Ассирийцы, персы и греки 663-332 гг. до н.э.
С 7-го века до нашей эры Ближний Восток контролируется чередой мощных империй — ассирийской, вавилонской, персидской, греческой и римской. Каждый, за исключением Вавилона, покоряет Позднее царство древнего Египта. Долгие века могущественных местных династий окончательно закончились.
Первые вторгшиеся, ассирийцы, управляют относительно легкой рукой в этом большом регионе, который кажется слишком отдаленным. Они доверяют администрацию вассальным принцам. Одна из них основывает 26-ю династию, которая контролирует всю страну и становится практически независимой от Ассирии. В этот период позднее царство древнего Египта переживает нечто вроде пробуждения.
Египет во время этой династии находился только на периферии драматических событий, начинающихся на Ближнем Востоке в конце 7-го века. Разрушение вавилонянами ассирийской столицы Ниневии (в 612 г. до н.э.) и Иерусалима (в 586 г.), а затем захватом Вавилона войском персидского императора Кира (в 539 г.).
После падения Ниневии египтяне пытаются претендовать на ассирийскую империю вплоть до Евфрата, региона, который на протяжении многих веков был связан с Египтом. В 612 г. до н.э. они противостоят вавилонской армии в Кархемише. Египтяне потерпели сокрушительное поражение, но вавилоняне не используют свое преимущество для того, чтобы вторгнуться на их территорию.
Спустя столетие растущую мощь Персии оказывается сложнее сдерживать. На этот раз поражение египетской армии намного ближе к дому, в Пелузии на Синайском полуострове в 525 году до нашей эры. За этим следует захват Мемфиса (теперь уже вновь главный город).
Египет становится провинцией новой империи под контролем персидского правителя (или сатрапа). Персидские императоры серьезно относятся к своим имперским обязанностям. Дарий I, например, заказывает перевод существующих египетских законов. И по его приказу, начиная примерно с 515 г. до н.э., между Нилом и Красным морем строится канал.
Но прямой контроль из далекой столицы другой империи — это новый и нежелательный опыт для Египта. В течение 5-го и 4-го веков происходят частые восстания (обычно с помощью греков, непримиримых противников Персии). Иногда это приводит к периодам виртуальной независимости. Но в 343 году до нашей эры новое персидское вторжение возвращает регион под жесткий контроль.
Всего несколько лет спустя, в 332 году до нашей эры, молодой греческий принц прибывает во главе победоносной армии. Это Александр Великий. Понятно, что в сложившихся обстоятельствах его приветствуют как освободителя.
Александр проводит зиму в Египте. Его действия являются первым признаком того, что он приступит к сохранению контроля над отдаленными завоеваниями и местами с культурными традициями. Одним из методов является создание форпостов греческой культуры. В Египте он основывает величайший из городов, известных под его именем — Александрия.
Александр представляет себя в облике местного правителя. С этой целью он приносит жертву Апису, священному быку в Мемфисе, где жрецы венчают его фараоном. И он совершает длительное паломничество к знаменитому оракулу бога солнца Амона, или Амон-Ра, в Сиве. Священник признает Александра сыном бога.
Некоторые легендарные фараоны
Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.
Фараонам поклонялись словно божествам
На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.
Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.
Скульптура Рамзеса II
Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.
Самая древняя пирамида — пирамида Джосера
В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.
Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.
В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.
Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»
Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.
В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.
Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время
И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.
Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)
И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.
В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.
Изобразительные искусства Позднего периода
Искусство Позднего времени характерно своей архаизирующей манерой. Здесь повторяются формы, приближающиеся к искусству Тель-эль-Амарны с его изяществом и манерностью, или экспрессивные, слегка обобщенные фигуры, напоминающие скульптуру Среднего царства. Среди сохранившихся скульптур ряд изображений достигает высокого мастерства. К таким принадлежат: угрюмая старческая голова Ментуемхата (табл. 70, фиг. 1) и властная голова жреца (табл. 70, фиг. 2), выделяющиеся яркостью своего образа.
Большим распространением пользовался также тип так наз. «кубической» статуи, очень характерный для всего египетского искусства своей обобщенностью и геометричностью. Некоторые из этих изображений достигали большой силы и выразительности (табл. 70, фиг. 3).
Позднеегипетский декоративный рельеф на стенах и опорах значительно отличается по своему характеру от более раннего рельефа. Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой. Отражая эллинистические греко-римские влияния, он (разорвал свою тысячелетнюю связь с графикой. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Все эти изображения, сравнительно очень мелкие, расписанные яркими красками, покрывали стены и стволы колонн Переплетаясь со строками и столбцами иероглифов, утерявших уже свое старое основное значение письма к превратившихся в декоративный элемент.
Таблица 71. Скульптура Позднего времени. 1. Голова знатного чиновника, из храма Мут в Карнаке (XXV династия, 0,46 м; каирский музей).— 2. Голова жреца из зеленого шифера (Саисский период, VII — VI вв. до н. э.; высота 0,22 м; эфиопский период, VII в. до н. э.; гранит, высота (Берлин, Египетский музей). — 3. Сидящая фигура (XXVI династия, около 570 г. до н. э., Париж, Лувр).— 4. Статуя жреца(черный базальт; высота 0,68 м; Париж).—5. Бронзовая статуя бога Гора (XXX династия, около 350 г. до н. э., Париж, Лувр).
Высокой художественностью и изумительной техникой восковой живописи отличаются фаюмские портреты, принадлежащие к эпохе римского владычества (I—III вв. н. э.). До нашего времени они дошли в большом количестве уложенными в саркофаги поверх бальзамированного тела. Однако в них сильно сказывается эллинистическое влияние, и их нельзя считать характерными для искусства Египта.
Архитектура Позднего Египта не создала грандиозных памятников, но, использовав все старые приемы и канонические древние правила, привела их к ясной и более логичной, чем ранее, схеме. Храмы птолемеевской эпохи были показателем нового яркого расцвета архитектуры.
Введение христианства и начавшееся гонение на языческие культы привели к варварскому уничтожению многих памятников и положили конец всякому дальнейшему развитию как египетского искусства вообще, так и основного ведущего вида его — архитектуры.
Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.
Таблица «Периоды истории Древнего Египта с характеристиками»
Период | Даты | Характеристика |
---|---|---|
Доисторический | До конца V тысячелетия до н. э. | Весь период истории Древнего Египта с момента появления древних людей и до начала додинастического периода. |
Додинастический | Примерно 4000 до н. э. – 3100 до н. э. | Окончательное разложение первобытно-общинного строя и родоплеменных отношений. Формирование социально дифференцированного общества. Возникновение первых древнеегипетских рабовладельческих государств. |
Раннее царство (начало династического периода) | С 3000-3100 до 2778-2500 годов до н. э. | Объединение Верхнего Египта с Нижним в единое государство под властью I династии. Развитие гончарного дела и ирригации, совершенствование медных и каменных орудий труда, развитие торговли. |
Древнее царство | С 2700-2500 до примерно 2200 до н. э. | Строительство первых египетских пирамид (пирамида фараона Джосера) и другие. Успешные военные походы, сельского хозяйства, ремесла, торговли и строительства. Становление абсолютизма власти фараона. Усложнение структуры общества, появление постоянной наёмной армии и земли в частной собственности. |
Первый переходный период | С 2200 до 2040-2070 до н. э. | Важный этап в периодизации истории Древнего Египта. Страна распалась на ряд враждующих государств, сельское хозяйство и ирригационные системы пришли в упадок. Тем не менее, рост городов привёл к повторному объединению страны. |
Среднее царство | С 2070-2040 до 1800-1750 до н. э. | Возрождение единого Египта на обломках Древнего царства. Междоусобные конфликты и усиление центральной власти. Начало бронзового века, развитие торговли с Сирией и Кипром. |
Второй переходный период | Примерно с 1750 до 1600-1550 до н. э. | Вторжение азиатского племени гиксосов, завоевавшего часть Древнего Египта. Они продержадись там более столетия, но в конце концов были побеждены в ходе освободительной войны. |
Новое царство | 1550 – 1069 до н. э | Расцвет древнеегипетской государственности. В этот период истории Древний Египет достигал своих максимальных размеров. |
Третий переходный период | Примерно с 1070 до н. э. по 664 до н. э. | Очередное разделение Египта, упадок единого царского хозяйства, на котором базировалась государственная централизация. Превращение страны в арену соперничества региональных группировок аристократии. Внешняя политика сходит на нет – для неё больше не хватает ресурсов. Также увеличивается влияние храмов и духовенства. Египет перестаёт быть великой державой Восточного Средиземноморья и утрачивает последние остатки своих чужеземных владений. |
Позднее царство | 644 – 332 до н. э. | Правление фараонов XXVI—XXX династий. Борьба за восстановление независимости Египта (в 582 году до н. э. он был завоёван Персией), тяжёлые войны и другие иноземные вторжения. |
Эллинистический Египет | 332 – 30 до н. э. | Завоевание Древнего Египта Александром Македонским. После распада его империи страной правила династия Птолемеев. Последней правительницей была Клеопатра, после её смерти Египет стал римской провинцией. |
Наиболее полная периодизация истории Древнего Египта в таблице
Эллинистический период истории Египта
Вместе с Александром Македонским, который был объявлен фараоном и воплощением бога Амона, в Египет пришла греческая культура. Александр основал Александрию Египетскую (Александрий было основано несколько десятков, лучше уточнять) на побережье Средиземного моря, которая стала столицей страны.
После смерти Александра его империя была разделена на части его соратниками, которых назвали “диадохами”. Египет достался Птолемею, который основал династию, правящую до прихода сюда римлян. Птолемей был самым успешным соратником Александра, он единственный умер своей смертью и основал успешную династию.
Именно Птолемей вывез тело Александра Великого и захоронил его в Египте. Впрочем, тело утрачено уже после правления династии Птолемеев, в римскую эпоху. Где тело Александра сейчас, неизвестно.
Слева кадр из фильма “Александр”. Роль престарелого Птолемея в этом фильме исполнил Энтони Хопкинс.
В этот период самобытная египетская культура сливается с греческой. Официальным языком страны становится греческий язык, все официальная переписка ведется только на нем. Законы этого времени представляли собой смесь египетских и греческих традиций.
В этот период истории Египта возникла знаменитая Александрийская библиотека, самая крупная в древнем мире, активно развивались все сферы науки. Именно один из Птолемеев предложил первую систему устройства космоса (кстати, неверную), именно тут впервые была написана историческая работа о классификации истории Египта, жрецом Манефоном.
Профессии Среднего Египта
С царской собственностью на землю неразрывно связана другая важнейшая особенность египетской цивилизации — государственная система перераспределения произведённого продукта и рабочей силы. Её первичным механизмом были смотры- переписи. На них большая часть мужского населения страны распределялась по учётно-возрастным категориям и профессиям. Смотрам подлежали даже больные и увечные. Но основная задача смотров состояла в устройстве подросшей молодёжи — всех, кто не имел возможности выбрать карьеру чиновника. Самых здоровых и крепких отбирали в войско, остальных определяли в «рабов царя,, а также в ремесло и низшее жречество.
Главной обязанностью «рабов царя» была работа на кого-нибудь. Государь, как правило, передавал их в пользование учреждениям и должностным лицам: чиновникам, высокопоставленным жрецам, квалифицированным ремесленникам, воинам элитных отрядов. Но обслуживали своих хозяев «рабы царя» лишь в рамках назначенных им на смотрах профессий, которые у словно можно разделить на «полевые»: земледельцы, пастухи и промысловики, занимавшиеся собирательством, рыбной ловлей и птицеловством; и «домашние»: бельевики, казначеи, провожатые, прачечники, приусадебные садовники, виночерпии и т. д. Певцы, танцоры и цирюльники обычно отпускались на оброк. Они бродили по стране, зарабатывая на пропитание и покупку вещей, часть которых отдавали «хозяину». В домашнее хозяйство направлялись и женщины. У высокопоставленных хозяев домашние слуги иногда ухитрялись сколотить собственное хозяйство — имели свою землю, рабов, скот.
Административные документы отделяют ремесленников от «рабов царя», но последние могли заниматься некоторыми ремёслами, имевшими домашнее значение.
Хозяева не только пользовались трудом «рабов царя», но и продавали их. Однако «рабы царя» всё же считались работниками государя и состояли на учёте в его «Палате рабочих рук». Хозяева не были властны над их личной собственностью, равно как и над их детьми. По достижении соответствующего возраста последние выводились на смотры, где их могли перевести в другие хозяйства, забрать в войско или ремесленники. Теоретически дети «рабов царя» могли даже выбиться в чиновники или жрецы. Мораль требовала от хозяев заботы о вверенных им работниках, из-за чего последние в отдельном хозяйстве назывались «мерит» — «возлюбленные». Лишившись должности, хозяин утрачивал право на обеспечивавший её труд «рабов царя», которые передавались его преемнику.
Популярные экскурсии по Египту
|
|||
|
|||
|
Все экскурсии |
Древнеегипетское право
Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение.
В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.
Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона.
Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.
Собственность и договорные отношения. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна.
Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.
Суд и процесс. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.
Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.
Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Идеалом судебного решения считалась «строгая справедливость», даже если речь шла о заговоре против фараона.
Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.
Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и непослушных.
Все наказания отличались жестокостью — с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Существовала практика осуждения за преступления в виде подневольной работы на рудниках по добыче золота в южных районах Позднего царства (район Напата и Мероэ).
Чиновники в среднем Египте
Согласно неписаному обычаю, чиновник мог передать свой пост по наследству сыну или брату. И хотя официально новое назначение производилось царём, в подобных случаях оно считалось делом предрешённым. В результате должности на протяжении многих поколений оставались в руках одних и тех же знатных родов. Один номарх даже утверждал, что высокое положение было предназначено ему, ещё когда он был «внутри своего отца», т. е. не просто с рождения, а когда находился в отцовском семени.
Некоторые должности казались чиновникам и жрецам настолько «собственными», что они даже продавали их вместе с прилагающимися обязанностями, полномочиями, соответствующим обеспечением. И царь утверждал покупателей на служебных постах, а порой, дабы не обидеть знать, сам покупал приглянувшиеся его родственникам должности.
Второе нашествие персов
Поздний период Древнего Египта заканчивается правлением XXX династии в период с 380 до 343 года до н. э., основателем которой является фараон Нектанеб I. На его правление пришлось еще одно нападение персидской двухсоттысячной армии, которое после победоносных сражений закончилось отходом из-за наступившего половодья Нила. Нектанеб всячески поддерживал религиозную культуру, искусство и строительство. Его преемник, фараон Тахос, организовал военный поход против Персии. Но недостаточный расчет возможностей экономики страны и реформы привели к восстанию в Египте, в итоге фараоном становится Нектанеб II в 360 году до н.э. Реформы, начатые Тахосом, были прекращены, военные походы прерваны. Внутри страны велась политика угодничества жречеству, а также обширно велось храмовое строительство. В 344 году до н. э. Артаксеркс III организовал новое нашествие на Египет, собрав огромное войско с флотилией, и захватил Египет.
Нектанеб смог сбежать в подконтрольную ему Эфиопию. Страну опустошили, разграбив города и храмы. Персы контролировали Египет до 332 года до н. э. до захвата его Александром Македонским. Этими событиями и заканчивается Поздний период истории Египта.
Архитектура
В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Недалеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.
Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.
Земледелие в Среднем царстве
Ирригационное земледелие меднокаменного века основывалось на коллективном труде, а при неурожаях земледельцам требовалась помощь центральной власти. Потому полная частная собственность на землю была чужда древнеегипетской культуре.
К тому же при высокой плотности населения и ограниченности земельных ресурсов бесконтрольное и паразитическое пользование ими отдельных лиц приводило бы к острейшим социальным конфликтам.
Древние египтяне полагали, что плодородная нильская долина создана верховным богом Солнцем прежде всего ради кормления богов. С этой же целью созданы и сами люди, во главе которых бог Солнце поставил своего божественного сына — египетского царя. Вся естественно орошаемая земля считалась коллективной собственностью сообщества богов, человечество — персоналом принадлежавшего богам хозяйства, царь — «управляющим» хозяйства богов. Полной частной собственностью человека мог стать лишь урожай с того или иного земельного участка. И то только как оплата за службу богам и государству.
Условия владения земельными участками определял царь. Он же мог произвольно менять эти условия и владельцев земли. Поскольку же непредсказуемость условий хозяйствования была бы губительной для экономики, общественное мнение побуждало царя считаться с обычаями и ранее сделанными земельными пожалованиями.
Самым могущественным из богов учреждались персональные святилища, которым выделялись участки земли. Фактически они оказывались во владении жреческого коллектива. Но всегда сохранялось право царя контролировать доходы храмовых хозяйств и распоряжаться этими землями — вплоть до перераспределения или изъятия. Храмы облагались налогами, а их работники (в основном набиравшиеся из государственных фондов) отрабатывали также и временные повинности государю и областям.
В Старом царстве множеством пашен владели поминальные святилища государей (ведь и цари считались богами, тем более после смерти). Эти земли можно рассматривать как личное владение того или иного монарха. В остальном чёткое разделение имуществ на государственные и царские отсутствовало. Самого слова «государство» в египетском языке не было; последнее персонифицировалось царём. Совокупность имуществ в непосредственном управлении центральной власти называлась «дом царя». Высшие государственные должности, включая верховного сановника (визиря), считались относящимися к «дому царя». Пашни «дома царя», обычно равновеликого размера, возделывались прикреплёнными к ним земледельцами. Последние были обязаны сдавать весь урожай определённым ведомствам или должностным лицам. Те в свою очередь предоставляли земледельцам пропитание, посевное зерно — инвентарь и скот.
Высокопоставленные чиновники, кроме того, владели обширными земельными массивами. Последние складывались из должностного владения: земли со скотом и работниками из «Дома царя», полученными при условии и на время несения службы; земли, арендованной у «Дома царя»; земли «дома собственного». Но и последняя была в конечном счёте царской землёй.