«потаённые суда»: как начиналась история подводного флота россии

Особенность книг боевой фантастики в жанре попаданцев

Подобные книги, как мы и говорили, отличаются исключительным стремлением к боевым действиям. Главный герой не попадает в мир, чтобы стать там прославленным ремесленником или гением медицины. Он приходит воевать, превозмогать и побеждать. Это жанр мы любим за то, что он позволяет немного пофантазировать и представить себя на месте героев, будто и мы могли бы попасть в другой мир, став миссией и завоевав всеобщую любовь. 

Герои в большинстве случаев позитивны и целеустремлённы. У них нет времени на то, чтобы распускать нюни или пить пиво по вечерам — они стремятся чего-то достичь. Попаданчество — это феномен мечты, которая оформлена в книжном переплёте. У героев всё получается и им всегда везёт. 

Но в этом же и кроется минус жанра. Авторы не хотят делать своих генов слабыми, хотя бы где-то, потому что тогда это перестанет быть мечтой и станет похоже на обычную жизнь в другом мире. С кучей проблем, ипотек и кредитов, которые так и норовят отдалить нас от мечты.

Эти книги нужно читать, чтобы помечтать, пожить в перерывах между работой. Поэтому не стоит ждать от них грандиозных задумок, перепитий сюжетных линий и глубоких мыслей. Про попаданцев пишут обычные люди для людей.

История изобретения

Трудно сказать, в каком году китайцы изобрели порох, но существуют сведения о том, что уже в шестом веке китайцы имели представление о смеси нескольких компонентов, которая горит ярким пламенем.

Пальма первенства в изобретении пороха по праву принадлежит монахам даосистских храмов. Среди них было очень много алхимиков, которые постоянно проводили эксперименты по созданию эликсира бессмертия. Они соединяли различные вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию. Некоторые китайские императоры находились в тяжелой зависимости от этих снадобий, они мечтали получить вечную жизнь и не гнушались употреблением опасных смесей. В середине девятого века один из монахов написал трактат, в котором описывал практически все известные эликсиры и способы их применения. Но не это было самым важным — в нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир, который внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им неимоверную боль. Погасить пламя не удалось, и за несколько минут сгорел целый дом. Именно эти данные могут поставить жирную точку в споре о том, в каком году изобрели порох и где.

Хотя вплоть до десятого-одиннадцатого века порох в Китае не производили массово. К началу двенадцатого века появилось несколько китайских научных трактатов с подробным описанием компонентов пороха и необходимую для горения концентрацию. Стоит уточнить, что когда изобрели порох, он был горючим веществом и не мог взрываться.

Виды подводных лодок ВМФ СССР и России

Подводная лодка «Наутилус»

Атомные подводные лодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) имеют ядерную силовую установку для движения. Этот тип подводных лодок имеет широкую сферу применения, они могут использоваться как для поражения кораблей, так и для уничтожения военных баз, портов и других стратегически важных объектов противника. На данный момент АПЛ это самый распространенный тип субмарин. Первая атомная подводная лодка «Наутилус» была создана в США, 14 июня 1952 года конструктором Хайманом Риковером, которого на западе иногда называют «отцом атомного флота». Ее создание стало большим прорывом в мореплавании, так как теперь судна имели почти неограниченную дальность передвижения. Стоит отметить, что «Наутилус» стал первым судном, которому удалось посетить северный полюс.

Инициатором появления первой русской атомной подводной лодки стал А. П. Александров, который 19 августа 1952 года написал письмо И. Курчатову с предложением создать судно этого типа. Первой русской атомной подлодкой стала К-3 «Ленинский комсомол», технической частью ее создания руководили конструкторы Н. А. Доллежаль и В. Н. Перегудов, а общее руководство осуществлял академик А. П. Александров. Завершили ее строительство 4 июля 1958 года, тогда она впервые дала ход под атомной силовой установкой. Так как при ее создании делали упор именно на скорость подводного хода, то получилась она даже быстрее «Наутилуса», показав ход в 28 узлов даже при неполной мощности реакторов.

Дизельные подводные лодки

Дизельная подводная лодка — это лодка, оснащенная дизельным двигателем для надводного передвижения и электромоторами для передвижения под водой, такие лодки еще часто называют дизель-электрическими (ДЭПЛ). С 1910 до 1955 года почти все подлодки были дизель-электрическими, потому что такая система позволяла достичь наибольшей автономности плавания, а также такие судна были более безопасными, ведь исключался риск взрыва, который был на лодках с бензиновыми двигателями. Зачастую основным назначением таких лодок является защита атомных подводных лодок при выходе в открытый океан, дело в том, что атомные подлодки очень подвержены атаке многоцелевых подлодок.

Дизель-электрическая подводная лодка Палтус

Появление таких подводных лодок было очень важно, ведь до них в основном использовались аппараты на мускульной тяге экипажа, на передвижение которых уходило много сил и уплыть на них далеко вряд ли получилось бы. Да, прежде были лодки еще и бензиновыми и керосиновыми двигателями, но и у них тоже было очень много минусов, но от них помогли избавиться ДЭПЛ

Над созданием подлодок с дизельным двигателем конструкторы начали думать еще с момента появления таких моторов, но идеи не могли были быть воплощены в жизнь из-за ненадежности и громоздкости дизелей того времени. Первые ДЭПЛ начали появляться только к началу Первой мировой войны. В наше время такие подлодки теряют свою популярность из-за появления аналогов имеющих атомную силовую установку, которые превосходят этот тип субмарин почти по всем параметрам.

Виды ядерных подводных лодок

Существует несколько видов атомных подводных лодок:

  1. ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная). Этот класс подлодок характеризуется тем, что основным его достоинством является торпедное оружие. Эти лодки используются для уничтожения вражеских кораблей и подводных лодок путем торпедирования. Примерами такого вооружения СССР являются «627(А) КИТ», «671 ЕРШ», «685 Плавник». В современной России есть такие примеры как «К-123 Марс», «885 Ясень».
  2. ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). ПЛАРК имеет на вооружении крылатые ракеты, которыми бьет по кораблям или береговым объектам. Примером лодок ПЛАРК Советского союза являются лодки серии «651» и «659». На вооружении Российской Федерации имеются такие примеры ПЛАРК как «Орел», «Смоленск», «Омск».
  3. ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Такие субмарины имеют баллистические ракеты для удара по стратегически важным объектам противника. В СССР были такие ПЛАРБ как «658», «658М», «658Т» и т.д., В России есть такие примеры: «995 Борей», «К-223», «К-407».
  4. Атомные специального назначения. У этого типа субмарин есть много специальных задач, зачастую это исследования глубин океана. Примеры в СССР: «658У», «БС-64». Атомные подводные лодки специального назначения в Российской Федерации – «АС-21», «АС-23» и множество других моделей.
  5. АГС (атомные глубоководные станции). Они используются для исследования океана на большой глубине. В Советском Союзе были такие АГС как: «Нельма», «Архипелаг», в современной России используются АГС моделей «Белгород», «10830», «10830К».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983—2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Как работает «Мертвая рука»

Существует две гипотезы относительно принципов работы «Периметра». Согласно первой из них, в период международного обострения, которое теоретически может закончиться ядерной войной, руководитель государства – он же его главнокомандующий – переводит систему в боевой режим. Если до определенного момента «Периметр» не будет опять «выключен», то он инициирует старт командных ракет, которые, в свою очередь, запустят сценарий Третьей мировой войны.

Вторая версия предполагает существование у «Периметра» некого мощного электронного аналитического центра, способного принимать информацию, обрабатывать ее, а затем принимать самостоятельные решения относительно использования ЯО. Кроме того, согласно этой гипотезе система имеет большое количество датчиков, которые собирают и передают информацию в аналитический центр.

Измеряя уровень электромагнитного излучения, радиоактивный фон, сейсмическую активность, фиксируя уровень и интенсивность переговоров на военных частотах, а также анализируя данные от СПНР, система определяет, произошло ли ядерное нападение противника. Также при этом постоянно проверяется наличие связи с высшим руководством страны и командными центрами РВСН. Если данные о массированном ядерном ударе подтверждаются, а связи с руководством нет, то система сама дает команду на использование ядерного оружия.

Подобная гипотеза вызывает массу вопросов и имеет множество противников. Одна из главных функций любых систем применения ядерного оружия – это защита от несанкционированного срабатывания. Поэтому пуски ракет до сих пор осуществляют вручную. Это слишком серьезное дело, и люди здесь компьютерам не слишком доверяют.

Уже упомянутый выше Владимир Ярынич, в интервью журналистам издания Wired рассказал, что система «Периметр» действительно может определить, был ли нанесен удар по территории страны. Затем она пытается связаться с Генеральным штабом и только в случае невозможности сделать это передает право на запуск ядерного оружия любому, кто в тот момент находится рядом в секретном и особо защищенном бункере. То есть окончательное решение принимает все-таки человек…

В годы Холодной войны американцы даже не подозревали о «Периметре», что можно назвать очень странным. Советскому руководству нужно было трубить о существовании подобной системы, ведь одно упоминание о ней послужило бы сдерживанию куда лучше, чем любые новые ракеты или атомоходы-ракетоносцы. Вероятно, военные боялись, что узнав о существовании системы, американцы смогут найти в ней слабое звено. Так или иначе, но первые сведения о «Периметре» стали появляться в западной прессе только после распада СССР.

Появление пороха на Руси

К сожалению, не сохранилось источников, которые пролили бы свет на историю появления пороха на Руси. Самой популярной версией считается заимствование рецепта взрывчатого вещества у византийцев. Так ли оно было на самом деле — неизвестно, но порох на Руси называли «зельем», и он имел консистенцию порошка. Впервые огнестрельное оружие использовали в конце четырнадцатого века во время осады Москвы ханом Тохтамышем. Стоит отметить, что орудия не имели большой поражающей силы. Они использовались для устрашения врага и лошадей, которые от дыма и грохота теряли ориентацию в пространстве, что сеяло панику в рядах нападающих.

К девятнадцатому веку порох получил большое распространение, но его «золотые» годы были еще впереди.

Судно будущего

Первым подводным кораблем России с официально назначенной военной командой была лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского.

Лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского

Ее водоизмещение составляло 360 тонн, длина — 33 метра. Поперечное сечение имело форму треугольника с основанием, равным примерно четырем метрам. Два механических двигателя судна Александровского работали от сжатого воздуха (пневматические машины), размещавшегося в баллонах. Также впервые в мире балластная вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, как это делается и ныне, но, разумеется, на базе новых технических средств. Однако дальнейшее совершенствование подводной лодки Александровского было прекращено, так как правительство опять же прекратило финансирование проекта.

карликовые подводных лодок

решало вопрос о движении подводной лодки под водой.

Век XX открыл новую страницу в истории подводного флота. Уже первая война, во многом давшая толчок техническому прогрессу, подняла отрасль на принципиально новый уровень.

Оставим в стороне и документы, в которых содержатся лишь описания и наброски (автором одного из них, кстати, был Леонардо да Винчи). Учтём также, что в старину не раз удавалось построить аппараты для успешного спуска под воду и возвращения. Однако их нельзя считать прототипами субмарин: ведь лодка должна быть способна ещё и к управляемому плаванию.

Разновидности

Порох уже давно используется не только в военном деле. В свое время успели оценить его пользу и в других областях, в том числе и для охоты. Охотники должны быть отлично знакомы с тем, какие виды пороха использовать, и какой порох лучше для охоты в тех или иных условиях.

Дымный

История пороха началась именно с создания дымного, а остальные виды пороха были изобретены значительно позже.

Вещество имеет зернистую структуру. Размер зерна оказывает влияние на качество смеси, от которого зависит скорость и сила полета пули.

В зависимости от размера фракции смесь получает номер по возрастанию от самого крупного до наиболее мелкого:

  • крупный (0.8 – 1.25 мм);
  • средний (0.6 – 0.75 мм);
  • мелкий (0.4 – 0.6 мм);
  • очень мелкий (0.25 – 0.4 мм).

Для определения качества можно руководствоваться некоторыми характеристиками. Дымный порох должен быть равномерного черного или слегка коричневого цвета, без вкраплений посторонних оттенков. Фракции отличаются полированной поверхностью и отсутствием налета белесого оттенка, посторонних примесей. Если аккуратно раздавить зерно между пальцами, то оно не рассыпается, а лишь раскалывается на несколько отдельных частичек.

Если дымный порох пересыпать, то в процессе он не должен образовывать комков или оставлять пыль. В противном случае его применение может быть опасным для самого охотника: пыль воспламеняется много быстрее основной массы смеси, и может спровоцировать взрыв в стволе ружья, повредив его.

Из плюсов следует отметить:

  • долгое хранение без потери свойств, если соблюдать режим влажности;
  • низкая стоимость по сравнению с другими видами;
  • быстрая воспламеняемость, даже если в патроне слабый капсюль;
  • слабая зависимость от качества пыжей, завальцовки, плотности заряжения;
  • слабая чувствительность к перепадам температурного режима;
  • малое воздействие пороховых газов на ствол.

Разумеется, существуют и минусы:

  • полная потеря свойств при намокании;
  • загрязнение ствола оружия нагаром;
  • густой дым при выстреле;
  • невозможность использования в полуавтоматическом оружии;
  • относительная невысокая скорость полета дроби;
  • сообщает сильную отдачу при выстреле и сопровождает его громким звуком.

Вещество легко воспламеняется, а горение большой массы провоцирует мощный взрыв. По силе воздействия дымный уступает своему бездымному собрату примерно в три раза.

Бездымный

Данная разновидность была изобретена значительно позднее своего старшего «коллеги по оружию». При этом бездымный порох, он же коллоидальный, значительно отличается от дымного своими свойствами, составом и характеристиками, и отличается собственными преимуществами и недостатками использования.

В охотничьей среде принято пользоваться пироксилиновой разновидностью коллоидального вещества. Изредка используется нитроглицериновые разновидности, но они не очень популярны.

Получается бездымный порох в результате обработки пироксилина окислителем на основе спиртоэфирной смеси. В качестве чистого итога формируется однородное вещество, похожее на желе. Полученную смесь подвергают механической обработке, в результате получается зерненая структура вещества.

Цвет может варьироваться от желто-бурого до полностью черного. При этом в рамках одной партии допустим неординарный оттенок смеси. Для получения более однородного цвета применяется процесс графитовки – обработка порошкообразным графитом, что также нивелирует слипаемость зерен.

  • нерастворимость в воде, низкая гигроскопичность;
  • чище и эффективнее дымного аналога;
  • при отсыревании не теряет свойств полностью;
  • при высыхании полностью восстанавливает свойства, возможность просушки при температуре до 34°С;
  • отсутствие дыма при выстреле;
  • относительно негромкий звук выстрела.
  • пары содержат угарный газ, опасный для человека;
  • негативная реакция на колебания температуры;
  • более быстрый износ оружия за счет высокой температуры внутри ствола;
  • необходимость герметичного хранения в определенных условиях, в противном случае происходит выветривание;
  • ограниченный срок хранения;
  • очень высокая температура горения, воспламенение без взрыва – опасность пожаров;
  • нельзя применять в ружьях, паспорт которых запрещает его использование.

Судно будущего

Первым подводным кораблем России с официально назначенной военной командой была лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского.

Лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского

Ее водоизмещение составляло 360 тонн, длина — 33 метра. Поперечное сечение имело форму треугольника с основанием, равным примерно четырем метрам. Два механических двигателя судна Александровского работали от сжатого воздуха (пневматические машины), размещавшегося в баллонах. Также впервые в мире балластная вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, как это делается и ныне, но, разумеется, на базе новых технических средств. Однако дальнейшее совершенствование подводной лодки Александровского было прекращено, так как правительство опять же прекратило финансирование проекта.

Развитие подводного кораблестроения в Российской империи продолжалось на энтузиазме русских изобретателей. Большой вклад в это дело внес русский инженер С. К. Джевецкий — создатель первых боевых, «карликовых», подводных лодок (1879 г.). На его лодках более поздней постройки впервые в истории применялись электродвигатели, питавшиеся от аккумуляторной батареи (1884 — 1886 гг.), а регенерация воздуха осуществлялась путем его прокачки насосом через специальный раствор

Важно отметить, что применение электромоторов и электрических аккумуляторов на лодках Джевецкого

карликовые подводных лодок

решало вопрос о движении подводной лодки под водой.

Век XX открыл новую страницу в истории подводного флота. Уже первая война, во многом давшая толчок техническому прогрессу, подняла отрасль на принципиально новый уровень.

Как называется технология при помощи которой можно передавать информацию?

Столетия назад люди поняли, что ЕГО можно использовать для передачи информации. Примитивный способ работал только на расстоянии прямой видимости. Осознание того, что ОН — самое быстрое, что известно во Вселенной, позволило передать ЕГО на тысячи километров, и далеко не по прямой траектории, за доли секунды. Современная технология передачи данных запирает ЕГО внутри, используя многократное преломление. Назовите эту технологию.

Варианты ответа:

  • Волоконно-оптическая связь
  • GPS
  • Витая пара (Ethernet)
  • Телефонная связь

Кулответ нашёл правильный ответ: Волоконно-оптическая связь

Объектный поход — Руслан Ароматов. Удачное попадание в запросы читателей

Атмосфера — главное достоинство книги. Автор не претендует на звание лучшего фантаста, но подошёл к созданию своего детища с душой. Это чувствуется, когда главный герой ассоциирует движение по жизни с восхождением на гору — Руслан явно занимается альпинизмом. 

Ароматов, как ребёнок, который узнаёт что-то новое — сразу же восторженно делиться этим со своими читателями. Автор восторженно рассказывает о подземельях гномов, их величественных городах — создаётся ощущение присутствие внутри мира. Главный герой смешной и целеустремлённый. Он нравится девушкам, людям, которые его встречают — понравится и читателю. Автор не делает из героя миссию и «супер крутого» героя, на которого все смотрят с воздыханием. 

Дэн случайно окажется в магическом мире, но основная особенность его приключений в красочной наполненности. Он как будто путешествует по миру, людям и магическим нишам, рассказывая нам о своём трипе. Это подкупает.

Руслан Ароматов — цикл «Объектный поход.

Интересная магия, которая построена по принципу «заклинание — программа». А главный герой во всём действии, как творец, который стремится к творчеству и красоте. Вот он создаёт новое заклинание, которое выбивается из общих законов, вот идёт изучать фехтование, но как будто из эстетичного интереса.

Читатель сможет найти много связей со своей жизни: о том, как преодолевать трудности, о постоянном стремлении к познанию. 

После порядочного времени, проведённого с героем, автор наигрался и начал создавать полноценную картину мира. Теперь мы видим интересные идеи о мироустройстве, войне вселенных и рас. 

Ещё одна особенность: книги жанра фантастических попаданцев чаще всего изобилуют невероятными магами, которым никто не помеха и море по колено. Автор придумал своего рода режим запрета заклинаний, который уравнивает их с обычными людьми в определённом пространстве. В этой, казалось бы, мелочи проявляется весь стиль автора, его точность в мелочах и уравновешивании сил его мира.

Какой порядок в серии «Объектный поход»

  1. 1. Объектный поход (2007)
  2. 1.1 Необъявленная перемена (2007)
  3. 2. Точка сборки (2008)

Обязательно к прочтению, потому что автор отвечает всем критериям выбор автор-попаданца: вас погружает в сюжет, читается легко и персонаж эмоции.

Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”

Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.

На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.

Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 – начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.

Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.

Основные задачи

Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие. Организационно подводные силы состоят из отдельных соединений, которые подчинены командующим (командирам) объединениями подводных лодок и командующим объединениями разнородных сил флотов.

В отличие от других родов сил ВМФ подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника.

Также подводные силы как составная часть ВМФ выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане: сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, на дне и в недрах; реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах; защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов; защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований; защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана государственной границы Российской Федерации на море.

Порох в Европе: кто изобрел?

Долгое время виновником появления пороха в Европе считался Роджер Бэкон. В середине тринадцатого века он стал первым европейцем, описавшем в книге все рецепты изготовления пороха. Но книга была зашифрована, и воспользоваться ею не представлялось возможным. Если вы хотите знать, кто изобрел порох в Европе, то ответом на ваш вопрос будет история Бертольда Шварца.

Он являлся монахом и занимался алхимией на благо своего Ордена францисканцев. В начале четырнадцатого века он работал над определением пропорций вещества из угля, серы и селитры. После долгих опытов ему удалось растереть в ступке нужные компоненты в пропорции, достаточной для взрыва. Взрывная волна чуть не отправила монаха на тот свет. Но его изобретение положило начало новой эры в Европе — эры огнестрельного оружия.

Первую модель «стреляющей ступки» разработал все тот же Шварц, за что и был посажен в тюрьму в целях неразглашения тайны. Но монаха выкрали и тайно перевезли в Германию, где он продолжил свои опыты по усовершенствованию огнестрельного оружия. Чем закончил свою жизнь пытливый монах, до сих пор неизвестно. По одной из версий, он был взорван на бочке с порохом, по другой, благополучно умер в весьма преклонном возрасте. Как бы то ни было, но порох подарил европейцам большие возможности, которыми они не преминули воспользоваться.

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Подводные лодки Первой мировой войны

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: