Кносс, «дышащий» преданьями
Память о Кноссе хранят предания и легенды, где много надуманного и запутанного, но порой в них отражаются исторические факты. Кносский дворец «дышит» преданиями.
Зевс и Европа
Легенда утверждает, что владыка олимпийских богов Зевс родился и вырос на Крите. В обличье белого быка повелитель украл Европу, которая играла с подругами на берегу моря, и увез на спине на свой остров.
Здесь он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой: у них родилось трое сыновей, младший, по имени Минос, основал Кносс.
Зодчий Дедал с сыном Икаром украсили город. Царь приютил мастера на острове и пользовался его искусством. Дедал вылепил статуи Миноса и его дочерей. Для жены Миноса, Пасифии, изготовил деревянную корову на колесах, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг.
Наказание Миноса
Повелитель богов Зевс и бог морей Посейдон покровительствовали Миносу, за что Посейдон попросил в жертву из стада царя самого красивого быка. Минос пожалел любимца и отдал Посейдону красавца коня.
Рассерженный бог в отместку пробудил у жены Миноса страсть к быку. Женщина втайне от мужа скрылась с предметом страсти в деревянной корове, стоящей на лугу, в результате чего родился Минотавр – человек с бычьей головой, жестокое кровожадное чудовище.
Дедал создал лабиринт, куда Минос поселил Пасифию с Минотавром. Чтобы чудовище безвылазно жило в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников. Раз в 8 лет он просил дань – 14 юношей и девушек.
Царь Минос, не желая посылать на смерть подданных с Крита, приказывал высылать в жертву чудовищу молодых людей с Афин.
Подвиг Тесея
Афинский принц Тесей решил убить чудовище. Отправившись на Крит, Тесей договорился с отцом, царем Эгеем, если победит Минотавра, то при возвращении заменит черные паруса на корабле белыми.
Оказавшись во дворце Миноса, принц очаровал дочь царя, Ариадну. Влюбленная девушка знала, что, победив Минотавра, Тесей самостоятельно не выберется из лабиринта. Ариадна подарила ему клубок, нить которого указала дорогу домой.
Отважный Миноса и вместе с Ариадной отправился на родину. Минос, обещавший дочь в жены богу Дионисию, требовал вернуть Ариадну. Тесей никого не слушал, и боги поняли, что уговоры напрасны. Тогда всемогущие наслали на Тесея проклятье: он, торопясь с невестой домой, забыл про обещание отцу.
Эгей ждал сына на скале и, увидев черные паруса приближающегося корабля, в отчаянии бросился в море. С тех пор море называют Эгейским.
Гибель Дедала и Икара
Когда Тесей вышел из лабиринта, убив Минотавра, Минос запер туда Дедала с сыном, откуда пленники сбежали. Сделав искусственные крылья, отец и сын поднялись в небо, так что царь не мог их вернуть.
Икар погиб, неосторожно приблизившись к солнцу: воск, связывающий перья крыльев, растопился, и Икар упал на землю. За сыном добровольно последовал безутешный отец
Двор Кносского дворца
Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.
Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).
Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.
Кносс, дышащий преданиями
Помимо археологических находок есть еще и историческая память, хранимая в преданиях и легендах, оставшихся нам от древних народов. Эти предания, может, не совсем объективны, в них много надуманного и запутанного, но порой в них находят отражение и исторические факты. В любом случае, легенды создают романтический ореол былой эпохе. Кносский дворец в буквальном смысле «дышит» преданиями и легендами, оставленными древними греками.
Похищение Европы. Тициан, 1559-1562 гг.
Начнeм с того, что сам владыка олимпийских богов Зевс родом с острова Крита, где он втайне от своего отца Кроноса и вырос. Видимо, не зря Зевс в обличье белого быка украл Европу, игравшую с подругами на берегу моря, и увез на своей спине именно на Крит. Здесь Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Сарпедон, Радаманф и Минос. Последний — личность историческая, сыгравшая роль в создании Кносса.
Так, по преданию, заложил город царь Минос (ему приписывают основание и других критских городов — Феста и Кидония), а зодчество доверил знаменитому мастеру Дедалу.
Дедал и Икар.
Ф. Лэйтон, 1869 г.
По легенде, царь дал мастеру приют на острове и взамен очень долго пользовался его бесценным даром. На Крите Дедал вылепил статуи, изображающие Миноса и его дочерей, изготовил для жены Миноса Пасифаи деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг (в корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять страсть к одному быку). Дедал создал также лабиринт. Миф гласит, что в нем обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык).
Когда герой Тесей бежал из лабиринта, убив Минотавра (об этой легенде речь пойдет чуть позже), Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте. В конце концов, такая жизнь, напоминающая плен, стала тягостной для Дедала и он решил бежать вместе с сыном. При помощи искусственных крыльев они спаслись от преследований Миноса
Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев
Минотавр с лабрисом в руке, древнегреческая бронзовая статуэтка,
IV в. до н. э.
Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон,
425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид
Кносский дворец, история
В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. В истории его различают два периода. Первый относится к 2000—1700 годам до н. э. и называется «раннедворцовым», тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до н. э. На месте руин минойцы построили новый дворец. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации. Руинами этого шедевра загадочной минойской цивилизации можно полюбоваться и сейчас.
Дворец огромен, — по сути своей это была не просто резиденция царя и его двора, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс, Планировка Кносского дворца невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Сами дворцовые помещения отличаются изысканным вкусом и аскетизмом, а стены многих помещений декорированы фресками, изображающими юношей, занимающихся спортом, девушек, прыгающих через быка.
Вид, который имеет дворец в наши дни, во многом является заслугой сэра Артура Джона Эванса. В 1894 г. Артур Джон Эванс выкупил земли в районе Кносса, а в 1900 г. начал масштабные раскопки Кносского дворца и его окрестностей. Эванс трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска «Принц с лилиями» и многие другие находки, большинство из которых были перемещены в Археологический музей Ираклиона.
Планировка и архитектура Кносского дворца Минотавра на Крите
Устройство, инженерное оснащение и оформление дворца Миноса на Крите достаточно полно говорит об изнеженности его обитателей. Изнеженность, впрочем, не делает человека дурным. Она учит его изобретательности. Водопровод был уникальным сооружением того времени. Помимо этого, в Кносском дворце на Крите имелись ванны и бассейны для омовений. Конечно, никто не желал лишаться сих благ. Размеры здания непрерывно увеличивались вширь и ввысь.
Вероятно, изначально дворец был одноэтажным строением, имевшим вход с центрального двора. По мере увеличения этажности царские покои перемещались вверх. Для входа в помещения верхних этажей были устроены широкие лестницы из каменных плит. Впрочем, тронный зал Кносского дворца на Крите остался на нижнем этаже.
Со временем плоские крыши превращались в межэтажные перекрытия Кносского дворца. Использовать традиционные арки в качестве опорного элемента при столь бессистемной организации строительства не представлялось целесообразным. Опорами служили деревянные колонны красно-черного цвета, которые создавали праздничную атмосферу. В этой своеобразной символичной системе цвет также нес смысловую нагрузку. Темные краски (черная, красная, коричневая) по аналогии с египетской традицией, о коей Крит был достаточно осведомлен, символизировали мужское начало, светлые – женское. В Древней Греции «небо» на собственных плечах держали уже Атланты.
Помимо контрастного цветового решения, колонны Кносского дворца на Крите имели совершенно особенную форму, предопределенную постоянной сейсмической активностью на острове. Нижняя часть колоны защемлялась в каменном основании. Верхняя часть имела увеличенный диаметр, обеспечивая большую площадь и устойчивость опоры. Верх колонны венчался капителью в форме круглого валика, на которой лежала квадратная опорная плита. Существует гипотеза, что уменьшение диаметра колонн к основанию было вызвано намерением улучшить освещенность помещений античных сооружений.
Немного истории
Местность впервые была заселена в период неолита 7000-3000 года до н.э. Строительство дворца и соседних построек проходили в минойское время. Это связано с мифами о царе Миносе – правитель самого влиятельного города в Средиземном море – Кносса. До XVII века до н.э. – первая застройка, до XIV века до н.э. – вторая застройка. 1450 год до н.э. произошло частичное разрушение и заселение народа с греческого материка. Новая жизнь появилась в эллинистический период и при римских завоеваниях. Тогда же созданы святилище, башни, гробницы и т.д.
greek.ru
В 1878 году археологическое открытие совершил Минос Калокаиринос. Затем основную часть находок откапал Артур Эванс 1900-1931 годах. Реставрация проходит с 1936 года по наше время. Крупные детали воссозданы по древним останкам, а ценные древние предметы перевезены в музеи. Хранить их на открытом воздухе опасно.
aktis.rent
Кносский дворец
Дворец располагается на Крите близ столицы – города Ираклиона. Он имел огромную площадь и около 1200 комнат, располагающихся крайне хаотично и непонятно. Отсюда и пошли ассоциации дворца с лабиринтом. Дворец отстраивался несколько раз из-за того, что частыми были землетрясения, которые его разрушали. Новые дворцы настраивались поверх остатков старых, из-за чего постройка имела несколько этажей.
Учёные выделяют два периода в существовании минойской цивилизации: раннедворцовый период (ок.2000 – 1700 гг. до н.э.) и новодворцовый (1700 – 1450 гг. до н.э.). Второй период был временем наибольшего могущества минойской культуры и её центра Кносса. В этот период минойцы имели развитое искусство, им было знакомо инженерное мастерство и врачебное дело, а также письменность. Во дворце находились комнаты для царя, который в то же время был и жрецом; ямы для хранения зерна, световые колодцы; сокровищницы; святилища.
Организация пространства внутри дворца
Необычно, что во дворце не было ни одного окна: их функцию выполняли световые колодцы. Они были проделаны в крыше постройки таким образом, что давали прекрасное освещение комнат. В то же время колодцы служили вентиляцией помещений. В западном крыле дворца находились административные и религиозные помещения. В этой же части дворца располагается Тронный зал – комплекс комнат. В них находились сам зал, бассейн очищений и святилище. В центре тронного зала возвышается трон из алебастра. Стены дворца были исписаны яркими фресками, изображающими процессии, сцены боёв с быками. Комнаты царской семьи находились отдельно от других помещений. Они были также светлыми и украшенными чётко прорисованными фресками.
Минойскую цивилизацию, а с ней вместе и Кносс погубило извержение вулкана на острове Санторин (Тира), произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. Конец цивилизации пришёл не столько с извержением, сколько с цунами, вызванным им. После этой трагедии минойская цивилизация не смогла оправиться. Вся флора и фауна погибла из-за пепла, покрывшего территорию Крита. Эти земли станут использоваться через долгое время уже другим племенем – ахейцами. Сам дворец был обнаружен на окончании XIX века Артуром Эвансом, он же и руководил его реконструкцией. Сегодня Кносский дворец посещает огромное количество туристов, приезжающих на гостеприимный остров.
Как посетить Кносский дворец
Самостоятельно посетить Кносский дворец на острове Крит довольно просто.На Крите хорошо развито автобусное сообщение и есть понятный график движения. На остановках висят таблицы с режимом движения автобусов. Ехать до Кносса проще всего с автовокзала Ираклиона. Если вы остановились в другом городе, придется доехать оттуда до Ираклиона сначала.
От автовокзала ехать минут тридцать, проезд стоит 1,5 евро. Вход платный — 6 евро. бывает большая очередь, но она быстро движется.
Также можно приехать на арендованном авто или на такси.
Время работы Кносского дворца и стоимость билетов
Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.
Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.
Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.
Немного о Минойской цивилизации
Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.
Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.
Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.
Фреска под названием «Коридор процессий»
А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?
На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.
Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.
Фреска «Игра с быком»
Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.
Эта фреска получила название «Парижанка»
Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!
Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам
В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.
План Кносского дворца
Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.
Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.
Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.
Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б) пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.
Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.
Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт, что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.
История и описание Кносского дворца
Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.
Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.
23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.
Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.
Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.
В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.
Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?
Фреска «Парижанка»
Фреска «Дельфины»
Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.
В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.
Дворец изнутри
Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат)
Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Тронный зал
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Фрески дворца
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Внутри Тронного зала
Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.
Водопровод, канализация и вентиляция
Греки были первыми, кто смог обеспечить себя этими важными коммунальными удобствами. Уже в следующей эпохе греческой истории технологии были утеряны, и водопровод появился уже только у римлян.
Водопровод и канализация представляли собой желоба, по которым текла вода или нечистоты. Конечно, труб тогда еще делать не научились, но если бы минойская цивилизация просуществовала бы дольше, кто знает.
Во дворце существовала специальная система вентиляции, которая состояла из сооружений, вернее всего назвать их колодцами, и по ним воздух поступал на нижние этажи. Верхние части зданий вентилировались естественным образом благодаря большим террасам.