Бедуины

Географическое положение и занятия населения американского континента в Средние века

Цивилизации Америки и некоторые цивилизации Африки, племена которых находились еще на уровне первобытного общества, были практически полностью изолированы от контактов с другими цивилизациями.

Америка — ​огромный континент, который занимает пространство от самого севера до самого юга, соответственно, там сменяются все известные географические зоны. Народы крайнего севера Америки занимались охотой и рыболовством. Огромные лесные и степные просторы Северной Америки в то время были населены преимущественно охотниками и скотоводами. Земледелие обычно играло второстепенную роль, давая возможность получать дополнительные продукты. Редкие племена в этой зоне вели хозяйство с преобладанием земледелия.

Север Центральной Америки представляет собой засушливые территории, которые переходят в густые тропические леса. Горные районы выходят к приморским равнинам. Проживавшие здесь народы раньше всех перешли к цивилизации и созданию государственных образований. Земледелие в разных формах издавна являлось здесь основой хозяйственной жизни.

Культурные традиции

С давних времен у бедуинов развита традиция кровной мести. Она была актуальной, так как между хамулами и племенами часто возникали конфликты. Для разрешения конфликтов в бедуинском обществе существует и другой механизм.

При его применении шейхи, которые не участвуют в межплеменном конфликте, ведут переговоры, касающиеся материальной компенсации ущерба. После ее уплаты провозглашается сульха, что означает «прощение». По окончании этой церемонии конфликт считают исчерпанным.

В бедуинских племенах есть обычай, который называется «моар». Его смысл состоит в том, что семья жениха до свадьбы выплачивает родителям невесты денежные средства, сумма которых оговаривается заранее. На полученные деньги невесте приобретаются ювелирные украшения.

Появление государств

На территории проживания северных арабов постепенно складываются могущественные государства древности. К ним принадлежали Пальмира, Набатея, Гассан, Лахм. Значительную роль в развитии арабского общества сыграла торговля, ведь связь с южными соседями осуществлялась через караванные пути, пролегавшие на западе Аравии.

Быстрый рост населения, появление крупных городов и царств был связан с деятельностью народа. На Аравийском полуострове приоритетными стали скотоводство и земледелие. Последнее особенно успешно развивалось в Йемене.

Востоковед О.Большаков отмечал:

Согласитесь, совсем непросто достичь уровня величайших держав прошлого за столь незначительный временной период.

Что сказано в словаре?

По поводу того, что означает слово «бедуин», в словаре сказано, что это этнографический термин, которым принято называть арабов-кочевников. Они являются представителями народов, обитающих в пустынях Северной Африки и Передней Азии.

Пример употребления: «Несмотря на то что правительством строятся школы для детей кочевников, бедуины предпочитают давать им домашнее образование, которое основано на изучении Корана».

Существует и еще два значения изучаемого нами слова:

  1. Порода кур.
  2. Кинофильм-драма, снятый в 2012 году, в котором украинка, не нашедшая счастья в Санкт-Петербурге, попавшая волею судеб в Иорданскую пустыню, остается жить у бедуинов.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется юрта.

Большинство населения живет именно в них.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.

Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Племена и народы

Существует ряд бедуинских племен, но общее население часто бывает трудно определить, тем более что многие бедуины перестали вести кочевой или полукочевой образ жизни. Ниже приводится частичный список бедуинских племен и их историческое место происхождения.

Сирийской пустыне

  • Племя Отайба — большое арабское племя, проживающее в Аравии от провинции Хиджаз (место происхождения) до провинции Неджд. Племя обитает в основном на Аравийском полуострове в таких странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ.
  • Харб Племя — это племя в Саудовской Аравии и Йемене на Аравийском полуострове.
  • Бану Хилал, некоторые племена этой конфедерации — бедуины, они живут на западе Марокко, центральный Алжир, южный Тунис и Восточная пустыня и другие степи региона.
  • Бану Сулайм, Большой племена, сулейм на востоке (Ливия и юг Туниса), присутствующие в Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко и Сирия.
  • ʻAnizzah, некоторые племена этой конфедерации — бедуины, они живут в Северной Саудовской Аравии, Западный Ирак, государство Персидского залива, сирийские степи и в Бекаа.
  • Азазме, пустыня Негев и Египет.
  • Бени Хамида, к востоку от Мертвого моря, Иордания.
  • Бани Хашим, клан пророка Мухаммада. Одно из самых могущественных и влиятельных арабских племен. Филиалы: Аль-Дахшан, Аль-Халфави, Аль Хуссейни.
  • Бану Ям с центром в провинция Наджран, Саудовская Аравия и Ирак
  • Бени Сахр в Египте, Ираке, Сирии и Иордания.
  • дулайм, очень большое и могущественное племя в Аль-Анбар, Западный Ирак.
  • аль-Абади «клан Абади», в основном проживающий в Иордании.) Очень уважаемый по всей стране, занимающий влиятельные должности в армии и национальных службах.
  • аль-Дувасир, также известный как ад-Дусари, расположенный к югу от Эр-Рияда, Саудовская Аравия, а также в Катаре.
  • Гамид, большое племя из Ала -Провинция Бахах, Саудовская Аравия, в основном заселенная, но с небольшой группой бедуинов, известной как Бадият Гамид.
  • аль-Хадид, большое бедуинское племя, живущее в Ираке, Сирии и Иордании. такие города, как Хадита в Ираке, Хомс и Хама в Сирии и Амман в Иордании.
  • аль- Ховейтат, одно из наших племен в Иордании (аль-Хеса).
  • аль-Джалуди (аль-Джалуди) из аль-Харба («Племя Голиафа» из «Военного племени»), одного из лучших племен на Аравийском полуострове, в основном проживавшего в Иордании, Саудовской Аравии, Палестине, Сир ии и Ираке. Племя имеет глубокие корни в династии Омейядов и Аббассидов. асти.
  • аль-Хасауна, одно из наших племен в Северном Ирбиде Иордании и хорошо известное своей долгой историей господства на Севере.
  • Бани Халид один из бедуинов племена в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Иордании, Египте и Сирии.
  • аль-Маджали Маджалицы южной Иордании долгое время доминировали Карак бедуинское общество, сильнейшее племя в Караке, одно из международных сил в Иордании.
  • аль-Марри, племя или аль-мурр — одно из основных и могущественных племен на Аравийском полуострове, охватывающее Саудовскую Аравию, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.
  • аль-Мом, одно из племен в Иорданском Хашимитском Королевстве
  • аль-Маваси, группа, проживающая на центральном побережье сектора Газа.
  • Макиил, найденный в Магрибе, в котором имеются некоторые субплемены сильного присутствия в Алжирской / Марокканской Сахаре и в Мавритании
  • Племя Муцциена в Дахабе и Южном Синае (Египет).
  • Шахран (аль-Арийда), очень большой тр ibe проживает в районе между Биша, Хамис Мушаит и Абха. Аль-Аридха «широкий» — это известное название Шахрана, потому что он имеет очень большую территорию в Саудовской Аравии.
  • Шаммар, очень большое и влиятельное племя в Ираке, Саудовской Аравии, Сирии и Иордании. Происходит от древнего племени тайи из Наджд.
  • Субай, центральный Неджд.
  • Тарабин — одно из наших племен Египта (Синай ) и Израиль (Негев ).
  • Туба-Зангарийе, Израиль у реки Иордан утес в Восточной Галилее.
  • , большое племя в Омане, проживавшее в песках Шаркия, также известные пески Вахиба

Тагельмуст цвета индиго

Женщины племени туареги не закрываю лица, чтобы мужчины видели их красоту

Самый известный и загадочный
аспект туарегов — синий головной убор. Туареги начинают носить его в 18 лет
(только мужчины). Этот предмет одежды скрывает все лицо, кроме глаз, и
снимается лишь в присутствии самых близких родственников. Мужчины стали носить
тагельмуст, чтобы защитить свои лица от солнца, сухих пустынных ветров и сахарских
песков.

Читайте по теме: Загадочный Тимбукту — легендарный перекресток Сахары

Своеобразный тюрбан-вуаль
имеет и другое культурное значение. Способ, которым он обёрнут и сложен, часто
используется, чтобы показать клановое и региональное происхождение, а сочность
цвета показывает богатство владельца.

Это мужчины прячут свои лица, а женщины рады их открыть, но часто покрывают волосы

Из-за нехватки воды, ткань
часто красят, втирая высушенный индиго. Краситель, попадая на кожу, придает ей
синий оттенок, поэтому туарегов называют «синими людьми пустыни»

Ранняя история

Туареги были впервые упомянуты древнегреческим историком Геродотом, который говорил о группе, известной как Гараманты. Они жили в регионе Феццан на юго-западе Ливии, где господствовали сахарские торговые пути, соединяющие сердце Африки с Северо-Африканским побережьем. Считается, что он говорил именно о туарегах.

Туареги веками сохраняли свой образ жизни, кочуя по самой большой пустыне в мире

Являясь частью народа
берберской группы, туареги ведут экстремальный образ жизни в центре Сахары уже
более тысячи лет. Они впервые встретились с современной цивилизацией в начале XIV века, когда торговые пути к прибыльным рынкам соли,
золота и слоновой кости между Северной Африкой, Европой и Ближним Востоком
стали проходить по всей территории туарегов.

Кочевые племена хорошо
знали территорию Сахары и полностью контролировали торговые маршруты. В 1960-х
годах, после образования в регионе государств, правительства начали вводить
ограничения на торговлю с соседними странами в целях защиты национальных
экономических интересов. В результате туареги стали терять экономическую силу и
политическую власть.  

Дополнительная литература

Ашер, Майкл Ласт из «Книг бедуских пингвинов» 1996

Chatty, D Мобильные скотоводы, 1996 г

Широкое введение в тему, особое внимание мужские проблемы.

Болтун, Дон. да к грузовику

Бедуины в современном мире. Нью-Йорк: Vantage Press. 1986
Коул, Дональд П. «Куда пропали бедуины?» Антропологический ежеквартал. Вашингтон: Весна 2003. Т. 76, вып. 2; стр. 235
Фалах, Гази. «Государственная политика Израиля в отношении оседлости бедуинов в Негеве», Журнал палестинских исследований, 1989 г., т. XVIII, № 2, стр. 71–91
Фалах, Гази. «Пространственный образец оседлости бедуинов в Израиле», GeoJournal, 1985 Vol. 11, No. 4, pp. 361–368.
Гарднер, Эндрю. «Политическая экология кочевников бедуинов в Королевстве Саудовская Аравия». В политической экологии в разных пространствах, масштабах и социальных группах, Лиза Гезон и Сьюзан Полсон, ред. Rutgers: Rutgers University Press.
Гарднер, Эндрю. «Новый расчет бедуинского кочевого скотоводства в Королевстве Саудовская Аравия». Организация человека 62 (3): 267–276.
Гарднер, Эндрю и Тимоти Финан. «Навигация модернизации: бедуинское скотоводство и климатическая информация в Королевстве Саудовская Аравия». MIT Electronic Journal of Middle East Studies 4 (Spring): 59–72.
Gardner, Ann. «Дома на Южном Синае». Кочевые народы 2000. Т. 4, Вып. 2; С. 48–67. Подробный отчет о бедуинских женщинах.

Джарвис, Клод Скадамор. Вчера и сегодня на Синае. Эдинбург / Лондон: У. Блэквуд и сыновья; Три пустыни. Лондон: Джон Мюррей, 1936; Пустыня и Дельта. Лондон: Джон Мюррей, 1938. Сочувственные рассказы одного колониального администратора на Синае.

Ланкастер, Уильям. Бедуины Рвала сегодня, 1981 (второе издание, 1997 г.). Детальное исследование социальных структур.
С. Ледер / Б. Streck (ред.): Сдвиги и дрейфы в отношениях кочевников и оседлых. Nomaden und Sesshafte 2 (Wiesbaden 2005)
Литвик, Харви. «Стратегия городского развития бедуинской общины Негева». Центр бедуинских исследований и развития и Центр регионального развития Негева, Университет Бен-Гуриона в Негеве, август 2000 г.
Мохсен, Сафия К. В поисках порядка среди Авлада Али из Западной пустыни Египта.

Тесигер, Уилфред (1959). Аравийские пески. ISBN 0-14-009514-4 (Пингвин в мягкой обложке). Британский авантюрист живет вместе с бедуинами Пустого квартала в течение 5 лет

Общество

Широко цитируемый апофегм бедуинов: «Я против своего брата, мой брат и я против моего двоюродного брата, мой двоюродный брат и я против незнакомца», иногда цитируемого так: «Я и мой двоюродный брат против моего кузена, я и мой двоюродный брат против незнакомца». Это высказывание подразумевает иерархию лояльности, основание на некотором отношении к самому себе, начиная с себя и продолжая через нуклеарную семью, определяемую мужским родством, а в по крайней мере, в принципе, для целой генетической или лингвистической группы (воспринимается как родство на Ближнем Востоке и в Северной Африке в целом). С помощью этой структуры, организованной в соответствии с этикой самопомощи и коллективной ответственности, разрешаются споры, отстаиваются интересы, справедливость и порядок распределяются и поддерживаются (Андерсен 14). Отдельная семейная единица (известная как палатка или байт «gio») обычно традиционно состояла из трех или четырех взрослых (супружеская пара плюс братья и сестры или родители) и любого количества детей.

Когда ресурсов было много, несколько палатки путешествовали вместе, как гум. Хотя эти группы иногда были связаны патриархальным происхождением, другие с такой же вероятностью были связаны брачными сообществами (особенно часто к новым женам присоединяются близкие родственники-мужчины). Иногда ассоциация основана на знакомстве и близких отношениях или даже на определенных отношениях, за исключением альтернативного члена в племени.

Нувейбе

Следующий шкалой взаимодействия внутри групп был ибн Хамм (двоюродный брат, или буквально «сын дяди») или родовая группа, обычно насчитывающая от трех до пяти поколений. Они часто были связаны с гумами, но там, где гоум обычно состоял из людей, принадлежащих к одному типу стада, потомственные группы часто разделяются по нескольким видам экономической деятельности, что позволяетло в определенной степени «управлять рисками»; если одна группа членов спусковой группы любит экономически. Хотя фраза «родовая группа» предполагает чисто родовое устройство, в действительности эти группы были гибкими и адаптировали свои генеалогии, чтобы принимать новые члены.

Самый большой масштаб межплеменных взаимодействий — это племя в целом, во главе с шейхом (арабский : شيخ šayḫ, буквально «старик»), хотя название относится к лидерам в различных контекстах. Племя часто заявляет о своем происхождении от одного общего предка, как упоминается выше. Племенной уровень — это уровень, который является посредником между бедуинами и внешними правительствами и организациями. Четкая структура бедуинского общества ведет к длительному соперничеству между различными кланами.

У бедуинов традиционно были строгие кодексы чести, и традиционные системы отправления правосудия в бедуинском обществе обычно вращались вокруг таких кодексов. бишаа, или испытание огнем, — хорошо известная практика бедуинов обнаружение лжи. См. Также: Кодексы чести бедуинов, бедуинских систем правосудия.

Сыны Сима

Что же говорится о происхождении семитов в Ветхом Завете? Оно тесно связано с именем десятого (последнего) допотопного патриарха – праведника Ноя, происходящего от Адама по прямой линии. Проследим эту связь.

У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Они явились прародителями трех народов, являвшихся потомками:

  • Сима – рассматриваемые нами семиты.
  • Хама – хамиты, народы, относящиеся к афраазийской языковой семье.
  • Иафета – народы, с большой долей приблизительности соотносимые с отдельными группами индоевропейских.

Как говорит религиозная традиция, духовным предком всех поклонников авраамических религий (в числе которых находятся и арабы-мусульмане) был Авраам. Это первый из тройки Библейских патриархов, живших уже после Всемирного потопа. А родоначальник мусульман, в том числе и большинства бедуинов – это Исмаил, сын Авраама. Так гласит Библейская легенда.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Ислам и времена завоеваний

Перемены в жизни и верованиях арабов наступают в VII веке. Тогда мекканский торговец Мухаммед становится проповедником новой веры, которой в будущем предстоит стать одной из основных религий мира.

Мухаммед создаёт свою общину, что со временем превращается в государство и разрастается с невероятной скоростью. Через сто лет Халифат, построенный пророком, простирался от Испании через север Африки до границ Индии. Ислам становится неким поворотным моментом в жизни арабов, даёт воодушевление и силу людям.

Многочисленные завоевательные походы делают арабский народ властителями на огромных территориях. Изначально распространению ислама содействовали бедуины, однако позднее кочевники передают эту миссию городскому населению, благодаря которому религия становится поистине всеобъемлющей.

Жан-Батист Мозес «Араб, оплакивающий смерть своего коня»

Хочу также отметить, что распространение мусульманской веры способствовало сплочению арабских племён. Это стало первым шагом к созданию одной из величайших цивилизаций в истории человечества. С VIII по XII века арабы сумели создать невероятное количество произведений искусства в различных направлениях. Стремительно развиваются разнообразные науки, создаются бесценные литературные творения и памятники архитектуры, высот достигают философия, медицина, математика.

Однако за периодом процветания неизменно следует время упадка. Воспользовавшись ослаблением Халифата, арабский мир в XVI столетии завоёвывают турки. Османы разделяют арабские земли на несколько провинций. Впоследствии свою власть в Северной Африке устанавливают европейские страны, что отражается на этническом составе и местной культуре.

Миклош Барабаш «Арабский мужчина, дервиш»

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Проблемы Средневековья

Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.

Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.

Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.

В третьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.

В четвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.

Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:

  • В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
  • В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
  • Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
  • В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.

В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.

Словарь

1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.

2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.

3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.

Примечания и ссылки

  1. ↑ and
  2. ↑ и
  3. ↑ и Хайан Духан, « « ОНИ ГОВОРЯТ С НАМИ ,  НО НИКОГДА НЕ СЛУШАЮТ НАС »: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДИ СИРИИ  , ВЫЗВАННОЕ РАЗВИТИЕМ », Nomadic Peoples, vol.  18, п о  1,2014 г., стр.  61–79
  4. (in) Кис Верстех, Арабский язык, Эдинбург, Издательство Эдинбургского университета ,31 мая 2014 г.
  5. (in) Ахмад Амара и Зинаида Миллер, «Беспокойные поселения: закон, земля и планирование в Накабе» в (ред.) Ахмад Амара, Исмаэль Абу-Саад и Орен Йифтачель, Закон о правах человека коренных народов (не) справедливость и арабы-бедуины in the Naqab / Negev, Cambridge: Harvard Press University, 2013, p.  78 .
  6. ↑ и Иван Санд, «  Судьба бедуинов Негева: какие уроки для политического и идеологического строительства Государства Израиль?  », Современные Арменоведение, п о  3,15 июня 2014 г., стр.  35–55

Туарегский брак

Мужчины часто пишут
красивые стихи и пытаются получить женское внимание разными способами. В
значительной степени окончательное решение остается за женщинами

Когда девушка,
наконец, говорит «да», они начинают готовиться к свадьбе, которая представляет
собой сложное недельное событие.

Хотя туареги исповедуют ислам, мужчина женится лишь однажды

Когда девушка выходит
замуж, члены семьи обычно ставят ей туарегский шатер в качестве приданого.
Мужчины много путешествуют, поэтому туареги считают, что дом принадлежит
женщине. Она также владеет домашним скотом. В отличие от многих других культур,
женщины не теряют своих прав, вступая в брак.

Средневековые государства Африки

На самом севере африканского континента государственные образования стали возникать еще в глубокой древности. Наиболее известным является Древний Египет в долине реки Нил. Позднее Римская империя включила в свои границы все средиземноморское побережье Африки, создав там развитое земледельческое хозяйство.

Однако остальная территория Африки была отрезана широкой труднопроходимой полосой пустыни Сахара. Люди здесь практически не жили, кроме небольших кочевых племен, прежде всего туарегов. Они выживали за счет скотоводства и выращивания финиковой пальмы в редких оазисах.

В Восточной Африке к югу от пустынь еще в древности образовались небольшие ранние государства. В верхнем течении реки Нил во II в. возникло государство Аксум. Здесь начало распространяться христианство. С ХІІ в. в горной местности сформировалось Эфиопское государство, в котором христианство стало официальной религией. Местные правители сумели создать крупное и стабильное государственное образование, которое остановило продвижение арабов-­мусульман в этот регион.

Зато мусульманские торговцы и небольшие военные отряды осваивали побережье Восточной Африки. Отсюда в исламские страны вывозили разные товары. Особое место занимала торговля захваченными рабами. Самое крупное торговое поселение было основано на острове Занзибар.

К югу от Сахары располагалась полоса саванн, где население занималось скотоводством, достигшим достаточно высокого уровня развития. В Западной Африке было несколько крупных рек, например, река Нигер. В их долинах развивалось земледелие. Ранние государства здесь стали возникать достаточно поздно. Самыми крупными были Гана, Мали и Сонгай. В регионе постепенно распространялся ислам, который начали поддерживать местные правители. Центральная Африка покрыта джунглями, но и здесь в Средневековье появились первые государства, хотя только лишь в XIV–XV вв. Это были Конго, Луба, Лунда. К югу от тропических лесов возникло в XII в. только одно крупное государственное образование — ​Мономотапа. Торговые отношения с ним установили арабские торговцы с Занзибара.

Обычно во главе государств Тропической Африки находились правитель-­монарх и родовая знать. Монарх имел армию, с помощью ­которой воевал с соседними племенами и государствами за контроль над торговыми путями. В завоеванные области правители обычно назначали наместников из военачальников или родственников. Во время вой­н захватывали рабов, которых потом продавали. Это был важный источник дохода для правителей.

Основная часть населения занималась земледелием и жила общинами. Старейшины распределяли между общинниками землю, руководили их трудом. Тонкий плодородный слой почвы исключал применение плуга в Тропической Африке — землю обрабатывали мотыгами. Общинники отдавали часть урожая и ремесленных изделий правителю или обрабатывали его земли. В общинах использовался труд рабов из числа пленников. Однако рабство имело домашний характер, потомки рабов обычно становились свободными. Африканские ремесленники занимались выплавкой и обработкой металлов, изготавливали ткани, глиняную посуду, стеклянные изделия.

Цивилизации Америки и некоторые цивилизации Африки развивались в условиях отсутствия контактов с другими цивилизациями, в том числе европейскими, что обу­словило специфику их политической, хозяйственной, культурной жизни в Средние века. При этом они значительно различались между собой в силу разности географических условий. Первыми к земледельческому хозяйству и государственности пришли народы, проживавшие на севере Центральной Америки. Земледелие было преимущественно мотыжным. Ольмеки первыми из народов Центральной Америки изобрели письменность, но она не была расшифрована, в отличие от письменности майя. Сильные города-­государства были построены племенами майя. В Центральной Мексике господствовал город Теотиуакан. Позднее в этом регионе ацтеки создали мощную державу. В Южной Америке государства появились позднее. Самым сильным из них стала держава инков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: