Затишье перед бурей
Войдя в Беотию, Мардоний построил укрепленный лагерь у небольшой реки Асоп и стал ожидать подхода греков. Командующий объединенной греческой армией спартанец Павсаний стремился дать сражение на холмистой местности, где противник не мог использовать свое превосходство в коннице, поэтому приказал разбить лагерь на противоположном берегу Асопа на холмах между берегом реки и городом Платеи. Никто из противников не хотел атаковать первым: Павсаний, стремясь вызвать врага на бой, все время переносил лагерь ближе к берегу реки, а Мардоний старался постоянно тревожить отряды греков своей конницей, однако эта тактика сыграла против него самого — во время одной из стычек был убит персидский командир Масистий — второй человек в войске после Мардония. С другой стороны, персы не давали грекам пополнять запасы воды, обстреливая фуражиров, а затем и вовсе сумели засыпать источник, откуда греки безопасно черпали воду. После Мардонию снова улыбнулась удача — он сумел перехватить большой обоз греков.
Персидская конница. (wikipedia.org)
Положение войска Павсания ухудшалось, и он решил отступить и занять позицию у Платей, где персы не могли так просто отрезать его армию от подвоза припасов. Из-за плохой организации ночного марша армия оказалась разделена на несколько изолированных отрядов. Мардоний, узнав об отступлении греков и о том, что они разделены на несколько колонн, пренебрег предсказаниями прорицателей, обещавших победу тому, кто останется на своем берегу Асопа, и решился атаковать греков и разбить их по частям.
Трагедии Еврипида
Сидящий Еврипид. Римская статуя II века. Лувр
Из 92 пьес (включая 22 тетралогии), приписываемых Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло лишь 19 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатировская драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был лишь «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя — «Алкеста» (вариант названия: «Алькеста», «Алкестида»), а к более поздним пьесам принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».
Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии стала нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Кроме того, рабы и рабыни в его пьесах — не бездушные статисты, а имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.
Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряжённых до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.
Список полностью дошедших пьес
- Алкеста (438 год до н. э., 2-е место)
- Медея (431 год до н. э., 3-е место)
- Гераклиды (430 год до н. э.)
- Ипполит (428 год до н. э., 1-е место)
- Андромаха (425 год до н. э.)
- Гекуба (424 год до н. э.)
- Просительницы (423 год до н. э.)
- Электра (413 год до н. э.)
- Геракл (416 год до н. э.)
- Троянки (415 год до н. э., 2-е место)
- Ифигения в Тавриде (414 год до н. э.)
- Ион (414 год до н. э.)
- Елена (412 год до н. э.)
- Финикиянки (410 год до н. э.)
- Киклоп (408 год до н. э., сатировская драма)
- Орест (408 год до н. э.)
- Вакханки (407 год до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде»)
- Ифигения в Авлиде (407 год до н. э.)
- Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов)
Список пьес, сохранившихся частично или утраченных
- Авга
- Автолик (сатировская драма)
- Александр (415 год до н. э., сохранилась частично)
- Алкмена
- Алкмеон в Коринфе (около 405 год до н. э.)
- Алкмеон в Псофиде (438 год до н. э.)
- Алоп
- Андромеда (412 год до н. э.)
- Антигона
- Антиопа (около 408 год до н. э.)
- Архелай (около 407 год до н. э.)
- Беллерофонт (432—431 годы до н. э.)
- Бусирис (сатировская драма)
- Гипсипила (около 408 года до н. э.)
- Диктис (431 год до н. э.)
- Иксион
- Ино
- Ипполит закрывающийся (434 год до н. э.)
- Кадм
- Кресфонт
- Критяне
- Критянки (438 год до н. э.)
- Ликимний
- Скиросцы
- Меланипп в заточении
- Меланипп мудрый
- Мелеагр
- Ойней
- Паламед (415 год до н. э.)
- Пелиады (455 год до н. э.)
- Плисфен (сатировская драма)
- Polydios
- Протесилай
- Сизиф (сатировская драма, 415 год до н. э.)
- Syleus (сатировская драма)
- Скирон (сатировская драма)
- Сфенебея
- Телеф
- Темен
- Темениды
- Тесей
- Фаэтон (около 420 года до н. э.; сохранилась частично)
- Феникс I
- Феникс II
- Фиест
- Филоктет (431 год до н. э.)
- Фрикс
- Хрисипп (410/409 год до н. э.)
- Schnitter (сатировская драма, 431 год до н. э.)
- Эврисфей
- Эгей
- Эдип
- Эномай (410/409 год до н. э.)
- Эол (до 423 год до н. э.)
- Эрехтей (около 423 года до н. э.)
Выход на позиции
Персидские войска сначала высадились в Каристосе, а затем в Эретрии на севере Эвбеи. Разграбив оба города, 1 и 2 сентября перешли через пролив к восточному концу Марафонского залива. Это место было выбрано в качестве подходящей точки высадки для персов, потому что это была идеальная местность для конницы. Кроме того, рядом было расположено озеро, что гарантировало запасы воды как для воинов, так и для лошадей.
Когда греки обнаружили место вторжения, среди афинских стратегов или генералов возникла дискуссия о том, остаться или встретиться с захватчиками. Но выбран был последний вариант, и греки прибыли к Марафону 3 или 4 сентября, они поставили лагерь возле святилища Геркулеса в западной части залива. Спартанцы битву пропустили.
Историкам, конечно, известно, где и когда была Марафонская битва. Однако детали столкновения, изложенные в древних источниках, как и большинства сражений начала 5-го века до н. э., отрывочны и противоречивы. Скорее всего, 11 сентября (по этому числу определяют дату Марафонской битвы — 12 или 13 сентября) греки выстроили свои боевые линии в центре залива, в то время как персы подняли только половину своей пехоты. Греки растянули линию своих войск, чтобы сравняться с персами, сократив их до четырех человек в глубину. Платеи были расположены на правом фланге, а афиняне были в центре и слева. Лучшие персидские и сакайские войска располагались в центре, скорее всего, линия составляла 10 человек в глубину. Это была обычная персидская тактика, поэтому истончение греческих гоплитов в центре могло быть преднамеренной тактикой Мильтиада или Каллимахоса, что позволило бы флангам окружить персов по мере их продвижения в центр. С другой стороны, греки не могли позволить себе более узкий фронт, чем был у персов, так как это позволило бы им обойти греков на флангах. Обе линии, захватчиков и защитников, растянулись на 1500 метров в длину, и теперь они стояли на расстоянии 1500 метров друг от друга.
За минуту
Действие трагедии происходит в Аргосе спустя несколько дней после убийства Орестом своей матери Клитемнестры. Герой тяготится муками совести, а аргосский суд должен вынести решение о его судьбе. Вместе с Орестом судят его сестру Электру, которая помогала ему совершить преступление. Электра нежно любит брата и готова ради него на все.
В это время в Аргос приезжает спартанский царь Менелай со своей женой Еленой. Менелай обещает помочь Оресту, но из-за трусости и боязни потерять трон Спарты отказывает в поддержке в последний момент. Брата и сестру приговаривают к казни.
Что бы отомстить Менелаю и спастись, Орест с другом Пиладом решают захватить в заложники Елену и ее дочь Гермиону. Но тут в конфликт вмешивается бог Аполлон. Он превращает Елену в звезду и возносит на небо. Менелаю он приказывает взять другую жену, Орест берет в жены Гермиону, а Пилад женится на Электре. Оресту Аполлон предрекает, что тот будет оправдан афинским Ареопагом.
Еврипид (Эврипид) – великий древнегреческий драматург, младший современник Эсхила и Софокла. Его биография была бы находкой для современной желтой прессы: интриги и соперничество с другими поэтами, 2 распавшихся из-за измены брака, отъезд с родины и таинственная смерть, предположительно, наступившая в результате придворного заговора.
Историческое наследие Марафона
Сражение стало обрастать легендами еще в период античности. Это было связано, в первую очередь, с героизмом, который проявили греки во время битвы. Некоторые факты были опровергнуты археологами во время раскопок в долине, где происходила битва. Другие факты были подтверждены новыми открытиями и находками.
Одну из легенд не удалось опровергнуть или подтвердить до конца. Суть ее состоит в том, что воин греческой армии Фидиппид после сражения бежал от равнины до Афин без остановки. Он хотел возвестить о том, что греки одержали победу над персами. Только воин достиг города, он упал и умер, успев крикнуть, что Афины победили. В сочинениях Геродота Фидиппид упоминается, как гонец, который был послан из Афин в Спарту, чтобы просить о помощи. За два дня посланцу пришлось преодолеть 230 км. Легенду придумали уже в 1 веке нашей эры, спустя 550 лет после битвы.
Когда в конце 19 в. возобновилось проведение Олимпийских Игр, то сотрудники Международного комитета измерили расстояние между Марафоном и Афинами. Реальное расстояние составило 34,5 км. Эту дистанцию пробегали спортсмены на Играх в 1894 и 2004 гг.
Память о сентябрьских событиях 490 г. до н.э. хранят и памятники. К ним относятся Марафонский трофей, развалины Пирго, часовня и могилы павших в битве. Трофей был поставлен в честь греческой победы над персами. Название «трофей» означает обращение в бегство. Оригинальный памятник до наших дней не сохранился, на его месте стоит копия. Возле нее расположены развалины мрамора, которые называются Пирго. Считаются, что это руины бывшей могилы военачальника греков Мильтиада. Около этого места построили небольшую часовню, которая посвящена греческой победе возле Марафона.
Имена 192 греков из Афин, которые погибли в битве, нанесены на каменные надгробия, выложенные на холме. Это общая могила, на которой стоят памятник Мильтиаду и монумент, посвященный битве. Есть и две могилы поменьше, в которых, возможно, похоронены платейцы и рабы.
Битва при Марафоне не просто великая победа греков в прошлом, но и гордость современной Греции. Этому историческому событию посвящена биметаллическая монета, которую Нацбанк выпустил в 2010 г. Греки всегда с восхищением рассказывают о Марафоне и о том, что небольшая армия Афин смогла дать решительный отпор персам. Историки считают, что битва остановила продвижение персов в Европу и спасла континент от нашествия восточных варваров. Несмотря на множество мифов, которые окружают сражение, событие 490 г. до н.э. при Марафоне было, оно оказало огромное влияние на политическую систему, культуру и мировоззрение населения греческих полисов.
Хитрость Фемистокла
Среди греков возникли довольно серьёзные разногласия. Большая часть военачальников предлагали покинуть Саламин и бросить все силы на оборону Коринфского перешейка. Будучи хорошим стратегом, возглавлявший греческий флот Фемистокл сообщил, что эллины смогут победить превосходящие по количеству суда персов только в узких проливах. Но к его мнению никто не прислушался. И Фемистокл пошёл на хитрость: он отослал к Ксерксу доверенного гонца с важным сообщением. Тот рассказал персидскому царю, что греки планируют бежать и если он хочет уничтожить вражеский флот, то стоит напасть на них прямо сейчас (более подробно мы расскажем об этом ниже).
Для эллинов битва в узком пространстве была единственным способом одолеть неприятеля. Ведь только так можно нивелировать численный перевес персидского флота. Заплывая в проливы между островом и материком, персы лишали себя преимуществ. Начав Саламинское сражение, дата которого указана в начале статьи, они совершили стратегическую ошибку, определившую исход битвы и исход войны в целом.
С чего все начиналось
В 500 г. до н.э. греки Милета * восстали против персов. На помощь Милету пришли Афины с Эретрией, которые дали 25 своих кораблей. Милетское восстание подавили в 496 г. до н.э., но персидский царь Дарий I воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы объявить войну полисам из Балканской Греции (там, где располагались Афины).
Начало военных действий и Марафон
Хотя само восстание началось в 500 г. до н.э., а закончилось оно в 496 г. до н.э., активные боевые действия, ознаменовавшие период греко-персидских войн, начались только в 490 г. до н.э.
Первую попытку персов начать войну предпринял еще зять Дария I – Мардоний. Он двинулся на Балканы в 492 г. до н.э., но его флот быстро сокрушили.
Геродот утверждает, что в армии Дария было около 1 млн. человек, при этом на п-ов. Аттику высадилось 100 тысяч воинов. В тоже время афинская армия насчитывала только 10 тысяч гоплитов * во главе с Мильтиадом *. Современные историки утверждают, что у персов в распоряжении был небольшой отряд, основной задачей которого было выманивание афинского войска со своей территории. Позже должны были уже подойти войска во главе с Дарием I.
Хронология событий у Марафона:
- Персидский военачальник Датис увидел, что афинская армия подошла к местечку Марафон на полуострове Аттика и посчитал, что его миссия выполнена – стал отводить персов к кораблям, чтобы те грузились домой.
- Пока персы отходили, Мильтиад атаковал вражеский арьергард *. Главные силы персов – кавалерия – не участвовали в бою, так как уже были погружены на корабль. В арьергарде сражались только пешие лучники, а со стороны греков была фаланга гоплитов.
- Когда до персов оставалось всего 200 шагов (это как раз расстояние, которое пролетит выпущенная стрела), Мильтиад приказал своим людям перейти на бег. Таким образом, персы не смогли эффективно обстрелять противника.
- Из-за быстрого бега греков, персы не выдержали натиск и не дали соответствующий отпор, отчего стали отступать к гавани. Афинская армия должна была отдыхать во время бега (доспехи гоплитов в весе достигали 30 кг), к тому же сам строй фаланги в ходе бега нарушился, и это дало персам возможность рассеяться и добраться до кораблей живыми.
- Когда афиняне продолжили свой бег, персы уже смогли погрузиться на корабли и спастись, но при этом бросили свое имущество и разбитый лагерь. Таким образом, грекам достались трофеи в виде лагерного имущества, но пленных и лошадей они не взяли.
Когда битва при местечке Марафон была выиграна, в Афины отправили гонца. Он бежал без остановки весь путь (42 км 195 м), успел прокричать на рыночной площади в Афинах, что персы разбиты, и умер на месте.
После сражения с персами при Марафоне греческая армия тут же вернулась в Афины, и оппозиция не успела поднять восстание. А в это время Дарий, который бы по задумке должен был прибыть в лишенные поддержки Афины со своим флотом, отплыл к Малой Азии, так как непогода не позволила ему быстро добраться до Афин.
После сражения при Марафоне персы долго не рисковали наступать. Во-первых, в Египте длилось восстание с 486 по 484 гг. до н.э. и туда нужно было направлять все силы. Во-вторых, помешала смерть Дария I.
Гибель спартанцев и других греческих воинов
У Леонида к этому времени оставалось около пяти тысяч воинов. Весть о заходящих с тыла персах сделало оборону стены бесполезной. Желая спасти значительную часть греческого войска, Леонид отдал им приказ отступить и соединиться с прочими эллинскими силами, и, действительно, около 2000 воинов двинулись на юг. Сам Леонид остался с 300 земляками — спартанцам в принципе их устав запрещал отступать, вне зависимости от обстоятельств. Однако отряды фиванского (под командованием Демофила) и феспийского (под командованием Леонтиада) ополчений общей численностью примерно 2000 человек тоже отказались уходить. В итоге на Фермопилах они разделили участь спартанцев.
Триста спартанцев готовы к последнему бою
Заметив приближающихся с тыла персов, ведомых Эфиальтом, греки отступили от своих баррикад расположились на возвышенности у выхода из Фермопил. Они уже не рассчитывать победить, только достойно умереть. В конечном счёте горстка смелых эллинов приняла бой в месте, где проход уже значительно расширялся. Но и там персы толком не могли развернуться, многие из них погибали в результате давки или падения с обрыва.
Персы стреляли в оставшихся на поле брани греческих героев из луков, бросали в них камни. А спартанцы всё равно держались очень мужественно. Когда у воинов из Спарты ломались копья, они бились с противники короткими мечами, а иногда и вступали в рукопашную. Геродот свидетельствует, что при этом особую доблесть проявили спартанцы Алфей, Диенек и Марон. Упоминается и некий Дифирамб из Феспии, тоже проявивший себя как смелый воин. В жестокой сече не уцелел практически никто. В бою погиб Леонид, но и персы потеряли, например, Аброкома и Гиперанфа, братьев Ксеркса. Ксеркс, кстати, когда всё закончилось, лично отправился на осмотр места сражения. Обнаружив тело Леонида, он повелел отрубить ему голову с плеч и посадить на кол.
Вся битва при Фермопилах на карте
Из трёхсот спартанцев выжил лишь Аристодем — они из-за болезни был заранее оставлен Леонидом в Альпенах, поселении неподалёку от ущелья. Когда Аристодем вернулся в Спарту, его ждало бесчестье. Ни один человек не говорил с ним, за ним закрепилось прозвище Аристодем-Трус. Известно, что в дальнейшем Аристодем попытался реабилитировать себя и героически погиб в сражении при Платеях. По некоторым данным, в живых остался ещё и некий спартанец Пантит, который якобы был послан в качестве гонца в Фессалию. Когда он вернулся в Спарту, его тоже ждал позор.
Воздавая должное противникам, персы погребли павших эллинов с воинскими почестями на том же холме, где произошёл последний бой. Вскоре над их могилой был сделан памятник в виде статуи льва (Леонид означает в переводе с древнегреческого «подобного льву») с красивой эпитафией.
А так выглядит памятник царю Леониду и 300 спартанцам в Фермопилах
Павших спартанцев на родной земле почитали как настоящих героев. И даже спустя шесть столетий в Спарте каждого из них помнили по имени.
Документальный фильм «Последний бой 300 спартанцев»
Гомер
Гомер (VIII-ой век до н.э.)
Гомер прославился двумя эпическими поэмами: «Илиадой» и «Одиссеей». «Илиада», по всеобщему признанию, является старейшим произведением западной литературы. Даже сами греки признают влиятельность Гомера и не считают достаточно образованными тех своих соотечественников, кто не читал его произведений. При этом до сих пор ведутся споры относительно того, является ли Гомер реальной исторической фигурой. О нем и его жизни неизвестно абсолютно ничего. Произведения «Илиада», и «Одиссея» внесли огромный вклад в литературу. Фактически даже Шекспир написал одну из своих пьес на основе «Илиады».
Биография Еврипида
Более надежные источники сообщают, что поэт происходил из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно, что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки. В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения драматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности. При этом позиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников.
Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то одну посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывается от 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида. Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественно к периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчества Софокла; умерли поэты также в один год. Однако драматургия их содержит принципиальные различия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей «Поэтики». Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что «сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть». Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторства Еврипида.
Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героический характер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными, образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей. В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитания гражданских добродетелей. Еврипид же в большей степени отразил наступление кризиса афинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма.
Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.
Главным образом затянувшаяся, тяжелая для афинян Пелепоннесская война обострила все противоречия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабами и свободными до противоречий между Афинами и их союзниками. Сказывалось и воздействие распространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственной философии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философские учения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическое отношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость индивидуума.
Закономерным образом в новых исторических условиях Еврипида интересует прежде всего отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни. В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие, их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров
Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев
Творчество Еврипида
У Еврипида Орест как больной человек страдает припадками, и ему во время бреда кажется, что кругом него Эриннии, которые его хотят убить. У Эсхила Орест не сомневается в своей правоте, он по призыву Аполлона убил мать, которая убила его отца, правителя Аргоса, главу семьи, мужчину, который всегда и во всем активен, а женщина Лишь существо пассивное, стоящее неизмеримо ниже. У Еврипида нет такой трактовки, нет защиты приоритета мужского права. Орест говорит, что он убил мать, потому что она была преступна, отдалась любовнику, обесчестила отца, героя Эллады, защитника ее. Так, в речи перед дедом Тиндаром, защищая свое право убить мать, Орест заявляет:
Ты говоришь: я грешен был, старик, Что мать свою убил, слова другие И ту же мысль возьми, я буду прав. Без мщения отца я не оставил. (стр. 47)
Ты подумай, Над кем она глумилась? Ратоборцу За Грецию ложе осквернить! (стр. 48)
Вину поняв свою, не захотела ж Виновную, небось, она убить. Нет, моего отца казнила.
На что слова, Елена? Если ты Не видела семьи Агамемнона Злосчастия . полюбоваться можешь: Вот день и ночь у трупа сторожу . Иль не мертвец? Дыханья не уловишь . .. Так и сижу . не мне судьею быть Ему . А с вас, блаженных, не довольно ль Увидеть нас измученных бедой? (23 стр.)
В следующей сцене Электра с злорадством кричит, слыша стоны Елены, убиваемой Орестом и Пиладом с целью отомстить Менелаю:
Бейте, губите, разите! Меч двулезвейный В тело ее погружайте. Мужа, отца обесславила, Греков губила Там у пучины Скамандра, Где от железа стрел Слезы рождали слезы. (83 стр.)
-
Беседа об искусстве в доу
-
Таиланд традиции и обычаи краткое содержание
-
Рассказ о трех яблоках краткое содержание
-
Конкурс безопасное детство в детском саду
- Иоанн рыльский житие краткое содержание
Книги (4)
ГераклРаздел библиотеки: Русский язык и литература
«Геракл» — трагедия великого древнегреческого драматурга Еврипида (480 — 406 до н. э.).Отважный Геракл отправляется в Царство мертвых, чтобы совершить свой очередной подвиг — увести оттуда пса Цербера.
Тем временем коварный царь Лик хочет погубить всю семью Геракла, но герой внезапно возвращается и убивает злодея. Но на этом испытания Геракла не кончаются — богиня Гера лишает его рассудка… Другими произведениями Еврипида, дошедшими до наших дней, являются «Ифигения в Тавриде», «Финикиянки», «Ион», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде», «Киклоп», «Электра», «Елена». Авторитет Еврипида в мировой литературе неоспорим.
Его трагедиям спустя сотни лет подражали многие известные драматурги. Его бессмертные произведения переведены на разные языки мира.
Читать »
ЕленаРаздел библиотеки: Русский язык и литература
«Елена» — трагедия великого древнегреческого драматурга Еврипида (480 — 406 до н. э.).
В основе сюжета — легенда, согласно которой Троянская война началась из-за призрака прекрасной Елены, а ее саму боги похитили и унесли в Египет. В Египте ее преследует влюбленный царь Феоклимен, она прячется от него и неожиданно встречает своего супруга Менелая… Другими произведениями Еврипида, дошедшими до наших дней, являются «Ифигения в Тавриде», «Финикиянки», «Ион», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде», «Киклоп», «Электра». Авторитет Еврипида в мировой литературе неоспорим.
Его трагедиям спустя сотни лет подражали многие известные драматурги. Его бессмертные произведения переведены на разные языки мира.
Читать »
Трагедии. Том 1Раздел библиотеки: Русский язык и литература
В древности Еврипида называли «философом на сцене». Действительно, в конфликтах между мифическими героями, действующими в его трагедиях, решаются важнейшие общие вопросы человеческого бытия, человеческой нравственности. И вместе с тем в каждой трагедии воплощена высокая правда характеров, правда страстей, позволившая другому великому афинскому трагику, Софоклу, сказать о своем младшем современнике, что тот изображает людей «такими, какие они есть».
Все эти свойства, в сочетании с могучим поэтическим талантом Еврипида, принесли его творениям бессмертие — не только в книгах, но и на многих сценах мира.
Читать »
Трагедии. Том 2Раздел библиотеки: Русский язык и литература
В древности Еврипида называли «философом на сцене». Действительно, в конфликтах между мифическими героями, действующими в его трагедиях, решаются важнейшие вопросы человеческого бытия, человеческой нравственности.
И вместе с тем в каждой трагедии воплощена правда характеров, правда страстей, позволившая другому великому афинскому трагику, Софоклу, сказать о своем младшем современнике, что тот изображает людей «такими, как они есть». Все эти свойства в сочетании с могучим поэтическим талантом Еврипида принесли его творениям бессмертие — не только в книгах, но и на многих сценах мира.
Настоящее издание впервые дает полного Еврипида в подлинном переводе Иннокентия Анненского (при этом снята правка Φ. Φ. Зелинского прежних изданий). Перевод двух трагедий — «Умоляющие» и «Троянки» — публикуются впервые по сохранившимся в архивах рукописям Инн. Анненского. В разделе «Дополнения» помещены трагедия «Реc» приписываемая Еврипиду, и трагедия «Вакханки» в переводе Φ. Φ. Зелинского.
Читать »
Добавить отзыв
Влияние
Еврипид был знаменит в своей жизни; его даже карикатурировали комедийный драматург Аристофан в сатирических лягушках и в других пьесах. Из-за его высокого статуса в греческой литературе его пьесы были сохранены в рукописях, которые копировались и переписывались на протяжении веков.
Драмы Еврипида повлияют на таких более поздних авторов, как Джон Мильтон, Уильям Моррис и Т.С. Элиот. Роберт Браунинг и Элизабет Баррет Браунинг были еще двумя поэтами, которые восхищались им и писали о нем. Его пьеса «Циклоп» была переведена поэтом Перси Биши Шелли, а американский поэт граф Куллен перевел Медею. Пьесы Еврипида по-прежнему адаптированы и созданы для театра сегодня.
Еврипид
Еврипид (Эврипид) (др.-греч. Εὐριπίδης; лат. Euripides). Родился 480-е годы до н.э. — умер 406 год до н. э. Древнегреческий драматург, один из крупнейших представителей классической афинской трагедии. Автор около 90 драм, из которых до наших дней дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».
Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.
Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков.
Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.
Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.
Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.
В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно.
О смерти Еврипида осталось несколько легенд. Например, в Суде сказано: «Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа».
Версия про женщин — смахивает на грубую шутку с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая — организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.
Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.
Сражение под Марафоном
Армией персов командовали Артафен и Датис. Среди руководителей похода был и грек Гиппий, бывший тиран Афин, который бежал из полиса под влиянием местного населения. Войско греков возглавили Мильтиад и полемарх Каллимах.
Долина возле Марафона имеет форму полумесяца, которая двумя концами выходит в бухту. Равнина с наружной части защищена горами разной высоты. Греческая армия расположилась в нескольких километрах от места, где высадились греки.
Фаланга была выстроена при входе в долину. С правого фланга воинов защищали гоплиты, слева Мильтиад поставил отряды платеян. По филам, чуть левее от фаланги стояли воины. Каллемарху было поручено возглавить правый фланг, а левый – Аемнест.
Фаланга не имела нужной глубины для наступления, поскольку персов было слишком много. Да и долина возле Марафона была очень широкая. Из-за этого Мильтиад приказа сократить количество шеренг по центру фаланги, отдав предпочтение флангам. Туда были перемещены солдаты из центра. Общая протяженность фронта составила почти 1 километр.
Персы на передний план поставили лучников, по флангам их прикрывала конница. Мильтиад приказал начинать бой беглым маршем, чтобы солдаты смогли быстро пробежать пространство, доступное лучникам и стрелам. Кроме того, военачальник рассчитывал, что бегущие греки смогут морально напугать персов.
Первый удар принес успех грекам, но персы довольно быстро пришли в себя. Лучники прорвали центр греческой фаланги, заставив афинян отступить вглубь Марафонской долины. Конница не смогла преследовать греков, поскольку ее смяли фланги афинян. Из-за натиска греческих флангов лучники проиграли, персы попали в окружение и стали убегать.
Греки были лучше подготовлены физически, имели прекрасно слаженное войско в строю, качественное оружие, поэтому получили огромное преимущество над численно превосходящей армией персов. Когда стемнело, центр армии противников дрогнул и стал убегать к кораблям. Жители Греции выстояли против профессиональной армии Дария Первого, одержав волевую победу.
Схема битвы при Марафоне