Мир глазами историка

Практическое применение этимологии

На первый взгляд может показаться, что этимология — это хобби самых сдержанных лингвистов, которые любят играть со словами, и эта наука не имеет никакой практической ценности. Но это утверждение в корне неверно, и мы готовы это доказать.

Слова могут быть лексикализованы не в любом языке, поэтому нам необходимо обратиться к соответствующим языкам. Часто, особенно при изучении иностранного языка, мы обнаруживаем, что есть слова, которые соответствуют разным языкам. И никого не удивит, если, например, польское, словацкое или чешское слово «князь» будет звучать как язык, родственный русскому.

Например, английское слово king соответствует русскому произношению, а также произношению этого слова в немецком, испанском и даже голландском языках. Поэтому этимология может оказать большую помощь в изучении иностранного языка и развитии словарного запаса студента.

Понравилась ли вам статья? Поддержите наш проект и поделитесь им со своими друзьями!

Происхождение некоторых русских слов

  • Слово «спасибо» является одним из наиболее часто употребляемых. Произошло от восклицания «спаси Бог». Со временем последний согласный сочетания слов перестал произноситься, а словосочетание превратилось в одно слово, которое выражает благодарность и является обязательным словарным элементом культурного человека.
  • Пуговица, такой привычный, в современном мире, атрибут одежды имеет интересную историю и несколько версий своего происхождения.
  • Вокзал — происходит от названия места «Vauxhall» — небольшого парка и центра развлечений недалеко от Лондона. Русский царь, посетивший это место, полюбил его — в особенности, железную дорогу. Впоследствии, он поручил британским инженерам построить небольшую железную дорогу от Санкт-Петербурга к своей загородной резиденции. Одну из станций на этом участке железной дороги назвали «Вокзал», и это название впоследствии стало русским словом для обозначения любой железнодорожной станции.
  • Значение слова «галиматья» всем хорошо известно – бессмыслица, вздор, чепуха. А вот история появления этого слова в разговорном языке, имеет несколько совершенно разных версий.
  • Мошенник так на Руси называли не обманщиков или воров, а мастеров, которые изготавливали мошну, или говоря современным языком — кошельки.
  • Слово «жалюзи» (jalousie) в переводе с французского означает — ревность. История изобретения самого устройства достоверно не известна, а версий происхождения слова «жалюзи» есть несколько.
  • Слово «ресторан» значит по-французски «укрепляющий». Такое название дали в XVIII веке одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон., ведь оно появилось задолго до возникновения авиации.
  • Лихой когда-то имело значение «плохой», «дурной», а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении — «удалой», «смелый».
  • Зараза в конце XVIII века это слово обозначало — «прелесть», «привлекательность». Пройдя сквозь века оно полностью изменило своё значение. Сегодня слово зараза используется как ругательство, или употребляется в значении — «источник инфекционного заболевания».
  • Идиот произошло от греческого — «Идиотэс» и означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом называли мирян, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.
  • Олух произошло от «волох», что означает пастух. Так что поговорку — «Олух царя небесного», можно считать комплиментом.
  • Болван – в древнерусском «массивная глыба», «скала».
  • Поганец слово пришедшее из латыни обозначало селянин, деревенский житель.
  • Кретин так-же пришло из латыни и имело значение – христианин.
  • Скотина, это слово произошло от германского «Скат». Его первоначальное значение «деньги», «богатство», «сокровище».
  • Негодяй не относилось к бранным словам и обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».
  • Ряха не имела никакого отношения к лицу. Это слово служило определением опрятного, аккуратного человека. Становится понятным почему нечистоплотного человека называют «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно другой смысл.

Слова исчезнувшие из нашего диалекта

В 2013 году, в честь 150-летия словаря Даля, Яндекс провел опрос, чтобы определить количество слов, используемых современным поколением. Было обнаружено, что из русского языка исчезло около 40 000 слов.

Однако потеря устаревших слов или их замена другими словами — это естественное явление для живого языка. Некоторые слова исчезают из-за предмета или явления, для обозначения которого они использовались, а другие исчезают из-за появления более полезных синонимов.

История слова «апостол» в христианстве

Несмотря на то, что римляне долго противились принятию христианства, они поняли тщетность борьбы с этой религией. И признали ее законной и официальной.

Помимо различных посланий в истории христианства книга «Апостол» играет важную роль. Тем более что эта книга стала первым печатным изданием на Руси.

Данное слово благодаря работам и деяниям первых апостолов со временем стало очень популярно. Восточные славяне часто носили фамилию Апостол. Существуют также династии украинских казаков с этой фамилией. И среди них было немало гетманов. Русский род с фамилией Муравьев-Апостол участвовал в движении декабристов. А в Болгарии и Сербии данная фамилия встречается повсеместно. Кроме того, в Греции существует имя Апостол. И всем известно, что греки являются ярыми приверженцами христианства.

Теории происхождения русского языка

Существует несколько теорий, основные из которых связывают начало истории русского языка с древнеиндийским санскритом и древнескандинавским языком.

В соответствии с первой, самым близким к русскому специалисты считают древний язык санкскрит, на котором разговаривали только индийские жрецы и ученые, что свидетельствует о том, что он был привнесен извне. По индуской легенде, которую даже изучают в теософский университетах Индии, в давние времена в Гималаи пришли с Севера 7 учителей с белой кожей, которые и подарили санскрит.

С его помощью были заложены основы брахманской религии, которая и сейчас является одной из массовых, а через нее был создан буддизм. До сих пор брахманы прародиной человечества называют русский Север и даже совершают туда паломничество.

Как отмечают лингвисты, 60 % слов на санскрите полностью совпадают с русскими по своему произношению. Этому вопросы было посвящено много научных трудов, в т. ч. этнографа Н. Р. Гусевой. Она многие годы занималась изучением феномена схожести русского языка и санскрита, называя последний застывшим на 4-5 тысячелетий упрощенным вариантом. Единственным отличием между ними является способ письма: санскрит записывается иероглифами, которые ученые называют славяно-арийскими рунами.

Другая теория истории происхождения русского языка выдвигает гипотезу о том, что само слово «русь» и язык имеют древнескандинавские корни. По данным историков, «росами» называли греки норманнские племена до 9-10 столетий, и только в 10-11 вв. это название перешло к варяжским дружинам, которые пришли на территорию Руси. Именно от них произошли будущие великие князья Древней Руси. Например, в старых берестяных грамотах 11-13 вв. новгородцы считают Русью территорию восточных славян около Киева и Чернигова. И только с 14 в. при сражении с вражескими войсками в летописях они определяют свою принадлежность к русским.

Зонтик

Вы удивитесь, но зонтик не произошло от слова зонт, как может показаться на первый взгляд. С этими двумя словами произошла интересная этимологическая история.

В XVIII веке из голландского языка в русский пришел термин sonndek, или zondek, где sonn/zon – это «солнце», а «dek» – «защита». В буквальном смысле получается «защита от солнца».

Со временем русские люди начали воспринимать на слух вторую часть слова в качестве уменьшительного суффикса (ключик, мостик), поэтому и получилось ошибочно-уменьшительное образование – зонтик.

Затем русский язык проделал «обратную» работу и образовал якобы исходную форму слова – зонт, которой не существовало ни в одном языке.

Период 12-17 столетий

Одним из известных памятников литературы периода Древней Руси стало «Слове о полку Игореве», повествующее о походе русских князей на половецкое войско. Авторство его до сих пор остается неизвестным. События, описанные в поэме, происходили в 12 в. в эпоху феодальной раздробленности, когда свирепствовали в своих набегах монголо-татары и польско-литовские завоеватели.

К этому периоду относится следующий этап в истории развития русского языка, когда произошло его подразделение на 3 этноязыковые группы, диалектические особенности которых уже сформировались:

  • великорусскую;
  • украинскую;
  • белорусскую.

В 15 в. на европейской территории России существовало 2 основной группы диалектов: южное и северное наречия, каждому из которых были присущи свои особенности: аканье или оканье и др. В этот период зародилось несколько промежуточных среднерусских говоров, среди которых классическим считался московский. На нем стали выходить периодические издания и литература.

Образование Московской Руси послужило толчком к реформе языка: предложения стали более короткими, широко употреблялась бытовая лексика и народные пословицы и поговорки. В истории развития русского языка эпоха начала книгопечатания сыграла большую роль. Показательным примером стало произведение «Домострой», вышедшее в середине 16 в.

В 17 столетии в связи с расцветом государства Польского много пришло терминов из области техники и юриспруденции, при помощи которых русский язык прошел этап модернизации. К началу 18 в. в Европе сильно ощущалось французское влияние, что дало толчок к европеизации высшего общества Российского государства.

В словаре Ожегова

ИСТОРИЯ, -и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра. 4. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.). 6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории. 7. Происшествие, событие, пре-имущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н. * Вот какая история! (разг.) — вот оно что, вот в чем дело, вот как обстоит дело. Вот так история! (разг.) — выражение удивления по поводу какого-н. события, происшествия. Вечная история! (разг., неодобр.) — о чем-н. постоянно повторяющемся, одном и том же. Опять нужно его ждать! Вечная история! || уменьш. историйка, -и, ж. (к 6 и 7 знач.; шутл.). || прил. исторический, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

Интересные факты русского языка для детей

Русский язык самобытный и выразительный. Ни в одном другом языке мира нет столько тонкостей, касающихся правописания и произношения слов.

Интересные факты русской речи для детей:

  1. В русском языке существует два слова с тремя идущими подряд буквами «еее» — змееед, длинношеее.
  2. Насчитывается 74 слова, начинающиеся на «й», но из них используются в обиходе не более 10-ти.
  3. В слове «обороноспособность» 7 букв «о». Термин означает уровень подготовленности для отражения вражеского нападения.
  4. «Соответственно» — это одновременно союз и предлог, который является самым длинным, в нем четырнадцать букв.
  5. В древности между словами не было пропусков, все слова писали слитно и поочередно друг за другом.
  6. В русском языке буква «ф» встречается только в словах иностранного происхождения.
  7. Еще в нем нет слов, которые начинаются с мягкого и твердого знака. А с буквы «ы» начинаются только названия.
  8. «Вынуть» — это слово лишено корня. В его составе присутствует приставка «вы», суффикс «ну» и окончание «ть».
  9. В русском языке к каждому слову можно подобрать синоним без потери первоначального смысла.
  10. В лексике русского человека много фразеологизмов, то есть устойчивых выражений с переносным значением.

Лингвисты называют русский язык живым. Даже сейчас в нем постоянно происходят изменения. Во многом это связано с компьютеризацией, внедрением и расширением социальных сетей, ускорением темпа жизни, увеличением объема поступающей людям информации.

Значение истории

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – сказал однажды В.О. Ключевский. Он был прав. Из событий прошлого мы должны извлечь урок, чтобы больше никогда не повторять таких ошибок. Народ, который не знает о том, что происходило с его предками, будет наступать на эти грабли снова и снова до тех пор, пока не запомнит, что так делать нельзя, или пока окончательно не пропадет с лица Земли. Но ведь гораздо лучше сразу осознать свою ошибку и дальше двигаться к лучшему, а это невозможно сделать без знаний истории. Государство, где люди понимают историю и могут делать выводы из событий, всегда будет впереди, потому что оно, видя ошибки других, сможет не допускать таких же происшествий у себя.

Зачем нужна история? Прежде всего затем, чтобы двигаться вперед. За множество веков человечество накопило колоссальный и бесценный опыт, который может существенно облегчить жизнь будущим поколениям, но для того чтобы пользоваться этими знаниями, необходимо разбираться в сути исторических событий и уметь их анализировать.

Патриот своей страны — это не только тот человек, который без раздумья встанет на защиту родины, но и тот, который знает все события из прошлого своей страны, понимает прошлые ошибки и старается их не допускать в будущем. Потому что только так жизнь в государстве может быть улучшена.

Вам также может быть интересно:

Сочинение 2

Что же такое история? Обычно, в учебных пособиях и книгах, мы встречаем очень короткие определения, в которых говорится о том, что история является наукой о прошлом, о том, что происходило на нашей земле сотни, тысячи и миллионы лет назад. История передается как в письменном, так и в устном виде, она говорит нам о событиях происходивших в мире, в разных странах и даже в нашем маленьком городе очень много лет назад. События, свидетелями которых являемся мы сейчас, также когда-нибудь станут историей, описанной на страницах школьных учебников.

Нужно ли ориентироваться в истории? Конечно, как минимум для того, чтобы не повторить те ошибки, которые совершали предшествующие поколения людей. Существует множество положительных и отрицательных примеров в истории, которые могут дать необходимую основу для нашего с вами будущего. Видя опыт предыдущих поколений, мы может улучшить мир. Еще один пример, для чего нам нужно знать историю, заключается в познании большого количества информации, взятой из прошлого. Так, мы узнаем законы и обычаи разных обществ и народов, что дает нам шанс познать культуру разных стран.

История очень интересна и полезна. Историческая память о революциях, войнах, героях и подвигах происходивших на нашей земле, дает нам позволение в уважении и гордости к собственной стране. Итак, для начала, само понятие история заключается в судьбах людей, а не только в политических событиях перечисленных выше. Каждая личность несет в себе свою собственную маленькую историю, и совершенно не имеет значения, попадает ли она на страницы учебных пособий или остается только в памяти родных и самых близких для нее людей. О времени, в котором мы сейчас живем, будьте уверены, тоже будет написано на страницах учебников, и следующие поколения будут воспринимать его как далекое прошлое, как историю. Они смогут узнать от том, какой была жизнь до их появления, даже какую одежду раньше носили, какую ели еду, узнают какие были средства передвижения, и о сотрудничестве и вражде разных стран. Используя опыт прошлых лет, они смогут усовершенствовать свой мир.

Ирек Биккин сказал, что люди, не знающие своего прошлого, лишены будущего. С этими словами невозможно не согласиться. Люди, не знающие историю, не способны верно оценивать свое настоящее, вполне возможно, что именно они совершат ошибки прошлого поколения. События, происходящие каждый день, могут оказаться в истории и только мы ответственны за оставленную память для будущего поколения. Это могут быть научные открытия или преодоление границ, разделивших человечество. Для нынешнего поколения главная задача это оставить память для будущего, которой можно будет гордиться.

`

Что такое вещественные памятники.

Древние люди оставили о себе память — сделанные ими вещи. Часть этих вещей сохранилась. Найти их нелегко. Вы замечали, что вещи покрываются тонким слоем пыли, если её не стирать два-три дня. А за тысячи лет образовался слой пыли и песка в несколько метров толщиной. Поэтому вещи древних людей оказались глубоко в земле. Много вещей древние люди клали в могилы вместе с покойниками.

Учёные, обнаружив места, где жили или где были похоронены древние люди, производят раскопки. По найденным вещам учёные определяют, как жили люди, чем они занимались, что умели делать. Учёные сравнивают более поздние вещи с более ранними и узнают, как постепенно изменялась жизнь древних людей. Вещи древних людей называются вещественными памятниками.

Наука, изучающая жизнь людей по вещественным памятникам, называется археологией. По-русски это значит «наука о древностях». Учёных, производящих раскопки и изучающих вещественные памятники, называют археологами. Вещественные памятники древних людей хранятся и изучаются в музеях (рис.2).

Двенадцать первых учеников

В период своей земной жизни Христос избрал среди людей 12 человек, которые согласились следовать за ним. Он учил их Божьим законам, передавал свои знания, в какой-то мере отождествлял земную часть себя с ними.

Есть мнение, что 12 учеников стали называть апостолами, так как Иисус часто посылал их с разными миссиями и проповедями в далекие земли. Отсюда и перевод слова, означающий «посланник».

Еще апостолы были живыми проводниками воли Бога на земле. Они были посланы нести свет нового учения в сердца людей. Иногда учеников Христа именуют апостолами от двенадцати. Рассмотрим их имена:

Данные имена хорошо известны в библейской истории. Именно их и считают первыми апостолами Божьими. Духовные подвиги этих людей подробно описаны в Евангелии, а также во множестве других рукописей и книг.

В древнем еврейском языке также встречалось слово «апостол». И там оно означало то же, что и в греческом. Такая схожесть значений позволяет думать, что апостолов можно соотносить именно с посланниками Господа, наделенными великой миссией. Ведь сам Иисус выбрал этих учеников. И выбор его пал на обычных рыбаков и крестьян, в которых он увидел немалый потенциал. И во многих из них он действительно не ошибся.

Смысл и назначение истории как науки

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о вой­не греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — ​покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей

В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях

Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рацио­нальный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.

Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Если заглянуть глубже

Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому . Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде или звука наподобие русского . Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:

  • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
  • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
  • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ .

Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.

Популярные сочинения

Сочинение по пьесе Островского Гроза Пьеса А. Н. Островского Гроза показывает быт людей в эпоху раннего капитализма. Главная тема и идея произведения — это конфликт между двумя поколениями

Семья госпожи Кабановой типичная для того времени.
Сочинение на тему Спорт Спорт, и особенно командные игры, являются важной частью нашей жизни, будь мы зрителями или активными участниками. Для многих футбол является неисчерпаемым предметом разговоров
Сочинение Существительное — моя любимая часть речи Существительное – это самая важная часть русского языка

Именно благодаря ей люди могут полноценно общаться и использовать письменность. Но люди не совсем понимают всю важность этой части речи.

Формационный и цивилизационный подходы

Среди подходов к изучению истории можно выделить два основных — ​формационный и цивилизационный.Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества — ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. В основу формационного подхода было положено учение немецкого философа К. Маркса, который говорил о становлении коммунистической формации после капитализма. Недостатком формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных народов, мало внимания уделяется роли личности в истории.Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

История как наука и учебная дисциплина

Слово «повествование» имеет греческое происхождение и буквально означает изложение того, чему учили в прошлом.

История — это рассказ о событиях прошлого и о том, что было изучено.

История по отношению к обществу предполагает

  • Реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни.
  • Наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и многообразии

Современное понимание истории

История — это наука, изучающая в пространственном и временном аспектах процесс возникновения, формирования и развития через выявление и разнообразие человеческих обществ, отдельных культур, стран и народов.

Полибий для истории: древнегреческого историка Полибия (ок. 200-120 гг. до н.э.) называют «жизнью учителя истории».

Потребность в исторических знаниях возникла в 17 веке, когда началась научная революция, естественно, возник интерес к прикладным аспектам исторического знания, не только к поиску исторических событий и происшествий, но и к объяснению исторических процессов. Вместо того чтобы идти в других направлениях, они пошли к ней.

В России история как научная и академическая отрасль появилась примерно в XVIII веке. Необходимо было реконструировать события прошлых лет и объяснить, как эти события произошли, как они связаны между собой и какие уроки были извлечены. Они были взяты из прошлого, чтобы воспитывать потом.

В XVIII веке появился первый систематический труд по истории России — работа Татищева «История Российская с древнейших времен». В XVIII веке был написан еще один труд — «Ранняя история России» Щербатова.

В зависимости от предмета изучения, его масштаба, история делится на всеобщую и всемирную историю, историю отдельных стран и народов (история США и Канады), отдельных континентов (история Азии и Африки), историю отдельных культур.

В зависимости от хронологического диапазона, в котором изучается предмет, всеобщая история делится на историю первобытных обществ, историю средних веков (6-15 века), новую историю (16-17 века) и современность. История (19 — по настоящее время).

Отечественная история

История России — это дисциплина, изучающая процессы возникновения, становления и развития российского общества и российского государства с древнейших времен.

По другому определению, это дисциплина, изучающая процессы формирования нашей страны, ее многонационального народа и основных государственных и общественных институтов.

Изучение и понимание особенностей исторической эволюции Российского государства является основной целью уроков истории Отечества.

История государства как научная и академическая отрасль выполняет ряд социально значимых функций в обществе

ü Прогностическая функция — основной целью является не только удовлетворение личных познавательных интересов, но и усвоение исторического опыта и предсказание будущего.

ü Духовная и развивающая функция — способствует расширению политической перспективы человека и формированию культуры в целом и политики в частности.

ü Функция глобальной перспективы — формирование научных взглядов — мнений о мире, обществе и законах его развития

7- История может быть источником вдохновения

На протяжении всей истории были разные личности, которым пришлось столкнуться с невзгодами и которые, несмотря на это, совершили впечатляющие подвиги.

Под этим мы подразумеваем не только великих мужчин и женщин, признанных «героями», но и «обычных» людей, проявивших мужество и трудолюбие.

Например, «суфражистки» были группой британских женщин, которые боролись за право голоса в 20 веке.

Это движение было основано Эммелин Панкхерст, уважаемой женщиной, которая и сегодня продолжает вдохновлять феминистские движения. Другие суфражистки, несмотря на то, что они не так известны, как Панкхерст, также являются источником вдохновения, поскольку они боролись за благородное дело.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: