Вестфальская система
Вестфальская система сложилась после окончания Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. на основе соглашения, которое называется Вестфальским миром.
Вестфальский мир в Мюнстере. С картины Герарда Терборха. 1648 г. Мирные переговоры велись на территории германской области Вестфалия в протестантском епископстве Оснабрюк и католическом епископстве Мюнстер
Система должна предотвратить ситуацию, в которой одно государство (или коалиция государств) накопило бы силы, в значительной степени превосходящие силы вероятного противника. Главные принципы Вестфальской системы применяются и поныне, хотя сама она перестала существовать во время Наполеоновских войн.
- Принцип государственного суверенитета.
- Принцип баланса сил.
- Приоритет национальных интересов.
- Приоритет государств-наций.
- Право требовать невмешательства в свои дела.
- Равенство прав государств.
- Обязательство выполнять подписанные договоры.
- Принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.
Конфессиональный фактор перестал считаться основным фактором политики, что предотвратило религиозные войны.
Анархическая система или регулируемый порядок?
В отличие от понятия «международный порядок», термин «система» не предопределяет регулируемый характер этих отношений или нет. Принимая гоббсовскую идею о « естественном состоянии », существующем в международных отношениях, неореалист Кеннет Вальц, таким образом, говорит, например, о « международной анархии », подвергая серьезному сомнению понятие « международного сообщества »
Это действительно подчеркивает важность международных институтов ( ООН, Всемирная торговая организация и т. Д.), А также стандартов международного публичного права .
В этом контексте соперничества понятие силы имеет важное значение: существует ли одна или несколько сверхдержав ? Следует ли нам рассматривать, как утверждал экс-министр иностранных дел Юбер Ведрин, например, Соединенные Штаты как сверхдержаву ? Представление о «силе», приводящей в действие различные измерения ( население, территория, экономика, научные, военные, мягкие и жесткие силы и т. Д.), Некоторые географы настаивали на экономических отношениях, чтобы обозначить мировой центр противоположных решений
периферия (страны последней могут принадлежать или не входить в « третий мир »). Таким образом, они сформировали понятие Триады или «глобальной географической олигополии», чтобы обозначить господство на международной политической и экономической арене США, Европы и Японии . Однако это господство подрывают развивающиеся страны, в частности Китай и Индия, а также Бразилия, азиатские тигры и т. Д. Однако эту концепцию международных отношений еще предстоит рассмотреть в связи с растущим упадком так называемых сил Триады.
Классификация и уровни международных отношений
Международные отношения представляют собой довольно сложную, многоаспектную категорию и обладают усложненной структурой. По различным критериям они подразделяются на множество видов и форм.
По сферам социальной жизни международные отношения могут носить экономический, политический, военно-стратегический, идеологический, культурный и иной характер. В современном мире на первый план выходят международные политические отношения, отличающиеся от прочих отношений этого уровня тем, что они с одной стороны затрагивают сферу государственных интересов и межгосударственного взаимодействия, а с другой – сферу властных отношений.
По своему уровню международные отношения делятся на следующие категории:
- глобальные;
- региональные;
- субрегиональные;
- ситуационные.
Международные отношения глобального уровня охватывают наиболее общие проблемы человеческой цивилизации, мировой политики, социального и экономического развития.
В рамках регионального уровня международные отношения могут быть определены как отдельная подсистема международных отношений, формируемая в крупных географических зонах. Различия между региональными и субрегиональными уровнями международных отношений достаточно условны и зачастую определяются точкой отсчета. В любом случае, субрегион представляет собой часть региона и локальные группы стран с более тесными взаимоотношениями, которые имеют свои особенности по отношению ко всему региону в целом.
Международно-ситуационный уровень может проявляться на любом структурном уровне системы международных отношений. Его главным отличительным признаком выступает наличие конкретных международно-политических ситуаций, порождающих особый узел военно-стратегических, политических и иных межгосударственных отношений. В качестве примера международно-политической ситуации можно привести международный конфликт.
По уровню своего развития и интенсивности международные отношения подразделяются на высший, средний и низший уровень.
В зависимости от состава участников можно говорить о межгосударственных и межпартийных международных отношениях, а также о международных отношениях между различными организациями.
В зависимости от числа великих держав, включаемых в международную системы, можно выделить два типа структур международных отношений:
- мультиполярная;
- биполярная.
В первом случае структура международных отношений предполагает наличие множества полюсов силы. По сути, это организация мира, характеризующаяся наличием нескольких (четырех и более) наиболее влиятельных государств, сопоставимых друг с другом по совокупному потенциалу своего комплексного влияния на международные отношения. При этом комплексное влияние включает в себя возможности военно-силового, политического, экономического и культурно-идеологического характера.
Во втором случае речь идет о распределении сил между двумя государствами. Наиболее ярким примером биполярной структуры международных отношений можно считать период холодной войны между Советским Союзом и США. В настоящее время речь идет о выстраивании мультиполярной структуры международных отношений.
Структура международных отношений
Одновременно с формированием этносов складывались и отношения между ними. Когда образовались государства, отношения между народами подразделились на внутригосударственные и внешние. За первыми закрепилось название национальных, межэтнических, за вторыми — международных.
Международные отношения — это особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных взаимодействий и территориальных образований. (1.). Международные отношения являются отражением, продолжением и развитием внутриобщественных отношений. Они включают экономический, социально-политический, духовно-культурный аспекты, но представляют не арифметическую сумму последних, а качественно новую систему. В литературе выделяют различные типы, виды, уровни и состояния международных отношений.
Называют типы международных отношений господства и подчинения, сотрудничества и взаимопомощи и переходные между ними.
Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни — экономические, политические, культурные и т. д. или по взаимодействующим участникам — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т. п.
Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).
По степени напряженности международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.
Международные отношения являются преимущественно политическими, потому что главными в них остаются взаимодействия между государствами. Особенности системы международных отношений представляют отсутствие верховной власти, низкий уровень централизации, слабая степень интеграции элементов целостности.
Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам — исполнительный, но чаще акторы, участники, субъекты международных отношений употребляют как слова-синонимы.
Основными участниками международных отношений большинство исследователей считают государства и межгосударственные (международные) организации. Государство — основной субъект международного права. Через государство осуществляются национальные интересы на международной арене, суверенитет, безопасность. От государства зависит существование и деятельность международных организаций.
Среди международных организаций выделяют межправительственные организации (ООН, Совет Европы, Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация Африканского Единства и др.), неправительственные организации (Экуменический Совет Церквей, Международная Федерация Профсоюзов, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.), транснациональные корпорации и другие общественные силы и движения (национально-освободительные и сепаратистские движения, международные мафиозные и террористические организации, региональные и местные администрации. Для них характерно наличие учредительных документов, постоянный аппарат, автономность компетенции и решений.
Негосударственные субъекты и глобализация
NASDAQ на Таймс — Сквер в ночное время ( Нью — Йорк ): символ финансовой глобализации .
Можно интегрировать транснациональные отношения и негосударственных субъектов, таких как транснациональные корпорации (и, следовательно, частное международное право, в частности право международной торговли ) и неправительственные организации (НПО), в изучение международной системы . К этим образованиям следует добавить развитие международного уголовного права, которое вызывает на международной арене проблематичным и спорным образом физических лиц как таковых (т.е. физических лиц ).
Это то, что, например, сделали основатели неолиберального институционализма Роберт О. Кеохан и Джозеф С. Най, теоретизируя «сложную взаимозависимость», или, опять же, с марксистской или постмарксистской точки зрения, Тони Негри и Майкл Хардт в « Империи» ( 2000). В этой книге они трансформируют понятие империализма из государства в мировую империю, которая будет состоять из государств, транснациональных корпораций и НПО. Несмотря на разногласия, вызвавшие одобрение этого тезиса, дискуссия, как правило, сосредотачивается на типе человека или предмете, который актуален на международном уровне.
Этот тип вопросов приобрел особую остроту в связи с феноменом глобализации или глобализации . Таким образом, некоторые авторы подтверждают существование «государственного кризиса» или «национального государства», считая, что последние были значительно ослаблены глобализацией, которая, с одной стороны, будет характеризоваться возросшим значением транснациональных корпораций, а с другой — конституцией региональных образований, которые будут оспаривать суверенитет государства. Таким образом, эти авторы настаивают на увеличении числа экономических сообществ ( НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, Европейское экономическое сообщество, теперь Европейский союз ) или / и на переплетении между несколькими правовыми порядками (предпочтительным примером в этом случае является Европейский Союз и право Сообщества ). В 1999 году Бертран Бади, например, зашел так далеко, что заговорил о мире без суверенитета .
Этот тезис сильно оспаривается, другие авторы настаивают на усилении прерогатив суверенитета, что проявляется, например, в ужесточении пограничного контроля и т. Д. Однако даже авторы, которые предпочитают придерживаться классической концепции международной системы, сосредоточенной на национальных государствах как фундаментальной единице, признают, что появление такого образования, как Европейский Союз, наделенного правосубъектностью и выходящего за рамки простого экономическая ассоциация, приводит к тому, что изучение международной системы не сводится только к национальным государствам.
↑яХЯРЕЛМШИ ОНДУНД Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ
дКЪ ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙХ УЮПЮЙРЕПМН ХГСВЕМХЕ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЙЮЙ ЖЕКНЯРМНИ ЯХЯРЕЛШ, ТСМЙЖХНМХПСЧЫЕИ ОН ЯБНХЛ ГЮЙНМЮЛ. оПЕХЛСЫЕЯРБЮ РЮЙНЦН ОНДУНДЮ ЯНЯРНЪР Б РНЛ, ВРН НМ ОНГБНКЪЕР ЦКСАФЕ ЮМЮКХГХПНБЮРЭ ЛНРХБЮЖХЧ ОНБЕДЕМХЪ ЯРПЮМ ХКХ БНЕММН-ОНКХРХВЕЯЙХУ АКНЙНБ, БШЪБКЪРЭ СДЕКЭМШИ БЕЯ РЕУ ХКХ ХМШУ ТЮЙРНПНБ, ДЕРЕПЛХМХПСЧЫХУ ХУ ДЕИЯРБХЪ, ХЯЯКЕДНБЮРЭ ЛЕУЮМХГЛ, НОПЕДЕКЪЧЫХИ ДХМЮЛХЙС ЛХПНБНЦН ЯННАЫЕЯРБЮ Б ЖЕКНЛ, Ю Б ХДЕЮКЕ ОПНЦМНГХПНБЮРЭ ЕЦН ПЮГБХРХЕ. яХЯРЕЛМНЯРЭ ОПХЛЕМХРЕКЭМН Й ЛЕФДСМЮПНДМШЛ НРМНЬЕМХЪЛ НГМЮВЮЕР РЮЙНИ УЮПЮЙРЕП ДНКЦНБПЕЛЕММШУ БГЮХЛННРМНЬЕМХИ ЛЕФДС ЦНЯСДЮПЯРБЮЛХ ХКХ ЦПСООЮЛХ ЦНЯСДЮПЯРБ, ЙНРНПШИ НРКХВЮЧР ЯРЮАХКЭМНЯРЭ Х БГЮХЛНГЮБХЯХЛНЯРЭ, Б НЯМНБЕ ЩРХУ НРМНЬЕМХИ КЕФХР ЯРПЕЛКЕМХЕ Й ДНЯРХФЕМХЧ НОПЕДЕКЕММНЦН, НЯНГМЮММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ СЯРНИВХБШУ ЖЕКЕИ, Б МХУ Б РНИ ХКХ ХМНИ ЛЕПЕ ОПХЯСРЯРБСЧР ЩКЕЛЕМРШ ОПЮБНБНИ ПЕЦКЮЛЕМРЮЖХХ АЮГНБШУ ЮЯОЕЙРНБ ЛЕФДСМЮПНДМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ.
Понятие и сущность международных отношений
Определение 1
Международные отношения – это совокупность правовых, политических, идеологических, экономических, военных, дипломатических, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, функционирующими на мировой арене.
Международные отношения служат особого рода пространством, на котором взаимодействуют и сталкиваются различные силы (интеллектуальные, общественные, политические, экономические, военные, государственные). Это столкновение и взаимодействие могут осуществляться на различных уровнях – двустороннем, многостороннем, региональном или глобальном. Отличительной особенностью международных отношений выступает отсутствие у них единого центрального ядра управления и власти. В основе их построения лежат принципы полииерархии и полицентризма. Именно поэтому большая роль в международных отношениях отводится субъективным факторам и стихийным процессам.
Все международные отношения условно подразделяются на два базовых типа. В общем виде они представлены на рисунке 1. Не станем останавливаться на них более подробно.
Рисунок 1. Базовая типология международных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ядром международных отношений выступает мировая (международная) политика. В наиболее общем смысле под ней понимают процессы, связанные с выработкой, принятием и реализацией решений, которые затрагивают жизнь мирового сообщества. Ключевыми субъектами мировой политики традиционно считаются государства и их группы (союзы), однако сегодня ярко прослеживается тенденция к расширению участников международных отношений.
Все более важную роль в международных отношениях начинают играть международные организации (как межправительственные, так и неправительственные). Пожалуй, наиболее значимая роль в современной системе международных отношений отводится Организации Объединенных Наций (сокращенно – ООН), созданная в целях поддержания мира и безопасности, а также содействия социальному и экономическому прогрессу всех народов. В рамках действующей структуры ООН сформировано множество различных организаций, органически вошедших в систему международных отношений и в качестве структур ООН, и в качестве самостоятельных организаций. К их числу относятся:
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ);
- Международная Ассоциация Труда (МОТ);
- Международная Организация по Атомной Энергии (МАГАТЭ);
- Организация, занимающаяся вопросами науки и культуры (ЭНЕСКО);
- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
Важная роль среди субъектов мировой политики и международных отношений отводится также религиозным организациям.
В современном мире термин «международные отношения» принято использовать не только для обозначения взаимодействия акторов мировой системы, но и в качестве названия отдельной научной дисциплины. Нередко международные отношения рассматривают в качестве составной части политологии. В российской научной практике международные отношения рассматриваются как самостоятельная социальная реальность, имеющая собственные закономерности. Предметное поле международных отношений включает в себя такие проблемы и понятия, как стратегия, дипломатия, баланс сил, плюрализм суверенитетов, биполярность и пр.
Как наука международные отношения отличаются наличием предмета и объекта исследования. В роли объекта международных отношений выступают любые социальные отношения и потоки, которые так или иначе пересекают границы и избегают государственного контроля. Непосредственным предметом международных отношений являются политические процессы, режимы и власть.
↑яРЮМНБКЕМХЕ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ
яХЯРЕЛМНЯРЭ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ – ОНМЪРХЕ ХЯРНПХВЕЯЙНЕ. нМЮ ТНПЛХПСЕРЯЪ Б ОЕПХНД ПЮММЕЦН мНБНЦН БПЕЛЕМХ, ЙНЦДЮ ЛЕФДСМЮПНДМШЕ НРМНЬЕМХЪ ОПХНАПЕРЮЧР ЙЮВЕЯРБЕММН МНБШЕ ВЕПРШ, НОПЕДЕКХБЬХЕ ХУ ОНЯКЕДСЧЫЕЕ ПЮГБХРХЕ. сЯКНБМНИ ДЮРНИ ЯРЮМНБКЕМХЪ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЯВХРЮЧР 1648 Ц. – БПЕЛЪ НЙНМВЮМХЪ рПХДЖЮРХКЕРМЕИ БНИМШ Х ГЮЙКЧВЕМХЪ бЕЯРТЮКЭЯЙНЦН ЛХПЮ. бЮФМЕИЬХЛ СЯКНБХЕЛ БНГМХЙМНБЕМХЪ ЯХЯРЕЛМНЯРХ ЪБХКНЯЭ ТНПЛХПНБЮМХЕ МЮЖХНМЮКЭМШУ ЦНЯСДЮПЯРБ Я НРМНЯХРЕКЭМН СЯРНИВХБШЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ Х ЖЕКЪЛХ. щЙНМНЛХВЕЯЙХЛ ТСМДЮЛЕМРНЛ ЩРНЦН ОПНЖЕЯЯЮ ЯРЮКН ПЮГБХРХЕ АСПФСЮГМШУ НРМНЬЕМХИ, МЮ ХДЕИМН-ОНКХРХВЕЯЙСЧ ЯРНПНМС НЦПНЛМНЕ БКХЪМХЕ НЙЮГЮКЮ пЕТНПЛЮЖХЪ, ОНДНПБЮБЬЮЪ ЙЮРНКХВЕЯЙНЕ ЕДХМЯРБН ЕБПНОЕИЯЙНЦН ЛХПЮ Х ЯОНЯНАЯРБНБЮБЬЮЪ ОНКХРХВЕЯЙНЛС Х ЙСКЭРСПМНЛС НАНЯНАКЕМХЧ ЦНЯСДЮПЯРБ. бМСРПХ ЦНЯСДЮПЯРБ ЬЕК ОПНЖЕЯЯ СЙПЕОКЕМХЪ ЖЕМРПЮКХГЮРНПЯЙХУ РЕМДЕМЖХИ Х ОПЕНДНКЕМХЪ ТЕНДЮКЭМНЦН ЯЕОЮПЮРХГЛЮ, ПЕГСКЭРЮРНЛ ЙНРНПНЦН ЯРЮКЮ БНГЛНФМНЯРЭ БШПЮАЮРШБЮРЭ Х НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМСЧ БМЕЬМЧЧ ОНКХРХЙС. оЮПЮККЕКЭМН МЮ НЯМНБЕ ПЮГБХРХЪ РНБЮПМН-ДЕМЕФМШУ НРМНЬЕМХИ Х ПНЯРЮ ЛХПНБНИ РНПЦНБКХ ГЮПНФДЮКЮЯЭ ЯХЯРЕЛЮ ЛХПНУНГЪИЯРБЕММШУ ЯБЪГЕИ, Б ЙНРНПСЧ ОНЯРЕОЕММН БРЪЦХБЮКХЯЭ БЯЕ АНКЕЕ НАЬХПМШЕ РЕППХРНПХХ Х Б ПЮЛЙЮУ ЙНРНПНИ БШЯРПЮХБЮКЮЯЭ НОПЕДЕКЕММЮЪ ХЕПЮПУХЪ.
Истоки понятия
Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.
К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.
Заключительный акт
9 июня 1815 г. был подписан главный документ — Заключительный акт Венского конгресса, состоявший из 121 статьи. Это был самый обширный договор из всех международных соглашений, которые заключались до сих пор.
Он предусматривал территориальный передел Европы в интересах победивших держав. Побежденная Франция была лишена всех завоеваний и возвращена к довоенным границам 1792 г. К России отошла большая часть польских земель с Варшавой. Пруссия получила северную часть Саксонии, богатейшие германские области — Рейнскую провинцию и Вестфалию, а также шведскую Померанию и западные польские земли с городом Познань.
Австрии была передана Северо-Восточная Италия (Ломбардия, Венеция). На троны небольших итальянских герцогств были посажены государи из австрийского дома Габсбургов. Герцогство Парма, например, было отдано в пожизненное владение дочери австрийского императора, второй жене Наполеона Марии Луизе. Австрия получила преобладающее влияние в итальянских делах.Англия на Европейском континенте не получила ничего, но она сохранила остров Мальту и недавно захваченные владения других стран — Капскую колонию на юге Африки и остров Цейлон.
Европа после Венского конгресса, 1815
Распределяя земли и проводя новые границы, главные участники Венского конгресса не обращали внимания ни на религию, ни на национальность, ни на желания народов. Главным для них было количество квадратных километров и жителей. Католическая Бельгия соединялась с протестантской Голландией в единое Нидерландское королевство. Норвегия была отобрана у Дании, которая поддерживала Наполеона, и передана Швеции. Вопреки стремлениям немцев и итальянцев к объединению была сохранена раздробленность Германии и Италии. Не немецкое население многонациональной Австрийской империи (венгры, славяне, итальянцы) оказалось в неравном положении с немецким и подвергалось национальному угнетению.
Новый международный порядок, установленный венским и некоторыми другими соглашениями, получил название «венской системы». Это была первая попытка установления мира в Европе на основе коллективного договора, принципов легитимизма и равновесия.
Статьи по Теме
- Международные отношения Европейского Союза
- США Международные отношения
Власть и власть в международной системе |
|
---|---|
Устав |
|
Атрибуты |
|
История и теории |
|
Конкретные области |
|
Организации и группы |
|
Политическая философия |
|
---|---|
Основные понятия | Гражданство · Конституция · Закон · Государство · Правительство · Идеология · Правосудие · Политическая свобода · Закон · Политика · Власть · Политический режим · Суверенитет · Международная система |
Области | Международные отношения · Политология · Теории общественного договора |
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
бБЕДЕМХЕ Б РЕНПХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / нРБ. ПЕДЮЙРНП ю.я. лЮМШЙХМ. — л.: хГД-БН лцс, 2001 (рПСДШ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс: бШО. 17. яЕП. III. Instrumenta studiorum).
йНМТКХЙРШ Х ЙПХГХЯШ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ: ОПНАКЕЛШ РЕНПХХ Х ХЯРНПХХ: лЮРЕПХЮКШ ЮЯЯНЖХЮЖХХ ХГСВЕМХЪ яью / оПНАКЕЛШ ЮЛЕПХЙЮМХЯРХЙХ бШО. 11 нРБ. ПЕДЮЙРНП. ю.я.лЮМШЙХМ. — л.: люйя оПЕЯЯ, 2001
нЯМНБШ НАЫЕИ РЕНПХХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / оНД ПЕД. ю.я. лЮМШЙХМЮ. — л.: хГД-БН лцс, 2009. — 592 Я.
лНДЕКХ ПЕЦХНМЮКЭМНИ ХМРЕЦПЮЖХХ: ОПНЬКНЕ Х МЮЯРНЪЫЕЕ. оНД ПЕДЮЙЖХЕИ ю.я. лЮМШЙХМЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., нК аХ оПХМР. 2010. 628 Я.
цНПНУНБ б.м. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ. 1918-1939: йСПЯ КЕЙЖХИ. — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2004. — 288 Я.
лЕДЪЙНБ ю. я. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б мНБНЕ БПЕЛЪ. — л. оПНЯБЕЫЕМХЕ, 2007. — 463 Я.
аЮПРЕМЕБ б.х. «кХБХИЯЙЮЪ ОПНАКЕЛЮ» Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ. 1969-2008. л., спяя, 2009. — 448 Я.
оХКЭЙН ю.б. «йПХГХЯ ДНБЕПХЪ» Б мюрн: ЮКЭЪМЯ МЮ ОНПНЦЕ ОЕПЕЛЕМ (1956—1966). — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2007. — 240 Я.
пНЛЮМНБЮ е.б. оСРЭ Й БНИМЕ: ПЮГБХРХЕ ЮМЦКН-ЦЕПЛЮМЯЙНЦН ЙНМТКХЙРЮ, 1898-1914 ЦЦ. — л.: люйя оПЕЯЯ, 2008. -328 Я.
Версальско-Вашингтонская система
Версальско-Вашингтонская система международных отношений была сформирована по окончании Первой мировой войны 1914— 1918 гг. В 1919—1922 гг. в ее рамках была создана Лига Наций, которая должна была служить сохранению мира. Международная система начала превращаться в глобальную.
«Большая четверка», определявшая Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. Слева направо: премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Италии Витторио Орландо, премьер-министр Франции Жорж Клемансо, президент США Вудро Вильсон
Версальская, то есть европейская, часть этой системы была сформирована в интересах держав-победителей (главным образом Великобритании и Франции). Интересы побежденных и вновь образованных стран игнорировались. Вашингтонская система распространялась на Азиатско-Тихоокеанский регион, однако СССР и Китай не были в нее включены, а Япония вела экспансионистскую политику. Это обусловило нестабильность данной системы.
Однако позиции Великобритании и Франции не были согласованы, побежденная Германия жаждала реванша, в России произошла революция, и западные страны испытывали враждебность и страх перед Советской страной, пытаясь использовать против нее новые государства. США же вовсе устранились от европейских дел.
В Версальском дворце, который долгое время служил королевской резиденцией, был заключен ряд важных международных договоров, в том числе договор 1919 г.
К концу 1938 г. Версальская система в Европе перестала существовать. Образовались два блока: Великобритания и Франция противостояли Германии и Италии, а СССР и США выжидали. Во Второй мировой войне СССР, Великобритания, Франция, США будут сражаться с Германией, Италией и Японией.
Договоры и конференции, лежавшие в основе Версальско-Вашингтонской системы международных отношений:
- Версальский мирный договор (1919).
- Сен-Жерменский мирный договор (1919).
- Нёйиский мирный договор (1919).
- Трианонский мирный договор (1920).
- Севрский мирный договор (1920).
- Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 — февраль 1922).
Противоречия между великими державами
Главную роль на переговорах играли совещания представителей четырех великих держав-победительниц: Англии, Австрии, России и Пруссии. Позже в этот комитет четырех сумел войти представитель Франции — тоже великой, но побежденной державы. Образовался комитет пяти — руководящий штаб конгресса. Мнения остальных представителей государств большого значения не имели.
С самого начала возникло много спорных вопросов. Важнейший из них — польско-саксонский. Россия желала получить почти все польские земли, а Пруссия — всю Саксонию. Австрия, Англия и Франция решительно возражали, ссылаясь на нарушение европейского равновесия в пользу России и Пруссии. Разногласия между державами настолько обострились, что в январе 1815 г. Англия, Австрия и Франция заключили тайный союзный договор, направленный против России и Пруссии. Поэтому последним пришлось отказаться от своих намерений и пойти на уступки.
Отношения между внутренней политикой и внешней политикой
Бывшее здание United Fruit Company : актуальная аналитическая единица в международных отношениях?
Наконец, также можно поставить под сомнение классическое разделение между внутренней политикой и внешней политикой .
Для некоторых авторов это действительно только академическое подразделение. Последние затем настаивают на взаимосвязи между этими двумя сферами, определенные действия государства, таким образом, могут отвечать внутренним требованиям (например, укреплять легитимность и / или харизму лидера в своей стране), в то время как изучение государственные процедуры принятия решений могут привести к настаиванию на разногласиях и внутреннем конфликте в правительствах и администрациях .
Подчеркивая важность связи между внутренней и внешней политикой и роль гражданского общества в формировании предпочтений, лежащих в основе целей власть имущих, Эндрю Моравчик пишет:
Различные возможные планы анализа и важность теории принятия решений
Такой подход может иметь несколько уровней детализации. Например, вы можете сказать : « Соединенные Штаты уже вторглись в Ирак » заявление, соответствующее классической концепции международных отношений. Мы также можем сказать « Белый дом вторгся в Ирак»: в этом случае мы настаиваем на способности исполнительной власти принимать решения .
Или еще раз: «Президент Джордж Буш вторгся в Ирак», что еще больше персонализирует решение
В этом случае теория рационального выбора, часто используемая в международных отношениях, имеет тенденцию оставлять более важное место политической психологии, разработанной, например, Джеймсом Дэвидом Барбером (en) : как анализировать профиль, например, d ‘ Гитлер или Саддам Хусейн, а что делать на системном уровне международных отношений?. Или также: « неоконсерваторы вызвали вторжение в Ирак», или « Корпорация RAND решительно поддержала вторжение в Ирак», или « Республиканская партия вызвала вторжение в Ирак»
В этом случае мы настаиваем на определенном сегменте американского населения ( лобби, политической партии или идеологическом течении ), который был бы источником решения.
Или также: « неоконсерваторы вызвали вторжение в Ирак», или « Корпорация RAND решительно поддержала вторжение в Ирак», или « Республиканская партия вызвала вторжение в Ирак». В этом случае мы настаиваем на определенном сегменте американского населения ( лобби, политической партии или идеологическом течении ), который был бы источником решения.
Подход, подобный подходу Грэма Т. Эллисона в «Сущности решения». Объяснение кубинского ракетного кризиса (1971 г.), таким образом, подчеркивает эти несколько возможных планов анализа, одновременно призывая к их взаимодополняемости.
Влияние политического режима на международные отношения: теория демократического мира
Демонстрация коллектива Women Strike for Peace во время кубинского ракетного кризиса, здесь, в Нью-Йорке, рядом со зданием Организации Объединенных Наций . Читаем, в частности, плакат: «Пусть ООН справится с кризисом!» «
Наконец, либеральное течение настаивало на важности политического режима каждого государства для прогнозирования его поведения, подчеркивая, что демократии редко воюют друг с другом .
Этот ток, который принимает на себя основные прозрения от Канта Проекта вечного мира, таким образом, стремится показать определенную форму взаимосвязи между внутренней политикой и внешней политикой:. Тем фактом, что граждане связаны, в том или ином другом, к политическому решению в рамках плюралистических режимов, таким образом, объясняет тенденцию урегулировать разногласия мирным путем
Майкл Дойл идет дальше в этом различии между государствами, утверждая, что не только режим ( либеральная демократия или нет, внимание к правам человека и т. Д.), Но и форма экономики ( рыночный, коллективный или фашистский корпоративизм ) влияют на поведение государств
на международном уровне.
Однако, однажды сформулировав это, либеральное течение анализирует государства в международной системе как рациональных субъектов, ни в чем не расходящихся в этом вопросе с реалистами.
Критика полного стирания политического различия внутри и снаружи
Авторы, придерживающиеся более традиционной концепции международных отношений, считают, что, однако, оскорбительно полностью подвергать сомнению различие между внутренним уровнем и внешними отношениями, и утверждают, что нельзя ставить на один уровень все сущности, тем или иным образом осуществляющие влияние. по международной системе. По словам Тьерри де Монбриаля :
Современная система международных отношений
Современную систему международных отношений принято называть Вестфальской. Свое название она получила в честь Вестфальского мира 1648 года, ознаменовавшего конец тридцатилетней войны в Европе. Не смотря на то, что с тех пор прошло уже больше трех столетий и многое в системе международных отношений претерпело изменения, сам концепт Вестфальской системы остался неизменным. Рассмотрим ее основные характеристики.
Как в прошлом, так и в настоящем роль ведущего актора международных отношений играет национальное государство. Принцип национального государственного суверенитета по-прежнему считается одним из ключевых принципов построения системы международных отношений.
Самой Вестфальской системе присуща идея баланса сил и деидеологизация. К числу прочих принципов Вестфальской системы международных отношений можно отнести приоритетность национальных интересов и государств-наций, равноправие стран на международной арене, признание права требовать невмешательства в свои дела извне, обязательства по выполнению странами подписанных договоров, а также принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.
Для современного этапа развития международных отношений характерны новые формы распределения власти и стремительность происходящих перемен.
Эксперты выделяют следующие ключевые тенденции развития международных отношений на современном этапе:
- рассредоточение власти и становление мультиполярного мира;
- глобализация международных отношений, включающая в себя интернационализацию экономики, активизацию деятельности негосударственных транснациональных образований, изменение и ослабление функций национального государства, а также развитие единой системы мировой связи;
- нарастание глобальных проблем и стремление стран мира к их совместному решению;
- усиление разделения мира на два полюса (полюса мира, демократии и благосостояния против полюсов войны, тирании и брожения);
- опора как внутренней, так и внешней политики на начала сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, в основе которого лежат право, знания и демократические принципы;
- демократизация международных отношений и внутриполитических процессов.
В целом справедливо говорить об усилении интеграции и взаимозависимости акторов международных отношений и их действий на мировой арене.