История животных

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

Личная жизнь

О характере ученого можно судить по некоторым воспоминаниям его современников. По словам преданных последователей Платона, Аристотель не сдерживал эмоций, когда дело касалось философских споров. Однажды мыслитель даже повздорил с наставником так сильно, что Платон стал избегать случайной встречи с учеником.

Аристотель. Художник Хосе де Рибера / Indianapolis Museum of Art

О личной жизни мыслителя потомкам остались скудные сведения. Известно, что у Аристотеля было две жены и двое детей. В 347 году до н. э., в 37 лет, Аристотель женился на Пифиаде, приемной дочери близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады родилась одна дочь Пифиада. После кончины первой супруги философ стал сожительствовать со служанкой Герпеллидой, которая подарила ему наследника – мальчика Никомаха.

Классификация животных

Классификация животных прослеживается в главе VI книги I Истории животных . Однако по поводу природы этой классификации ведутся споры. Рассматривал ли Аристотель это только как один из способов разделения живого? Потому что он также делит жизнь в соответствии с другими способами, между живородящими и яйцекладущими, между наземными и водными и т. Д. Большинство философов науки, которые изучали этот вопрос, предположили, что эта классификация Аристотеля на самом деле не была таксономией, но недавно опубликованные исследования биологов действительно приводят к истинной таксономии, хотя она лишь « не полностью выражена в трудах Аристотеля ». которые дошли до нас.

В своей « Истории животных» Аристотель выделяет две основные категории: животных, у которых есть кровь ( Энайма ), и животных, у которых ее нет ( Анаима ). Первые представляют позвоночных, вторые — беспозвоночных . В нем перечислены 508 названий животных. Было рассечено около пятидесяти (от морских ежей до дельфинов ). Классификация животных, по Аристотелю, схематично выглядит следующим образом:

  • ἄναιμα, anaima (Бескровные животные: беспозвоночные )
    1. όστρακόδέρμα, ostrakoderma «животные с кожей, покрытые оболочками» (то есть брюхоногие, акефалы, зоофиты или излучаемые )
    2. ἔντομα, энтома «животные, разрезанные на сегменты» (т. е. членистоногие, кроме ракообразных, червей )
    3. μαλακόστρακα, malakostraka «животные с мягким панцирем» (т.е. ракообразные ): 17 видов
    4. μαλάκια, малакия «мягкие животные» (т.е. головоногие моллюски ): 4 вида (осьминоги, каракатицы, кальмары …)
  • ἔναιμα, enaima (Кровавые животные: хордовые / позвоночные )
    1. ἰχθύες, ikthues ( т.е. рыба ): 107 видов
    2. τετράποδα ή ἄποδα ῲοτοκοῦντα, tetrapoda è apoda ôotokounta «четвероногие и яйцекладущие безногие животные» (т.е. рептилии и земноводные ): 18 видов.
    3. ὄρνιθες, орниты (т.е. птицы ): 180 видов: хищные птицы, называемые птицами с загнутыми ногтями ; что едят личинки птиц, которые маленькие певчие; что птицы вороны рода ; в короед едоков ; эти птицы, как голубь ; птицы, обитающие у воды (кулики, чайки); тяжеловесные летающие птицы (курица, перепел, куропатка, павлин и др.); страус
    4. ζῳοτοκοῦντα ὲν αύτοῖς, zôotokounta in autois «внутренне живородящие животные» (т. е. млекопитающие )

В книге VIII « Истории животных» Аристотель также считал, что животных можно классифицировать в соответствии с градуированной шкалой совершенства природы, Scala naturæ, от растений до людей. Начиная с неодушевленной материи, его система имела двенадцать градаций, представляющих «степень, в которой существа были достигнуты потенциальностью», что для животных могло быть выражено их формой при рождении. Животные с лучшим рейтингом родили горячих и влажных младенцев; и наоборот, те, кто находится в нижней части шкалы, родили холодных, сухих младенцев в яйцах с толстой скорлупой.

Масштаб Природы, согласно Аристотелю, можно изобразить убывающим образом:

  • I. люди,
  • II. живородящие четвероногие,
  • III. Китообразные,
  • IV. Яйцекладущие животные крови,
  • V. Головоногие моллюски,
  • VI. ракообразные,
  • VII. сегментированные животные,
  • VIII. Моллюски-ракушки,
  • IX. зоофиты (между животными и растениями),
  • X. Высшие растения,
  • XI. низшие растения
  • XII. неодушевленные существа.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Группы животных

Аристотель понял, как можно систематизировать растения и животных в соответствии с их физиологическими особенностями и поведением.

Он разделил животных на две группы — кровяных и бескровных (то есть тех, у кого нет крови красного цвета). Такое разграничение приблизительно соответствует современному делению животных на позвоночных (высший тип хордовых) и беспозвоночных (моллюски, черви, губки и прочие). Аристотель объединил животных с похожими характеристиками в роды, и эта категория все еще используется современными биологами, хотя и не в таком широком смысле, как у древнегреческого мыслителя.

Аристотель не
знал о носорогах,
но его ученик
Александр Македонский прислал домой
экземпляры из
Индии. Предполагается, что легенда
о единороге, по
крайней мере
отчасти, возникла
при знакомстве
с этим зверем

По Аристотелю, родов кровяных животных пять: живородящие четвероногие с волосами (млекопитающие); яйцеродящие четвероногие или безногие со щитками на коже (рептилии и амфибии); яйцеродящие двуногие, летающие, с перьями (птицы); живородящие безногие, водные, с легкими (китообразные); яйцеродящие или живородящие, безногие, водные, с жабрами (рыбы).

Бескровных животных он разделил на мягкотелых (головоногих), таких как осьминог и каракатица; мягкоскорлупных (ракообразных); черепокожих (моллюсков, кроме головоногих); насекомых, куда он включил пауков и других ползающих (многие сегодня насекомыми не считаются). Последнюю группу составляли зоофиты, или «растения-животные».

Сюда входили стрекающие и анемоны, которые, по мысли Аристотеля, имели схожие черты и с растениями, и с животными. К слову, структура челюсти морского ежа называется «Аристотелев фонарь» благодаря тонкому наблюдению философа.

Философское учение

Аристотель разделил науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по словам философа, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.

Аристотель и Александр Македонский / Ancient Pages

Центральным стержнем учения Аристотеля считаются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.

Мыслитель стал основоположником иерархической системы категорий. Их он выделял 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.

С идей Аристотеля начали складываться основополагающие концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемых материальными объектами при взаимодействии.

Аристотель с бюстом Гомера. Художник Рембрандт / Metropolitan Museum of Art

На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Образ идеального государства философ представил в сочинении «Политика». Согласно теории мыслителя человек реализуется в обществе, так как живет не только для себя одного.

С другими индивидуумами его связывают кровные, дружественные и другие узы. Цель гражданского общества – не столько экономическое процветание и нажива отдельных лиц, сколько всеобщее благо, «эвдемонизм». Оно возможно только благодаря упорядочению жизни гражданским правом и нравственными законами.

Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.

Философ Аристотель. Художник Паоло Веронезе / Biblioteca Nazionale Marciana

Измышления философа коснулись и сферы искусства. Свой взгляд на развитие театрального жанра драмы мыслитель описал в сочинении «Поэтика». До наших дней дошла только первая часть этого труда, вторая, предположительно, содержала сведения о строении древнегреческой комедии. Размышляя о театре и об искусстве в целом, Аристотель выдвигает идею существования феномена подражания, которое свойственно человеку и доставляет ему удовольствие.

Еще одно фундаментальное сочинение философа носит название «О душе». В трактате Аристотель раскрывает ряд метафизических вопросов, связанных с жизнью души любого существа, определяя разницу существования человека, животного и растения. Также здесь философ описывает 5 чувств (осязание, обоняние, слух, вкус и зрение) и 3 способности души (к росту, ощущению и размышлению).

Кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии и риторике. Собрание трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».

Биография Аристотеля

Аристотель появился на свет в 384 г. до н.э. в городе Стагире, расположенном на севере Восточной Греции. В связи с местом своего рождения его часто называли – Стагиритом.

Философ рос и воспитывался в семье потомственного врача Никомаха и его супруги Фестиды. Интересен факт, что отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты 3 – деда Александра Македонского.

Детство и юность

Обучаться разным наукам Аристотель начал еще в раннем возрасте. Первым учителем мальчика был его отец, который за годы своей биографии написал 6 трудов по медицине и одну книгу по натурфилософии.

Никомах стремился дать сыну наилучшее образование. Кроме этого ему хотелось, чтобы Аристотель также стал медиком.

Стоит заметить, что отец обучал мальчика не только точным наукам, но и философии, которая в то время пользовалась большой популярностью.

Родители Аристотеля умерли, когда он был еще подростком. В результате, воспитанием юноши занялся муж его старшей сестры по имени Проксен.

В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины. Там он увлекся учениями Платона, став впоследствии его учеником.

Платон и Аристотель на картине «Афинская школа»

В то время биографии любознательный парень интересовался не только философий, но и политикой, биологией, зоологией, физикой и другими науками. Стоит заметить, что в академии Платона он обучался на протяжении приблизительно 20 лет.

После того, как у Аристотеля сформировались собственные взгляды на жизнь, он подверг критике идеи Платона относительно бестелесных сущностей всего сущего.

Философ развил свою теорию – первичности формы и материи, и неотделимости души от тела.

Позже Аристотель получил предложение от царя Филиппа 2 переехать в Македонию, чтобы воспитывать юного Александра. В итоге, он был учителем будущего полководца на протяжении 8 лет.

Когда Аристотель вернулся обратно в Афины, он открыл свою философскую школу «Ликей», более известную под названием перипатетической школы.

Значение биологии в системе наук

Как только первобытные люди осознали свою разумность, они начали исследовать мир вокруг себя. Знания помогли им выжить среди множества опасностей. Наши предки накапливали информацию: что из окружающей природы можно съесть, чем вылечить недомогание, а какие организмы ядовиты или опасны. Они использовали всё, что их окружало, для выживания и обустройства своего быта.

По мере развития прогресса люди смогли позволить себе исследовать неизвестное в познавательных целях. Со временем возникли различные научные направления. Одним из них стала биология.

Биология в наше время не существует сама по себе, отдельно от других дисциплин. В её развитии активно применяются достижения в области химии, математики, физики. Все науки связаны между собой. Они взаимодействуют и дополняют друг друга.

Биологические открытия используются во всех отраслях народного хозяйства: медицине, энергетике, лёгкой и тяжёлой промышленности, сельском хозяйстве.
В наши дни биология имеет три направления:

  1. классическая биология – познание природного разнообразия;
  2. эволюционная биология – изучение вопросов происхождения жизни на Земле, эволюционного развития и антропогенеза;
  3. физико-химическая биология – исследование основ жизнедеятельности организмов с учётом физико-химических принципов.

Влияние

Сравнительный анатом Ричард Оуэн сказал в 1837 году, что «зоологическая наука возникла из трудов , можно сказать, как Минерва от руководителя Юпитер, в состоянии благородной и блестящей зрелости ».

Бен Ваггонер из Музей палеонтологии Калифорнийского университета написал это

Вальтер Пейджел комментирует, что Аристотель «ощутимо повлиял» на основателей современной зоологии, швейцарцев. Конрад Гесснер с его 1551–1558 гг. Historiae animalium, итальянский Улисс Альдрованди (1522–1605), французы Гийом Ронделет (1507–1566) и голландцы Volcher Coiter (1534–1576), в то время как его методы рассмотрения временных рядов и использования сравнительная анатомия помогал англичанину Уильям Харви в его работе 1651 г. по эмбриологии.

Арман Мари Леруа книга 2014 года Лагуна: как Аристотель изобрел науку и документальный фильм BBC Лагуна Аристотеля установить биологические сочинения Аристотеля, включая История животных в контексте и предложить интерпретацию его биологических теорий.

Детство и юность

Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.

Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia

Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир.

Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет.

Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа».

Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана

В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.

Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.

Философский бестиарий Ницше: охотиться и играть

Ницшевский Заратустра использует образы животных для символического объяснения своей программы развития личности:

Речь идет о работе сознания с «духом тяжести»: если верблюд, вьючное животное, безропотное и порабощенное, руководствуется императивом «Ты должен», то хищный и стремительный лев, «царь своей пустыни», преодолевает верблюжье долготерпение и оборачивает силу, обретенную в дрессуре и дисциплине, в волюнтаристское «Я хочу». Однако со временем лев, который может создать себе свободу, но не может создать себе новых ценностей, должен стать ребенком, поскольку лишь ребенок может с легкостью отпускать старое и отдаваться новому в игре.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии» стала знаменитой цитатой.

Памятник Аристотелю в Миезе / Carole Raddato, Википедия

Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Через 2 месяца после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая в последнее время мучила его.

После смерти наставника его школу «Ликей» возглавил преданный ученик Теофраст, который развил учение Аристотеля о ботанике, музыке, истории философии. Он позаботился и о сохранении трудов мыслителя.

Примечания и ссылки

  1. , с.  91-92
  2. , стр.  322
  3. , стр.  12
  4. .
  5. , стр.  35–36
  6. , стр.  36
  7. ↑ и Арно Цукер, Аристот и зоологические классификации, Лувен-ля-Нев / Париж / Дадли, (Массачусетс), Издательство Peeters ,2005 г., 368  с. , стр.  145
  8. ↑ и Хендрик Корнелиус Дирк Де Вит, История развития биологии, т.  III, Лозанна, Press Polytechniques et Universitaires Romandes ,1994 г., 635  с. , стр.  5-10
  9. Леннокс, Джеймс Дж., Философия биологии Аристотеля: исследования истоков наук о жизни, Cambridge University Press,2001 г.
  10. Пеллегрен, Пьер. , Аристотелевская классификация животных: биология и концептуальное единство аристотелевского корпуса, University of California Press,1986 г.
  11. (in) Стелла Сэндфорд, «  От Аристотеля до современной биологической классификации: что за категория« секс »?  », Переописания: политическая мысль, концептуальная история и феминистская теория, т.  22, п о  1,3 декабря 2019 г.,, стр.  4–17
  12. (in) Элени Вултсиаду и Димитрис Вафидис, «  Разнообразие морских беспозвоночных в зоологии Аристотеля  », Вклад в зоологию, т.  76, п о  21 — го января 2007, стр.  103–120
  13. Александр Фюрст фон Ливен и Марсель Хумар, »  Кладистический анализ групп животных Аристотеля в» Historia animalium «  «, История и философия наук о жизни, том.  30, п о  22008 г., стр.  227–262
  14. (in) Элени Вултсиаду Василис Геровасилеу Лин Вандепитте и Костас Ганиас, «  Научный вклад Аристотеля в классификацию, номенклатуру и распространение морских организмов  », Mediterranean Marine Science, vol.  18, п о  3,2017 г., стр.  468–478
  15. , стр.  19–28
  16. , стр.  51
  17. , Axis: документальная вселенная Hachette, Spinoza à zoologie, Париж, Le Livre de Paris — Hachette, колл.  «Папки» ( п о  10)1994 г., 497  с. ( ISBN  2-245-02962-3 ), «Зоология», с.  494-497.

Примечания

  1. Д’Арси Томпсон перевел соответствующий отрывок из Книги IV.1 следующим образом: «Во всех случаях их ступни снабжены присосками. Между прочим, осьминог использует свои щупальца либо как ступни, либо как руки, а те двое, что стоят над ним. рот он втягивает в пищу, и последние из своих щупалец он задействует в акте совокупления; последний, кстати, чрезвычайно острый, исключительный, поскольку имеет беловатый цвет, а на его конце раздвоен; иными словами, у него есть что-то дополнительное на позвоночнике, и под rachis подразумевается гладкая поверхность или край руки на дальней стороне от присосок ».

Порядок вещей

Зоофиты Аристотеля завораживали. Казалось, они занимают неоднозначную позицию в схеме. Философ пришел к пониманию природы как континуума, линии, соединяющей безжизненные камни со все более сложными растениями и животными — и в конце концов с человеческой расой. Именно это видение в последующие века легло в основу Великой цепи бытия — грубой иерархии жизни.

Вероятно, единственное сохранившееся в биологии наследие Аристотеля — прижившееся убеждение в том, что маленькие организмы примитивны и позже естественным образом развиваются в более крупные и совершенные. Мысль о том, что живые существа (включая нас) развиваются в определенном направлении — к конечной цели, принадлежала Аристотелю, и она все еще является основополагающей в западной культуре, но не имеет отношения к биологии.

ВЕЛИКАЯ ЦЕПЬ БЫТИЯ

Великая цепь бытия лежала в основе западной философии со времен Аристотеля и приблизительно до 1800 г. Она строилась на трех принципах: во Вселенной существуют все виды жизни, какие можно представить; каждый вид почти неощутимо отличается от своих ближайших сородичей, поэтому все формы жизни постепенно переходят из одного в другой; все виды занимают свое место в Великой цепи, или лестнице, бытия, которая идет вверх от низшей формы жизни до Бога.

  • Открытое общество это кратко

  • Состав территории индии кратко

  • Ушаков заслуги в присоединении крыма к россии кратко

  • Происхождение котловины озера мичиган кратко

  • Идея романа преступление и наказание кратко

Биология Аристотеля

Historia animalium, издание 1619 г.

Греческий философ Аристотель в IV — м  веке  до нашей эры. Ж. — К. посвящает множество трактатов животному миру: « История животных», « Части животных», « О передвижении животных», « Марш животных» и « Генерация животных» .

Аристотель пытается составить понятную классификацию животных на основе объективных структурных характеристик. Он фокусируется на истории животных вокруг общей биологии животных, частей животных — на сравнительной анатомии и физиологии животных, а поколение животных — на биологии развития.

Эта работа носит в основном описательный характер: « История животных» — это прежде всего сборник фактов, касающихся жизни различных рассматриваемых групп животных; партия животных заинтересована в более технической классификации животных по видам и по видам; Для своего объяснения « Поколение животных» использует факты, собранные в « Истории животных» .

Аристотель сделал точные наблюдения, что можно увидеть в его главе о развитии эмбриона в курином яйце (VI, 3). Наблюдения особенно примечательны: «раннее появление сердца, описание куриного глаза или глубокое изучение пуповины и семядолей матрикса совершенно точны» . Мы можем судить по этому отрывку:

Тщательные наблюдения одного и того же рода проводятся над другими видами. Разрезы, показывающие строение внутренних органов, были воспроизведены в сборнике « Анатомических табличек», на который Аристотель ссылался несколько раз, но который, к сожалению, исчез.

Несмотря на впечатляющую научную эрудицию, « История животных» Аристотеля остается древним текстом, который сегодня с научной точки зрения устарел по нескольким пунктам; тем не менее, он внес большой вклад в создание основы современной науки: многие концепции, такие как позвоночные или членистоногие, до сих пор принадлежат ему, а также названия животных (например, морские огурцы ) и органов (например, «  фонарь жизни»). Аристотель  »).

Философия — паучья наука?

Провозгласивший шизоидность релевантной формой человеческой свободы, способом играть с сиянием идеократической высоты и мраком материальной глубины, оставаясь при этом на мерцающей поверхности жизни, Жиль Делез мог бы сказать: рожденный ходить, умей и ползать!

Эту линию в откровенно хтоническом направлении продолжают философы, развивающие делезианские интенции в русле новых онтологий. В знаменитой «Циклонопедии» Резы Негарестани балом правят черви, змеи, демонические гидры и другие драколатрические твари, провоцирующие эпидемические вторжения, управляющие из нефтяных кишок планеты глобальным капиталистическим рынком и ведущие мир к черной вульвокосмической сингулярности. Для своего впечатляющего ингуманистического манифеста Негарестани мобилизовал даже Пазузу — злобное ассирийское божество, повелевающее пустынными ветрами и сочетающее в своей гибридной телесности части человека, льва, хищной птицы, скорпиона и змеи.

Куда менее агрессивной, но не менее хтонической видится философия и социология радикальной киберфеминистки Донны Харауэй, которая проповедует наступление новой эры — хтулуцена, когда невероятную актуальность приобретут разного рода щупальца и тентакли. Харауэй советует людям присмотреться к «веревочным фигурам» и «сетевым воспроизведениям», которые помогут разобраться с экологическими проблемами, гендерным угнетением и социальным неравенством. Ее любимый «тентакулярный арахнид», своего рода животное-учитель — это паук Pimoa cthulhu, которого она переименовывает в Pimoa chtulu — Пимоа хтонического. Харауэй сообщает, что «берет на себя смелость отобрать у Лавкрафта своего паука ради других историй и обозначить это освобождение более распространенным написанием хтонических существ». Всё единичное, обособленное, определенное у Харауэй получает негативную оценку.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: