Mq-1 predator

За рулем

Удаленная пилотная станция беспилотника «Хищник»

По данным Министерства обороны США, «Хищник — это система, а не просто самолет». Это из-за уникального способа развертывания и управления Хищниками.

Полностью операционная система состоит из четыре хищника (с датчиками), наземная станция управления (GCS), в котором размещаются пилоты и операторы датчиков, а также Predator первичная спутниковая связь коммуникационный пакет.

На земле есть технический персонал и вспомогательный персонал, обычно связанные с самолетами. Все шоу занимает около 82 человек, чтобы успешно работать. Эта полностью интегрированная команда способна использовать четыре самолета для круглосуточного наблюдения в радиусе 400 морских миль от наземной станции управления.

Хищник может работать автономно, выполняя простые задачи, такие как разведка в программе, или он может работать под управлением команды. Экипаж одного беспилотника Predator состоит из одного пилота и двух операторов датчиков. Пилот управляет самолетом, используя стандартную палку и соответствующие средства управления, которые передают команды через Линия передачи данных C-Band, Когда операции выходят за пределы диапазона C, Ku-Band спутниковая связь используется для передачи команд и ответов между спутником и самолетом. На борту воздушного судна принимаются заказы через спутниковую систему передачи данных L-3 Com. Пилоты и экипажи используют изображения и радары, полученные с самолета, для принятия решений об управлении самолетом.

Авиаторы-хищники описали пилотирование самолета как полета самолета, глядя через соломинку. Это довольно сильно отличается от вождения обычного самолета из кабины. Пилотам-хищникам приходится полагаться на бортовые камеры, чтобы видеть, что происходит вокруг самолета. Для экипажа это компромисс между недостатком ограниченной видимости и определенным плюсом личной безопасности.

Авиаторы-хищники описали пилотирование самолета как полета самолета, глядя через соломинку.

Вооруженные версии

Программный офис USAID BIG SAFARI 21 июня 2000 года приступил к разработке вариантов вооружения беспилотника. В итоге БПЛА получил усиленные крылья и пилоны для установки боеприпасов, а также лазерный целеуказатель. 16 февраля 2001 года RQ-1 провел первый запуск управляемой противотанковой ракеты AGM-114C Hellfire. Снаряд успешно поразил танкововую мишень. Позже в серии испытаний 21 февраля 2001 года, Хищник выпустил три ракеты Hellfire, попав в башню неподвижного танка всеми тремя ракетами. После февральских тестов перешли к более сложным испытаниям, симулирующим поражение движущихся целей с больших высот более продвинутой версией УР AGM-114K. В итоге модификацию приняли на вооружение, а «Хищники» получили новое обозначение MQ-1A. Поскольку этот БПЛА относительно тихий, а ракеты Hellfire сверхзвуковые, то он способен поразить цель ранее, чем она заметит его.

Конструкция БПЛА

MQ-9 Reaper представляет собой летательный аппарат, построенный с использованием нормальной аэродинамической схемы. Крыло прямое (то есть с нулевой стреловидностью), большой длины. На модификации MQ-9 Reaper ER Long Wing имеются законцовки крыльев, благодаря которым достигнуто некоторое улучшение основных аэродинамических характеристик.

Визуально «Жнец» отличается от своего предшественника, БПЛА MQ-1 Predator, не только увеличенными размерами, но и формой хвостового оперения. Два киля, использующиеся также в качестве стабилизаторов, расположены в форме буквы V – у «Хищника» они были направлены вниз. Компоновка основного вертикального стабилизатора с установленным на нем рулем направления сохранена в прежнем варианте.

Двигатель TPE 331-10, устанавливающийся на дрон MQ-9 Reaper.

В качестве силовой установки используется турбовинтовой двигатель Honeywell TPE 331-10, мощность которого составляет 700 киловатт (940 лошадиных сил). На ранних экспериментальных модификациях устанавливались и другие моторы.

Шасси «Жнеца» – трехстоечное, с одной передней и двумя задними опорами. Тормозными системами оснащены все три стойки.

При создании MQ-9 широко использовались отдельные элементы и целые узлы, применявшиеся ранее на других летательных аппаратах. Такой подход упростил проектирование и последующую «доводку» беспилотника.

Потери MQ-1 Predator

К 16 марта 2009 г., по заявлению американских военных, было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, причем четыре из них были сбиты, одиннадцать потеряны в ходе войны, пятьдесят пять потеряны в результате ошибки пилота, отказа оборудования и по иным причинам.

По другим данным, начиная с 1997 г. до 18 января 2010 г., ВВС США утратили 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

Инцидент с перехватом видеопотока

В Ираке в конце 2008 года у захваченного боевика изъяли ноутбук, на котором было перехваченное видео с беспилотного самолета. Объем изъятых у боевиков видеоматериалов на 2009 год насчитывал несколько суток. Причем для видеоперехвата применяли программу российской компании SkySoftware – SkyGrabber (данные, передаваемые с «Хищника», были уязвимыми).

Со временем стало известно, что видеосигнал с американского БПЛА ретранслировался коммуникационным спутником без всякой защиты или иного шифрования. Благодаря этому можно было «читать» этот «открытый» сигнал простыми коммерческими программами, как SkyGrabber.

Данная уязвимость, по утверждению представителей Пентагона, была известна еще в период войны НАТО в Югославии. Но в связи с экономией средств и заниженной оценкой подготовки боевиков она не была устранена. Также они заявили, что перехват сигнала не мог сказаться не безопасности управления самолетом. Немного спустя поступила официальная информация о том, что работы по устранению этой уязвимости активно ведутся.

MQ-1 Predator использовался в разведывательных операциях в Юго-Восточной Азии, на Балканах и Ближнем Востоке. По сей день MQ-1 Predator применяется в боевых действиях в Афганистане и Ираке. Интересно, что в Казахстане компания «Казахстан Инжиниринг» в конце 2014 года собиралась приступить к сборке Predator XP.

Подключение и настройка

Датчик газа MQ9 подключается к управляющей электронике по 5 проводам. Для подключения используются два трёхпроводных шлейфа. Для быстрого подключения модуля к Iskra JS или Arduino используйте Troyka Shield.
С Troyka Slot Shield можно обойтись без лишних проводов.

Пример программы для Arduino

mq9Heater.ino
// библиотека для работы с датчиками MQ (Troyka-модуль)
#include <TroykaMQ.h>
 
// имя для пина, к которому подключен датчик
#define PIN_MQ9         A0
// имя для пина, к которому подключен нагреватель датчика
#define PIN_MQ9_HEATER  13
 
// создаём объект для работы с датчиком
// и передаём ему номер пина выходного сигнала и нагревателя
MQ9 mq9(PIN_MQ9, PIN_MQ9_HEATER);
 
void setup()
{
  // открываем последовательный порт
  Serial.begin(9600);
  // запускаем термоцикл
  // в течении 60 секунд на нагревательный элемент подаётся 5 вольт
  // в течении 90 секунд — 1,5 вольта
  mq9.cycleHeat();
}
 
void loop()
{
  // если прошёл интервал нагрева датчика
  // и калибровка не была совершена
  if (!mq9.isCalibrated() && mq9.atHeatCycleEnd()) {
    // выполняем калибровку датчика на чистом воздухе
    mq9.calibrate();
    // выводим сопротивление датчика в чистом воздухе (Ro) в serial-порт
    Serial.print("Ro = ");
    Serial.println(mq9.getRo());
    // запускаем термоцикл
    mq9.cycleHeat();
  }
  // если прошёл интевал нагрева датчика
  // и калибровка была совершена
  if (mq9.isCalibrated() && mq9.atHeatCycleEnd()) {
    // выводим отношения текущего сопротивление датчика
    // к сопротивлению датчика в чистом воздухе (Rs/Ro)
    Serial.print("Ratio: ");
    Serial.print(mq9.readRatio());
    // выводим значения газов в ppm
    Serial.print(" LPG: ");
    Serial.print(mq9.readLPG());
    Serial.print(" ppm ");
    Serial.print(" Methane: ");
    Serial.print(mq9.readMethane());
    Serial.print(" ppm ");
    Serial.print(" CarbonMonoxide: ");
    Serial.print(mq9.readCarbonMonoxide());
    Serial.println(" ppm ");
    delay(100);
    // запускаем термоцикл
    mq9.cycleHeat();
  }
}

«Вади» Израиля против «Силиконовой долины» США

Начинка IAI Eitan разработана в технопарках Большого Тель-Авива: от Герцлии до Ришон Ле-Циона. По аналогии с США, их называют «Кремниевые вади» – так зовут сухие речные долины на Ближнем Востоке.

iai.co.il
Система связи IAI Eitan поддерживает устойчивый контакт с оператором на дистанции до 250 километров.

Израильский дрон IAI Eitan оборудован электрооптикой дневного и ночного видения с лазерным целеуказателем. Разведсистема AMPS, известная как «Мигдаль Эш», или «Огненная башня», собирает данные с разных датчиков в «объёмную» 3D картинку, которая мгновенно «летит» в центр управления. Также дрон оснащён радиолокатором, который обнаруживает цели в радиусе 300 километров и комплексом радиоэлектронной борьбы.

«Звёздно-полосатый» «Жнец» тоже активно использует спутники. Рабочая станция «американца» Block 50 GCS оснащена своими новинками. Это и многоканальная система связи Multi-Level Secure Integrated Communication System (MLS ICS), и двойные радиостанции ARC-210 на кончике крыльев. Их «фишка» –  работа в связке сразу с несколькими командными центрами на земле и в воздухе.

af.mil
MQ-9 Reaper собирает информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52.

«Собирает» «Жнец» информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52. Он включает цветную либо монохромную камеру дневного видения, камеру с лазерным дальномером и целеуказателем, а также инфракрасную камеру для темноты и плохой видимости. Радиолокатор американского дрона с Lynx Block 20A способен выдать картинку качеством в 1080 пикселей. Правда, с оговоркой – такое высокое разрешение доступно лишь в радиусе до 100 км. И это заметно ниже, чем у израильтянина.

Система корректирования огня у MQ-9 Reaper обладает весомым преимуществом – индикатор наземного движения настолько «глазастый», что легко «разглядывает» даже мелочи. И тогда в дело готовы вступить главные козыри любого ударного беспилотника – бомбы и ракеты. Чем ещё способен удивить «Жнец» своих врагов?

Инцидент с перехватом видеопотока[править]

Оператор БПЛА на авиабазе Балад (лагерь «Анаконда»), Ирак, 20 апреля 2005 г.

В конце 2008 годa в Ираке, у захваченного боевика был изъят ноутбук с перехваченным видео с беспилотного самолёта. В 2009 году объём изъятых у боевиков перехваченных видеозаписей составил несколько суток. Для видеоперехвата использовалась программа SkyGrabber российской компании SkySoftware (уязвимости были подвержены данные, передаваемые с «Predator»).

Позднее выяснилось что видеосигнал с американского БПЛА, (в отличие от сигнала управления) ретранслировался коммуникационным спутником без какого либо шифрования или иной защиты. Что позволяло «читать» данный «открытый» сигнал обычными, коммерческими программными продуктами как SkyGrabber.

По утверждению представителей Пентагона, данная уязвимость была известна со времен Войны НАТО в Югославии. Однако она не была устранена в связи с заниженной оценкой технической подготовки боевиков и экономией средств, а также они заверили что перехват видеосигнала, никак не мог отразиться на безопасности управления БПЛА. Впоследствии военные заявили, что работы по устранению данной уязвимости уже ведутся.

Что ждет БПЛА?

Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.

Одним из таких направлений (Optionally Piloted Vehicles) является создание комбинированных аппаратов, которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.

Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.

Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.

Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Также сейчас проводятся работы над возможностью дозаправки БПЛА в воздухе.

Беспилотники армии россии

Конечно самым известным беспилотником эпохи СССР является советский многоразовой орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», совершивший беспилотный полет и посадку. Но этот беспилотник, давно затерялся во времени, и современное Российское авиастроение БПЛА ориентируется сейчас на передовой западный опыт.

Беспилотники всегда позиционировались как изделия двойного назначения, поэтому, в отсутствии российских производителей, особо серьезно стоит вопрос приобретения предприятиями нашей страны высокотехнологичных компонентов из западных стран, особенно в условиях постоянных санкций.

Для решения вопроса вооружения армии современной техникой, в 2009 году Россия заключила с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) контракт на покупку беспилотных летательных аппаратов. А для уменьшения отставания в производстве беспилотной техники, в 2022 году российская компания «Оборонпром», входящая в состав госкорпорации «Ростехнологии», подписала с той же израильской компанией IAI контракт, по которому в России будет создано совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов.

БПЛА «Форпост» аналог Израильского дрона SearcherБПЛА «Орлан-10»

В Российской армии разнообразен ассортимент беспилотных аппаратов малого веса, применяемых для сбора разведывательных данных на местности.

Первенцем был БПЛА «Застава» – прототип БПЛА IAI Bird Eye 400 израильского производства – спроектированный на ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Конструкция устройства была адаптирована под выполнение военных задач и оптимизирована в техническом плане, что обеспечило устройству высокие эксплуатационные характеристики.

Силовую часть БПЛА «Застава» представляет электрический двигатель, который способен поддерживать полёт устройства до одного часа, при этом, максимальная скорость перемещения составляет 100 кмч.

БПЛА «Застава»

Российский многофункциональный БПЛА модели «Гранат-4» обладает компактной конструкцией фюзеляжа. При длине в 2 метра 60 сантиметров, размахе крыльев 3 метра 20 сантиметров, при массе в 30 килограмм, модель очень простота в эксплуатации.

Лётно-технические характеристики БПЛА «Гранат-4»

  • Длина: 2,6 м.;
  • Размах крыльев: 3,2 м.;
  • Высота: 0,45 м.;
  • Максимальная взлётная масса: 30 кг.;
  • Крейсерская скорость полёта: 90 кмч.;
  • Максимальная скорость полёта: 140 кмч.;
  • Максимальная дальность полёта: 100 км.;
  • Максимальная высота полёта: 4000 м.;
  • Тип авиадвигателя: поршневой;
  • Силовая установка: неизвестно;
  • Мощность: неизвестно.

БПЛА «Гранат-4»

С начала 2022 года отмечается использование в Сирии семидесяти российских беспилотных летательных аппаратов, в числе которых:

БПЛА «Форпост», БПЛА «Орлан» 10, БПЛА «Элерон-3», БПЛА «Пчела-1Т»,

БПЛА «Дозор-100», БПЛА «Орион».

Лётно-технические характеристики БПЛА «Дозор-100»

  • Размах крыла, м 5.40
  • Длина, м 3.00
  • Высота, м 1.10
  • Масса, кг
    • максимальная взлетная 95
    • топлива 24
  • Тип двигателя 1 ПД 3W210
  • Мощность, л.с. 1 х 21
  • Крейсерская скорость, км/ч 120-150
  • Практическая дальность, км 1200
  • Продолжительность полета, ч

БПЛА «Дозор-100», производства АО «Кронштадт»

Лётно-технические характеристики БПЛА «Орион»

  • Размах крыльев – 16 метров,
  • длина аппарата – 8 метров,
  • взлетная масса – 1000 кг,
  • максимальная масса полезной нагрузки – 200 кг,
  • продолжительность непрерывного полета – не менее 24 часов,
  • может подниматься на высоту 7500 метров.

БПЛА «Орион», производства АО «Кронштадт»

«ВРТ-300» – российский многоцелевой беспилотный летательный аппарат двойного назначения, разработанный холдингом «Вертолёты России». Беспилотник первые был представлен на «МАКС-2022». Несмотря на высокотехнологичность этот летательный аппарат оказался недорогим. Планируется запуск серийного производства для активного применения дрона в гражданских сферах.

Лётно-технические характеристики БПЛА «ВРТ-300»

  • Длина: неизвестно;
  • Диаметр несущего винта: неизвестно;
  • Высота: неизвестно;
  • Максимальная взлётная масса: неизвестно;
  • Крейсерская скорость полёта: 120 кмч.;
  • Максимальная скорость полёта: 180 кмч.;
  • Максимальная дальность полёта: 150 км.;
  • Максимальная высота полёта: 2100 м.;
  • Тип авиадвигателя: поршневой;
  • Силовая установка: неизвестно;
  • Мощность: неизвестно.

БПЛА «ВРТ-300»

Хотя по своим характеристикам некоторые БПЛА армии России уступают зарубежным аналогам. Развитие отрасли БПЛА в России идет нарастающими темпами. И есть уверенность, что в этой области, как в военной авиации, ракетостроении, танкостроении, Россия будет на первом месте.

Все фотографии к обзору взяты из открытых интернет-источников.

Чем же бомбить?

Так какие бомбы и ракеты для легких БПЛА можно ожидать в ближайшее время? Фирма Raytheon разрабатывает малые тактические боеприпасы STM (Small Tactical Munition) для легких беспилотников. На сегодня самая продвинутая бомба Pyros имеет вес 5,9 кг, длину 55 cм и специальный боевой элемент весом 2,3 кг, разлет осколков которого лимитирован, чтобы уменьшить потери среди мирных жителей. Фирма Lockheed-Martin работает над легкой управляемой бомбой Scorpion с ракетным двигателем. Бомба весит 15,8 кг, ее БЧ — около 8 кг. Длина бомбы — 0,54 м, диаметр — 100 мм. Крыло, которое имеет Scorpion, позволяет планировать дальность до 18,5 км. На бомбе на выбор можно устанавливать лазерную полуактивную ГСН, а также ГСН ИК- и миллиметрового РЛ-диапазона. Точность бомбы — 1 м, что позволяет «работать» по одиночным целям.

Невероятно легки и чрезвычайно опасны LMM (Thales). Ракета оснащена двухступенчатым твердотопливным двигателем, использует лазерное наведение, подрывается от лазерного неконтактного взрывателя. Ракета разрабатывается в четыре этапа и сейчас находится на втором. Ассоциация Армии США на своей выставке в октябре 2014 года демонстрировала БПЛА Shadow-200 с двумя ракетами LMM под крыльями.

Американское подразделение французской фирмы МВDА ведет разработку управляемой бомбы SABER (Small Air Bomb Extended Range) с крылом конструкции Diamond Back, хорошо адаптированную к возможностям легких БПЛА. Вес бомбы — 13,6 кг, без твердотопливного двигателя — 4,5. Боевая часть двойного действия: осколочно-фугасного и кумулятивного с формированием ударного ядра для поражения бронированных целей. Концепция бомбы SABER демонстрировалась в 2010 году на авиашоу в Фарнборо.

Viper Strike (Northrop Grumman). Бомба весом 18 кг имеет высокоэффективную килограммовую БЧ длиной около 1 м, размах крыла 0,9 м, калибр 140 мм, дальность сброса около 10 км. Использует инерциально-спутниковое наведение, а вблизи цели переходит на наведение от лазерной ГСН. В 2007 году GBU-44/B Viper Strike была впервые использована в боевых условиях. Бомбу сбросили с БПЛА MQ-5A Hunter. Она поразила двух диверсантов, минировавших дорогу.

Фирма Northrop Grumman разработала высокоточную управляемую бомбу Viper Strike и провела ряд ее успешных пусков с легких беспилотных вертолетов. Концерн Thales на базе своей легкой ракеты LMM (Lightwight Multirole Missile) разрабатывает управляемую бомбу FFLMM (Free Fall LMM) весом 6 кг. С ракеты LMM был снят двигатель, в боеприпасе размещен блок инерциально-спутниковой системы наведения, а система наведения по лазерному лучу «родной» ракеты была заменена на систему лазерного полуактивного наведения. Бомба может, как, впрочем, и ракета LMM, применяться с различных легких БПЛА, включая беспилотные вертолеты. Компания Textron Systems (США) по программе универсальных боеприпасов для легких БПЛА CSS (Common Smart Submunition) создала суббоеприпас весом 4 кг и размером с банку из-под кофе для поражения бронетехники сверху.

CSS (Textron Systems). В автономном полете боеприпас парашютирует, вращаясь наподобие кленового листа за счет выдвинутого в поток несимметричного крылышка, что позволяет миниатюрному ИК-сенсору сканировать поверхность земли, захватывая с высоты 100 м около одного гектара местности. После захвата цели боевая часть подрывается и образованное ударное ядро со скоростью 2,5 км/с поражает цель.

Однороторный дрон – беспилотный вертолет

Однороторные дроны очень похожи по конструкции и на настоящие вертолеты. В отличие от многороторного дрона, у одноготорного дрона есть один большой ведущий винт плюс небольшой по размеру винт на хвосте, чтобы контролировать курс. Однороторные дроны гораздо эффективнее, чем многороторные версии. Они имеют более высокое время полета и могут даже приводиться в действие двигателями внутреннего сгорания.

Однороторный дронБеспилотный вертолет компании Airbus VSR700 с дизельным двигателем

Но есть и недостатки у однороторных дронов. Эти машины из-за более сложной конструкции имеют высокую стоимость и эксплуатационные затраты. Также они требуют специальной подготовки персонала для управления. Большие размеры лопастей несущего винта представляют опасность.

Были зафиксированы несчастные случаи нанесения смертельных травм винтом радиоуправляемого вертолета. К примеру, многороторные дроны, ещё никогда не участвовали в смертельных авариях, хотя шрам на теле человека от винта многороторного дрона получить вполне вероятно.

Беспилотный вертолет компании Veronte Helicopter

Им нужно новое оружие

Оказалось, что такого оружия попросту нет. Легко прикинуть, что даже самый тяжелый из легких БПЛА в весовой категории 170−200 кг типа БПЛА Shadow-200 при типичной грузоподъемности в 15−20% от своего взлетного веса в дополнение к обязательному бортовому оборудованию может поднять всего около 30−35 кг вооружения в суммарном исчислении при разном количестве его единиц в составе боекомплекта. Поднять даже один Hellfire уже не получится. Поэтому в нескольких странах, прежде всего в США, военно-промышленные концерны принялись активно работать над созданием сверхлегких боеприпасов.

Тактический беспилотник RQ-7 Shadow легкого класса (взлетная масса — 170 кг) изначально был построен для выполнения разведывательных задач, однако в настоящее время рассматривается как ударная платформа. В частности, он может нести сверхлегкие ракеты LMM.

Легкие вооруженные беспилотники хорошо вписываются в концепцию гибридных войн XXI века, предполагающую использование «групп из малых элементов». Группы (стаи) роботизированных легких беспилотных платформ, объединенных в сетевую структуру с самоорганизацией и самовосстановлением за счет замены вышедшего из строя участника, обеспечивают новое качество в проведении боевых операций, создавая конфигурации в виде «мегасенсора», «мегабоевой части», а еще в виде своеобразного летающего минного поля с задачами не только обнаружения и ведения РЭБ, но и активного нападения на противника. Кроме того, стая с помощью аппаратов, назначенных ею ретрансляторами, может увеличить дальность связи с командным пунктом и собственный радиус действия. «Мегасенсор» с функциями распределенной апертуры из бортовых сенсоров участников группы позволит получить более широкий охват пространства вокруг, что повысит уровень ситуационной осведомленности и обеспечит более точное управление полетом, решение задач прицеливания и пуска оружия.

«Мегабоевая часть» позволит более эффективно решать ударные задачи по выбранной цели для конкретного исполнителя из состава участников группы. Более того, стая в виде «мегабоевой части» может организовать объединенный залп своих АСП по одной цели, выступая в роли коллективного средства нанесения удара.

CH-5, Народно-освободительная армия Китая

CH-5

Линейка беспилотников CaiHong (Радуга) от китайских разработчиков China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) стала очень популярной на рынке вооружений, особенно благодаря пятой модели.

CH-5 был выпущен в первый полет в 2015 году и оказался самым лучшим БПЛА в Китае по таким параметрам как автономность и боевая нагрузка. Этот беспилотник, как пишут в одном из китайских изданий, способен проводить в воздухе до 60 часов и «нести до тонны полезной нагрузки, в одном из вариантов — 24 ракеты». Помимо вооружения, аппарат может нести радиолокационное, разведывательное и другое оборудование в модулях, загружаемых в фюзеляж БПЛА.

  • Двигатель: турбовинтовой WJ-9
  • Скорость: 180–220 км/ч
  • Размах крыльев: 21 м
  • Время полета: 60 ч
  • Высота полета: 10 км
  • Дальность полета: до 600 км
  • Грузоподъемность: 1000 кг

Известно, что над беспилотником этой модели продолжают работать: в новой версии БПЛА сможет проводить в полете до 120 часов, увеличатся и его дальность полета и боевая нагрузка, что делает этот аппарат практически сопоставимым с современными истребителями.

Тактическая единица

MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.

ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).

Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.

Примечания

  1. . rnd.cnews.ru (22 марта 2010). Дата обращения 22 марта 2010.
  2. ↑ Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (671), 2003. стр.41
  3. Происшествия // “Зарубежное военное обозрение”, № 10 (643), 2000. стр.33
  4. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (654), 2001. стр.40
  5. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (659), 2002. стр.39
  6. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (663), 2002. стр.40
  7. Потери авиации коалиционных сил в войне с Ираком по данным зарубежных СМИ // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (673), 2003, стр.24
  8. IRAQI-313. (ар.). وكالة أنباء براثا (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2021.
  9. Елена Плавская. . Известия (9 августа 2019). Дата обращения 17 августа 2021.
  10. The Military Balance 2021, p.41,49,56,57
  11. The Military Balance 2021, p.54
  12. Смирнов, Сергей . Ведомости (17 декабря 2009). Дата обращения 18 декабря 2009.
  13. ↑ (англ.).

Топ-покупатели

Индия

Согласно базе данных о поставках оружия SIPRI и Statista, Индия и Великобритания являются крупнейшими импортерами дронов в мире. Согласно отчету Business Insider, основанному на данных SIPRI, в период с 1985 по 2014 год на Индию приходилось 22,5% импорта дронов. В дополнение к импорту, Индия также имеет местные беспилотные боевые летательные аппараты (UCAV). 16 ноября 2016 года индийский дрон Rustom-II, вооруженный средневысотным и долговечным БПЛА, успешно завершил испытательный полет.

Соединенное Королевство

С 2010 по 2014 год Великобритания была крупнейшим импортером дронов, на долю которого пришлось 33,9% импорта за этот период. Соединенное Королевство производит малые беспилотники MALE и Watchkeeper, которые основаны на импортном беспилотнике Hermes 450 из Израиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: