Великое переселение народов и германцы

Миграции алтайских кочевых племён на юг (III век до н. э. — II век н. э.) и запад (II — VII вв. н. э.)

Степной регион, который простирается на 8000 километров от Венгрии до северо-восточного Китая называют Великой степью.
С возникновением скотоводства эта территория эпизодически становится моноэтнической.

В неолите ее заселяют индоевропейцы (возможно, какой-то единый народ был и до них).
Затем Великая степь становится ареалом Скифо-Сарматского мира (считается индоиранским).
Потом эстафета переходит к тюркским и
монгольским народам
(с эпизодическим участием угорских этносов).

Теперь на этой территории живут венгры, украинцы, русские, калмыки, казахи, алтайцы, монголы.

На рубеже эр по Степи с востока на запад прокатился гуннский вал.
Это произошло сразу после восточногерманских волн с севера на юг Европы.
А третей великой миграцией, которую инициировали предыдущие, было великое расселение славян.

Войны хунну (сюнну) с китайцами и сяньби (III век до н. э. — II век н. э.)

Хунну (сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая.
Языковая принадлежность спорная — есть версии об их
тюркоязычности,
ираноязычности,
родстве с енисейцами
.

В III-II вв. до н. э. племена хунну стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии.
Эти племена вместе с соседними племенами сяньбэй, ди, цянов, цзе
постепенно продвигались с севера на Среднекитайскую равнину — колыбель древних китайцев.

Для защиты от их набегов император Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену (в III веке до нашей эры).

Потом хунну вели активные войны с китайской империей Хань (201 г. до н. э. — примерно 181 год н. э., с перерывами),
в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников.

Однако, они проиграли — в результате этих войн с Китаем и с монгольскими племенами сяньби,
а также междоусобиц и проникновения в их среду китайской культуры Хуннская держава распалась.

Спасаясь, хунны во II веке до нашей эры двинулись на Запад.

Нашествие гуннов на Европу (IV-V века н. э.)

Часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с
уграми,
дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.

[Возможно, от хунну или их тюркской части мадьяры и получили большой пласт тюркской лексики,
а также свой европейский экзоэтноним хунгары и древнерусский — угры.]

Создав крупные военизированные объединения, эти племена начинают свое продвижение в приволжские и донецкие степи.

К IV веку нашей эры гунны подошли к границам Римской Империи.
Они ненадолго захватили значительную территорию в Центральной Европе, вытесняя местные племена и атакуя саму империю.

В своем продвижении эти племена, покоряя народы, часть из них включали в свое войско.
Так, в частности, в свое войско они привлекли воинственные аланские племена. Это еще больше усилило гуннов.
Им удается во второй половине IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым.
Вторжение этих центральноазиатских племен (в основном, тюркских) стало тяжелым испытанием для народов Таврики.

Судя по источникам, гуннские полчища производили страшное впечатление.
Даже внешне они отличались от уже знакомых европейцам тюркских народов.
Эти завоеватели наводили ужас и своей жестокостью.

Кельты (скотты, пикты, бриты и др.)

Кельты принадлежали к группе индоевропейских племен и занимали территории на западе Европы. К ним относились бриты, пикты, скотты и некоторые другие.

Скотты сначала жили на землях современной Ирландии, главным их занятием был морской разбой. В период между 250 г. н.э. и 400 г.н.э. они активно нападали на территории империи, расположенные в Британии, затем отвоевали земли у пиктов.
Пикты жили в Северной Британии. В 297 г.н.э. стали вести активные войны с римлянами, как на суше, так и в море.

Бриты также относились к кельтским племенам, с VI в. они осуществляли набеги на территории империи, которые располагались в Британии, вскоре после этого римляне вывели свои войска с этих земель.

Национальный характер

Оба народа на раннем этапе своей истории столкнулись со смертельной опасностью: германцев пытался поработать Рим, а славяне постоянно терпели набеги кочевников из степей.

У германцев не оставалось места для отступления: окруженные ледяным морем, глухими лесами и воинственными кельтами на западе, германцы вынуждены были или дать отпор, или погибнуть.

И они сумели не только отбросить римские легионы назад, но и провести инверсию доминирования, разрушив римскую цивилизацию и став родоначальниками средневековой Европы, имевшей немного общего с античным миром.

Своеобразный естественный отбор, сделал германцев воинственными, агрессивными, крайне изобретательными технически, при этом они умеют сочетать личный индивидуализм с четким отстаиванием и пониманием общих целей.

Как в позитивном, так и в негативном ключе.

Славянский характер предпочел другой путь, бескрайние просторы, непроходимые леса и болота всегда давали место отступления. От сильного агрессора было проще уйти, чем противостоять ему в чистом поле.

Греки называли славян «спорами» — живущими рассеяно, мелкими группами вдоль рек, делая из жилища два выхода и зарывая в землю нехитрое добро. Грабителям не будет очень прибыльно нападать на такие поселения. А охотников за рабами, как например сарматов царства Фарзоя, останки которых находят даже на широте Москвы, всегда можно встретить в лесной чаще или отсидеться там же, когда силы не равны.

Поэтому максимой славянского характера стало стремление к свободной и уединенной жизни, малыми родовыми группами, которые не привлекут внимания агрессора.

Доверие также может иметь место только для близких родственников, а не для всех соплеменников.

Конечно, ни о каком восстании людей, которые скорее уйдут от опасности и не захотят вместе отстаивать свои интересы не могло быть и речи.

Но при этом, если уж армия славян собралась сама, для грабежа, или их повели в бой варяги или авары – они страшный соперник!

Исключительно умелые воины в обороне и засаде, невероятно хитрые, быстро обучающиеся, тот же Маврикий пишет о них, что выучились воевать лучше самих ромеев!

И при этом, славяне у греков – крайне психологически двойственны, они могут отпустить всех пленников домой, или защищать гостя ценой своей жизни, а могут всех жителей взято города посадить на кол, многие тысячи, безо всякой на то причины.

Здесь кроется самое главное различие! Если германец предсказуем в своем стремлении к цели, расчетлив и смел, то славянин отличается переменчивостью, может придти к цели окольными путями, применив пресловутую «смекалку», может на время отложить свои планы и вообще жить не по расписанию.

Подводя итог, можно сказать, что хотя у нас и общая древняя история и предки, за тысячи лет проживания в разных условиях мы накопили огромное число различий, которые имеют как хорошую, так и плохую сторону и в этой разнице и состоит красота и разнообразие обоих этносов!

Ярость тевтонов

Страх перед тевтонами позднее отметил Корнелий Тацит, особо отметив битву в Тевтобургском лесу в 9 году, которая показала, что германцы способны разбить организованные легионы. На самом деле, римскую армию под командованием Квинтилия Вара разгромили племена херусков под началом Арминия, но в Риме говорили только о тевтонах.

О «тевтонской опасности» писал также Юлий Цезарь и Плиний Старший. Они отмечали, что ударной силой «божественных германцев» были пехотинцы, которые бегали не хуже лошадей. Вооружены они были примитивным оружием, чаще всего копьём – фрамея, а также коротким однолезвийным мечом и топором. Щитом с бронзовым умбоном тевтоны пользовались не только для защиты. Каждый боец также имел по несколько дротиков.

«Они нападают внезапно из леса, — вспоминал Цезарь в «Записках о галльской войне». – Если случается битва в чистом поле, они подносят ко ртам щиты и издают звуки, напоминающее пенье, которое становится громче и злее. Потом стремительно бросаются вперёд. Смешав передние ряды римлян, они также быстро отступают и забрасывают ряды легионеров дротиками. Сразу же среди нас много раненных и убитых. Затем тевтоны снова бросаются в атаку. Они дерутся семьями и родами, когда смерть брата или отца вызывает у них еще большую ярость».

Pax Romana берёт реванш

Хаос оставляет империю, когда в 284 году на престол восходит Диоклетиан, который провёл серьёзные изменения в армии и в управлении государством. К началу 4 столетия сильному правителю удалось восстановить покой на границах Римской империи. С приходом к власти Константина Великого меняется вектор в отношениях с варварами. В любых конфликтах с германцами до времени правления Константина принято было уничтожать или угонять в рабство побеждённые племена. Некоторых всё же переселяли на территории Римской империи, но отношение к таким «живым трофеям» было не лучше, чем к домашнему скоту. Так, например, поступили с племенем карпов, которое жило в район Карпат. Его полностью переселили в римские провинции на Балканах. Но после принятия Медиоланского эдикта в 313 году и признания христианства как новой религии отношения к варварам начинает меняться.

В 332 году Константин Великий одолел на поле брани готов и предложил им заключить федеративный договор, согласно которому племя получало денежное довольствие и провиант в обмен на военную службу в римской армии.

Так начинается активная интеграция варварских народов в Pax Romana. Германцы стали проникать на государственные и военные посты в империи. Происходил обмен боевой мощи на блага цивилизации. Такая политика в отношении варваров дала положительные результаты, но и привела к негативным последствиям для существования империи в целом. Наблюдались перегибы в отношении к федератам на местах и злоупотребления местных чиновников властью, которые привели к печально известной битве при Адрианополе в 378 году: она по сути стала началом конца могущества Римской империи.

Вестготы

В 395 году был нарушено мирное соглашение между Римской империей и готами. Это произошло из-за отказа западного императора Флавия Гонория предоставить воинам Алариха I, короля готов, землю и продовольствие в 408 году. Тогда армия готов окружила Рим. В 410 году Аларих со своим войском ворвался в город через Саларианские ворота, открытые им восставшими рабами. За 800 лет это было первое вторжение чужой армии в город. Рим подвергся разграблению в течение трёх дней, но варвары с жителями поступали гуманно. После смерти Алариха вестготы перебрались в Иберию. Там они основали своё государство.

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать. Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны. В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных. До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень. Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.

https://youtube.com/watch?v=0aZ4MEyR0CM

Генетика славян и германцев

Здесь довольно много общего: у славян доминирует гаплотип R1A (более 50% населения), который маркирует индоевропейские племена сатемной (упрощенно «восточной») группы. Этот же тип имеется у германцев в примерно 30% случаев и указывает на происхождение из того же центра, что и славяне.

Помимо этого, среди германцев распространена группа R1B, это типично кельтский генотип, а также скандинавская I1 .

Скандинавская группа малораспостранена где-то еще кроме нордических стран, она результат длительной изоляции, которая привела к мутации породившей эту группу, но её фрагментарно можно найти в местах, где были обширные владения выходцев из Скандинавии: Новгородская область, Киевщина и Крым (потомки готов), Северная Италия (остроготы), Испания (визиготы), Румыния (гепиды).

Кроме того, у германцев отмечен эффект «бутылочного горлышка» — резкая унификация генотипа по отношению к прошлым периодам.

То есть, в какие-то древние времена, для германцев наступили катастрофические события, которые привели к резкому падению численности населения и разнообразия генофонда: голод ли, эпидемия или война.

Но что-то настолько сократило численность германцев, что едва не привело их к гибели.

После чего их потомки несут менее разнообразный генотип, чем было ранее.

Славяне такой практики в прошлом счастливо избежали.

Антропологические точки на черепе человека

Аларих – новый вождь вестготов

Готы избрали своего нового вождя, которым оказался Аларих – самый прославленный воин. Он представлял старинный знатный род Балтов. Под предводительством нового вождя повстанцы решили получить выкуп с Константинополя или разрушить его. Приобретя все, что задумали, следующей целью была избрана Македония, а далее и Греция. Но в ней уцелела только столица – Афины, которая откупилась.

Вестготские воины предстали настолько серьезной силой, что Стилихону пришлось уговаривать Гонория, а также членов сената отдать выкуп Алариху. Речь шла о четырех тысячах фунтов золотом. Кроме того, предполагалось получение передышки для реформирования армии и государственного переустройства, однако Гонорий не мог решиться.

Кельтиберы в повествовательных источниках

Одним из первых в середине V века до н. э. кельтов в Испании упоминал Геродот. По его словам, кельты являлись самым западным народом Европы, живущим по ту сторону Геракловых столбов (Гибралтара) по соседству с кинетами, то есть на территории юго-западной части полуострова.

Центральная Испания и её народы в IV–I веках до н. э.

Однако, возможно, ещё ранее, под именем кепсов и сефов, кельтов помещал на атлантическом побережье неизвестный автор массалиотского или пунийского перипла (описания дальнего морского путешествия), написанного в конце VI века до н. э. Этот текст сохранился в составе поэмы «О морском побережье» позднеантичного поэта Авиена Руфа. Тот же автор в своём тексте упоминает берибраков, народ с названием, несомненно, кельтского происхождения, многочисленный и дикий, питающийся молоком, сыром, прочей очень грубой пищей и кочующий со своими стадами в центральной части страны.

В IV веке до н. э. о кельтах в Испании писал Эфор, согласно которому границы их страны на юге простирались до Гадеса (Кадиса).

Тимей в начале III века до н. э. или, возможно, Полибий в середине II века до н. э. впервые ввёл в оборот имя кельтиберов. Первоначально оно означало кельтов, живших в Иберии, которых греки, а затем римляне, отличали от родственных им кельтских обитателей Галлии и северной части Италии. Со временем имя кельтиберов приобрело также значение народа смешанного происхождения, возникшего вследствие браков между пришлым кельтским и автохтонным иберийским населением. О происхождении кельтиберов Диодор Сицилийский рассказывал следующую историю:

В начале I века до н. э. греческий географ и историк Посидоний ограничивал область обитания кельтиберов с юга горами Сьерра-Морена, а с севера — долиной Эбро, у истоков рек Гвадалквивир, Тахо и Дуэро. Эта область практически полностью совпадает с обширным плоскогорьем Месетой, лежащим в центральной части Испании на территории современных провинций Сория, Сарагоса, Теруэль и Гвадалахара.

Согласно Посидонию, кельтиберы разделялись на несколько племён, наиболее важным из которых были жившие в северо-восточной части плоскогорья ареваки. Их столицей была знаменитая Нуманция. Кроме ареваков, к кельтиберам также относили пелендонов, беллов, титтов и лузонов, городами которых были Билбилис, Контребия Белеска, Нертобрига, Сегеда и Сегобрига. Более поздние авторы иногда относили к их числу также ваккеев из западной части Месеты, чьими городами были Паленция, Арбокала, Интеркация и Кавка.

Охотник с копьём в руке и собакой преследует дикого кабана. Кельтская культовая повозка из Мериды, II–I века до н. э.

Язык кельтиберов, их обычаи и материальная культура отличали их как от иберов, их восточных соседей, так и от других кельтских обитателей Пиренейского полуострова: живших в юго-западной его части лузитанов и населявших северную и северо-западную часть племен галлеков, астуров и кантабров.

ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА В ДРЕВНОСТИ

Германцы как народ сформировались на севере Европы из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии в 1 веке до н.э. Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда они начали продвигаться на юг. При этом они входили в соприкосновение с коренными жителями — кельтами, которых постепенно вытесняли. От южных народов германцы отличались высоким ростом, голубыми глазами, рыжеватым цветом волос, воинственным и предприимчивым характером.

Название «германцы» кельтского происхождения. Римские авторы заимствовали этот термин у кельтов. Сами германцы не имели собственного общего для всех племён названия. Подробное описание их строя и образа жизни дает древнеримский историк Корнелий Тацит в конце I века н.э.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Часть древних германских племен — северные германцы продвигались вдоль океанского побережья на север Скандинавии. Это предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев.

Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна из них — это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, херуски и другие племена.

Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья. Это кимвры, тевтоны, фризы, саксы, англы и др. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Эти группы древнегерманских племен конфликтовали между собой и это приводило к частым распадам и новообразованиям племён и союзов. В III и IV веках н. э. многочисленные отдельные племена объединились в крупные племенные союзы алеманнов, франков, саксов, тюрингов и баварцев.

Главная роль в хозяйственной жизни германских племён этого периода принадлежала скотоводству, которое было особенно развито в районах, изобилующих лугами — Северной Германии, Ютландии, Скандинавии.

У германцев не было сплошных, тесно застроенных деревень. Каждое семейство жило в отдельном хуторе, окруженном лугами и рощами. Родственные семьи составляли отдельную общину (марку) и сообща владели землей. Члены одной или нескольких общин сходились вместе и проводили народные собрания. Тут же они совершали жертвоприношение своим богам, решали вопросы о войне или мире с соседями, разбирали тяжбы, судили уголовные преступления и выбирали предводителей и судей. Юноши, достигшие совершеннолетия, получали в народном собрании оружие, с которым потом уже не расставались.

Как и все необразованные народы, древние германцы вели суровый образ жизни, одевались в звериные кожи, вооружались деревянными щитами, секирами, копьями и палицами, любили войну и охоту, а в мирное время предавались праздности, игре в кости, пирам и попойкам. Еще с древности любимым напитком у них было пиво, которое они варили из ячменя и пшеницы. Игру в кости они любили так сильно, что часто проигрывали не только все имущество, но и собственную свободу.

Забота о домашнем хозяйстве, о полях и стадах оставалась на долю женщин, стариков и рабов. Сравнительно с другими варварскими народами положение женщины у германцев было лучшим и многоженство было у них мало распространено.

Во время битвы женщины находились позади войска, они ухаживали за ранеными, приносили пищу сражающимся и своими похвалами подкрепляли их мужество. Нередко германцев, обращенных в бегство, останавливали крики и упреки их женщин, тогда они вступали в битву с еще большим ожесточением. Больше всего они страшились, чтобы их жены не попали в плен и не стали рабынями у неприятелей.

У древних германцев уже было деление на сословия: благородных (эдшзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги, графы. Предводители во время войн обогащались добычей, окружали себя дружиной из храбрейших людей и с помощью этой дружины приобретали верховную власть в отечестве или завоевывали чужие земли.

У древних германцев развивалось ремесло, в основном — оружие, орудия труда, одежда, утварь. Германцы умели добывать железо, золото, серебро, медь, свинец. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Были развиты выделка кож и обработка дерева, керамика и ткачество.

Демография скифо-сарматского мира (-4 век — +1 век)

Завоевание Скифии сарматами (-III век)

По словам Диодора, сарматы, поселившиеся при реке Танаис, вывезены туда из Мидии (II. 43).
Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам .

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии.
Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли.
В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов.
Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя.
Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию
.
Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства.

В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха.
Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада.
Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов.
Мы узнаём от Страбона названия их племён — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы.
Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты».

Сарматское вторжение и разгром зарубинецкой культуры (I век)

Сарматская экспансия и уничтожение сарматами классической зарубинецкой культуры (сер. I в. н.э.)
привели к миграциям зарубинецкого населения на север и соверо-восток, в результате его сложился ряд локальных культур.
Зарубинецкое население в основной своей массе бежало на восток — население растекается в разные стороны,
спасаясь в Подсенье, на Брянщине, в Посеймье, в верховьях Сулы и Псла, достигает верховьев Дона
и, возможно, даже Самарского Поволжья (Щукин 2005: 68).

Именно разгром сарматами зарубинецкой культуры и «взрыв» последней на огромном расстоянии
от Верх. Поднестровья до Подесенья, верховий Псла и Северского Донца
послужил толчком к миграции балтских племён юхновской и днепро-двинской культур на север и северо-восток,
к верховьям Днепра и Волги, в басс. Зап. Двины, на верхнюю Оку и в зап. часть Волго-Окского междуречья (Щукин 1994: 237).

Основательница курганной теории индоевропейских миграций М. Гимбутас отмечает,
что носители зарубинецких древностей нарушили спокойную жизнь восточных балтов в бассейне Днепра
и заняли земли милоградских племён (невры Геродота), расположенные вдоль Припяти, в верховьях Днепра и его притоков,
а также заселённые носителями культуры гладкой керамики южные территории (Гимбутас 2004: 111).

В результате смешения постзарубинецких групп населения (и, возможно, каких-то сарматов)
с местными древнеевропейскими и балтскими племенами, родилась основа части будущих
восточнославянских племён,
говоривших на языках, весьма похожих на среднеевропейские говоры праславян, мигрировавших на лесную зону Европейской равнины в сер. – 2-й пол. I тыс. н.э.

Однако, не успела лесная часть Восточно-Еропейской равнины насладиться спокойствием после разгрома зарубинецкой культуры,
как вскоре началось новое движение с южного побережья Балтийского моря.

Охотники за головами

Любимым военным трофеем кельтов была отрубленная голова достойного врага. Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельтские воины отрезают их головы и сохраняют в кедровом масле. Некоторые даже, по словам историка, хвалились, что не отдали бы эти головы ни за какие сокровища мира. В одной из ирландских саг описывается, что в качестве обряда инициации, юноша должен был принести отрубленную голову врага.

Легендарный ирландский король Конхобар, живший в начале нашей эры, умер от попадания в голову шара, представлявшего собой смесь известняка и мозга его убитого противника.

Великое переселение народов

Маркоманские войны 166 – 180 гг н.э. являются началом Великого переселения народов.

В это время происходят вторжения племен маркоманов, лангобардов, вандалов на Дунайской границе Империи. Часть племен доходит до земель Греции, маркоманы вторгаются в Северную Италию, где были остановлены. Римляне, чтобы дать отпор вынуждены набирать войско из варваров и рабов. В ходе ответных походов римляне, возможно дошли до верховий Днестра.

Замечание 4

Именно в этот период варварские племена начали селиться на землях Империи, в то время как сама Империя уже не могла нормально функционировать без варваров-германцев. Маркоманские войны считаются рубежом в истории Рима, после чего наступает закат великой Империи. Итогом Маркоманских войн является то, что имперские власти вынуждены были селить на опустевших землях племена германцев, давая им различные привилегии и права, что вызывало у вождей соперничество друг с другом.

Римские власти поняли, что переселение германцев на земли Империи неизбежно и решили сделать его подконтрольным.

Недостаток людских ресурсов приводит к использованию германских пленных в качестве рабочих в сельском хозяйстве и в воинской службе в римской же армии.

В IV в. окончательно сложился институт федератов. Это давало возможность переселенцам заключить договор с Империей на условиях получения земли в обмен на защиту границ Рима. Германских переселенцев стали использовать для укрепления безопасности Империи. Однако, фактически, германцы создавали свои полунезависимые образования. Первоначально контролируемый процесс переселения, в скором времени стал выходить из-под контроля римских властей, что приводило к кризису и смуте в государстве.

Жертвоприношения

Кельтская религия была далека от представлений гуманизма. Античные авторы свидетельствуют, что человеческие жертвоприношения были весьма распространенной практикой. Особенно во времена опасности. Юлий Цезарь писал: «Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды.

Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь другой человеческой жизни».

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: