Буффоне
Он часто появлялся в компании других комедиантов, от которых в истории Венеции остались одни имена, — фигура буффоне мелькает там и тут в исторической ткани Средневековья, но узнать о них что-либо конкретное сложно: не будучи аристократами, они не представляли интереса для хроники, а искусство их было преходяще. Мимику, акробатические трюки, интонации невозможно задокументировать, и все же слава импровизатора Зуамполо дошла до нас в виде, например, его скабрезной пародии на «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто, басен и шутливого «Завещания». Он подписывал их псевдонимом Иван Павлович (Ivan Paulavichio, что эквивалентно итальянскому Джампаоло, сокращенно от Джованни Паоло); одни исследователи считают это данью тогдашней моде на славянизированные имена, другие приписывают шуту хорватские корни. Тем не менее историки и лингвисты сходятся во мнении, что родным языком Зуамполо был венецианский, а в «славянских» выражениях он допускал ошибки, не свойственные носителю.
Титульный лист сочинения Зуамполо Леопарди — пародии на поэму «Неистовый Роланд» («Orlando Furioso») Лудовико Ариосто. Название «Rado Stizuxo» можно перевести примерно как «Затрахавшийся Радо»
Зуамполо любил испохабить современную ему литературу, высмеять гомосексуальность своих друзей-скоморохов, опошлить любовную песенку, разыграть непристойную пародию. Его сын тоже стал буффоне и выступал под именем Эронимус. Своей маргинальной буффонадой Зуамполо начал менять итальянский театр, привнеся в него диалекты, жаргон, элементы импровизации и бурлеска. Он также стоял у истоков сценического феномена tipo fisso («неизменный типаж»), который вскоре привел к рождению комедии дель арте.
7.
«Полный отрыв» на карнавале
Карнавалы в крупных городах средневековой Европы проходили перед Рождеством и перед Пасхой. На это веселое мероприятие люди приходили и приезжали издалека, нередко за десятки километров. Для многих это была единственная в жизни отдушина, ведь в карнавальные дни можно было смело критиковать королей и епископов, танцевать до упаду и задирать прохожих, закрыв лицо маской.
Церковь не одобряла карнавалы, считая их сатанинской затеей, но при этом терпела, так как они были своеобразным клапаном, снижавшим напряженность в обществе. Кроме этого, священнослужители были сами не прочь повеселиться, спрятав подальше рясу и напялив личину.
Барранкилья (Колумбия)
Карнавал в Барранкилье также появился благодаря европейскому влиянию на культуру Латинской Америки.
Взрослые и дети с разных концов света с удовольствием принимают участие в фантастическом костюмированном карнавале Колумбии ежегодно. На празднике удивительным образом комбинируются различные виды танца — каждый со свойственным ему характером и музыкой.
Карнавал Барранкильи был признан Объектом Культурного Наследия нации Республиканским Конгрессом и объектом Нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
Карнавал в Ницце
город: Ницца, Франция
Один из самых ярких и красочных карнавалов в мире проходит в феврале-марте в Ницце, когда его гостями и участниками становится более миллиона человек. Открывается карнавал с традиционного объявления короля и королевы праздника, действию и костюмам которого позавидуют лучшие голливудские постановщики и костюмеры. Все происходящее напоминает настоящее средневековое коронование монархов. Считается, что в 1294 году граф Прованса Шарль Анжуйский настолько влюбился в этот праздник, что призвал отмечать его ежегодно с истинно французской душой и размахом. Современный карнавал в Ницце приурочивают определенной тематике, которая должна прослеживаться во всей его подноготной: инсталляциях, фейерверках, танцах, цветочных баталиях, парадных шествиях, чарующей слух музыке и конечно же костюмах.
1. Карнавал в Рио, Бразилия
Бразильский карнавал – самый знаменитый в мире. Проходит он в последние недели февраля – в самый разгар южноамериканского лета. Карнавал в Рио продолжается 4 дня, и посмотреть на него ежегодно приезжает более миллиона туристов. Народные гуляния с танцами, фейерверками и песнями проходят по всей стране. Самым зрелищным событием карнавала является парад школ Самбы. Красочные повозки и танцоры в красивейших костюмах проделывают под музыку путь по 600-метровому «самбодрому». Итогом шествия становится выбор лучшей бразильской школы Самбы.
Карнавал в Копенгагене
город: Копенгаген, Дания
Самый молодой карнавал ежегодно отмечают в столице Дании с 1982 года. На протяжении трех дней под самый конец мая, улицы Копенгагена превращаются в плацдарм для пышных гуляний, громких парадов и умопомрачительных танцевальных соревнований. С каждым годом количество участников карнавала, а также туристов, желающих увидеть буйство этнической музыки и традиционной сальсы, регги и блюза, растет как на дрожжах. С начала 2000-х на улицах Копенгагена можно насчитать до полумиллиона человек, которые с самым настоящим викингским размахом предаются невероятному числу развлечений, конкурсов и соревнований. Учитывая то, что участники праздника съезжаются с разных уголков мира, карнавал в Копенгагене можно смело назвать межнациональным. Стоит заметить, что карнавал в Дании, это единственный карнавал мирового масштаба, который вы сможете посетить совершенно бесплатно.
Карнавал в Оруро (Боливия)
Когда: 10 — 13 февраля 2018 года
Карнавал в Оруро ― древний индейский праздник с многовековыми традициями. Фестиваль посвящен богине Земли (Пачамама) и богу подземного мира (Тио-Супай). Обязательным является исполнение «танца демонов», который символизирует борьбу добра и зла. Карнавал в Оруро считается очень загадочным за счет мифов, легенд и тайн, окутанных вокруг этого зрелища. С 10 по 13 февраля на улицах «фольклорной столицы» Боливии люди окунаются в буйство танцев и мистической атмосферы.
Пожалуй, самое интересное события карнавала — это демонстрация 50 видов танцев в течение трех дней и трех ночей. Танцоры и музыканты сменяют друг друга, парад может растянуться на несколько километров. В последний день фестиваля проходят спектакли. Один из них повествует об испанских завоеваниях, а второй — о божественной борьбе со злом. На карнавал съезжаются посмотреть люди со всего мира. За три дня Оруро принимает более 400 тысяч человек.
Отелей в Оруро не так много, поэтому рекомендуем бронировать номер заранее.
2.
Поход в бордель
Хотя проституция не поощрялась ни церковью ни светскими властями, публичные дома были неотъемлемой частью средневековых городов. Делились эти заведения по уровню сервиса и могли быть ориентированы как на небогатую публику, так и на зажиточных людей.
Для многих содержание борделя было отличным способом сколотить стартовый капитал для открытия торговли, цеха или мастерской. Публичные дома часто были совмещены с трактирами, поэтому предоставляли самых широкий спектр услуг. Здесь можно было перекусить, выпить, найти красотку на время или проблемы на свою голову. Бизнес этот, как и сегодня, был в те времена довольно криминальным.
Эпилог
Разница между публичными развлечениями в Средневековье и в тех же XVIII–XIX веках объясняется не только техническим прогрессом и условным отсутствием электричества. В восемнадцатом столетии постепенно начинает меняться сама структура общества и сложившаяся система ценностей, образовываются крупные империи, ослабевает церковь. Государство всё больше внимания уделяет личной жизни человека и в том числе качеству этой жизни — по крайней мере, если мы говорим о представителях высших слоев общества. Именно поэтому постепенно начинают создаваться полноценные общественные пространства.
Главные События карнавальной недели
Полёт Ангела на площади Сан Марко
Народные гуляния — важная часть венецианского карнавала. Они проходят на площадях, которые в Венеции называются «campi», и ежегодно следуют традиционной программе. Современные празднования карнавала длятся две недели, а главные его события выпадают на последнюю, так называемую «жирную неделю», settimana grassa, которая начинается с «жирного четверга», giovedi grasso. Даты начала и окончания Карнавала каждый раз меняются, т.к. карнавал праздник подвижный, без фиксированной даты в календаре. Он напрямую зависит от празднования Пасхи и начинается ровно за две недели до Великого поста. Само же название, от латинского carnem и levare, то есть «исключить мясо», объясняет предшествующую этому периоду «жирную неделю», когда стол был особенно насыщенным.
Ежегодно карнавал посвящён определённой теме или знаменитому персонажу, вокруг которых и разворачиваются все действа. Наиболее важные события происходят между «жирным четвергом» и «жирным вторником», днём, когда заканчивается Карнавал.
По традиции каждый венецианский карнавал открывается фестивалем на воде. Рио-ди-Каннареджо превращается в сцену со световыми играми и шоу на воде. На следующий день его сменяет парад гондол и костюмов Карнавала . После парада следуют дегустации и анимация, а участников угощают традиционными венецианскими жареными деликатесами и карнавальными сладостями: фритоле (fritole)и галани (galani).
Праздник Марий
Одним из первых главных и зрелищных событий карнавала является Праздник Марий, «Festa delle Marie». Это элегантная процессия, в которой юные гондольеры несут красивых молодых девушек на деревянных паланкинах из Сан-Пьетро ди Кастелло на сцену Гран Театра. Затем Марии возвращаются на площадь Сан-Марко для провозглашения главной Марии Карнавала. Традиция праздника Марий уходит корнями в старинный венецианский обычай дарить самым красивым и бедным девушкам города драгоценности и платья дожей, чтобы они могли нарядиться в них в день свадьбы.
Полёт Ангела
Один из самых культовых моментов фестиваля считается Полет ангела (Volo dell’Angelo), который ежегодно проходит на площади Св. Марка. Ангелом, парящим в небе, становится Мария, победившая в конкурсе Марий прошлогоднего карнавала. Она пролетает над праздничной толпой, живописно спускаясь с колокольни.
За полётом Ангела следует конкурс самой красивой маски, в котором может принять участие любой желающий.
Полёт осла, орла и льва
Последними в празднованиях проходят полёты осла, орла и льва.
Полёт Осла — это пародия на «Полет ангела» и проходит он в этот раз не в Венеции, а в соседнем Местре на площади Ферретто, в последнее воскресенье Карнавала. Главный герой летит, с вершины Башни на площадь, подражая более благородной колокольне Сан-Марко, с которой слетает «ангел». Ослом чаше всего выступает уличный музыкант, который, спустившись, остаётся играть на площади, в присутствии оживленных настоящих ослов и веселящейся публики.
Полёт Орла проходит на главной венецианской площади, а главный герой шоу не комический, а скорее героический. Обычно он остаётся засекреченным вплоть до начала карнавала, а выбирают его из знаменитых людей Италии — спортсменов, музыкантов, журналистов.
Завершается Карнавал торжественным Полётом Льва. Крылатый лев, символ Венеции, пролетает с колокольни над толпой, подводя символический итог народным гуляниям.
Вариант 2. Насладиться муками других людей
Очень популярным видом досуга было посещение различных казней. А когда никого не приговаривали к высшей мере наказания, можно было посмотреть на истязание нарушителя закона.
Театральность была одним из ключевых свойств любого наказания.
Именно поэтому значительно позднее Мишель Фуко говорил в книге «Надзирать и наказывать», рассуждая о пенитенциарной системе XIX века: «Из наказания исключается театрализация страдания. Начинается эра карательной сдержанности». Неудивительно, что при нехватке развлечений, экзекуции становились им заменой, тем более что часть из них были интерактивными. В Средние века активно использовались колодки — были даже колодки для пальцев, — которые применялись к ворам и, например, к мужьям, распускавшем руки. Осужденного, закованного в колодки или привязанного к позорному столбу, оставляли посреди какой-нибудь городской площади без охраны, и каждый желающий мог кинуть в него тухлым помидором или даже камнем — случаи, когда преступник попросту не доживал до освобождения, были нередки. Также удовольствием было посмотреть и на применение стула для окунания в воду — его использовали чаще всего против слишком ретивых и своенравных женщин, чтобы охладить их пыл.
Впрочем, не всегда в дело шли столь сложные приспособления: вплоть до XVIII в Европе были популярны публичные порки.
Однако ничто не могло сравниться со зрелищностью казней — даже рядовое повешение или отрубание головы собирало множество народа. Вдоль улиц, по которым вели осужденного, собирался весь город, а уже на следующий день на всех площадях торговали «поэмами» в честь казненных с их «последними словами». В этой области случались и свои сенсации — настоящие «гала-шоу», собиравшие тысячи людей.
Огромнейшая толпа в свое время пришла посмотреть и на казнь генерал-майора Томаса Гариссона, сторонника Оливера Кромвеля. Его убили не сразу: сперва Гариссона проволокли через весь город, затем начали в буквальном смысле разделывать на части, и только затем вспороли живот. Конечно, в толпе было много сочувствующих осужденному, однако и простых радостных зевак тоже хватало.
Литература
-
Andrea Perrucci. Dell“arte rappresentativa premeditata, ed all”improvviso. 1699
-
Giambattista Gallicciolli. Delle memorie venete antiche profane ed ecclesiastiche raccolte da Giambattista Gallicciolli. 1795
-
Marin Sanudo. I Diarii. 1516–1533
-
Paola Ancillotto. Un buffone a Venezia nella prima meta’ del Cinquecento. 2014
-
Pier Maria Vescovo. Cine veneziano e teatro dei campi. Doppiaggi zanzottiani in Quaderni Veneti. 2017
-
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса
-
Гете И.В. Итальянское путешествие
-
Муратов П. Образы Италии
-
Толстой П. Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе (1697–1699)
6.
Измена мужу с ярмарочным акробатом
Когда казней не было, то основным видом развлечений были ярмарки. Посещали их не только ради покупок, но и для того, чтобы культурно провести время. Здесь можно было посмотреть на диковинки из дальних стран, посмеяться над уродами, оценить мастерство жонглеров, танцоров и акробатов.
Последние особенно привлекали женщин, так как в силу своей профессии находились в отличной физической форме. Жизнь ярмарочного акробата была несладкой — они были вынуждены всю время проводить на репетициях и выступлениях. Платили им гроши, из которых свой немалый процент забирали организаторы ярмарки, а работать приходилось среди пьяных и фамильярно настроенных зрителей. Единственным плюсом была популярность у прекрасного пола, за что акробатов не любили ревнивые мужья и священнослужители.
Момарии
Венецианец волей-неволей должен был стать человеком совсем новой породы, ибо и Венецию можно сравнивать только с Венецией же.
Иоганн Вольфганг фон Гете. «Итальянское путешествие». 1786 год
И так всегда в Венецы увеселяются и никогда не хотят быть без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много.
Петр Толстой. «Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе». 1698 год
Первые упоминания о Венецианском карнавале относятся к XI веку; с XII века его стали проводить ежегодно, не прерываясь ни во время войны, ни во время чумы. К этому же времени относятся первые свидетельства о ношении масок. Но, в отличие от народов, которые выпускали пар только перед постом, жители средневековой Венеции развлекались круглый год. На улицах устраивали импровизированные спектакли, пантомиму, процессии, исторические реконструкции, шутовские сценки, «живые картины» из античной истории и прочие зрелища. Такие уличные представления назывались момариями («momaria», от итал. «mimo»). Венецианский историк XV–XVI веков Марин Санудо описывает эти бесконечные увеселения: парады, шутовские фокусы, выходки комедиантов, постановочные битвы и даже инсценировку Троянской войны.
Придворные увеселения не отставали по размаху от простонародных: дворяне устраивали на дому театральные представления с участием таких знаменитых актеров, как Пьетро Аретино и Анджело Беолько, а шутовские потехи и вовсе входили в банкетное меню. Молодые венецианские дворяне объединялись в специальные «Компании» (Compagnie) по организации праздников. Как писал в 1795 году итальянский историк Джанбаттиста Галличиолли, они «отвечали за особую пышность торжеств, спектаклей, шутовских сцен и прочих развлечений, которыми всегда был полон город». На праздник Вознесения такая «Компания» устраивала на площади Сан-Марко «охоту» на медведя или быка — что-то вроде корриды с участием скоморохов и комедиантов. Молодежь Венеции отвечала и за роскошный прием послов и князей: например, организовала общегородское празднование по случаю визита короля Франции Генриха III в 1574 году. Иностранных гостей развлекали «плавучим театром» и устраивали застолья, накрывая столы прямо на мостах, переброшенных через каналы.
Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Каналетто. 1727–1729 годы
Театрализованной была и церемония Обручения с морем (Sposalizio del Mare), которой с 1000 года отмечали завоевание Далмации и установление венецианской гегемонии в Адриатике. В этот день дож, патриарх Венеции и представители дворянства выплывали в центр Лагуны на богато украшенной церемониальной галере Бучинторо в сопровождении множества лодок. Под молитвы и песнопения дож бросал в море драгоценное кольцо — символ венчания с морской стихией — и произносил: «Обручаемся с тобой, море. В знак подлинного и вечного владычества».
Вариант 7. Пойти на охоту
Еще одним занятием, которое было доступно исключительно состоятельным господам, была охота. Как вид развлечения, охота появилась примерно в V–VI веках, когда более или менее начала складываться феодальная система в Западной Европе. Примерно с этих пор на гравюрах и картинах художников можно увидеть, как знать выезжает на природу, чтобы поохотиться — не для добычи пропитания, а именно в качестве развлечения. В пользу этого говорят богатые одежды, в которые наряжались охотники, а также большое количество свиты.
Нередко охота проходила не на неведомого зверя, а на конкретного кабана или лиса, которого специально выпускали перед «развлечением».
Отдельно стоит сказать, что за честь поохотиться вместе с господином соперничали многие слуги, так как охота была весьма «интимным» делом, и люди, отвечающие за специальное снаряжение аристократа, пользовались большим почетом. Так, одной из самых престижных профессий в замке при феодале была должность сокольничего — его одевали в бархат, и его внешний вид ничем не уступал иным представителям богатых семейств.
Карнавал в Тринидаде и Тобаго – Порт-оф-Спейн, Тринидад и Тобаго
Присоединяйтесь к искрящимся весельем жителям Порт-оф-Спейна , которые гуляют напропалую на карнавале Тринидада и Тобаго. Mark Morgan / CC BY 2.0
Ежегодный карнавал Тринидада и Тобаго делает акцент на энергичности и самобытности жителей Карибского региона. Это умопомрачительное зрелище начинается в 4 часа утра первого дня ( J’ouvert – Ж’увэр): празднующие собираются в толпу – в прежние времена ради того, чтобы затеять бунт против рабства.
Облачайтесь в свой карнавальный наряд, усладите свой желудок какой-нибудь вкусной снедью, которую можно прихватить прямо с лотка у придорожных торговцев – и не забывайте кивать головой в такт мелодиям и ритмам уличных групп, участники которых кто во что горазд лупят палками по своим кастрюлям-барабанам. Отведите себе несколько дней на отдых – после того, как в Порт-оф-Спейне уляжется беспредел, и совершите путешествие на близлежащий Тобаго, где кристально-чистые воды и умиротворяющие пляжи дадут вам благодатную передышку.
Когда: 12-13 февраля 2018
Найти билет в Порт-оф-Спейн
Фастнахт в Базеле (Швейцария)
Когда: 19 — 22 февраля 2018 года
Фастнахт называют «тремя самыми прекрасными днями». Жители Базеля весь год находятся в предвкушении масленичного карнавала. Правда, швейцарцы не считают Фастнахт карнавалом, для них это уникальное и неповторимое мероприятие. Во время празднования дома не застанешь никого, все местные и туристы гуляют ночи на пролет. На улицах города играет музыка, проводятся импровизированные представления.
Традиционно все участники парада надевают маски животных или мифических существ, а также карнавальные костюмы. Это мероприятие действительно отличается от других фестивалей, здесь не уместны будут костюмы пиратов или роботов. Все соблюдают стиль средневековья. Специально к Фастнахту люди расписывают фонари и ходят с ними по городу, создается непередаваемая атмосфера таинственности.
Когда темнеет, в городе гаснут все витрины и рекламные щиты. Длинная толпа участников карнавала проходит по городу, а их фонари светят всеми цветами радугами, освещая дорогу. Короли, монахи, маги, феи, мифические птицы, медведи, кабаны медленно шагают по улицам Базеля. Музыканты создают ритм и настроение.
Если хотите попасть на этот фестиваль, забронируйте отели в Базеле как можно раньше.
Копенгагенский Карнавал – Копенгаген, Дания
Копенгагенский карнавал – относительный новичок на карнавальной сцене, однако он растет не по дням, а по часам – который уже год. Все начиналось в 1982 году, и теперь на всю эту катавасию приходят посмотреть около 100 000 зрителей. Три дня парадов и сопутствующих мероприятий всяко-разно закручены вокруг этнической музыки и самбы.
Карнавал устраивают весной, когда погода скорее хорошая (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) и длинные вечера кого угодно наводят на мысль повеселиться на всю катушку. Извлеките максимум удовольствия из своего пребывания в датской столице, ориентируясь на наш список бесплатных и веселых развлечений.
Когда: 18-20 мая 2018
Найти билет в Копенгаген
Вариант 3. Развлечься на ярмарке
Ничто так не грело душу, как ярмарка. Они бывали разными: часть из них устраивалась ежемесячно в «районных центрах», а часть проходила раз в год — как правило, в крупных торговых городах вроде Парижа, Брюгге или Гамбурга. На ярмарках, помимо диковинных товаров из других стран, были и всевозможные развлечения: можно было увидеть «вервольфов», за которых выдавали обычных заросших людей, карликов, дрессированных животных, инвалидов, прокаженных и многих иных
Но наибольшее внимание привлекали выступления менестрелей и труверов, которые распевали стихи на библейские или государственные темы
Интересно, что основными конкурентами музыкантов и поэтов были танцоры, жонглеры и акробаты, и от десятилетия к десятилетию вкусы публики в этом смысле менялись. Отчасти, именно из-за изменчивых нравов людей представителям «творческих профессий» приходилось нелегко: единственный шанс на выживание у них появлялся лишь в том случае, если их пристраивал в свой домашний театр какой-нибудь богатый вельможа. В противном же случае их век был недолог: постоянные скитания, падкая до побоев публика, частое отсутствие заработка и «производственные» травмы делали свое дело.
Фаснахт в Базеле – Базель, Швейцария
Фаснахт в Базеле – самый крупный народный фестиваль в Швейцарии: в нем принимают участие около двадцати тысяч масок, которые проходят по городским улицам под карнавальную музыку. В высшей степени по-швейцарски, тема карнавала раскрывается очень заранее, за несколько месяцев, так что у участников полным-полно времени подготовиться к разного рода “излишествам”: народ, что называется, к разврату готов.
Сам карнавал, однако ж, вовсе не выглядит чересчур заорганизованным – в силу того, что собственно устроители знай себе перетекают из одного бара в другой, распевая песни, обмениваясь шуточками-прибауточками – и все это у них называется Шниццельбенгг.
Когда: 19-22 февраля 2018
Найти билет в Базель