Израильское царство

Государство Израиль: исторические корни

Земля Обетованная (или Древняя Палестина) была родиной еврейского народа с 13-го века до нашей эры. Здесь возникли государства Иудея и Израиль, которые впоследствии переходили из рук в руки к различным империям. Окончательно Израиль потерял свою независимость в 70 году нашей эры. А после восстания Бар-Кохбы в 135 году римляне изгнали из страны значительное число евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирию Палестинскую, чтобы стереть память о еврейском пребывании в этих местах.

Однако в 19-м веке, после двух тысячелетий притеснения и неприятия народа в Европе, возникли идеи его возвращения на историческую родину и образования им собственного государства. Эти соображения легли в основу идеологии сионизма, отцом-основателем которой принято считать Теодора Герцля. В 1896 году он выпустил в свет труд «Еврейское государство», где детально описал программу организации «еврейского дома» не только с его основополагающими законами, военной сферой, социально-экономической политикой, но и государственными символами.

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость. 14 мая 1948 г. (pinterest.com)

Год спустя в швейцарском Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, на котором была образована Всемирная сионистская организация (ВСО) и принята «Базельская программа», главная цель которой состояла в формировании «дома» для единой еврейской нации.

Посадка деревьев в честь Ту би-Шват. (pinterest.com)

До 1915 года главными ориентирами сионистского движения были Германская и Османская империи. Однако в разгар Первой мировой войны политический центр сионистов перекочевал на Туманный Альбион. В ноябре 1917 года сэр Артур Джеймс Бальфур, возглавлявший министерство иностранных дел Великобритании, в официальном послании лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду, одному из деятелей британской еврейской общины, выказал одобрение на «образование в Палестине очага для еврейской нации». Этот меморандум, названный впоследствии «Декларацией Бальфура», тут же попал на страницы газеты «Таймс». А сионисты, не желая оставаться в должниках, организовали «Еврейский легион», ставший для Великобритании большим подспорьем в деле покорения Палестины.

В 1918 году «Декларация Бальфура» была одобрена сначала Францией, затем Италией, американским президентом Вудро Вильсоном, спустя четыре года — конгрессом США и Лигой Наций. Последняя, опираясь на итоги конференции в Сан-Ремо (1920 год), где «Декларацию» утвердили как фундамент послевоенного урегулирования в Палестине, в 1922 году предоставила Великобритании мандат на Палестину, преследуя цель установить в стране необходимые условия для создания очага для еврейской нации.

Кибуц Рухама, Негев, 1940−1950-е гг. (pinterest.com)

В действительности в планы Великобритании не входила организация еврейского государства. И всё же некоторые действия, направленные на формирование в Палестине «еврейского дома», она поощряла. Что касается арабского населения, то британская политика воспринималась им в штыки. Всё это привело к тому, что в 1936—1939 годах началось арабское восстание. Как грибы после дождя росли еврейские военные подпольные объединения: «Хагана», «Иргун», «Лехи». Закончилось это тем, что британское правительство выпустило «Белую книгу», сильно ограничившую и фактически запретившую иммиграцию евреев в Палестину. Было это очень некстати — начиналась Вторая мировая война.

Уличный торговец продаёт флаги. (pinterest.com)

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения. Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8. В это время нет поста и не оплакивают умерших.

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

В правление сына Рамсеса II фараона Менептаха (предположительно около 1210 г. до н. э.) в Фивах была установлена стела, описывающая его военные походы, в том числе и подавление восстания в (принадлежавшем Египту со времён Тутмоса III) Ханаане: «Уведён был Ашкелон, схвачен был Газру, Иеноам сотворён несуществующим, Исриар (Израиль) опустошён, нет зерна его».

Первые древнееврейские племена (колена) предположительно появляются в восточном Средиземноморье около 1200 года до н. э. Cамые древние обнаруженные здесь 250 еврейских поселений (причём не на разрушенных ханаанских городищах, как утверждается в книге Иисуса Навина, а на незаселённых прежде возвышенностях).

Согласно Библии, Иисус Навин вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая всё население поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, находившему себе оправдание в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание продолжалось примерно семь лет, и завоёванная земля была разделена между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них одного колена, Левитов, для священного служения.

Период разделённых царств (928—722 гг. до н. э.)

Карта юга Ближнего Востока, ок. 830 до н.э..  Царство Моав  Иудейское царство  Израильское царство  Филистимляне города-государства  Финикийские государства  Царство Аммон  Царство Идумея (Эдом)  Царство Арамейский Дамаск  Ассирия  арабские племена  Набатейские племена  Арамейские племена

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства (иначе называемые двумя домами), из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 928 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца — в Вефиле. Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма — пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Основные понятия и символы иудаизма

Название “иудаизм” передалось от наименования племени Иуды, которое было самым большим из 12 колен израилевых. Из этого рода вышел легендарный царь Давид — он добился наивысшего могущества израильского государства, поэтому по сей день является почитаемой легендарной персоной.Иудеи – это этнорелигиозная группа, которая состоит из тех, кто по рождению является евреем, и тех, кто принял иудаизм и исповедует его. В мире живет около 14 млн иудеев. Примерно 40% из них живет в Израиле, столько же – в США и Канаде. Оставшиеся иудеи рассредоточены по миру, в основном в европейских странах.Самый знаменитый символ религии – шестиконечная Звезда Давида. Не менее известны такие символы, как:

  • семисвечник, который по преданию находился в иерусалимском храме;
  • 2-е скрижали — они стоят рядом с закругленной верхней гранью;
  • лев как символ колена Иуды, из которого пошел еврейский народ.


Рис. 1. Храмовая гораСвятыми местами иудеев являются:

  • Иерусалим – город, где был построен Храм.
  • Храмовая гора – святое место, здесь стоял главный храм до того, как его разрушили.
  • Пещера Махпела, в которой покоятся праотцы.
  • Вифлеем – город, на дороге к которому похоронили праматерь Рахиль.
  • Цфат – в нем долго заседал Синедрион.

Туризм

  • В сфере туризма и рекреационных услуг создаётся 3 % ВВП Израиля.
  • Основными составляющими международного туризма в Израиле выступают посещение родственников (около трети всех визитов в Израиль), отдых и посещение достопримечательностей, паломничество, деловой туризм и лечение (израильская медицина известна во всём мире).
  • Особо популярен среди иностранных туристов Иерусалим, который посещают 75 % от общего числа приезжающих, значительный интерес вызывают лечебные источники Мёртвого моря и Тивериадского озера.
  • В то же время остающийся неурегулированным арабо-израильский конфликт выступает в роли фактора, сдерживающего рост международного туризма.
  • Израиль посещают 4 млн. туристов в год (в том числе почти 780 тыс. из США, более чем по 300 тыс. из России и Франции и более 200 тыс. из Германии), доходы от туризма составили 20 млрд шекелей.
  • При этом за рубеж ежегодно выезжает сопоставимое количество граждан Израиля.

Переход израильских племен к оседлости

В борьбе с коренным ханаанейским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны — ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными вторжениями и набегами хапиру, а затем и “народов моря”.

Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и положено завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов. Некоторой же части населения ханаанеев, очевидно, той, которая подчинилась добровольно, израильские племена оставили землю и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения.

Поскольку завоеватели находились в постоянных тесных сношениях с ханаанейским населением, с той частью его, которая сохранила свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре ассимилировали его.

Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.

Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны.

На севере страны развивалось пахотное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваиваются рудники, и изделия из железа становятся не только необходимостью в хозяйстве, но и предметом торговли.

Количество рабов к началу I тысячелетия до н.э. в связи с завоевательными войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались, как товар. Израиль к тому времени уже вступил в международные торговые связи.

Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н.э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми “судьями” — выборными должностными лицами. Иногда “судьями” становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Однако рост производительных сил в новом Израильском государстве вел к развитию и укреплению рабовладельческого строя, создавалось мощное рабовладельческое государство, которое должно было держать в подчинении не только рабов, но и покоренные им ханаанейские народы. Эти народы были неполноправными, хотя и считались свободным населением.

Кроме того, было необходимо защищать и укреплять власть в завоеванном государстве и от посягательств внешних врагов.

Поединок Давида и Голиафа – дошедшее до нас эхо войны между израильтянами и филистимлянами

География Иудеи

Самария и Иудея не имели четкой границы между собой, поэтому определить её точное положение не представляется возможным, но, тем не менее, расположена она в южной части Палестины.

Область была полной противоположностью Северу. Рельеф Иудеи гористый бесплодный и угрюмый был как бы пустыней с оазисами. Природа бедна и сурова.

Часть прибрежной равнины на побережье Средиземного моря была покрыта дюнами, а внутренняя её часть давала хорошие урожаи. Иудею населяли в основном евреи.

Центром всей области был город Иерусалим, построенный на Сионской горе. Его окружала мощная стена и глубокий ров.

Храм Господень был сердцем Иерусалима, куда со всех концов мира стекались верующие евреи на праздник Пасхи.

Поверхность Иудеи представлена в значительной степени Иудейской пустыней и Иудейскими горами.

Иудея вместе с Самарией после Шестидневной войны в 1967 г контролировалась израильскими властями, а Иерусалим стал столицей Израиля. В пустынных районах и на плоскогорьях появились еврейские поселения, восстанавливались разрушенные. На сегодняшний день известно 24 населенные пункта, в которых проживает более 25 тыс. человек.

В Иудее растут новые города, например, Бейтар, Илит, Кирьят, Текоа, в которых проживают и русскоязычные религиозные семьи.

Два города Иерусалим и Иерихон во все времена были связаны древней дорогой Маале Адумим, что означает Красный подьем, потому что другого прохода, соединяющего долину Иордана с Мертвым морем, нет.

Эта главнейшая дорога древности не утратила своего значения и сегодня.

На территории Иудеи сосредоточены исторические и археологические памятники, но, доступ к ним у евреев отсутствует. Причина заключается в том, что по решению ООН большая часть Иудеи была отдана под иорданское управление. Территории Иудеи сейчас официально считаются «контролируемыми» и «спорыми».

Замечание 4

Уникальным природным заповедником является иудейская пустыня, расположенная на западном побережье Мертвого моря. Пещеры, образовавшиеся в скалах и ущелья, прилегающие к морю хранят уникальные археологические артефакты – это сотни обнаруженных древних рукописей и рукописных фрагментов.

В Иудейских горах веками накапливалась вода, и текли сотни родников, поивших жителей страны. Сегодня эти родники стали местом отдыха и местного туризма. На Иудейских горах снова выросли сады и виноградники, растут высаженные человеком леса.

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах “подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде “Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона

Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации. Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом

Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить. И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

Суть иудаизма

Иудаизм является древнейшей религией, в основе которой лежит почитание Единого Бога в противовес языческому многобожию. Особенность — в строгом этническом характере: возник и развивался в пределах одного народа. Название “иудаизм” религия евреев получила от колена Иуды. В 730-х годах  до Рождества Христова десять колен Израилевых были уничтожены в результате войны. В результате колено Иуды осталось единственным представителем евреев. Соответственно понятия “иудаизм” и “евреи” стали тождественны. 

Важно понимать, что иудаизм – это древнейшая авраамическая (общее наименование для христианства, иудаизма и ислама) религия. Название “авраамическая” она получила в память Завета Бога с Авраамом.  За то, что Авраам последовал Божьему зову и покинул свои земли, ему обещается земля и многочисленное потомство

Бог раскрывает себя как единого Творца и возвещает Свою волю людям. Богом Аврааму были даны этические установления, нормы и правила поведения. Они легли в основу трех религий: иудаизма, христианства и ислама. 

Ортодоксальные иудеи у Стены Плача (Иерусалим)

Вооружённые силы

  • Армия обороны Израиля — вооружённые силы Государства Израиль и главный орган его безопасности.
  • По закону все граждане Израиля, включая имеющих двойное гражданство и проживающих в другой стране, а также все постоянно проживающие на территории государства, по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в Армию обороны Израиля. Срок срочной службы для мужчин — 30 месяцев (2,5 года), для женщин — 24 месяца (2 года). Закон распространяется на всех граждан государства, но не соблюдается в отношении арабов и бедуинов, которые могут служить в армии добровольцами.
  • Израиль — одна из 9 стран мира, в которой служба по призыву распространяется не только на мужчин, но и на женщин. В этот список стран входят (кроме Израиля): Норвегия, Швеция, Тайвань, Боливия, Мозамбик, Чад, Эритрея, Северная Корея.
  • Состав Вооружённых сил Израиля: сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы.
  • Ввиду своего географического положения и «добрых» соседей Израиль, вынужден содержать многочисленную армию, часто воевать, и наращивать военный бюджет.
  • Военный бюджет Израиля — 24 млрд. долларов (15-е место в мире), что всего в 3 раза меньше, например, российского военного бюджета, при том, что ВВП России больше ВВП Израиля в 12 раз.
  • Доля военных расходов в ВВП страны — более 5 %. По этому показателю Израиль занимает 2-е место в мире, уступая только Саудовской Аравии (7 %). На 3-м место в этом рейтинге находится Россия (4 %).

Образование Израильского государства

Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.

В XI в. до н.э. начинаются попытки образования Израильского государства, которые завершаются к концу этого же века. Первым царем всего Израиля стал Саул из племени вениаминитов, которого избрали на народном собрании около 1020 г. до н.э. Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян. Но вскоре начались неудачи, следствием которых стало поражение и гибель Саула и его старших сыновей на поле сражения. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее “по всей земле филистимлян”, а обезглавленное тело было вывешено на стене города Бей-Шеана — бывшей египетской, а ныне филистимлянской крепости в глубине Израиля.

Известно, что в гибели Саула был повинен и один из его военачальников из племени иудеев — Давид. Он бежал со службы Саула, после чего возглавил военный отряд на юге страны, а затем перешел на сторону филистимлян. В главном сражении он не принимал непосредственного участия, но, изменив Саулу, он значительно ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам победить первого израильского царя.

Смерть Саула привела к беспорядкам. Этим и воспользовался Давид, кроме того, он чувствовал поддержку со стороны некоторой недовольной части знати различных израильских племен, особенно иудеев, и иудейского жречества. Следующим царем Израиля становится Давид. Иерусалим, старинный город, завоеванный впервые Давидом в 995 г. до н.э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, становится столицей.

Этот город был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость. Совершивший предательство царь нисколько не доверял народу, поэтому окружил себя гвардией, набранной из филистимлян. Образовавшееся государство давало рабовладельцам возможность держать в подчинении рабов, чье число увеличивалось в результате постоянных войн с племенами Заиорданья (моавитянами, аммонитянами и др.), эдомитянами, которые селились к югу от Мертвого моря, и филистимлянами. Рабов из числа израильтян тогда еще не было.

И хотя религиозная легенда делает все возможное, чтобы впоследствии показать достойным нового царя, прибегая к всевозможным восхвалениям, на самом деле дошли сведения, указывающие на его жестокость и безжалостность. Известно, что при завоевании одной из областей Заиорданья Давид приказал казнить каждого третьего жителя.

Согласно преданию, Давид покорил некоторые арамейские государства Сирии, господствующие над караванными путями, в их числе и Дамаск, затем заключил союз с царем Тира Хирамом I. Этот союз был благоприятным для обеих сторон в борьбе с филистимлянами на суше и на море, способствовал расширению тирской и израильской торговли.

Сын Давида (965 — 926 гг. до н.э.), царь Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжал вести политику своего отца. Он заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери. В результате он приобрел один из важнейших городов Центральной Палестины — Гезер, который находился тогда под властью Египта. Кроме того, Соломон вступил в более тесные союзнические отношения с царем Тира Хирамом I и принимал самое активное участие в сухопутной и морской торговле Финикии, в частности по Красному морю.

Порт Эцион-Гебер, созданный у залива Акаба, стал центром красноморской торговли. Как показали раскопки, здесь существовали также и крупнейшие медеплавильные мастерские. Соломон занимался строительной деятельностью в основных городах Палестины, в частности, в Иерусалиме. Для этого он вызывал из Тира талантливых архитекторов и ремесленников. Библейская легенда восхваляла Соломона за то, что он воздвиг храм основному божеству Израиля — богу Яхве.

Известно, что Соломон сделал значительные преобразования в организации своего государства. Он разделил его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат. Соломон ввел стабильную систему налогов и повинностей. Была создана постоянная армия с крепкими отрядами колесничих. При раскопках были обнаружены царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало отличались от домов населения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: