5. Румынский язык похож на русский
Несмотря на тесное соседство со славянами, свой язык румыны унаследовали все-таки от римлян. Румынский относится к романской группе языков, в его основе — сильно измененная латынь, а по звучанию он больше похож на испанский или итальянский, чем на русский. Кроме того, в нем немало турецких и немецких слов, а славянские заимствования составляют менее 10 % румынской лексики. Например, «война» по-румынски — razboi, «веселый» — vesel, «дорогой» — drag, «нужно, необходимо» — trebuie sa, а утвердительно отвечая на вопрос они, как и мы, говорят da.
Бывали в Румынии?
- Да, и хочу снова 25%
- Да, не зашло 6.8%
- Нет, но планирую 45.4%
- Нет, и не поеду 22.8%
всего голосов: 937
17 марта 2021
Традиционный быт
Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской.
Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.
Молдавские поселения в XV—XVII веках располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.
Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается, прежде всего, в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.
Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жильё различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.
Женская одежда [ править ]
Элизабет Видская, королева Румынии , в полном национальном костюме
Т.е. править
Т.е. вид рубашки типичной присборенной формы воротника, существующий с древних времен. Он также известен как «карпатская рубаха», как и у славянских (болгарских, сербских, украинских и др.) Народов. Код декора из трех частей этой плиссированной рубашки почти всегда один и тот же: помимо вышивки под рукавами altiă (производное от сербского ла̏тица ), на рукаве есть один горизонтальный ряд, известный как инкремент , и диагональные полосы внизу. подмышки и плечо, раури. Вышивка под мышками характеризует весь костюм; традиционно считается кульминацией вышивки и украшения. Каждая блузка рассказывает захватывающую историю о регионе, из которого она родом, благодаря использованным символам и цветам.
Fotă править
FOTA является богато украшенным наматывается вокруг юбки сделаны из прямоугольного куска шерстяной ткани носить на талии. В качестве альтернативы он может быть сделан из двух кусков тканого материала, которые покрывают переднюю часть тела (например, фартук) и заднюю часть. У фотэ есть несколько названий в зависимости от этнографического региона: pestelcă (в Мунтении), opreg , vălnic и zăvelcă (в Oltenia ), catrință или cretință (в Молдавии), păstură и zadie (в Трансильвании), peștiman (в Бессарабия).
FOTA сделан из шерстяного материала или хлопка , смешанный с шерстью, сплетенный на четыре галева. Он полностью закрывает нижнюю юбку ( поале ), за исключением некоторых участков подола. Самые старые модели изготавливались из черной или серовато-коричневой ткани с использованием натуральных цветов шерсти. Самым ранним украшением была красная кайма ( bete roșii ) по нижнему и переднему краям, укрепляющая ткань. Этот тип фотэ до сих пор встречается на севере Молдавии, где раньше летом в некоторых местах носили льняные или конопляные полотна. Фоте с вертикальными полосами ( vâstre) также распространены в этой области. По мере продвижения на юг степень украшения становится более сложной. Полосы меняются от простого тканого орнамента до попеременно простых полос и полос тканых мотивов ( алесэтура ). В Muntenia полосы заменены компактным тканым орнаментом или тяжелой геометрической вышивкой, покрывающей всю поверхность, за исключением области, которая перекрывается спереди. Самая богатая отделка находится в Арджеше и Мусчли зоны , где FOTA сам иногда сделан из шелка, а также тканые украшения в золотой или серебряной нити.
Румынская девушка с марамой на голове. Картина Николая Григореску
Марама править
Среди элементов, которые нельзя упускать из виду в женской одежде, — «головные уборы». Они имеют большую эстетическую и социальную ценность для женщин. Молодые девушки приучить ходить с непокрытой головой, а после свадебного ритуала — «вяжущие невесты», «невеста раздевающегося» — крестная мать ставит ее красивая басма или Marama .
Marama носят в основном на юге Румынии, на юге Молдавии и южной Трансильвании . Мараме, возможно, имеют восточное происхождение и украшены белыми узорами, вытканными на белом фоне и часто сгруппированными по краям. В Argeș узоры могут включать цветные геометрические мотивы.
Добруджа
Добруджа — многонациональная область страны. Естественно, поэтому в Добрудже мы встречаемся с самыми разнообразными формами жилища. Сходен лишь строительный материал, связанный с природными условиями области. Преимущественно дома строят из чамура (глины, смешанной с соломой и половой) или из необожженного кирпича. Генезис румынского народного жилища здесь, видимо, также восходит к землянке, которая была двух видов: 1) с входом по торцовой стороне (наиболее распространенный вариант) и 2) с входом посредине длинной стены жилища, теплыми сенями посредине и двумя помещениями по их сторонам. Очаг и топка хлебной собы находились в сенях. Впоследствии в наземных домах второй план возобладал. Своеобразие этого дома составляют несколько отступающие сени, в результате чего перед домом между двумя боковыми помещениями образуется род балкона. В дальнейшем добруджанский дом развивается не в длину, а в глубину путем выделения или пристройки к задней стене дома узких длинных помещений.
Использование чердачного помещения не зависело от области, где существовало то или иное жилище. Бедняки, не имея специальных хранилищ, сохраняли припасы на чердаке. Кроме того, поскольку в прошлом топка жилищ осуществлялась по-получерному и дым свободно расходился по чердаку, это помещение использовалось для копчения мяса и колбас, которые развешивались на чердаке.
Строительство новых сельских домов, которое широко развернулось в наши годы по всей стране, прежде всего отличается строительным материалом. Преобладают обожженный кирпич и бетон. Дома чаще ставят на подклеть или высокий цоколь, совершается переход от традиционной планировки жилища к многокомнатным домам с интерьером городского облика. Еще после первой мировой войны дома такого типа появились у наиболее зажиточных крестьян. Повсеместно печь и очаг выносили из сеней и жилого помещения или в подклеть, или в самостоятельную постройку во дворе. Сени по существу превращались в дополнительную проходную комнату летнего типа, которую украшали дорожками, ковриками. Этот процесс отразился и в наименованиях отдельных пастей дома. Так, даже в старых домах вместо старого названия тинда (tinda — сени) сейчас можно услышать ацтреу (antreu — вход), вместо одайя (odaia), каса мим (casa mica), кэмара (camara) — жилое помещение — дормитор (dormitor — спальня), вместо мса маре (casa сеа mare — чистая комната) — сала (sala — зала) или дормитор (dormitor). Этот процесс замены старых наименований, присущих в прошлом отдельным частям дома, новыми, хотя еще не повсеместно, но все же идет достаточно быстро, изменяется и бытовое назначение отдельных частей жилища.
Праздники в Румынии
Поездка на сельский праздник |
Праздников в Румынии много, это и религиозные и государственные и исторически важные дни. Не все из них являются выходными. Также практически в каждом регионе страны есть свои местные празднования, отмечаемые на местном уровне.
1 января |
Новый Год (Anul nou) |
1 марта |
Праздник весны Мэрцишор (Mărţişorul) |
апрель/май |
Православная Пасха (Paştele) |
1 мая |
День Труда (Ziua muncii) |
май/июнь |
День Святой Троицы (Rusalii) |
15 августа |
Вознесение Девы Марии (Adormirea Maicii Domnului) |
1 декабря |
День объединения Румынии (Ziua naţională) |
25-26 декабря |
Рождество (Crăciunul) |
Одежда и аксессуары
Цены в Румынии ниже среднеевропейских, поэтому шоппинг в этой стране действительно выгодный. Не игнорируйте и местные бренды – среди них много достойных производителей.
Центры торговли
На шоппинг в Бухаресте непременно загляните в универмаг Unirea (он находится в центре столицы рядом с одноименной площадью). На первом этаже – сувениры, текстиль, косметика, на втором – одежда. Популярные торговые центры столицы – AFI Cotroceni (о нем лучшие отзывы), Mega Mall, Băneasa Shopping City, Bucuresti Mall, Plaza Romania. К моллам, которые находятся за пределами города, можно добраться на такси (в Румынии это стоит недорого).
В Брашове на шоппинг можно заглянуть в Coresi Shopping Mall, в Бая-Маре и Клуж-Напоке – в VIVO Shopping Center (это сетевой молл), в Яссы – Palas Mall.
Главные торговые улицы Бухареста – проспекты Мошилор и Виктории, Доробанц, а также бульвары, примыкающие к Римской площади. Здесь находятся лучшие бутики и сувенирные лавки.
Аутлеты
Аутлеты в Румынии большими не назовешь, но шоппинг в них достаточно выгодный. Выделим три варианта:
- Самый популярный – Fashion House Outlet Centre. Он находится немного за пределами Бухареста (рядом с аквапарком). Пожалуй, это лучший аутлет в Румынии.
- Urbn Supply CO – молодежный магазин, который, строго говоря, не очень-то похож на аутлет, но все же считается таковым (адрес – Strada Caldarari 3).
- iLikeOutlet – такой маленький, что его вывеску легко не заметить (адрес – Strada Academiei 1). Отзывы туристов об этом аутлете не слишком восторженные, но кое-что купить все же можно.
Национальный колорит
Женщинам в Румынии можно купить красивые льняные блузки, расшитые вручную. Стоят они примерно 130-150 леев. Это самый популярный товар, но ведь есть еще платья, юбки, легкие пиджаки и многое другое. Мужчинам в Бухаресте можно обзавестись отличным летним костюмом из натуральной ткани.
Покупать льняные вещи в Румынии можно на рынках, в сувенирных лавках и в магазинах, торгующих текстилем. Наиболее широкий выбор льняной одежды в главном универмаге столицы – Unirea.
Детские вещи
Загляните в магазины детской одежды румынского производства – тут можно набрать подарков всем знакомым, у которых есть малыши. Натуральные, недорогие, симпатичные. А какой выбор! Магазины с детскими вещами ищите в торговых центрах Бухареста и других городов страны.
Обувь
В Румынии недорогая и качественная кожаная обувь – можно привезти по паре для всей семьи. Самые модные румынские бренды – Paola Ferri, Eye и другие. Бюджетные фирмы обычно представлены в больших обувных магазинах разнобрендового формата.
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.
Женский
Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).
Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.
Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.
Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.
Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.
На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.
Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.
В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».
Мужской
В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.
Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».
Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.
Головные уборы
У жителей западной и восточной Армении они существенно отличались. Первые выбирали вязаные головные убора, а вторые из меха. Городские обитатели носили высокие шапки в форме цилиндра. Жители западных областей предпочитали полусферические головные уборы, связанные из нитей одного цвета и обмотанные сверху перекрученным платком.
Можно было встретить шапки, созданные из ниток разных оттенков. Они обладали формой конуса с усеченной верхушкой. Их вышина достигала пятнадцати сантиметров. Носили подобные шапки без платка. Надевали армяне и остроконечные уборы, оборачивая верхушку платком, украшенным традиционной вышивкой.
Женщины, проживающие в восточной части страны, носили шапочку, которая по внешнему виду напоминала башню. Аксессуар достигал в высоту до двадцати сантиметров. Для его изготовления использовали несколько слоев хлопковой материи. Убранство имело множество названий: палти, поли, баспинад и т. д.
Пали закрывал часть лба, задняя сторона изделия декорировалась ленточкой с узором. Как и большинство предметов национального наряда, она была украшена растительным или геометрически орнаментом. Под «башенку» повязывали ленту, к которой крепили монетки, созданные из драгоценных металлов. У висков закрепляли серебряные шарики, которые практически полностью закрывали локоны девушки.
«Палти» представлял собой белый хлопчатобумажный платок, который опоясывал шею и часть лица до носа. Аксессуар складывали по диагонали, а углы туго завязывали на затылке. Сверху «башенку» прикрывали разноцветной шалью, закрепленной цепочкой. Баспинад снимали только в отсутствии мужчин, поскольку в Армении запрещено появляться перед посторонними людьми с непокрытыми волосами.
Дополнением к головному убору были крупные пуговицы «катош». Чело обладательницы данного изделия украшал налобник, к которому крепили в ряд золотые монетки. Самая крупная располагалась в центре, у висков висели украшения из жемчуга, венчающиеся тонкими пластинами из золота. Столь необычный аксессуар дарил невесте жених в день свадебного торжества.
Фольклор
Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.
Отношение к музыке в Молдове можно сравнить с фанатизмом. Многие жители увлекаются этим видом искусства с малых лет. Ярким примером служит Клеопатра Стратан, которая стала выступать на сцене с 3 лет и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая юная исполнительница в мире.
Не менее важной для народа является музыка. Молдаване чтят национальные традиции и пользуются инструментами, аналогам которых нет в мире
Весьма своеобразным предстает духовой инструмент най, представляющий собой многоствольную флейту (может состоять из 8 и более трубок).
Юмор — еще один вид национального достояния. Молдаване часто любят пошутить, считая юмор наиважнейшим явлением в жизни человека. Юмористические сценки регулярно показывают в театрах, с шутками жители знакомятся с детства. Любимой всеми сказкой является история о Пэкалэ и Тындалэ.
Национальным танцем Молдавии признан хора. Раннее его танцевали в сельских районах, а сейчас на улицах городов можно каждый день видеть танцующих. При исполнении хоры все участники танца держатся за руки и образуют круг. Не менее популярен жок, который является пляской, плавно перерастающей в гулянья.
Танцы у молдаван делятся на бытовые и обрядовые. Первые нужны для времяпрепровождения, именно к ним и относится хора
Сюжетные имеют важное значение. Демонстрируя повседневные будни, они являются вкладом в культуру
Обрядовый танец может показать сбор винограда, труд затачивающего ножи кузнеца, хлопоты крестьянки и даже особенности погоды.
Румыны в Украине Википедия
Румы́ны на Украи́не — румынское этническое меньшинство на Украине, согласно данным переписи населения 2001 года насчитывает 151,1 тысяч человек.
Расселение
Румыны на Украине расселены в юго-западной части Черновицкой области и юго-восточной части Закарпатья — как совместно с украинцами, так и целыми массивами. В Черновицкой области они населяют частично Сторожинецкий, Глыбокский, Сокирянский районы и составляют большинство Герцаевского района. На Закарпатье румыны заселяют долину Тисы (часть Тячевского и Раховского районов вдоль границы с Румынией).
История
Древнейшие румынские села на той территории, которая ныне принадлежит Украине были основаны в 13 ст. выходцами из Северо-Западной Валахии (Мармароша) и Южной Трансильвании . Они поселились на территории современных Тячевского и Раховского районов Закарпатья и в некоторых районах Северной Буковины. Валахи-пастухи, оставшиеся в горах среди славянского населения были со временем ассимилированы, а меньшая их часть, осевшая в долине Тисы на «валашском праве» стала заниматься земледелием и отгонным полонинским скотоводством. В 13-15 веках возникли поселение Дубрава (Нижняя Апша) и Среднее Водное (Апша) на Закарпатье.
Национальные особенности Румынии
Девочка в народном костюме |
Национальные особенности Румынии ярко выражены в приверженности к традициям, отчего порой румыны кажутся закрытыми, неразговорчивыми и настроенными враждебно.
На самом деле, если проявить определенною долю приветливости и интереса к местной культуре, к стране и ее жителям, то любой румын станет более приветлив и общителен. Часто многих жителей Румынии задевает то, что иностранцы воспринимают ее как скучную и бедную страну, переполненную цыганами, в которой жил Дракула, и которой последние 50 лет правили «злые коммунисты».
А еще любой румын очень гордиться своей страной, традициями, культурой и, конечно, своими корнями. Особенно ярко раскрывается румынский характер во время народных гуляний, когда моментально улетучивается угрюмость и замкнутость. На таких праздниках можно услышать легенды, сказания и ощутить всю полноту гостеприимства.
Заметки [ править ]
- ^ Д — р Ion Ghinoiu. «Атласульский этнографический роман» . Институт национального наследия (на румынском языке).
- ^ «Жэньминь жибао онлайн — браслеты даков будут выставлены в Румынии» . english.peopledaily.com.cn . Проверено 23 апреля 2018 года .
- ^ «Древние трансильванцы, богатые золотом, сокровищницы» . nationalgeographic.com . 21 января 2011 . Проверено 23 апреля 2018 года .
- ^ Мария Bâtcă, Costumul популярный românesc , т. II коллекции Anotimpul de artă populară, подготовленной Оаной Габриэлой Петрика и отредактированной CNCPCT, Бухарест, 2006 г.
- ^ Вергилий Vasilescu, Semnele cerului. Cultură și civilizație carpatică ,Издательство Archetype-Spiritual Renaissance , Бухарест, 1994.
- ^ Мария Гимбутас, Civilizaţie şi Cultura , меридианы издательство, Бухарест, 1989, стр. 49
- ↑ Thomas Carlyle, Filozofia vestimentației , второе издание, Европейский институт, Бухарест, 1998, стр. 79
- ^ Стоик, В. и Vagii, М. (1969), Арт Populara дин Câmpia Munteniei , Кас Creaţiei , Илф
- ^ Флореску, FB (1957), Portul популярный дин Молдова — де — Норд , Arta издательский дом
- ^ Bielz, И. (1956), Portul популярный аль saşilor дин Трансильвания , Arta издательство
- ^ Horşia, О. и Петреску, P. (1971), художественные промыслы в Румынии , UCECOM
- ^ Bănăţeanu, Т. (1955), Portul популярного гам Тара Oaşului , Arta издательство
- ^ DEX
- ^ Флореску, Ф. Б., Шталь, П. и Петреску, П. (1967), Arta populară din zonele Argeș i Muscel , Academy Press
- ^ «Costumul Popular femeiesc» . Moldovenii.md (на румынском языке). 5 января 2011 г.
- ^ Петреску, П. Secosan, Е. и Doaga, A. (1973), Cusături РОМАНЕШТЬ , Совет Пионеры
Экономика Румынии
Экономику страны напрямую определяет ее география, территориальные особенности, а также культура
и традиции. В горных районах ведется добыча леса. Страна находится на пятом месте в мире по экспорту древесины. В горных и предгорных районах раскинулись пастбища, на которых выращивается крупный рогатый скот и овцы. Сельское хозяйство ежегодно поставляет на мировые рынки свою продукцию. Экономика Румынии
также зависит от постоянно развивающихся и увеличивающихся масштабов производства. Не меньшую роль играет туристический и отельный бизнес, которые вносят свой вклад в материальное процветание страны.
черты
религия
В греко-римской культуре они верили в существование многих богов. Вмешательство этих богов в повседневную жизнь людей было постоянным. Это вызвало дружбу или вражду между этими и смертными.
развлечения
В то время в этой культуре развивались формы массового развлечения как средства, позволяющие оккупировать своих граждан. У них были инсталляции, где устраивались драки, спортивные мероприятия и игры..
искусства
Греко-римская культура разработала концепцию красоты сбалансированной и гармоничной. Все его работы искали пропорции и совершенства. Эта характеристика была оценена, особенно в скульптуре и архитектуре..
наука
Они были очень продвинуты в научной отрасли. Их видение этой области было методичным и систематическим. В результате греческого влияния они перестали применять миф и начали объяснять реальность, используя разум.
экономика
Экономика греко-римской культуры основывалась на эксплуатации рабов и богатствах его недр. Они также обрабатывали землю (виноград, пшеница и маслины) и занимались разведением крупного рогатого скота (коров, овец и свиней)..
Благодаря своему морскому флоту они занимались торговлей, продавали свою продукцию и ремесла в отдаленных местах. Кроме того, они использовали соль, которая служила им для сохранения продуктов питания и в качестве средства оплаты.
Наука и культура Румынии
Румынская Академия создана в 1879, имеет 14 отделений и 3 региональных центра в Клуж-Напоке, Яссах, Тимишоаре. Создана сеть научно-исследовательских институтов, научных обществ. Развиты научные школы в области геологии, биологии, химии, медицины, агрономии.
Система среднего образования состоит из дошкольного (3—7 лет), среднего (1-я ступень — 9 лет обучения, 2-я, дающая право поступления в высшие учебные заведения, — 10—12 лет и 10—13 лет). Действует система учреждений профессионального обучения (2—4 года), ремесленных школ (1—3 года), готовящих квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики. Наряду с государственными учебными заведениями функционируют частные, созданные на кооперативных началах. В 2002 в Румынии имелось 49 государственных и 6 частных университетов: крупными центрами университетского образования являются Бухарест, Яссы, Клуж-Напока, Крайова, Галац, Тимишоара.
Формирование национальной культуры шло под сильным воздействием сложного исторического процесса создания румынского государства, особенностей культуры проживавших на территории Румынии народов. В монастырях на севере Молдовы (Воронец, Молдовица и др.) сохранились византийские фрески (16 в.). В Яссах в 17 в. была создана славяно-греко-латинская Академия; в Валахии в 17—18 вв. при господаре Константине Брынковяну возник особый архитектурный стиль («брынковенеск»), в котором сочеталось влияние итальянского Возрождения, барокко и Востока. Школы живописи, открытые во 2-й пол. 19 в. в Яссах и Бухаресте, имели тесные связи с французской школой в г. Барбизон. Широкую известность получили художники Николай Григореску (1838—1907), Ион Андрееску (1850—82), Теодор Аман (1831—91). В межвоенный период создавали свои произведения Штефан Лукиан, Александру Чукуренку, Корнелиу Баба, известный скульптор Константин Брынкуши.
Многогранно творчество крупнейшего поэта страны Михая Эминеску (1850—89). Революционные и романтические мотивы звучали в поэмах и драмах Василе Александри (1821—90). Социальная тема легла в основу многих произведений Михая Садовяну (1880—1961), Ливиу Ребряну (1895—1944), Камила Петреску (1894—1957).
С народным творчеством тесно связаны произведения Иона Крянгэ (1837—80). Большое драматическое и публицистическое наследство оставил крупнейший драматург страны Йон Лука Караджале (1852—1912). Во 2-й пол. 20 в. работали прозаики Марин Преда (1922—81), Аугуст Бузура (1938), поэты — Никита Стэнеску (1933—83), Ана Бландиана, Нина Касиан.
Профессиональные драматические театры начали создаваться в 19 в., среди них — национальный театр им. И.Л. Караджале в Бухаресте. Видными деятелями театра были Лучия Стурдза-Буландра, Георге Врака, Григоре Василиу Бырлик, Сильвия Попович, Раду Белиган, Виктор Ребенчук и др.
В Румынии развита музыкальная культура, представленная народными ансамблями, профессиональными оперными и филармоническими коллективами. Мировую известность получил скрипач, композитор, дирижёр Жорже Энеску (1881—1955). Сложилась сильная школа вокалистов (Елена Черней, Николае Херля, Дан Иордакеску, Мариана Николеско, Анжела Георгиу и др.).
География Румынии
Расположена между 20°15 ’ и 29°41 ’восточной долготы и 43°37 ’ и 48°15 ’ северной широты. На юго-востоке омывается Чёрным морем; на севере и востоке граничит с Украиной (169 км), Молдавией (450 км), на северо-западе с Венгрией (433 км), на юго-западе с Сербией (476 км), на юге с Болгарией (608 км).
Примерно 1/3 территории занята Карпатскими горами, которые подразделяются на Восточные, Южные Карпаты и Западные Румынские горы. Наиболее возвышенная часть Карпатской дуги, идущей с севера по центру к западу страны, — Южные Карпаты, где расположены вершины Молдовяну (2544 м), Негойю (2535 м), Парынгу Маре (2519 м). С внутренней и внешней стороны Карпат тянется цепь подкарпатских холмов и плато (средняя высота 400—700 м). На западе страны расположена Среднедунайская низменность, на юге — Нижнедунайская равнина, протяжённостью 600 км от г. Калафат до г. Галац. Реки страны относятся к бассейну Дуная, который протекает с запада на восток вдоль границы с Болгарией на расстоянии 1075 км. Основные притоки Прут (716 км), Сирет (598 км), Арджеш (344 км), Олт (736 км), Тимиш (383 км), Муреш (760 км) и др. Насчитывается более 2 тыс. озёр; наиболее крупные — лиманы Чёрного моря (Разелм 415 км2, Синое 171 км2). Представлены все виды зональных почв: на низменностях степные, лесостепные, в холмистых районах — бурые лесные; начиная с высоты 1400 м — горнолесные. Почти 2/3 используемых в сельском хозяйстве земель имеют плодородные почвы (чернозёмы, чернозёмовидные, бурые лесные). Леса занимают 27% территории страны. Румыния богата полезными ископаемыми, среди них нефть (промышленные запасы 200—300 млн т), природный газ (500—600 млрд м3), уголь, сланцы (4,5—5 млрд т балансовых запасов), руды цветных, редких и благородных металлов. Климат переходный от умеренно-океанического, Западной Европы, к континентальному, Восточной Европы. Среднегодовые температуры колеблются от +8°С на севере до +11°С на юге страны. Среднегодовые осадки 637 мм (на северо-западе — 800—1000 мм, на юго-востоке — 300—400 мм).
Растительный и животный мир Румынии разнообразен. Лесные массивы сосредоточены в основном в районах выше 200 м над уровнем моря. Наибольшую хозяйственную ценность представляют хвойные леса Карпатских гор (1800—1900 м над уровнем моря). В деревообрабатывающей промышленности используются также лиственные породы (бук, граб, дуб). По запасам и заготовкам древесины Румыния занимает видное место в Европе. Своеобразна фауна страны. В горных районах встречаются медведи, волки, косули; уникален животный мир дельты Дуная (болотная и водоплавающая птица, рыбы ценных промысловых пород).
Женский костюм
Кэмашэ — длинная рубаха из белого полотна туникообразного покроя служила одновременно нижним и верхним платьем. Ее обильно покрывала наплечная вышивка, в которую вплетались золотая нить, бисер и блестки. На юге Трансильвании и Мунтении нательной одеждой румынок была короткая блуза ийя и несшитая юбка. Поверх нее носили верхнюю юбку. Каждая местность различалась своим колоритом вышивок. В них использовали темно-красные, коричневые, серые и лиловые оттенки. На севере Румынии (в области Клуж) они были однотонно-красными, в центре (в Карпатах) — черными. Яркими цветами расшивали рубахи молодых женщин, более темными — пожилых.
Жители города Траскау (область Клуж на границе с Венгрией), одетые по венгерской моде: девушка в золотом венце и юбке фустэ; мужчина в «гусарской» курточке доломане и плаще копеньяке
Поясной одеждой румынок юга Карпат и Ольтении была несшитая юбка-плахта катринцэ из шерстяной домотканины пестрых, «ковровых» цветов, а также двойной фартук — фотэ, закрывающий переднюю и заднюю части тела. В западной области Банат поясной одеждой был опрег — своеобразная несшитая «юбка» из шнуров, укрепленная на поясе, украшенная серебряной и золотой бахромой читэ. На севере носили «юбки» вылники, состоящие из двух фартуков: переднего гладкого и заднего плиссированного. А на западе нарядный фартук повязывали спереди на сшитую белую юбку фустэ. Женщины саксов (немцев-переселенцев) одевались по венгерской моде: в длинные юбки, соединенные с безрукавкой и напоминающие сарафан, а зимой — в подбитую мехом накидку типа старинного мужского ментика. Румынские безрукавки илик шили из сукна, кожок — из меха.
Головные уборы. Традиционные полупрозрачные покрывала марамэ, сотканные с добавлением золотой нити, румынки изящно драпировали. Женщины полностью закрывали ими волосы, девушки — свободно набрасывали на голову. Саксонские женщины закрепляли их над ушами золотыми булавками и лентами. Интересен и свадебный убор невест из Виндау (в Трансильвании) в виде черной трубы со спускающимися вдоль спины длинными лентами. А золотой венец девушек из Траскау украшали короткие ленты, рассыпанные по плечам, подобно волосам.
Саксы (румынские немцы-переселенцы) из окрестностей Шебенбургена: жених и невеста из Виндау