Второй день после свадьбы
На второй день свадьбы горожане приглашали только близких родственников. В этот день гости устраивали шуточные экзамены для молодой жены, во время которых проверяли ее умение вести домашнее хозяйство. У семьях зажиточных купцов и мещан новобрачная за праздничным столом одаривала своих новых родственников отрезами ткани, шелковыми и кашемировыми платками, бисерными кисетами, табакерками и др. Девушка по очереди подносила подарки гостям, начиная со свекрови и свекра. Нередко, чтобы заработать на приданое и дары для родственников мужа, девушки из недостаточно богатых мещанских семей уходили до свадьбы на заработки.
Перед обедом второго дня молодая супруга как бы «пекла блины», а на самом деле откупалась выкупом стряпухе или подарком свекрови. Первый блин стряпуха специально делала испорченным. Для этого в тесто подмешивались угли, мякина или овес. Несмотря на очевидную несъедобность блина, все присутствующие хвалили кулинарные достоинства новобрачной и давали ей деньги «за хлопоты».
Характерным признаком второго дня городской свадьбы были ряженые, которые пели частушки и разыгрывали сценки, как правило, эротического содержания. Ряжеными обычно были дальние родственники новобрачных. Иногда ряженые отправлялись в центр города, но долго там не задерживались, так как могли быть арестованы или оштрафованы за нарушение общественного порядка.
Со второго дня свадьбы в дворянских, купеческих и зажиточных мещанских домах начиналась так называемая «визитная неделя», на протяжении которой родственники мужа навещали молодую жену. По такому поводу молодая готовила традиционное угощение — чай со всевозможными сладостями. В богатых семьях сервировались 2 стола: один — для чая, второй — для десерта. На десертный стол ставили большие вазы с фруктами и небольшие емкости с сухофруктами, орехами, печеньем, восточными сладостями и разными видами варенья. В купеческих домах в центре десертного стола помещали большую головку сахара, украшенную лентами, — ту самую, что прибыла с «постельным поездом» невесты. В менее богатых домах сервировали один стол, на котором умещали и чай, и десерт. Первой наведывались в гости крестные родители мужа. Остальные родственники приходили в зависимости от степени родства, строго соблюдая очередность. Визит каждого гостя длился не более двух часов, в течение которых происходило более близкое знакомство между новыми родственниками. Все визитеры приносили с собой подарки для молодой жены.
Post Views: 380
Свадебные обряды Древней Руси, которых уже нет
Некоторые славянские традиции, являющиеся неотъемлемой частью ритуала бракосочетания, в наши претерпели существенные изменения или переделаны на иной лад:
- Сватовство. Это было отправной точкой всего свадебного торжества. Просватанную девушку ограничивали в передвижениях, покинуть стены жилища ей разрешалось лишь в сопровождении подружек. От домашних дел барышня освобождалась.
- Смотрины. Через три дня после сватовства жених и его родня приезжали «оценить» невесту. Также оценивается ее приданое. В этот момент девушка могла отказаться от бракосочетания и не выйти к гостям.
- Рукобитие. Закрепление договоренности о проведении свадебной церемонии. После этого отказаться от брака нельзя.
Девичник. Данный обряд не исчез, но серьезно трансформировался. Ранее это были прощальные посиделки с песнями, мытьем в бане. Также в Древней Руси невеста с подружками создавали «красоту» (например, деревце, оформленное разноцветными ленточками). Это было последнее, что связывало барышню с девичеством. |
Прическа молодухи. После венчания невесте заплетали две косы и покрывали волосы платком. Либо закручивали пучок на затылке и крепили на нем специальный головной убор. С этого момента любоваться волосами девушки имел право лишь муж. Показаться на людях с непокрытой головой считалось позором, сорвать убор – оскорблением.
Раскрывание невесты. Прибытие молодоженов в дом парня после венчания. Девушку «вскрывал» свекор или друг мужа. Невесте приподнимали подол с помощью ухвата или палки.
Отводины. Посещение новобрачными родителей девушки
Этот обряд имел особую важность для невесты, которая получает возможность ненадолго вернуться в отчий дом.
Святки (Святочная неделя)
Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.
Девичьи посиделки
Накануне праздника девушки начинали гадать. После похолодания молодежные посиделки проводили в большой избе. Барышни собирались вместе, надевали лучшие наряды и веселились.
По поверьям, Покров необходимо было провести весело. Только в этом случае можно было найти жениха. На осенних посиделках ставили в окно лопату, чтобы их пение разносилось по все округе. Все вместе они садились за стол, чтобы отведать блинов и каши.
По вечерам к девушкам приходили молодые люди. Они приносили сладкие угощения.
Понравившейся девушке парень дарил скромные подарки. Такие вечера называли смотринами, поскольку на них молодые люди присматривали для себя невесту. На посиделки собирались с октября по март каждый вечер.
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Любомир
У наших предков-славян существовало понятие любомира – духовного объединения двух родовых общин, и эта семантика свадебного обряда сохранилась до наших дней. В конце лета во время праздника Любомира-свадьбы проводилось освещение супружеских союзов – некий аналог современной свадьбы, отдельная символика и традиции которого сохранились до наших дней.
Так, любомир-свадьба длилась два дня. За западным столом сидели родные и старцы из обоих родов. За восточным – гости. За центральным, родовым столом, – молодожены. К языческой свадьбе восходит и традиция кричать «Горько!». Гости жаловались на горьковатый хмель и просили его подсластить сладким напитком жениха и невесты.
Сделал дело – женись смело
Отпечатанного на глянце свадебного календаря у наших предков, понятно, не было, но это не мешало им правильно выбирать даты. Язычники ориентировались на годовые фазы солнца, смену времен года, дни равноденствий и солнцестояния. С принятием христианства к традициям предков прибавились наставления отцов церкви, которые запрещали любые гульбища во время Постов и Великих праздников.
Но во все времена центральным ориентиром оставалась собственная жизнь и те дела, которые нужно выполнять, чтобы содержать семью. Так, псковским кривичам сначала нужно было вырастить и собрать урожай, полянам – успешно завершить сезон охоты, северянам – выгодно обменять изготовленные украшения, гончарные изделия, оружие.
Именно поэтому назначали свадьбы с учетом благополучности того или иного временного отрезка, когда у родителей жениха и невесты появлялась финансовая возможность в виде полученных от труда излишков
Важно было не ударить в грязь лицом: чтобы все гости ушли со свадьбы «сыты-пьяны»
Запреты на Покров
Как и в любой большой православный праздник, на Покров не делают никакую домашнюю работу. Это традиция имеет и языческие корни — надо весь день посвятить именно отдыху и задабривать уходящего в спячку домового. Чтобы сохранить жилище в чистоте, не следует ругаться с близкими. Хорошо, если человек с чистым сердцем встречает каждого, кто переступает порог его жилища. Это сулит достаток и радость на долгую зиму.
В этот день нельзя заниматься никакими денежными делами, особенно брать и давать в долг. Некоторые советуют даже не ходить в магазин: отдавать деньги – к потерям, а брать – получить печали другого человека.
Девушке нельзя отказывать парню, если он сватается в этот праздник. Красавицы на выданье даже боялись, если на пороге их дома появлялся юноша — так можно было получить в мужья пьяницу. Беременным на Покров нельзя переступать через то, что растет на траве. Это может спровоцировать выкидыш. А вот если кому-то встретится на пути будущая мама, то это к чему-то хорошему.
Ильин день
Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась «братчина», приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.
Что готовили в этот день?
По традиции, придя на Покров из церкви, хозяйки устраивали в доме праздник. Существует обычай готовить в этот день блины и проводить ритуал «запекания» углов. Старшая женщина в доме пекла маленькие блинчики. Первый она делила на 4 части и раскладывала эти кусочки по углам комнаты. Так задабривали домового, приговаривая: «С блинами на Покров не страшна зима».
От язычников сохранился обычай угощения домового собранными в этот день грибами (можно даже несъедобными).
На стол обязательно ставили блюда, приготовленные из урожая этого года. Особенно ценилась различная выпечка. Главным угощением считался гусь с яблоками: это блюдо было символом достатка в доме. Птицу обязательно запекали в семьях, где были девушки на выданье: гуси считаются однолюбами, поэтому если съесть кусочек мяса этой птицы, в будущем браке будет царить мир и любовь. Если праздник припадал на среду или пятницу, которые у православных считаются постными, то вместо мяса готовили рыбу.
Традиции праздника
Осенины имеют старые народные и церковные традиции и обряды.
Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.
В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.
С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.
По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.
Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.
С Рождеством Богородицы, православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.
В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие.
инет.
Другие названия праздника: Спожинки и Дожинки, Авсень, Таусень, Спасов день, Последний Спас, Женское Рождество, Праздник Рожаниц, Вторая встреча осени, Праздник урожая.
Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени
Осенины на Руси праздновали, когда урожай поспел, столы явствами полны, да денек погожий выдался. Праздник Осенины связан с дарами природы, с Матушкой-Землей, с Солнышком, что нынче согреет двор, в котором стоят столы для всей большой семьи.
14 сентября – первые Осенины, день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября – вторые Осенины или Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права. На этот праздник приходится дни Осеннего равноденствия.
27 сентября – третьи Осенины или Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом «двигаться». Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».
Название «Оспожинки» получено за окончание полевых работ и сбора урожая. Чаще всего празднование затягивается на несколько дней. Проходит шумно, с песнями, танцами и разнообразными играми.
Сватовство и подготовка к свадьбе
К торжественному мероприятию начинали готовиться чуть ли с не первых дней жизни. Девочек приучали вести домашнее хозяйство, подготавливали приданое. В соответствии со свадебными традициями на Руси в день бракосочетания девушка должна сделать подарок в качестве вышитого рушника всем родственникам жениха. Парню преподносили рубашку и кальсоны, будущей свекрови – три сорочки, отрез материи на сарафан и платок на голову.
Невесту для сына выбирали в процессе смотрин, которые проводились в период весенних и летних гуляний или перед престольными празднествами. При подборе девушки отец и мать учитывали мнение всех родственников, за исключением парня. С ним обычно по этому поводу не советовались. |
Без благословения отца и матери браки заключались в исключительных случаях. Подобные семьи считались несчастливыми и обсуждались обществом. Поскольку у девушек не было права выбора, они любыми способами пытались предугадать свою судьбу, прибегая к ворожбе. Обычно магические сеансы проводили на Святки или Покров.
После определения с кандидатурой невесты родные жениха подбирали сваху или свата, которые исполняли роль посредника. Обычно это был кто-то из односельчан с «подвешенным» языком, умеющих проводить подобные дела.
Дату, когда сваты отправятся в путь держали в тайне. О свадьбе договаривались с папой девушки или ее старшим братом либо с матерью. Это было так называемой «неофициальное сватовство». Затем следовал второй визит. Здесь уже никаких секретов не было, родители девушки заранее подготавливали праздничный стол, зажигали свечи.
Если отец и мать не против замужества, составляли «рядную запись» (брачный договор), в которой детально обговаривались вопросы, имеющие отношение к торжеству. Невеста оставляла парню залог – платок, который имел большую правовую силу. Спустя несколько дней папа девушки либо старший брат наведывались в дом будущего зятя, чтобы оценить его хозяйство.
Если они оставались довольны увиденным, то приглашали родителей парня на смотрины. Для невесты это становилось первым испытанием на пути к свадьбе. Ее наряжали в красивое платье, на голову накидывали платок. Сватья начинала беседовать с девушкой, порой предлагали подремонтировать свои навыки.
Нередко просили барышню пройтись по околице, чтобы убедиться в том, что она хромает отец юноши имел право подойти и посмотреть на лицо будущей снохи. Если он целовал ее в обе щеки, значит, девушка приглянулась.
Завершением смотрин было застолье. Затем проводили сговор, заканчивали составление рядной записи и назначали дату венчания. На прощание будущие сватья обменивались пирогами и обнимались.
Старинная церемония благословения
Не получив «добро» на замужество, молодые пары могли разбежаться, даже если испытывали тёплые чувства
Процедура считалась не менее важной, чем венчание. Перед отправлением в церковь молодожены подъезжали к отчему дому девушки и заходили во двор
Там их поджидали родители, которые держали в руках хлеб да соль. Если отец и мать не против брака, то пару крестили иконой, обернутой рушником.
Приданое
Обозначив дату бракосочетания, невесте начинали готовить приданое. В процессе участвовали мама, бабушка, старшая сестра. Характер приданого зависел от материального благополучия барышни. В него входили наряды, домашняя утварь, меха, текстиль, ковровые изделия.
Девичник и мальчишник
Невеста обязательно собирала всех женщин поселения за три дня до предстоящего торжества. Конечно, это не веселое гуляние, которое проводит нынешняя молодежь. Все происходило совершенно иначе.
На мероприятие присутствовала вытница. В ее обязанности входило заводить страдальческие песнопения, а невеста в это время должна плакать. Ритуал считался своеобразным прощанием с беззаботной юностью и отчим домом. Если барышня не пускала скупую слезу, значит, её ожидал несчастный брак.
Затем девичник перемещался в дом невесты, где происходило застолье. Барышни кушали, пили и опять плакали. Будущая жена одаривала всех двумя поясками. |
Затем начиналось время песен. Если родители давали добро, то девичник перемещался в поле в летний период либо дамы отправлялись кататься на санях (зимой). Песни пели хором и очень громко.
В завершении вечера невеста с лучшими подружками шла в баню, где ее мыли и расчесывали косы. Жених в это время проводил в одиночестве, никаких гуляний ему не полагалось. Парень просто шел в баню и мылся. Ночь накануне торжества требовалось провести в молчании.
Угощения на Святки
У православных христиан святочные угощения
считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.
На столы подавался также узвар — популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.
Традиционно в святочные праздники
пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.
Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.
После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.
Как привлечь деньги на Масленицу?
Интересный обряд на привлечение денег. Он обязательно поможет быстро разбогатеть без особых усилий. Для этого нужно выйти на следующий день после воскресных народных гуляний на площадь, где сжигали чучело. То есть в понедельник отправляетесь на общественную площадь и ходите там, пока не найдете любую монетку. Поднять монетку нужно девой рукой, при том приговаривая специальный заговор:
Эту монетку нужно забрать с собой домой. Ее нельзя тратить или кому-то отдавать. Хранят монетку до следующей Масленицы. Ровно через год эту монетку нужно выбросить во время Прощеного воскресенья на том же месте, где она была найдена.
Медовый Спас
В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.
Свадебные традиции
После праздника Покрова начиналась свадебная пора. Связано это было не только с тем, что заканчивались основные работы и у молодых людей появлялось больше времени для отдыха, но и с тем, что сама Дева Мария покровительствовала девушкам и помогала им хорошо устроить судьбу.
Незамужние женщины и девушки утром спешили в храм, ведь существовала примета, что та, которая первой поставит свечку у иконы Богородицы, первой и выйдет замуж в этом году. Вечером все собирались на общие посиделки и верили, что чем громче и веселее провести время в компании, тем быстрее объявится жених.
Чтобы выйти замуж в ближайшее время, девушки должны были заручиться на Покров поддержкой по женской линии. На праздник и в первые дни после него нельзя ругаться с любыми женщинами из своего рода, следует с почтением относиться к ним и уделять как можно больше внимания. Весь праздничный день будущие невесты должны были ходить с покрытой головой, что увеличивало шансы выйти в ближайшее время замуж.
Если пара уже подобралась, то будущие молодожены старались назначить день венчания именно на Покров Пресвятой Богородицы: по приметам, это сулило супругам долгую, счастливую жизнь. Особой удачей считалось, если во время церемонии начинал падать снег — сама Богоматерь укрывала молодых от всего плохого.
Накануне праздника девушки гадали. Перед тем как лечь спать, нужно было произнести: «Укрой землю снежком, а меня женишком». После этого сохранять полное молчание и ждать вещего сна — если приснится парень, то можно готовиться к свадьбе в этом году. Еще одно интересное гадание – на пересоленных варениках. Девушка специально готовила 5 штук вареников, хорошенько солила начинку. Съедала их перед сном, приговаривая: «Суженый-ряженый, принеси мне водички». Кто приснится, тот и станет женихом.
На общих посиделках девушки гадали на нитках: все вместе поджигали равные кусочки, отрезанные от одной катушки, и смотрели, какой из них быстрее сгорит, та и первая выйдет замуж.
Праздник Масленица – обряды Колодия
Название Колодий имеет еще более древние корни, чем Масленица. Обряд «колодочной жизни» в большей степени происходит с территорий Украины, Белоруссии.
Его отголоски можно наблюдать и сегодня. Женщины на селе брали палку –«колоду» и рядили ее в бабу. На протяжении недели обряды были связаны с жизнью этой колоды, то есть фактически проходил весь жизненный цикл.
Так, понедельник был посвящен ее «рождению», во вторник колядия «крестили». Среда была связана со всеми жизненными моментами. И уже в четверг колодке предстояло умереть. В пятницу проходила церемония тризны – похорон с ритуальными песнями, обильными трапезами. В субботу «оплакивали» колодку. А в воскресенье была кульминация праздника.
Но был вариант откупа. Чтобы не позориться, юноши и девушки вешали на куклу бусы, ленты.
А самим женщинам давали выпивку и закуску. Так и получалось, что к концу недели, когда устраивали проводы Масленицы, кукла была вся увешана бусами и украшена разноцветными лентами.