Папирусные свитки и история врачевания
В настоящее время известно более десяти древнеегипетских свитков из папируса, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Все они записаны в периоды Среднего и Нового царств (II тысячелетие до н. э.). Однако это не исключает возможности существования уже в эпоху Древнего царства более ранних списков этих же папирусов, которые до наших дней не сохранились.
Так, Георг Эберс (1837—1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н. э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Эдвина Смита (Smith, Edwin, 1822—1906), мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом — врачевателем и архитектором фараона Джосера, который правил ок. 2780 — ок. 2760 гг. до н. э.).
Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена — сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до и. э.) свидетельствует о том, что он был известным “врачевавателем людей нома”.
О недошедших до нас древних трактатах, медицинского содержания свидетельствуют и древние историки. Так, Манефон сообщает о том, что второй царь I династии Атотис (XXVIII в. до н. э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека.
Вообще, древние египтяне больше внимания уделяли не жизни, а смерти… однако медицине уже в глубокой древности придавалось большое значение
Слава Имхотепа
Не уступающий славой фараонам, Имхотеп воплощает в себе все науки и все искусства.Он – воплощение и олицетворение духа творчества, подвигавшего древних египтян к созданию одной из первых, – если и не первой, – цивилизации на Земле.
Фото с сайта wikimedia.org
Безусловный авторитет хотя бы в силу своих официальных титулов для современников, с ходом времен он превращается в божество:
- как врачеватель, он становится богом всех целителей, и в позднейшие времена в его честь отправляются богослужения в храмах Мемфиса и Фив
- как покровитель всех наук и искусств, он входит в круг могущественных богинь Египта, Маат и Хатхор
- в образе ибисов он отождествляется с богом-покровителем мудрости, всех наук, просвещения и письма Тотом
- как создатель письменности, текстов, написанных на изловленном Маат папирусе, – выстроенных в безукоризненном порядке слов, – он хранит порядок, препятствует наступления хаоса и анархии тогда он уже спутник, или даже воплощение, Шу, отделяющего небо (Нут) от Земли (Геба)
- как воплощение Тота, в эллинистические времена отождествляется с Тотом Гермесом Трисмегистом, и тогда его символом становится Сфинкс ; отметим, однако, что это теория целиком принадлежит эпохе великого синтеза культур античной и восточных цивилизаций.
Согласно египетской традиции, великий зодчий был мумифицирован. В позднейшие времена даже совершались паломничества к месту его захоронения, к его мумии, находящейся, якобы, в Саккара.
Мумия Имхотепа, однако, до сих пор не обнаружена. С полной уверенностью нельзя говорить, и что одна из почти ста двадцати известных сегодня пирамид – это пирамида Имхотепа. Обнаруженные в Саккара захоронения мумий священных птиц бога Гора (а, следовательно, и Имхотепа), ибисов, могут, конечно, служить своеобразными «дорожными указателями» для всех, кто пытается отыскать мумию самого египетского мудреца. Но сегодня она все еще является вожделенной целью как для египтологов, так и для многочисленных почитателей древнеегипетской цивилизации
Настоящая слава Имхотепа – не в мумиях и пирамидах. Делами своими он превосходит всех фараонов. И все пирамиды, создателем которых он, впрочем, и является.
Рекомендации
- Д. Вильдунг (1977), Египетские святые: обожествление в Египте фараонов, п. 34
- Уильям Ослер, Эволюция современной медицины, Kessinger Publishing 2004, стр.12.
- Муссо, К. Г. (2005). Имхотеп: декан древнеегипетских врачей
- Виллерсон, Дж. Т., и Теафф, Р. (1995). Вклад Египта в сердечно-сосудистую медицину, Tex Heart I J, стр. 194.
- Хербовски, Л. (2013). Лабиринт открытия цереброспинальной жидкости, Anat Res Int, p. 5.
- Титер, Э. (2011). Религия и ритуал в Древнем Египте, п. 96.
- Бауд, М. (2002). Djéser et la IIIe Dynastie, п. 125. (на французском языке).
- Спешите, Дж. Б. (1926). Имхотеп: египетский бог медицины (Повторный оттиск 2014 г., 133 стр.). Oxford: Traffic Output, стр. 47–48.
- Бауд, М. (2002). Djéser et la IIIe Dynastie, п. 127. (на французском языке).
- Вильдунг, Д. (1977). Египетские святые — обожествление в Египте фараонов, п. 44.
- , п. 29, Лейден; Бостон.
- ^ Яромир Малек. «Старое царство» в Оксфордская история Древнего Египта Яна Шоу (ред.) Oxford University Press в мягкой обложке, 2002. стр. 92–93
- Дж. Каль «Старое царство: Третья династия» в Оксфордская энциклопедия Древнего Египта Дональд Редфорд (ред.) Vol. 2, стр. 592
- Барри Дж. Кемп, Древний Египет, Рутледж 2005, стр. 159
- Джон Ромер, История Древнего Египта от первых фермеров до Великой пирамиды, Penguin Books 2013, стр. 294–295
- Тот или Гермес Египта: исследование некоторых аспектов теологической мысли в Древнем Египте, п. 166–168, Патрик Бойлан, Oxford University Press, 1922 г.
- М. Лихтейм, Древнеегипетская литература, Калифорнийский университет Press 1980, т. 3, стр. 104
- Джеральдин, Пинч (2002). Справочник по египетской мифологии. Санта-Барбара, Калифорния. ISBN . OCLC .
- Марина Уорнер, Фелипе Фернандес-Арместо, Мир мифов, Техасский университет Press 2003, ISBN 0-292-70204-3, п. 296
- Мириам Лихтхайм, Древнеегипетская литература: книга чтений, Калифорнийский университет Press 1980, ISBN 0-520-04020-1, п. 106
- Ким Рихольт, ‘Жизнь Имхотепа?’, Actes du IXe Congrès International des Études Démotiquesпод редакцией Г. Видмера и Д. Девошеля, Bibliothèque d’étude 147, Le Caire, Institut français d’archéologie orientale, 2009, стр. 305–315.
- Ким Рихольт, Ассирийское вторжение в Египет в египетской литературной традиции, в Ассирии и за ее пределами, Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten 2004, ISBN 9062583113, п. 501
Гробницу египтянин строит при жизни
Через семьдесят дней погребальная процессия, оглашая западный берег Нила плачем и стонами, подойдёт к гробнице. Эту гробницу покойный купил много лет назад, чуть ли не в молодости, и с тех пор — всю оставшуюся жизнь — обустраивал это своё вечное пристанище, готовясь переселиться сюда (Греки говорили, что «жизнь египтянина состоит из приготовлений к смерти».
За очень высокую плату он нанимал камнетёсов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены гробницы рельефами, надписями, содержащими различные заклинания; высекали статую для Ба и статуи богов, которые должны охранять саркофаг, и изготавливали всякую утварь — всё, что понадобится умершему в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла и папирусы со священными заклинаниями.
У входа в гробницу погребальную процессию будут ждать боги Дуата. Деревянный гроб опустят на землю, и над мумией совершат последний обряд — «отверзание уст».
Этот обряд символизирует и повторяет великое событие, некогда происшедшее на земле, — приход Гора к мумии Осириса. Как в те далёкие времена, Гор дал отцу проглотить свой исцелённый глаз, и Осирис восстал из мёртвых, так и теперь: Гор — жрец в маске сокола — коснётся губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы барана. В этом наконечнике находится Ба (Слова «Ба» и «баран» произносились одинаково), так что обряд «отверзания уст» вернёт умершему его Ба и воскресит его для жизни в Дуате.
Если умерший был богат, то жрецы, завершив все похоронные ритуалы, отнесут его гроб в усыпальницу и опустят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной — Хапи, у восточной — Дуамутефа и у западной — Кебехсенуфа. Вход в гробницу опечатают печатью некрополя, завалят камнями, засыпают щебёнкой, дабы грабителям было не найти лазейки, и удалятся, навеки оставив усопшего наслаждаться покоем.
А если египтянин был беден, и ни каменного саркофага, ни гробницы у него нет, то деревянный гроб или тело, завёрнутое в циновку, положат в яму неподалёку от богатого погребения, и Ка усопшего сможет питаться жертвами, которые будут приносить богачу.
Имхотеп – архитектор и государственный деятель
Если бы Имхотеп составлял резюме (возможно, для других инкарнаций, классом выше), то в этот документ были бы включены весьма значительные достижения. В каком-то смысле их следует признать уникальными – ведь Имхотепу поклонялись цивилизации, которых при его жизни еще просто не существовало! После такого вступления невольно хочется предположить, что речь идет о персонаже мифологии, но нет – существование Имхотепа как реального исторического лица доказано вполне определенно.
Ступенчатая пирамида Джосера. Фараон Джосер правил в середине XXVII века до н.э.
О биографии же его судить довольно трудно. Главное и, по сути, единственное, что известно о жизни Имхотепа, – что он занимал один из самых высоких государственных постов при фараоне Джосере, а тот, в свою очередь, хорошо известен благодаря уникальной в своем роде пирамиде. Это самое древнее из сооружений подобного типа, а одной из главных особенностей пирамиды Джосера стали ее ступенчатые очертания.
Это не случайность – сооружение стало результатом своеобразного архитектурного эксперимента, новаторского решения, когда над прямоугольной в плане усыпальницей-мастабой (такие строились раньше) были надстроены еще несколько таких же, поменьше. Пирамида Джосера стала самым высоким архитектурным творением своего времени, да и сейчас ее габариты (высота в 62 м) кажутся довольно внушительными.
Некрополь Саккара неподалеку от древней столицы Египта — Мемфиса
Пирамидальная форма с тех пор стала обычной для главных сооружений заупокойных комплексов Древнего Египта, со временем эта традиция была воспринята и другими культурами. При чем же здесь Имхотеп? Дело в том, что сооружение пирамиды Джосера, как и строений рядом с ней – результат его работы и один из самых значимых проектов в его карьере.
О причастности Имхотепа к созданию погребального комплекса говорит надпись на основании статуи Джосера, обнаруженной неподалеку от пирамиды. В ней содержится перечень ипостасей Имхотепа в период его деятельности на благо Египта: после перечисления титулов и имен самого правителя указаны звания его первого советника, где он назван казначеем, главным жрецом города Гелиополя, главой строителей и прочее.
Статуя фараона Джосера, в основании которой содержится информация об Имхотепе
Безусловно, выдающиеся достижения Имхотепа оказались возможными благодаря условиям, созданным «работодателем», фараоном, который, в свою очередь был почитаем и при жизни, и после ее окончания как мудрый и талантливый правитель. Но Джосера его первый советник пережил – и продолжал работать и в правление преемника, Сехемхета, о чем говорит надпись на одной из стен комплекса недостроенной пирамиды нового фараона.
Интересные факты[править]
- Имхотеп был очень волевым человеком. Однажды он шёл по пустыне и споткнулся о камень. Имхотеп так закричал на этот камень, что тот от испуга треснул, и из разлома забил целебный источник. По неканонической версии апокрифа № 37-с-чем-то/бис источник забил Имхотепа насмерть, но тот тут же был оживлён действием целебной воды. Ибо да!!
- Если верить логам, опубликованным Джоном Кармаком, однажды Имхотеп залез в Консоль. Кармак предположил, что архитектор, будучи незнакомым с особенностями национальных раскладок, писал письмо на Украину, но не отключил в настройках своего папируса системные команды, поэтому на первом же апострофе ему на голову свалилась Консоль, которой он незамедлительно присягнул в вечной верности на древнеегипетском языке (по крайней мере, так Кармак трактует обнаруженное в архивных недрах логов «□□□□□□□ □□□ □□□□□□□□»). Всё (ай! /gravity=0) это подтверждается фактом наличия у Имхотепа такого заболевания, как варикозное расширение полномочий, и обнаруженной на краю Консоли орнаментацией, как ранее считалось, коринфского стиля, в которой исследователи теперь усматривают просто фрактальный контур черепа великого архитектора.
- Китайская диаспора Ассирии поддержала Имхотепа на выборах. Этот, казалось бы, беспричинный факт (ведь ни одна из китайских диаспор никогда не поддерживала харизматичных нестареющих архитекторов-мелиораторов Средних Царств) объясняется весьма просто: сама диаспора возникла из-за того, что китайцы заблудились, проезжая по территории Ассирии — из-за запрета интеграла перестали работать их «колесницы, указывающие на юг», которые интегрируют дифференциал колёс и таким образом получают направление на юг. Сам Имхотеп считал, что если проинтегрировать дифференциал колёс, то получится расстояние между колёсами (длина отрезка интегрирования), но всё равно хотел разрешить интеграл в Ассирии. Однако решение китайской диаспоры Ассирии на ход выборов не повлияло: во-первых, китайцы не имели ассирийского гражданства и не могли голосовать, а во-вторых, мнение провинций никто и не спрашивал.
- В компьютерной игре «Имхотеп» нужно возвести пирамиду, раздавая команды рабочим, которые таскают на сооружение каменные блоки. Если блок уронить на стоящего внизу зодчего, то снимаются очки. Если это сделать в реальной жизни, то очки снимаются, бьётся морда лица (возможно, даже ногами) и очки надеваются обратно.
- Под личностью Имхотепа, в Древнем Египте, шифровался контрразведчик — полковник Исаев(Штирлиц).
Часто задаваемые вопросы
Почему Имхотепа похоронили заживо?
Этим вопросом задаются многие пользователи Интернета. На самом деле это очередная легенда, навязанная голливудскими представлениями о жизни древнего Египта. На самом деле никто не мумифицировал Имхотепа живым. Более того, он никогда не давал для этого повода, будучи правителем «для народа и с народом». Все усилия Имхотепа были направлены исключительно на благо Египта и благополучие его граждан, поэтому почти никто не был недоволен его политикой.
Как Имхотеп стал богом?
Этот вопрос также часто возникает в связи с именем великого правителя. И неудивительно, ведь точно известно, что это реальный исторический персонаж. А дело в том, что Имхотеп был настолько хорошим специалистом в области медицины, что история не знала таких врачей ни до него, ни многие тысячелетия после него. Это привело к что Имхотепу стали поклоняться как богу. А во времена греческого влияния Имхотепа стали отождествлять с греческим Асклепием, что способствовало развитию всего культа.
Как выглядел Имхотеп?
На самом деле этот великий человек жил так давно, что данных о его внешности практически нет. Однако есть предположения, что при раскопках в Египте была найдена деревянная фигурка человека со свитком в руках. Кроме того, были найдены и рисунки Имхотепа, высеченные в скале, что позволило сделать предположение о внешности помощника фараона. Между прочим, что бы мы ни думали о фильме «Мумия», образ Имхотепа в нем передан достаточно верно, что способствовало развитию всего культа.
Кроме того, были найдены и рисунки Имхотепа, высеченные в скале, что позволило сделать предположение о внешности помощника фараона. Кстати, что бы мы ни думали о фильме «Мумия», образ Имхотепа в нем передан достаточно верно. Что бы мы ни думали о фильме «Мумия», внешность Имхотепа в нем передана вполне корректно. Кроме того, были найдены и рисунки Имхотепа, высеченные в скале, что позволило сделать предположение о внешности помощника фараона. Кстати, что бы мы ни думали о фильме «Мумия», образ Имхотепа в нем передан достаточно верно.
Биография
Высокое положение Имхотепа при дворе царя описано на основании расшифровки надписей на статуе Джосера, где после титулов фараона следуют титулы его первого советника: «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополиса, Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз». О его происхождении известно мало, но, судя по эпиграфическим данным архитектора Хнумибра из Вади-Хаммамат (между 495 и 491 годами до н. э.), в которых Имхотеп назван сыном «Канефера, начальника работ Верхнего и Нижнего Египта». Согласно мифу, мать Имхотепа была смертной по имени Череду-анкх, возведенная позже в полубожественный статус. Утверждалось, что она была дочерью Банебджедет. Кроме того, поскольку Имхотеп был известен как «Сын Птаха», его мать иногда называлась покровительницей Верхнего Египта Сехмет, супругой которой был Птах.
Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса — усыпальницу Джосера, а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё три мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до шести, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве.
Имхотеп пережил Джосера. На северной стене, окружающей комплекс недостроенной пирамиды преемника Джосера Сехемхета, было обнаружено имя Имхотепа, что делает возможным его участие в строительстве и этой гробницы. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.
Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. В частности, рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».
Юность и обучение полубога
Говорят, что истинный учитель счастлив тогда, когда его ученик сумеет превзойти его в мастерстве. Так случилось с Хироном и Асклепием. Полубог научился не только врачебному искусству, но и сумел открыть в нём неведомые прежде границы. Он с радостью помогал людям.
Набравшись опыта, Асклепий стал пробовать новые варианты исцеления. Вершиной его мастерства стала способность к воскрешению умерших. Да, Асклепий мог не только вылечить смертельно больного человека, но и вернуть жизнь в тело, которое она покинула.
Все больше людей стало обращаться к знаменитому лекарю, Асклепий же не отказывал никому. В определённый момент царство мёртвых попросту перестало пополняться новыми душами. Люди перестали умирать, и в этом была заслуга Асклепия.
Отождествление с библейским Иосифом
С тех пор, как в 1929 году археологи обнаружили статую Джосера, а затем расшифровали и надписи на ее пьедестале, Имхотеп официально был признан реально существующим человеком. Дело в том, что надпись на статуи гласит: «Имхотеп – хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз».
Рекомендуем по теме
Как зарождаются мифы в мифологии Мьельнир Ванахейм
Это позволило ученым и историкам выдвинуть другой вопрос. А не является ли Имхотеп тем самым библейским Иосифом, ибо уж слишком много совпадений между ними было выявлено. Мы уже познакомили вас с деятельностью Имхотепа, а теперь давайте сравним ее с некоторыми библейскими текстами. Уж поверьте, они вас точно заинтригуют.
“И сказал фараон Иосифу: “Так как Бог открыл тебе все это, то нет никого мудрее тебя. Я поставлю тебя над моей страной и народ мой будет повиноваться тебе; только престолом я буду больше тебя”
“Отныне ты будешь правителем всего Египта”, и дал фараон Иосифу перстень со своей царской печатью с руки своей и одел его в одежду из тончайшего полотна, а на шею ему возложил золотую цепь. По воле фараона Иосифа везли на второй из колесниц, а перед колесницей Иосифа шли телохранители и провозглашали народу: “кланяйтесь Иосифу”. И стал Иосиф правителем всего Египта. И сказал фараон Иосифу: “Я, фараон; никто другой в Египте не смеет пошевелить рукой или ногой без твоего на то разрешения”. (Бытие 41:39-44)
- Более того, имеются и другие библейские сходства между Иосифом и Имхотепом. Из библии мы знаем, что фараон обратился к Иосифу во времена бедствий (предположительно, великой засухи).
- По легенде Имхотеп ввел реформу, по которой 10% всего, что добыто на египетской земле принадлежит фараону. Библия же гласит об аналогичном законе, только «такса» меняется на 1/5 часть, т.е. на 20%.
- В Библии говорится, когда египтяне взмолились фараону о голоде, он отправил их к Иосифу и велел делать все, что он скажет. Тоже самое было и с Имхотепом.
Кроме того, до нас дошел ряд высказываний некоего Птахотепа. Сложности заключаются в том, что история насчитывает, по меньшей мере, 5 таких Птахотепов. Однако объясняется все просто. Последующие жрецы, после Имхотепа, приписывали себе его деяния, свершения и мудрость. Как бы там не было, а ниже мы приведем вам аналогию высказываний Птахотепа с высказываниями Иосифа из Библии.
- “Не гордитесь своими знаниями” (Птахотеп).
“Не будь мудрецом в глазах своих (не полагайся на свою мудрость), но почитай Господа и удаляйся от зла” (Притчи 3:7) .
- “Не строй планов на завтра, так как не знаешь что будет” (Птахотеп) .
“Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что принесет тебе этот день” (Притчи 27:1) .
- “Если ты хочешь иметь друга, не справляйся о нем у других, но обратись к нему напрямую и имей дело с ним одним” (Птахотеп).
- “Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить ее между собой. И не выдавай тайны другого” (Притчи 25:9).
Как видите, все достаточно сложно, но очень интересно. Действительно много фактов говорят о том, что Имхотеп и Иосиф – это одно и то же действующее лицо. Однако оставим эту информацию для споров ученых и рассмотрим Имхотепа в современном мире.
Имхотеп в современном искусстве
Наверняка многие из вас смотрели фильм «Мумия», снятый режиссером Стивеном Соммерсом. Ничего не хотим сказать о нем плохого, но, наверное, египтологи ядом плевались, когда его смотрели. Превратить великого политика, архитектора и скульптора в алчного и жаждущего власти черного мага – это надо суметь.
Как бы там не было, фильм получился замечательный с одним только недостатком – в нем нет ни капли исторической правды, кроме имени Имхотепа. И да, женой великого жреца была не Анксунамун, как в фильме, а Неферт-ренпет.
Также Имхотем упоминается в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», только не как персонаж, а как коктейль, который был создан в честь великого помощника фараона.
Помимо этого, Имхотеп появился и в Звездных вратах. Его именем назван один из второстепенных гоа`улдов. Кстати, в этом сериале Имхотеп фигурирует строителем пирамид, которые предназначались для посадки инопланетных судов.
Имя Имхотеп принадлежало главному герою романа Агаты Кристи «Смерть приходит в конце». Также Имхотепом назван один из кратеров на планете Меркурий.
Вот, собственно, и все, дорогие читатели. Теперь вы знаете о Древнем Египте немного больше, чем раньше, а главное – имеете достойный пример для подражания, пример, который своими трудами закрепил свое имя в истории человечества.
Происхождение Имхотепа
О рождении, детстве, да и вообще, о происхождении этого великого человека известно очень мало. Дело в том, что родился Имхотеп в семье обычного простолюдина, примерно в XXVII веке до н. э. Что касается его рождения и семьи, то отец его назван Канефером, который был начальником работ в Верхнем и Нижнем Египте, а мать его была Херду-анх, выходцем из чиновничьего рода.
На самом деле, Имхотеп был далеко не человеком с улицы, но и к до высших категорий населения ему было очень далеко. Это и вызывало споры у историков, считающих его мифическим персонажем. В те времена простолюдину невозможно было пробиться во власть. Имхотеп же стал первым человеком в истории, который благодаря своему уму и трудам смог стать первым помощником фараона (Джосера, а впоследствии и его приемника, т.к. Имхотеп пережил Джосера).
Примечания[править]
- Поскольку фантазии у Имхотепа было маловато, все улицы города он называл в честь себя: Первая Улица Строителей, Вторая Улица Строителей и т. д.
- Факт недооценки гениальности архитектора выразился также в том, что его оригинальная технология возведения пирамид не была задокументирована в летописях. Учёные долго ломали головы себе и друг другу на этот счёт, пока древнее искусство не было заново открыто неким Сергеем Мавроди.
- Ну да! А как ещё общаться с задержанным дыханием?
- Ныне этот блокнотик известен как «Мировая энциклопедия зодчества и скульптуры».
- Ответ — «Маленький зелёненький камнеед».
- И правильно сделала. — Прим. ред.
- В нетрезвом состоянии находился, очевидно, фараон, а не скульптор. — Прим. ред.
- Почему именно медицины, непонятно.
- Вероятно, по вопросам авторства кирпича, колеса и слова, которые укры всегда и со всеми оспаривали.
- А что? Так красивее — целые очки на разбитой роже.
Строительство Ступенчатой пирамиды Имхотепом
В 1926 году в районе Саккара археологическая миссия в составе Сесила Ферса и его помощника Жана-Филиппа Лауэра, еще только начинавшего карьеру в египтологии
Он оценил важность этого памятника архитектуры древнего Египта и решил посвятить его изучению свою жизнь, прожив в Египте 50 лет
Египетские пирамиды
В 1991 году Лауэр поведал свою историю над исследованием подземных ходов, умело спроектированных Имхотепом, в Ступенчатой пирамиде фараона древнего Египта Джосера. Они двигались с Ферсом по лабиринту коридоров. Он рассказал о том, как была найдена большая галерея в пирамиде: «Мы обнаружили внутреннее помещение и проделали брешь в стене. Поскольку Ферс был достаточно крупного телосложения, войти в камеру было поручено мне.
С трепетанием сердца я зашел в сокровищницу древности, куда уже 4000 лет не ступала нога человека. В мерцании света свечи я обнаружил комнату, облицованную ровными плитами известняка. Из этого помещения я попал в новые, меньшие по размеру. Некоторые из них были украшены рисунками с изображением больших звезд».
Хотя ценные предметы и драгоценности пирамиды Египта давно были украдены в древние времена, на каждом шагу ученый находил прекрасные рисунки на стенах с религиозными сценами в присутствии фараона Египта Джосера. В одной из пирамид был найден скелет ребенка около восьми лет. Другие были заполнены чашами из мрамора, доломита, кварца. Все они имели отношение к периоду, предшествующему правлению Джосера. Вероятно, гробницы фараонов более раннего времени пострадали от вандализма, и Джосер приказал их поместить в свою усыпальницу в дань уважения к своим предкам и чтобы вернуть их владельцам в другом мире.
Не удивительно, что занявшие трон древнего Египта после Джосера фараоны стремились построить такие же грандиозные гробницы, ступени которых вели бы в небеса даже после смерти царя. Однако попытки многих из них не увенчались успехом: некоторые ошибались в проектных расчетах и пирамида вскоре рушилась, другие не успевали завершить строительство из-за скоропостижной смерти.
Только через пол-века в местечке Медум, что находится в 64 км в южном направлении от древней столицы Египта Мемфис, был построен восьми ступенчатый погребальный комплекс.