте широко использовались наемные войска, состоящие из нубийцев (начиная с позднего Древнего царства), семитов из будущей Палестины (Среднее и Новое царства), шерданов, ливийцев, в Поздний период в качестве наёмников в армию привлекались финикийцы, карийцы и греки.
Зачем кочевникам строить города?
Арабы-набатейцы, которые путешествовали между Египтом и Месопотамией, в конце концов, оставили свой кочевой образ жизни, построили и завоевали несколько городов:
- Петра
- Бушерия
- Села
- Босра
- Дамаск
- Медаин Салех
На протяжении веков набатейцы никогда не строили ни одного дома или храма. Когда они выбрали место для великолепного города Петра, это был бесплодный каньон.
Кочевники первоначально построили небольшой поселок для палаток на вершине плоской горы, чтобы у них было убежище для своих жен, детей и товаров во время торговых путешествий – город Села. Позднее появилась и легендарная Петра.
Фивы и Гераклеополь — столицы Верхнего и Нижнего Египта
Прошло тысячелетие существования объединенного Египта и он снова был разделен.
Столицей Верхнего Египта стал город Фивы. Он располагался на расстоянии приблизительно 700 километров к югу от Средиземного моря на восточном берегу Нила.
Первым названием Фив было Но-Амон, а иногда даже просто Но.
Тогда город фактически являлся столицей четвертого нома Верхнего Египта. Этот ном назывался Уасет.
Столицей Нижнего Египта был город Гераклеополь, который называли также Гераклеополь Великий.
Известно, что этот город был важным культовым центром. Согласно легендам, именно в Гераклеополе бог Хор и его отец бог Осирис стали царями египетского народа.
Гераклелполь располагался на территории Фаюмского оазиса с большими запасами пресной воды, поэтому его жители занимались в основном земледелием.
Через город проходили важные торговые пути.
Однако, постепенно Фивы начали главенствовать над Гераклеополем, в результате чего он утратил значение столицы.
С точки зрения истории и культуры, Фивы являются истинной жемчужиной региона. В этом районе расположены Карнакский и Луксорский храмы, долина Царей и долина Цариц, а недалеко, в Дейр-эль-Бахри, поражает воображение надземный поминальный храм знаменитой царицы Хатшепсут.
Нижний Египет
1 ном
- Мемфис (около станции Бедрашейн и поселка Мит-Рахина, возможно, находился севернее), центр 1-го нома
- Саккара, некрополь
- Гиза, некрополь
3 ном
- Момемфис (совр. Ком эль-Хисн, в 4 км к западу от города Танта), центр 3-го нома
- Теренутис (совр. Ком-Абу-Билло)
- Навкратис (совр. Ком-Ги’ейф)
Хасуу (№ VI)
Значение перевода названия нома современные исследователи трактуют по-разному — «Горный бык или зверь», «Пустынный бык», «Болотный или трясинный бык». Устаревшее транскрибирование — Касет. В греко-римский период носил имя Ксоисский ном (по новому имени древней столицы — Хасуу, которую греки, а за ними и римляне, стали называть Ксоис).
В некоторые периоды был в составе XII-го Себеннитского нома (древнеегипетское название — Чеб-нечер).
Ном находился на территории соответствующей современному губернаторству (мухафаза) Кафр эш-Шейх (Кафр эль-Шейх), и занимал приблизительно его восточную часть.
7 ном
- Александрия
- Ракотис
- Па-деми-эн-Херу, «Селение Хора». рим. Гермополь Парва (совр. Даманхур, северо-востоке Дельты на канале, соединяющем озеро Мареотис и Канопское русло Нила)
- Каноп (совр. Абу-Кир)
- Менутис
- Гераклей (совр. в 6-7 км от береговой линии, северо-восточнее Канопа у места впадения в море Канопского рукава Нила)
- Тапосирис Магна (совр. Абу-Сир)
- Дамиетта (др. егип. Тамиат, совр. Думьят)
- Пер-Басет (совр. Бельбейс, возможно западнее)
13 ном
- Гелиополь (совр. северо-восточные предместья Каира: Аль-Матария, Араб эль-Хисн, Айн Шамс), центр 13-го нома
- Ликополь (совр. Асьют), центр 13-го нома Верхнего Египта
- Чару (совр. местность Эль-Хебуа около города Эль-Кантара), центр 14-го нома
- Месен (не следует путать с одним из названий Бехдета, находящегося во II верхнеегипетском номе)
- Гераклеополь, Сетроэ (совр. Телль-Белим), центр 14-го нома в позднеримский период
- Пелусий (совр. Телль-эль-Фарама)
- Силэ (совр. Эль-Хебуа, Телль-Абу-Сефа)
- Дафна (совр. Телль-эд-Дефенна)
рим. Гермополь Парва (совр. холмы Телль эн-Накус, Телль эз-Зереки, Телль эр-Роб’а к югу от города Эль-Баклия) на месте столицы
- Бубастис (совр. местность (холм) Телль Баста юго-восточная окраина города Эз-Заказик), центр 18-го нома
- Исейон (совр. Бехбет эль-Хагар)
- Танис (совр. Сан эль-Хагар, Телль эд-Даб’а), центр 19-го нома
- Аварис (совр. Телль эд-Даб’а)
- Пер-Рамсес (совр. Кантир)
- Имет (совр. Телль Набша)
Законодательная система в Среднем Египетском царстве
Египтяне всеми способами уклонялись от «царских работ», а призванные на них часто убегали. Сохранился папирус, упоминающий уголовные законы «о намеренно уклоняющихся больше б месяцев», «о намеренно уклоняющемся от своей работы», «о бежавшем, не выполнив своё задание», «о бежавшем из острога». В первом из этих случаев наказанием стали пожизненные каторжные работы на царских полях. Но даже такая, поистине страшная угроза не останавливала беглецов. Потому государство узаконило захват заложников из числа родственников и домочадцев дезертиров.
Один храмовый привратник обращался с жалобой на то, что был «схвачен из-за… сына, работника местного храма… поскольку у него недостача выполнения повинностей». Возмутиться привратник посмел лишь потому, что его схватили по ошибке: на самом деле его сын все повинности выполнил. Кошмар «царских работ и право государства захватывать «заместителей»
Помимо принудительного труда в рамках профессий египтяне призывались на временные «царские работы». Обычно это были строительство, землеройные работы, полив полей. Отбывалась и гребцовая повинность для перевозки грузов по Нилу. Труд мобилизованных часто оказывался непосильным. Сроки работ определялись жёстко и растягивались на много месяцев. Содержали мобилизованных в острогах.
Обмен и торговля в среднем Египте
Почти всё производившееся трудовым населением изымалось и перераспределялось служащими «Дома царя», владельцами вельможеских хозяйств, администраторами храмов и т. д. Потому крупная частная торговля в Египте возникнуть не могла, равно как не мог сложиться и слой купечества.
Едва ли представители знати испытывали необходимость что-то покупать. Почти всё необходимое для них производили «рабы царя», а для строительства гробницы государь предоставлял им своих ремесленников. Некоторая потребность в торговых делах возникала у владельцев средних и мелких хозяйств, где профессии «рабов царя» были не столь многообразны. Известно небольшое хозяйство жреца, продававшее на сторону ткани собственного изготовления. Но такие примеры редки. Нехитрые же нужды работников в основном удовлетворялись выдачами продовольствия и вещей. А «на продажу» они могли предложить только излишки полученных выплат или нечто, произведённое в «неурочное время».
В гробницах Старого царства встречаются изображения обмена, совершавшегося на крошечных базарах под открытым небом. Обмениваются съестные припасы: зерно, овощи, хлеб, рыба — и ремесленные изделия: домашняя утварь, обувь, украшения, веера, палки,) рыболовные крючки
Продавцы стремятся криками обратить внимание на свой товар, расхваливают его качество, предлагают его попробовать или испытать и безудержно льстят покупателю, уверяя, что фаянсовое ожерелье ему к лицу, называя его «мужем благодетельным»
Поскольку до чеканки монеты было ещё далеко, главным средством платежа являлось зерно, хотя расплачивались и одеждой. В начале XII династии за услуги однажды заплатили «серебром, золотом, медью, притиранием, ячменём Низовья, пшеницей». Обычно вещи менялись на вещи, но их стоимость при этом измерялась в зерне или металлах, чаще всего в золоте либо меди. В Среднем царстве упоминается и стандартная единица измеренной в металлах стоимости — деньга.
Без внешней торговли обойтись конечно же было невозможно. Однако она являлась делом государственным и велась царскими чиновниками. Ввозимое в Египет в основном объявляли данью и подарками чужеземцев фараону.