Пожароопасные сараи со стоячими местами: как были устроены кинотеатры в начале xx века и что превратило их во дворцы искусства

Битва за средний класс: как кинотеатры возвращали себе доброе имя

В 1910-х годах качество кинопродукции заметно улучшается. Фильмы уже не снимают «на коленке»; появляются прекрасно оборудованные студии, в производство вкладывают серьезные деньги. Только тогда стало понятно, что эта индустрия может быть золотой жилой.

Была лишь одна помеха: по-прежнему огромное предубеждение в обществе против кино и кинотеатров. Да, аудитория никельодеонов исчислялась миллионами, но, как Эйлин Боузер в книге The Transformation of Cinema, ее почти целиком составляли дети, подростки, иммигранты и рабочие. Многим представителям рабочего класса кинотеатры заменили походы в салун, который раньше был единственным доступным им видом досуга и способом социализации. (Современники даже ставили кинотеатрам в заслугу — или в вину, в зависимости от точки зрения говорящего, — банкротство и закрытие нескольких злачных заведений.)

Один из никельодеонов и его посетители-дети. Источник

Что до более привилегированных классов, то они продолжали считать кино примитивным развлечением для детей и необразованных «простолюдинов». Дурная репутация кинотеатров, с их грязью, теснотой, пожарами и вонью, усиливала эффект: «приличные люди» если и посещали такие места, то едва ли не тайком.

Вот примерно так и воспринимала кинематограф образованная публика, и заманить ее в никельодеоны было решительно невозможно.

Кинотеатрам нужно было срочно сменить имидж, и уже в 1910-х они берутся за это всерьез: и в США, и во Франции, и в России, и в других странах начинают появляться настоящие кинодворцы. Это уже не бывшие склады с простыней на стене: новые кинотеатры открываются в специально спроектированных зданиях, их интерьеры сияют хрусталем и мрамором, залы просторны и подчеркнуто роскошны. Так, в блистательной Parisiana на Невском проспекте в Петербурге ложи были оборудованы отдельными городскими телефонами — невиданное чудо для 1914 года.

Один из первых «кинодворцов» в Чикаго, 1910. Источник

Кинодворцы с их огромными нарядными фойе, гардеробами и ресторанами ознаменовали новый подход к кинопросмотру: теперь в кино не забегали на полчаса прямо посреди сеанса, не снимая верхней одежды. Поход в такой кинотеатр — почти светское событие; здесь можно с комфортом провести весь вечер, сюда не стыдно прийти самому и пригласить друзей. Меняется и кодекс поведения зрителей: теперь от них ожидается, что они будут сидеть на месте в течение всего фильма, не комментировать происходящее вслух и не мешать окружающим.

В попытке завоевать средний класс кинопроизводители сделали ставку на женщин, пишет Шелли Стэмп. От репутации низкопробного и безнравственного развлечения «для бедных» нужно было срочно избавляться, и сделать это было решено через матерей.

Так, когда в Нью-Гэмпшире в 1913 году открывался кинотеатр Star Theater, его владельцы разослали женщинам из окрестных районов персональные приглашения и бесплатные «билеты для леди». В них сообщалось, что «леди» и их семьи могут посещать Star без всяких опасений и быть уверенными в «учтивом обращении».

Вход в кинотеатр «Мулен Руж». Источник

Скажем, кинотеатр Princess Theater информировал потенциальных посетительниц, что семь рядов в их зале всегда будут зарезервированы «только для леди» во время дневных показов — чтобы дамы из «хорошего общества» были уверены, что им не придется соприкасаться локтями с кем попало.

Кинотеатр в Сиэтле. Источник

Специалисты по связям с общественностью женщин, что кинотеатры — это не просто респектабельный, но и общественно значимый вид досуга: «Нам очень нужна ваша протекция, ведь туда, куда пойдете вы, последуют ваши мужья и дети». Просто приходя в Star, женщины «помогали создать кинотеатр, где демонстрируются только достойные, высокоморальные, просветительские картины», подходящие для детей. Женщин объявили моральными авторитетами для своих семей и общества в целом; их наделили властью косвенно влиять на репертуар кинотеатров — и это не могло не льстить.

Понимая, что многие замужние дамы из «среднего класса» всё-таки не пойдут в кино без сопровождения (в конце концов, еще в XIX веке в развлекательных местах в одиночку появлялись только «дурные женщины», и этот стереотип был до сих пор силен), представители кинотеатров воздействовали на них с другой стороны — через их мужей. Мужчинам внушалась идея, что в новые кинотеатры можно без опаски приглашать мам, сестер, невест и жен; что это идеальный вариант как для семейного выходного, так и для романтического свидания. Что кинотеатры — это места, куда мужчины ходят не в одиночку или с приятелями, как раньше, а под руку с женщиной.

Необычные кинотеатры мира

Кинотеатр IMAX DOME (Тихуана, Мексика)

Зал для просмотра кинофильмов оборудован на кладбище Hollywood Forever Cemetery в Лос-Анджелесе, где похоронены многие известные актеры. Сеансы идут по выходным, а в канун Хэллоуина организован специальный показ.

В Лондоне работает кинотеатр Rooftop Film Club, в котором фильмы демонстрируются на крыше.

В IMAX-кинотеатре OmniTheatre (Сингапур) зал оборудован самыми современными стереосистемами, а зрители почти лежат напротив экрана высотой с пятиэтажный дом. Все это обеспечивает стопроцентное погружение в атмосферу фильмов.

Планетарий и кинотеатр «Полушарие» в Валенсии (Испания)

Необычные закрытые вечеринки Secrets Cinema регулярно проходят в Лондоне. Купив билет на сайте, зритель получает инструкцию, где и когда состоится просмотр нового фильма и в каком виде туда следует явиться. Для каждого фильма изобретается свой тематический антураж. Например, на сеанс «Охотников за привидениями» нужно было приносить с собой разнообразные ловушки для нечисти.

Поделиться ссылкой

КИНО КАК ЧАСТЬ ЭСТРАДНОЙ ПРОГРАММЫ

Семья Люмьер была одной из тех богатых семей, которая приобрела аппарат «кинетоскоп» для частного пользования. Братья Люмьер усовершенствовали кинетоскоп, снабдили его грейферным механизмом, позволяющим пленке плавно передвигаться. В результате их экспериментов появился аппарат, под названием «кинематограф». Он представлял собой небольшой деревянный ящичек, в задней стенке которого открывалась дверца. Поместив за ней источник света, съемочный аппарат превращался в проекционный.

28 декабря 1895 г. в «Гранд кафе»(Франция, Париж, Бульвар Капуцинок) состоялся первый публичный показ кинематографа, проецирующего фильмы на экран. Показ был платным. Продолжительность сеанса была 20 минут, показывались 10 фильмов длительностью в 1,5-2, а стоимость билета составляла один франк. В первый день у них было всего 33 посетителя. А уже через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков.

Кинопоказы в «Гранд кафе» наглядно доказали наличие огромного интереса у публики к кинозрелищам. Кинематограф стал стремительно распространяться по всему миру. Первые годы кино было в равной мере ориентировано и на богатые и на бедные прослойки общества. Кинематограф, будучи громкой технической новинкой демонстрировался и царским семьям и массовой публике. Естественно, специализированных мест для кинопоказов не существовало

Первые киносеансы в основном устраивались в театрах, мюзик-холлах и водевилях как главная приманка эстрадной программы. То есть кинопоказ зачастую был не единственным мероприятием вечера, а лишь одной из составных частей театрально-танцевальной развлекательной программы.

Кинопоказы устраивались не только в помещениях, но и во временно сооруженных, передвижных залах. В провинциях фильмы демонстрировали разъездные киномеханики в любых удобных для организации кинопросмотра местах: на территории ярмарок, балаганов, цирков.

В 1897 году произошло событие, которое в значительной степени повлияло на дальнейшую организацию кинопросмотров. Как и каждый год, в мае в Париже устраивался Благотворительный Базар, участие в котором принимали и аристократические семейства. В одном из уголков Базара был возведен временный кинозал. Так как электричество в то время еще не было повсеместным, для передвижных кинопроекторов использовались эфирные лампы. На одном из кинопоказов, лампа погасла и оператор, желая посмотреть, в чем дело, зажег спичку. В результате вспыхнул пожар, охвативший весь кинозал. Погибло более 120 человек, в их числе немало аристократов. Этот случай охладил интерес богатой прослойки зрителей к кинематографу. Вследствие этого, основным кинозрителем стала широкая, но небогатая публика (в основном рабочие, мелкие торговцы, служащие, ремесленники, в Америке – иммигранты).

Таким образом, киносеансы из технической новинки превратились в один из видов развлечений массовой публики. Кино не было самостоятельным. Кинопросмотры организовывали только в местах массового скопления людей, которые пришли посмотреть на разнообразные эстрадные номера – как в помещении, так и на улице. Одним из таких номеров и был кинопоказ.

Популярность 3D-технологий и первые компьютерные маски: Аватар (Avatar) (12+)

Год: 2009

После 15 лет разработки в свет наконец вышел фильм Джеймса Кэмерона, и все поняли, что значит делать фильм в 21-м веке. Начнём с того, что до него технология 3D не пользовалась особой популярностью, ведь её не использовали в полной мере. В фильме «Аватар» же зрители смогли ощутить всю магию 3D-технологий, которая, благодаря специальным очкам делал картинку на экране более глубокой.

Компьютерные маски

Кроме этого, в данной картине впервые использовалась технология CG для «замены» настоящих лиц актёров масками, специально созданными на компьютере. До этого данная технология использовалась лишь во время создания мультфильмов. Данная картина повлияла на множество других фильмов, включая «Начало» с Леонардо Ди Каприо, «Гравитация» с Сандрой Буллок, и «Интерстеллар» с Мэттью Макконехи.

11.

Первый полнометражный мультфильм: Белоснежка и семь гномов (Snow White And The Seven Dwarfs) (0+)

Год: 1937

Сегодня практически любой полнометражный мультфильм обречён на успех, но так было не всегда. Уолт Дисней очень сильно рискнул, решив создать полнометражный мультфильм. Услышав, что он работает над мультфильмом, который длится больше часа, многие спонсоры не решались давать ему деньги на дальнейшую разработку, а владельцы кинотеатров не желали показывать ленту

Все сомневались в том, что картина сможет больше часа удерживать внимание детей в зале.

В итоге показ состоялся, и мультфильм принёс создателю невероятный успех, прославив имя Диснея во всём мире, и создав новый жанр в кино. Изначально Диснею приходилось лишь надеется, что фильм сможет отбить вложенные в него миллион долларов, но через два месяца доходы уже перевалили за 8 миллионов.

Это стало отправной точкой для полнометражных мультфильмов, которые до сих пор ежегодно и неоднократно радуют как детей, так и взрослых.

10.

Дальше на запад

Годы шли, американцы хотели больше фильмов, и вскоре стало сложно создавать фильмы индивидуально. Поэтому лучшим решением для независимых продюсеров было объединиться. Из небольших компаний, таких как IMP, Bison, Powers, Nestor и целого ряда других компаний, родилась кинокомпания Universal.Именно с этого объединения начался Голливуд. С открытием Universal City, Голливудские холмы вскоре превратились в сердце кинопроизводства. Не только Universal захватил холмы, вскоре и другие конгломераты развернули свою деятельность в пустыне. Такие студии, как 20-й век Фокс (20th Century Fox), Парамаунт (Paramount) и MGM (MGM) шли по стопам Universal. Учитывая высочайший спрос на фильмы и невозможность снимать их индивидуально, эти главные киностудии стали массово создавать фильмы, назначая продюсеров и директоров на каждый фильм, не задумываясь о деталях.

«Киргизия» (1972)

Кинотеатр «Киргизия» в Перовском районе. 1972 г. Автор — Алексей Стужин. Фото:  Стужин Алексей/Фотохроника ТАСС

Кинотеатр «Киргизия»  после реконструкции. Фото: stroi.mos.ru

Кинотеатр «Киргизия» открылся в 1972 году, и первым на большом экране показали советское «Русское поле» с Нонной Мордюковой и Владимиром Тихоновым в главных ролях. Потом, впрочем, «Киргизию» стали использовать как место показа фестивального кино ─ здесь часто проходили недели зарубежных фильмов. Пятизальную «Киргизию» любили жители не только Новогиреево, но и соседних Перово и Ивановского, ласково называя ее «кишлак».

За почти полвека жизни «Киргизия» пережила пару реноваций и стала одним из самых посещаемых московских отдельно стоящих мультиплексов. Тем не менее, советский кинотеатр вошел в пакет из 39 зданий для реконструкции, который в 2014 году приобрела компания ADG Group, и его ждет новая судьба. «Киргизия» была закрыта в 2017 году, а здание снесено в 2018-м. На ее месте появится торгово-развлекательный центр с зоной отдыха и фудкортами, который сохранит функционал кинотеатра – планируется, что в обновленной «Киргизии» будет 6 зрительных залов. Общая площадь при этом увеличится в 3 раза – до 15 тысяч квадратных метров.Статус: на реконструкции

Зеленый пр-т, 81 (м. Новогиреево)
    Смотреть на карте

Современный подход к походу в кинотеатр

Привлечь зрителя в кинотеатр сейчас намного труднее, чем раньше. Высокая конкуренция и то, что зрителей все труднее привлечь в зал, приводит к постоянной «гонке вооружений», идущей между кинотеатрами. Пиарщики, реклама, премьеры и мероприятия со звездами, удобные кресла и, конечно, качественное изображение, и звук — это необходимый минимум. Иногда людей удается привлечь интересной концепцией: все больше открывается залов не для массового просмотра — с диванчиками, ресторанным обслуживанием и прочими приятными бонусами. Все чаще возвращаются к старым добрым форматам типа автокинотеатров (Drive-in) или сеансов под открытым небом.

2015 год, промо мультфильма о миньонах на здании кинотеатра Cinerama Dome на бульваре Сансет в Голливуде

Сейчас редко можно встретить кинотеатр с одним залом. Зачем показывать один фильм, если можно показать сразу несколько? Такие комплексы с числом залов до 12 называются мультиплексами, а с более чем 12 залами — мегаплексами.

Кинотеатры не так много зарабатывают на продаже билетов, как хотели бы. Именно поэтому «соль и сахар» в виде попкорна и сладкой газировки всегда продаются с огромной наценкой. Именно бары приносят большую часть дохода кинотеатрам.

Китайский театр TCL в Голливуде — один из самых узнаваемых символов «фабрики грез»

Возникновение кино

Появление кинематографа совпало с развитием фотоискусства и фототехники. В конце XIX века были изобретены несколько устройств, вследствие чего стало возможным фиксировать на пленку не одно статичное изображение, а сразу несколько. Более того, специально для подобного формата сьемки были созданы проекторы, на которых было возможно запустить отснятые кадры с необходимой скоростью, что давало возможность смотреть практически «ожившие картинки». Эта техника была изобретена Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, а также Морисом Эвансом в Англии. Но у этих изобретений была одна существенная проблема: их технические возможности не позволяли устроить массовый просмотр. Однако эволюция не стояла на месте, и первые предпосылки для развития кинематографа как искусства для масс возникли уже в 1889 году. В этот год Джордж Истмен, владелец и основатель компании Kodak, начал серийный выпуск фотоматериалов на основе нитроцеллюлозы.

Нелишним будет упомянуть о вкладе великого Томаса Эдисона, изобретателя телефона и открывшего миру доступное электричество. Совместно с Генрихом Уилексом в 1884 году Эдисон создает аппарат под название «кинетоскоп». Эта техника позволяла смотреть на движущийся ряд изображений, и по техническим параметрам была приближена к периоду немого кино. Кстати, братья Люмьер многое взяли за основу у «кинетоскопа», при создании своего «синематографа», начиная с ширины пленки (33 мм) и заканчивая скоростью показа, которая приближена к современным стандартам (24 кадра в секунду).

Важно!

Удивительно, но в 90-х годах XIX века с разницей в один-два года были изобретены такие устройства, как «аниматограф» Р. Пола, «паноптиком» У. Латама. Конечно, этим аппаратам по популярности было далеко до изобретения братьев Люмьер, но это были первые шаги в кинематографе.

Первые попытки

В пятнадцатом столетии изобрели «волшебный фонарь» (камеру обскура). Эксперименты над данным изобретением проводил Леонардо да Винчи. С помощью «волшебного фонаря» можно было проецировать изображения на вертикальный экран. Широкое распространение данное изобретение получило в семнадцатом веке. Структура аппарата включала в себя ящик с увеличительной трубой и светильник, расположенный внутри. Сзади светильника был установлен отражатель. В пространстве между ящиком и трубой ставился кадр, который вырисовывался тушью. Однако такая техника не позволяла сделать изображение динамичным. Оно оставалось статичным.

Конечно же, возникла потребность в «оживлении» изображения, придания ему динамики. Решить эту задачу взялись Майкл Фарадей и его товарищ Макс Роджер. Фенакистископ — такое название приобрело устройство, созданное Фарадеем. К данному прибору прилагался ряд картинок, создающий движение. Известно, что ещё до Фарадея знаменитый учёный Жозеф Плато предпринимал попытки разложить движение на последовательные фазы. В разработке фенакитископа, Фарадею очень помогли труды Плато. Удалось создать движущуюся картинку, продолжительность которой несколько секунд. Однако это ещё нельзя было назвать реальным изображением.

Фенакистископ

В 1877 году была изобретена хронофотография, был предпринят третий шаг к созданию кинематографа. Учёные Луи Дагер и Жозе Ньепс сумели изобрести поистине гениальное устройство —  мокрый коллодионный процесс, имеющий высокую светочувствительность. Необходимо было заранее перед съёмкой готовить фотоматериал. В итоге, из-за достаточно высокой светочувствительности заметно уменьшилось время экспозиции. Но это стало существенным шагом к созданию быстрого движения.

хронофотография

Большую популярность фотография приобрела во второй половине девятнадцатого столетия. Люди стали хранить в своих домах фотоальбомы, куда они помещали фото родных и близких.

Следующий шаг к созданию кинематографа был совершен в 1876 году. Именно в это время было изобретено фотографическое ружье профессором Этьен Маре. Благодаря этому прибору стало возможным запечатление движений животных на вращающуюся восьмиугольную фотопластинку. Скорость составляла до десяти кадров в секунду. Впоследствии учёный изобрёл ещё одно устройство — хронофотографическую камеру, в основе которой была рулонная светочувствительная фотобумага. История создания кино перешла в новую фазу.

фоторужье

В столице Франции в 1876 году свою историю начал подкадровый кинематограф. Эмиль Рено изобрел оптический театр. Принцип устройства заключался в том, что через фонарь проходила плёнка, на которую были заранее нанесены рисунки. Был создан настоящий театр кадров, которые последовательно сменяли друг друга на большом экране. При этом, специально приглашали актёра, который комментировал действие. Несколько роликов (продолжительность каждого — несколько секунд) составляли «фильм». Однако технологии ещё не получили такого масштабного развития, чтобы стало возможным создание более длительных роликов.

Позднее была изобретена гибкая лента. Это стало возможным благодаря созданию Джоном Хайатом в 1870 году целлулоида. В 1877 году Иван Болдырев (русский фотограф) выдвинул идею широкого распространения и применения гибкой ленты. Позднее изобретатели из Америки Г. Гудвин и Джордж Истмэн на основе целлулоида создали прозрачную фотопленку. Затем изобрели прочную кинопленку, отличающуюся высокой эффективностью. Вот так началась история создания кинематографа.

Наши дни

Для начала вспомним шесть лидеров киноиндустрии в Голливуде в его «золотые годы». Из них прекратила свою работу в 1959 году лишь одна – RKO Pictures. Правда, в 2017-м 20th Century Fox была куплена компанией Walt Disney и слово Fox из названия пропало – его заменило Studios. Остальные киностудии до сих пор создают фильмы.

С точки зрения технологий, кино, конечно, не просто шагнуло, а буквально прыгнуло вперед. Кроме того, что появились хромакей и компьютерная графика, вспомним, как снимали, например, «Мандалорца». При создании этого сериала была использована технология The Virtual Production. Это система на базе Unreal Engine 4 – теперь актеры видят позади себя не зеленое полотно, а множество огромных экранов, на которые можно транслировать любой фон. 

Не стоит забывать и про технологию 3D и даже 5D – когда кроме объемного изображения зритель получает обонятельные и осязательные элементы. То есть развитие киноиндустрии с технологической точки зрения идет ко все большему погружению человека в фильм. Это подтверждает и распространение VR и AR.

Популярностью сейчас пользуются онлайн-кинотеатры – явление довольно свежее. С появлением интернета в принципе большое количество контента ушло в сеть. Теперь там есть и эксклюзивный платный контент – причем нередко качественный. 

А еще у нас появился Netflix! На самом деле, компания была основана в 1997 году и занималась прокатом фильмов и сериалов (они, кстати, существуют примерно с 1940–1950-х годов). То есть можно было «арендовать» ленту, а не покупать диск. Более того, оформить все можно было не выходя из дома, а получить диск напрокат по почте. 

Ну а что станет культовым в киноиндустрии 2020-х, мы, вероятно, узнаем только спустя несколько десятилетий.

Последние тенденции в кинематографе

Важнейшей вехой в истории кинематографа XXI века можно назвать развитие 3D технологий. Они появились еще в 1950-х годах прошлого века, но только в начале XXI в. в Голливуде осознали коммерческий потенциал применения инновационных техник. Это произошло в 2009 году благодаря фильму «Аватар» Джеймса Кэмерона, львиная доля сборов которого пришлась на 3D версию. Спустя десять лет популярность 3D не снижается. Производители электроники встраивают в свои телевизоры возможность смотреть в 3D, это теперь можно делать не выходя из дома. С учетом развития технологии IMAX обьединение с технологией 3D дает потрясающий опыт для всех зрителей. К сожалению, это не может не сказываться на доходах владельцев кинотеатров.

Одним из перспективнейших направлений, пока не получившим коммерческое признание, является интерактивное кино. И хотя первые его образцы были созданы еще в 1950-х годах в США, настоящий бум интерактивности кинематограф переживает только сейчас с развитием стриминговых сервисов и мобильных устройств. Ярчайшим примером можно считать эпизод сериала «Черное зеркало» под названием Bandersnatch.

Пока что абсолютно непонятно, какое будущее ждет киноискусство сегодня и какая технология совершит революцию в этой сфере. Но уже можно сказать точно: развитие кино происходит и производители контента стремятся к тому, чтобы стена между зрителями и фильмом становилась как можно тоньше. Интерактивные фильмы, стриминговые сервисы, кино по подписке, чаты с актерами и режиссерами, огромное количество промо-материалов по любому фильму, который выходит в прокат, возможность любого сообщества повлиять на съемки любого фильма – все это постепенно меняет саму суть кинематографа. С массовым распространением социальных сетей и смартфонов возможность снять фильм есть абсолютно у каждого. При этом благодаря современным компьютерам звук и изображение могут быть на уровне лучших студийных работ. И даже голливудские режиссеры не пренебрегают обывательскими технологиями: Стивен Содерберг снимает на айфон уже второй фильм, а Дэвид Линч регулярно выкладывает на собственный сайт свои короткометражные фильмы.

Как вам статья?

Мне нравится2Не нравится

«Ударник» (1931)

Один из самых старых столичных кинотеатров. По первоначальному замыслу, «Ударник» должен был быть камерным «домашним» кинотеатром для жителей элитной высотки на Болотной набережной, а стал московской достопримечательностью. Кинотеатр торжественно открыли в 1931 году, и «Ударник» по праву стал считаться главным кинотеатром страны: 4 этажа, зал на 1,5 тысячи мест, раздвигающаяся крыша и самые дорогие билеты в кино в столице.

В начале 1970-х годов кинотеатр ждала первая большая реконструкция, а после распада СССР – забвение. В лихие 1990-е и последующие 2000-е фойе и пространства «Ударника» сдавались в аренду. Здесь были вещевые рынки, различные выставки, автосалон, ресторан и даже казино. При этом кинопоказы в единственном зале продолжались, в том числе, после второй реконструкции в 1996 году, когда количество мест в зрительном зале сократилось до 735. Последние фильмы были показаны в «Ударнике» в 2010 году – тогда компания «Каро фильм» ушла из исторического здания. В последние годы в помещениях кинотеатра проходили выставки современного искусства и церемония вручения Премии Кандинского. В 2019 году договор с Breus Foundation, отвечающим за культмероприятия заканчивается, и есть надежда, что после необходимой реконструкции к «Ударнику» вернется его исторический функционал.Статус: на реконструкции

ул. Серафимовича, д. 2 (м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Полянка)
    Смотреть на карте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: