Особенности климата
По степени суровости климата соперничать с Ледовитым океаном не возьмется ни один водоем мира. Полярные ночи, длящиеся по полгода, охлаждают поверхность, сводя к минимуму поступление солнечного тепла. Солнечная радиация, поступающая в летний период, практически вся (до 80%) отражается обратно в атмосферу. Температура воздуха не превышает отметку 0 °С, хотя в западной части океана вода не покрывается льдом даже зимой. Это объясняется тем, что в нее проникают теплые атлантические течения, несущие туманы и повышенную влажность. По этой же причине арктические воздушные массы, несмотря на пронизывающий ветер, затяжные метели и трескучий мороз, гораздо теплее, чем антарктические. Зимой градусник термометра опускается на уровне -30-40 °С. В отличие от лета, в холодное время года осадков выпадает немного, всего 100-200 мм в год.
Еще одна особенность Северного Ледовитого океана — низкая соленость, способствующая образованию толстого слоя льда. В частичном опреснении «виноваты» крупные сибирские реки (Иртыш, Енисей, Обь), впадающие в него огромной массой воды. В свою очередь, ветры и течения раскачивают ледяную корку, способствуя откалыванию айсбергов и вызывая их хаотичное движение. Огромные нагромождения из глыб льда получили название торосов. В истории зафиксировано несколько случаев, когда корабли, попавшие в подобные тиски, были выжаты наверх или попросту раздавлены в ледяной мясорубке.
Летом вдоль побережий можно наблюдать свободные ото льдов полоски воды, однако большая часть территории океана остается замерзшей. Ледяной покров, нередко достигающий толщины 5 м, не успевает растаять за несколько недель — промежуток времени слишком короткий для такой масштабной природной работы. Именно поэтому в океане постоянно дрейфуют айсберги, чаще всего, по траектории с востока на запад.
Влияние на климат океанических потоков
Океанические
потоки также влияют на климат очень сильно. Так схематически это выглядит:
Всемирная циркуляция холодных и теплых вод.
Холодный глубинный поток на этой схеме показан голубым цветом, теплый поверхностный – оранжевым. Существует еще южный циркумполярный поток, но он здесь не показан. Теплое течение в Атлантическом океане называется Гольфстримом. Оно проходит вдоль берегов Западной Европы до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. И как влияет на температуру можно увидеть из такой таблицы:
Сравнение средних температур января в Гамбурге, Туле и Николаевске-на-Амуре.
Эти города находятся примерно на одной параллели, но климат в них сильно различается, и континентальность здесь не причем, потому что Николаевск-на-Амуре тоже находится вблизи моря, даже ближе, чем Гамбург. Более того, зимы на севере Западной Европы (например, в Англии, Германии, Дании, Нидерландах и даже на юге Норвегии) мягче, чем зимы в степной части Крыма или на Кубани, хотя эти территории находятся намного южнее. И это все влияние теплого течения Гольфстрим. Приостановка которого, кстати, грозит Европе климатической катастрофой, по мнению ученых.
Сейчас об этом уже не пишут. Пишут, что Гольфстрим медленно затухает, но об этом писали и до разлива нефти в Мексиканском заливе. Так британские ученые 1 декабря 2005 года сообщили, что за последние 13 лет Гольфстрим уменьшился на 30%, и что в будущем это может привести к серьезному падению температуры. Так же пишут, что именно из-за ослабления Гольфстрима погода стала более экстремальной: с большими перепадами температуры, сильной жарой и засухой или проливными дождями, сильными штормами, вызывающими разрушения и наводнения. Но причиной ослабления теплого течения называют глобальное потепление. В основном, как я поняла из чтения научных статей, ученые не знают природу Гольфстрима и надеются, что он все же не остановится.
Существуют также потоки
теплого и холодного течения вокруг южного полюса:
Причем, внутренним кругом является холодный поток, а внешним –теплый. Вполне возможно, что когда-то циркумполярный поток существовал и вокруг северного полюса? Только наоборот теплый поток был внутренним, а холодный внешним, что позволяло жителям самого северного континента носить античные одежды?
О голоде в России
Если говорить о голоде в России, вот что пишет Википедия по этому поводу:
1816 год и вообще начало века никак не отмечено. Канадский источник о
голоде в России:
В 20-м веке за рубежом вышло несколько книг, посвященных голоду в России:
- Dando, W.A. 1981. «Man-made famines: some geographical insights from an exploratory study of a millennium of Russian famine. In: Famine: Its Causes, Effects and Management.» (Дандо, В.A. 1981. Техногенный голод: некоторые географические выводы из исследовательского исследования тысячелетия русского голода. В книге: «Голод: его причины, последствия и управление.»
- Kahan, A. 1968. «Natural calamities and their effect upon food supply in Russia» (Кахан, А. 1968. Стихийные бедствия и их влияние на продовольствие в России)
- Kazmer, D.R. and V. Kazmer. 1977. «Russian Economic History, A Guide to Information
- Sources» ( Казмер Д.Р. и В. Казмер. 1977. Российская экономическая история. Справочник по источникам информации)
- Robbins, R.G., Jr. 1979. «Famine in Russia. In: The Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History», Volume II (Роббинс Р.Г., мл. 1979. Голод в России. В книге: «Современная энциклопедия русской и советской истории», том II)
О
голоде в России из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, статья «Голод, как общественное бедствие»:
Напрашивается вывод из всего вышесказанного: голод в России всегда имеет не природный, а техногенный
характер?
2-я волна Малого ледникового периода в начале 19-го века
Как уже
было сказано выше, 2-й пик похолодания внутри Малого ледникового периода
начался не в 1816, а в 1812 году, и не был связан с извержением вулкана Тамбора,
произошедшем в 1815. Причина наступления этого холодного периода была другая. Но
какая именно? Многие исследователи реальной истории пришли к выводу, что вначале 19-го века произошла какая-то
катастрофа, в результате которой были засыпаны города, поля и леса слоем
грунта в несколько метров. Версий причин
этой катастрофы существует несколько, потому что никаких официальных сведений о
ней в свободном доступе нет. О том, что в недалеком прошлом что-то произошло,
можно судить лишь по тому, что мы видим сейчас своими глазами: эти самые засыпанные
первые этажи старых домов, отсутствие плодородного слоя и старых лесов на
обширных территориях планеты.
В книге
также содержится подтверждение тому, что похолодание началось не в 1816, а в
1812 году:
История покорения
История освоения Северного Ледовитого океана — это целая летопись, в которую записаны имена множества ученых первопроходцев, замахнувшихся покорить холодные и неприветливые арктические земли. Исследователи утверждают, что первыми людьми, добравшимися до побережья Арктики в конце 16 в., стали русичи-новгородцы. Их предки, поморы, также были хорошо знакомы с крутым нравом северного моря и достаточно хорошо ориентировались в полярных водах. Главной целью их морских вылазок был рыбный промысел и охота на крупных зверей.
Экспедиция Виллема Баренца
В конце 16 в. на освоение Северного Ледовитого океана замахнулся Виллем Баренц, голландский мореплаватель, знаковая фигура в научном мире того времени. Он стал руководителем трех арктических экспедиций, позволивших значительно продвинуться в исследованиях Восточной Арктики. Ученым двигало желание найти кратчайший путь по северному морю в Вест-Индию. Он свято верил, что дорога, свободная ото льда, существует, полагая, что солнце способно растопить вечную мерзлоту на протяжении полярного дня.
Во время последнего морского похода Баренц умер, оставив после себя целый пласт ценной информации, которой активно пользовались его последователи. В «послужном списке» мореплавателя — первая официально засвидетельствованная зимовка западноевропейцев в арктических широтах, подробная карта западной и северной береговой линии (около 1500м), а также частично описание южного и восточного побережий (100 и 50 км соответственно). Огромная работа была проведена и в отношении метеорологических наблюдений, особенно касающихся розы ветров. Данные на протяжении нескольких столетий являлись единственным материалом, по которому ученые ориентировались в климате новой северной земли.
Михаил Ломоносов
Василий Чичагов
Далее, традицию подхватил Михаил Ломоносов, организовавший в 1764-1766 гг. полноценную экспедицию под руководством Василия Чичагова. Великий русский ученый лично хлопотал о том, чтобы каждый из трех кораблей, специально построенных для дальнего похода, был технически оборудован по высшему разряду. Судна получили новейшие астрономические приборы, полный комплект мореходных инструментов, изготовленных в мастерских Академии наук, а также корабельные и экспедиционные журналы, большинство из которых были составлены при участии Ломоносова. Штурманы прошли предварительное обучение и шли в море, уже умея определять долготу не по старой системе счисления, а с использованием метода лунных расстояний.
Всего команда состояла из 178 человек, в числе которых были три кормщика и 26 поморов-промышленников. На кораблях присутствовал большой запах провизии и теплой одежды. Помимо обеспечения научной базы, были учтены и мотивационные моменты. Все участники получили свои «бонусы» в виде повышения в чине, денежных поощрений, наград и прочих регалий.
В ходе экспедиции был получен богатый материал о природных условиях архипелага Шпицберген и специфике мореплавания в Гренландском море. Продвижение вглубь океанских вод закончилось на широте 80°30´, так как судна не смогли пройти дальше из-за непроходимых льдов. Команда повернула обратно и в конце 1766 г. прибыла в Архангельск. Идея создания Северного морского пути, начатая Ломоносовым, получила продолжение только почти 200 лет спустя, уже в 20 в.
Нильс Норденшельд
Сквозной проход Северного морского пути впервые оказался под силу Нильсу Норденшельду, которые совершил грандиозный прорыв в освоении Ледовитого океана. На корабле «Вега» в сопровождении еще трех судов мореплаватель в 1878 г. отправился в путь — пройдя через Югорский Шар в Карское море и достигнув гавани Диксона, экипаж направился к мысу Челюскина, а затем добрался до залива Колючина, застряв во льдах недалеко от Берингова пролива. Оставшись на зимовку, команда, в состав которой входили не только профессиональные матросы, но и ученые, собрала ценный материал по природным условиям местности, ранее еще никогда подробно не изученной. На следующий год «Вега» продолжила свое путешествие, обогнув мыс Дежнева, пройдя Берингов пролив и достигнув берегов Японии. Дальше судно обогнуло Азию и Европу по Тихоу и Индийскому океану, зашло в Суэцкий канал, Средиземное море и вернулось в Швецию. Чтобы осуществить задуманное Нильсу Норденшельду понадобилось 2 года.
Медальон, напоминающий о голоде 1816 года в Германии
Кроме немногочисленных картинок, посвященных бедствию, произошедшему в 1816
году, имеются памятные медали, изготовленные баварским гравером Иоганном
Томасом Стеттнером (1785-1872) о неурожае 1816 года и большом урожае 1817 годов
в Германии.
Этим же гравером было изготовлено 4 медали о бедствиях 1816 года и 4 медали о счастливых моментах 1817 года с пояснительным текстом на обратной стороне. А также 1 медаль с ценами на основные продукты питания в 1816 году на одной стороне и в 1771 году — на другой.
Вкратце содержание текстов:
В 1816 году часто случались мощные грозы с оглушительными раскатами грома и разрушительными вспышками молний, град побил многие посевы, а сильный шторм поломал жилища и деревья. Из-за проливных дожей был неурожай зерновых и с самого утра возле булочных скапливались большие очереди за хлебом.
В 1817 году был большой урожай зерновых, и было много корма для скота. Необычность урожая состояла еще и в том, что на одном стебле было по несколько колосьев. Что-то подобное уже наблюдалось ранее. О чем я писала в статье «Катастрофа»:
Эти медали, наверное, единственное существенное упоминание
об аномальном явлении 1816 года, кроме текстовых документов, о которых я уже
говорила. Некоторые источники отмечают также необычайно красочные закаты на некоторых
картинах художников, приводя в пример, правда, картины, написанные совсем в
других годах.
Обновление рейтинга
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора i_mar_a обязательна. |
Вклад России в освоение Арктики
20 в. стал новым этапом в изучении океана, и первым в списке исследователей, продвинувшихся далеко вперед, можно назвать Отто Шмидта. В 1923 г. он возглавил научную экспедицию, отправившуюся на ледоколе «Сибиряков» изучать погодный режим, а также физико-химические свойства льда. В 1937 г. была организована станция «Северный полюс» на дрейфующей льдине, где работали полярники под руководством профессора Ивана Папанина.
Отто Шмидт
В 1977 г. в свою рабочую «командировку» отправился ледокол «Арктика». От Мурманска до Северного полюса дорога заняла 13 суток. Метрологические и геофизические исследования проводились в течение 9 месяцев, в результате чего было установлено, каким образом глубинные теплые течения достигают полюса, какова траектория движения дрейфующих льдов, каков рельеф дна и т.д. За время экспедиции был собран колоссальный объем информации по метрологии и океанологии, в том числе установлено, что отклонение от магнитной стрелки у полюса составляет примерно 10-20°.
Последнее масштабное научное исследование состоялось в 2007 г., получив название «Арктика-2007». Впервые человеческая нога (хоть и в переносном смысле) ступила на дно в непосредственной точке северного полюса. Целью научных работ было доказать, что хребет Ломоносова является частью Сибирской континентальной платформы. В соответствии с международным морским правом это позволило бы России получить законное право на разработку полезных ископаемых, находящихся на территории шельфа. Доказательства были предъявлены и одобрены мировым сообществом. На дне океана был установлен российский флаг, а также оставлена капсула с посланием для потомков.
Общая информация
Северный Ледовитый океан почти со всех сторон «соседствует» с материковой частью Евразии и Северной Америки, располагаясь в самом центре Арктики. Условно его границы проводят по Северному полярному кругу, что и обуславливает суровость климата. Несмотря на свои достаточно скромные размеры (всего 14,06 млн. кв. км или 4% от площади Мирового океана), океанические воды считаются самыми холодными в мире и почти всегда покрыты льдами.
По количеству островов Северный Ледовитый океан уступает только Тихому, соединяясь с ним узким Беринговым проливом. Зато с Атлантикой имеет очень хорошее сообщение, откуда нередко приходят циклоны, приносящие туманы и сильные ветра. Гренландия и Исландия — самые крупные и освоенные человеком острова, присутствующие на ледовитой водной карте. Первый имеет материковое происхождение, второй вулканическое. Окраинными морями служат Норвежское, Баренцево Гренландское и Карское, из внутренних «в наличии» имеется только Белое.
На дне океана пролегают два горных хребта, разделяя его на глубоководные котловины, где пролегают холмистые равнины. Максимальная глубина составляет 5527 м. Почти половину донного периметра занимает шельф, местами уходя от берега до 1000-1300 м. Также заслуживает отдельного слова и материковый склон, ширина которого гораздо больше, чем в других океанах.
Малый ледниковый период
Советский климатолог Евгений Борисенков, проведя обширные исследования с использованием исторических источников для восстановления климата за последние несколько веков, издал в 1982 году книгу «Климат и деятельность человека». В своей книге он привел большой список используемой им по этой теме литературы (50 источников). Все касающиеся изучения климата, но 1816 год он упомянул в своей книге всего 2 раза, в этом отрывке:
Т.е. это
был один из холодных периодов, начавшийся в 1812 году. И такие холодные периоды случались и ранее и позднее
этой даты. Большое число климатологов употребляют термин «Малый ледниковый
период»:
Среди возможных причин этого явления называются:
- орбитальные циклы;
- снижение солнечной активности;
- повышенная вулканическая активность;
- изменение потоков океанических течений;
- колебания численности населения в различных частях мира, вызывающие лесовосстановление или обезлесение;
- внутренняя изменчивость глобального климата.
И немаловажный, наверное, факт, что начались все эти причины активно проявлятся после пандемии Черной чумы. А вернее, до нее, так как чума или «Великая смертность» как раз и явились следствием начавшихся глобальных катаклизмов, о чем я писала в статье «Катастрофа» . Снижение солнечной и повышение вулканической активности там тоже упоминалась.
Судьба его товарищей
В конце лета у южного острова Новой Земли голландцы впервые после долгого перерыва встретили людей, два русских судна. Оказалось, что находились на них те самые поморы, с которыми они уже познакомились во вторую экспедицию, в 1595-м. Но впереди их ждали другие испытания. За проливом Карские Ворота — полный штиль, заставивший измотанных людей несколько дней непрерывно грести. Далее — полный «продовольственный кризис» у долгожданного печорского берега, тогда на каждого моряка приходилось только около 100 граммов хлеба в сутки. Хорошо, что 12 августа им попалось на пути еще одно русское судно, которое снабдило голландцев достаточным количеством рыбы.
Особенности флоры и фауны
Из-за климатических особенностей Северный Ледовитый океан не может похвастаться богатым разнообразием живых организмов. В нем обитает всего около 4 тыс. видов растений и животных, тогда как в том же Средиземном море это количество в два раза больше, а размеры самого моря в шесть раз меньше.
Основная причина таких разбежностей — суровый ледяной режим. Планктон не может развиваться под толстым слоем льда, поэтому жизнь вспыхивает только на очень короткий промежуток времени, когда поверхность океана растапливается в летний период. Нередко вегетативный цикл фитопланктона укладывается в несколько недель. Хотя в юго-западной части Баренцева моря, где климат более лояльней, микроорганизмы могут развиваться в течение 7-8 месяцев.
Интересный эффект, свойственный Арктике — расслоение воды на уровни разной солености. Он возникает в результате поступления осадков из речных и паводковых вод, заметить который можно в изолированных заливах. Наиболее показательным в этом отношении является озеро Могильное, образовавшееся недалеко от Кольского залива. Детальное описал его физико-химические свойства, а также дал оценку населяющей флоре и фауне Константин Дерюгин.
Озеро Могильное
Площадь удивительного озера составляет 9 га, наибольший уровень глубины — 16 м. От пролива, соединяющего с материком, его отделяет песчано-галечная полоса шириной 50-70 м. Морская вода попадает в озеро во время прилива и отходит в отлив, чем и создает колебания показателей пресности воды. В верхнем слое (3-5 м) она практически пресная, а уже в придонном слое почти сравнивается с морской (32%).
Соответственно сверху обитают исключительно пресноводные организмы, а в глубинных слоях можно встретить уже типично морские растения (бурые и красные водоросли) и животные: медузы, моллюски, ракообразные, губки, полихеты и т.д. Самыми уникальными представителями Могильного озера считаются несколько видов морских рыб, среди которых находится мелкая треска, кардинально отличающаяся от трески открытого моря. Оказавшись естественной пленницей озера, она приспособилась и весь свой жизненный цикл проходит в глубинах реликтового водоема.
Еще один интересный факт, касающийся фауны северных морей — отсутствие ярких красок и каких-либо других привлекающих внимание форм и размеров. В основном это буро-зеленые, серые, фиолетово-красные расцветки, без выраженного свечения
Компенсацией за скудность окраски служит большая продолжительность жизни. В арктических условиях все жизненные процессы замедляются, давая организмам шанс на некую «бессмертность».
Например, обычная мидия в теплом Черном или Азовском море достигает половозрелости через 3-5 лет, а в Северном ледовитом океане она растет 20-25 лет. Планктонному рачку в Баренцевом море нужен всего лишь год, чтобы дать потомство, а в Северном море он будет «дозревать» уже целых 3 года. Та же самая история происходит и с рыбами. Камбалу и треску можно смело назвать долгожительницами Арктики, так как они способны добираться до отметки в 20-25 лет. Из-за таких особенностей фауну северных морей нередко называют «фауной стариков».
«Большая вода до самого солнца»
На родину мореплаватели привезли «богатейшие» трофеи — медвежью шкуру и три моржовых клыка. Тем не менее встретили их, как ни странно, с большим энтузиазмом — рассказ Баренца об открытом на востоке море только укрепил всеобщие надежды. Принц Мориц Оранский даже велел срочно снаряжать новый флот, уже из шести кораблей, причем Виллем Баренц назначался не только капитаном одного из них, но и главным шкипером (штурманом) экспедиции. Именно ему были вручены грамоты и подарки для китайского богдыхана.
Суда тронулись в путь — вновь под орудийные залпы и приветственные крики горожан — в июне 1595 года и к августу вошли в пролив между материком и островом Вайгач (на меридиане Новой Земли, но много южнее). Тут они неожиданно встретили людей — обнаружили стоянку ненцев, которых поморы называли самоедами.
Через предусмотрительно взятого на борт еще в Амстердаме русского переводчика посланные на берег люди Баренца кое-как объяснились с ними — и те подтвердили: «У большой воды нет предела в той стороне, где встает Солнце».
«Великого шкипера», судя по всему, одержимого идеей во что бы то ни стало добиться успеха экспедиции, это вдохновило — и он отправился вперед, несмотря на цингу и появившихся белых медведей: 4 сентября они загрызли на стоянке двух голландцев… Наконец история первого плавания повторилась — другие капитаны и матросы вопреки мнению штурмана решили повернуть назад. Баренц умолял, грозил им, указывал, что нетрудно будет перезимовать в устье открытой Оби (оно вот-вот покажется), а потом пуститься в новую навигацию на восток. Все напрасно — никто не поддержал его.
Зато дома его убежденность и аргументы, очевидно, возымели действие: новая попытка найти Северо-Восточный проход была предпринята уже в мае 1596-го. Правда, на сей раз купцы снарядили только два корабля, причем непосредственное командование ни одним из них не доверили лично Баренцу. На капитанский мостик одного встал Ян Рийп, другого — весьма способный и опытный Якоб ван Хемскерк.
Бывший «великий шкипер» был назначен штурманом только одного судна — второго. Вероятно, потому, что упрямство и «неблагоразумие», которое «мастер Виллем» постоянно проявлял на морях, уже стали хорошо известны в деловых кругах — там просто боялись потерять корабли.
Пройдя побережье Скандинавии, экспедиция, как всегда, двинулась на север. В начале июня позади остался знакомый голландцам остров Медвежий. Потом западный ветер слегка отнес флот от курса, и это позволило сделать, пожалуй, самое крупное географическое открытие, в котором принял участие Баренц. В тумане над горизонтом открылась часть архипелага Шпицберген («Острые горы»).
Ее нанесли на карту (сейчас это остров Западный Шпицберген), на берегу поставили крест и выгравировали памятную надпись от имени голландского штатгальтера, но приходилось торопиться — изучение интереснейшего архипелага пришлось оставить последователям. Между прочим, ныне единственное российское — по международному юридическому статусу — поселение на острове Западный Шпицберген называется Баренцбургом.
На 80-м градусе северной широты корабли были остановлены — на сей раз уже сплошными льдами. Но о поражении пока никто не думал — решили свернуть чуть на юг, обратно к Медвежьему, и разойтись кто куда считает нужным. Рийп полагал перспективным новый путь на восток мимо Шпицбергена. Хемскерк же с Баренцем взяли привычный курс на Новую Землю и 13 июля на широте 73-го градуса, наконец, высадились в заливе Ломсбей (современная Сульменева губа), где на берегу установили навигационный знак.
Но, не желая терять остатка лета (хотя надежды найти путь за одну навигацию были фактически исчерпаны первыми двумя плаваниями), голландцы решили все же рискнуть: не стали на зимовку, как собирались предварительно, а пошли дальше — мимо Оранских островов в Карское море.
Поначалу повезло: спустились немного вдоль восточного берега Новой Земли, но там, южнее, природа словно бы в насмешку над моряками встретила их льдами — пришлось уходить обратно на север, к мысу Желания.
Тут и наступил настоящий кошмар. Не дойдя до мыса нескольких миль, корабль Баренца и Хемскерка 26 августа оказался скованным со всех сторон в бухте, которая справедливо была нанесена на карту как Ледяная. Этот топоним по сей день сохранился на Новой Земле в соперничестве, правда, с поморским названием Спорый Наволок.
Ненапрасный труд
Приключения голландцев на Новой Земле сразу приобрели широкую известность благодаря дневнику де Фера, опубликованному год спустя. Его немедленно перевели на многие европейские языки.
Конечно, среди них отсутствовал русский. В России о плаваниях Баренца публике стало известно только во второй половине XVIII столетия, когда историк Герард Миллер перевел с одного немецкого издания краткое описание «злоключений голландцев на Новой Земле».
Правда, более 100 лет назад в отечественных архивах удалось найти русские росписи времен Алексея Михайловича с переводом одного из «экстрактов» (сокращенных вариантов) феровского дневника. Причем замечательно то, что царь лично ознакомился с ними — на рукописи сохранились пометки, сделанные его рукой. Но эти документы под общим заглавием «Описание чего ради невозможно от Архангельского города морем проходити в Китайское государство и оттоле к восточной Индии» хранились в Приказе тайных дел, и, следовательно, содержание их считалось государственным секретом.
Оно и неудивительно — ведь Романовы, оберегая интересы своей державы, вообще запретили иностранцам плавать не только к Оби, но даже и на Печору. Еще в 1619-м Михаил Федорович издал строжайший указ на этот счет.
С другой стороны, тот факт, что европейцы на века прекратили тогда поиски Северо-Восточного прохода, обусловлен не только царским запретом. Свидетельства де Фера долгое время все специалисты считали сказками. Только через 300 лет после смерти Баренца, в 1871 году, норвежский промышленник Эллинг Карлсен всерьез начнет искать следы той давней зимовки в Ледяной гавани и обнаружит массу предметов, оставленных экспедицией. По его словам, даже «дом стоял в таком виде, как будто он только вчера был построен. Внутри все было на своем месте и представлялось в совершенно таком виде, как это изображено на одной из картин де Фера».
Второй этап исследований Северного Ледовитого океана
С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.
С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры («птенцы гнезда Петрова») Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, часть результатов которых так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.
В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками. В отчете он написал, что сомневается в наличии прохода от Баффинова и Гудзонова заливов. В 1778 г Д. Кук через Берингов пролив прошел из Тихого в Ледовитый океан, двинулся на восток и достиг 71° с. ш., далее ему препятствовали льды. К концу XVIII в. на Американском континенте со стороны Ледовитого океана было известно несколько пунктов, вопрос же о существовании Северо-Западного прохода был запутан так, что давал повод для новых гипотез, новых планов и новых заблуждений.
В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Экспедиция эта выделялась своей масштабностью: количеством участников, отменным их мужеством, величием поставленных задач, объемом проведенных исследований, сделанных открытий. Имена многих (С. И. Челюскина, братьев Лаптевых, супругов Пончищевых и др.) сейчас значатся на карте нашей Родины. Главная задача — пройти кратчайшим путем из Европы в Азию не была выполнена не по вине участников: этому препятствовали слабая оснащенность экспедиции и льды. Но описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43′ с. ш.).
Середина XVIII в. — пора М. В. Ломоносова. Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по его инициативе. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′, а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.
История изучения Арктики в XIX в. связана с именами выдающихся государственных деятелей и мореплавателей России. В начале века Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода и детального изучения берегов Северной Америки. Ставился вопрос и о достижении Северного полюса. Русский Север в те времена простирался от залива Варангер-фьорд Скандинавии до 141° з. д. в Америке, т. е. всего на 200-250 км не доходил до устья р. Маккензи. И. Ф. Крузенштерн считал целесообразным исследовать берега Америки к северу от Берингова пролива, найти бухту, имеющую связь с Баффиновым заливом или с р. Маккензи, поскольку так легче достичь Атлантического океана, чем идти на север. Но осуществлению этого проекта помешала война 1812 г. Однако уже в 1815 г. бриг под командованием О. Е. Коцебу был в океане, моряки через 2 года открыли заливы Коцебу, Св. Лаврентия и др. В первой четверти XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке. Результатом этих экспедиций были выводы, что Северный Ледовитый океан имеет своеобразный ледовый режим, что льды подвижны, режим океана, как ледовый, так и гидрологический, в различные годы неодинаков. Огромны заслуги в изучении Северного Ледовитого океана адмирала С. О. Макарова. Он предложил преодолевать морские льды на специально приспособленных судах — ледоколах. При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29′, т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.
Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.