Предшественник даги
Здесь никакого секрета нет – это кинжал квилон, “маленький брат” рыцарского меча. Он появился в XIII веке, и пика своего развития достиг к XV-му, когда из оружия, распространенного в различных слоях общества, сделался чисто рыцарским. Дворянским.
Поздний квилон
Дело в том, что это оружие изначально было модным изготавливать en suite
– в одном стиле, “заодно” с мечом. Отделка эфеса такого кинжала копировала отделку эфеса меча. И навершие было таким же, и квиллоны, т.е. перекрестье, и даже геометрию клинка пытались приблизить к геометрии меча – насколько это возможно. Квилон чаще всего носился на поясе справа, в положении, приспособленном для выхватывания правой рукой обратным хватом. Европейские рыцари для кинжала в 80% случаев предпочитали именно его – так проще нанести глубокую рану противнику, облаченному как минимум в прочный стеганый гамбезон.
Гравюра из Библии Мациевского
Обратите внимание на воина в желтой шапели в правом углу
Примерно к середине XV века начало складываться гражданское обоерукое фехтование, где неудобный в повседневном обиходе щит заменяли кинжалом. Уточню: речь идет именно о гражданском, дуэльном “дрыномашестве”, не о боевом. Щит – штука громоздкая и неудобная, постоянно таскать его с собой – большая морока… Почему бы не заменить его кинжалом, который все равно почти у каждого мечника тех лет болтался на поясе?
Так квиллон и стал леворучным кинжалом
Его судьбу определило то, что только этот кинжал из всех европейских имел развитую гарду с длинными – это важно! – направленными вперед квиллонами – планками перекрестья. Да, именно из-за них он и получил свое современное название. Что любопытно, манера ношения такого кинжала вовсе не обязательно подразумевала приспособленность под выхватывание левой рукой
Очень часто он носился за спиной, на уровне поясницы, рукоятью вправо. В этом положении он не мешал ходьбе, а при необходимости отразить удар выхватывался правой рукой. И лишь затем перебрасывался в левую
Что любопытно, манера ношения такого кинжала вовсе не обязательно подразумевала приспособленность под выхватывание левой рукой. Очень часто он носился за спиной, на уровне поясницы, рукоятью вправо. В этом положении он не мешал ходьбе, а при необходимости отразить удар выхватывался правой рукой. И лишь затем перебрасывался в левую.
Здесь демоны — боги…
По Сурату мы передвигались под перезвон моего мобильного телефона: подруга Статира Вадъя докладывала о переговорах с патриархами общины парсов. Светлокожие и курчавые, с орлиными носами, парсы-зороастрийцы живут замкнутым коллективом и неохотно раскрывают душу перед чужаками. Наш маршрут проходил через город Навсари, одну из их святынь. Нареченной в честь древнеперсидской царицы Статире, члену авторитетного семейства парсов, удалось договориться с дастурами, высшими жрецами, чтобы нас приняли там как своих.
Дастурджи Мехерджи Рана из Навсари — улыбчивый старичок в белоснежной одежде и белой шапочке в виде усеченной тубы — встретил нас дружелюбно, но по-деловому. Его дом с прилегающими постройками и дворами для общих собраний и проведения ритуалов — дастурвад — стоит на том же месте, где когда-то поселились его предки, — даже дворовый колодец имеет более чем десятивековую историю. Звание дастура и знание теологических тонкостей и нюансов ритуала передаются по наследству, но многие пары остаются бездетными из-за традиционно поздних, иногда близкородственных, браков. Знакомый нам дастур из Навсари живет вместе с женой и сестрой жены — наследников у них нет. Впрочем, даже те старики, у которых они есть, предпочитают доживать свой век в парсийских приютах — гордость не позволяет им становиться обузой для работающих детей. В Навсари нам показали цепочку из таких домов, занявших половину парсийского квартала, — там царят покой и чистота. В другой половине квартала многие здания оказались с забитыми окнами: бывшие соседи разъехались по миру и теперь общаются друг с другом через Всемирную организацию зороастрийцев.
Почему королевство взяло курс на традиционализм
В 1979 году, когда Саудовская Аравия находилась в самом разгаре процесса либерализации, группа религиозных фанатиков захватила Заповедную мечеть в Мекке. В ней располагается Кааба, главная святыня мусульман. Инцидент стал настоящей национальной травмой и кардинально изменил отношение аль-Сауд к множеству вопросов. Семья отреагировала усилением религиозного традиционализма. Правительство приняло соответствующие меры, а улемы возглавили процесс перемен.
Захват Заповедной мечети спланировал и осуществил саудовец Джухайман аль-Утайби. Джухайман, имя которого можно перевести как «мрачно смотрящий», происходил из семьи, много лет противостоявшей Саудитам. Его отец сражался против них в 1929 году во время восстания ихванов. Хотя Саудиты подавили это восстание, убив множество мятежников, отцу Джухаймана удалось спастись, и он жил неприметной жизнью в пригороде Эр-Рияда. У Джухаймана довольно рано проявились навыки хорошего снайпера. После службы в национальной гвардии Джухайман в 1973 году переехал в Медину, чтобы быть поближе к Новому исламскому университету, хотя он никогда не пытался в него поступить.
<…>
В процессе поиска последователей в Исламском университете имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде Джухайман познакомился с одним студентом в возрасте чуть за 20, который сыграл важнейшую роль в его радикальной миссии. Мухаммад Абдалла аль-Кахтани вырос в небольшом бедуинском городишке в южной части страны. У него была нетипичная для араба внешность: бледная кожа, прямые волосы и светло-карие глаза. В то время он только начинал изучать религию, но уже отметился своими проповедями в одной из мечетей в бедном районе Эр-Рияда.
К 1978 году Джухайманом овладела идея махди — мессии-искупителя, которого Бог пошлёт на землю, чтобы принести «мир и справедливость». Эта концепция не упоминается в Коране напрямую, однако в некоторых хадисах содержится описание махди, в том числе его происхождение, имя и внешность. Мухаммад Абдалла аль-Кахтани соответствовал описаниям (или, возможно, чуть-чуть подправил для этого свою родословную). Годом позже, в 1979-м, Джухайман начал готовить своих последователей к борьбе с режимом Саудитов, которая, как он верил, начнётся совсем скоро. Во время подготовки восстания Джухайман даже развёлся с женой и женился на сестре аль-Кахтани, чтобы стать его родственником.
Джухайман решил, что в момент завершения 1399 года и начала 1400-го (по исламскому летоисчислению) он выступит в Заповедной мечети в Мекке и объявит, что аль-Кахтани — это махди. 20 ноября 1979 года Джухайман и его группа с оружием, амуницией, пищей и другими запасами смогли пробраться в мечеть. Они спрятали оружие в носилках, в которых обычно несли тела умерших для погребальной молитвы. Сразу после призыва на молитву в 5:18 утра они захватили системы оповещения и быстро получили полный контроль над зданием, забаррикадировавшись внутри.
Техника боя кавказским кинжалом
Она приобрела четкие очертания уже в Средние века. Стиль боя основан на нанесении резких рубящих и колющих ударов с прыжками и выпадами. Существует также особая техника, при которой используются сразу два кинжала. Это считалось высшим пилотажем, так как поражающая сила возрастала в значительной степени.
Никогда европейцы не могли соревноваться с кавказцами в технике боя на кинжалах, предпочитая огнестрельное оружие. Для ближнего боя этот стиль самый опасный для противника. В позапрошлом веке использовался кинжал, называемый квадаром, который был невероятно мощным и тяжелым, а также обладал четырехгранным штыком.
Евреи в Омане
-
Основная статья: Оман
Исхак бин Яхуда, купец из Сохара (Оман) упомянут Бузурком ибн Шахрияр в его «Китаб ‘Аджья’иб аль-Хинд» («Книга чудес Индии», c. 950). Он пишет, что еврейский торговый моряк Исхак бин Яхуда посетил Индию и Китай из Сохара в период с 882 по 912 гг. после ссоры с коллегами-евреями. Исхак отбыл из Сохара нищим искать счастья в Индии, оттуда в Китай и вернулся в Оман тридцать лет спустя с большим богатством. После разногласий с местным правителем он отплыл в Китай еще раз, но в порту острова Суматра его корабль со всем грузом был отнят, и Исхак был убит по приказу местного правителя. Тем самым, в конце 9 века в Омане были купцы-евреи. Впоследствии еврейская община там исчезла.
Возникновение ислама.
Но как сплотить племена бедуинов, разъединяемые раздираемые кровной враждой? Средством для объединения арабов явилась новая религия — ислам. По-арабски это слово означает «покорность», а исповедовающие ислам называются мусульманами, то есть «покорными богу». Около 610 года ислам стал проповедовать мекканский купец Мухаммед, или иначе Магомет (поэтому мусульман называют ещё магометанами). Проповеди Мухаммеда после его смерти были записаны в книгу, получившую название «Коран» (что значит «чтение»). Эта книга считается у мусульман священной.
Мухаммед говорил, что у всех рабов бог один — аллах, а он, Мухаммед, от имени аллаха пророчествует и учит людей. Как и христианские попы, Мухаммед учил, что мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. За это их ждёт вечное блаженство в раю. Чтобы привлечь на свою сторону бедноту, Мухаммед осуждал ростовщиков.
Мухаммед призывал арабов прекратить междоусобицы и обратить своё оружие против тех, кто не верит в аллаха.
Знать и жрецы Мекки вначале враждебно отнеслись к Мухаммеду и его учению. Они боялись, как бы с принятием новой религии не упала роль Каабы. Но вскоре мекканская знать поняла, что Мухаммед не враг её, а защитник. Знатные мекканцы стали переходить в ислам, а чёрный камень в храме Каабы был объявлен главной мусульманской святыней.
С принятием общей религии арабы начали быстро объединяться.
Мекка.
С западного побережья Аравии расположена гористая страна, богатая полезными ископаемыми. Здесь существовали рудники, развивалось ремесло, выросли города. Здесь же находился главный торговый центр Аравии — город Мекка. Каждую весну бедуины собирались в Мекку на ярмарку. Они продавали скот, кожи, шерсть и покупали ячменный хлеб и изделия местных ремесленников. Во время весенних ярмарок стихала вражда, прекращалась межплеменная резня, можно было свободно проехать по всем дорогам.
Делами в Мекке заправляли знатные люди, священники, купцы и ростовщики. Многие бедуинские племена и мекканские бедняки находились в долговой кабале у этих богачей.
В Мекке находился главный арабский храм, Кааба — каменное здание в форме куба (от слова «Кааба» произошло и самое слово «куб»). В его стену был вделан чёрный камень — метеорит, который упал с неба в незапамятные времена. Этот камень самый священным предмет для арабов. Каждый араб считает своим долгом хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, выпить «святой воды» из источника возле Каабы и семикратно поцеловать чёрный камень. За это он надеялся попасть в рай. Мекканские жрецы получали большие доходы от паломников, приходивших поклониться Каабе. Но, кроме Каабы, каждое племя имело ещё своё особое божество.
Рабы, неимущий городской люд, окрестные бедуинские племена ненавидели алчных мекканских купцов и ростовщиков, жадных шейхов. Бедняки восставали против знати.
Чтобы легче было держать в повиновении простой люд, знать стремилась объединить арабов и направить их на завоевание соседних стран.
Обретение независимости
Прошлый век становится судьбоносным для многих арабских народов. Своенравные и гордые племена не желали подчиняться чужестранцам, установившим свою власть над ними. После Второй мировой войны практически все арабские государства приобретают независимость, при этом сохраняя друг с другом давние культурные связи.
В наше время арабы разделяются на три основных группы, происхождение которых несколько различается. К ним принадлежат кочевники (преимущественно занимаются разведением скота), крестьяне-земледельцы (их называют феллахами), и жители городов.
Три шейха-бедуина. Иудея, Сирия
По мнению учёных, наиболее “чистый” этнический состав от прошлых народностей унаследовали феллахи. К примеру, среди арабского населения Египта именно у крестьян больше генетического родства с жителями страны фараонов. Отдельными представителями арабского народа стали бедуины, что занимаются разведением верблюдов и ведут кочевой образ жизни. Нередко к ним причисляют всех арабов-кочевников, независимо от особенностей происхождения.
Арабы — народ, что вошёл в историю как завоеватель, покоритель новых земель и великий создатель. Арабский мир — удивительный и притягательный, по-своему волшебный, хотя нередко может показаться излишне суровым. Нам всем знакомы истории об Аладдине и сказки Шахерезады, красота восточных танцев и таинственность напевов. Всё это — достижение народа, культура которого продолжает покорять сердца людей в самых разных уголках мира.
Картина на обложке: Фредерик Гудолл «Арабы в пустыне»
Как улемы контролировали мораль
Применение в стране новых технологий также требовало переговоров и одобрения улемов. Особенно ожесточёнными были споры относительно телевидения в 1963 году. В 1962-м наследный принц Фейсал огласил программу дальнейшего развития Саудовской Аравии, предполагавшую в том числе внедрение телевидения.
С самого начала улемы противились этой идее на том основании, что телевидение принесёт в дома «разврат». Чтобы получить их одобрение, Фейсал позволил улемам отслеживать содержание телевизионных программ и подвергать цензуре всё, что казалось им неприемлемым или противоречащим исламским ценностям. Те вырезали романические сцены из иностранных фильмов и даже части анимированных фильмов студии «Дисней», в которых Микки-Маус целовал свою подружку Минни в щёчку.
Примечания
- Статья «Йеменские евреи» в Электронной еврейской энциклопедии
- «The Jews of Oman» in Jewish Virtual Library на основании Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf
- «TRAVELERS AND EXPLORERS» in Jewish Virtual Library
- Статья «ЙЕМЕН» в Электронной еврейской энциклопедии
- CIA |The World Factbook MIDDLE EAST :: United Arab Emirates
- Подписаны соглашения между Израилем и Бахрейном Министерство Иностранных Дел Израиля 18.10.2020
- Первое в своем роде военно-политическое сотрудничество Израиля с Объединенными Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Сенегалом Министерство внутренней безопасности Израиля 10.12.2020
Ключ-пистолет
В те далекие времена держать заключенных в узде было невероятно сложным и смертельно опасным занятием. Нападения на надзирателей было обычным делом. В 17 веке некоторым слесарям пришла в голову гениальная идея, которая должна была помочь тюремщикам держать заключенных в узде. Носить обычное оружие было неудобно и даже опасно, заключенные могли его просто выхватить, а подобный ключ решал множество проблем разом. Заключенный не знал, какой из ключей в связке таит смерть. Действительно, перепутать их очень легко, достаточно вспомнить размеры ключей трехсотлетней давности. В каждом таком ключе был один заряд, иногда в связке было сразу несколько ключей с сюрпризом. Первые модели были фитильного воспламенения, что сильно портило идею скрытности из-за тлеющего фитиля. Им на смену пришли гораздо более удобные кремниевые и капсульные ключи. Курок был часто вокруг или внутри ручки ключа, поэтому тюремщикам приходилось быть особенно осторожными.
В XIX веке производство такого оружия прекращается, сейчас на него ведут настоящую охоту коллекционеры всех мастей. А мы можем смело считать подобный ключ одним из предтечей знаменитого шпионского оружия Джеймса Бонда.
Основные типы кавказских кинжалов
Основное предназначение кинжала – нанесение колющих ударов противнику. Сейчас существуют два основных типа – с прямым или изогнутым клинком. Первый называется кама, второй – бебут.
Прямой кинжал имеет клинок, острый с обеих сторон, резко сужающийся к концу. Рукоять у него короткая, обычно делается из кости или рога, с расширенным основанием и удлиненной головкой. Из металла изготавливаются накладные элементы. Некоторые кама имеют усиленные боевые свойства за счет выступающей средней части.
Бебут – боевой кавказский кинжал, который отличается от кама только тем, что конец его изогнут. Он не так широко распространен, как прямой.
Клинки и бебута, и кама в длину от 40 см. Они имеют долы и ребра, которые увеличивают их прочность.
Ножны для кинжалов изготавливают из дерева, обтянутого кожей. Наконечник и устье обычно металлические. Для того чтобы было удобнее прикреплять ножны к поясу, у верхней обоймицы есть специальное кольцо.
Это общие типы кинжалов, но у любого кавказского народа имеются какие-то свои уникальные характеристики относительно формы клинка, рукояти и др. Конечно, отличия можно заметить по орнаменту и украшениям.
Художественная отделка сувенирного оружия
Различные техники исполнения позволяют получить по-настоящему уникальный дизайн. Обязательно украшается рукоять и эфес. Для этого используется кожа, эмаль, травленая и черненая сталь, золото. Вы можете любоваться природными мотивами, орнаментами, изображениями животных и архитектуры Кавказа.
Лезвие также нередко подвергается украшению. В большинстве случаев это небольшой узор у самого основания – традиционный орнамент. Но не исключена возможность гравировки. А клинок, на котором методом травления выжигают ажурную сеточку по всей длине, выглядит просто превосходно.
Каждое изделие уникально. Нет ни одного повторяющегося узора и отделки.