Сундук: каким необычным способом использовали главный предмет мебели в русском доме

Введение

Очень давно, как-то раз, убирая свою любимую пещеру, первобытная женщина подумала, что в доме беспорядок. Все вещи, разбросанные по полу: шкуры, палки, наконечники стрел, кости, охотничий скарб мужа — совсем не украшают её любимый дом. А только портят его своим видом. Посмотрев, как бы убрать все не нужное и лишнее, она случайно увидела кусок ствола дерева – «колоду», полую внутри. “Вот и отлично!” — сказала женщина, “В неё и положу все вещи!”

Археологи не могут сказать, где появился такой «шкаф-колода», но что это произошло, скорее всего, так, у антропологов не возникает сомнения! Отметив достоинства такого открытия, первобытные люди, начали целенаправленно изготавливать такие полые «шкафы-колоды». В них хранили одежду, пищу, утварь. Шло время, первобытные люди изобрели грубо сколоченные ящики – «лари». Потом «ларь» накрыли крышкой, так появился сундук, он и стал первой “мебелью”.

Слово «мебель» произошло от латинского слова «mobilis» — что значит «легко передвигающийся» или «подвижный». Все предметы, что передвигались в домах: столы, кровати, шкафы, стулья — все это и есть мебель.
«Мебель» — одно из первых и основных видов оборудования жилых помещений. Она относится к особой области декоративно-прикладного искусства. Создавая мебель, применяют эстетическое воздействие цвета и фактуры материалов, мебель украшают орнаментом и живописью. Разнообразия цвета и фактуры материала, можно добиться с помощью различных технических приемов (инкрустирования, окраски, полировки и др.). В основном для производства мебели используют такие материалы – как: дерево и металл стекло и пластик и т.д. и т.п.

Пути развития мебели тесно сопряжены с развитием художественных стилей цивилизации людей. Однако, не всегда стили мебели, по названию, совпадают с этапами развития в классическом искусствоведении. Достаточно часто стили мебели называют именами мастеров — кем производилась мебель или королей, при которых производилась мебель. Одновременно могут сосуществовать различные стили; географические различия зачастую более велики, чем стилистические. Основополагающие достижения мебельщиков приходятся на конец XVII-начало XVIII веков – время, когда были созданы основные формы и виды мебели, когда сложились основные стили мебели, в этот период творили крупнейшие мастера — мебельщики.

Общее описание

Владимир Даль при составлении своего словаря смог показать всё величие, богатство и разнообразие русского языка. Словарик Даля даёт не только объяснение региональных особенностей речи, но также использует профессиональную терминологию.

Свой словарь Владимир Даль писал в течение 53 лет. Это происходило в девятнадцатом веке. Известно, что он содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок, присловий, пословиц и загадок, которые позволяют понять толкование слов, которые занесены в книгу. Книга Даля позволяет получить информацию не только о языке, но и о быте, поверьях и приметах тех мест, где зародились эти слова.

Если в справочнике Даля посмотреть словарные статьи слов «мачта» и «парус», то можно увидеть не только их объяснения, но и узнать все их виды и то, для чего предназначен каждый вид паруса или мачты. При этом автор использует как российские морские названия, так и заимствованные в голландском и английском языках.

Уже за первые издания своего словаря Владимир Иванович получил заслуженные награды: Константиновскую медаль и Ломоносовскую премию, а также вскоре он был избран и почётным членом научной Академии.

Поспать

До появления кроватей русские часто спали на сундуках, характерной особенностью которых была плоская откидная крышка. В больших семьях или при приезде гостей на сундуке-кровати устраивались, если не хватало места на печи, полатях или пристенных лавках.

В зажиточных домах – для собственного успокоения, ведь положенная внутрь молитва от кражи и пожара не была абсолютным гарантом защиты. В сундуке хранилось самое ценное, поэтому спящий выполнял функции сигнализации – по-тихому обчистить сундук было невозможно. Провести несколько ночей на сундуке могла и невеста, если в нём хранилось приготовленное приданое.

Побриться

Но истинным шедевром дорожного сундука является тот, что был изготовлен для императора Александра III. Сейчас эту уникальную вещь можно увидеть в Стрельне в Путевом дворце Петра Великого.

Александр предпочитал путешествовать именно с этим сундуком, и неудивительно. В собранном виде – это обычный сундук, но стоило откинуть крышку, и под ней обнаруживалась кровать, а чтобы у царя во время сна не свешивались ноги, справа выдвигалась специальная подставка.

Сама же откинутая крышка превращалась в туалетный столик: с зеркалом, раковиной и туалетными принадлежностями, чтобы царь в любой момент мог побриться, подстричь ногти маникюрным набором или освежить лицо.

Нашлось в сундуке место для хранения табака, головных уборов, элементов амуниции, аптечки с травяными настоями и притирками, постельных принадлежностей, фонаря, и что особенно удивительно, приспособления для растяжения перчаток. Из сундука также можно было достать мебельный гарнитур – складной стол с конторкой и пару кресел.

« Тамара Великая: за что грузины причислили свою царицу к лику святых

Особенности сундука

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку. Часто грани украшали чеканными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым стенкам прикрепляли скобы – ручки.

Самый главный критерий, по которому выбирали сундук — это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Доски тщательно обрабатывали, при сборке подгоняли друг к другу, стараясь не оставлять щелей. Сундуки и их разновидности служили, в том числе, местом хранения ценных вещей. Поэтому их прочность усиливали, оковывая металлом и встраивая замки.

В цене были сундуки герметичные. Это позволяло сохранить одежду или ценные бумаги, если владелец в путешествии попадал под дождь или в морской шторм.

Поскольку сундуки служили предметом интерьера, в русских деревнях их расписывали традиционными для местности росписями. Росписям не редко придавали обереговое значение.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кроме деревянных, сундуки могут быть плетёными из , их делают из луба и бересты, иногда сундук может быть полностью выкован из металла.

Чаше всего использовали сосну, но могли быть и другие породы деревьев

Важно, чтобы дерево было прочным, долговечным и не очень тяжёлым

Сундуки могут быть украшены резьбой, инкрустацией или совсем не украшены ничем.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). — Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Дата обращения 29 сентября 2013.
  2. ↑ Мебель в БСЭ 3-го выпуска. //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Фархад и Ширин (поэма Навои), XIX
  4. Сундук // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. С. К. Жегалова. . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. — Коробьи, удешевление сундуков. Дата обращения 29 сентября 2013.
  6. Каланов Н. А. Словарь морского жаргона. — 2-е изд.. — М.,: Моркнига, 2011. — С. 292. — ISBN 978-5-903081-23-3.
  7. Рундук // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

История сундука в трансформации форм

Простая геометрическая форма прямоугольника обеспечила сундукам долгую историю всевозможных трансформаций. Они использовались как для хранения домашнего инвентаря, одежды, драгоценностей, предметов религиозного культа, так и для погребений, исполняли функцию сейфов.

Сундуки и лари были обнаружены и в захоронениях египетских фараонов, возраст которых не менее 5 тысячелетий. Сундук был популярен в Древнем Риме, а оттуда перебрался в Европу. После татаро-монгольского нашествия сундук остался в истории русской утвари, и само слово с татарского переводится, как «вольный ящик». Сундук для русской деревни был и лавкой, и комодом, и чемоданом.

Сундук с секретом

Сундук — своего рода культурный феномен. Нет единого мнения, где и когда он появился. Принято считать, что первые сундуки появились в Древнем Египте, но также доподлинно известно, что примитивные сундуки — выдолбленные колоды и лари — существовали и в менее развитых культурах.

Уникальность сундука в том, что он объединяет абсолютно разные культуры: древнеегипетскую и китайскую, греческую и средневековую. В некоторых восточных государствах и русских деревнях сундуки успешно используют до сих пор.

Сундук совмещал в себе сразу две функции — хранение и перемещение вещей. Разумеется, тяжелые и большие сундуки перевозить было трудно и накладно, зато не требовалось каждый раз разбирать и собирать «чемодан». В небогатых семьях у сундука появлялись дополнительные задачи — его использовали как место для сидения или сна.

В средневековье, в период расцвета «сундучной культуры», использовались две основные конструкции сундуков — рамочно-филенчатая, изобретенная древними греками, и более простая, с использованием ленточной стяжки. Однако на этом фантазия средневековых мастеров не останавливалась.

В Италии были популярны так называемые кассабанка — сундуки-кресла для хранения наиболее ценных вещей, на которых обычно восседал глава семейства. У богатых красавиц были особые длинные сундуки, в которые можно было уложить платье, не складывая его.

Русские мастера также не отставали. Макарьевские мастера-сундучники славились не только на всю Россию, но и торговали с закавказскими и бухарскими купцами. В русской «сундучной культуре» были изобретены теремки и подголовники, аналоги итальянских кассабанка, на которых можно было сидеть и спать, не опасаясь кражи.

Ход занятия:

Играет музыка, входит Бабушка Рассказушка с сундуком. Дети собираются вокруг неё.

Бабушка : «Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились. Поехала я в прошлый раз от вас домой, да по дороге уронила свой сундучок – он и сломался. Отдала я его в ремонт, а сегодня вот получила. Дай, думаю, зайду, повидаю ребят. Ох, сяду, отдышусь. Хочу я вам, ребята, рассказать историю своего сундучка. Как вы думаете, сундук, это мебель, жилище или игрушка?»

Ответы детей…

Бабушка : «Правильно! Это мебель. В стародавние времена сундук был самым главным предметом мебели. Он мог исполнять роль стола, стула, кровати. Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Сундук изготавливался чаще всего из дерева и отделывался металлическими деталями. Для того чтобы сундук не могли открыть чужие люди, его закрывали на замок. В богатых домах имелось много сундуков. Они изготавливались разного размера и могли вставляться один в другой, как матрёшки. Сундуки бывают разные. Самый простой называется «короб». Стенки у них были лубяными, а низ – деревянным. Кто знает, что такое «лубяные»

Ответы детей… (если дети затрудняются с ответом, бабушка сама рассказывает)

Бабушка : «Другой вид сундука – ларь. В нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты. А ещё делали рундуки. Рундуки – это различные ящики, в которых на кораблях хранят флаги и личные вещи моряков. Так же называются ящики в поездах под нижними полками, на которых сидят и лежат пассажиры. Богатые сундуки делали резными, украшали их. А коробья расписывали узорами или оставляли как есть».

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций или видеоматериала.

Бабушка : «Женщины очень любили маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них они хранили свои драгоценности. А пираты любили грабить чужие корабли и забирать большие сундуки с добром. В старые времена, отправляясь в путешествие, люди брали с собой сундуки с вещами. Это было очень неудобно. Как вы думаете, почему?»

Ответы детей…

Бабушка : «Правильно, потому что они были очень тяжёлыми и громоздкими. Поэтому люди придумали чемоданы. Их делали тоже из дерева. Постепенно сундуки стали уступать место шкафам, тумбочкам, секретерам и бюро». (рассматривание иллюстраций) «Когда я была маленькая, у меня дома было два сундука. С ними моя бабушка выходила замуж. В одном мы хранили валенки, сапоги и другую обувь, а в другом лежали старые вещи, которые никто не носил, но и не выбрасывал, потому что они были нам дороги. Я очень любила перебирать их и слушать бабушкины рассказы о них. А теперь посмотрим, что лежит у меня в сундучке».

Дети встают в хоровод вокруг бабушки, бабушка поёт :

Как у бабушки сундук

У Рассказушки сундук!

Он красивый и большой,

Деревянный расписной

А в нём ложечки лежат

Для хороших для ребят.

Будем ложками стучать,

Не дадим мы вам скучать.

(автор Горячева С. А.)

Включается ритмичная народная мелодия. Дети повторяют движения за бабушкой.

Бабушка : «А теперь давайте поиграем в игру «Раз, два, три, беги!»

Игра с ложками. Дети передают ложку по кругу. Воспитатель останавливает, двое детей бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый берёт ложку, тот победитель.

Дети садятся на места.

Бабушка : «Ух, и наигрались мы! А теперь давайте вспомним, о чём вы сегодня узнали из моего рассказа».

Вопросы детям:

1) Зачем был придуман сундук?

2) Что хранили в сундуках?

3) Из каких материалов делали сундуки?

4) Как использовали сундуки, кроме хранения вещей?

5) Зачем сундуку крышка?

6) Что такое рундук?

7) Что такое шкатулка?

8) Почему придумали чемодан?

9) Какую мебель мы видим сейчас вместо сундуков дома?

10) Как вы думаете, почему нельзя делать сундуки из стекла, из картона?

Ответы детей…

Бабушка : «Молодцы, ребята! Обязательно расскажите о моём сундучке своим родителям. Может быть, они тоже вспомнят сундучки своих бабушек и расскажут о них вам. Ну а мне пора домой. Там у меня животные одни сидят. Их кормить пора. Поеду я, пожалуй. Ну, а вы по весне ко мне приезжайте. Посмотрите, как я живу. А я вам ещё много историй расскажу, уж не сомневайтесь…»

Особые приметы

Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. О сундуках до сих пор сохранились приметы и поверья с ними связанные. Например, такие:

  • Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  • Свой сундук отдавать никому нельзя — сама замуж не выйдешь и той, кому отдала — счастья не будет.
  • Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
  • Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
  • При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.

Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.

Структура словаря

Известно, что в своей уникальной книге автор поместил слова так, что в нём нет какого-то особого отбора. Сам словарь не подчиняется определённым нормам оформления таких изданий, так как в нём нет стилистических и грамматических характеристик. Несмотря на то, что Владимир Иванович Даль «Словарь живого великорусского языка» оснастил множествами примерами использования слов, но вот точных и развёрнутых определений он не даёт.

Сам словарь составлен автором по алфавитно-гнездовому принципу, который позволяет понять, как образуются слова, но это затрудняет поиски по книге. Но гнездовая структура словаря выполнена неаккуратно, поэтому порой можно встретить просторечья, которые созвучны, но при этом они не являются родственными. А бывает и наоборот, что родственные слова разделены на несколько словарных статей.

Так, Владимир Иванович в своём словаре соединил в одно гнездо:

  • Акт.
  • Актёр.
  • Акциз.
  • Акция.

Но вот в разные гнёзда попали такие однокоренные слова, как:

  1. Значок и знак.
  2. Дичь и дикий.
  3. Кружить и круг.

Если слова были заимствованные, то тогда составитель сам придумывал и записывал в словарь несколько просторечий:

  • Вместо «гармония», которое заимствовано из латинского языка, он придумал «сглас».
  • «Автомат», которое заимствовано из французского языка, Даль заменил на «живуля».
  • «Гимнастика», которое заимствовано из греческого языка, составитель заменил на «ловкосилье».

Конструкция и разновидности

Пирамида сундуков в музее Нижнего Тагила

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

Воссозданная в Форте Беннинг (США) армейская казарма периода Второй мировой войны с койками, установленными по схеме «голова-ноги» для предотвращения распространения болезней, и прикроватными рундуками для личных вещей и снаряжения. 2010 г.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом — терема — и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

До появления пильных мельниц в конце XVIII века и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.

«Коренная утварь»

Сундуки заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы мебели. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были украшением в домах богачей и бедняков. Их преподносили в дар, отдавали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью». 

Однако огромное значение имели сундуки и у бурят. В этом лично убедились и мы сами, побывав в этнографическом музее народов Забайкалья. Вместе с заведующей бурятским сектором, Ларисой Ракшаевой мы прошлись по всему комплексу и увидели, насколько распространены были сундуки. 

— Вот ухык – нижняя часть сундука, — показывает Лариса Галсановна, — Забайкальские буряты обычно изображали восемь благих эмблем или геометрию, но на этом сундуке появляются растительные мотивы.

По словам сотрудника музея, сундуки делали, в основном, в паре – нижняя часть исполняла роль современного комода, где хранились чулки, белье и прочая мелочь, а верхушка была тем самым сундуком, который мы привыкли себе представлять – большая коробка с прочным замком, там часто запирались деньги, драгоценности и ценные бумаги. 

Сундуки можно встретить и на работах Зорикто Доржиева. Одна из них, к слову, так и называется: «Бабушкин сундук».

Украшались сундуки по-разному: все зависело от фантазии мастера и места, так сказать, производства. Очень часто можно было встретить в качестве украшения, прибитые на лицевой и боковой сторонах жестяные пластинки, вырезанные из … конфетных коробок. С боков – всегда парные ручки, выполненные из прута, чтобы сундук было удобно перетаскивать с места на место. 

Сундуки у бурят, как и у многих других народов, неотъемлемая часть приданного невесты. Чем больше их было, тем богаче считалась будущая супруга. Роспись всегда имела большое значение. Так, у забайкальских бурят часто превалирует радужная орнаментика. По бокам завитки, напоминающие рога – это символ богатства, достатка и изобилия. Часто встречается так называемая плетенка – улзы или вечный узел, то есть бесконечность. Появляется и буддийская символика: изображение птиц, моря и остроконечных гор. 

Постепенно, с появлением современной мебели, сундуки начали утрачивать свое исконное значение. Но выбрасывать добротную вещь советскому человеку было жалко, поэтому в послевоенные годы часто можно было встретить сундук в сенях – там хранилось зерно, мука. 

— Сундук плотно запирался, в них не проникали вредные насекомые, жучки, отсюда новое предназначение, — рассказывает Лариса Ракшаева, — В горных районах, например, Окинском, сундуки делали из кедра, поэтому в них свободно можно было хранить шубы, овчинные одеяла – никакая моль не страшна.

Кто и когда сделал первый шкаф?

Во многих пещерах, свидетелях каменного века, археологи находят помеченные палеорисунками каменные тайники. С переходом к оседлому образу жизни, связанному с хранением накопленных за жизнь вещей наши предки также задались вопросом «куда положить нажитое добро?». Именно тогда и появились первые конструкции для хранения одежды, посуды и других вещей. Возможно, это были глиняные сосуды или бочки, ящики, сундуки из дерева

Важно понимать, что люди старались хранить все вещи в одном месте, и если вещей было много, то и места под них выделялось немало

Ранние изображения столярно-мебельной мастерской есть на древнеегипетских фресках в гробницах Тии и Мерерука: на них мастера древности работают с деревом медными пилами.

Самый старый из известных книжный шкаф – древнеримского происхождения — изображен на могильном памятнике неизвестного патриция. Шкаф был вполне современного вида — стеллаж с полками и дверками, на полках изображены книжные свитки.

В 6м веке до Н.Э. древние греки изобрели технологию обработки древесины паром, благодаря чему повсеместно в их домашнем обиходе использовались сундуки и лари с округлыми крышками.

Идея складывать вещи в одно место получила развитие в раннем Средневековье. Для этого обитатели каменных замков использовали армариумы — углубления в стене, некоторые из которых были снабжены дверцами.

Долгое время люди разных народностей, в том числе и на Древней Руси, хранили вещи в ларцах, шкатулках и сундуках. В сундуках хранили не только одежду, но и деньги, документы, ткани, шерсть, специи

В сундуках передавали и приданное невестам — у такого прообраза шкафа было и важное в жизни многих племен ритуальное значение! На сундуках также сидели и иногда даже спали

В XIII веке появились высокие сундуки, похожие на небольшие дома с двускатной крышей (крышкой), карнизом и колоннами по бокам. Увидеть такой «домик» можно в Музее декоративного искусства в Париже.

По сути, это была гротескная архитектурная форма сундука, поставленного так, чтобы крышка открывалась на себя, как дверь, а внутри располагались несколько полок.

Шкафы были только у богатых людей. И дело не в том, что мебель стоила дорого, шкаф был показателем статуса! Например, в средневековой Франции действовал специальный указ, регламентировавший количество полок в шкафу для посуды.

Дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя — графу, с четырьмя — герцогу. Французская принцесса, ставшая супругой английского короля, в качестве приданного привезла в Англию дрессуар с двенадцатью полками!

В XVII веке появились шкафчики с многочисленными ящиками для бумаг и письменных принадлежностей, они назывались «кабинетами». В том же XVII веке появились секретеры. Французский придворный мебельщик Андре Шарль Буль в конце 1600х изготовил для малолетнего короля Людовика XIV его первый рабочий шкаф.

Первый книжный шкаф со стеклянными дверцами появился в Англии в начале XVIII века.

Считается, что распашные шкафы для одежды появились в Англии в середине XVIII века. Они были разделены на две части: секцию с полками и секцию для размещения длинной верхней одежды на крючках или вешалках.

Такой шкаф назвали гардероб, от французского garde — «хранить» и robe — «одежда» или «платье». Вешалки с «плечиками» появились вместе с гардеробом.

В Германии практичные немцы, оценившие мебельную новинку, дали гардеробу привычное нам название «шкаф» (от слова Schaffen — «наводить порядок»).

Массовое производство шкафов, а точнее, корпусной мебели, начинается в ХIХ веке. С 1860х гг. на внешней части дверей начали располагать большие зеркала, чтобы человек мог видеть себя в полный рост.

Многоуважаемый шкаф

История умалчивает о том, кому первому пришло в голову поставить сундук вертикально и получить так называемый поставец, который со временем трансформировался в полноценный шкаф. Скорее всего, эта идея возникла сразу у многих представителей разных культур, как это часто бывает с рациональными идеями.

Так или иначе, но еще в средневековье стали появляться вертикальные хранилища для вещей: поставцы, креденца и семинеры (аналоги комодов). Разумеется, искать необходимую вещь в выдвижном ящике или на открытой полке гораздо удобнее, чем стоять на коленях перед сундуком, ныряя в него едва ли не до пояса.

Первые шкафы не отличались компактностью и функциональностью. Так как они появлялись исключительно в богатых домах, шкафы было принято украшать резными деталями, полочками, карнизами и фигурками. Многие из них несли исключительно декоративную функцию и демонстрировали достаток и статус хозяина дома. Существует мнение, что знаменитая «Юдифь» Джорджоне когда-то украшала дверцу шкафа. В XVIII веке в Англии  осуществили настоящий прорыв для модниц — встроили в дверцы шкафов зеркала.

И все же настоящим «золотым веком» для шкафа стал век XX. Шифоньеры, гардеробы, комоды — настоящее мебельное изобилие. А в 1945 году Поль Кадовис объединил все эти предметы в один, придумав «мебельную стенку», которая стала популярной во всем мире и в осбоенности в советской и постсоветской России.

Соверменные шкафы-купе иногда выглядят так, как будто их разрабатывали инопланетяне: сталь, стекло, пластик, креативный дизайн. Даже самый требовательный покупатель найдет на современном мебельном рынке шкаф, который придется ему по вкусу, а если такого пока не существует, то его можно изготовить на заказ. Но все же, открывая по утрам дверцу ультрасовременного шкафа, нелишним будет иногда вспомнить о его «дедушке» — вместительном и крепком сундуке.

Платяной шкаф: не теряя актуальности

В последнее время, из-за невероятно возросшей популярности шкафов-купе, начало утверждаться мнение, что платяной шкаф – изделие архаичное, неудобное и устаревшее, тем более — нерационально использующее пространство. Впрочем, большинство подобных утверждений – просто заблуждение.

Шкаф в отделке из двух видов дерева станет отличным дополнением для спальни в стиле лофт

Прежде всего, платяной шкаф относят к корпусной мебели, т.е. он имеет полностью сформированный корпус (днище, верхнюю крышку, боковую и задние стенки), уже к которому непосредственно крепятся дверцы. В отличие от встроенной мебели (у нее часто роль боковых стенок выполняют стены квартиры, а направляющие, по которым перемещаются двери, закрепляют к потолку и полу квартиры), такой шкаф можно легко переместить на новое место или перевезти, он не «привязан» жестко к определенному месту. Кроме того, платяной шкаф часто используют для зонирования помещения. Для этого надо просто подобрать модель, имеющую эстетически привлекательную заднюю стенку. Другой вариант для зонирования – двухсторонний шкаф, у которого створки открываются как спереди, так и сзади.

Вариант размещения шкафа, когда он выступает в роли перегородки для зонирования пространства

Но главное – существует целый ряд стилей, в которых шкаф-купе будет выглядеть инородным телом и в которых платяной шкаф просто не имеет конкурентов:

классический стиль – большой, можно смело утверждать – огромный, массивный и основательный шкаф с необычной отделкой, изготовленный из массива дерева, часто – дорогих сортов. Большие инкрустации, витражные вставки, роспись, фактурные рисунки на фронтальных дверцах – все это придает платяному шкафу шикарный, представительный и одновременно – стильный вид. Ну а белый платяной шкаф, с позолотой и золоченными ручками – это обязательный атрибут спальни, декорированной в классическом стиле

Платяной шкаф — неотъемлемая часть в интерьере классической спальни

Небольшой платяной шкаф в стиле прованс подчеркнет нежность и легкость вашей спальни

английский стиль – «сэр шкаф», массивный, изготовленный из ценной древесины. Украшен фигурными ручками и неброской, скромными резными деталями. Дверцы только распашные, лакированная или тонированная поверхность благородных, естественных тонов, со вставками из различных видов шпона. Английский платяной шкаф – это выдержанность и основательность

Большой популярностью пользуются хранилища, которые изготовлены из качественного натурального дерева

Шкаф для детской, где одна створка выполняет роль доски для рисования

Уникальная интерьерная вещь — платяной шкаф в китайском стиле

современный стиль – имеют лаконичную структуру, скрытую фурнитуру и практически всегда – створки с гладкой лицевой поверхностью. Пластиковые и ламинированные фасады придают платяному шкафу вид, отвечающий современным тенденциям. Наиболее показательный в этом плане платяной шкаф икеа – это может быть однотонная модель с комбинацией прозрачных и глухих створок, двухцветная модель, в которой контрастные сочетания разделяют лицевую поверхность как по вертикали, так и по горизонтали, матовые и глянцевые покрытия. Все это делает шкаф не только выразительным и броским, но и позволяет гармонично вписаться в современный минималистический интерьер.

Для современного стиля характерны прямые линии и незамысловатые формы. Для шкафа в таком стиле также выбрали простое сочетание цвета — черный и цвет натурального дерева

Линейный шкаф с фасадами цвета венге в интерьере мужской спальни

История

Сундук в церкви Святого Бавона в Харлеме (Нидерланды)

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.

Само слово сундук (сандуқ, ср. араб. صندوق‎: коробка) упоминает тимуридский поэт Алишер Навои в значении ларца для хранения драгоценностей.

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, на Центральной, Восточной Украине и на Волыни — растительным.

Примечания

  1. . — Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Проверено 29 сентября 2013.

  2. Мебель в БСЭ 3-го выпуска. // Большая советская энциклопедия :
    / гл. ред. А. М. Прохоров
    . — 3-е изд. — М
    . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль
    М. О. Вольфа
    , 1880-1882.

  4. С. К. Жегалова.
    . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. — Коробьи, удешевление сундуков. Проверено 29 сентября 2013.

  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль
    . — 2-е изд. — СПб.
    : Типография М. О. Вольфа
    , 1880-1882.

Свои легенды

Однако далеко не у каждой семьи есть легенда, тогда почему бы ее не создать самим? Легендарные вещи мастерит Чингис Дугарон – вот уже несколько лет подряд он возрождает традиции – изготавливает те самые, «старинные сундуки». 

Все началось совершенно случайно: знакомые Чингиса купили станок и попросили друга научить их сотрудника на нем работать. 

Фото: pixabay.com

— Раз уж был доступ к оборудованию, я попросила мужа сделать нам домой сундук с красивой резьбой, — вспоминает жена Чингиса, Елена, — Он согласился и когда принес готовую вещь, мы поняли: это можно и продавать.

Ради интереса супруги разместили фотографию вещицы в интернете и неожиданно получили много хороших откликов, а главное появились покупатели! 

— Дело в том, что по образованию супруг – инженер-системотехник, он отлично разбирается в различных программах, — рассказывает Елена Дугарон, — А еще в роду у него были мастера по работе с деревом и орнаментом. Все удачно слилось в одном человеке.

Тем временем сама Елена решила стать личным пиар-менеджером мужа. Проведя небольшую исследовательскую работу, девушка поняла, что производство сундуков можно встретить только в деревнях, да и то в индивидуальном порядке. То есть мастера работают от случая к случаю и больше для души. Отчасти потому на выставках, которые устраивают наши герои, всегда много людей. 

Отчасти из-за такой ностальгии, отчасти – из-за красивого и необычного исполнения, желающих приобрести сундук в Бурятии сегодня немало. Это и предприниматели, мечтающие необычно украсить интерьер своего заведения, и, конечно же, иностранцы, покупающие сундук в качестве сувенира, и просто ценители традиционных вещей. Но, что интересно, чаще за сундуками выстраиваются очереди из женщин, мечтающих… выдать своих дочерей замуж по всем канонам. 

Так, представительницы современного поколения становятся теми самыми легендарными бабушками для будущих внуков. У которых будет свой фамильный сундук. И надеемся, его уже никто не потеряет. 

Подготовила Зоя Степанова

фото превью: Вадим Жолобов russianstock. ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: