Содержание
В мифы находятся басни или аллегории, позволяющие объяснить проблемы, которые объективно не воспринимаются человеком
В течение очень важной части истории люди наблюдали явления, которым они не могли дать объяснение, и поэтому они прибегали к рассказам, которые включали богов, полубогов, героев, монстров или фантастических персонажей
Это привлекательность, которую вызывают фигуры этого типа, и страсть историй, которым удалось найти повторение мифа из поколения в поколение, что является основным условием его сущности.
Различные цивилизации в истории предлагают очень поразительную мифологию, которую стоит знать. Однако интересно, что многие из этих мифических повествований сосредоточены на одних и тех же проблемах, показывая, что независимо от того, насколько разными были цивилизации, некоторые идеи влияли на всех одинаково.
Один из них — это создание мира, который вызвал большое количество историй, подчеркивающих, что человек всегда задавался вопросом, что он делает в мире, для чего он пришел и почему это было создано. Мифы, направленные на объяснение происхождения планеты, известны как космогонические мифы.
Космогонические мифы распространены наиболее широко, выполняя аналогичную функцию у разных народов: они предлагали интегративное видение мираони заверили психологическое спокойствие участников коллективной веры (потому что они объяснили присутствие в мире с точки зрения, которая давала объяснение и не предполагала очень короткого срока жизни на Земле), и в то же время они снизили определенные ценности, которые обеспечивали гарантию здоровой жизни в сообществе.
Тотальная война как война хаоса
У такой тотальной шизовойны нет строго отведенной территории. Рыцарский турнир был возможен только после разметки пространства. Классические войны имели театры военных действий и поле боя. За этими границами был космос. Хаосу давали строго отведенные зоны мира. Современная война хаотической демократии не знает никаких границ. Она ведется повсюду через информационные сети, дроны, беспилотники, через психические состояния блоггеров, пропускающих глубинный раскол через себя.
Современная война – это война хаоса по определению. Именно теперь открывается концепт discordia, «вражды», который мы встречаем у Овидия и который присущ некоторым – довольно древним — трактовкам хаоса. Хаос основан именно на вражде – причем не на вражде одних с другими, а всех со всеми. И целью войны хаоса является не мир и не новый порядок, а углубление вражды до самых последних слоев человеческой личности. Такая война хочет изъять из человека его связь с космосом, и при этом лишить творческого могущества для создания нового космоса, рождения новой звезды.
Именно в этом состоит демократический характер войны. Она ведется не столько государствами, сколько истерично расколотыми индивидуумами. Тут искажается все — стратегия, тактика, соотношение технического и человеческого, скорость, жест, действие, приказ, дисциплина и т.д. Все это уже систематизировано в теории сетецентричных войн. С начала 90-х годов Военное руководство США ставило своей целью имплементировать теорию хаоса в военное искусство. За 30 лет этот процесс прошел уже много стадий.
Война на Украине принесла с собой именно этот опыт – прямой опыт столкновения с хаосом.
Книга Бытия 1:2.
Связь между бездной Аваддон, расположенной ниже ада, шеола (как аналог Тартара у греков) и скольжением прекрасно показывает в своих работах Е.А.Авдеенко. См. Авдеенко Е.А. Псалмы: библейское мировоззрение. М.: Классис, 2016.
Период Архаики
Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.
Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.
Народные собрания в Афинах.
Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.
Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.
Мифы о героях
Люди появились на Земле уже в то время, когда на Олимпе правил Зевс. Согласно одним мифам, человеческий род вышел прямо из лона земли, а согласно другим – людей создали леса и горы. Была и версия того, что люди произошли от богов.
Была также легенда о четырех веках человечества. Согласно этому мифу люди появились в годы правления Кроноса и это был их золотой век. Они не старели, а жизнь проводили в трудов и забот. Но Кронос пал и люди вступили в серебряный век. Люди медленно развивались в это время. Их детство составляло 100 лет, а зрелая жизнь была слишком короткой. За то, что люди были злы и не приносили жертвы богам, Зевс убил их. Грубое и любящее войну людское племя жило в бронзовом веке. У людей была сила гигантов и каменное сердце. Именно в эти годы на Земле случилась Троянская война, жили Тезей и Персей, а также были совершены 12 подвигов Геракла. Только людям бронзового века было под силу совершать нечеловеческие подвиги. И вот наступил железный век, который продолжается и поныне. Уже нет великих героев, таких как Гектор и Ахилл.
Во всех мифах, где задействованы люди, боги сопровождают их или чинят им всевозможные препятствия, так что они неразлучно связаны.
Рис. 3. Геракл и гидра.
Хаос у греков
Если слово – χάος — греческое, то и смысл его должен быть изначально греческим, связанным с семантикой и мифом, а отсюда и с философией.
Самым корневым значением слова «хаос» является «зияние», «зев», то есть пустое место, которое локализуется между двумя полюсами – чаще всего между Небом и Землей. Иногда (у Гесиода) между Землей и Тартаром, то есть областью, расположенной под адом (Гадесом, Аидом).
Между Небом и Землей находится воздух, поэтому в некоторых более поздних системах натурфилософии хаос отождествляется с воздухом.
В этом значении хаос представляет собой еще неструктурированную территорию отношений между онтологическими и далее космогоническими полярностями. Именно на месте хаоса появляется порядок (изначальное значение слова κόσμος – красота, гармония, упорядоченность). Порядок – это структурированное отношение между полярностями.
Эротико-психический космос
В мифе на территории, ранее занятой хаосом, появляется (становится, возникает) Эрос и/или Психея. Эрос — сын полноты (Поруса, Неба) и нищеты (Пении, Земли) в «Пире» Платона. Эрос соединяет противоположности и разделяет их. Точно также и Психея, душа, находится между умом, духом, с одной стороны, и телом, материей, с другой. Они приходят на то место, где до этого царствовал хаос, и он исчезает, отступает, меркнет, пронизанный лучами новой структуры. Это структура эротического – психического! – порядка.
Таким образом, хаос – это антитеза любви и души. Хаос царит там, где нет любви. Но вместе с тем, именно на месте хаоса – в том же самой зоне бытия – и рождается космос. Поэтому между хаосом и его антиподами – порядком, Эросом, душей есть как смысловое противоречие, так и топологическое родство. Они занимают одно и то же место – место между. Дарья называла эту область «метафизическим фронтиром» и тематизировала ее в разных горизонтах в своих последних работах и выступлениях. Между одним и другим есть «серая зона», в которой следует искать корни любой структуры. Именно это имел в виду Ницше, что «только носящий в душе хаос способен родить танцующую звезду». Звезда у Платона, а далее у многих других, наиболее контрастный символ человеческой души.
Хаос: непознанная суть материализма
Новая волна увлечения хаосом приходится уже на ХХ век. По мере нарастающего внимания к дохристианской – прежде всего греко-римской – культуре многие древние теории и концепты были переоткрыты заново. Среди них и сложное понятие хаос, которое предлагало совершенно иное движение космогонической мысли, нежели креационистское повествование христианства, на низвержении которого основана современная материалистическая наука. Мы видели, насколько раннее толкование хаоса было близко к материи. И даже странно, что материалисты так долго не хотели этого замечать, несмотря на то, что параллели между представлениями о материи и о хаосе на удивление созвучны и аналогичны. Но даже несмотря на увлечение хаосом полноценных выводов о такой интерпретации материализма сделано не было, и исследование хаоса развертывались на периферии философии.
Жертвы богам
Греки приносили богам жертвы. Чаще всего они лили в огонь, горевший на жертвеннике, вино, оливковое масло, мёд или молоко. Если огонь в этот момент ярко вспыхивал, то считалось, что боги приняли жертву и обещают людям помощь. В особых случаях в жертву богам убивали сразу по сто быков. В «Илиаде» такая жертва называется «гекатомба» (сто быков). Говорят, что когда греческий математик Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принёс богам в знак благодарности гекатомбу. Олимпийским богам жертвовали белых животных, а подземным — чёрных. Мясо жертвенных животных частично сжигали на огне, а остальное съедали. Жертвоприношение греки понимали как общую, дружественную трапезу людей и богов. Древнегреческая мифология на wikipedia.org >>
Мемфисская космогония
В основу пересказа положен текст «Стелы Шабаки»
По преданию, передаваемому Геродотом (Геродот, II. 99), Мемфис заложил первый фараон Менеc (египетск. Аха? Нармер?), объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого царства — до распада централизованного государства при VI династии.
Первоначальное название города — Хет-Ка-Пта — «Дом («души») Ка (бога) Птаха», по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом «Айгюптос». С VI династии город получил название Меннефер («Прекрасная обитель»), которое звучало по-коптски «Менфе» и трансформировалось греками в Мемфис.
В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть — тело и стал богом (илл. 11).
Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анх», затем — творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной плоти — из земли.
Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке — Слово «Атум»; бог произнёс это имя — и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, — но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис.
Илл. 11. Статуэтка Птаха. Музей древностей, Турин.
После того, как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. <…> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.
Илл. 12. Мемфисская Триада. Справа налево: Птах, Сохмет, Нефертум.
Прорисовка рельефа с колонны одного из залов храма Птаха в Карнакском храмовом комплексе
и рельефа из гробницы Таусерт в Долине Царей; XX династия.
Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение, Птах остался доволен.
Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и неживом, что есть на земле. Египятне почитают его как покровителя искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена — грозная богиня-львица Сохмет и их сын — бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду (илл. 12).
Илл. 13. Хух и Хаухет, Амон и Амаунет (остальные пары богов гермопольской Восьмёрки изображались аналогично).
Прорисовка рельефа из храма Исиды на острове Филэ; Птоломеевский период.
Новая демократия как социальный хаос
Теперь теории хаоса из фундаментальной физики и философии мифа постепенно переходили на социально-политический уровень. Если классическая демократия предполагала строительство иерархической системы, лишь отталкиваясь от решений большинства, то новая демократия стремилась делегировать отдельным индивидуумам как можно больше полномочий. Это неминуемо ведет к хаотизации общества и меняет критерии политического прогресса. Вместо того, чтобы упорядочивать это, прогрессисты стремятся к новым формам контроля – и эти новые формы все дальше отходят от классических иерархий и таксономий и постепенно сближаются с парадигмами новой физике с ее приоритетом, отданных изучению сфера хаоса.
Кем были первые древнегреческие боги?
Сведения об олимпийских богах наиболее полные и объемные, однако жители Олимпа относятся лишь к третьему поколения божественных существ, управляющих миром. До олимпийцев мир познал титанов, а также первопотенций — первых богов и прародителей управленцев мирозданием.
Гея – богиня земли
Гея
Древнегреческая богиня Гея считается матерью всего сущего на земле. Будучи божеством первого поколения, она упорядочила все стихии, существовавшие в Хаосе и возникшие из него. Также, согласно мифам, она воспроизвела из самой себя звёздное небо, горы и водную гладь, а после этого породила чудовищ и титанов, став прародительницей богов-олимпийцев.
Изначально Гея изображалась в образе множества детей и плодов. Позже ее образ трансформировался в пышногрудую женщину в зелёных одеждах, выходящую из земли.
Нюкта – богиня ночи
Нюкта
Нюкта или Никта относится к первичным мирообразующим потенциям и является богиней Ночи. Ее образ пугал древних греков, а потом остались довольно условные изображения Нюкты – она предстает в образе девушки, закутанной в черные одеяния, скрывающие и ее лицо.
Богиня ночи прославилась своими потомками, а также тем фактом, что в битве с титанами сражалась на стороне олимпийцев.
Уран – бог неба
Уран
Уран – прародитель жизни на земле, однако особого почитания древними греками он не заслужил. До сих пор не обнаружены любые изображения или изваяния этого бога. При этом его имя упоминается в литературе, химической таблице, а также в названии планеты Солнечной системы. Присущие ему атрибуты также не установлены.
Эреб – мрак
Эреб
Эреб – один из первых богов Древней Греции, являющийся порождением Хаоса и Мглы. Сам олицетворяет первобытный туман или мрак, появившийся из Тартара. Согласно мифологии, через этот туман проходили души заядлых грешников на пути в бездну, что уже служило наказанием для них.
От союза с Эребом родился ряд богов второго поколения, покровительствующих смерти, сну, возмездию, бедствиям, раздору и т.д.
Тартар – бездна
Тартар
Тартар относится к первому поколению древнегреческих богов, возникших из Мглы и Хаоса. Позднее его имя стало нарицательным, обозначающим самые темные и пугающие уголки мироздания, которые существуют под царством мертвых. В мифологии фигура Тартара также ассоциируется с этим местом, и сам представитель первых богов изображается как черная бездна с огромными руками и когтями.
Согласно древнегреческой мифологии, в тартар заключили титанов, восставших против богов Олимпа. Позднее они были отпущены, так как наказание сочли слишком жестоким.
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Первые боги
Космогония древних греков постепенно усложнялась, по мере развития цивилизации. В эллинистический период изначальное описание сотворения мира было дополнено некоторыми подробностями и объяснениями, которых нет в «Теогонии» Гесиода. Но именно анализ ранних текстов особенно полезен для понимания, как создавалась сложная и разветвленная система древнегреческих мифов и каков их глубокий символический смысл.
По Гесиоду, всё начинается с изначального Хаоса. Слово «хаос» с греческого можно перевести как «разверзшаяся бездна» или «зияющее пространство». Это бесформенная, безличная, но при этом подвижная и постоянно бурлящая бездна, которая никем не создана и произвольно возникла ниоткуда. В этом бурлении Хаоса, однако, уже заложен потенциал для рождения Вселенной, которая, в отличие от Хаоса, как раз обладает и содержанием, и формой.
После Хаоса появилась Гея — Земля, мать всего сущего, «всеобщий приют безопасный». Но вместе с Геей появляется и мрачный Тартар — глубокая и опасная бездна, своеобразное «аль- тер эго» заботливой матери-земли, ее темная сторона, способная поглотить без следа.
Культ Геи, матери-земли, был широко распространен в Греции, храмы ей стояли уже в Афинах — одном из самых древних городов Пелопоннеса. Она изображалась в виде полногрудой женщины, верхняя половина которой возвышалась над землей, нижняя же утопала в ней
И наконец, четвертое изначальное божество по Гесиоду — Эрот, или Эрос. Он не имеет отношения к явлениям природы, не связан ни с землей, ни с небом, но зато он обладает властью над людьми и богами, пробуждая в их душах любовь и страсть. Идея включения Эрота в этот изначальный список, возможно, принадлежит самому Гесиоду. Этим автор хотел подчеркнуть огромную силу любви и ее влияние на каждого человека.
Гея, в свою очередь, породила Урана — Небо, которое окутывает ее со всех сторон, и Понт — морскую пучину. У неба и моря нет отца, только мать. Земля, воздух (небо) и вода были теми тремя стихиями, рядом с которыми человек существовал и с которыми вынужден был считаться, поэтому они появляются в мифе раньше всех других существ и богов.
Перечисляет Гесиод и других детей Геи, рожденных ею от союза с Ураном-Небом. Впоследствии они получили наименование «титаны». Самые известные из них: Океан — бог воды, Фемида — богиня правосудия и мирового порядка, Мнемозина — богиня памяти и будущего, и, наконец, Кронос, или Хронос, — бог времени, самый могущественный из титанов. Вступая в браки друг с другом, шесть титанов и шесть титанид породили следующее поколение титанов, в числе которых — бог солнца Гелиос, богиня луны Селена, а также Атлант и Прометей.
Данте Габриэль Россетти. Мнемозина. 1875-1881. Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, США
В античных источниках можно отыскать шесть разных объяснений происхождения всего сущего:
1) из Хаоса,
2) из Тьмы (с разными наименованиями: Ночь, Тартар, Эреб),
3) из Хроноса,
4) из той или другой «стихии» (Вода, Земля, Воздух, Огонь, Эфир, Небо),
5) из Океана,
6) из Яйца
Обожествление природы
Как и все древние народы, жители Балканского полуострова прошли через несколько этапов формирования религиозных представлений, двигаясь от фетишизма — обожествления природы во всех ее проявлениях к антропоморфизму — наделению богов человеческими чертами, внешними и внутренними.
Титаны — архаические боги, придуманные, возможно, еще до прихода на Балканы греческих племен,— как раз и относятся к периоду фетишизма. Древние греки воспринимали всю природу вокруг себя как проявление божественного, каждое дерево или минерал они наделяли духом. Все изначальные божества древнегреческой космогонии — это проявления разных стихий и природных явлений, они еще не наделены человеческой формой, но уже активно влияют на человека и его жизнь, ведь на ранних этапах развития цивилизации человек, несомненно, всецело зависел от природных сил и от их «благосклонности». Эта зависимость человека от земли и ее даров и отразилась в мифах, в особенности — в образе Геи, богини земли.
Кроме титанов, Гея породила шесть чудовищ-великанов — трех одноглазых циклопов и трех огромных, размером с гору, сторуких гекатонхейров. И те, и другие были олицетворением могучих стихийных сил природы, с которыми не под силу совладать простому смертному
Гверчино. Атлас (Атлант). 1646. Музей Бардини, Флоренция
Советский историк и исследователь Алексей Лосев называет этот этап развития древнегреческой мифологии «хтонизмом» (от греческого слова, означающего «земля»). По мере того как человек обретал большую самостоятельность и независимость от природы, на смену архаическим «хтоническим» мифам о титанах пришли новые, «героические» мифы об олимпийских богах.
Эллинистический период
Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).
Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.
После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.
И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.
Характеристики космогонических мифов
В структура космогонического мифа обычно начинается с идеи расстройства или оригинальный хаос, ситуация, в которой мир не был сформирован: узел истории — это как раз группировка неупорядоченных элементов для эффективного построения мира.
Творческий агент мира, каким мы его знаем, всегда Бог, или таинственная и странная сила: явления происходят, и всегда те, что происходят первыми, — это явления физических мидян, необходимые для жизни. Самые захватывающие мифологии связаны с абстрактные понятия по внешнему виду, наделенные собственной божественностью.
Для характеристики этих мифов также важно думать об отношениях, которые они имеют по отношению к людям и богам: иногда отношения являются отношениями подчинения, в то время как в других это своего рода договор, по которому люди должны жить. гармония с собой и с землей
Ни в коем случае мифология не предлагает мужчинам полную свободу действий.Ведь именно мифы пытались упорядочить жизнь людей в сообществе.
Космогонические Мифы Древней Греции
Если говорить кратко о мифологических сюжетах, следует отметить, что большинство из них рассказывает о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах мифических и исторических героев. Выделяется два типа мифов и легенд Древней Греции – героические и космогонические.
Космогония начинается с того, что вначале всего был Хаос. Из Хаоса появились два бога – Уран (небо) и Гея (земля). Они сотворили существующий мир. Дети Урана и Геи были обезображены и свирепы, за что отец каждого выбрасывал в бездну подземного Тартара. Гея слышала крики титанов, их детей, и уговорила младшего из них, Кроноса, напасть на Урана.
Кронос смог свергнуть отца и захватить власть в мире. Он женился на Рее, но боялся, что и его дети отнимут у него власть, поэтому каждого ребенка он съедал.
Лишь одного из детей Рея смогла уберечь от участи остальных – Зевса. Его спрятали на Земле, где он вырос и возмужал.
Рис. 1. Статуя Зевса.
Зевс устроил так, что Кронос выпил рвотного зелья, после чего изрыгнул своих детей – Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона. Кронос вступил в битву с детьми и на его стороне выступили остальные титаны. Зевс же освободил из Тартара циклопов, которые решили исход десятилетней битвы. Свергнув отца, Зевс стал верховным богом над другими и все они поселились на вершине горы Олимп. Но недолго пировал Зевс. Против них восстали гиганты, сыны Геи. Ни молнии Зевса, ни оружие других богов не могло победить гигантов, которые бросали огромные камни в богов. Камни, отскакивая в море, образовывали острова. Вскоре Зевсу удалось узнать, что их может поразить смертный человек и тогда Афина привела Геракла. Благодаря ему была одержана победа, и на Олимпе снова был восстановлен мир.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Согласно греческой мифологии, у Зевса очень долго и мучительно болела голова. Чтобы избавить его от постоянных страданий, Зевс упросил Гефеста расколоть ему голову кузнечным молотом. Когда дело было сделано, из головы выбралась богиня мудрости – Афина. Так произошло ее рождение.
Рис. 2. Рождение Афины.
Шизовойны
При этом война не исчезает, но помещается внутрь индивидуума. Хаотический индивидуум ведет войну с самим собой, он усугубляет раскол. Этимологически шизофрения означает «рассечение», «разрез», «расчленение» сознания. Шизофреник – даже внешне мирный – живет в состоянии яростного разрыва. Он впускает войну внутрь. Так оправдывается на новом витке гипотеза Томаса Гоббса о «естественном состоянии» человечества, описанном этим автором как хаос и война всех против всех. Только это не раннее «естественное» состояние, а позднее, не предшествующее построению иерархических типов обществ и государств, а последующее за их обрушением. Мы видели, что хаос противоположен космосу, равно как вражда противоположна любви у Эмпедокла. Мы также видели, что Эрос и хаос альтернативные состояния топоса великой промежуточности. Так вот: хаос – это война. Но не всякая война – ведь созидание порядка тоже есть война, насилие, укрощение стихий, их упорядочивание. Хаос – это особая война, война тотальная, проникающая глубоко внутрь. Это шизовойна, захватывающая в свои ризоматические сети всего человека.
Подчинить хаос, не выстраивая порядка
Можно определить всю эту область исследования хаотических процессов (в понимании современных физиков) как стремление овладеть хаосом
Важно, что речь идет не о построении космоса из хаоса. Тут скорее обратное – построение хаоса из останков, руин космоса
Хаос предлагалось не искоренять, а постигать и отчасти углублять. Контролировать и модерировать, а не преодолевать. А так как далеко не везде уровень хаотичности был продвинутым, хаос нао было и искусственно провоцировать, подталкивая к нему, распадающийся рационалистический порядок. Так изучение хаоса приобрели своего рода моральное измерение: переход к хаотическим системам, искусство управления ими воспринималось как признак прогресса – научного, технического, а далее социального, культурного и политического.