Китайпутешествия чжан цяня

Вдоль пояса стабильности

В китайских исторических хрониках новые земли получили
название Западный край. Их статус отличался от административного устройства
центрального Китая. Регион находился под военным протекторатом империи Хань, но
в то же время там было около 50 отдельных княжеств, которые сохраняли
формальную независимость. Некоторые руководящие посты заняли офицеры китайской
армии, в основном же при власти сохранилась местная племенная знать,
подвергнутая цивилизационному влиянию Поднебесной и получившая ханьские титулы.

Значительная часть из этих княжеств ранее находилась на
догосударственной стадии развития, и появлением своих держав они обязаны
китайскому завоеванию. Их включение в систему Великого шёлкового пути способствовало
значительному развитию края. Например, в княжестве Хотан по первой проведённой
переписи насчитали 19300 жителей, а по второй спустя сто лет — уже 83 тысячи.
Причём если вначале лишь каждый восьмой по своему статусу и имущественному
положению мог иметь оружие, то потом таких граждан было уже почти 40%. Т. е.
население не только выросло численно, люди стали намного богаче.

С государством Хотан связана интересная история, как Китай
лишился шёлковой монополии. Местный правитель, сватаясь к китайской принцессе,
сказал, что его страна богата драгоценными камнями, однако шёлковых тканей, к
которым она привыкла, у него нет. Намекая, что надо бы захватить с собой в
качестве приданого. Практичная девушка привезла с собой не платья, а яйца
тутового шелкопряда, спрятав их в бумажную шапочку. Даже если это просто
легенда, страны транспортного коридора объективно стали местом транзита научных
знаний и изобретений.

Коконы тутового шелкопряда. За пределы Китая секрет
производства шёлка вышел в I веке н. э., достигнув Европы к 522 году.

Это не единственная точка пересечения нашей и китайской
истории. Вообще, в школьных курсах истории хотелось бы видеть больше подобных
взаимосвязей, которые вписывают наше прошлое в более широкий евразийский
контекст.

Основные направления и ответвления Великого шёлкового пути

Великое географическое открытие

Китаецентрическая картина мира. В центре Сын Неба
(император). Дальше — «внутренние слуги» (придворные), третий круг
«внешние
слуги» (Китай), четвёртый
«окультуренные варвары» и, наконец, пятый «дикие
варвары». Выяснилось, что реальный мир немного сложнее.

На обратном пути Чжан Цянь опять попал в плен к хунну. Он
сбежал и на этот раз. О том, насколько сложным был путь, свидетельствует тот
факт, что из всего посольства, кроме Цяня, уцелел лишь один человек его раб из
народа хунну, искусный стрелок из лука, воин и охотник. В конце концов, путешественники
явились к императорскому двору с коротким, но очень ёмким отчётом о проделанной
работе:  

  1. Сарматы не имеют никакого желания снова воевать с хунну. Однако
    на западе существует несколько десятков развитых государств, часть из
    которых можно завоевать, а с другими заключить союз против кочевников.
  2. На новых землях есть много интересных и полезных товаров. В
    Китай следует привезти саженцы растения с гроздями сладких ягод (виноград),
    семена травы для скота (люцерну), а самое главное — «небесных коней» невиданной
    силы и выносливости. Покупка этих лошадей будет весьма желательной для
    императорской кавалерии и позволит перейти от оборонительных действий в борьбе
    против кочевников-хунну к наступательным.
  3. На рынках стран Запада продаются китайские товары — изделия
    из бамбука и шёлк. Очевидно, они попадают туда через каких-то посредников южным
    путём через море. Необходимо как разведать эти маршруты, так и проложить
    сухопутный транспортный коридор по пути следования Чжан Цяня.

Ахалтекинская лошадь — древнейшая из чистокровных пород, эталон
скакового коня на протяжении нескольких тысячелетий. Именно таких лошадей
встретил Чжан Цянь в своём путешествии по Средней Азии.

Контуры китайской державы

Китай охватила мания географических открытий. Чиновники
наперебой подавали проекты разных экспедиций, описывали иноземные диковинки и
просили назначить их послами в другие страны. Не обходилось без злоупотреблений.
Вот как описывают ситуацию исторические записки Ши цзи, созданные на рубеже II и
I вв. до н. э.:

«Те, у кого доклады были большие, получали верительные знаки
, а те, у кого поменьше, становились их помощниками. Поэтому
бессовестные люди несли всякий вздор, а другие его повторяли… Послы наперебой
сообщали о стихийных бедствиях в иноземных странах, о том, что во всех них есть
обнесённые стенами города, но войска слабы и их легко разбить».

Император У-ди (годы правления 141–87 гг. до н. э.),
покровитель китайских путешественников.

Глядя на карту, можно сказать, что империя Хань начала
как бы «отращивать» длинный аппендикс вдоль западного транспортного коридора.
Пробивая дорогу к платёжеспособным рынкам для экспорта китайских товаров, а что
ещё более важно — к «небесным коням» Ферганской долины. Спустя семьсот лет всё тем же протоптанным путём пошла
империя Тан

Это уже была без всяких натяжек мировая держава — к огромным
ресурсам Китая добавился сильный тюркский милитаризм, поэтому достижения Тан во
всём превзошли империю Хань, а границы протянулись ещё дальше на запад

Спустя семьсот лет всё тем же протоптанным путём пошла
империя Тан. Это уже была без всяких натяжек мировая держава — к огромным
ресурсам Китая добавился сильный тюркский милитаризм, поэтому достижения Тан во
всём превзошли империю Хань, а границы протянулись ещё дальше на запад.

Империя Хань в I веке до н. э. и империя Тан в VII веке н. э.,
периоды максимального могущества Китая. Обе карты показывают, что главным
условием для превращения Китая в мировую сверхдержаву является контроль над Великим
шёлковым путём.

Рождение Великого Шелкового пути — Древний Китай

Великий Шелковый путь – это название древней трансконтинентальной магистрали, объединившей некогда Восток и Запад. Мало кто знает, что именно благодаря Великому Шелковому пути западный мир узнал об одной из самых загадочных стран древности – Китае. Именно оттуда в страны Запада во II веке до н.э. начинают привозить шелк и другие товары, неизвестные ранее в Европе.

Шелковый путь формировался на протяжении нескольких веков из небольших караванных дорог, соединяющих различные города на территории Китая и Центральной Азии, которые со временем превратились в целую торговую караванную дорогу со многим ответвлениями, ведущими в различные государства Востока и Запада.

История шелка и Великого Шелкового пути неразрывно связана с Китаем. По древней китайской легенде, первым человеком, распутавшим шелковый кокон в 2640 г. до н.э., была китайская принцесса Си-Лин-ши. Сам же Шелковый путь китайцы проложили не специально. В 138 году до н.э. император У-Ди из династии Хань отправил своего чиновника Чжан Цяня с дипломатической миссией на Запад. Чжан Цянь свою миссию благополучно провалил, так как попал в плен к гуннам, но зато после побега он много путешествовал вдоль древней караванной дороги и открыл множество новых стран. По возвращению домой император простил своего незадачливого слугу и вновь отправил с миссией установить дипломатические и торговые отношения с правителями западных стран. С этого момента начинается расцвет Великого Шелкового пути.

Великий Шелковый путь функционировал вплоть до XVI века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности. По караванным дорогам провозили не только «драгоценный» шелк, чей секрет, на протяжении трех тысячелетий тщательно охранял весь Китай от простых ремесленников до самого императора, но и драгоценные камни из Бадахшана, а также жадеит и нефрит из Хотана и Яркенда (Синьцзянь), которые еще больше подогревали интерес европейцев к загадочному Китаю.

Один из самых больших и удалённых от цивилизации отрезков Шелкового пути проходил через территорию современного Китая. Начинался Шелковый путь в древней столице Китая – городе Чанъань (сов. Сиань), затем он простирается через современную провинцию Ганьсу до города Дуньхуан, где Великий Шелковый путь делится на Северный и Южный. Фактически он представлял собой долгие переходы через пустыни и степи от одного китайского города к другому.

На отрезке от Ланьчжоу до Дуньхуана караванная дорога граничит с пустыней Гоби и эта часть дороги в древности считалась одной из самых опасных из-за частых нападений кочевников с севера. Единственной защитой для торговых караванов была Великая Китайская стена, которая тянется вдоль всего этого отрезка пути.

От Дуньхуаня через Камул, Турфан и Урумчи шел Северный путь, по которому в основном перевозили шелк и другие товары из центрального Китая. В свою очередь Южная дорога шла через Черчен, Хотан, Яркенд и Кашгар. По этой дороге в основном провозили жадеит, нефрит и другие драгоценные камни, которые добывали в горах Тянь-Шаня.

Великий шелковый путь был не только дорогой с Востока на Запад. По ней в Китай в средние века пришли такие новшества как хлопок, финики, огурцы, различные бахчевые и цитрусовые, и слоновая кость. Великий Шелковый путь стал также связующим мостом для обмена идеями и культурой. По нему из Китая на Запад привезли бумагу и порох. По нему совершил своё путешествие Марко Поло, открыв для европейцев загадочный Китай.

В древности и средневековье Великий Шелковый путь играл роль не только трансконтинентальной торговой магистрали, это был путь, по которому шли буддийские монахи, распространяя свое учение о мире. Так буддизм пришел из Индии в Китай и Центральную Азию. По Великому Шелковому пути вели свои армии Атилла и Чингизхан. По нему распространялись научные знания и культурные ценности.

На сегодняшний день существует множество проектов по возрождению Шелкового пути. Уже сейчас по некоторым его участкам проходят туристические маршруты. Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО реставрируются некоторые караван-сараи, которые функционировали в средние века. Создаются все условия для безопасного и комфортного путешествия по древним караванным дорогам. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил своё основное значение, он как и тысячу лет назад остаётся своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.

Эффект домино

Многие века Китай ничего не мог сделать с набегами
кочевников. Императорские армии уходили в степь и не возвращались. Ни единого
раза ханьцам не удалось разгромить конницу хунну в генеральном сражении. Доспехи
китайских пехотинцев не спасали от стрел, выпущенных из мощных хунских луков;
потом кавалерия кочевников, вооружённая длинными копьями и мечами, просто
завершала разгром ханьской армии. 

Бежавшие от китайских границ хунну дошли аж до Европы, где
они известны под именем гуннов. Переселение гуннов подтолкнуло другие народы,
случайно оказавшиеся на их пути. Соседи гуннов, в свою очередь, давили на
следующих. Подобно домино, посыпалась вся цепочка народов в Евразии, а этот
«снежный ком» обвалил Римскую империю, которая оказалась совершенно неготовой к
вторжению.

Композитный лук гуннов — вундерваффе того времени. Знаменитый
римский полководец Флавий Аэций, который в юности несколько лет пробыл
заложником у гуннов, поставил такой лук на вооружение в своей армии.

В интересах Пути

То, что транспортный коридор такого масштаба и значения, как
Великий шёлковый путь, сам по себе становится сильным геополитическим фактором,
сомнений не вызывает. Однако насколько сильным? Вопрос не праздный. Нужно
понимать, как далеко нас может завести проект «Один пояс и один путь» в XXI
веке.

Монгольская империя в
XIII веке. Завоевания Чингисхана и его ближайших преемников.

Даже маленькая тропинка лучше путника знает, куда она его
приведёт. Что говорить про такую большую систему, как Великий шёлковый путь. У
историков есть много гипотез, объясняющих феномен монгольских завоеваний.
Почему бы не добавить к ним ещё одну. Может, Чингисхан оказался лишь функцией,
орудием для ликвидации всех барьеров, которые мешали Пути.

Немыслимая даже для того времени жестокость, тысячи
сожжённых городов, огромные пирамиды из человеческих черепов — всё это привело
не к упадку и деградации, а к установлению неожиданно человечного, правильного
порядка на территории Евразии. Парадокс.

Метафорой «чингисханова мира», или Pax tatarica, как его
называли итальянские современники, была фраза о том, что девушка с золотым
кувшином на голове могла пройти от Чёрного моря до Японского, не опасаясь ни за
золото, ни за свою честь. Наверное, это большое преувеличение. Тем не менее
есть много свидетельств, что с появлением Монгольской империи путешествия стали
намного проще, дешевле и безопаснее. Активные контакты между Западом и Востоком
стали нормой жизни тогдашнего мира.

Знаменитый венецианский купец Марко Поло, который в XIII веке
путешествовал по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Китаю, совершенно
незаслуженно пользуется славой первооткрывателя новых земель. На самом деле он
турист и бизнесмен. Иногда советник, иногда иностранный технический специалист.
Смешно называть первопроходцем человека, который едет в другую страну с отцом,
дядей, братом, а потом и с малолетним сыном, покупает билет на «попутный
караван», останавливается в хороших гостиницах, по дороге меняет перекладных
лошадей. Да, и в придачу имеет золотую пайцзу от великого хана, которая
открывает двери в дом чиновника любого ранга.

Караван на Великом шёлковом пути. Иллюстрация из
«Путешествия Марко Поло».

За полторы тысячи лет от Чжан Цяня до Марко Поло условия
путешествия по этому маршруту сильно изменились. Если китайский офицер и его
спутник-гунн крались ночами через пустыню, чтобы не попасть на завтрак к
людоедам, то в XIII веке срочная почта шла со скоростью сто километров в день. Перспективная
идея рано или поздно пробьёт себе дорогу. Возможно, что возрождение Шёлкового
пути является таким же многообещающим проектом. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: