Античная культура

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  1. Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  2. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  3. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  4. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  5. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

Характеристика культуры Древней Греции

Древнегреческая культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность. Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.

Общая характеристика культуры Древней Греции кратко

Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.

Искусство Древней Греции подарило человечеству множество уникальных шедевров, созданных на территории Балканского полуострова, побережья восточного Средиземноморья и Черного моря в период с середины XI до середины I веков до нашей эры. Искусство Древней Греции по праву считается важнейшей частью мирового культурного наследия. Оно формировалось под воздействием философии античной эпохи, в которой превозносились красота и гармония форм.

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на соседние цивилизации, особенно после масштабных завоеваний Александра Македонского. Его стандарты широко распространились в Римской империи, а спустя многие столетия стали основой для формирования гуманистических идей эпохи Возрождения.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права, определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Интересные факты

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Как выглядели древние римляне и греки

Чаще всего в исторических фильмах жителей Древнего Рима и Древней Греции играют актёры с европеоидной внешностью: принято считать, что эта раса получила массовое распространение на территории Европы благодаря её античным предкам. Греки действительно относились к европеоидной расе, а вот с древними римлянами не всё так однозначно. К концу существования Римской империи её территория выходила далеко за пределы европейского континента: ей также принадлежали земли в Северной Африке и Западной Азии. Так что древние римляне в большей степени были многонациональной и мультикультурной цивилизацией. 

Благодаря живописи и скульптуре тех лет мы многое знаем об античных костюмах. Обычно древние римляне и греки носили хитон или тогу — драпированное полотно, которое напоминает удлинённую рубашку. Если форма одежды для разных сословий и поводов в основном была одинаковой, то цвета хитонов зависели от социального статуса владельца. Богатые горожане носили белую одежду: изначально любая ткань того времени имела серый оттенок и не каждый человек мог позволить себе выбелить её. Например, в Древнем Риме одежда белого цвета настолько подчёркивала статус её владельца, что горожане, которые предлагали свою кандидатуру на государственные должности, натирали тоги мелом до белоснежного оттенка. Если говорить про остальные сословия, то зелёный, серый и коричневый цвета носили сельские жители. 

<<Лидген для статьи>>

Политика и общество

Греческие города являются первыми новостями, в которых мы сосредоточили внимание на процессе принятия решений, а не на требованиях эффективного правительства и о том, как выполнять резолюции. Они создали и усовершенствовали методы осуществления совещательной власти в публичной сфере, основным инструментом которой было убеждение, полученное с помощью рациональных аргументов

Греки также разработали тот конкретный метод решения проблем и политических процедур, с помощью которого, исходя из конкретной ситуации, мы приходим к общим принципам: в этом смысле мы можем сказать, что греки изобрели политику и политическую мысль. Их первенство в истории западной политической и социальной мысли вытекает из того факта, что все наиболее важные слова и понятия политической теории происходят от греческого языка.

Однако слова греческого происхождения, такие как «политика», «демократия» и «тирания», имели для них очень отличные значения от нынешних: для греков проблемы власти и контроля были незначительными, цель политики состояла в том, чтобы выявить общую волю действия, а не разработки теории суверенитета. Сообщество (koinonia) было всем, греческие политические системы имели задачу подчинения группы сообществу, в результате чего группы, которые смогли приобрести политическое значение, не были маргинальными группами.

Конечная цель политики состояла в том, чтобы достичь «хорошей жизни», которая была связана с отдыхом или деятельностью. Это как раз тот скачок в качестве, который до сих пор приписывается грекам: они редко сталкивались с конфликтом между обществом и человеком, вызванным расстоянием между теми, кто управляет, и теми, кем управляли, и было очевидно, что интересы индивидуума были сообщества.

В Полисе права и обязанности гражданина включали политическую деятельность, военную службу и участие в религиозной жизни общества. Пользование полными политическими правами принадлежало только взрослым детям мужского пола со свободным статусом, которые считались политическими, то есть обладали правом гражданства на основании различных критериев. Женщины, свободно проживающие иностранцы и рабы были лишены полных прав.

На политическом уровне основные права заключались в осуществлении суверенитета и магистратуры (архей), осуществлении судебной деятельности (диказеин), участии в собраниях (экклезиазеин). Гражданство повлекло за собой ряд чисто экономических преимуществ: от возмездия за государственную службу до владения недвижимостью, доступа к государственным субсидиям и распределения денег, зерна и мяса.

Что касается военной роли, война является одним из основных видов деятельности гражданина. В Афинах было необходимо обеспечить военную службу в возрасте от 20 до 40 лет, в то время как до 59 лет он был введен в резерв, а после 60 лет мы наконец оставили списки квалифицированным.

Классификация гражданина в структурах города регулировалась такими инструментами, как племена, тип организации населения, широко распространенный в греческих городах. Все граждане в возрасте 18 лет клялись в Конституции, обещая защищать Родину и соблюдать законы. Граждане были вставлены в структуры, существовавшие ранее в полисной реальности и восходящие к древним традициям генетического характера, организмы, параллельные государственным.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга.

Основные периоды искусства Древней Греции

Искусство Древней Греции глубоко уходит корнями в культуру Эгейской (Крито-Микенской) цивилизации бронзового века, которая существовала в восточном Средиземноморье с тридцатого по десятый века до нашей эры. В конце указанного периода на эту территорию пришли племена дорийцев, вытеснившие эгейцев и основавшие собственные города (полисы) на Пелопонесском полуострове. Завоеватели частично сохранили старые культурные традиции, но вскоре активно начали создавать новое искусство.

Современные историки выделяют следующие основные периоды искусства Древней Греции:

  • Геометрика (середина XI — VII века до нашей эры).
  • Архаика (VII — V века до нашей эры).
  • Классика (V — середина IV веков до нашей эры). (середина IV — середина I веков до нашей эры).

Концом эпохи искусства Древней Греции в историографии принято считать 30-ый год до нашей эры, когда последнее эллинистическое государство Птолемеев окончательно утратило независимость и было включено в состав Римской империи в качестве рядовой провинции.

Геометрический период получил свое название от характерной особенности вазописи, присущей артефактам того времени. Геометрические орнаменты, распространенные в отделке керамических сосудов еще во времена поздней эгейской культуры, дополнились новыми узорами, в том числе знаменитыми меандрами.

Значительные изменения произошли в сфере архитектуры. Для строительства зданий мастера вместо обтесанных каменных глыб начали использовать сырцовый кирпич, храмы возводились по новой типологии с четырехскатными крышами. В скульптуре главными объектами произведений были изображения коней, раскрашенные в геометрическом стиле.

В архаическом периоде была изобретена техника чернофигурной керамики и начали формироваться классические типы монументальной скульптуры. Появились первые статуи обнаженных юношей-атлетов и одетых женщин, а многие каноны скульптурного искусства были заимствованы из культуры Древнего Египта.

Классический период пришелся на времена расцвета искусства Древней Греции. Именно тогда были созданы самые известные храмы, а вместо известняка для строительства грандиозных зданий широко использовался мрамор. Значительные изменения произошли в скульптурном искусстве. Изображения людей, героев мифов и античных богов стали более реалистичными, а пропорции человеческого тела в работах ваятелей приобрели идеальные формы. Великие скульпторы той поры научились не только создавать безупречные фигуры людей, но и искусно передавать в камне различные эмоции героев.

В эпоху Эллинизма в архитектуре началась масштабная застройка древнегреческих полисов. Вместо разрозненных зданий зодчие проектировали огромные комплексы, включавшие храмы, общественные здания, места для отдыха и развлечений. В скульптуре появились многочисленные новые стилевые направления, образы героев стали более утонченными, широкое распространение получили многофигурные композиции.

Скульптура и живопись

Древнеримские скульптуры использовались главным образом для украшения зданий. Императоры, генералы и сенаторы изображались скульпторами весьма реалистично. Для скульптур Древнего Рима характерно изображение статуи с физическими изъянами. Изготавливались они из следующих материалов:

  • глина;
  • воск;
  • бронза.

Живопись выполняла декоративную функцию.

Различные элементы декора нередко раскрашивались. Среди наиболее используемых цветов следует выделить:

  • бело-кремовый;
  • черный;
  • красный.

В сфере искусства древние римляне очень многое переняли у античной Греции. Самыми значительными считаются архитектурные достижения. Из различных докладов, научных характеристик и конспектов на сегодня известно 60 имён архитекторов того времени. Руины некоторых построек являются материальным культурным наследием, в сохранности дошедшим до наших дней.

Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.

Капитолийская волчица

Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.

Этрусская фреска

Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

↑ Религия древних римлян

Особое влияние в Древнем Риме имела религия. Она представляла культ нескольких богов. Римляне считали, что каждое божество вносит свой вклад в усиление мощи римского государства. Обряды внутри семьи входили в обязанность главы семейства. Государственные обряды могли совершать только представители высшей власти: жреческим царём, далее консулом и претором.

Бог римлян Юпитер фото

Становление римской культуры происходило во всех сферах жизни древнего населения Рима.
Особенное внимание римляне отдавали архитектуре, которая, как и все области культуры, представляла композицию греческой и этрусской архитектуры

Современное направление

Наибольший интерес к культуре античности пришёлся на конец 20-го -начало 21-го вв. В этот период в результате многочисленных археологических находок вниманию общественности были представлены множество уникальных памятником античного искусства.

Зародившаяся в античную эпоху латынь по сей день применяется в фармакологии и медицине. Теоритические изыскания Пифагора, Эвклида, Архимеда, положили начало развитию фундаментальной науки и до сих пор изучаются в школьных программах.

  • Римское право стало основой для развития правовой системы большинства современных государств.
  • Театральное искусство также берёт своё начало в Элладе.
  • Античная скульптура и классицизм в живописи заложили основу классического европейского искусства.
  • Готические характерные черты нередко прослеживаются в современных культурных течениях и интерьерах.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти. Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Музыкальная культура

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки. До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Интерьер

Рассматривая особенности античного интерьера, стоит учитывать, что внутреннее убранство жилищ древних греков и римлян отличалось. Так дома знатных римлян выделялись особой помпезностью и размахом. Зачастую все жилые постройки имели внутренний дворик – атриум, из которого можно было попасть в любое помещение. По периметру атриума традиционно возводили 4-16 колонн. Что касается греков, то их интерьер был куда более сдержан. Основным критерием эстетики жилища было понятие «золотой середины», как состояния, когда нельзя ни добавить, ни убрать ни одной детали, чтобы не испортить эстетическую композицию.

Цветовая гамма

В античном интерьере приветствуются яркие цвета – синий, зелёный, оттенки красного, терракотового, жёлтый, золотой, чёрный и цвет слоновой кости.

Материалы

Для обустройства античных домов традиционно применялись дорогостоящие натуральные материалы, такие как мрамор, гранит, редкие породы деревьев, глина, бронза, слоновая кость. Мировой производитель лакокрасочной продукции Caparol (Капарол) — это торговый знак, объединяющий предприятия с вековой историей.

Полы и стены

Стены в античном интерьере зачастую украшались настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего покрывали мозаиками или коврами.

Окна

Окна, как правило, имели достаточно большие размеры. В Риме их традиционно драпировали дорогими узорчатыми тканями и шторами.

Декор и аксессуары

Одним из основных декоративных элементов стиля является мебель. Она должна быть преимущественно деревянной. В эпоху античности мебель украшали резьбой (как и мебель в стиле Рококо) или инкрустацией. Ножки столов, диванов и стульев традиционно изогнуты, часто они имеют форму силуэтов грифонов или лап животных. В особенности это касается римского интерьера.

Не менее важным элементом интерьера эллинов была скульптура. Наибольших высот этот вид искусства достиг в классический период в древней Греции. Основными сюжетами являлись не только изображения богов и героев древних мифов, но и реальные люди, занимающие признанные ответственных должности – атлеты, государственные деятели, учёные, полководцы, или просто богатые горожане.

Греческие скульптуры были максимально реалистичными. Они передавали не только внешний вид, но и настрой, эмоции героя. Зачастую все скульптурные персонажи обладали индивидуальными чертами лица и развитым телом – древние греки полагали идеалом здоровую, духовно и физически развитую личность.

В качестве ещё одного отличительного элемента античного декора можно использовать высокие греческие вазы, со всевозможными рисунками и орнаментами.

Какими были города в Древнем Риме и Древней Греции

Развитие городов в Древнем мире тесно связано с переходом от родоплеменных общин к индивидуальному хозяйству: люди активно занимались ремёслами, садоводством и стремились коллективно обеспечивать себя всем необходимым. Первые античные города — например Фивы, Афины и Тиринф — выросли там, где проходили торговые пути, а ремесленники встречались с торговцами. Благодаря этому появилась новая форма государственности — полисы. Так назывались городские и сельские земли с особым способом волеизъявления граждан и управления территориями. Доходы от таких производств в полисах распределяли поровну между всеми гражданами. Со временем у каждого полиса появились свои законы, армия и деньги, а принадлежность к определённому полису трактовалась как официальное гражданство. 

Римская цивилизация

Её история началась с основания Рима в 753 году до н. э. До 509 года до н. э. им управляли цари, а далее был республиканский период, который завершился в 27 году до н. э. В республиканском строе сосуществовали демократические, олигархические и монархические черты.

Римская империя просуществовала с 27 года до н. э. и до 476 года н. э. Территория империи достигла максимальных пределов к началу II века н. э. при императоре Траяне: от Междуречья на востоке и до Иберийского полуострова на западе, от Ливийской пустыни на юге и до реки Дунай и Англии на севере. С 324 года императором Константином в качестве основной религии было введено христианство. В 330 году столицу из Рима перенесли в Константинополь. В 395 году она была разделена на Западную и Восточную примерно по линии Адриатического моря и северо-восточной Ливии.

Рис. 3. Древний Рим.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапа Время Представители Описание кратко
Натурфилософский (доклассический) VII—V веков до н. э. Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский Изучение устройства мира и проблемы первоначал
Классический V—IV века до н. э. Сократ, Платон, Аристотель Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
Эллинистический IV—I века до н. э. Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм I—V века н. э. Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

Наука

Научные приобретения ранее существовавших цивилизаций, особенно египетских и вавилонских для математических, геометрических и астрономических знаний, а также медицинских, химических и связанных с различными технологиями, были не только разработаны и интегрированы греческими научными размышлениями в органическую систематику, но и расширены и обогащен новыми теориями.

Они, особенно с середины второго века до нашей эры, были в значительной степени утрачены и неправильно поняты, и только с арабами, а затем и с эпохой Возрождения были частично взяты и дали толчок научному возрождению западного мира.

В ранний период, который отличался философскими спекуляциями досократиков, таких как Анассимандро, Анассимен и Эраклито, следовал за ним, что характеризовалось обширной теоретической разработкой, частично представленной в некоторых работах Платона и Аристотеля.

Истинное научное расцвет, характеризуемое различием между философией и Наука это произошло только с эллинистической эпохой, благодаря встрече технологий тысячелетней месопотамской и египетской цивилизаций с критическим духом и логическими способностями, развитыми в греческих городах.

Важную роль сыграла египетская Александрия, важнейший центр научных исследований и культурного развития того времени, который также развивался благодаря импульсу первых правителей династии Птолемеев (va Biblioteca di Alessandria). Этот культурный период может похвастаться развитием рациональных и строгих методологий исследования, точных специализаций в различных конкретных дисциплинах и технологических достижений, которые останутся непревзойденными на протяжении многих веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: