Демосфен: биография, вклады, выступление, работы — философия — 2022

Смерть

Жизнь Демосфена пришлась на тяжелое для Греции время: страна страдала от нападок Македонии и постоянно подвергалась нападениям. Демосфен, воспользовавшись даром убеждения, пытался склонить людей к мысли о том, что разрозненные греческие полисы должны сплотиться в борьбе с врагом.

Отчасти оратору удалось добиться желаемого: часть полисов действительно объединились против Македонии. Однако таковых оказалось слишком мало, и греческое войско пало в очередной битве. Власть перешла в руки македонцев, которые наводили собственные порядки. Несмотря на это, Демосфен продолжил выступать с речами против захватчиков.

Разумеется, македонцам не понравился непокорный оратор-вольнодумец. Демосфену вынесли смертный приговор. Великий риторик попытался избежать печальной участи и покинуть столицу, однако, не успел. Демосфена схватили, но мужчина в один момент ухитрился на мгновение вырваться из рук стражи и принять смертельный яд.

Мужественному оратору установили памятник неподалеку от храма Посейдона. Кроме того, старшему сыну Демосфена пожаловали привилегию не платить налоги. Таким образом афиняне почтили память человека, которого не сломила даже смертельная опасность.

Демосфена зачастую сравнивают с другим древним оратором — . В «Сравнительных жизнеописаниях» подчеркивал, что Демосфена отличала прямолинейность и честность, в то время как Цицерон старался быть более гибким и менее категоричным в суждениях.

Сейчас сохранившиеся речи Демосфена остаются наглядным материалом, по которому можно судить о нраве и культуре Греции того времени, а также об ораторском искусстве и законах, принятых в те далекие годы.

  • «Олинфская Первая»
  • «Олинфская Вторая»
  • «Первая речь против Филиппа»
  • «Вторая речь против Филиппа»
  • «О делах в Херсонесе»
  • «О распределении средств»
  • «О симмориях»
  • «О свободе родосцев»
  • «За мегалопольцев»
  • «О договоре с Александром»
  • «За Ктесифона о венке»
  • «О преступном посольстве»

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Рекомендации

  • Бласс, Фридрих (1887–1898). Die Attische Beredsamkeit — Третий том (на немецком). Б. Г. Тойбнер.
  • Гибсон, Грейг А. (2002). Интерпретация классики. Калифорнийский университет Press. ISBN  0-520-22956-8.
  • Гольдштейн, Джонатан А. (1968). . Издательство Колумбийского университета.
  • Ирмер, Дитер (1972). Zur Genealogie der Jungeren Demostheneshandschriften: Untersuchungen an den Reden 8 und 9 (на немецком). Гамбург: Хельмут Буске Верлаг.
  • Калицунакис, Иоаннис (1952). «Демосфен». В Иоаннисе Д. Пассиасе (ред.). Гелиос (на греческом). Афины: Энциклопедический обзор «Гелиос».
  • Каппарис, Константинос А. (1999). Аполлодорос против Нейры. Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-016390-X.
  • Лонг, Фредрик Дж. (2004). Древняя риторика и извинения Павла. Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-84233-6.
  • Макдауэлл, Д. (2009). Демосфен Оратор. Издательство Оксфордского университета.
  • Шефер, Арнольд (1885). Demosthenes und seine Zeit — Третий том (на немецком). Б. Г. Тойбнер.
  • Сили, Рафаэль (1993). «Передача корпуса демосфена». Демосфен и его время: исследование поражения. Oxford University Press. ISBN  0-19-507928-0.
  • Трапп, Майкл (2003). . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-49943-7.
  • Вейль, Анри (1975). Биография Демосфена в «Речи Демосфена». Папирос (от греческого перевода).
  • Уортингтон, Ян (2004). «Устное выступление в Афинском Собрании и Демосфеническая проомия». Устное выступление и его контекст под редакцией К.Дж. Макки. Brill Academic Publishers. ISBN  90-04-13680-0.
  • Уортингтон, Ян (2006). «Прологи». Демосфен, Речи 60 и 61, Прологи, Письма. Техасский университет Press. ISBN  0-292-71332-0.
  • Юнис, Харви (2001). «Вступление». Демосфен: На ​​короне. Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-62930-6.
  • Юнис, Харви (1996). «Приложение II: Подлинность собрания демегорских преамбул Демосфена». Укрощение демократии. Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8358-1.

Детство и юность

Будущий оратор родился, предположительно, в 384 году до нашей эры, в Верхней Пеании, что неподалеку от Афин. Отец Демосфена, в честь которого и был назван сын, владел собственной оружейной фабрикой. Семья Демосфена не бедствовала и даже имела некоторое количество рабов. Мать будущего риторика звали Клеовула.

Демосфен

К сожалению, в детстве Демосфену пришлось столкнуться с людской жадностью и несправедливостью жизни. Именно эти события позже повлияли на выбор жизненного пути Демосфена. Дело в том, что мальчик рано потерял отца. Однако Демосфен-старший позаботился о детях (у Демосфена была сестра) и о жене. Мужчина оставил крупную сумму денег друзьям, которых попросил опекать свою семью. 

Но опекуны оказались беспринципными людьми: прикарманив деньги и приданое, они отвернулись от жены Демосфена-старшего и детей. Несмотря на столь неприятные события, Демосфен посещал школу и получил хорошее образование. А главной мотивацией для молодого человека стала мысль о справедливом наказании нечестных опекунов.

Как будущий оратор шел к успеху

В какой-то момент Демосфен уединился, чтобы работать над собой, своими речевыми недостатками. Чтобы не было соблазна закончить обучение раньше срока, он обрил половину головы. Каждый день по несколько часов в день Демосфен упражнялся:

  • небольшие камешки во рту при произнесении слов и предложений научили оратора говорить ясно и четко;
  • громкое чтение стихов во время подъема на гору позволили ему развить дыхание и сделать свой голос более сильным. Свой эффект дали и прогулки по берегу моря, когда Демосфен старался переговорить шум прибоя;
  • от картавости оратору помог избавиться щенок: Демосфен слушал рычание своей собаки и старался повторять звуки, издаваемые животным;
  • от подергивания плечом оратор избавился с помощью острого меча. Он подвесил меч под потолком и вставал во время репетиции своей речи так, чтобы каждый раз при подергивании плечо касалось меча — так он смог контролировать свое тело;
  • друг-актер помог оратору научиться владеть пространством, правильно жестикулировать, чтобы свободно держаться на выступлениях.

Источники

  • Люсьен Самосатский, Хвала Демосфену, Жизнь Люсьена .
  • Павсаний, Описание Греции (II, 33).
  • Плутарх, Параллельные жизни ( Демосфен ).
  • Псевдо-Плутарх, Жизнь десяти ораторов .
  • Квинтилиан, Ораторское учреждение (XI, 3).

Судебный жанр

Судебные выступления ( λόγοι δικάνικοι / lógoi dikánikoi ) являются заявлениями обвинения или защиты. Мы можем выделить те, которые касаются государственных дел и гражданских выступлений. Вторые — это пять речей, произнесенных Демосфеном во время судебных процессов над его опекунами, а также его работа в качестве логографа, состоящая из одиннадцати речей. Среди первых наиболее важным является « На короне» ( Περὶ τοῦ Στεφάνου / Perì toũ Stephánou ), которая также является его последней публичной речью.

Потерянные речи

Список речей Демосфена, потерю которых следует отнести либо к импровизации, либо к небрежности оратора опубликовать их, либо к разрушительному действию времени.

  • Διφίλῳ δημηγορικός. — Этот Дифил просил публичную награду. V. Den. Галича. Din. xi; Динар. против. Демост. т. iv, стр.  33, из Орат. гр. пользователя Reiske.
  • Κατὰ Μέδοντος. — Голосование. 8, 53. Harpocr. v, δεκαστεύειν.
  • Πρὸς Πολύευκτον παραγραγή. — Беккер. Анекд . п.  90, 28.
  • Περὶ χρυσίου. — Защита перед Ареопагом в случае с Гарпалом. Какая потеря! Афины., XIII, 27.
  • Ἀπολογία τῶν δώρων. — Ден. Галича. 1- е  письмо Амму . Демост. LVII.
  • Περὶ τοῦ μὴ ἐκδοῦναι Ἅρπαλον. — Там же. Риторики, современники Дионисия, ошибочно приписывали, по его мнению, эти две последние речи Демосфену. Возможно, у нас больше не было тех, которые он действительно сочинил. — Бекк. Анекд ., П. 335, 30.
  • Περὶ Κριτίαν περὶ τοῦ ἐνεπισκήμματος (?).
  • Ὑπερ ῥητόρων. — Суид. v. ἅμα. Диодор говорит, что Демосфен тщательно подготовил эту беседу (λόγον πεφροντισμένον, xvii, 5. Plut., Vie de Démosth ., C. 23.

Ὑπερ Σατύρου τῆς ἐπιτροπῆς πρὸς Χαρίδημον (?). — Фото. Myriobibl . против. 265, стр.  491, Б.

К этому списку, взятому из Вестермана (Hist. De l’Éloq. Gr. Et rom. T. I, p. 305), мы должны добавить:

  • Выступление о защите островитян (Den. Halic. Ep. Ad Amm. I, 10). Это произведение, вероятно, не вторая часть 1- го филиппинского.
  • Harangue произнес в Фивах, чтобы опровергнуть Пифона Византии . — Плут. и Diod., после Демоста. сам.
  • Еще несколько выступлений в Фивах. — Плут. Хар. афиняне, при известии о взятии Elateus — Демосфен, вероятно, написал его, так как он цитирует длинный кусок его в мольбе для короны.
  • Импровизированное опровержение Ламаха на Олимпийских играх. — Плут.
  • Обвинение Антифона в поджоге, выдвинутое перед Ареопагом. — Plut., По данным Démsth. на дворе. Защита указа Филократа. — Эш. на Амбассадоре .
  • Обвинение против жрицы Теорис . — Плут.
  • Его победоносная защита, когда его обвинили в хищении при покупке пшеницы. — Плут. X или Дем.
  • Речи произнесены в нескольких городах Пелопоннеса, чтобы поднять их против Македонии. — Плут. и т.п.
  • Извинения за свою администрацию после поражения Херонеи.- Там же.

Плутарх ( из Славы Афин.) Упоминает просьбу: πρὸς Ἀμαθούσιον περὶ ἀνδραπόδων; он также говорит: ὅ τι τοὺς ἐποίκους ἔγραψεν: quae de inquilinis scripsit . Эта последняя речь, возможно, содержала защиту движения Гиперида, стремящегося предоставить право гражданства иностранцам после великой победы Филиппа.

(взято из перевода Стиевенара, Полное собрание сочинений Démosthène et d’Eschine, стр.  44-45, Firmin Didot, 1861.

Ораторское искусство

Дионисий Галикарнасский, историк и профессор греческой риторики, подтвердил, что Демосфен смог объединить лучшие характеристики основных стилей ораторского искусства. Таким образом, он мог носить нормальный, архаичный или элегантный стиль в зависимости от обстоятельств.

Оратор умел сочетать короткие сообщения с более длинными объяснениями. Его язык был простым и естественным, без странных слов. Единственным его слабым местом, по словам Дионисио, было отсутствие чувства юмора.

Одно из критических замечаний других историков в адрес Демосфена заключалось в том, что он никогда не хотел говорить на темы, которые ранее не изучал. Оратор тщательно готовил свои выступления и не любил импровизации.

С другой стороны, эффективность речей Демосфена основывалась не только на слове. Оратор научился использовать невербальный язык, чтобы усилить силу своих аргументов.

Демосфен

Демосфен (греч. Demosthĕnes, 384–322 гг. до н. э.) — афинский оратор и
политический деятель. Несмотря на физический недостаток, он целеустремленно
упражнялся в красноречии. Впоследствии сочинял судебные речи для других. Позже
стал идейным вождем в борьбе против Филиппа II Македонского — его знаменитые
речи «филиппики», например, против него. Несколькими годами позже был впутан в
аферу с подкупом и бежал из Афин. После захвата Афин македонцами он был осужден
на смерть. Но чтобы не попасть в руки преследователей, он принял яд. Всего он
написал 61 речь, которые служат важным источником по судопроизводству и
политическим отношениям. Был прекрасным образцом для такого мастера красноречия,
как Цицерон.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник.
М., 2007.

Демосфен (384—322 до н. э.). Афинский оратор и государственный деятель, за
свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался
величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с
недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум
волн с набитым камнями ртом, является, несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен
заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его
речей сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными
нападками на приобретающего все большую власть Филиппа Македонского, в котором
он видел угрозу не только Афинам, но свободе всех греческих городов-государств.
Его «филиппики» направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь «О
венке» (De corona) под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в
незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является
оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с
Македонией. Цицерон взял название «филиппики» для своих обвинительных речей
против Марка Антония.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская
классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти
Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.91-92.

Демосфен (Demosthenes) (384—322 гг. до н.э.). Афинский оратор, считавшийся
современниками величайшим из ораторов Аттики. Сначала был составителем речей —
логографом (logographos) и прославился своими речами, в которых отстаивалось
сопротивление македонскому царю Филиппу II. Первая «Филиппика» была произнесена
в 351 г. до н.э., за ней последовали три «Олинфики» (349 г. до н.э.), «О мире»
(436 г. до н.э.), вторая «Филиппика» (344 г. до н.э.), «О преступном посольстве»
(343 г. до н.э.), «О Херсонесе» (341 г. до н.э.), третья (341 г. до н.э.) и
четвертая «Филиппики» (341 г. до н.э.). В 339 г. до н.э. Демосфен организовал
союз с Фивами против Филиппа II, направленный на предотвращение вторжения
македонян в Аттику, однако силы союзников были разгромлены Филиппом в сражении
при Херонее (август 338 г. до н.э.).

Демосфен лично присутствовал на поле битвы и позднее произнес поминальную
речь, посвященную погибшим. Несмотря на поражение в битве, сторонник Демосфена
Ктесифон предложил почтить его заслуги золотым венком, вручаемым на Дионисийском
празднестве. В 330 г. до н.э. на основании этого предложения Эсхин возбудил
против Ктесифона судебное дело. В своей речи «Против Ктесифона» Эсхин обрисовал
политику Демосфена, обвиняя его в несчастьях Афин. Ответная речь Демосфена «О
венке» одержала решительную победу. Позднее оратор был обвинен в получении
взяток и удалился на Эгину (323 г. до н.э.). После смерти Александра Великого с
триумфом вернулся в Афины. После победы македонян в битве при Кранноне (322 г.
до н.э.) Демад приговорил Демосфена к смерти, однако тот бежал из Афин и принял
яд в храме Посейдона на острове Калаврия.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М.,
2008, с. 70.

Смерть

Жизнь Демосфена пришлась на тяжелое для Греции время: страна страдала от нападок Македонии и постоянно подвергалась нападениям. Демосфен, воспользовавшись даром убеждения, пытался склонить людей к мысли о том, что разрозненные греческие полисы должны сплотиться в борьбе с врагом.

Статуя Демосфена

Отчасти оратору удалось добиться желаемого: часть полисов действительно объединились против Македонии. Однако таковых оказалось слишком мало, и греческое войско пало в очередной битве. Власть перешла в руки македонцев, которые наводили собственные порядки. Несмотря на это, Демосфен продолжил выступать с речами против захватчиков.

Разумеется, македонцам не понравился непокорный оратор-вольнодумец. Демосфену вынесли смертный приговор. Великий риторик попытался избежать печальной участи и покинуть столицу, однако, не успел. Демосфена схватили, но мужчина в один момент ухитрился на мгновение вырваться из рук стражи и принять смертельный яд.

Мужественному оратору установили памятник неподалеку от храма Посейдона. Кроме того, старшему сыну Демосфена пожаловали привилегию не платить налоги. Таким образом афиняне почтили память человека, которого не сломила даже смертельная опасность.

Демосфена зачастую сравнивают с другим древним оратором — Цицероном. В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх подчеркивал, что Демосфена отличала прямолинейность и честность, в то время как Цицерон старался быть более гибким и менее категоричным в суждениях.

Демосфен и Цицерон

Сейчас сохранившиеся речи Демосфена остаются наглядным материалом, по которому можно судить о нраве и культуре Греции того времени, а также об ораторском искусстве и законах, принятых в те далекие годы.

Коалиция против Филиппа II

За два года до смерти Филиппа II Демосфен организовал коалицию Афин и Фив для борьбы против македонского монарха.

Филипп II представил мирный договор, но афиняне и фиванцы отказались его принять. После нескольких небольших побед коалиции на поле битвы македонцы нанесли поражение своим врагам в великой битве около Керонеи в 338 г. до н. Э. C.

Демосфен был частью афинской армии в качестве гоплита, гражданина-солдата, но его военные способности были нулевыми, и оратор в конце концов сбежал в разгар столкновения. Плутарко написал следующее: он не сделал ничего достойного, и его поведение не соответствовало его выступлениям ».

Работает

У нас есть около шестидесяти речей Демосфена и набор из шести писем, адресованных афинскому народу. Однако подлинность многих из них вызывает споры, особенно в отношении гражданских выступлений, которые он написал как логограф.

Дискуссионный жанр

Обсуждающие речи (λόγοι συμϐουλεύτικοι lógoi symbouleútikoi ) касаются политических вопросов и произносятся перед собранием. В эту категорию входят:

  • четыре Филиппины ( Κατὰ Φιλίππου / Katà Philíppou );
  • трое олинфян ( Ὀλυνθιακός / Olunthiakós );
  • различные выступления, среди которых наиболее важными являются:
    • О мире ( Περὶ τῆς εἰρήνης / Perì tễs eirếnês ),
    • На острове Халонезе ( Περὶ τῆς Ἁλονήσου / Perì tễs Halonếsou ),
    • О делах Херсонеса ( Περὶ τῶν ἐν Χερσονήσῳ πραγμάτων / Perì tỗn en Khersonếsôi pragmatỗn ),
    • О письме Филиппа ( Ὁ πρὸς τὴν ἐπιστολὴν Φιλίππου / Hò pròs tền epistolền Philíppou ).
    • На короне, где он защищает Ктесифона от Эсхина.

Эпидиктический пол

Epideictic речи ( λόγοι ἐπιδείκτικοι / Логосы epideíktikoi ) стремятся изменить его сознание общественности, влияя на его ценности и убеждения. У нас есть только два таких выступления Демосфена. Первая — это похоронная речь по погибшим в Шероне, вторая — извинение перед красотой юного Эпикрата.

Филиппинский

Речи Демосфена с критикой царя Македонского Филиппа II и его намерения захватить власть в греческих городах были коллективно названы Филиппинский.

Всего выступлений, входящих в Филиппинский их было четыре, с общим аргументом в пользу попытки заставить афинян противостоять македонскому монарху.

В первой из речей Демосфен пытался ободрить афинян, чтобы они не сдавались. Кроме того, он предложил сформировать две армии, одну из граждан, а другую — наемников. С другой стороны, оратор также критиковал афинян, допустивших наступление Филиппа II.

Следующая речь была сосредоточена на том, чтобы убедить афинян не доверять мирному договору, предложенному королем Македонии. По мнению Демосфена, это недоверие должно быть главным оружием противостояния экспансионистским притязаниям македонцев.

Требование совершить нападение на Филиппа II было аргументарной основой третьего филиппика. Демосфен еще раз обвинил своих сограждан в том, что они не сопротивляются македонской экспансии.

Последнее из этих выступлений было направлено на то, чтобы попытаться уравновесить положение богатых и бедных, чтобы все остались едины. Точно так же он предлагал достичь соглашения с персами.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор Исократ (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Конфронтация с Александром Македонским

Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покорённые царём. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорён к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.

Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.

Демосфен

Демосфен Искусство

Для греков Демосфен — величайший из ораторов; его даже называют просто «Оратор», как мы говорим «Поэт» у Гомера . Цицерон считает его первым из греческих ораторов, а псевдо-Лонгин в своем « Трактате о возвышенном» делает его одним из маяков, освещающих творчество писателя.

Как ни странно, риторическое искусство Демосфена — не что иное, как ортодоксальное. Его речи нарушили традиционный порядок частей речи (экзордий, повествование, доказательство и эпилог). Он много играет с метафорами, сравнениями и прочими парадоксами. Прежде всего, он полагается на смену тона, иногда знакомого, иногда торжественного, иногда играющего на чувствах, иногда спокойного и позирующего, как Фукидид, прозой которого он восхищается. Он без колебаний манипулирует своей аудиторией, по очереди пересматривая их или задавая им вопросы.

Ульпиан пересказывает шутливый анекдот о своей самой известной речи, О короне  : В своей речи Демосфен обвиняет Эсхина в том, что его купил Александр Македонский  :

— Демосфен, На короне, пер. Жорж Матье

Обращаясь к аудитории, он спрашивает: «Афиняне, вам кажется, Эсхин служащий или хозяин Александра? «. При этом он намеренно неправильно произносит слово μισθωτός / misthôtós («лакей, stipendié»), подчеркивая предпоследний слог вместо последнего. При этом в толпе немедленно поднимаются крики, чтобы исправить ошибку: «  μισθωτός μισθωτός  » — и Демосфен заключает: «Вы слышите, что они говорят».

Даже сегодня термин «филиппик» обозначает резкую речь против кого-либо, а имя Демосфен символизирует красноречие

Обратите внимание на посмертное почтение, оказанное ему тремя веками позже другим великим оратором античности, Цицероном, окрестившим свои диатрибы против Марка-Антуана «филиппийскими».

Исправление Демосфеном своей речи

Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно. Но Демосфен был настойчив и выступил второй раз на народном собрании, но и тут его ожидало фиаско, после которого расстроенный оратор, павший духом, отправился восвояси.

Дальше, согласно легенде, Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступления с подачи своего друга, бывшего известным афинским актёром. Демосфен рассказал другу о своих неудачах и связанных с ними печалях, говорил, что люди его не ценят и совершенно не понимают его глубокомыслия. Выслушав его, актёр попросил товарища прочесть что-нибудь из Софокла или Еврипида, что тот и сделал.

По окончании речи актёр повторил тот же отрывок, но так выразительно и хорошо, что Демосфен на мгновение подумал, будто слышит совершенно незнакомые стихи. Так он и понял, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, и решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков.

Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.

Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.

Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.

ИСОКРАТ

                                        « П а н е г и
р и к »

(1) Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов
победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды, а тем, кто трудится
на общее благо, стремясь быть полезным не только себе, ни наград, ни почестей
не воздают, (2) хотя они более достойны уважения, ибо атлеты, даже если они
станут вдвое сильней, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен
всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли. (3)Но, решив с этим не
считаться и полагая достаточной наградой славу, которую мне принесет эта речь,
я пришел сюда, чтобы призвать Элладу к единству и к войне против варваров. Хотя
многие, притязающие на звание ораторов, уже выступали на эту тему, я твердо
намерен их превзойти, ибо лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым
важным предметам, которые и оратору дают себя показать, и слушателям приносят
наибольшую пользу, а моя речь, надеюсь,  именно такова.  (5) Да и время еще не
настолько упущено, чтобы призывать к действиям было уже поздно. Только тогда
должен молчать оратор, когда дело сделано и обсуждать его нет смысла или когда
вопрос исчерпан и к нему нечего больше добавить. (6) Но если дело не сдвинулось
с места, так как прежние выступления оказались неудачны, неужели не стоит
потрудиться над речью, которая в случае своего успеха покончит с междоусобной
войной и избавит нас от великих  бедствий? (7) Если бы имелся только один
способ высказаться по существу предмета, было бы излишне докучать слушателям,
повторяя сказанное другим; (8) но так как в речи можно по-разному истолковать
одно и то же – великое сделать ничтожным, малое великим, по-новому взглянуть на
события прошлого, а недавние пересмотреть в свете прежних, — значит, нужно не
избегать предмета, о котором уже говорилось, а постараться его выразить еще
лучше. (9) Дела минувшие знакомы нам всем, но только разумному человеку дано
вовремя извлечь из них урок, правильно понять и ясно выразить их подлинный
смысл. Высокого совершенства достигнут искусства, и красноречие в их числе,
если будет цениться не новизна, а мастерство и блеск исполнения, не своеобразие
в выборе темы, а умение отличиться в ее разработке

(13) Вначале выступающие
обычно оправдываются, говоря, что не успели хорошо подготовиться или что трудно
найти слова, соответствующие важности темы. (14) Так вот, если моя речь
окажется недостойной своего предмета и моей славы, если она не оправдает
потраченного на нее времени, и больше того – всей моей жизни, то пусть меня
презирают и осыпают насмешками за то, что, не имея особых дарований, я взялся
за такую задачу

Вот все, что я хотел сказать о себе.

Приложение 2

                                                 ДЕМОСФЕН

                           О     П Р Е Д А Т Е Л Ь С К О М    П О С О Л
Ь С Т В Е

(1)
Какая суета, какие хлопоты
начались из-за нынешней тяжбы, — это  чуть ли не все вы, афиняне, я полагаю,
заметили сами, видя, сколько людей стало вам докучать и не отступать, едва
только вас выбрали жребием. Я тоже буду просить вас, но о том, к чему и без
просьб обязывает честность и право: ни приязнь, ни лицо не ставить выше
справедливости и присяги, которую каждый из вас дал, вступая сюда, и не забыть,
что это будет на благо и вам, и всему городу, между тем как мольбы и хлопоты
заступников имеют целью частную корысть, которой и должны вы стать преградою,
ибо за этим, а не затем, чтобы усиливать преступников, собрали вас законы. (2)
Как я наблюдаю, те, кто честно относится к общественным делам, даже сдав отчет,
готовы отчитываться снова, — а вот он, Эсхин, совсем наоборот: прежде чем выйти
перед вами и держать ответ за содеянное, он устранил одного из обжаловавших его
отчет, а других обходит с угрозами, заводя самый страшный для государства и
вредный для вас обычай: ведь если кто-либо, выполнив государственное дело,
сумеет устроить так, то из страха перед ним и его бесчестностью не отыщется на
него обвинителя, то вы окажетесь вовсе бессильными. (3) Что до изобличения его
бесчестных дел, многих и страшных, заслуживающих самой тяжкой кары, то тут я 
осмеливаюсь  не сомневаться; хотя, даже пологая так, боюсь одного и скажу вам
об этом без утайки: по-моему, для вас, афиняне, во всяком судебном разборе срок
значит не меньше обстоятельств, а так как времени после того посольства прошло
много, то я опасаюсь, что вы либо позабыли его преступления, либо к ним
притерпелись. (8) Итак, если я изобличу Эсхина и ясно покажу, что он, Эсхин, и 
не доложил вам правды,  и помешал народу слышать ее от меня, и дал все советы
вопреки пользе, и не сделал ничего из предписанного ему, а растратил время,
из-за чего государство упустило благоприятный срок для многих больших дел, и за
это получил вместе с Филократом подарки и деньги, то осудите его и наложите
кару, достойную его преступлений. Если же я не докажу этого либо докажу не все,
то меня считайте негодяем, а его отпустите.

.

.

.

.

.

.

.

Авторство

Авторство многих работ, приписываемых Демосфену, оспаривается. Арнольд Шефер, например, признал подлинными только 29 речей Демосфена.

Некоторые работы отклоняются почти повсеместно. Большинство выступлений, произнесенных Аполлодорос, например, считается, что они были написаны самим Аполлодором, хотя первая речь Против Стефаноса многие ученые считают его подлинным.Из них как минимум двое, Против Каллипуса и Против Никострата, должно быть, было написано кем-то, кроме Демосфена, поскольку он был слишком молод в то время, когда они были написаны. Точно так же «практически все» считают, что На Галонессе был написан и доставлен Гегезипп а не Демосфен.

На другом конце спектра некоторые произведения, которые вызывали сомнения, теперь обычно считаются подлинными. Третья речь Против Афобоса, например, сейчас принято считать аутентичным. Тем не менее, другие речи обычно считались аутентичными, но некоторые разделы были добавлены позже. В Третий филиппинский, например, содержит текст, который не встречается во всех рукописных традициях; было высказано предположение, что это было более позднее добавление другого писателя.

Наконец, одно из произведений, которое было передано как часть корпуса Демосфена, не претендует на то, что оно было написано Демосфеном. Это номер 12, Послание Филиппа, который утверждает, что это письмо от Филипп Македонский народу Афин, которому Демосфен 11, Ответ Филиппу, это ответ.Дуглас МакДауэлл считает, что это подлинное письмо Филиппа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: