Интересные факты
Эзоп по некоторым писаниям состоял в любовной связи с некой Родопис, которая проживала во Франки и по легенде была рабыней Иадмона.
Позднее ее жизнеописание легко в основу сказки о Золушке. В пересказе Страбона, во время купания у красавицы Родопис похитил сандалию пролетавший орел, который потом сбросил ее перед царем. Изумленный правитель приказал найти хозяйку потерявшейся туфельки и пообещал взять ее в жены.
Что касается даты смерти, то события можно восстановить по Гердоту и Аристофану. По легенде баснописец умер в Дельфах из-за собственного злословия. Якобы он разозлил несколько человек, которые и решили ему отомстить. Дельфийцы похитили из храма золотую чашу, а затем подбросили ее в дорожный мешок Эзопа.
После того как пропажа была обнаружена в вещах поэта, то его решили казнить. Вначале ему предложили броситься со скалы, но он категорически отказался это делать, тогда было решено забить его камнями, что и было исполнено. А уже после кто-то доказал его невиновность и потомкам убийц пришлось уплатить виру. Ее получил внук Ксанфа, который считался первым и последним хозяином Эзопа.
Особенность всех произведений заключается в наличии небольшой сцены с обязательным подтекстом: быстроногий заяц обязательно проиграет медлительной черепахе в забеге, если по пути ляжет отдохнуть.
Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.
Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.
Эзоп на старинной гравюре
Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.
По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.
Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю
Портрет Эзопа
Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.
Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.
Эзоп и петух
На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.
Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.
Кем был Эзоп для древних греков?
Мы знаем, что Эзоп был широко известен в древнегреческом мире. Находим ссылки на него и его жизнь у Геродота, Платона, Аристотеля и Аристофана. И хотя эти ссылки могут быть исторически неточными, они показывают! Что аудитория работ этих четырех человек (историк, два философа и драматург-комик), в который входили бы граждане из самых разных социальных слоев, знала, кто такой Эзоп. Можно было ожидать, что он будет реагировать на упоминания о нем предсказуемым образом.
Это также показывает, что Эзоп был хорошо известен и достаточно важен, чтобы эти авторы решили, что Эзопа стоит включить в свои сочинения в первую очередь. Такое могло быть только потому, что его жизнь и басни считались полезным культурным материалом и заслуживают внимания.
Если оставить в стороне сказанное выше, можно найти в псевдобиографической жизни Эзопа. Которая, как полагают, была написана примерно во 2-м веке до нашей эры. Хотя большая его часть представляет собой сборник более старых историй, которые были частью устной традиции (например, «Жизнь Ахикара»).
Подробности его жизни, хотя они могут быть полностью вымышленными, важны.
Хотя сегодня мы склонны проводить резкое различие между тем, как философ выполняет свою работу, и тем, как он живет своей жизнью. В Древней Греции и Риме это случалось гораздо реже. Ожидалось, что философ проживет свою жизнь в соответствии с их принципами. И, соответственно, то, что он сделал (или, как полагали, сделал), оказало реальное влияние на то, как была воспринята их философия.
Вместо того чтобы подробно анализировать весь текст, эта статья предложит краткое изложение. А затем более подробно рассмотрит четыре особенно важных аспекта его жизни.
- Говорят, что Эзоп начал свою жизнь рабом.
- А также Эзоп был чрезвычайно уродлив — как будто он не совсем человек.
- Эзоп начинает свою жизнь немым.
- Его восхождение от рабства к величию ведет и к его гибели.
Как мы увидим, каждое из этих качеств указывает на то, что он находится на границе между людьми и другими животными, которые так заметно фигурируют в баснях Эзопа.
Несколько версий «Жизни» пережили века
Эзоп, как сообщает нам неназванный автор, был рабом с Самоса, греческого острова в северной части Эгейского моря. Он имел ряд отличительных черт.
Он родился немым, совершенно неспособным говорить, что является еще одной чертой, обычно связанной с животными, которые могут издавать звуки, но не могут произносить слова или речи.
Однако Эзоп был также удивительно умен и находчив. Это иллюстрируется инцидентом в начале «Жизни». Эзоп успешно может защитить себя от ложного обвинения в поедании украденных инжиров, заставив рабов, которые были настоящими виновниками, неохотно раскрыть свою вину, даже если он не может рассказать хозяину, что произошло. Эзоп делает это, выпивая теплую воду и вызывая рвоту, что показывает, что он недавно не ел инжир. Затем он заставляет своего хозяина заставить других рабов пить теплую воду и рвать, что приводит к тому, что их рвет улики. Его щадят, а они бьют.
Эзоп также благочестив: однажды он помогает жрице богини Исиде, которая сбилась с дороги и заблудилась.
И Исида, и музы отплатили ему за помощь тем, что «даровали ему силу придумывать истории и способность зачинать». и сложные сказки на греческом языке». (Версия «Жизни» в этой статье используется тот, который можно найти в книге Дейли, на которую ссылается ниже. Вероятно, это самый широкодоступный источник Жизни).
Рабы идентичны животным
Афиняне обычно называли рабов «мальчиками». У них не было индивидуальной идентичности, как у животных в баснях. Рабов также иногда называли «андроподонами», человеконогими животными, родственными слову «тетраподоны». Четвероногое животное, используемое для описания крупного рогатого скота.
И рабы, как животные, считались неспособными говорить, поскольку не имели юридической идентичности. Они не могли представлять себя публично, потому что публичные выступления — это свойство человека. Отсюда настойчивое требование Эзопа: если он хочет свободно говорить перед Самосским собранием при толковании знамение, что он должен получить свободу.
Краткая биография — Эзоп
Вариант 1
Эзоп — легендарный поэт, считающийся творцом басни.(ок. 640 —ок. 560 гг. до н.э.)
Его жизнь литературная традиция приурочивает к 6 в. Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.
Рассказывают, что в конце концов он попал в Дельфы, где, обвиненный жреческой аристократией в святотатстве, был сброшен со скалы.
Сохранился большой сборник Эзоповых басен, но он был составлен в средние века, поэтому трудно определить подлинное наследство Эзопа. В основе Эзоповых басен лежит народная басня, имевшая долгую историю.
Басни Эзопа — часто живые бытовые сценки, взятые из самой гущи народной жизни; они — яркий образец ранней художественной прозы. Впоследствии Эзопово наследство подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром (1 в н. э.) и греческим баснописцем Бабрием (3 в. н. э.) вплоть до поэтических переделок Лафонтена, Дмитриева, Измайлова и других.
Вариант 2
Достоверно известно, что древнегреческий деятель античной литературы жил в середине VI века. Это все, о чем можно говорить с уверенностью. Остальное – выдумки и придумки. История не сохранила информации об его жизнедеятельности. Крупицы сведений можно повстречать у Геродота. Историк утверждает, что Эзоп служил рабом у хозяина с именем Иадмон, проживающего на острове Самос. Баснописец слыл строптивым работником и частенько отпускал вздорные шутки, которые веселили остальных рабов. Вначале хозяина возмущало его поведение, но вскоре он понял, что его работник обладает исключительно незаурядным умом, и отпустил его на свободу. Вот и все, что мы можем узнать из трудов Геродота об этом человеке.
Еще немного сведений можно извлечь из трудов историка Гераклита Понтийского. Он указывает другую информацию. Гераклит Понтийский утверждает, что родиной Эзопа была Фракия. Первого его хозяина звали Ксанф, он был философом. Но Эзоп был намного умнее, чем Ксанф. Он постоянно смеялся над мудрыми высказываниями своего хозяина и его философией. И тот, отпустил своего раба на свободу. Больше о его жизнедеятельности ничего не известно.
Существуют только легенда о его гибели, и сохранился сборник басен. Легенда его смерти говорит следующее. Однажды правитель Крез отправляет Эзопа в Дельфы. Причина этого поступка неизвестна. Прибыв в город, как обычно, баснописец принялся поучать жителей Дельф. Они очень возмутились его поведением и стали думать, как же отомстить Эзопу. И придумали: в его котомку подбросили чашу из местного храма и сообщили священнику, что баснописец является вором.
Эзоп как не пытался доказать, что он не виновен – все было тщетно. Его приговорили к казни: подвели к увесистой скале и заставили прыгнуть с нее. Вот так нелепо закончил свой путь баснописец из Древней Греции. На сегодняшний день сохранился сборник басен Эзопа. Но интересный момент – его было составлено в Средние Века. Поэтому точно утверждать, что это подлинное наследство древнегреческого баснописца нельзя.
Вариант 3
Помимо русского баснописца Крылова, есть еще один всемирно известный создатель басен. Эзоп (или Эсоп), полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен о животных. Согласно Геродоту, Эзоп жил ок. середины 6 в. до н.э. и был рабом некоего Иадмона, жителя Самоса, который дал ему свободу.
На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата.
Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных.
Вероятно, басни, автором которых считается Эзоп, в течение долгого времени передавались изустно. Деметрий Фалерский (ок. 350 — ок. 283 до н.э.) составил собрание басен в 10 книгах, утраченное после 9 в. н.э. В эпоху Августа Федр осуществил известное переложение этих басен латинским ямбическим стихом, а Флавий Авиан, вероятно в 4 в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом.
Некоторые басни
- Белая Галка
- Бык и Лев
- Верблюд
- Волк и Журавль
- Волк и Пастухи
- Вороны и другие птицы
- Вороны и Птицы
- Ворон и лисица
- Галка и Голубь
- Голубь и Вороны
- Грач и Лиса
- Два друга и Медведь
- Два рака
- Две лягушки
- Дикая Коза и виноградная ветка
- Дикая Собака
- Заяц и Лягушки
- Зевс и Верблюд
- Зевс и стыд
- Змея и Крестьянин
- Как лиса сосала у Кабана
- Коза и Пастух
- Крестьянин и его сыновья
- Курица и Ласточка
- Курица и Яйцо
- Куропатка и Курицы
- Ласточка и другие птицы
- Лев и Ишак
- Лев и Коза
- Лев и Комар
- Лев и Медведь
- Лев и мышка
- Лев с другими животными на охоте
- Лев, Волк и Лиса
- Лев, Лиса и Ишак
- Летучая мышь
- Лиса и Аист
- Лиса и Баран
- Лиса и Голубь
- Лиса и Дровосек
- Лиса и Осёл
- Лиса и виноград
- Лошадь и Ишак
- Львица и Лисица
- Лягушка, Крыса и Журавль
- Лягушки и Змея
- Мухи
- Мышь и Лягушка
- Мышь из города и Мышь из деревни
- Обе курицы
- Обе лягушки
- Олень
- Олень и Лев
- Орёл и Галка
- Орёл и Лиса
- Орёл и Черепаха
- Осёл и Коза
- Осёл и Лиса
- Осёл и Лошадь
- Осёл, Грач и Пастух
- Отец и Сыновья
- Павлин и Галка
- Пастух и Волк
- Пастух-шутник
- Петух и Диамант
- Петух и Прислуга
- Собака и Баран
- Собака и Волк
- Собака и кусок мяса
- Старый Лев и Лиса
- Три быка и Лев
- Тростник и Оливковое дерево
- Хвастливый пятиборец
- Человек и Куропатка
- Черепаха и Заяц
- Юпитер и Змея
- Юпитер и Пчёлы
- Ягнёнок и Волк
Жизнь и смерть Эзопа
О том, откуда появился Эзоп, известно крайне мало, биография его туманна, исторических сведений почти нет.
В рассказах о нем, не ясно, где начинается правда, а где выдумка биографов, желавших романтизировать образ творца. Даже время, в котором жил баснописец известно только примерно – шестой век до нашей эры.
Геродот рассказывает, что Эзоп был рабом самосского рабовладельца Иадмона.
Многие античные писатели называют местом его рождения Фракию, Сарды, Фригию. Хотя в основном эти сведения ложны: с Фракией Эзопа связывает лишь отношения с фракийской рабыней Родопис, а в Сарды его приводит легенда, где мифический Эзоп фигурирует в пиршестве Семи мудрецов.
Позднее его отечеством называли Малую Азию, что соотносится с именем мудреца – Эзоп, Áisopos, а также Фригия зачастую стереотипно называлась страной рабов.
Аристофан приводит легенду о смерти баснописца в Дельфах. Некоторых граждан города возмутили ехидные и оскорбительные речи Эзопа об их грехах и недостатках, и они приняли решение его покарать.
Втайне они вложили в его котомку золотую чашу, выкраденную из храма. Когда богомольцев обыскали в связи с кражей, чаша оказалась в вещах Эзопа, и за святотатство он был забит насмерть камнями.
Позже правда вышла наружу и сыну хозяина раба Эзопа был выплачен выкуп за жизнь творца.
Дельфы в умах греков являлись городом, в котором процветает поэзия и творческий дух, так как были под покровительством бога Аполлона.
В связи с этим, вероятно, согласно легенде, Эзоп был убит именно здесь, а его басни обрели покровительство.
Басни написанные ямбом
Платон в своем трактате говорит о трансформации и инверсии эзоповой души. Сохранилась и книга басен в прозе с автографом Эзопа. Художественные произведения поэзии Древней Греции написанные ямбом относятся к басням. По имени баснописца они так и называются «басни Эзопа». Все сведения о биографии поэта не правдивы и недостоверны, а впрочем, как и все то, что относится непосредственно к басням. Историки не беспочвенно полагают, что по Книге басен обучали детей в школе Древней Греции. Народная молва передавала басни Эзопа из поколения старших к младшим, по наследству, следуя традициям. Афинский перипатетик и ученик Теофраста Деметрий Фалерский записал все существующие басни в 10 книгах. Но на самом деле, составитель сборника умолчал, что собрал известные басни от различных баснописцев. Вскоре сам сборник был потерян, а эзоповские басни переписывались в дальнейшем в стихотворной форме.
Наследие
Aesopus moralisatus, 1485
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.
В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э.
В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.
Эзо́п 150 до н. э. (Villa Albani коллекция), Рим
Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.
Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».
Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И.А. Крыловым.
В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.
В западном литературоведении басни Эзопа (т. наз. «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.
Редкие сведения о Эзопе
После гибели Эзопа жрецы и дельфийские аристократы предложили получить выкуп родственникам за невинно осужденного на смерть. Долгое время никто не появлялся, а получил возмещение за убиенного внук рабовладельца Иадмона. Различные источники связывают с жизнью философа всего три случая: Эзоп проживал в начале 6–го века до н.э. на острове Самос и был рабом Иадмона; Родопида доставлена в Египет Ксанфом для торговли телом, затем она была выкуплена за приличную сумму родственником Сапфо, и что умерла поэтесса незадолго до окончания царствования Амасиса; приговорен к смерти в Дельфах, и что за него назначен выкуп. Эзоп по праву считается создателем басни. Они переизданы миллионными тиражами, переведены на различные языки. Среди переводчиков Жан Лафонтен и Иван Крылов.
https://youtube.com/watch?v=4qsle_o1IVE
Биография Эзопа
Легендарный древнегреческий поэт-баснописец Эзоп жил предположительно около 600 г. до н.э. Первые упоминания об Эзопе есть у древнегреческого историка Геродота. По его сведениям, Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос. Жил Эзоп во времена правления царя Амасиса и был убит дельфийцами.
По мнению другого древнегреческого ученого Эзоп был родом из Фракии, он был рабом Ксанфа. Так или иначе достоверных фактов, подтверждающих был ли Эзоп исторической личностью нет. Его имя впоследствии было вовлечено во многие другие легенды и сказания, таким образом сейчас сложно отличить что из всех этих сведений является правдой, а что вымыслом.
Примерно во II веке нашей эры появился позднеантичный литературный памятник Эзопу «Жизнеописание Эзопа». Автор этой работы неизвестен. Жизнеописание сохранило в себе все элементы легенды об Эзопе: рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийцев. В Европе с XI века была популярна византийская редакция этого жизнеописания.
В «Жизнеописании Эзопа» упоминается об уродстве баснописца, хотя в более ранних упоминаниях информации об этом не было, так же в «Жизнеописании» Эзоп имеет уже фригийское происхождение, а не фракийское. Фригия в то время было местом, которое ассоциировалось с рабами. В «Жизнеописании» Эзоп является шутником и глупым философом. Он смешит и разыгрывает своего господина и царей. Достаточно странным является тот факт, что в Жизнеописании отсутствует информация о знаменитых баснях Эзопа. В Жизнеописании представлены в основном небольшие шуточные рассказы, которые не являются частью известных эзоповских басен. Так же по форме и содержанию они не похожи на те басни, благодаря которым имя Эзопа стало известным.
В Европейской традиции Эзоп предстаёт как непривлекательный, но мудрый и хитрый раб.
Личность Эзопа породила множество легенд о нем. Он смел высмеивать царей и великих государей. Люди представляли его человеком сварливым и злобным, наподобие Терсита – одного из персонажей произволения Гомера. Люди считали, что Эзоп был похож на Териста и внешностью и характером. Его представляли весьма уродливым, полной противоположностью Аполлону – богу искусства и мужской красоты. По легенде Эзоп был горбатым, хромым, а лицо его было похоже на морду обезьяны. До наших дней дошли изваяния Эзопа именно в таком виде.
В античных работах авторы не сомневаются в том, что Эзоп существовал на самом деле. Европейская традиция начинает ставить существование этого персонажа под вопрос. Первым это делает в XVI веке Мартин Лютер, в 18 веке Ричард Бентли поддерживает и обосновывает это мнение. Известный философ XIX века Отто Крузиус уже практически уверен в мифичности Эзопа. В XX веке ряд ученых допускают мнение о том, что возможно прототип Эзопа все-таки существовал.
Баснописец Эзоп
Сам термин «Эзопов язык» был введен в употребление Салтыковым-Щедриным.
О жизни самого Эзопа известно немного. Жил в VI веке до нашей эры в Древней Греции мудрец Эзоп. Историк Герадот утверждал, что родился Эзоп на острове Самос, однако спустя век Гераклид Понтийский заявил, что Эзоп был родом из Фракии. Его жизнью интересовался также и древнегреческий писатель Аристофан.
В конце концов, на основании некоторых фактов и упоминаний сложилась некая легенда о мудреце Эзопе. Он был хромой, юродивый, весьма пытлив, умен, сообразителен, хитер и изворотлив. Будучи рабом одного дельца с острова Самос, Эзоп не мог говорить открыто, свободно о том, что думал, видел.
Он сочиняет притчи (как потом их назовут баснями), где персонажами были животные и предметы, однако их характер и манеры преподносились так, что легко улавливалась людская натура. Иносказательные басни Эзопа высмеивали людские пороки: тупость, скупость, жадность, зависть, гордыню, тщеславие и невежество. За свою службу баснописец был отпущен и обрел свободу.
По легенде смерть мудреца была трагической. Будучи в Дельфах, Эзоп своими язвительными замечаниями настроил против себя нескольких жителей города. И те в отместку, подложив ему похищенные золотые чаши из храма, забили тревогу о пропаже и указали, кто из богомольцев предположительно мог их украсть. После обыска чаша была найдена, а Эзоп побит камнями. Позже его невиновность была доказана и потомки тогдашних убийц были вынуждены заплатить виру – штраф за убийства свободного человека.
Басня и афиняне
Как-то раз Александр Македонский потребовал у жителей города Афины выдать ему оратора Демосфена, который в очень резких тонах выражался против него. Оратор же рассказал горожанам басню. В ней говорилось о том, что как-то раз волк попросил у овец отдать ему охраняющую их собаку. Когда стадо послушалось его, то хищник очень быстро расправился с ними без охранявшего их пса. Афиняне поняли, что этим хотел сказать оратор, и не стали выдавать Демосфена. Так басня Эзопа помогла жителям города правильно оценить ситуацию. В результате они объединились в борьбе против врага.
Все басни Эзопа содержат в себе занимательный сюжет, который наталкивает слушателя на размышления. Его творения наполнены моралью, которая понятна каждому. Ведь основываются события басен на тех событиях, которые наверняка доводилось в течение жизни переживать каждому.
В дальнейшем творения баснописца Эзопа много раз переписывались другими авторами, которые вносили в них свои дополнения. В конечном счете эти истории получились короткими, насмешливыми и образными. Выражение «эзопов язык», которое применяется ко всему иносказательному и насмешливому, превратилось в нарицательное.
Что говорили о баснописце?
О том, кто такой Эзоп, ходили легенды. Его часто изображали невысоким и горбатым старцем с шепелявым голосом. Говорили, что Эзоп обладает отталкивающей внешностью. Однако, как показал дальнейший анализ, это описание не совпадает с теми данными, которые зафиксированы историками. Описание его внешности – это плод фантазии различных литераторов. Считалось, что раз Эзоп был рабом, то его должны были постоянно бить и понукать – оттого он и изображался горбатым. А так как литераторам также хотелось показать богатство внутреннего мира баснописца, то его внешность они представляли уродливой и безобразной. Так они старались подогреть интерес к произведениям баснописца, а нередко и к своим собственным, авторство которых приписывали Эзопу.
И постепенно огромное количество выдуманной информации о том, кто такой Эзоп, сплелось в легенду о баснописце. Максим Плануд, известный греческий писатель, даже составил биографию Эзопа. В ней он описывал его так: «Урод уродом, для работы не подходит, голова похожа на грязный котел, руки короткие, а на спине – горб».