Микены

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга.

Позднеэлладский период (XVI — XII вв. до н. э.)

Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода — Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всём Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений — а их раскопано не менее сотни — по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранний периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3—4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвёртым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камеру вёл через открытый коридор—дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений — купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

Древнегреческие мифы о Микенах

Греция дышит своей историей, которой пропитано здесь все. Легенды и мифы утверждают, что город построен сыном Зевса и Данаи – Персеем, победившим Медузу Горгону. Хорошо укрепленную цитадель надежно защищали от нападений врагов высокие толстые стены.

Микенцы и сами были бесстрашными завоевателями. Здесь родился царь Агамемнон, правитель и наследник династии Персея, который прославился тем, что пошел войной на Трою – соперника за господство в Средиземноморье.

Десятилетняя осада Трои, которую устроили воины Агамемнона, закончилась победой воинственного царя. Однажды удача от него отвернулась, но боги вернули ее завоевателю за то, что он исполнил повеление Оракула и принес в жертву собственную дочь Ифигинию.

Жена царя, Климнестра, не простила мужу смерть дочери. Вступив в сговор с его противниками, царица убила Агемемнона в ванной. Спустя три тысячелетия женщин-мужеубийц греки называют именем древней царицы.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

История открытия цивилизации

Эгейская цивилизация возникла на рубеже 3000—1000 гг. до н. э. Ещё до первых археологических находок на острове Крит о микенской культуре кратко упоминали греки в своей мифологии. В текстах писали:

  • о правлении царя Минея;
  • о таинственном лабиринте, в котором обитает чудовище;
  • о красавице Ариадне и герое Тесее.

Только в конце XIX века немецкие и английские археологи нашли первые доказательства реального существования крито-микенской цивилизации. Был обнаружен Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками. Кроме того, были найдены таблички с текстами, карты, памятники и другие произведения искусства.

Все находки свидетельствовали о высоком уровне развития крито-микенской культуры. Историки выяснили, что центром цивилизации являлся остров Крит. Столица находилась на пересечении торговых путей из Египта и Ближнего Востока. Это способствовало быстрому экономическому и культурному развитию района.

На Крите существовала собственная система письма. К сожалению, многие древние тексты до сих пор не расшифрованы. Художники изображали на стенах помещений быт простых людей, образы богов и царей. По внутренней планировке дворцы правителей напоминали лабиринты, описанные в греческой мифологии. Все помещения имели разное назначение, размеры и множество выходов.

Литература

  • Минойская культура // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Ирмшер Й., Йоне Р. Крито-микенская культура // Словарь антич­но­сти. — М.: Прогресс, 1989.
  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
  • Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118-201.
  • Бартонек А. Златообильные Микены. — М.: Наука, ГРВЛ, 1991. — 352 с.: ил. — (По следам исчезнувших культур Востока).
  • Бокиш Г. Дворцы Крита // Вестник древней истории. — 1974. — № 4.
  • Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. — М.: Наука, 1988. — 176 с.: ил. — (Из истории мировой культуры). — ISBN 5-02-008991-5.
  • Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980. — 120 с.: ил. — (Из истории мировой культуры).
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
  • Evans A. The Palace of Minos.

Падение микенской культуры

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что вытеснившие “микенцев” дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Этого объяснения далеко не достаточно.

Упадок микенской культуры начинается, по крайней мере, за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев.

Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе.

Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, по-видимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племен.

По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. до н.э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.

Уничтожение Микен

В период древнегреческого архаики (8-5 вв. До н.э.) на вершине микенской цитадели был возведен храм, посвященный Гере или Афине.

Микены позже приняли участие в персидских войнах, привлекая 80 человек к битве при Фермопилах. Соседний с Микенами город Аргос, который оставался нейтральным в войне, нанес ответный удар, покорив город и разрушив части его стен.

Когда-то во время эллинистического периода — периода между смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.) и возникновением Римской империи (31 г. до н.э.) — жители Аргоса основали деревню на холме Микены, отремонтировали некоторые стены цитадели и архаические Храм периода, и построил маленький театр по проходу к гробнице Толос Клитемнестры (жены Агамемнона).

Однако в какой-то момент новая деревня была впоследствии заброшена. Когда греческий географ Павсаний посетил область во 2-м веке нашей эры, Микены уже были в руинах.

Царский дворец

Туристы, покупающие экскурсионный тур в Микены, могут увидеть и другие исторические памятники этого когда-то богатейшего города. Прямо от Львиных ворот дорога вела в царский дворец. Развалины этого сооружения даже сейчас восхищают туристов. В центре здания располагался огромный прямоугольный зал с очагом — мегарон. Очаг был тщательно отделан и украшен витиеватыми рисунками, по четырем углам очага стояли массивные колонны, подпиравшие свод. Стены парадного зала украшали рисунки в критском стиле. Гомер называл в своих поэмах этот зал «сияющим». Нужно отметить, что минойцы были великолепными инженерами и архитекторами. Все сооружение было выстроено в разных уровнях, соединенных между собой вереницей коридоров и залов. Под дворцом располагалась система коммуникаций и водоснабжения города. Многие здания в пределах Микен строились в два или три этажа, что говорит не только о финансовой состоятельности горожан, но и об искусстве строителей.

В самом дворце предположительно располагалось древнее святилище. Археологи нашли несколько скульптур богинь и ребенка. Кому поклонялись микенцы, ученые не знают абсолютно ничего. Так же как не известны и не понятны историкам их погребальные обряды.

Раскопки древних Микен

В 1874 — 1876 гг. во время раскопок на территории Микен были обнаружены многочисленные гробницы, принадлежавшие царям полиса. «Могилы» строились в форме своеобразных куполов — «толосов», которые изготавливались из каменных плит. Чтобы иметь представление о размахе, можно представить себе сокровищницу Атрея — мифического царя. Высота погребальной камеры в ней составляет 13 м. (высота пятиэтажного здания), а ширина — 14 м.

Удивительно, но две огромные плиты над входной дверью, использованные вместо балок перекрытий, весят примерно 120 тонн вместе. К сожалению, гробница была разграблена еще в древности. Поскольку толосы (так назывались гробницы) могли позволить себе только знаменитые и богатые жители Микен, при раскопках здесь обнаружилось немало предметов из драгоценных материалов. Кроме того, захоронения позволили узнать много о Микенской культуре — ее время слабо освещено в литературных памятниках.

Не менее интересны и найденные у крепостной стены гробницы Клитемнестры и Эгисфа — микенской правительницы и ее любовника. К сожалению, могилы возлюбленных были повреждены еще в эллинистический период, когда над ними был построен знаменитый микенский театр. Позже захоронение царицы было отреставрировано, а во время раскопок в ней нашли немало дорогих украшений.Туристический портал gotro.ru

Микены — золотая маска 1600г. до н.э.Микены — золотые украшения найденные при раскопках

Гомеровский период или «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)

Гомеровский период в  древнегреческой истории получил название в честь прославленного поэта Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах.

Древнегреческий поэт-сказитель Гомер

Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века». Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

История Древней Греции этого времени не самая лучезарная. Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя. Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Посещение Микен

Время работы археологического комплекса МикеныВ зимний период с ноября по апрель археологический комплекс Микены можно посетить ежедневно с 8-00 до 17-00.В летний период с мая по октябрь комплекс работает ежедневно с 8-00 до 20-00.

Стоимость посещения археологического комплекса МикеныСтоимость билета в Микены составляет 12 евро, дети до 18 лет проходят бесплатно.

Как добраться до археологического комплекса Микены Комплекс Микены находится в 14 километрах севернее Аргоса по дороге в Коринф и Афины. Поэтому удобнее всего добираться на машине, либо воспользоваться автобусом в Аргос или Нафплион с междугороднего автовокзала Афин КТЕЛ Афинон, которые делают остановку в посёлке Фихты (Φίχτι), откуда до комплекса Микен примерно 4 километра.

В том случае, если пользоваться общественным транспортом — не ваш вариант, оптимальным решением будет взять в аренду автомобиль.

В Афинах, в том числе в аэропорту города, располагается большое количество офисов по прокату автомобилей. Правда аренда на месте, особенно в высокий сезон, обойдется значительно дороже.

Чтобы этого избежать и выбрать для вашего путешествия наиболее подходящий автомобиль по самой выгодной цене, вам следует забронировать автомобиль заранее.

В этом вам поможет мировой лидер в сфере онлайн бронирования автомобилей — Rentalcars.com, на сайте которого вы можете посмотреть цены прямо сейчас.

Найдите лучшую цену на отель в Греции

Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!

История открытия и изучения

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у Пэшли не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение полиса Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако чрезмерная цена, назначенная на участок с древностями, помешала ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1921 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Окрестности[править]

Микены расположены в центре области Арголида, насыщенной древними городами и другими интересными достопримечательностями. В 14 км южнее находится Аргос, претендующий на звание старейшего города материковой Европы. Ничего сопоставимого с Микенами там нет, но руины античных времён тоже вполне достойны осмотра, а высоко над городом стоит крепость, из которой открываются прекрасные виды на долину и море. Чуть дальше, уже на берегу моря, расположен уютный Нафплион — курорт с итальянским оттенком и ещё одной крепостью, а неподалёку от него Тиринф — второй после самих Микен памятник микенского времени.

К северу от Микен расположена полумифическая Немея, известная по убитому Гераклом Немейскому льву — сейчас там средней руки археологический комплекс, от которого не так далеко до Коринфа, ещё одной греческой достопримечательности первой величины.

Устройство древнего города

Микены – хорошо укрепленная крепость, построенная на скалистом холме высотой 280 м. Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяженностью 900 м, шириной – 6 и высотой – 7 м. Вес каменных блоков превышает 10 тонн. Крепостные стены получили название циклопических, греки считают, что их сооружение под силу только одноглазым чудовищам – циклопам.

В крепости жили только правители и их приближенные, городские жители обосновались у подножия холма.

Парадные ворота

В крепость входили по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота весом 20 тонн. Возведенные из трех громадных тщательно отшлифованных известняковых глыб, они закрывались двумя деревянными створками шириной 3 м.

Сверху над воротами – известняковая плита с двумя фигурами львов, развернутыми друг к другу. Львы, стоя на задних лапах, передними опираются на два алтаря. Головы зверей, изготовленные из слоновой кости, обращены на людей, входящих в цитадель: львы встречали всех путников.

Дворец

За Львиными воротами дорога поднималась вверх и упиралась в лестницу, ведущую во дворец, построенный на вершине скалы. Лестница ведет в просторные залы для царя и царицы с троном для владыки. Стены украшены фресками с изображением боевых колесниц, лошадей и женщин. В центральной части – очаг.

Тронный зал – помещение прямоугольной формы, крышу которого поддерживают 4 колонны. Здесь проходили собрания и суды. Около дворца – храм с круглыми алтарями и жилые двухэтажные помещения.

Гробницы царей

С правой стороны от Львиных ворот – гробницы, обнесенные каменной оградой. Для хранения праха венценосных особ строили усыпальницы в виде шахт. Гробницы строили из огромных каменных плит, по форме напоминающие гигантские купола диаметром и высотой до 14 м.

Вырубленные в скале прямоугольные погребальные комнаты уходят на глубину до 5 метров. Хорошо сохранилась гробница-сокровищница Атрея, в которой обнаружены кольца, кинжалы и мечи из золота, серебра и бронзы.

Круглая погребальная камера высотой 13 и шириной 14 м, в которую ведет коридор 36 м. Камера накрыта огромной каменной плитой. Ученые до сих пор не могут объяснить, как древние строители установили плиту весом 120 тонн.

Общественные отношения

После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских я пилосских табличек со знаками линейного письма Б, которые в течение полувека представляли собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. Повидимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов,обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле; многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой 50 мечей, в третьей 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи — термин, которым обозначались племенные вожди («цари») в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, повидимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Город бронзового века

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).

Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Посещение Микен

Время работы археологического комплекса МикеныВ зимний период с ноября по апрель археологический комплекс Микены можно посетить ежедневно с 8-00 до 17-00.В летний период с мая по октябрь комплекс работает ежедневно с 8-00 до 20-00.

Стоимость посещенияархеологического комплекса МикеныСтоимость билета в Микены составляет 12 евро, дети до 18 лет проходят бесплатно.

Как добраться до археологического комплекса МикеныКомплекс Микены находится в 14 километрах севернее Аргоса по дороге в Коринф и Афины. Поэтому удобнее всего добираться на машине, либо воспользоваться автобусом в Аргос или Нафплион с междугороднего автовокзала Афин КТЕЛ Афинон, которые делают остановку в посёлке Фихты (Φίχτι), откуда до комплекса Микен примерно 4 километра.

В том случае, если пользоваться общественным транспортом — не ваш вариант, оптимальным решением будет взять в аренду автомобиль.

В Афинах, в том числе в аэропорту города, располагается большое количество офисов по прокату автомобилей. Правда аренда на месте, особенно в высокий сезон, обойдется значительно дороже.

Чтобы этого избежать и выбрать для вашего путешествия наиболее подходящий автомобиль по самой выгодной цене, вам следует забронировать автомобиль заранее.

В этом вам поможет мировой лидер в сфере онлайн бронирования автомобилей — Rentalcars.com, на сайте которого вы можете посмотреть цены прямо сейчас.

Заключение

Микены выросли на месте деревушки и в течение нескольких столетий после упадка Кносса были настоящей европейской столицей своего времени. Находки в гробницах указывают на то, что богатства сюда стекались со всех сторон. Это был крупный культурный, административный и экономический центр.

Впрочем, военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова около 1100 г. до н. э. приводят микенскую культуру в упадок. Но в отличие от минойской куль туры, не оставившей особых «побегов», микенская культура не гибнет полностью. Часть ее населения переселяется в Афины, называвшиеся тогда Кекропией: там люди пытаются устоять перед натиском дорийских племен. В Афинах собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса (крупнейших городов микенской цивилизации), и их знания стали основой будущего расцвета Аттики. С падением ахейских государств и приходом племен греков-дорийцев завершается и история яркой эгейской цивилизации (минойской и микенской) и начинается история античной культуры.

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: