Результат и последствия
Историки не могут однозначно сказать, имела ли миграция таких огромных масс положительный или отрицательный результат.
С одной стороны, ряд племен оказались уничтожены, а местные жители часто выгонялись с обжитых мест.
С другой — происходило освоение новых территорий.
Так народы смешивались и обменивались знаниями.
Великое переселение имело следующие последствия:
- Западная Римская империя распалась и была захвачена. В Европе появилисьварварские королевства, многие из которых стали предками современных государств.
- Появились новые племена и народы, хотя при этом существующие (например, гунны) уничтожались или растворялись в других.
- Был сформирован единый латинский язык, ставший основой для местных. От последних позднее пошло образование современных языков.
- Вместо класса рабовладельцев появился феодальный. Сменился общественный уклад.
- Распространилось христианство. Оно же становилось государственной религией во многих странах.
Хочешь рассмешить коронавирус, расскажи ему о своих планах
Отмены бронирований, самоизоляция, кризис, стресс и прочие неприятности, вызванные пандемией, заставили многие семьи пересмотреть свои маршруты.
На время карантина все школьники в каком-то смысле стали хоумскулерами. Но worldschooling возможен и из дома. «Когда мы, например, изучаем вулканы, я могу открыть главу в энциклопедии и параллельно — наши фотографии из путешествия: „А помнишь, как мы были на вулканах?“ Очень многое из книг дети теперь могут соотнести со своим опытом», — добавляет Лика.
В конечном счете worldschooling — это не про то, что нужно срочно продавать имущество, увольняться с работы и скакать по планете с детьми, на ходу придумывая программу. Это о более осмысленном подходе к путешествиям и образованию детей. Путешествие не сводится к списку стран рядом с вашей фамилией, так же как образование — к сумме баллов за тесты. И даже если вы путешествуете только в пределах своей страны, вы всё равно можете представлять, что мир вокруг и есть ваша школа.
«Дети, не путешествуйте! Это слишком хорошо для ваших мозгов! — пишет Ханна в подборке вредных советов. — А слишком много хорошего не может быть здоровым, верно? По крайней мере, так говорят про торт».
Чем знаменита династия Тан?
Во время правления династии Суй (589—618 гг. н. э.) в культуру Китая пришли изменения. Затем начался период Тан, между 618 и 907 гг. Он известен как золотой век Китая. Образование и изобразительное искусство достигли невиданных ранее высот. Когда в 618 г. трон перешел к молодому императору Тан Тай Тзун, его правление было сильным и надежным. Это способствовало расцвету сельского хозяйства и торговли. Китай стал богатой страной. Искусство процветало. Талантливые люди прилагали все усилия для развития пейзажной живописи, музыки, поэзии, керамики и металлургии. Обрела популярность скульптура. Прекрасными образцами искусства того времени являются каменные пагоды династии Тан и живопись из пещер Дунхуан.
Славяне и их роль
Стоит отдельно упомянуть о роли древних славянских племен в великой миграции.
Скорее всего, славянские племена проживали слишком далеко от Рима, и о них фактически ничего не знали. Впрочем, единичные упоминания все же встречаются, например, у Геродота. Также в источниках говорят о склавинах — это общее название, которым античные авторы обозначали славянские племена.
По некоторым сведения, предками славян стали местные жители (в том числе греки) и кочевые скифы. Наиболее ранняя информация о них датируется только V веком. Они проживали тогда в Империи Аттилы. Вероятно, что на формирование культуры праславян и их языка (позднее его назовут староболгарским, так как болгары являются ближайшими родственниками гуннов) оказали влияние и кочевые азиатские народы, и оседлые европейцы.
Племена начали перемещаться с обжитых мест только в середине IV века, отреагировав на перемещение соседей. На тот момент славяне находились в мире с готами. Вскоре после нашествия гуннов славяне присоединились к ним, выступив против готов, и вынуждены были разделиться. Часть ушла на запад и юго-запад, часть — на восток, к Византии.
В V веке племена поселились на реках Дунай, Днестр и Днепр, а со следующего начинают набеги на Балканский полуостров и даже подходят к Византии и ее столице Константинополю. Племена покорили Грецию и полностью заселили Балканский полуостров.
Таким образом, миграция славян была смешанной — военной и мирной. Славяне в VI—VII вв. еках расселились в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Увидеть это можно по карте.
Великая миграция IV-VII столетий захватила многие существовавшие тогда народы и племена.
https://youtube.com/watch?v=LWRQI_L7xgw
Важные даты
Исследователи отмечают несколько наиболее важных в истории расселения и миграции дат. Они относятся ко всем этапам.
Важными годами являются:
- 354 год — «народ всадников» гунны вторглись в Европу с Востока. Началась эпоха Великого переселения народов.
- 375 — гунны уничтожили остготов.
- 400 — нижние франки начали заселять земли Рима (сегодняшние Нидерланды).
- 402 — вторгшиеся в Италию вестготы потерпели поражение от защитников.
- 406 — франки вытеснены с Рейна. Они заняли его левый берег, правый остался древнегерманским племенам — алеманнам.
- 409 — вандалы начали захват Испании, но уже в 415 году они были вытеснены объединением вандалов, свевов и аланов.
- 410 — вестготы захватили Рим.
- 434 — правителем гуннов стал вождь Аттила. Он правил до 453 года и объединил германские, тюркские и другие племена. Его держава простиралась от Волги до Рейна.
- 449 — англы, юты, фризы и саксы захватили Англию.
- 450 — началось перемещение народов через земли современной Румынии. В этом году прошли гунны и гепиды, в 455 — авары, в 680 — булгары и славяне, в 830 — венгры, в 900 — печенеги, в 1050 — куманы.
- 451 — битва на Каталаунских полях. Она произошла между гуннами, возглавляемыми Аттилой, и союзом римлян, готов и франков. Битва стала крупнейшей в Западной Европе V века и одной из последних для Римской империи. Несмотря на неоднозначный исход (победителя не было), Аттила отступил.
- 452 — гунны вторглись на север Италии.
- 453 — остготы захватили земли нынешней Венгрии.
- 454 — вандалы вторглись на Мальту (последняя пробыла под их властью до 494 года), в 458 — в Сардинию (находилась под их властью до 533).
- 476 — конец Римской империи. Примечательно, что малолетнего императора сверг наемный военачальник германского происхождения.
- 486 — франкский король победил последнего римского наместника в Галлии. Основано Франкское государство, в 508 году — его столица Париж.
- 500 — бавары перешли на территорию нынешней Баварии, славяне — на Дунайские провинции Византии. Бретоны переселились в Бретанию, а скотты — в Шотландию, где через 350 лет основали королевство.
- 541−550 — король остготов вступил в войну с Византией, в ходе которой почти вся Италия была захвачена.
- 585 — вестготы захватили Испанию.
- 600 — чехи и словаки заняли земли Чехии и Моравии.
https://youtube.com/watch?v=aAAhlJzxKrk
Лингвистические группы 3000 лет до н.э.
В современном мире наиболее распространенной языковой семьей (группой) является индоевропейская, на ней говорит половина населения мира. В эту группу входит множество языков, от хинди до норвежского и английского.
Считается, что группа произошла от языка кочевников по равнинам Восточной Европы и Западной Азии еще около 3000 лет до нашей эры.
Примерно с 2000 годов до н.э. люди, говорящие на индоевропейских языках, начали распространяться по всей Европе, достигнув Атлантического побережья и северных берегов Средиземного моря. Они также проникли далеко в Азию, оккупируя Иранское плато и большую часть Индии.
Еще одна лингвистическая группа, которая играет большую роль в ранней истории Западной Азии — семитская. Предположительно, она происходит от одного племени, кочующего по Южной Аравии.
Примерно в 3000 году до н.э. на большом участке пустынной территории от Южной Аравии до Сирии стали говорит на семитских языках. Некоторые семитские народы были очень важны для развития цивилизации, например, вавилоняне, ассирийцы, евреи, финикийцы.
Любопытно, что происхождение разговорного языка связывают с двадцать шестой династией в Египте, а первый письменный эксперимент приписывают фараону Псамметиху I.
Биолог из университета Окленда в Новой Зеландии Квентин Д. Аткинсон считает, что язык возник только один раз, и местом его зарождения была Юго-Западная Африка. В отличие от других исследований о происхождении языка, Аткинсон сосредоточился не на словах, а на фонемах. Это основные отличительные единицы звука, с помощью которых представлены слова.
Аткинсон исследовал более 500 языков по всему миру и применил математические методы к лингвистике. Он выяснил, что чем дальше люди путешествовал из Африки, тем меньше фонем оставалось в употреблении.
Выводы Аткинсона ставят под сомнения предыдущие выводы ученых. В таком случае язык мог зародиться намного раньше, ведь африканские популяции начали свое расселение в Азию и Европу примерно 60 тысяч лет назад.
Продолжение завоеваний
Появилось почтовое сообщение, которое на Руси называлось ямской гоньбой. Завоевание Руси было доверено внуку Чингисхана Бату, которого в русских летописях называют Батыем. Брат Мункэ Хулагу отправился с войском в страны Арабского Халифата. В 1256 г. Хулагу завоевал Иран. Потом пал Багдад. В это время еще один брат хан Мункэ Хубилай завоевывает часть территории Южного Китая и царство Дали.
Захваченные территории, чаще всего, имели свою развитую культуру, которая повлияла на завоевателей. Они постепенно ассимилировались среди местного населения, впитывая его обычаи и знания. Так Хубилай полностью принял веру и стал обучать китайскому своих детей. По его указу был построен Пекин (Дайду), заполучив трон китайской империи, он переименовал ее в Юань, что означало «новое». В нее вошел весь Китай и Тибет. Монгольские воины ходили походами на Бирму, Камбоджу, Японию и Индонезию.
Границы Монгольской империи начинались у Карпатских гор и заканчивались побережьем Тихого океана и тропиками Южного Китая.
Со временем огромная империя распалась на более мелкие, где правили потомки Чингисхана. Это остановило продвижение монголов на Запад.
Постепенно от империи откалываются отдельные территории, где наместники великого хана сами возжелали управлять вверенными им владениями, считая их своими. Так появляется Золотая Орда (земли, завоёванные Батыем). Ильханы — «золотые ханы» в Иране, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Юаньское государство полностью стало вполне типичным китайским с буддийской религией, привнесенной из Тибета.
Причины закрытия Китая
В середине 18 века (считается, что в 1757 году) маньчжурские правители династии Цин были встревожены ростом вооруженных восстаний и полагали, что это может стать причиной конца их династии. Они считали, что ослабление их правления будет сопровождаться ростом внешней угрозы, которая будет подпитывать смуту внутри страны с целью попытки свержения династии и захвата власти в Китае. В связи с этим было решено «закрыть Китай». В это время указом императора было запрещено католическое христианство, закрывались их церкви, проповедующие христианскую религию выдворялись из страны. «Закрытие Китая» длилось долго и сопровождалось рядом различных указов в которых запрещалось строить большие корабли, торговать с другими странами металлами, шёлком, введен запрет на ввоз книжной продукции из Европы. Был сокращен и импорт из страны, нарушены экономические связи со многими соседями. Кроме порта в Гуанчжоу, все остальные закрылись для других стран.
Вариант 2
А1. Термины «Сун», «Мин» означают название китайских
1) городов
2) провинций
3) императорских династий
4) литературных произведений
А2. Народное движение под предводительством Хуан Чао, в отличие от восстания Красных повязок
1) было вызвано ростом крестьянских повинностей
2) носило национально-освободительный характер
3) закончилось победой восставших крестьян
4) носило организованный характер
А3. Монголы, стоявшие ниже по уровню культуры, чем завоеванные ими народы, смогли все-таки их покорить, потому что
1) покоренные страны переживали период феодальной раздробленности
2) в покоренных странах не было каменных крепостей
3) имели огнестрельное оружие
4) имели сильную пехоту
А4. Китайцы раньше, чем европейцы
1) изобрели порох
2) создали алфавит
3) научились делать льняные ткани
4) строить крестово-купольные храмы
А5. Китайский жанр живописи «Горы и воды» получил название
1) пейзаж
2) портрет
3) мозаика
4) иконопись
В1. Расположите в правильной последовательности события из истории Китая.
А) восстание под предводительством Хуан Чао
Б) правление Цинь Шихуана
В) восстание Красных повязок
Г) создание монгольского государства
Ответы на тест по истории Средних веков Средневековый Китай для 6 классаВариант 1
А1-2
А2-1
А3-2
А4-4
А5-2
В1. ВАБГВариант 2
А1-3
А2-1
А3-1
А4-1
А5-1
В1. БАГВ
Кто такие сёгуны?
Сёгуны — действительные, в отличие от императорского двора, правители Японии. Сэйи-тайсёгун — это главнокомандующие, военачальники, управлявшие с 1192 по 1867 гг. Титул переводится как «полководец, усмиряющий варваров». Минамото Йошинака стал первым современным сёгуном. Он пришел к власти, одержав победу над кланом Тайра. Сёгунам служили верные самураи. Слово «самурай» происходит от японского слова, означающего «служить». Япония развивалась гораздо медленнее Китая, потому что она представляла собой группу островов, отрезанных от материка. Японцы переняли письменность только в 405 г., и их система письма основывалась на иероглифическом китайском алфавите.
Классификация по энтропии
- Первый тип – цивилизация, которая сдерживает рост энтропии, используя для этого все возможные средства, ограничивает рост тепла и накопление отходов. В конечном счете, в ходе экспоненциального роста энергопотребления, цивилизация осознает, что дальнейший рост энергетических запросов может сделать планету непригодной для жизни. Разумно используя возобновляемые источники энергии, нанотехнологии, исключая лишние потери и неэффективность, такая цивилизация будет отодвигать этот момент.
- Второй тип – это цивилизация, которая продолжает расширяться, расти и увеличивать энергопотребление, не сильно задумываясь об энтропии. Когда родная планета придет в негодность, эта цивилизация оставит ее и переселится на другие планеты. Но космическая экспансия очень сложное и дорогое удовольствие, и, если энтропия будет расти быстрее, чем способность цивилизации к экспансии, то тогда такую цивилизацию будет ждать гибель.
5.Монгольская империя. 1206–1368 гг. н. э.
Монгольская армия, состоявшая из многотысячной конницы, завоевала столько земель, что стала самой большой по территории империей. Она простиралась от Японского моря до берегов Дуная, от Новгорода до Юго-восточной Азии, занимая территорию в 38 млн. кв. км. Столицей долгое время оставался город Каракорум.
Появилась она в XIII столетии, когда кочевые племена объединились под властью Темуджина более известного в истории, как Чингисхан. В первую очередь, он завоевал Северный Китай и Семиречье, образовав огромную державу — Хамаг Монгол Улус, которую все знают, как Монгольскую империю.
Завоевывая новые земли, войска Чингисхана не принуждали их население менять веру и культуру, единственное, что нужно было завоевателям – это дань, которую надо было платить всем и вовремя, и покорность.
После смерти Чингисхана империей стал управлять его сын Угэдэй. Он понимал, что такой огромной территорией нельзя управлять, имея в штате только малограмотных земляков (сам Чингисхан говорил, что удел монголов только воевать). На службу стали приглашать китайцев, арабов и европейцев. Они представляли власть на завоеванных территориях и контролировали сбор податей.
Эти люди руководили строительством дорог и постоялых дворов, без которых передвижение по огромной территории было невозможно.
Каковы основные открытия этого периода?
Уже в 105 г. н. э. китайцы умели изготавливать бумагу и освоили печать. Для печати книг они использовали деревянные блоки. Наука тоже процветала. Китай дал миру компас. В это время в Европе свирепствовала чума. Восток же — Китай, Корея и Япония — развивался.
Чингисхан (1162—1227) — краткий титул монгольского хана, объединившего разрозненные монгольские племена. Он был великим полководцем, организовавшим завоевательные походы монголов. Он покорил Китай, Тибет, Бирму, Иран, Восточную Европу и часть России. В 1234 г. Северный Китай попал под господство монголов. На то, чтобы взять под контроль остальную часть этой огромной страны, понадобилось некоторое время
Император из династии Суй в V в. издал указ, согласно которому носить цветную одежду могли только богатые люди, остальным же разрешалось одеваться только в синее и черное. Во время династии Сун, в 1100 г., среди знати появился жестокий обычай: маленьким девочкам так туго перевязывали ступни, что они вырастали не более чем на 7,6 см. Повязки ломали пальцы пятилетних детей, и они начинали загибаться под ступню. Повзрослев, девушки едва могли ходить. Эти ступни — лотосы — были в моде более 1000 лет, до тех пор пока в 1912 г. обычай не запретили.
Крыло Англии
Государства часто сами добровольно шли под крыло сильной власти, которая имела самый передовой флот, сильную армию и стабильную экономику. Страна богатела, продавая вассалам технологии и готовые товары. Осуществляла вывоз капитала. Одновременно по миру распространялся английский язык и форма государственного правления.
Первыми из-под власти Великобритании вышли Афганистан, Ирак и Египет. Вторая мировая война ускорила процесс деколонизации. В 1947 году Англия лишается Индии и Трансиордании, позже Бирмы и Цейлона.
Страны одна за другой получали независимость, но полностью не уходили из-под влияния Английской Короны. Практически все они вошли в «Британское Содружество наций», которое в наше время стало просто «Содружеством», в которое входит 53 члена.
Влияние Британской империи на развитие всей мировой цивилизации трудно измерить. Она привнесла европейскую культуру во все регионы земного шара. Для многих стран пример ее государственного устройства послужил эталоном построения собственной политики и формирования государственной власти.
7.Российская империя. 1721–1917 гг.
Формально, начало Российской империи, как считается, положила победа над Шведской и Польской империями, в 1721 году. В октябре этого года российский самодержец Пётр I принял титул Императора Всероссийского.
Российская империя стала третьей по величине страной, в разное время уступившей территориальное первенство лишь Британии и Великой Монголии. На её территории проживало 178 млн. человек, а сама территория составляла 21 799 825 кв. км. У нее было две столицы: Санкт-Петербург и Москва, которые периодически отбирали первенство друг у друга.
Во время правления Петра Россия внешне стала более европейской державой. Император построил флот по подобию голландского и английского, реформировал армию, ввёл другие нормы образования, подкорректировал государственное устройство и даже внешний облик своих подданных, заставив их носить парики и костюмы по европейской моде.
Несмотря на это, особо напряжённые отношения оставались у России именно с западными соседями — Швецией, Речью Посполитой, Британской империей, а также с Османской империей и Персией. Все эти государства имели территориальные претензии к России, и постоянно осуществляли против неё военные походы.
Пётр смог извлечь пользу из этих военных интервенций, разбив врагов и присоединив к своей империи территорию сегодняшней Литвы, Латвии и Эстонии, а также Карельский перешеек и часть Южной Финляндии. Также, в состав России вошли Бессарабия и Северная Буковина. (территория Молдавии и часть Украины).
Царствование Елизаветы было отмечено победами в российско-шведской войне (1741 – 1743 гг.) в результате чего Росси отошла значительная часть Финляндии. Семилетняя война против Пруссии (1753-1760 гг.), завершилась взятием русскими войсками Берлина.
Что такое оригами?
Японцы довели до совершенства искусство складывания трехмерных фигур из бумаги. Возможно, искусство оригами пришло в Японию вместе с буддистскими монахами из Китая. Другие исследователи считают, что оригами изначально возникло в Японии. В оригами используется несколько приемов складывания бумаги, но их можно комбинировать до бесконечности, создавая сложные работы. Большинство фигур оригами складывается из квадратного листа. Стороны бумаги при этом могут быть окрашены в разные цвета. Обычно бумагу не режут.
В оригами, японском искусстве складывания бумаги, используется несколько приемов, но их можно комбинировать до бесконечности, создавая сложные работы
Поделиться ссылкой
Китайское искусство
Пик творчества приходится на VIII – IX века. В этот период творили более 2 тыс. поэтов. Внимания также заслуживает архитектура. Китайцы старались все постройки гармонично вписать в ландшафт. Буддийские храмы (пагоды) представляли собой многоэтажные башни. Их возводили из камня, дерева, железа и даже бронзы. Украшали витиеватой резьбой. Края крыш были загнуты вверх. Это придавало постройке легкости, воздушности. Храмы напоминали силуэты холмов, деревьев.
С большим почтением китайцы относились к живописцам. Картины рисовались на длинных бумажных или шелковых свитках. При этом использовалась тушь или краски. В основном изображались пейзажи. Китайцы любили созерцать природу. В период правления династии Тан природу изображали в сказочном стиле. Преобладали яркие, светлые тона. При династии Сун пейзажи были грустными, призывали к тишине. Они очень точно отображали эмоциональные потрясения людей.
Даже не рисуя пейзажи, живописцы все равно выбирали природную тематику. Было создано много картин с цветами, листьями, плодами. Также изображались птицы, звери. Дополнительным украшением служили иероглифы
Уделялось большое внимание их расположению на картине, красоте написания. Высокоразвитая культура Китая существенно повлияла на культурное развитие Японии, Индокитая, Кореи
Технологии в нашей жизни
Быстрый переход:
Вариант 1
17 предложений/ 274 слова
Мы поколение XXI века — времени научного и технического прогресса, потому технологии занимают важное место в нашей жизни. И без них мы уже просто не мыслим своего существования
У многих из нас есть смартфоны, ноутбуки, планшеты, беспроводные наушники, колонки и другие приборы, которыми мы с легкостью пользуемся каждый день, даже не замечая этого. Интернет позволяет нам дистанционно общаться с друзьями и быть в курсе всех происходящих в мире событий. С помощью специальных приложений мы можем совершать и оплачивать покупки, управлять бытовой техникой и интерактивными игрушками, следить за перемещением транспорта по городу и т. д.
Безусловно, технологии делают нашу жизнь намного проще. Они позволяют экономить время, дают доступ к новой информации, расширяют круг знакомств. Медицинские технологии сохраняют здоровье людей, дают возможность нам осуществить заботу о близких, даже находясь на расстоянии от них.
Но у всего этого есть обратная сторона. Человек становится слишком зависим от различных приборов и перестает надеяться на себя. Потому сегодня потеря телефона может стать для многих из нас настоящей трагедией, как и отключение электричества или интернет-связи.
Думаю, каждый из нас должен сделать свой выбор и понять, что же важно лично для него. Сам я точно не стану пренебрегать встречами с друзьями и походом в библиотеку, поскольку это помогает мне зарядиться положительной энергией и ощутить душевный подъем, что пока технологиям дать человеку не под силу
Вариант 2
16 предложений/ 244 слова
Я считаю, что мне очень повезло, что я живу в век технологий, в век потрясающих изобретений и открытий. В моё время технологии окружают меня повсюду, что мне очень нравится. Ведь цель технологий — это внедрение новаторских, усовершенствованных решений в обыденную жизнь каждого человека, чтобы его существование стало проще, интересней или эффективнее.
Например, величайшее изобретение, по моему мнению, интернета, дало миру невероятные возможности, изменило жизнь каждого человека. Появление интернета поменяло течение жизни буквально в каждой сфере — бизнесе, образовании, да и абсолютно во всех других отраслях. Теперь многие люди могут работать, покупать практически любые вещи, учиться и многое другое, не выходя из дома или, например, находясь в другой стране.
Также технологии влияют на наше здоровье и продолжительность жизни, которая с каждым годом увеличивается. Появляются новые лекарства от, казалось бы, неизлечимых болезней. Я надеюсь, что вскоре сбудется мечта человечества и мир избавится от всех болезней, а продолжительность жизни ещё существенно увеличится.
Меня радует, что технологии не останавливаются и продолжают удивлять практически каждый день. Появляются новые усовершенствованные модели автомобилей, смартфонов, компьютеров. Изобретаются абсолютно новые гаджеты, придумываются новые технологические процессы, которые делают наш мир всё более современнее. Например, мы на пороге внедрения беспилотных автомобилей, искусственного разума, перехода на возобновляемую энергию и многого другого. Всё это позволит людям меньше работать, а больше заниматься творчеством, семьёй, больше путешествовать, общаться и т.д.
Мне также хочется приложить руку к появлению новых технологий, поэтому я собираюсь после окончания школы поступить в университет. Моя мечта заниматься развитием робототехники и всего, что с этим связано.
Похожие сочинения про технологии в нашей жизни:
Технологии в современном мире
Новые технологии
Технологии 21 века
Технологии будущего
21 век наступил
Интернет
Компьютер в моей жизни
Автомобиль будущего
Гардероб 2200
Космос
Социальные сети — за и против
Цена прогресса
Как наука влияет на жизнь людей
см. также:Все сочинения на различные темы
Японская культура
Духовная жизнь, обычаи японцев формировались под влиянием буддизма, который пришел из Китая. Единственными образованными людьми долгое время оставались лишь буддийские монахи. Примерно в VIII веке появились первые школы, в которых обучались дети дворян. Были учебные заведения и для девушек. Молодые люди из богатых семей часто уезжали в Китай для изучения законов, литературы.
В древние времена в Японии использовалась китайская письменность. Японские иероглифы были изобретены в середине IX века. Они основывались на китайской письменности, но были более простыми и удобными в использовании. Если китайские иероглифы обозначали понятия (вода, небо, земля и т.д.), то японские обозначали буквы, соответствующие звукам разговорной речи.
Каждый образованный японец был обязан уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать, слагать стихи. Поэтому среди городского населения было немало поэтов. В городах устраивали состязания, на которых каждый мог продемонстрировать свои таланты.
В XIV веке открылись первые театры. В основу пьес легли народные сказания, храмовые легенды. Актеры пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Автор Сэами положил начало театральному жанру, при котором создавался лишь сюжет. Движения и тексты придумывали сами актеры по ходу представления. Большой народной любовью пользовались выступления бродячих артистов.
Японская живопись соединила в себе народные традиции и китайские наработки. Японцы предпочитали рисовать природу, показывать ее единство с человеком.
Княжества Индостана
В VI – VII веках территория Индостана была разделена на 70 независимых друг от друга княжеств, которыми управляли раджи. Правители жили во дворцах, поражающих своим богатством. Ездили они верхом на обученных слонах, которых украшали роскошными убранствами. Кстати, боевые слоны присутствовали и в войске.
Средневековое общество в Индии делилось на касты. Такое расслоение присутствует и в наше время. Каста указывает на место человека в обществе, его права и обязанности. Принадлежность к сословию передавалась по наследству. На верхней ступени иерархии находились брахманы, на нижней – «неприкасаемые». К «неприкасаемым» относили нищих людей, уборщиков, разнорабочих. Считалось, что даже прикосновение к ним оскверняет.
Время от времени некоторым правителям удавалось объединять княжества. Но в таких группах не было единства, обычно они распадались. В Индии часто шли междоусобные войны. Раздор между князьями сделал их легкой добычей для соседей.
«График есть, но не жесткий»: чему, где и как учатся ворлдскулеры
Мама Ханны несколько лет проработала учительницей и считала, что структура в обучении нужна. Поэтому она строго следила за тем, что и когда изучают дети. А изучали они абсолютно те же самые предметы, что и их ровесники, — просто в дороге. Приходилось даже возить с собой учебники. Ханна закончила изучать школьную программу на два года раньше, в 15 лет, и начала слушать онлайн дополнительные курсы.
Традиционная школа предлагает ограниченный набор предметов, программы по которым почти не пересекаются и зачастую не образуют в голове единой картины. А worldschooling дает возможность, во-первых, расширять количество сфер и, во-вторых, закреплять знания с помощью практики и наглядных примеров. Ворлдскулеры придерживаются холистического подхода, при котором всё взаимосвязано и очень важен контекст: природа, культура, история, наука изучаются параллельно. Время не делится на учебу и досуг, потому что обучение интегрировано в повседневную жизнь — ребенок учится непрерывно. Чем больше он видит, слышит, пробует, щупает — тем больше он знает.
Как это организовать? Например, приезжая куда-либо, можно всей семьей читать книги из курса литературы или параграфы из учебника истории, которые связаны с этим местом. «Воображать события из прошлого, гуляя по старой римской дороге или стоя на Полях смерти в Камбодже, — вот что отпечатывается в памяти», — пишет Ханна Миллер.
В картинных галереях — рассматривать работы импрессионистов и другие шедевры изобразительных искусств. А чтобы выучить чужой язык, нет лучшего способа, чем погрузиться в среду носителей. Всё это помогает вдохнуть жизнь в скучные предметы из школьной программы.
«У меня подруга учится в школе, я ее иногда спрашиваю, что она проходит», — говорит Луана. В целом на школьную программу она почти не ориентируется:
Доступ в интернет, разнообразие образовательных платформ и приложений позволяют учиться дистанционно — из любой точки мира, в любое время, в любом темпе.
За счет темпа освобождается время на любимые занятия: можно читать, вести блог, брать уроки музыки у местных жителей, изучать программирование, журналистику или дизайн — всё, что ребенку интересно и, вероятно, поможет определиться с будущей профессией.
В кругосветку они брали с собой планшеты, куда было закачено много видео, книжек, учебников и энциклопедий. Еще Лика включает в «учебную программу» документальные фильмы:
В путешествии список «внеклассных мероприятий» расширяется до бесконечности — это не только прогулки по городу, дворцы, музеи, но и плавание, кайтинг, походы в горы. Шанс чему-то научиться может подвернуться случайно. «В Парагвае мы заселились в хостел, и хозяйка говорит: вечером будет мастер-класс по рисованию, приходите, он бесплатный», — вспоминает Лика.
XIX век: топики и иностранный язык для каждого
XIX век стал эпохой невиданных технических прорывов ― в том числе и в образовании, которое становилось всё более стандартизированным, массовым и подконтрольным государству.
Урок в Николаевской женской гимназии. Российская империя. Московская губерния. Серпухов, 1905 годФото: Wikimedia Commons
Зубрёжка никуда не делась, как и древние мёртвые языки из гимназической программы, но одновременно начали учить и современные европейские языки, и так постепенно закрепился прямой метод. Гувернантки и гувернёры предыдущего столетия использовали его интуитивно, а в XIX веке лингвист Вильгельм Фиетор сформулировал принципы прямого метода обучения и превратил его в настоящую продуманную методику. Главное ― устная речь, сперва следует изучать не буквы, а звуки, новые слова нужно учить не в отрыве от контекста, а сразу в готовой для использования фразе, грамматика изучается через практику, а не по формулам.
Звучит знакомо? Да, все эти положения легли в основу коммуникативного подхода, который сегодня считается золотым стандартом в обучении иностранному языку и фокусируется на умении спонтанно говорить на любые темы.
В это же время преподаватель Франсуа Гуэн придумал топики. Он предложил классифицировать всю лексику, разделив её на пять тематических серий: «Дом», «Школа», «Общество», «Природа», «Ремесло». Каждая серия разделялась на 10–15 мелких тем. В свою очередь, урок по каждой из них состоял из 30 фраз, описывающих действия и явления. Эти фразы сперва отрабатываются устно, вместе с учителем, а потом ― посредством чтения текста. Именно так сейчас изучают английский в большинстве российских школ.
Тем временем в Российской империи развиваются гимназии (первые, но единичные, появились ещё в XVI веке), где, кроме древних мёртвых языков, преподают немецкий и французский, и изучение иностранных языков становится относительно массовым. Конечно, крестьянам возможность изучать языки никто не предлагал, да и в целом её имели лишь те, кто мог позволить себе получать образование (школы всех типов были платными, хотя существовали и различные льготы, а также шансы на помощь благотворителей). Однако даже то, что изучение языков стало доступным не только аристократам и перестало ограничиваться «методом гувернантки», имело большое значение.
Благодаря образовательной реформе 1864 года отменили церковную и государственную монополию на общее образование и были разрешены частные учебные заведения ― школ различных видов стало больше. Все гимназии разделили на два типа ― классические и реальные. В классических наряду с немецким, французским или английским по-прежнему изучали латынь и греческий, в реальных упор делался на современные языки. Но в любом случае в ряде учебных заведений изучение иностранных языков стало обязательным ― и не только для аристократов. Например, современные иностранные языки входили в программы также реальных училищ (аналоги современных физико-математических школ), которые готовили не в университеты, а в инженерные институты, и где учились, как правило, не дворяне, а представители сословий попроще.
Латинский и немецкий языки: с 5-го века
На протяжении всей истории языки проникают друг в друга, поскольку слова распространяются с завоеваниями, империями, торговлей, религией, технологией и (в современном мире) с глобальными развлечениями.
Это разделение четко отражает влияние Римской империи даже после распада. Италия, Испания и Франция после падения Рима сохранили влияние латыни, а германские области даже в момент расцвета никогда полностью не контролировались империей.
Англия вообще была в безопасности от вторжения и влияния римлян, на них больше воздействовали германские племена англов и саксов. Из-за этого язык там сформировался под англосаксонским влиянием. Однако современный вариант английского языка наполовину подвержен романскому и германскому влиянию. Это произошло из-за нормандского завоевания. За несколько столетий правления нормандских правителей английский был подвержен вхождению французских слов и возвращению латыни.