Максим коломиецброня русской армии. бронеавтомобили и бронепоезда в первой мировой войне

Российские бронеавтомобили

ГАЗ-2330 «Тигр»

Урал-63095

Урал-4320ВВ. 2016

ГАЗ-3937 «Водник». 2011

ВПК-3924 «Медведь». 2011

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97). 27 мая 2017 года

В настоящее время в Российской Федерации — России применяются бронеавтомобили:

  • Спецавтомобиль «Тайфун» на базе войскового грузовика «Урал-63095». Предназначен для перевозки военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной бронёй, в кузове бронекапсула для перевозки 10 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова. В декабре 2014 года для опытной эксплуатации в войска поступила первая партия (30 автомобилей), весной 2015 года — вторая.
  • ГАЗ-2330 «Тигр» — ГАЗ-2330 или «Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль. Тигр весит 7 тонн против 14 у БМП-2. На бронеавтомобилях стоят кондиционер, антиблокировочная система, автоматический поддув колес, возможна установка АКПП. Внедорожник имеет много перспектив как на военном так и на гражданском рынке. Также «Тигр» весит значительно меньше чем БТР-80/А. Вооружение броневика (АГС, Корд, ПКМ) является также достаточно мощным. Разрабатываются версии с 30-мм автоматической пушкой в дистанционном модуле, с зенитным ракетным вооружением малой дальности. Есть ещё противотанковый вариант, вооруженный ПТРК «Корнет».
  • Урал-4320ВВ — защищенный автомобиль, созданный для силовых структур в ОАО «АЗ Урал» по техническому заданию Главного командования внутренних войск МВД России. Бронеавтомобиль построен на модернизированном шасси серийного грузовика «Урал-4320». Стоимость одной машины около 10 млн рублей. Первая партия автомобилей поступила в 2014 году во Внутренние войска МВД России Северо-Кавказского федерального округа.
  • ГАЗ-3937 «Водник» — российский автомобиль для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливался на Арзамасском машиностроительном заводе. Производится и для Министерства обороны России с 2005 года.
  • КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) — российский легкобронированный бронеавтомобиль. Применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля, а также в качестве мобильного противотанкового или зенитного ракетного комплекса.
  • СПМ-3 (ВПК-3924 «Медведь») — специальная полицейская бронемашина с высоким уровнем защиты противоминной стойкости. Созданная по заказу МВД России для вооружения внутренних войск и спецподразделений.

На январь 2017 года в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

«Фалькатус» (Falcatus) — российский бронеавтомобиль на базе автомобиля «КамАЗ-4911», массой 12 тонн, предназначен для использования Центром специального назначения.

Бронеавтомобиль «Тайфун-У»

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму — стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

1939 год – БА-11

Однако развивающий по шоссе до 55-60 км/ч БА-11 на бездорожье превращался в легкую мишень. Удельное давление на поверхность превысило разумный предел: говорят, громоздкий бронеавтомобиль увязал в слабом грунте под собственным весом. К тому же водитель с трудом ворочал тяжеленным рулем.

Проходимость прежних бронемашин с аналогичной колесной формулой 6х4 повышали как съемными цепями «Оверолл» (экипаж за 8-10 минут монтировал гусеницы на заднюю балансирную тележку), так и запасными колесами, которые, свободно вращаясь на бортах, не давали бронеавтомобилю сесть на брюхо на складках местности. Но для увесистого БА-11 требовались иные решения – как минимум, полноприводное шасси. И такие работы в инициативном порядке на Ижорском заводе велись до начала войны. Равно как и испытания первого в СССР варианта колесной бронемашины с тяговитым и экономичным 98-сильным дизелем ЗИС-Д-7.

Построили всего 17 штук БА-11 – и больше к теме пушечных бронеавтомобилей Красная армия в течение Второй мировой не возвращалась. Разведку обеспечили юрким полноприводным броневиком БА-64 с пулеметным вооружением, а на поле боя стали доминировать танки, защищенность, проходимость и огневая мощь которых прогрессировали в то время стремительно.

И все же упоминания о боях с участием средних бронеавтомобилей встречаются даже в конце войны, а доставшиеся противникам трофейные советские пушечные БА зачастую несли службу и после Второй мировой. Например, в Испании до 50-х годов, а в Швеции и Финляндии – до 60-х.

БРОНЕАВТОМОБИЛИ (БрАМ)

Основным транспортным средством инкассации является БрАМ.Первые боевые БрАМ были выпущены в Австро-Венгрии и Германии в 1903-1905 гг. на шасси легковых машин. Сразу выявилась неспособность этих броневиков к боевым действиям (ввиду легкости шасси) и представительским перевозкам (ввиду явно боевого оформления: внешние бронелисты, щитки, пулеметы). Первый «гражданский» броневик для представительских перевозок появился в 1906 г. на базе Opel. В 30-х гг. представительские БрАМ достигли пика совершенства тех времен. Для И. В. Сталина был изготовлен бронированный Paccard, а А. Гитлер ездил на бронированном Mercedes-Benz (вскоре БрАМ были изготовлены для Г. Геринга и Г. Гиммлера). После второй мировой войны началось бурное развитие ВрАМ. На сегодняшний день можно выделить три основных типа БрАМ: боевые машины (БМП, БТР, БРДМ, БМД), представительские автомобили для перевозки V1P, инкассационные броневики. О машинах последнего класса и пойдет речь.

FIAT для Российской империи

Во время Первой мировой войны проблему дефицита грузовых, санитарных и штабных машин не удалось решить даже за счет мобилизации практически всех «гражданских» автомобилей — от легковых до грузовиков и карет скорой помощи.

В 1916 году Главное военно-техническое управление (ГВТУ) российской армии заключило контракты на строительство автомобильных заводов — пяти частных и одного казенного, три из которых намечалось построить в Москве: АМО (легковые и грузовые автомобили FIAT, производительность 1500 штук в год), РБВЗ (легковые «Руссо-Балт» типа С, 1500 штук в год) и «Казенный завод военных самоходов» совместно с британским инженерным обществом «Бекос» (автомобили «Крослей», 3000 штук в год).

В Ярославле строился завод «Акционерного общества механических передвижений и производств В. А.Лебедева» (автомобили «Крослей» и «Волслей», 1500 штук в год), в Рыбинске — «Русский Рено» (автомобили «Рено», 1500 штук в год). На юге страны в Нахичиване-на-Дону (рядом с Ростовом-на-Дону) возводилось предприятие общества «Аксай» (автомобили «Панар-Левассор», 1500 штук в год).

Среди заложенных до революции частных заводов наиболее перспективным считался АМО. Это был проект братьев Рябушинских — Сергея Павловича и Степана Павловича, представителей одной из самых влиятельных в российских финансовых кругах семей. Правильное первоначальное название предприятия — «Московский автомобильный завод (АМО) товарищества на паях Кузнецов, Рябушинские и К».

Не последнюю роль в получении выгодного государственного заказа сыграл «административный ресурс»: еще один из братьев Рябушинских, Павел, являлся председателем Московского военно-промышленного комитета. Кроме того, Рябушинские добились перехода на свое предприятие квалифицированных инженеров и конструкторов автоотдела Русско-Балтийского вагонного завода.

По условиям контракта с ГВТУ подрядчики должны были завершить подготовку сборочных линий не позднее октября 1916 года, а выпуск автомобилей для армии начать не позднее 7 марта 1917-го. Первым делом АМО приобрело в собственность 64 га земли на южной окраине Москвы. Местность, некогда известная под романтическим названием Тюфелева роща, к моменту начала строительства нового автозавода превратилась в развитую промзону, территориально объединявшую мощные производства, в том числе металлургическое и трубопрокатное.

Строительство завода АМО началось в июле 1916 года и шло такими темпами, что наладить производство машин к намеченному сроку казалось вполне реальным. На разработку автомобиля собственной конструкции времени не было, поэтому изначально планировалось выпускать лицензионную иномарку. Выбор пал на полуторатонный FIAT-15 ter.

Быстроходные (по тому времени) полуторатонные грузовые автомобили FIAT оснащались пневматическими шинами на металлических дисковых колесах и карданной, а не цепной, передачей. Эти грузовики в годы Первой мировой войны поставлялись в итальянскую армию и отлично зарекомендовали себя в условиях боевых действий. Одна из ранних модификаций итальянской «полуторки», FIAT-15 bis, в 1912 году принимала участие в проходившем в России автопробеге армейской техники и произвела на экспертов прекрасное впечатление. Поэтому выбор руководства АМО выглядит вполне логичным.

К июню 1917 года было сооружено 95% всех производственных зданий, набран персонал — свыше 300 человек квалифицированных цеховых рабочих и около 300 служащих, включая техников. Осенью того же года цеха были на 50-60 % укомплектованы оборудованием, завод располагал запасами металла, топлива, инструментов. Эксперты ГВТУ оценивали АМО как первоклассное производственное сооружение, к тому же рассчитанное на большую производительность, чем это предусматривалось контрактом.

Но после Февральской революции 1917 года начались забастовки, стачки, растаскивание казенного имущества. В конце концов, военное министерство освободило АМО от выполнения контрактных обязательств. Однако Рябушинские пытались извлечь из своего детища хоть какую-то пользу, и на АМО началась сборка FIAT-15 ter из закупленных в Италии машинокомплектов. До осени 1917 года успели собрать 432 автомобиля.

Броня на поток

Информация о фактах успешного применения броневиков на фронте как русскими, так и немцами, а также сведения о появлении аналогичных машин у союзников по Антанте побудили военное ведомство России поставить вопрос о развертывании заводского производства этих боевых машин.

17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать бронированную пулеметную автомобильную батарею. Спустя два дня последовал соответствующий приказ военного министра.

Из имевшихся в наличии автомашин для бронирования выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 лошадиных сил. Проект бронировки был разработан инженер-механиком Грауэном. Работами по бронировке занималась бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода Морского ведомства.

Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов максим, расположенных треугольником, и в бою всегда были два пулемета. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли броневику иметь обстрел на 360 градусов. При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, второй – в кормовом, третий же был «кочующим» с левого на правый борт машины и наоборот.

Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки, приклепанной к шасси и стальному каркасу. Толщина передней и задней стенок бронекорпуса составляла 5 миллиметров, бортов – 3,5 миллиметра и крыши – 3 миллиметра. В поперечном сечении корпус броневика представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклонное расположение бортов позволило уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при стрельбе с расстояния 400 шагов. Экипаж состоял из офицера, шофера и трех пулеметчиков. Боекомплект – девять тысяч патронов в ящиках с лентами. Боевая масса броневика – 2960 килограммов (185 пудов).

Уже в процессе постройки этих машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий против неприятеля, скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника. Поэтому в конце октября 1914 года изготовили пушечный броневик на шасси 4-тонного автомобиля фирмы «Маннесман-Мулаг». Машина имела полностью бронированную кабину и открытый сверху кузов, в нем за коробчатым щитом большого размера была установлена 47-мм морская пушка Гочкиса. Там же находился пулемет, который мог переставляться с борта на борт. Еще один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине. Кроме того, две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на трехтонные грузовики «Бенц» и «Олдайс», не забронированные из-за недостатка времени.

Необходимо отметить, что в оснащении роты участвовали и частные лица. Так, например, инженер Н. И. Метальников подарил роте прожектор со всем оборудованием, установленный на автомобиле.

Исторические бронеавтомобили[ | ]

  • Реплика «Руссо-Балта» октября 1914 г. 2014
  • Бельгийский бронеавтомобиль Минерва. Осень 1914
  • Германский автомобиль с 75-мм орудием Круппа (САУ). 1915
  • Атака бронированных автомобилей Рено. Май-июнь 1915
  • «Руссо-Балт» на Кавказском фронте. 1916
  • «Остины» русской армии. Начало 1916
  • «Остины» русской армии на реке Двина. 1916
  • Блиндированный французский пушка-автомобиль. 1916 года
  • Красный «Фиат Ижорский» у Смольного. 1917
  • Реплика Остин-Путиловца 1917 года в музее в Кубинке
  • Армстронг-Уитворт-Фиат. 1918 год
  • Белый Остин «Атаман Богаевский». 1919
  • Немецкий броневик с эмблемой «Адамова голова». 1919
  • Пирс-Арроу. Немецкий броневик фрайкора «Титаник» в Риге. 1919
  • Бронеавтомобиль Rolls-Royce в Северной Ирландии. 1920
  • Польский броневик Korfanty

    . 1920

  • Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944
  • датского сопротивления в 1945 году
  • Британский эрзац-броневик «Бизон» с бетонной бронёй
  • Бронеавтомобиль 21 века. Французская карточка 1910 года

Совет на тот случай, если не доверяете банкам и сбережения храните в автомобиле

Бронирование легковых автомобилей стало выгодным бизнесом. В Бразилии уровень преступности, в особенности убийств, в пять раз выше, чем в США. За Бразилией идет Южная Африка. Плотность бронированных машин в этих странах очень высокая. BMW, Mercedes-Benz, Bentley и Audi, уловив правила игры, уже давно построили отдельные ателье для бронирования своих серийных моделей. Но все же большинство машин бронируется усилиями крупных компаний. Международная Корпорация Бронирования (МКБ) с 1993 года сделала пуленепробиваемыми около 6 000 легковых автомобилей. За 52 тысячи долларов США (3 340 000 рублей) пули будут отскакивать от Вашего Ford Fusion Hybrid, как от робокопа. Но цена поднимется до 100 тысяч долларов (6 423 000 рублей), если владелец еще закажет для защиты дымовые завесы и бронированные шторки на радиатор.

На счет того, что пули будут «отскакивать» это была шутка — броня устроена так, чтобы поглотить очередь из огнестрельного оружия. Вот как делается бронированный автомобиль, если вы еще не знали.

ПЕРЕДЕЛКА ДВЕРЕЙ, КУЗОВА И САЛОНА БРОНИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ

Вначале удаляются все элементы салона:

  • внутренняя отделка;
  • электропроводка;
  • коврики;
  • автомобильные сидения.

Затем разрезают все двери и другие полые части кузова (например, стойки) так, чтобы их можно было «начинить» необходимыми для бронирования автомобиля материалами. В зависимости от уровня защиты, двери и стойки укрепляются стальными листами и сочетанием баллистического нейлона и кевлара — материал, аналогичный тому, который стоит в пуленепробиваемых жилетах. Если двери становятся слишком тяжелыми, то добавляется третья петля. Теплоизоляционная и задняя перегородки получают стальное покрытие, но пол и потолок, обшивают баллистической тканью. Базовые бамперы, поглощающие энергию во время сильных столкновений, усилят, чтобы бронированный автомобиль прорвался через импровизированный блокпост без повреждений радиатора. Теперь понимаете, почему лучшие автомобили Джеймса Бонда так легко и без особых повреждений врезаются в любую стоящую на пути преграду? Сложная задача бронирования автомобилей также в том, чтобы все выглядело как можно более натурально, и не было заметно изменений, как снаружи, так и внутри. Бронированный Ford Fusion Hybrid должен стать сюрпризом для киллера.

ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМОЕ СТЕКЛО

В бизнесе автомобильного бронирования, стекло называют «прозрачной броней». По толщине оно не превышает размеры обычного стекла, которое стоит в дверях автомобиля и в качестве лобового. Структура пуленепробиваемого стекла это бутерброд из поликарбоната (тип пластика) и свинцового стекла. Самый тонкий вариант стекла толщиной в 2 см остановит пулю, выпущенную 9 мм пистолета, а толстые стекла — почти 6 см — выстоят перед выстрелом из мощной винтовки калибра 7,62. По желанию оконные электромоторы заменят на более мощные, чтобы при опасности за считанные секунды закрыть окна.

КАК СДЕЛАТЬ ШИНЫ БРОНИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ НЕУЯЗВИМЫМИ?

Обычные шины не справятся с огнем из пистолетов, потому что пули искромсают их боковые стенки поддерживающие все колесо. В МБК используют низкопрофильные композитные шины Hutchinson — «пончик» из полимера, изготовленный по специальному заказу для каждого нового автомобиля. Этот пончик зажат между диском колеса и бескамерной шиной. Принцип работы похож на Michelin PAX System: если пневматическая шина теряет давление, полимерное кольцо обеспечивает поддержку, позволяя автомобилю проехать еще около 100 км на скорости до 100 км/ч. Смелые заявления компании Bridgestone о шинах без воздуха, не прошли мимо МБК. Ведутся переговоры о покупке безвоздушных шин от Bridgestone для тестирования.

ПОДВЕСКА И ДВИГАТЕЛЬ БРОНИРОВАННОГО АВТО

Даже самая легкая броня добавит большому седану как минимум 230 кг дополнительного веса. Если повысить уровень защиты, то повышается и вес машины. Если у большого седана стандартный вес увеличить на 600 кг, то нужно усиливать шасси, тормоза, а иногда и трансмиссию. Чтобы сохранить управляемость, в бронированной машине ставят усиленные амортизаторы и рессоры, а при необходимости, пневматические рессоры. Большинству двигателей в больших седанах хватает мощности, чтобы справляться с дополнительным весом автомобиля, поэтому двигатель чипуется, прокачивается или меняется на более мощный, только по специальному желанию заказчика. Внедорожники и небольшие грузовики выдерживают до 900 кг защиты без изменений в базовой структуре.

Audi A8 Security

Модель A8 Security полностью бронированная. При этом, она совершенно не выделяется в потоке других машин. Кузов Audi A8 Security оснащен стальными бронированными элементами, обеспечивающими надежную защиту. Автомобиль был собран вручную. Корпус и пуленепробиваемое стекло способны выдержать любую атаку извне. По просьбе клиента инженеры могут сделать Audi A8 Security максимально персонализированным, выполнив все личные пожелания.

Салон оснащен современной сенсорной системой бортового компьютера, светодиодными сигналами, есть даже сирена. Отдельного внимания заслуживает броня из сверхпрочного алюминиевого сплава. Стоимость такой грамотной мимикрии достаточно высокая – 700 тыс. долл.

А что вы думаете об этих сверхпрочных броневиках? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.

MRAP по-русски

В последние годы во многих странах получили распространение бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах, от фугасов или самодельных взрывных устройств. Такие машины стали разрабатываться в соответствии с принятой за рубежом программой MRAP (Mine Resistant Ambush Protected -минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошими показателями баллистической защиты.

В России подобная машина была создана конструкторами “Военно-инженерного центра” совместно со специалистами кафедры “Колесные машины” МГТУ им. Баумана.

Специальная бронированная полицейская машина получила наименование ВПК-3924 СПМ-3 “Медведь”. Она не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин семейства “Тигр”, а представляет собой принципиально новую машину.

СПМ-3 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

При разработке новой машины конструкторами были использованы технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 “Медведь” является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения дорожной полиции. В объемном обитаемом отсеке машины могут разместиться 8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания перевозимого личного состава под прикрытием машины.

На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. По баллистической защите машина соответствует 3-му уровню по STA-NAG 4569, а по противоминной защите -2-му уровню по STANAG. Другими словами, корпус и бронестекла машины “держат” попадание бронебойной пули Б-32 калибра 7,62 мм, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом взрывного устройства эквивалентного 7 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса ка-потной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека, V-об-разным днищем, специальных антитравматических кресел для экипажа, противоминных панелей и ковриков. Клиренс машины составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТР. Значительно повышены ремонтопригодность и обслуживаемость автомобиля благодаря установке специального механизма выдвижения силового блока за пределы корпуса машины для технического обслуживания, ремонта или его замены.

Семейство автомобилей “Волк” Новое семейство модульных защищенных автомобилей “Волк” было разработано конструкторами ООО “Военно-промышленная компания” на основе анализа опыта действий силовых структур России и зарубежных стран в военных конфликтах и контртеррористических операциях последнего десятилетия.

Целью разработки семейства “Волк” является создание автомобилей для силовых структур с максимально возможным уровнем унификации между автомобилями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное производство.

На образцах семейства установлены новые отечественные дизельные двигатели ЯМЗ-534 с выполнением требований токсичности на уровне Euro-4, а в перспективе и Euro-5. Конструкция семейства автомобилей и двигателей предусматривает многократную модернизацию – как по защите, так и по повышению мощности двигателя.

Автомобили оснащены независимой управляемой гидропневматической подвеской всех колес. Изменение жесткости подвески позволяет обеспечивать высокие средние скорости движения автомобилей семейства по всем видам дорог и местности. Гидропневматическая подвеска с системой изменения дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм обеспечивает высокую геометрическую проходимость машины.

В настоящее время проводятся всесторонние испытания автомобилей “Волк”, а специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности их использования в коммерческих целях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: