Учение Аристотеля о государстве
По мнению Аристотеля, государство представляет собой результат естественного развития, обусловленный стремлением человека к общению. Люди создают объединения, которые можно рассматривать в разрезе трех уровней:
- во-первых, семья;
- во-вторых, деревня;
- в-третьих, полис или государство.
В трактовке Аристотеля государство представляет собой общение людей, обладающих общими характеристиками, для достижения состояния лучшей жизни. В качестве людей Аристотель рассматривает свободных граждан греческих полисов, но не рабов и не варваров. Государство существует для обеспечения блага людей. Выступая с критиком концепции Платона об идеальном государстве, Аристотель отмечает, что единство имущества неестественно, частная собственность больше соответствует человеку и его природе. В ее основе человеческое естество, она выступает в качестве неотъемлемого элемента семьи. Аристотель различает следующие формы обогащения:
- во-первых, производство материальных ценностей за счет приложения собственного труда, обеспечивающего одновременное обогащение и полиса;
- во-вторых, торговые операции, спекуляция, перекачка готовых ценностей.
Государство по Аристотелю обладает следующими неотъемлемыми признаками:
- во-первых, неразрывность территории и власти;
- во-вторых, относимость власти только к равным и свободным гражданам, то есть к участникам политической жизни;
- в-третьих, социальную основу власти формируют собственники земли.
Замечание 1
Задолго до Шарля Монтескье Аристотель выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
В классификации государственных форм по Аристотелю много пересечений с платоновской концепцией. Он классифицировал государственные формы в разрезе двух аспектов:
- во-первых, по числу правящих лиц: одно, несколько и большинство;
- во-вторых, по достигаемым целям: либо общее благо, либо личная выгода.
Это позволило выделить правильные и неправильные формы государственного устройства. К первым относятся полития, монархия, аристократия; ко вторым – тирания, демократия и олигархия.
Политические симпатии Аристотеля принадлежат политии, под которой он понимает своеобразную смешанную форму, возникающую на основе сочетания олигархии и демократии. Политический строй политии предполагает доминирование собственности средних размеров, что гарантирует самодостаточность семьи, ослабляя проявление антагонизма богатства и бедности.
Для Аристотеля характерно отождествление государства и общества. В этом смысле перед ним стала необходимость поиска интересов, целей и характера деятельности людей, обусловленного их имущественным положением. Такой подход Аристотель заложил для характеристики слоев общества. По Аристотелю слои общества представлены очень зажиточными гражданами, средними гражданами, крайне неимущими гражданами. Различные слои общества в соответствии с их имущественным положением выступают в качестве диаметрально противоположных друг другу. Аристотель выступал за рабовладельческую систему, усматривая тесную связь рабства и вопросов собственности. По рождению ряд людей был предназначен для властвования, другие – для подчинения. Этот закон Аристотель рассматривал как общий природный закон, в подчинении которого находились и одушевленные существа. Таким образом, все те люди, которые принадлежали не самим себе, а другим, по своей природе были рабами.
Наилучшим государством является такое общество, которое формируется посредством среднего элемента. Средний элемент представляет собой элемент между рабовладельцами и рабами. При наличии в государстве множества лиц, лишенных политических прав, общество неизбежно насыщено враждебно настроенными элементами.
Детство и юность
Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.
Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia
Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.
Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.
Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».
Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана
В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.
Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.
Возвращение в Афины
После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.
В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.
Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.
Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.
В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.
Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.
Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.
Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.
Классический период. Кризис полисной системы
Греция в V–IV вв. до н. э. переживала период своего расцвета, который получил название классического. Начало ему положили длительные, очень тяжелые для греков войны с Персидской державой. Персидское государство, в котором правила династия Ахеменидов, подчинило своей власти огромные территории от Малой Азии до Индии. Цари Дарий I, а затем его сын Ксеркс хотели покорить и греков. Многие полисы, в том числе Афины и Спарта, вступили в борьбу с Персией. В результате длительных войн греки одержали победу. Между персами и греками был заключен мирный договор, который закреплял победу Греции. Для греков славные победы в войнах с персами стали предметом необыкновенной гордости и способствовали росту патриотизма и национального самосознания. Достаточно немногочисленная армия граждан в борьбе за свободу и идеалы своих полисов успешно противостояла мощнейшей армии Персидской империи и разгромила ее
Это стало отражением важного социального процесса — в истории появилась новая форма государственного управления, которая показала свою стойкость в столкновении с самой сильной деспотией Ближнего Востока
Однако скоро началась борьба самих полисов за гегемонию в Греции. Соперничество между демократическими Афинами и олигархической Спартой вылилось в длительную Пелопоннесскую войну, в которой участвовали сотни греческих полисов, объединенных в два союза — Афинский и Пелопоннесский. После тяжелого поражения в этой войне Афины утратили свое ведущее политическое положение в Греции. Пелопоннесская война подорвала материальные силы греческих полисов, ослабила и Афинское государство, и Пелопоннесский союз.
Формы правления государством по Аристотелю
Филосов выделил верные формы и поставил их во главе. Он возвысил аристократию, монархию и политию. Предложил воздержаться от олигархии, демократии и тирании. Но среди всех форм, самой наилучшей и правильной, была выделена полития, что значит правление большинства, для пользы общего интереса. Во главу всего Аристотель ставил закон. Политическое учение мыслители и философа Аристотеля имеет огромную историческую ценность. Реалистичность и системность социально-политических взглядов благодаря мудрецу, делают «Политику» самым ценнейшим документом. По нему можно изучить политические взгляды и самого философа, а так же рассмотреть доступно все древнегреческое общество. Значение всей философии Аристотеля заключается в том, что он дал трактовку происхождения человека и всего мира, выделил 10 филосовских категорий, смог определить сущность материи, выделил много вариантов типов государств, остановившись на политии. В литературе отразившей 300 годы до н.э, можно найти множество трактовок мыслей Аристотеля, по поводу: сущности, бытия, категории, движения, времени, пространства, материи, логики, космоса, морали и души.
Краткая биография
Не редко в рукописях можно встретить упоминания об Аристотеле в виде выражения «Стагирит». Такое обозначение филосов заслужил местом своего рождения, городом Стагир. Совсем молодым, он отправился в столицу Греции, город Афины. Там он учился, а после преподавал до тех дней, пока не скончался основатель платоновской Академии. После этого, Аристотель уехал из города и стал жить в других государствах Греции. Позже, от самого царя Македонии последовало приглашение и мыслитель отправился к нему в страну, чтоб заниматься воспитанием сына Филиппа Александра. После многих лет, Аристотель все же смог вернутся в любимый город – Афины и основал там свою школу филосовства. Руководя ей, он отдавал большое количество знаний своим ученикам. Даже на закате своей жизни, мыслитель продолжал руководить Ликеем. Аристотель считается очень продуктивным автором, но, к сожалению, многое творчество было утеряно. Оставшиеся, с времен его работы произведения, достаточно точно определяют политико-правовую тематику.
Это интересно: 195,Великий Новгород XII-XIII вв: кратко
Этические взгляды
Аристотель ввел термин «этика», чтобы обозначить совокупность человеческих добродетелей. Этические добродетели человека еще называли душевными качествами. Аристотель выделил их 14 штук: мужество, кротость, щедрость, умеренность, честолюбие, великодушие, величавость, ровность, честолюбие, любезность, правдивость, справедливость, дружелюбие, справедливое негодование и мудрость. Конечно, добродетели ума развиваются только благодаря обучению человека. Это рассудительность, мудрость, сообразительность. Нравственные качества возникают из привычек человека, которые приобретает опыт со временем, действует. На основе чего и формируются его черты характера.
Аристотель создает теорию, в соответствии с которой добродетели являются оптимальной серединой между двумя крайностями: мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности); благоразумие — середина между распущенностью и отказом от удовольствий; щедрость — середина между мотовством и скупостью; величавость — середина между спесью и приниженностью; ровность — середина между гневностью и «безгневливостью»; правдивость — середина между хвастовством и притворством; остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью; дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством; стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Книга 1
О том, что такое государство
Автор даёт определение понятию «государство». Он называет государство политическим общением. Затем Аристотель показывает разницу между царем, домохозяином и господином.
Мужчина и женщина должны жить вместе, потому что они не могут существовать по отдельности.
Аристотель уверен, что греки должны быть главными и управлять рабами, т.е. он оправдывает рабство.
Под селением писатель подразумевает общение нескольких семей. Общество, которое состоит из нескольких таких селений, называется государством. Но, у власти должен находится царь.
Речь дана только человеку. Этим он отличается от животных. Только люди могут понимать и распознавать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Человеку дана природой умственная и нравственная сила. Он должен жить, соблюдая законы. Если человек теряет добродетель, он превращается в самое низкое существо.
О домохозяйстве и рабстве
Устройство семьи играет важную роль. Во главе должен находится муж. В семье существует три вида отношений: господское, брачное и отцовское.
Господин имеет власть над рабом, но она не должна быть основана на насилии. Раб полностью принадлежит своему хозяину.
Все живые существа состоят из души и тела. Домашние животные важнее диких. Точно так же и мужчина стоит выше, чем женщина. Она должна ему подчиняться.
Аристотель сравнивает рабов и домашних животных: и одни, и вторые приносят пользу своим физическим трудом. Свободные же люди не могут работать физически, а должны заниматься политикой и управлением.
Существуют дебаты по поводу того, справедливо ли делать рабами людей, захваченных в плен на войне.
Об искусстве наживать состояние
Аристотель думает, что искусство наживать состояние и ведение домохозяйства это ни одно и тоже.
Он считает, что ленивые люди ведут кочевой образ жизни и ничего не выращивают.
Военное искусство является способом наживания состояния.
Мелкую торговлю автор относит лишь к способу выживания человека, а не приобретения им богатств. Люди обменивались излишками своего производства. После появления денег, возникла торговля, которая позволила нажить состояние.
Аристотель рассуждает о ценности денег и приходит к выводу, что сами по себе деньги ничего не стоят. Важна пища, одежда и другие необходимые для жизни вещи. Если же наступит время, когда за деньги нельзя будет все это купить, то даже самый богатый человек умрёт с голоду. В пример он приводит короля Мидаса с его золотым касанием. Автор приходит к выводу, что нажива противна природе.
Далее философ учит, как надо правильно обходиться с рабами: быть справедливым и давать назидания рабам.
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
- теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
- практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
- поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
- логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
Книга 2
Разбор политических проектов Платона
Чтобы дела в государстве шли хорошо, необходимо участие всех его граждан. В книге Платона есть мнение Сократа о том, что все должно быть общим: жена, дети и собственность. Аристотель рассуждает о единстве и множестве в государстве. Существующий сейчас порядок в стране он находит более подходящим для людей.
Далее следуют мысли о собственности людей: должна она быть общей или нет. В государстве Сократа имеется много несоответствий и сложностей.
Сократ предлагает разделить людей на два сословия.
Затем Аристотель приводит примеры из «Законов». В этой книге он находит много несоответствий.
Разбор проектов Фалея и Гипподама
Эти проекты более практичные, они исходят из реалий жизни. Гипподам разделял население государства на три части: ремесленников, земледельцев и воинов.
Далее идёт описание ещё нескольких проектов государств с их плюсами и минусами.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
У истоков древнегреческой цивилизации
У истоков древнегреческой цивилизации. Античность (от лат. antiquus — древний) — история и культура древнегреческой и древнеримской цивилизации, которая стала основой развития цивилизации Европы. Период Античности начался в VIII в. до н. э. с формирования греческих полисов, а закончился в V в. н. э. падением Западной Римской империи.
Первые государственные образования возникли на острове Крит и на юге материковой части Греции. По своей политической и социальной структуре они были похожи на деспотии цивилизаций Востока.
На острове Крит на рубеже III–II тысячелетий до н. э. начала развиваться самостоятельная цивилизация. Ее центром стал город Кносс. Согласно греческим мифам Кноссом правил могущественный царь Минос, сумевший установить контроль над Эгейским морем и его архипелагом. Критяне наладили торговые связи с Египтом, Финикией, Сицилией. Критские поселения появились на островах Эгейского моря и в Малой Азии.
В середине XV в. до н. э. произошла катастрофа — мощное извержение вулкана на о. Фера (Санторин) вызвало землетрясение, цунами и выброс пепла, обрушившиеся на Крит. Поселения пришли в упадок или были вовсе разрушены. Около 1450 г. до н. э. остров захватили и разграбили вторгшиеся с материка греки-ахейцы. Развитая цивилизация погибла, Крит превратился в окраину греческого мира.
Центрами государств ахейцев также были дворцы, но с мощными укреплениями. Одним из сильнейших у греков-ахейцев был город Микены на полуострове Пелопоннес. Отсюда и название цивилизации — микенская.
Политическое управление Микен также походило на восточную деспотию. В центре Микен находился хорошо укрепленный дворец-акрополь, возвышавшийся над поселением. Он был центром управления и власти, одновременно там шла хозяйственная деятельность, которую организовывал правитель. О богатстве правителей Микен свидетельствуют их захоронения: на лицо усопшего укладывали золотую маску, повторявшую его черты, в могилу клали большое количество предметов роскоши, в том числе из золота.