843,фараон хеопс: кратко

Что сподвигло Джосера на сооружение пирамиды?

Фото с сайта 6.firepic.org

Фараон Джосер – представитель III династии Египта периода Древнего Царства – начал править в 2697 до н. э., а умер в 2673 г. до н.э. Правление его стало началом строительства первой каменной пирамиды вблизи Мемфиса на поле Саккара. Для постройки остальных монументальных строений в то время использовали известняк. Фараон повелел построить погребальный комплекс, посвященный Сокару – богу мертвых. На Джосере остановилось правление царской семьи Хор-Сетха Хасехемуи и царицы Нимаатхеп (отец фараона – царь Хор-Сетха Хасехемуи позаботился о месте захоронения родственников и сыновей, построив огромную гробницу с множеством отдельных помещений).

Джосеру от царя достались и гробница, и печать – главный инструмент правителя. О том, как именно достался трон Джосеру Нечерихету, сведений нет. Содержащаяся в царских списках информация открывает имена фараонов, правящих ранее. И Джосер занял трон не после отца, а после правления фараона Небка. Небка, как предполагают египтологи, был братом Джосера. На царских печатях нет имени Небки, что помещает его между правителями Джосером и Хуни. Исходя из имеющихся сведений, именно Джосер стал прямым наследником Хор-Сетха. Надпись «Нечерихет» или «тело богов» и надпись «Дасер» (Джосер) или «Священный» встречаются в одно время и нанесены на сооружения, построенные за период правления Джосера. Это дает основание египтологам утверждать, что эти записи называют одного и того же фараона.

Биография

Хнум-Хуфу – второй фараон IV древнеегипетской династии – известен нам по греческому имени Хеопс. В историю фараон вошел благодаря построенной под его началом Великой пирамиде в Гизе. Пирамида Хуфу превзошла по величине остальные и стала одним из «Семи чудес света», самым почтенным по возрасту.

Пирамида Хеопса

Возведя себе памятник на века, Хеопс дорого заплатил за посмертную славу: античные историки утверждают, что строительство гиганта истощило ресурсы государства, а современники якобы ненавидели тирана. По другим сведениям, египтяне считали Хнум-Хуфу мудрым и дальновидным правителем и трудились на него без принуждения, во что греческие историки, пораженные масштабами гробницы, не поверили.

Альтернативные трактовки пирамид

Проблема объяснения функций пирамид упирается в то, что любое альтернативное объяснение объявляется маргинальным и отвергается сообществом египтологов. Поэтому данная тема разрабатывается в основном в трудах «альтернативных историков», таких, как Захария Ситчин, Эрих фон Деникен, Грэм Хэнкок, Андрей Скляров, Олег Носовский и т.д.

Проблема предназначения египетских пирамид существует

Есть и другая, тесно связанная с ней, загадка: где на самом деле были похоронены фараоны 4-й династии? Не исключено, что от внимания историков до сих пор ускользает нечто важное, какой-то универсальный ключ, который помог бы раскрыть тайны древнего Египта, не прибегая к экзотическим версиям

Северная (розовая) пирамида Снофру

Геродот утверждает, что только стоимость еды для рабочих, возводивших пирамиды (редьки, лука и чеснока) составила 1600 талантов серебра, или 7,5 миллионов долларов по ценам сегодняшнего дня. (Общая стоимость даже такого сооружения, как афинский Парфенон, составила всего 700 талантов).

Основание северной пирамиды — 218,5 х 221,5 м, а высота — 104,4 м. В отличие от южной «белой», эта пирамида — «розовая». По дошедшим до нас сведениям она представляет собой первую «истинную» египетскую пирамиду, сохранившую свой первоначальный вид. Она является самой большой пирамидой после пирамид Хуфу и Хафры в Гизе.

Южная пирамида Снофру была окружена каменной стеной, отстоявшей от нее приблизительно на 50 м. От стены на восток отходила каменная дорога около 1 км, ныне засыпанная песком, она вела к нижнему храму. Храм был огражден такой же стеной.

В 50-е годы XX столетия египетский археолог А. Фахри обнаружил в этом месте развалины шести молелен, колоннаду, состоящую из 10 колонн, вестибюль с двумя просторными помещениями и обширный двор. Кроме того, А. Фахри нашел две стелы, рельефы, изображавшие обряд жертвоприношения, и три статуи Снофру.

Заупокойный (верхний) храм располагался к востоку от пирамиды. Исследуя его остатки, археологи пришли к выводу, что он был реконструирован и увеличен в размерах. С южной стороны на уровне каменной ограды была построена малая пирамида-спутница.

Разумеется, малой она является лишь при сравнении с Великими пирамидами. Основание этого сооружения составляет 55 х 55 м. Первоначальная высота его достигала 32 м. Таким образом, размеры этой пирамиды ненамного меньше большинства царских усыпальниц, к примеру, пирамид Тети и Униса в Саккаре. Эта малая пирамида имеет собственную ограду и подземную камеру, облицованную отполированным известняком.

Некоторые исследователи считают, данная пирамида служила усыпальницей для супруги фараона, другие убеждены: это гробница для каноп с царскими внутренностями, третьи придерживаются гипотезы: это сооружение было гробницей для царского Ка.

Египтологи установили, что пирамиды-спутницы по своему назначению подразделялись на две группы: одна принадлежала супругам фараонов, а другая служила для выполнения какой-либо ритуальной функции.

Вопрос о том, почему фараон Снофру повелел построить для себя две пирамиды, до сих пор остается открытым. Существует целый ряд гипотез на этот счет, но ни одна из них не подкреплена достоверными свидетельствами.

Т. ФисановичТайны древних пирамид

Период Рамессида

18-я династия закончилась со смертью Хоремхеба. Он назначил человека по имени Рамсес своим преемником, и Рамсес стал первым фараоном 19-й династии. Но Рамсес I был уже стар и правил всего два года, прежде чем его сын Сети I (около 1294-1279 гг. до н. э.) наследовал трон как фараон. Стремясь вернуть империи славу времен 18-й династии, Сети лично повел свою армию в Сирию и Ливию. Его люди встретили хеттов, постоянную угрозу на северной границе, в битве. Но почти вся территория, завоеванная им в ходе войн в Палестине и Сирии, вскоре снова попадала в руки хеттов. Сети также отвечал за восстановление архитектурной славы Египта — включая скульптуры и картины, разрушенные во время правления Эхнатона.

Сын сети стал одним из величайших правителей в истории Египта: Рамсес II (правил около 1279-1213 гг.). Продолжая военные походы своего отца, он сражался с царем хеттов Муваталли II в битве при Кадеше, месте на египетской границе с Сирией, в 1274 году. Несмотря на то, что Рамсес едва избежал тяжелого поражения (в какой-то момент ему самому грозила гибель), он считал это Великой Победой египтян. Настенные росписи в двух больших зданиях, храме Абу-Симбела и части гипостильного зала в Карнаке, изображают сцены из битвы. Позже Рамсес подписал мирный договор с Хеттским царем, и Египет оставался в мире до конца его правления.

Рамсес II  правил 67 лет. Он отвечал за большее количество строительных проектов, чем любой другой египетский правитель. Он также построил новую столицу, названную Пер-Рамсес, на месте старого Гиксосского города Аварис в дельте Нила. Это место оставалось столицей Египта до конца Нового Царства.

Годы правления фараона Хеопса

Хуфу или Хнум-Хуфу – другое имя фараона Хеопса. Его еще называют Суфис, Хембес, Саофис. Проверенных и подтвержденных данных, дошедших до наших дней, о нем сохранилось очень мало. Сложно точно сказать, сколько лет он правил своим народом и страной. Одни исследователи утверждают, что 23 года. По мнению других, его царствование растянулось на 40 лет. Опираясь на надпись в оазисе Дахла, и на папирусы, обнаруженные близь Красного моря, которые относятся к 27-му году царствования фараона, можно уверенно говорить, что на троне он сидел как минимум 27 лет.

Хеопс относится к IV династии правителей древнего Египта. Он стал фараоном после своего отца Снофу и его жены Хетепхерес I. Четыре жены правителя родили ему множество детей. По некоторым данным у него было 9 сыновей и 15 дочерей. После его смерти на престол сел его сын Джедефра, а позже Каваб. Дочь Хеопса Хетепхерес II была царицей дважды, выходя замуж за своих сводных братьев. Такая кровосмесительная практика была вполне нормальной в те времена.

Интересно то, что единственная статуэтка, оставшаяся от строителя самой большого монумента, составляет в длину чуть меньше 8 см. А фараон, построивший самую маленькую пирамиду, оставил после себя самую большую статую, дошедшую до наших дней. Есть и другие находки, но их сохранность оставляет желать лучшего. Четыре другие статуи сохранились лишь частично. Есть фрагмент головы Хуфу из гранита и ее часть с соколом, который охраняет своего повелителя и небольшая известняковая голова. Все эти артефакты хранятся в разных музеях мира.

Особенности правления. Смерть

Как уже было сказано выше, Хеопс или Хуфу был жестоким деспотом. Возможно, именно поэтому он стал последним фараоном из четвертой династии. Главным делом его жизни стала царская усыпальница, то есть великая пирамида. Почему? Так уж повелось у древних египтян. Практически всю земную жизнь житель Древнего Египта готовился к загробному существованию. Даже простые ремесленники всю жизнь копили на то, чтобы их могли похоронить со знатным человеком. Эту традицию не обходили и фараоны. Задолго до своей смерти, только при вступлении на трон, правители готовили себе место для последнего пристанища.

Фараон Хеопс правил около 27 лет, 20 из которых, он строил свою величественную пирамиду. Много людей работали при строительстве этого великого монумента, так же много и погибло. Огромные деньги уходили из государственной казны. Не редко наступал голод в стране, эпидемии. За время правления Хеопса Египет получил великий памятник, но потерял былое могущество. Армия была ослаблена, как и вся внешняя политика. Хотя, стоит заметить, что Древний Египет тогда существовал наравне с Персией и Грецией. Возможно, какая-то сила и была, но сказать наверняка нельзя. Серьезных и ярких походов за историю правления Хеопса не было. Однако есть свидетельства того, что фараон направлял войска на укрощение племен бедуинов, которые занимались грабежом. Кроме того, на захват небольших территорий, на которых добывали полезные минералы, а именно редкую разновидность гранита.

Для духовенства такой фараон тоже был не самым лучшим. Хеопс, занимаясь внутренней политикой, ввел ограничения. Многих привилегий лишились древние храмы, финансирование было сокращено. Известно, что после смерти фараона, было запрещено произносить его имя в народе. Есть версии, что этому поспособствовали жрецы, которые так же могли совершить и переворот. Существуют доказательства того, что Хеопс умер не своей смертью, его убили.

Это интересно: 842,Фалес, Анаксимандр и Анаксимен: рассматриваем вместе

Скульптура Позднего Царства

Усиливаются изысканность и декоративность. Поверхность статуй уже не полируется. Ее покрывают гравированными линиями, которые передают мелкие, струящиеся складки одежд из легких прозрачных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков. Создается игра светотени, большая живописность, которая подкрепляется, как раньше, раскраской.

Новые черты прежде всего и полнее всего сказались в портретных статуях частных лиц, менее подчиненных канонам, чем царские статуи.

XVIII династия развивает дальше тип сидящих фигур, окутанных одеждой.

Показательна в этом плане кубическая фигура вельможи Сенмута, приближенного Хатшепсут, воспитателя ее малолетней дочери. В этом памятнике достигнута высшая точка геометризма фигуры без нарушения естественности позы и анатомической правильности.

Особенно свободно новый стиль проявился в произведениях художественного ремесла, например в ручках зеркал и туалетных ложек в виде нагих танцовщиц или служанок, сосудах и т. п.

Статуи из храма Хатшепсут

Художественное ремесло и росписи

Высокого развития достигло в период Древнего царства и художественное ремесло.

Мастера высверливали, шлифовали и полировали сосуды из разнообразных пород камня (порфира, гранита, яшмы, стеатита, алебастра).

Строгие, сдержанные и изящные по формам изделия выходили из рук ювелиров, употреблявших для этого золото, малахит, бирюзу, сердолик, фаянсовые пластинки и бусы.

Pectoral and Necklace of Sithathoryunet with the Name of Senwosret II

Высокохудожественная мебель из ценных пород дерева с отделкой золотом, с костяными ножками в виде ног быка украшала богатые жилища и ставилась в могилы.

Таковы, например, носилки и кресло из кедрового дерева с оковками из золота царицы III династии Хетеп-Херес (Каирский музей).

Кресло царицы Хетепхерес I. Египетский музей в Каире

В росписях и при раскраске рельефов египетский художник Древнего царства пользовался чистыми цветами, применяя их очень условно, не стремясь к натуралистически точному воспроизведению цвета и его различных тонов.

Красящими веществами служат тертый малахит, тертый лазурит (ультрамарин), желтая и красная охра.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством. Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

Ярко реалистическая струя проявилась в рельефах и росписях Среднего царства, созданных главным образом в ряде местных центров.

Характерными для новых исканий художников номов Среднего Египта являются многочисленные изображения животных, при создании которых мастера менее всего были связаны канонами.

Такова знаменитая роспись из гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане со сценами охоты, где фигуры мелких хищников и птиц переданы не сплошной закраской одним тоном, а с применением полутонов, новых оттенков (густо-оранжевого, желтовато-серого и других).

Например, шерсть кошки передана серовато-коричневыми мазками по желтому фону).

Орнаментация и вставки из цветных паст и полудрагоценных камней всегда тесно увязаны с формой и назначением вещи.

Найденные сосуды сделаны из камня и из фаянса, главным образом ярких синих и бирюзовых оттенков, а также с подглазурной росписью.

Прекрасны своей острой реалистической выразительностью фаянсовые статуэтки гиппопотамов.

Standing Hippopotamus

Древнее Царство- изображенные в сценах служанки, музыкантши и танцовщицы передаются художниками в разнообразнейших и чрезвычайно живых позах, в повороте в три четверти, со спины и даже в фас.

Например, очень живы фигуры служанок в сцене пира из гробницы вельможи Рехмира, особенно по сравнению с однообразными каноничными позами знатных женщин. Иногда передается тело, просвечивающее сквозь одежду, румянец, тени, естественная окраска тел.

Рамсес II и III

Рамсес II был, пожалуй, наиболее могущественным правителем во всей истории Египта. Он дал обещание возвратить территории Сирии и Палестины, которые на тот момент находились под властью хеттов. Он более активно, чем кто-либо до него, занимался строительством различных проектов. При нем была построена новая столица, которая заняла место старого города. Пер Рамсес носил этот статус до конца Нового Царства. У фараона было много жен и детей. В целом он прожил долгую жизнь. Однако у него была любимая супруга, которую также очень уважали в Древнем Египте. Её звали Нефертари. В честь этой женщины даже был построен храм.

Рамсес III причисляется к 20 династии. В период его правления Египту пришлось столкнуться с серьезными экономическими встрясками и серией военных нападений. В 1178 году правитель одержал победу в 2 важных сражениях на море и суше. Несмотря на наличие таланта в разработке военных стратегий, все эти сражения негативно сказались на бюджете страны.

Строители остались без своих продовольственных пайков, что побудило их выйти на первую в истории зарегистрированную забастовку. Начиная с 1160 года, на протяжении 20 лет египтяне страдали от неудачного урожая. Поговаривали, что этому могло способствовать извержение вулкана на территории Исландии. Фараон был убит в результате заговора. Возглавляла его одна из его жен.

История жизни и правления

Хуфу – сын знатных родителей: отпрыск фараона Снофру и царицы Хетепхерес I. Данное при рождении имя означало «Меня защищает бог Хнум». Древнеегипетский деспот известен и под другими именами: у Геродота он Хеопс, Диодор Сицилийский называл его Хембес, другие античные историки величали Суфисом I и Саофисом. У правителя было и тронное имя – Хор-Меджеду.

Фараон Снофру, отец Хеопса

Родился фараон в Среднем Египте. Впоследствии город, где он появился, назвали Менат-Хуфу («кормилица Хуфу»). В период правления родителя Хеопса – фараона Снофру – появилось 3 пирамиды.

Историки полагают, что Хеопс сменил отца в зрелом возрасте и правил без малого 30 лет: в найденных папирусах вспоминается 27-й год правления. Прижизненные свидетельства изображают правителя строителем городов (город-крепость Бухен) и поселений на берегах Нила.

В сохранившихся папирусах говорится о Хеопсе-завоевателе, отправившем войско на Синай, чтобы наказать кочевых бедуинов, донимавших египетских торговцев грабежами. Вторая цель экспедиции – добыча залежей меди и «камня счастья», как именовали бирюзу

Проявлял Хеопс повышенное внимание и к югу Египта, где обнаружился ценный розовый гранит

Статуя Хеопса

По дошедшим преданиям у Хеопса было 4 супруги, имена двух сохранились: Меритатес и Хенутсен. Жены родили ему 9 сыновей и 15 дочерей. Имена сыновей археологи и ученые узнали, расшифровав надписи на усыпальницах в масштабах Эль-Гизы.

Дочь Хетепхерес II поочередно выходила замуж за сводных братьев и стала царицей. После смерти отца трон достался сыну Джедефра, правившему 8 лет. В древности усыпальницу Джедефра разграбили и частично разрушили.

Греко-римский период (332 г. до н.э. — 395 г. н.э.)

Династия Птолемеев

Птолемея I Сотера I 323-285
Птолемей II Филадельф 282-246
Птолемей III Euergeter я 246-222
Птолемей IV Филопатором 222-205
Птолемея V Епифана 205-180
Птолемей VI Филометора 180-164 163-145
Птолемей VII Neos 145 Филопатором
Птолемей VIII Эвергет II 170-163 и 116-145
Клеопатра и Птолемей III IX Сотера II 116-107 и 80 — 88
Клеопатра III и Птолемея X Александра I 107 — 88
Клеопатра Беренис 81 — 80
Птолемей XI Александр II 80
Птолемей XII Неос Дионис 80 — 58 и 55 — 51
Береника IV 58 — 55
Клеопатра VII и Птолемея XIII 51 — 47
Клеопатра и Птолемей XIV 47 — 44Клеопатра VII и Птолемея XV Цезарион 44 — 30 до н.э.

Миф 2. Пирамиды идеально спроектированы

Ранние пирамиды имели ступенчатую форму, и были довольно грубо спроектированы. Первая из них — пирамида Джосера — это мастаб в несколько ступеней, т. е. несколько мастабов друг на друге. Саркофаг, находящийся в ней, представлял собой каменное сооружение с круглой пробкой сверху, и напоминал неолитические дольмены, которые встречаются повсеместно в Азии, Африке, Европе и на юге России.

Пирамида ДжосераФото: ВикипедияГрань пирамиды ДжосераФото: ВикипедияСаркофаг Джосера

Южная пирамида фараона Снофру получила необычную «ломаную» форму, из-за того, что начала разрушаться еще при строительстве и сохранить её можно было только изменив угол наклона, что и сделал архитектор.

Южная «ломаная» пирамида фараона СнофруФото: Википедия

Культ Богов

Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей.

Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании.

Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, жертвоприношений животных.

Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына.

Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами.

Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его ^термином «ка») и его души («ба»).

Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование.

А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения.

Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице.

Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д.

Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти».

Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки.

Огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Розовая Пирамида Снофру: история, описание, фото

Облицовка «Розовой» пирамиды не сохранилась

Как полагают египтологи, эта пирамида была сооружена по приказу фараона Снофру, основателя IV династии, который правил в XVI-XVII веках до нашей эры. Хотя точных доказательств того, что это была усыпальница Снофру, до сих пор не найдено: имеются лишь надписи имени фараона внутри пирамиды, а сам саркофаг так и не был обнаружен. Но его имя встречается и в нескольких других пирамидах (в Мейдуме и в Сейле), поэтому вопрос о принадлежности этой усыпальницы остается открытым.

Строение внешне очень похоже на пирамиду сына и наследника Снофру — Хеопса, который, как известно, построил для себя самую высокую усыпальницу из всех фараонов Египта. Но «Розовая» пирамида имеет угол наклона граней около 43 градусов, в то время как пирамиды в Гизе построены по несколько другой технологии, и угол наклона их граней уже около 52 градусов. Вход в пирамиду расположен с северной стороны. Наклонный коридор ведет в три камеры, которые расположены недалеко друг от друга. Ко входу ведет специальная тропа, по которой туристы могут попасть внутрь «Розовой» пирамиды.

Фараон Снофру, по приказу которого была сооружена «Розовая» пирамида, вошел в историю Древнего Египта как мудрый и благородный правитель, многое сделавший для своей страны. Во времена его правления Египет укрепил свои границы после нескольких успешных военных походов на юг. Своим потомкам, последующим фараонам IV династии, или, как ее еще называют, династии Строителей пирамид, он оставил богатое и могущественное государство. Кроме сильной страны, наследники Снофру получили технологию строительства грандиозных пирамид, равных которым нет на нашей планете.

Великие пирамиды в Гизе

Ассирийцы, персы и греки 663-332 гг. до н.э.

С 7-го века до нашей эры Ближний Восток контролируется чередой мощных империй — ассирийской, вавилонской, персидской, греческой и римской. Каждый, за исключением Вавилона, покоряет Позднее царство древнего Египта. Долгие века могущественных местных династий окончательно закончились.

Первые вторгшиеся, ассирийцы, управляют относительно легкой рукой в ​​этом большом регионе, который кажется слишком отдаленным. Они доверяют администрацию вассальным принцам. Одна из них основывает 26-ю династию, которая контролирует всю страну и становится практически независимой от Ассирии. В этот период позднее царство древнего Египта переживает нечто вроде пробуждения.

Египет во время этой династии находился только на периферии драматических событий, начинающихся на Ближнем Востоке в конце 7-го века. Разрушение вавилонянами ассирийской столицы Ниневии (в 612 г. до н.э.) и Иерусалима (в 586 г.), а затем захватом Вавилона войском персидского императора Кира (в 539 г.).

После падения Ниневии египтяне пытаются претендовать на ассирийскую империю вплоть до Евфрата, региона, который на протяжении многих веков был связан с Египтом. В 612 г. до н.э. они противостоят вавилонской армии в Кархемише. Египтяне потерпели сокрушительное поражение, но вавилоняне не используют свое преимущество для того, чтобы вторгнуться на их территорию.

Спустя столетие растущую мощь Персии оказывается сложнее сдерживать. На этот раз поражение египетской армии намного ближе к дому, в Пелузии на Синайском полуострове в 525 году до нашей эры. За этим следует захват Мемфиса (теперь уже вновь главный город).

Египет становится провинцией новой империи под контролем персидского правителя (или сатрапа). Персидские императоры серьезно относятся к своим имперским обязанностям. Дарий I, например, заказывает перевод существующих египетских законов. И по его приказу, начиная примерно с 515 г. до н.э., между Нилом и Красным морем строится канал.

Но прямой контроль из далекой столицы другой империи — это новый и нежелательный опыт для Египта. В течение 5-го и 4-го веков происходят частые восстания (обычно с помощью греков, непримиримых противников Персии). Иногда это приводит к периодам виртуальной независимости. Но в 343 году до нашей эры новое персидское вторжение возвращает регион под жесткий контроль.

Всего несколько лет спустя, в 332 году до нашей эры, молодой греческий принц прибывает во главе победоносной армии. Это Александр Великий. Понятно, что в сложившихся обстоятельствах его приветствуют как освободителя.

Александр проводит зиму в Египте. Его действия являются первым признаком того, что он приступит к сохранению контроля над отдаленными завоеваниями и местами с культурными традициями. Одним из методов является создание форпостов греческой культуры. В Египте он основывает величайший из городов, известных под его именем — Александрия.

Александр представляет себя в облике местного правителя. С этой целью он приносит жертву Апису, священному быку в Мемфисе, где жрецы венчают его фараоном. И он совершает длительное паломничество к знаменитому оракулу бога солнца Амона, или Амон-Ра, в Сиве. Священник признает Александра сыном бога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: