Геродот

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.     

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли.  Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

(160 слов.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Биография Страбона

Страбон появился на свет ок. 64/63 годов до н. э. и был родом из греческой Амасьи – резиденции понтийских царей. Он рос и воспитывался в обеспеченной семье, которая была приближена ко двору царя Понта Митридата VI.

По мнению биографов Страбон имел римское гражданство. Еще в детстве родители отдали его обучаться грамоте и ораторскому искусству к Аристодему. Кроме этого, он получал знания под началом Тиранниона, который издал немало географических трудов и был грамматиком пергамской школы.

Важно отметить, что пергамская школа активно толковала произведения Гомера: географические названия в данных произведениях составили древнейшую географию Греции. Позднее Страбон проходил обучение у Аристофана, с помощью которого, очевидно, познакомился с известным географом Эратосфеном

Любопытно, что Эратосфен относился к гомеровским поэмам, как к материалу, не имеющему ничего общего с реальной действительностью. Еще одним преподавателем Страбона был перипатетик Ксенарх, но самое значительное влияние на него имели стоики с их реально-этическим взглядом на произведения Гомера.

В этом плане, авторитетом для Страбона был Полибий, сочинение которого он продолжал в крупном историческом труде «Исторические записки» (43 книги). К сожалению, до наших дней эта работа не сохранилась. В молодости Страбон много путешествовал и в 44 г. до н. э. впервые посетил Рим.

Здесь молодой историк прожил долгие годы, относясь к числу высшего римского общества. В те годы биографии он побывал в Александрии, Мемфисе, Фивах, Сиене и прочих местах.

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

3. Карта в пещере Абаунтц Ламизуло

В 2009 г. карта была обнаружена вырезанной на песчанике размером с руку. Небольшой камень с гравюрами гор, рек и даже животных был найден в пещере под названием Абаунтц Ламизуло в Наварре на севере Испании, в области центра Страны басков. 
Считается, что карта области, где был найден камень, использовалась мадленскими охотниками-собирателями, которые были всего на несколько столетий удалены от ледникового периода. 
Разметка территории в условиях быстро меняющегося ландшафта была очень важна для этих людей, которые вели полукочевой образ жизни. Возможно, они использовали карту для навигации или чтобы рассказать историю о предыдущей охоте.

Вклад и значение

Несмотря на отсутствие яркого литературного таланта (по мнению историков), а также открытий, труд Страбона имел огромное значение для изучения, прежде всего, истории, а не географии. По сути, греческий путешественник создал первый вариант своеобразных «путевых заметок», в которых интерес туриста к новым местам удачно сочетался с прагматичным умом учёного.

Многие события были описаны им с позиции свидетеля, что позволило значительно обогатить знания современных учёных о происходивших в те времена событиях. Примером тому являются рассказы о гибели римских легионов в Тевтобургском лесу, а также о мести племянника Тиберия, Германика, племени херусков.

Читая труд Страбона, необходимо помнить, что там имеется множество субъективных и попросту ошибочных суждений; в некоторых случаях имеются серьёзные расхождения с другими историческими источниками. Однако такие заблуждения тоже имеют свою ценность — ведь вся человеческая история состоит из ошибок и их последующих исправлений.

Становление науки

Наука география (geo — земля, grapho — описание) долгие годы очень точно описывалась своим содержанием — наука об описании земли. Действительно, изначально география имела только описательный характер: описывались моря и океаны, страны и континенты. В древние времена развитием этой науки занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.

Эпоха Великих географических открытий (примерно 500 лет назад) продолжалась 2 века, и в это время география была царицей наук. Большое влияние на развитие тех событий сыграли торговцы, которые оплачивали путешествия географов, ожидая получения баснословных прибылей с открытых земель.

Описательный характер науки географии сохранялся до конца 18 века, когда земной карте не осталось «темных пятен». Все было открыто! Теперь одного описания было недостаточно, и перед наукой стали ставиться и другие задачи.

Старая карта мира

Работы Страбона по истории и географии

“История” Страбона, ныне утерянная, носила скромное название “Исторические записки”, но на самом деле представляла собой обширную работу собранную в 43 книгах. По сути, она была продолжением великого труда греческого историка Полибия и охватывал историю греко-римского мира с 144 по 30 года до н. э.

Титульный лист «Географии» Страбона в латинском переводе Ксиландера. Издание Казобона в перепечатке 1620 года

“География” Страбона, также значительный труд, насчитывающий 17 книг. Он сохранился полностью, за исключением концовки 7-й книги, и был закончен где-то между 17 и 23 годами н. э., хотя некоторые разделы явно были написаны намного раньше. В первых двух книгах Страбон исследует теоретические основы своего предмета и обсуждает взгляды своих предшественников, особенно Эратосфена. Остальная часть работы содержит подробную описательную географию мира, известную в его время, начиная с Испании и продолжая через другие европейские земли в Грецию, Малую Азию и далее в Азию (то есть Индию, Персию и Сирию) и заканчивая Египтом и Северной Африкой.

  • Карта Мира по Страбону
  • Карта Европы по Страбону

В каждой стране он описывает не только основные физические характеристики, но и ее продукты, характер и историю жителей. В некоторой степени он полагался на свои собственные наблюдения, но по большей части он черпал материал из произведений более ранних писателей. Обычно он проявлял здравый смысл в выборе источников, хотя иногда полученная им информация была устаревшей. В целом география представляет собой очень ценный сборник фактов и дает интересную картину мира, каким он был известен образованным людям в эпоху Августа. Но это был не просто набор данных. Страбон написал прекрасную греческую прозу и проявил значительный артистизм в организации своего материала, что сделало его опус лучшим в своем роде, сохранившимся со времен античности.

Обычаи исседонов

Согласно Геродоту, у исседонов, как и у
, женщины обладали равными правами с мужчинами. Исседоны, подобно
, из черепов людей делали украшения (кубки). К числу особенностей исседонов Геродот относит поедание ими умерших предков (Ist., IV, 26).

Последние, как объясняет он, были сами под давлением аримаспов. В дополнение к исседонам и аримаспам Геродот

Если верить Геродоту, который пересказал (частично) путевые заметки Аристея, то
жили в районе Гиперборейских гор (современный Уральский хребет), от обычных людей отличались только наличием одного глаза (а не двух), находились в состоянии перманентной войны с исседонами (на юге) и грифонами (на севере). Война с грифонами велась из-за золота, охраняемого грифонами, а с исседонами — из-за золота, отнятого у грифонов.

Свои заметки Аристей изложил в «Аримаспии» (VII-ой век до нашей эры), до нас не дошедшей.

По поводу этимологии слова «аримаспы» существует несколько объяснений.

Аристей (и Геродот вслед за ним) пишет о том, что со скифского языка данное слово переводится, как «одноглазый».

Дионисий Евстафий (XII-ый век нашей эры) пишет, что аримаспы в битве закрывали один глаз повязкой для лучшего прицеливания из лука (плюс наследственное окулярное заболевание).

Сам Геродот в существовании аримаспов сомневался (что для него по меньшей мере странно, учитывая его личные «шедевры» в описании Ойкумены).

Их встретила на своём пути Ио, бешено бежавшая от овода, посланного Герой. О них Ио предсказал ещё Прометей.

По вьетнамским представлениям, Великий гриф – злой дух, обитавший в горах, в длинной узкой пещере. Он любил похищать царевен и царевичей, чтобы они прислуживали ему.

Грифы – в греческой мифологии, чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи.

Источником сведений об аримаспах послужила недошедшая эпическая поэма Аристея сына Каистробия с Проконнеса «Эпос об аримаспах» (или «Аримаспия»), о содержании которой даёт некоторое представление «Скифский рассказ» Геродота («История». IV. 13-16). Аристей, вдохновлённый Аполлоном, якобы прибыл в страну исседонов и там записал рассказы об их северных соседях — аримаспах, грифах (грипах или грифонах) и гипербореях.

Согласно Аристею, аримаспы живут к северу от исседонов, а севернее их самих живут стерегущие золото грифы, и аримаспы воюют и с теми и с другими. Причём аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь изгнали скифов, а те киммерийцев. Геродот же приводит и объяснение (видимо оно взято также из поэмы Аристея) слова «аримасп», что по-скифски значит «одноглазый» («арима» — единица, «спу» — глаз).

Аримаспы упоминаются и другими античными писателями (как географами, так и трагическими поэтами), но все их сообщения прямо или опосредованно восходят к Аристею Проконнесскому и ничего нового к сообщению Геродота они не добавляют. Исключение — Эсхил, сообщающий, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» («Прикованный Прометей», 805—806). Позднеантичные писатели начинают отождествлять аримаспов и гипербореев.

Возникновение предания об аримаспах, вероятно, связано с проникновением киммерийцев в Малую Азию в первой половине VII в. до н. э. и их нападениями на Лидию и ионийские города. Согласно данным Геродота, Аристей умер не менее чем за 240 лет до него («История». IV. 15), следовательно, он жил во времена киммерийского нашествия. По всей видимости либо рассказы об аримаспах были занесены на запад Малой Азии киммерийцами, либо одноглазый народ — плод воображения самого Аристея (в пользу последнего говорит то, что аримаспы, в отличие от грифов и гипербореев, не упоминаются независимыми источниками).

Аримаспы (
Ἀριμασποί,
Arimaspi) — мифический народ на крайнем северо-востоке древнего мира. По
, это были одноглазые люди (что и означает слово «аримасп» на скифском языке), постоянно сражающиеся с
в стремлении отнять охраняемое теми золото. Ряд исследователей полагают, что за аримаспами может скрываться представление о реально существовавшем южно-сибирском кочевом
народе
.

Путешествие Геродота в дальние страны

После ссылки начинается продолжительное путешествие Геродота. Учёный посетил многие земли, например, Египет, Вавилон, Малую Азию, Ассирию, Северное Причерноморье, Геллеспонт, Балканский полуостров.

Всё это время он вёл подробные записи, которые лягут в основу его великого труда.

Во время своего путешествия, учёный смог опровергнуть представления древних греков о форме Земли. В те времена считалось, что планета имеет дискообразную форму, углублённую в середине и возвышенную по краям.

Геродот смог изучить традиции и историю народов, с которыми греки ранее не были знакомы, исследовать незнакомые территории, а потом отразить это всё на бумаге.

В возрасте сорока лет Геродот возвращается из своих странствий и поселяется в городе Афины, где читает наброски из своих приключений представителям высших сословий. В 444 году учёный участвует в восстановительных работах на месте, где был разгромлен город Сибарис.

Карта мира по Геродоту

Анды

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:  

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 (2 вариант).

4. Туринская папирусная карта

Туринская папирусная карта — древнейшая сохранившаяся географическая (и геологическая) карта в мире.
Изображает 15-километровый отрезок Вади-Хаммамат с указанием деревень, холмов, золотых копей и каменоломни, а также расстояний между ними. Выполнена около 1160 г. до н. э. для участников организованной Рамзесом IV экспедиции в каменоломни.
Карта, которая экспонируется в Египетском музее Турина, была обнаружена наполеоновским посланником — французским генеральным консулом в Египте Бернардино Дроветти — в Дейр-эль-Медине, деревне ремесленников под Фивами.
В реконструированном виде имеет размеры 280 на 41 см. Впрочем, насчет правильной компоновки разрозненных фрагментов карты споры в научной среде не утихают.

Объект изучения

Объект изучения географии
— законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в I в н. э.
Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора .
Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер .

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Структура «Истории» Геродота

  • Книга первая – «Клио». В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.
  • Книга вторая – «Эвтерпа». В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.
  • Книга третья – «Талия». В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Фрагмент страницы из книги «Истории» Геродота

  • Книга четвертая – «Мельпомена». Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.
  • Книга пятая – «Терпсихора». В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.
  • Книга шестая – «Эрато». Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Геродот. Барельеф в Лувре, Париж

  • Книга седьмая – «Полигимния». В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.
  • Книга восьмая – «Урания». Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.
  • Книга девятая – «Каллиопа». В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз.

Девять муз дали названия томам «Истории» Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения

«История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии

Памятник Геродоту

Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Предмет и методы географии

Спутниковый снимок Земли

Карта высот Земли

Карта как основа географических исследований

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

9. Карта Страбона

Страбон — античный историк и географ Римской Греции. Автор «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
Страбон не ограничился лишь сухими данными о географии. Его «География» также содержит описания различных мест, известных в то время. 
Кроме полного текста сохранились эпитомы (сокращения, извлечения), известные с конца Х в. и часто служащие к восполнению пробелов. Благодаря этим сокращениям значительно восполнена утерянная часть VII кн., посвященная Македонии и Фракии.
Все 17 книг «Географии» Страбона сохранились почти целиком, в большом числе списков, сильно попорченных и не восходящих дальше конца X в. 
Сам Страбон много путешествовал и во время путешествий делал заметки. Кроме того, он собирал информацию из более ранних работ.

Краткая биография

Страбон (по-латински — Strabo или Strabon) с раннего детства интересовался риторикой, философией и историей. Одним из его учителей был знаменитый философ Посидоний, который жил в одно время с ним. Среди других известных учителей, прививших будущему географу любовь к наукам, стоит назвать александрийского математика Эратосфена и Ксенарха, который был последователем Аристотеля.

Уже в юношеском возрасте Страбон начал путешествовать по Греции и Риму. Впоследствии историк значительно расширил свой маршрут: его путь проходил через Александрию, Кирену, Гелиополь, Фивы, Пирамиды, Мемфис. Если кратко, среди его трудов значатся:

  1. «Исторические записки» — 47 книг, представляющих собой летопись событий, происходивших с 146 по 40-ые годы до н. э. Труд по большей части не сохранился, остались лишь незначительные фрагменты.
  2. «География». Основное сочинение, принёсшее ему всемирную славу и прозвище «Отец географии». Для современных исследователей особенно важен тот факт, что в своих записках Страбон даёт не только сухие данные о ландшафте и местности, но и повествует читателю о нравах, быте и обычной жизни народов. Это делает его труд также важным историческим документом.
  3. Множество гравюр и карт, которые сделал путешественник во время своих странствий по миру.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: