Сатрапия

парфянскими и сасанидскими сатрапами

В Парфянской империи власть царя опиралась на поддержку благородных семей, которые управлял большими поместьями и поставлял королю солдат и дань. Города-государства в пределах империи пользовались определенной степенью самоуправления и платили дань королю. Управление империи Сасанидов было значительно более централизованным, чем у Парфянской империи; Полунезависимые королевства и самоуправляющиеся города-государства Парфянской империи были заменены системой «королевских городов», которые служили резиденциями центрально назначаемых губернаторов, называемых шахрабами, а также местом расположения военных гарнизонов. Шахрабы правили как городом, так и прилегающими сельскими округами. В исключительных случаях Византийская империя также приняла титул «сатрап» для полуавтономных князей, которые управляли одной из армянских провинций, Сатрапиями.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием I вызвал недовольство и ропот в рабе Вавилоне. Вождь мятежников объявил себя сыном последнего вавилонского правителя и стал называть себя Навуходоносором III. В декабре 522 г до н.э н.э. Дарио выиграл. Лидеры повстанцев были казнены публично.

Карательные действия отвлекли Дарио, и тем временем начались беспорядки в Мидии, Эламе, Партии и других районах. Новому правителю понадобилось больше года, чтобы усмирить страну и восстановить статус Кира II и Камбиза в ее прежних границах.

Между 518 и 512 годами Персидская империя завоевала Македонию, Фракию и часть Индии. На этот раз он считается периодом расцвета древнего царства персов. Государство мирового значения объединило под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

След, оставленный Бактрией

Значение Бактрийского царства в мировой истории и культуре неоценимо. Артефакты почившей цивилизации, дошедшие до наших дней, поражают техникой выполнения и разнообразием стилей и направлений в искусстве. Древние фрески, изделия из слоновой кости, настенная роспись, алебастровые и глиняные скульптуры – все это прочно вошло в бактрийское наследие, обогатившее современный мир.

Отдельный пласт культурного слоя древней исторической области составляет так называемое золото Бактрии – предметы из драгоценного металла, найденные в конце 70-х гг XX века. Их обнаружили на раскопках кушанских захоронений, датированных I в до н.э., близ городища Тилля-тепе в Афганистане. Найденный в ходе археологических мероприятий клад кушанских царей до сих пор является наиболее дорогостоящим захоронением, когда-либо обнаруженным учеными.

В составе клада: украшения из золота, редкие монеты, позолоченное оружие. В шести вскрытых захоронениях были найдены более 3 тысяч золотых изделий (примерно 20 тысяч золотых предметов). Оставшиеся три захоронения не удалось изучить из-за начавшейся Афганской войны.

Читайте далее:

Какие достопримечательности стоит посмотреть в Самарканде туристу

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

История возрождения и капитуляции Хивинского ханства

Что посмотреть в городе Наманган и Наманганской области

Центр Хорезмской области – город Ургенч

Нашествие монголов

Это было в XIII веке. Из глубины Азии потянулись дикие орды Чингиз-хана; опустошительным потоком прошли они через Иран, безжалостно разоряя все на своем пути. Еще раз была разгромлена исстрадавшаяся Персия, и монголы через Кавказ направились в Россию. А в 1253 г. их новый великий хан, Мангу, вспоминает о несчастной стране и посылает брата своего, грозного Гулагу-хана, с сильным войском управлять Ираном. Но тут случилось нечто неожиданное: новые пришельцы вскоре же сами подпали под влияние персов, забросили свое язычество и приняли магометанство, а со временем сделались и шиитами. Теперь уже правитель Персии Газан, как правоверный, отказался признавать над собою хотя бы и слабую власть великого хана-язычника; он торжественно объявил себя независимым государем.

Вторжение арабов

Но при последующих Сасанидах счастье снова стало изменять Персии; начались и внутренние смуты. Царем был Хозрой II Парвез, когда разразилось страшное восстание, в котором персам усердно помогли и христиане, оскорбленные этим правителем; неудачи в войне с византийцами, непомерные налоги — все это озлобило народ; ведь бесконечные войны требовали огромных затрат, которые в конце концов ложились тяжким бременем все на то же население. В 628 г. Хозрой был низложен и казнен; после некоторых междоусобий на престол возведен был малолетний Ездегерд III. Но было уже поздно, — над Персией неожиданно разразилась новая гроза: в 633 г. в нее вторглись арабы, исповедовавшие мусульманскую веру. Воодушевленные учением Магомета, который завещал им распространять новую веру среди других народов, арабы разрушительным потоком хлынули на обессилевшую страну и после упорной борьбы завоевали ее.
И вот в 650 г. пала древняя столица Персии — знаменитый Персеполь, однажды уже разоренный Александром Македонским. Теперь вся страна подпала под власть арабов, и стали управлять ею арабские наместники. Новые завоеватели силой оружия стали распространять среди побежденных свою веру: ведь каждому воину, павшему на поле битвы за распространение ислама, Магомет обещал вечное блаженство в светлом раю… И большинство персов волей-неволей должны были принять ислам; иные бежали в Индию, не желая расставаться со своей мудрой древней религией. Были и такие немногие смельчаки, которые, отказавшись от магометанства, все же остались на родине. Победители оставили им жизнь, но окружили их презрением: им запрещено было носить оружие, с которым никогда раньше не расставался перс, их заставили носить особые одежды в отличие от мусульман; верхом они могли ездить только на ослах и при встрече с магометанином обязаны были уступать ему дорогу…
Но, навязав персам свою веру, жестокие пришельцы не удовольствовались этим: они навязали еще им свой язык, одежду и обычаи. Мало-помалу стала гибнуть вся старая письменность персов, они стали писать по-арабски, да и обиходная речь их наводнилась арабскими словами. Воодушевленные одним лишь стремлением — во что бы то ни стало распространить учение Магомета, — невежественные, ослепленные арабы несли за собой разрушение и тьму. Гибли великолепные здания — драгоценные памятники древнеперсидской образованности, и одни обломки свидетельствовали потом о их былом величии. И вот, недовольство побежденных росло и крепло, а когда вдруг представился случай, персы жестоко отомстили своим новым властителям.
Разгорелся спор среди самих арабов. Дело в том, что после смерти Магомета возникли разногласия на счет нового халифа, — как назывался в то время духовный и светский владыка арабов. Одни хотели видеть преемником пророка зятя его Али, женатого на дочери Магомета, так как он не оставил после себя сыновей; но большинство стояло за выборного халифа, и выбор пал на тестя пророка, старого Абу-Бекра. За этим последовали еще два выборных повелителя: Омар, под начальством которого арабы и завоевали Персию, и Осман. Только четвертым халифом был избран наконец Али. На этом и кончился бы, вероятно, спор о наследии пророка, если бы спустя несколько времени Али не был убит и ни один из его двух сыновей не избран в халифы. Этим законным потомкам пророка предпочли жестокого врага Али, Муавия, и выбор этот решил участь будущего магометанства: последователи великого Магомета раскололись на два враждующих толка, или секты, которые существуют и поныне.
Когда сторонники Али вздумали отстаивать права его сыновей, Хуссейна и Хасана, выборные халифы воздвигли на них жестокие гонения, и вся семья Али погибла мученическою смертью. Но это лишь усилило число приверженцев несчастных потомков Магомета; они упорно отвергали первых трех выборных халифов, а Али и его двух сыновей стали почитать святыми, твердо веруя в то же время, что Магомет еще вернется на землю и восстановит свое царство. Отныне это непримиримое меньшинство арабов стало именоваться шиитами (т.е. пристрастными), в отличие от своих противников — суннитов (от слова сунна. Так называется толкование Корана, составленное по преданиям тремя первыми после Магомета халифами, которых сунниты и считают истинными наследниками пророка). И вот, лишь только произошел раскол, персы, как бы в отместку своим жестоким повелителям, примкнули не к их секте, а к шиитам.

Персеполь в огне

В 480 году до н.э. Ксеркс I вторгся в Грецию. Армия персидского царя сжигала все на своем пути: деревни, храмы, города, в том числе Афины. На Балканском полуострове персы хозяйничали не долго, в 480-479 гг. до н.э. между греками и персами произошли два морских сражения, определивших результат греко-персидской войны. В битвах при Саламине и при Платеях персы потерпели поражение и оставили Грецию.

Исследователи пишут, что вторжение персидской армии на Балканский полуостров греки запомнили надолго, именно месть послужила основной причиной сожжения Персеполя.

“До прибытия Александра Великого Персеполь был одним из самых величественных городов мира. Когда же македонский правитель покинул персидскую столицу, от нее остались руины и несколько десятков колонн. Город стали называть местом сорока колонн”, — пишет историк Марк Джошуа.

Ученые до сих пор спорят, кто первым из свиты Александра предложил предать Персеполь огню. Основываясь на древних текстах, одни исследователи говорят, что приказ мог отдать сам правитель, другие, что это была затея афинской гетеры Таис, так она хотела отомстить за те бесчинства, которые Ксеркс I учинил в Афинах незадолго до битвы при Саламине.

Таис описывают как любовницу Птолемея I, одного из генералов и близкого друга Александра (возможно, Птолемей был сводным братом Александра). Древнегреческий писатель Афиней, который жил во II-III веке нашей эры, в своих трудах утверждал, что Таис могла быть и любовницей Александра, поскольку царь любил «держать ее при себе». Современные исследователи пишут, что слова Афинея нельзя воспринимать буквально, Таис, как и многие гетеры того время, могла быть просто хорошей собеседницей, с которой Александру нравилось проводить время за общением.


Фото: Музей Палаццо Массимо, Рим / Портрет Александра Великого, золоченая бронза. II в. н. э.

Ниже мы приведем два описания сожжения Персеполя, которые дали древнегреческие историки спустя несколько столетий после гибели столицы Персидской империи. Эти описания основаны на более ранних трудах, не дошедших до наших дней.

Пожалуй, самое известное описание гибели Персеполя принадлежит Диодору Сицилийскому. В основе повествования лежит история, согласно которой Персеполь подожгли выпившие слишком много вина македоняне. Причем, это решение было принято спонтанно, когда на пиру вспомнили о сожжении персами Афин в 480 году до н.э.

Диодор Сицилийский приводит еще одну причину сожжения Персеполя. Он пишет, что, когда Александр и его армия подходили к столице империи, их встретила толпа из 800 пленных греков. Это были пожилые мужчины и женщины, захваченные персами много лет назад. В Персеполе они трудились ремесленниками, портными, строителями, то есть занимались тем ремеслом, которому обучались в Греции. Но практически все эти пленные были с увечьями — кто-то без руки, кто-то без ноги.

Александра и его товарищей, пишет Диодор, эта картина задела до глубины души. “Скорее всего, от увиденного у Александра вскипела кровь и он приказал отнестись к Персеполю так же, как город отнесся к пленным”.


Фото: Пергамский музей, Берлин / Часть барельефа, на котором изображены мужчины со щитами и копьями. Барельеф либо из дворца Дария I (521-486 гг. до н.э.) либо Ксеркса I (485-465 гг. до н.э.)

Диодор пишет: “После битвы при Гавгамелах македонский правитель двинулся в Сузы, которые, как известно, сдались без боя. Александр запретил своим воинам грабить этот город и убивать местных жителей. В столице же, в которую царь также вошел без сопротивления, он разрешил воинам бесчинствовать, насиловать и убивать. На это у него должна была быть очень веская причина”.

Древнегреческий историк Арриан (87-160 гг н.э.) придерживался другой версии гибели столицы персов. Ученый утверждал, что описывая пожар, он опирался на труды первоисточников, якобы очевидцев тех событий, а именно Птолемея и Аристобула из Кассандрии.

По словам Арриана, Персеполь уничтожили не спонтанно, а преднамеренно, как возмездие за Афины. Арриан пишет: «Александр сжег дворец в Персеполе, чтобы отомстить за греков, потому что персы разрушили их храмы, спалили города».

Поскольку ни Птолемей, ни Аристобул в своих сочинениях не пишут о каких-либо пирушках, устроенных македонянами во дворце перед тем как его спалить, Арриан предполагает, что никаких пиршеств и не было. При этом историк отмечает: «даже люди, которые в то время находились рядом с Александром и являлись очевидцами тех событий, люди, заслуживающие доверия, даже они давали противоречивые сведения о поджоге». Дальше историк заключает: “почему Персеполь решили спалить, мы наверняка точно никогда не узнаем».

Значение слова «сатрап» в словарях русского языка

сатрап ( — «хранитель царства»; , ново) — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати.

Википедия

м.

1.Правитель области, провинции в древней Персии и ряде других древних восточных государств.

2. перен.Деспотический администратор, не считающийся с законами.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. satrapes др.-перс.) 1) в древнем персидском царстве — наместник провинции (сатрапии), пользовавшийся всей полнотой административной и судебной власти; 2) перен. жестокий деспотичный начальник, администратор.

Новый словарь иностранных слов

м. 1) Правитель области, провинции в древней Персии и ряде других древних восточных государств. 2) перен. Деспотический администратор, не считающийся с законами.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[гр. satrapes

1. в древнем персидском царстве — наместник провинции (сатрапии), пользовавшийся всей полнотой административной и судебной власти;

2. * жестокий деспотичный начальник, администратор.

Словарь иностранных выражений

сатр`ап, -а

Словарь русского языка Лопатина

В Древнем Персидском государстве: наместник правителя сатрап деспот, самодур, управляющий по собственному произволу Lib Царские сатрапы.

Словарь русского языка Ожегова

(греч. satrapes, от др.-перс.), наместник сатрапии (провинции) в древнем и раннесредневековом Иране. В переносном смысле — деспотичный администратор.

Современный толковый словарь, БСЭ

сатрап м. 1) Правитель области, провинции в древней Персии и ряде других древних восточных государств. 2) перен. Деспотический администратор, не считающийся с законами.

Толковый словарь Ефремовой

сатрапа, м. (греч. satrapes от др.-перс. sitrab).

1. Правитель в древней Персии (истор.). Родился в Персии, а чином был сатрап. Крылов.

2. перен. Жестокий начальник, управляющий по собственному произволу, деспотический самодур-администратор (книжн.). Нам бабушки не ворожат, как вам, чтобы прямо из нигилистов в сатрапы попадать (говорит мелкий чиновник бывшему либералу, ставшему важным лицом). Лесков.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(греч. satrapes, от древнеперс. хшатрапаван, буквально — хранитель области), наместник сатрапии , возглавлявший её администрацию. Чеканил серебряную и медную монеты; отвечал за сбор податей и контролировал местных чиновников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Сатрап

Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, новоперс. شهربان‎) — глава и правитель сатрапии в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На управляемой территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй сатрапии и имел право чеканить монету.

Деление Персии на сатрапии введено при династии Ахеменидов (-330 до н. э.). Дарий I, создавший огромную империю, упорядочил эту систему. Его 20 сатрапий примерно соответствовали покорённым странам, сохранявшим свои законы и язык, но платившим подать имперскому центру.

Огромная власть, сосредоточенная в руках сатрапов, стимулировала сепаратизм и частые бунты, из которых наиболее известен поднятый в 366 году до н. э. против Артаксеркса II.

Александр Макендонский, покорив Персию, сохранил эту систему. Так же поступили затем Селевкиды, Парфянские цари и династия Сасанидов (—). Правда при Сасанидах значение сатрапов ослабло.

Династия Сефевидов

Однако, и эти новые властители не сумели прочно удержаться в Персии. Бесконечные смуты обессиливали страну, и лишь в XV веке, с воцарением персидской династии Сефевидов, для персов наступили лучшие дни. Теперь государственным языком стал персидский, а религией шиизм. Сами правители приняли древний титул персидских царей шахин-шах («царь царей»), что так нравилось персам, напоминая им их былое величие и могущество. Под знаменем шиизма — единой теперь для всей страны религии — объединились не только персы, но и многочисленные турки, проживавшие в Иране. И вот на первом плане начинает выступать в государстве новая разрушительная сила — нетерпимое шиитское духовенство. Оно налагает свою невежественную руку на малейшее проявление свободы в стране, душить всякую живую мысль; хиреет богатая персидская литература: писателям предоставляется лишь восхвалять в своих сочинениях духовенство, писать только угодное этим темным, ограниченным пастырям. Но зато именно благодаря помощи отважных иранских турок, сплотившихся теперь с персами на почве единой виры, страна могла выдерживать беспрестанные натиски других диких племен.
В 1586 г. на престол вступил Аббас I Великий. Умный и даровитый, этот шах много способствовал государственному устройству Персии. Он первый завел постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием, и завел сношения с Европой. Внутри страны Аббас старался поднять торговлю, строил много дорог, мостов, караван-сараев и базаров. Он покровительствовал и искусствам: новая столица Персии, Исфахан, была украшена прекрасными дворцами и мечетями (храмами), сохранившимися и до наших дней. Но устроить прочный порядок в государстве было не так то легко, и со смертью Аббаса новые междоусобия жестоко раздирают Персию.

Образование персидской империи

После распада Ассирии, на территориях Западной Азии осталось три обширных державы: Вавилонское, Мидийское и Лидийское царство. Но все они были завоеваны персами.

Племена персов – выходцы с Кавказских гор, издавна заселяли земли неподалеку от Персидского залива, которые входили в состав Мидийского царства. Возглавляемые своим предводителем Киром, в 550 году до нашей эры персы подняли восстание и захватили Мидию. После того как правителем Мидийского государства стал Кир Великий, началась война между Мидией и Лидией. Последним, в 539 году до нашей эры, персами было завоевано Вавилонское царство. Таким образом, с помощью военной силы, была образована крупнейшая на всем Востоке Персидская держава, которая простиралась от границ Индии до побережья Средиземного моря.

Для удобства управления Персия была разделена на провинции. Крупнейшие города империи соединяли прочные широкие дороги, по которым зависимые страны регулярно привозили дань персидскому царю. Чтобы предотвратить заговоры и восстания на территориях огромной империи, персидский царь содержал большое количество тайных осведомителей, которые докладывали ему о происходящем во всех концах Персии.

Дарий I

Самым знаменитым персидским царем был Дарий I. Он провел ряд важных преобразований, направленных на укрепление хозяйственных связей между отдельными частями персидской державы:

  1. Царь ввел единую для всей империи денежную систему. По его указу на территориях Персидского царства была введена в обращение единая государственная монета, получившая в честь царя название- «дарик». Правом чеканить золотую монету был наделен только «Царь царей» — таким титулом называли правителя Персидской империи. Местные цари, возглавлявшие подчиненные Персии царства, могли выпускать только серебряные и медные монеты.
  2. Дарий I установил точные размеры ежегодной дани, которую обязаны были выплачивать все входящие в состав Персидской державы царства. Количество дани соответствовало уровню экономического развития области, и было разным для каждой отдельно взятой провинции.
  3. Дарий I организовал постройку множества новых дорог, в том числе и знаменитой «царской дороги». Для огромной Персидской империи дороги имели первостепенное значение. По ним отправлялись отряды войск, перевозилась дань, осуществлялась перевозка почты и торговля. «Царская дорога» связала крупнейшие торговые центры Персии, стратегически важные города и области.

Дарий I стремился к расширению и без того огромной и могущественной Персидской империи. В 492 году до нашей эры его войска направились на Балканский полуостров, для захвата персами непокорных греков. Без боя верховную власть Персии согласились признать практически все греческие города-государства, кроме Афин и Спарты.

В 490 году до нашей эры Персидская держава направила свои войска против Афин. Неподалеку от Афин состоялось знаменитая Марафонская битва, в ходе которой греки разбили персов и те вынуждены были покинуть Балканский полуостров. Через 10 лет Персидские войска снова предприняли попытку захватить Афины, в период греко-персидских войн умер Дарий I. Впоследствии Персия так и не смогла покорить Афины, которые отстояли свою независимость. В 331 году до нашей эры выходец из Греции Александр Македонский разгромил Персидскую империю, и она прекратила свое существование.

Словарь

1. Возница – это человек, управляющий лошадьми.

2. Палицы – это оружие, напоминающее по форме дубинку.

3. Панцири – это разновидность доспехов для защиты туловища.

4. Кирка – это ручной инструмент, предназначенный для работы по камню, твердому грунту.

5. Мидийцы – это древний народ иранского происхождения.

6. Арабские бедуины – это жители арабского мира, ведущие кочевой образ жизни.

7. Скифы – это древний кочевой ираноязычный народ.

8. Провинция – это отдельная территориальная единица, входящая в состав какого-либо государства, страны.

9. Чеканка — это способ обработки металла, применяемый для изготовления монет.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Дворяне владели обширными земельными владениями на всех завоеванных территориях. «Благодетелям» царя были предоставлены огромные наделы для личных заслуг. Владельцы этих земель имели право управлять, передавать участки своим потомкам, и им также было поручено осуществление судебной власти над своими подданными. Широко использовалась система землепользования, при которой участки назывались огородами для лошади, лука, повозки и т.д. Царь раздал своим воинам такие земли, за которые их владельцы должны были служить в армии рыцарями, лучниками, возничими.

Но огромные участки земли по-прежнему находились в прямом владении самого царя. Обычно их снимали. В оплату за них принималась продукция сельского хозяйства и животноводства.

Помимо земель, каналы находились в непосредственной царской власти. Управляющие королевским имуществом арендовали их и собирали налоги за использование воды. Плата взималась за орошение плодородных земель, которые составляли 1/3 урожая помещика.

География

Парфия — регион, расположенный в Малой Азии, между Евфратом и Индией, к юго-востоку от Каспийского моря и к востоку от Гикарнии . Сегодня это соответствует северо-востоку Ирана. Парфия является частью империи Ахеменидов, а затем во времена царства Александра Великого (335-323 г. до н.э.) становится сатрапией, расположенной на востоке между Бактрией и Дангрией, на западе Великой Мидии и к югу от Кармании.

Во времена античности Парфия была небольшим горным регионом с множеством лесов, равнин и плодородных земель. Обширный климат, наблюдаемый в этом регионе, может варьироваться от сильной жары до сильного холода. Азия состоит из большинства богатых и населенных регионов, способных прокормить армию и, следовательно, благоприятных для ее прохода, но последние избегают других регионов, таких как Парфия. У сатрапии скудные ресурсы, и македонцы презирают этот регион за отсутствие бесплодия.

В то время Страбона, либо I — го  века нашей эры, это сатрапия распространяется по древнему СМИ Rhoges вверх. В него входят города Апамея, Гераклея и Гекатомилы.

История Бактрии и Бактрийского царства на протяжении столетий

История Древней Бактрии уходит корнями в XXIII в до н.э., когда на территории современных государств (северного Афганистана и южного Узбекистана) зародилась Бактрийско-Маргианская цивилизация. Она просуществовала до XVIII в до н.э. наряду с Древним Вавилоном в Междуречье и Индийским культурным пластом в Пакистане.

Александр Македонский

Во времена империи Кира Великого (VI в до н.э.) Бактрия входила в состав Ахменидского государства и являлась персидской сатрапией, добросовестно уплачивая дань.

В 329 г до н.э. Бактрия завоевана Александром Македонским, основавшим на ее территории свои военные поселения.

После смерти Александра Великого бактрийский народ попал под влияние правивших здесь Селевкидов, насаждавших в этих землях эллинистическую культуру. Началось строительство греческих полисов, формирование армии, состоявшей из наемников – жителей Эллады. В 255 г до н.э. сатрап Диодот объявил себя царем нового независимого государства – величественной Греко-Бактрии.

Греческая Бактрия просуществовала более 100 лет, не давая Селевкидам вернуть былое могущество. Она постепенно расширялась на север за счет территории Согдианы и на юг – путем завоевания индских земель

Столицей нового Бактрийского государства в этот период стал город Бактры, постепенно набравший свое могущество в качестве важного торгового и инфраструктурного центра Центральной Азии

Закат Греко-Бактрийского царства пришелся на I в до н.э., когда степные кочевники тохары начали захват соседних территорий. Государство получило название Тохаристан. А чуть позже – в I–IV вв н.э. – вошло в состав Кушанского царства, унаследовавшего культурные сокровища греческой Бактрии.

Кушанская Бактрия пережила три века и в VIII в н.э. была завоевана арабским халифатом. Так, некогда величественное государство постепенно растворилось и утратило свою самобытность под влиянием бескрайней империи Чингисхана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: