Гильгамеш

Энкиду – краткое содержание

В части клинописных табличек с текстом эпоса о Гильгамеше ничего не говорится о происхождении и появлении Энкиду. Но в других есть рассказ о том, откуда он взялся.

Там повествуется, что великие подвиги и великая мудрость Гильгамеша ослепили его гордостью. Он уверовал, что превосходит всех других людей, стал пренебрегать своими согражданами, все дела в Уруке вершил по собственному произволу. Получив от богини Инанны волшебный барабан, он обременил всех мужей своего города тяжкими работами, а женщин заставил исполнять свои неуёмные любовные желания.

Слыша постоянные жалобы на Гильгамеша с земли, небесный бог Ану решил наказать его. Он поручил божественной художнице Аруру вылепить из глины мужа, равного Гильгамешу по телесной мощи. Аруру вылепила дикого великана Энкиду. Не зная людской жизни, обладая звериными повадками, он стал жить в степи среди животных и мешал людям охотиться на них.

От охотников о звероподобном силаче узнал Гильгамеш и задумал заманить его в Урук. Он послал в степь к Энкиду прекрасную блудницу Шамхат, жрицу богини любви Иштар. Спрятавшись у водопоя, Шамхат дождалась, когда туда вместе со зверями пришёл Энкиду, приблизилась к нему, распахнула свои одежды и насытила богатыря женской лаской.

Животные теперь почуяли, что Энкиду чужд им, и стали убегать от него. Шамхат же стала уговаривать, чтобы Энкиду пошёл вместе с ней в многолюдный Урук.

Шамхат вначале привела Энкиду в деревню близ Урука. Жившие там пастухи накормили степного великана хлебом и напоили вином. Еда и питьё людей понравились Энкиду. Он причесал свои волосы, вымыл тело и ночью отогнал своих прежних товарищей – львов и волков – от пастушьих стад.

Теперь Шамхат повела Энкиду в сам Урук. Горожане собрались на улицах поглядеть на неслыханного великана. Вышедший из дворца Гильгамеш при виде такого богатыря первый раз в жизни устрашился. Он хотел бежать, но Энкиду нагнал его и принудил к рукопашной схватке. В долгой борьбе ни один из двух героев не смог одолеть другого, и они решили навек стать побратимами.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Энкиду.

Гильгамеш и Хумбаба – краткое содержание

Более поздние клинописные тексты несколько по-иному излагают миф о битве Гильгамеша с «великаном из страны кедров». Это чудовище именуется в них не Хувавой, а Хумбабой. «Страна кедров» прямо называется Ливаном, тогда как в ранней версии мифа нет такого указания, и вероятнее понимать, что «кедровым краем» здесь считаются примыкающие к Междуречью с востока горы Загроса.

Рассказав о появлении Энкиду, поздние таблички повествуют, что спокойная городская жизнь вскоре опротивела этому дикому великану. Он жаждал подвигов. Гильгамеш предложил ему вместе отправиться на сражение со свирепым великаном Хумбабой, который жил в ливанских горах и охранял росшие там кедры. Энкиду знал об ужасном Хумбабе и отговаривал друга от битвы с ним. Но Гильгамеш отвечал, что хочет великим подвигом обессмертить своё имя.

Друзья приказали кузнецам выковать себе секиры в три таланта весом и мечи в два таланта. Старейшины и народ тоже убеждали Гильгамеша не идти на Хумбабу, но тот был непреклонен, и сограждане благословили его на бой. Мать Гильгамеша, богиня Нинсун, пришла в страшную тревогу, узнав о намерении своего сына. Она со слезами молила бога солнца Шамаша помочь Гильгамешу, а с Энкиду взяла клятву никогда не оставлять друга.

После долгого пути Гильгамеш и Энкиду пришли в Ливан. Когда они приблизились к жилищу чудовища, Энкиду охватил страх, но Гильгамеш ободрил его. Герои начали рубить кедры. Услышав звук топоров, появился Хумбаба, блистая смертоносными глазами. Но бог Шамаш послал с неба семь ветров, которые стали дуть в глаза великану, и его взор затуманился слезами. Ослабевший Хумбаба молил Гильгамеша о пощаде. Тот был готов сжалиться, но Энкиду убедил не щадить злодея. Гильгамеш ударил Хумбабу секирой по затылку и мечом по шее, а Энкиду поразил его прямо в грудь. Перебив ещё в лесу семерых стражей-помощников Хумбабы, друзья-герои вырубили ливанский кедровый лес и по Евфрату сплавили стволы деревьев к Уруку.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Хумбаба.

Гильгамеш в поисках бессмертия – краткое содержание

В тоске об умершем Энкиду Гильгамеш удалился из Урука в окрестные степи, сражаясь там со львами. Им завладела мысль о том, что для него тоже неизбежна смерть. В напряжённых думах о том, как её избежать, герой решил разыскать праотца Утнапиштима (у шумеров – Зиусудра), единственного из людей, которому боги даровали вечную жизнь.

Гильгамеш переплыл море и добрался до самого горизонта, где высится горная цепь Машу, чьё основание уходит в преисподнюю, а скалистые вершины – в небосвод. В этих горах был только один проход – для Солнца-Шамаша, которые восходит через него ежедневно. Тяжелые створы ворот прохода охраняли муж и жена – скорпионы с человеческими лицами. Они согласились раскрыть перед героем ворота, но предупредили, что за ними тянется ужасный тёмный коридор, где жестокая жара то и дело сменяется страшным морозом.

Не убоявшись тягот, Гильгамеш устремился по коридору. После целого дня сильнейших страданий он вышел к прекрасной роще, чьи деревья, плоды и травы были высечены из драгоценных камней. В этом чертоге волшебница Сидури устраивала пиры для богов. Появление Гильгамеша вначале испугало Сидури, но, услышав его горькую повесть, она пожалела героя. Сидури рассказала Гильгамешу, что за её садом простираются воды смерти. Как их переплыть, знает лишь корабельщик Уршанаби, который охотится на змея в соседнем лесу.

Гильгамеш пошёл в лес, убил змея и нашёл Уршанаби. Согласившись помочь страннику, корабельщик посадил Гильгамеша в лодку и дал ему 120 шестов. Отталкиваясь ими, он должен был переплыть воды смерти, меняя каждый сломавшийся шест на новый. Прикосновение же руками к губительной поверхности вод грозило гибелью.

Так Гильгамеш добрался до противоположного берега, где встретил бессмертного праотца Утнапиштима. Тот встретил путника приветливо и поведал ему легенду о всемирном потопе (см. ниже).

Гильгамеш просил, чтобы Утнапиштим поделился с ним секретом вечной жизни. Старец предложил герою в виде испытания не спать шесть дней и семь ночей. Гильгамеш согласился, но от утомления долгим путешествием заснул, едва сев на землю. Проснувшись, стал собираться в обратный путь, сожалея, что не добился цели. Однако жена Утнапиштима убедила мужа всё же помочь храбрецу. Утнапиштим рассказал Гильгамешу, что совет трава вечной жизни – колючий терн – растёт на дне моря.

Привязав к ногам камни, Гильгамеш опустился в пучину и сорвал терн, хотя колючки растения больно расцарапали ему руки. Как раз приплывший корабельщик Уршанаби перевёз героя на обратный берег вод смерти. Здесь Гильгамеш увидел бассейн со свежей водой и решил вымыться в нём от дорожной пыли. Но пока он плавал, волшебный куст похитила и утащила в недра земли змея. (Шумеры считали, что, сбрасывая кожу, змея омолаживается и обретает «новую жизнь».)

Горько заплакав, Гильгамеш возвратился в Урук, чтобы ждать там неизбежной смерти.

Подробнее см. в статье Гильгамеш в поисках бессмертия.

Рассказ Утнапиштима о потопе – краткое содержание

Рассказ Утнапиштима (Зиусудры) о потопе обычно выделяют в отдельное сказание. Он очень похож на ветхозаветное предание про Ноев ковчег и обычно считается его древним источником.

Утнапиштим рассказал Гильгамешу, что в древности он жил в городе Шуруппаке. Люди стали в те времена очень многочисленными, и боги на своём совете решили истребить их. Однако премудрый Энки (Эа) решил пощадить праведного Утнапиштима и рассказал о намерении богов тростниковой стенке его дома. Стена передала рассказ Энки своему хозяину.

Утнапиштиму было запрещено сообщать о близкой катастрофе согражданам. При помощи щедрой платы он побудил их строить для себя шестиэтажный корабль-ящик в 120 локтей высотой. Утнапиштим уверял, что хочет плыть на нём к владениям богов в устье Евфрата. Когда корабль был готов, Утнапиштим посадил на него родственников, домочадцев, всевозможных животных и птиц, нагрузил внутрь золота и серебра.

В назначенный богами день разразилась страшная буря, поднявшиеся воды затопили вершины гор. Утнапиштим видел, как погибали его сограждане, но не мог помочь им. Сами боги устрашились вызванного ими потопа, но уже не могли его остановить.

Через шесть дней буря утихла. Выйдя на верхнюю палубу корабля, Утнапиштим долго не видел суши, но потом вдали показался островок – вершина прежней горы Ницир. Корабль пристал к ней. Утнапиштим выпускал с корабля голубя и ласточку, однако они возвращались обратно, нигде не найдя более обширных земельных пространств и пищи. Наконец их нашёл выпущенный ворон. Добравшись до твёрдой суши, Утнапиштим принёс жертву богам, и те, проголодавшись за дни, когда некому было устраивать обряды в их честь, слетелись к алтарю, как жадные мухи. Верховный бог Энилиль негодовал на то, что некоторым из людей удалось уцелеть. Но премудрый Энки сумел успокоить его красноречивыми словами. От тех, кто спасся вместе с Утнапиштимом, пошли новые поколения человечества.

Подробнее см. в статье Рассказ Утнапиштима о потопе.

Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Гильгамеш и небесный бык Иштар – краткое содержание

Восхищённая подвигами и внешность Гильгамеша богиня Иштар (Инанна) преисполнилась любовью к нему и предложила, чтобы он взял её в жёны. Но Гильгамеш отказался, напомнив Иштар о том, как она ветрена и непостоянна, какое горе причиняла всем прежним своим мужьям, например, Думузи.

Разгневанная Иштар взлетела на небо и стала жаловаться на Гильгамеша своему отцу, богу Ану. В отместку за обиженную дочь, Ану наслал на Урук небесного быка, который семью глотками выпил Евфрат. От дыхания быка на земле возникали огромные трещины, куда проваливались толпы людей.

Однако Энкиду не устрашился всем этим и бросился бороться с быком. На помощь ему ринулся и Гильгамеш. Энкиду схватил жестокого зверя за хвост, а Гильгамеш убил его, ударив меж рогами и шеей. Тело поверженного быка герои возложили на жертвенник бога Шамаша.

Схватка Гильгамеша с небесным быком

Автор фото – U0045269

Взбешённая Иштар со стен Урука осыпала Гильгамеша проклятиями. Энкиду, оторвав у быка ногу, бросал ею в богиню. Торжествуя победу, Гильгамеш и Энкиду ездили по Уруку на колеснице, распевая хвалебную песнь в честь самих себя.

Подробнее см. в статье Гильгамеш и Иштар.

Таблица 1

Она «умыла руки, отщипнула глины и бросила на землю». Богиня слепила человека-зверя — противника Гильгамеша. Он был покрыт шерстью, жил в лесу и ходил на водопой с животными. Звали его Энкиду.

Однажды испуганный охотник донес царю о страшном звере. Дикарь убивал скот, ломал капканы, гнал людей со своих земель. По силе Энкиду не уступал Гильгамешу!

Правитель задумал хитрость. Он приказал пастуху привести к зверю блудницу Шамхат. На водопое «пусть сорвет она одежду, красы свои откроет», так и влюбится в нее Энкиду.

Шамхат исполнила приказ. Неделю дикарь провел с блудницей. Животные чуяли людской запах и бежали прочь. От любви женщины Энкиду поумнел, стал добрей и человечней. Шамхат рассказала об Уруке и уговоривала героя уйти с ней в город.

Гимн дружбе

Главными героями поэмы были полубог Гильгамеш («На две трети он бог, на одну — человек он») — могучий воин, царь города-государства Урука, а также Энкиду — дикий, степной человек, живший среди зверей, которого из глины создала богиня Аруру. До встречи с Энкиду Гильгамеш был «буйным», поэтому жители Урука и пожаловались богам с просьбой создать ему соперника.

Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята, Чье оружье в бою не имеет равных,— Все его товарищи встают по барабану! По спальням страшатся мужи Урука: «Отцу Гильгамеш не оставит сына! Днем и ночью буйствует плотью. Часто их жалобу слыхивали боги, Воззвали они к великой Аруру : «Аруру, ты создала Гильгамеша, Теперь создай ему подобье!

Гильгамеш и Энкиду сначала дерутся, но потом становятся друзьями и оправляются из Урука совершать подвиги на славу себе и своему царству.

Но победив и великана Хумбаба, охранявшего священные кедры, и огромного небесного быка, которого богиня Иштун послала уничтожить друзей в отместку за то, что Гильгамеш отказался стать ей супругом, по воле богов Энкиду умирает.

Смерть друга потрясла Гильгамеша, он понимает, что тоже смертен, и отправляется в неизведанные земли в поисках ответов на вопросы, надеясь получить от богов бессмертие.

«Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не только помогает справиться с трудностями, победить врагов, но и преображает, облагораживает. В поэме отражена философия древних народов, вопросы этики, жизни и смерти, места человека в мире.

Считается, что Гильгамеш был реальной исторической личностью — лугалем (буквально большой человек, военный вождь, избираемый народным собранием города для ведения войны) шумерского города Урук в конце XXVII — начале XXVI веков до н.э. Его имя упоминается в списке шумерских правителей так называемом Царском списке. А с XVIII века до н.э. это имя (на шумерском — «Бильгемес» или «Бильгамес») располагается в сонме шумерских богов.

Древний город Урук (реконструкция)

История создания

Биография Гильгамеша дошла до современного мира благодаря клинописи под названием «Эпос о Гильгамеше» (другое название – «О все видавшем»). Литературное произведение содержит в себе разрозненные легенды, рассказывающие о подвигах неоднозначного персонажа. Некоторые записи, вошедшие сборник, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Героями древнего творения стали сам Гильгамеш и его лучший друг – Энкиду.

Гильгамеш и Энкиду

Имя героя также встречается в Туммальских надписях – хронике реконструкции города Туммаля, которая происходила во 2 тысячелетии до нашей эры. Надписи утверждают, что Гильгамеш отстроил храм богини Нинлиль, который пострадал от потопа.

Мифология, посвященная правителю шумеров, нашла отражение в «Книге исполинов», которая вошла в Кумранские рукописи. Манускрипты вскользь затрагивают царя Урука, не акцентируя внимания на подвигах мужчины.

Письмена Шумеров

Письменные свидетельства и анализ творчества шумерских мастеров позволяют утверждать, что у персонажа древнего эпоса есть прототип. Ученые уверены, что образ древнего героя списан с реально существовавшего правителя города Урука, правившего своей вотчиной в 17-16 веке до нашей эры.

Эпос в переводе Дьяконова

Русский востоковед И.М. Дьяконов в 1961 году начал переводить эпос. В своей работе переводчик опирался на уже готовый перевод В.К. Шилейка. Эпос о Гильгамеше у него получился наиболее точным. Он проработал множество древних материалов, и к этому времени было уже известно научному миру, что прототип героя все-таки существовал.

Это ценный литературный и исторический документ — эпос о Гильгамеше. Перевод Дьяконова переиздавали в 1973 году и еще раз уже 2006 году. Его перевод — мастерство филологического гения, умноженное на ценность древней легенды, памятника истории. Поэтому все те, кто уже прочел и оценил вавилонское сказание, сказание о Гильгамеше, отзывы о книге оставили замечательные.

Смысл прост, а заключается он в том, чтосмертные люди не могут быть равными богам.

Основная идея поэмы

Идея поэмы не нова. Трансформация характера героя присуща многим старым легендам. Для таких исследований особенно ценен найденный эпос о Гильгамеше. Анализ верований шумеров, их представлений о жизни и богах, их понятия о том, какова жизнь после смерти – все это продолжают исследовать до сих пор.

Какая же основная идея прослеживается в легенде? В результате своих странствий Гильгамеш не получает того, что искал. В конце сказания, как описывает миф о Гильгамеше, цветок бессмертия оказывается у хитрой змеи. Но духовная жизнь в герое эпоса зарождается. Отныне он верит в то, что бессмертие возможно.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше не подчинено строгому логическому изложению. Поэтому нет возможности проследить последовательно, как развивался герой, какие были у него интересы. Но в легенде говорится, что Гильгамеш стремился к славе, как никто другой. Поэтому он идет на опасное сражение с великаном Хумбабой, от которого героя спасает только просьба к богу Шамашу его матери–богини. Бог Шамаш поднимает ветер, застилающий взор великану, и тем помогает героям в их победе. Но Гильгамешу снова нужна слава. Он идет дальше. Идет в воды смерти.

Все же в конце поэмы царь обретает покой души, когда видит почти готовые стены вокруг царства Урук. Его сердце возрадовалось. Герой эпоса открывает для себя мудрость бытия, которая гласит о бесконечности души, трудящейся ради других. Гильгамеш чувствует облегчение — он смог что-то сделать для будущих поколений.

Он прислушался к совету богов, что был дан ему в саду: человек смертен по природе, и нужно ценить свою короткую жизнь, уметь радоваться тому, что дано.

Из книги Антонио Менегетти «Искусство, сновидение, общество»

Прикасаясь к аккадской культуре, можно понять, как мыслил человек 5-6 тысяч лет назад.
Например, эпос о Гильгамеше повествует о том, что Гильгамеш, царь Урука, потерял своего большого друга, он сильно горевал о нем и лил слезы. Чтобы утешить его, к нему направился Шамаш.

Гильгамеш обращается к богу Шамашу со словами: «И бреду я отныне, Как разбойник в пустыне. Я покоя не знаю… (…) Где ж дорога ко благу? (…) Неужель так же лягу в глубь земли, как Энкиду? Друг мой, которого так любил я, с которым мы все труды делили, Энкиду, друг мой, его постигла судьба человека!».

Судьба человека – это смерть, поскольку боги, или силы природы, приберегли вечное бессмертие для себя: «Я опечален. Устрашился я смерти (…) Дальней дорогой бегу в пустыне». Шамаш дает ему следующий урок: «Гильгамеш, куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Сотворив человека, боги так рассудили: “Да уснет он в могиле. Только боги бессмертны, человек же родится, чтобы в прах превратиться”».

Знай и ты свою долю, есть и пить можешь вволю, Веселись днем и ночью, Пой, пляши, наслаждайся и ни в чем не нуждайся, И пируй каждодневно, Поутру умывайся, а потом одевайся в дорогие одежды, На заре, на закате улыбайся дитяти, Что твою держит руку, И супругу ты радуй жаром пылких объятий, Нет милее занятий!».

Это шумеро-аккадский эпос, но мы говорим также о Веданте, о великих Ведах, Упанишадах древней Индии. «Веды» происходит от аккадского “wadûm”, что значит «знать, ведать». Следовательно, именно из аккадской культуры Индия почерпнула данный термин, из которого далее происходит латинское “videō” (видеть, знать).

Аккадский корень id означает «это равное». Слова “identitа” (идентичность), “evidenza” (очевидность), “video” (вижу) равны, в силу id, присутствующей реальности того, кто видит и видим. Реальное подтверждает реальное. И это – живая связь нашего онто Ин-се.

Согласно Библии, человечество зародилось между реками Тигр и Евфрат. Затем, в силу превратностей климата, эпидемий, природных ресурсов, вмешательств и гражданских войн, аккадский язык покинул «Вавилонскую башню» и рассеялся, став единовременной матрицей множества языков.

Именно на этом первом языке изложена первая философия человека – элементарный гностицизм, когда слово, логос равны действию жизни в силу психобиологического контакта.

Мне нравится в этих народах то, что мы находим там человеческое существо, которое может сосуществовать как человек космотеандрический. Он живет в природе, где Бог и человек являются главными действующими лицами. И здесь открывается наша огромная ответственность, как мастеровых этого мира, и этого универсума.

Из книги А. Менегетти «Искусство, сновидение, общество».

Все содержание журнала «Философия лидерства» смотрите здесь.

Историчность Гильгамеша

Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес», что, возможно, значит «Предок героя». Легенды называют его сыном богини Нинсун и эна (верховного жреца) Кулабы, поселения вошедшего в состав Урука.

Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Подобно Энмеркару и Лугальбанде, ему посвящён отдельный цикл шумерских легенд, в которых описываются различные, не связанные друг с другом случаи из его жизни. До нашего времени сохранилось пять таких текстов. В начале 2-го тысячелетия до н. э. была написана длинная поэма, в которую, наряду с новым материалом, вошли некоторые более ранние шумерские легенды. Получившийся в итоге «Эпос о Гильгамеше», несомненно являющийся настоящим шедевром ассиро-вавилонской литературы и одним из самых красивых подобных произведений, написанных в древности, сохранился почти полностью.

Оттиск цилиндрической печати

Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском и аккадском языках, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии (хеттском, хурритском). Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия — до такой степени, что современные учёные часто воспринимали его легендарным персонажем, а не реальным человеком и правителем. Гильгамеш изображался в виде бородатого мускулистого человека, сражающегося с быками и львами, на множестве памятников — от цилиндрических печатей протописьменного периода до скульптурных рельефов, украшавших ассирийские дворцы.

Если верить эпической поэме «Гильгамеш и Агга», в начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге. Ага через послов потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём — лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Гильгамеш добился независимости города Урука. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.

В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается (см. Туммальская надпись) в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.

Вавилонский эпос представляет в качестве его важнейшего подвига постройку городской стены Урука. Возможно, речь в данном случае идёт об обнаруженной в ходе археологических раскопок более чем 9-километровой стене, опоясывающей руины Урука. Она сложена из плоско-выпуклых кирпичей, характерных для раннединастического периода, а значит, вполне могла быть построена в правление Гильгамеша. Толщина стены достигала более 5 м. Также рассказывалось о походе Гильгамеша в Ливан за кедровым лесом. Был ли в действительности такой поход — неизвестно. И, вероятно, если он и был, то не в Ливан, а в Элам.

Это интересно: 149,Гигантский Кодекс

В чем смысл концовки

Эпос раскрывает вопросы бытия и небытия. Путь героев, описанный автором, помогает понять, в чем главный смысл поэмы о Гильгамеше. Энкиду, пришедший в мир людей, вкусил их быт: отношения с блудницей Шахмат, укрытие тела тканью, употребление пищи. По замыслу автора этого недостаточно для звания человека.

Гильгамеш, изначально будучи земным жителем, теряет лучшие человеческие качества из-за одиночества. Встреча с равным по силе Энкиду гармонизирует царя.

Смерть Энкиду наводит страх на правителя, но осознание и принятие смертности человека возвращает царя к нормальной жизни. Человек превращается в ничто после кончины, если не оставил исторического следа, не сохранился в памяти. Осознавший это Гильгамеш после отчаяния возвращается к своей миссии — управлению Уруком. В современном контексте сотворение истории включает в себя совершенствование политической сферы, искусства, науки и любое развитие личности вширь.

Поэма о Гильгамеше, смысл которой актуален в современном мире, написана много веков назад. Современная интерпретация идеи затрагивает важные темы. Автор наделил произведение важным замыслом — призывом человечества к свершению важных и стоящих поступков, не противоречащих совести.

Все народности имеют своих героев. В древней Месопотамии таким прославленным героем был царь Гильгамеш — воинственный и мудрый, ищущий бессмертия. Найденные таблички с письменами, повествующие о нем, возможно, являются самым первым памятником литературного мастерства.

Мифы и легенды

Своенравный Гильгамеш – сын великой богини Нинсун и верховного жреца Лугальбанды. Биография шумерского героя известна с момента всемирного потопа, который смыл с лица Земли большую часть человечества. Люди, спасшиеся благодаря Зиусудре, стали возводить новые города.

Из-за роста численности поселений влияние Агги – последнего из правителей Шумера – стало падать. Поэтому, когда возмужавший Гильгамеш сверг в городе Урук наместника Агги, владыка Шумера отправил войско уничтожить дерзкого повстанца.

Шумеры

Гильгамеш уже прославился среди простого народа, как честный правитель города Куллабы, расположенного рядом с Уруком. После свержения местной власти, Гильгамеш провозгласил себя царем Урука и объединил оба города толстой стеной.

Агга в ярости напал на противника, но смелый герой не отступил. Мужчина собрал армию из молодых жителей и стал отстаивать свободу городов от гнета жадного правителя. Несмотря на большую армию, Агга потерпел поражение. Гильгамеш же получил титул владыки шумеров и перенес столицу государства в Урук.

Впрочем, Гильгамеш отличался не только силой и решительностью. Из-за буйного нрава и неуместной гордыни предводителя шумеров боги послали на Землю Энкиду, чтобы усмирить и победить мужчину. Но вместо того, чтобы исполнить возложенную на него миссию, Энкиду присоединился к Гильгамешу и стал лучшим другом правителя Урука.

Город Урук на карте

Вместе с Энкиду мужчина отправился в страну Хувавы – великана, сеявшего смерть. Гильгамеш хотел заполучить кедры, которые выращивало огромное чудовище, и прославить собственное имя среди потомков.

Дорога до Хувавы заняла много времени, но правитель шумеров добрался до волшебного леса, срубил кедры и уничтожил великана. Добытое сырье ушло на строительство новых дворцов в столице.

Несмотря на гордый нрав и пренебрежение законами, Гильгамеш чтил богов. Поэтому, когда богиня любви Инанне обратилась к мужчине за помощью, тот бросил все дела и помчался в храм, прославляющий богиню.

Демон Лилит

В этом храме росла красивая ива, которая радовала Инанне. Но среди корней дерева завелась змея. В стволе ивы демон Лилит выдолбила себе убежище, а в кроне свила гнездо кровожадная орлица.

Герой одним ударом отрубил голову змее. Увидев жестокую расправу, орлица улетела, а Лилит растворилась в воздухе. Благодарная Инанне отдала Гильгамешу часть дерева, из которой столяры изготовили волшебный барабан. Стоило только правителю Урука ударить в музыкальный инструмент, как все юноши кидались выполнять поручения, а девушки без колебаний отдавались во власть Гильгамеша.

Довольный мужчина провел в любовных забавах много времени, пока боги, которым надоело слушать жалобы женихов, оставшихся без невест, не отобрали у Гильгамеша волшебный инструмент.

Гильгамеш и Энкиду

Увидев, как страдает друг от потери любимой игрушки, Энкиду отправился в подземный мир, куда боги перенесли волшебный барабан. Но мужчина не учел, что выбраться из преисподней может только человек, который не нарушит правил. Увы, Энкиду нашел барабан, но не смог выйти из царства мертвых, чтобы вернуть пропажу.

В другой легенде о смерти друга Гильгамеша рассказывается в ином ключе. Богиня Иштар, впечатленная внешностью и смелостью Гильгамеша, предложила герою жениться на ней. Но Гильгамеш отказал красавице, потому что знал, что Иштар не отличается постоянством.

Обиженная богиня пожаловалась богу Ану, который наслал на Урук чудовище. Огромный небесный бык спустился на Землю, чтобы уничтожить любимый город. Тогда Энкиду бросился на врага, вскоре на помощь подоспел и Гильгамеш. Вдвоем мужчины победили опасного зверя.

Богиня Иштар

Но за расправу над небесным быком боги решили покарать Гильгамеша. После долгих споров решено было оставить правителя Урука в живых и отобрать жизнь у Энкиду. Молитвы и просьбы не смогли отодвинуть смерть мужчины. Через 13 дней лучший друг Гильгамеша умер. Оплакав товарища, царь Урука установил в честь Энкиду красивый памятник.

Опечаленный потерей, мужчина осознал, что тоже однажды умрет. Подобный поворот не устраивал своенравного Гильгамеша, поэтому герой отправился в опасное путешествие, чтобы встретиться с Утнапиштимом. В поисках бессмертия герой преодолел множество препятствий. Найдя мудрого старца, герой выяснил, что вечную жизнь дарит совет-трава, которая растет на дне моря.

Гильгамеш и змея

Известие не охладило пыл Гильгамеша. Привязав к ногам камни, мужчина достал волшебную траву. Но пока герой приводил в порядок собственную одежду, совет-траву утащила змея. Расстроенный Гильгамеш отправился обратно в Урук, чтобы прожить жизнь, полную приключений, и неизбежно умереть.

Бесконечная история — это история, конец которой не найден

На этом оборвался текст, выбитый на одиннадцати каменных табличках, найденных британскими археологами. Несмотря на то, что на двенадцатой тоже говорилось о Гильгамеше, учёные считают, что это не продолжение эпоса, а своего рода «спин-офф»: Гильгамеш вновь встречает живого и здорового Энкиду. Вместе они путешествуют в загробный мир, чтобы вернуть нечто, что украдено у царя. Но из-за утраченных фрагментов очень трудно понять, к какой части истории относится этот фрагмент.

Когда в конце 19-го — начале 20-го вв. эпос о Гильгамеше был переведён и напечатан, им вдохновились многие авторы самых разных жанров — от фэнтези до исторических романов. Древний персонаж стал героем аниме и компьютерных игр. Даже в мусульманских странах эта история очень популярна. Так, например, Саддам Хусейн был большим любителем историй о великом царе древнего Междуречья. Наверное, усатый тиран Ирака считал себя в некотором роде наследником Гильгамеша — победителя всего на свете

Гильгамеш в более поздних легендах

Имя Гильгамеша упоминается не только в месопотамских текстах, но и в Кумранских рукописях: фрагмент 13 Q450 «Книги исполинов» содержит имя Гильгамеша рядом с отрывком, переводимым как «…все против его души…». Эти же тексты использовались ближневосточными манихейскими сектами. Клавдий Элиан около 200 г. н. э. рассказывает о Гильгамеше (у Элиана он назван Гильгам) видоизменённую легенду о Саргоне Аккадском: оракул-де предсказал вавилонскому царю смерть от рук собственного внука, тот испугался и сбросил ребёнка с башни, но царевича спас орёл и воспитал садовник. Ассирийский богослов Церкви Востока Феодор Бар Конаи около 600 г. н. э. называет Гильгамеша (Глигмоса) в списке 12 царей, бывших современниками патриархов от Фалека до Авраама. Имя Гильгамеша (Длилджамиша) помнили даже в XV веке — Джалалуддин ас-Суюти называет его в качестве одного из демонов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: