Китайская мифология

Мифология и философия[]

Истинная мифология отличается от философских трактатов и теорий. Разработки Ву Сина на самом деле не являются частью мифологии, хотя в них может появиться вера в пять элементов. Сто школ мысли — это фраза, указывающая на разнообразие философской мысли, которая развивалась во время Воюющих государств Китая. Тогда и впоследствии философские течения имели сложные отношения с мифологией. Однако, насколько они влияют или находятся под влиянием мифологии,  это разделяет философские лагеря на две грубые половины: либеральную группу и Консервативную группу. Либеральная группа ассоциируется с идеей индивидуальности и перемен, например, как это видно в мифологии гадания в Китае, такой как мифология лошади-дракона, которая доставила восемь диаграмм багуа Фу Си, и методы расширения прав и возможностей личности, как показано в «И Цзин» («Книге перемен»). Либеральная тенденция направлена на индивидуальную свободу, даосизм и Природу. Связь консервативной философии с мифологией видна в легендарных Девяти Котлах на треногах, мифология об императорах и центральном бюрократическом управлении, конфуцианство, письменные истории, церемониальные обряды, подчинение личности социальным группам семьи и государства, а также фиксация на стабильности и прочных институтах

Различие между либералами и консерваторами очень общее, но важное в китайской мысли. Противоречия можно найти в деталях, однако они часто являются традиционными, такими как понимание Конфуцием философских аспектов Йи Цзина и рассуждения о Мандате Небес в котором заканчивается одна династия и начинается другая, основанная на рассказах (некоторые из них сильно мифологические), где Небесный Путь приводит к изменениям, но затем устанавливается новая этическая стабильная династия

Примерами этого могут служить истории И Иня, Тана из Шанга и Цзе из Ся или аналогичные фантастические истории о герцоге Чжоу и короле Чжоу из Шанга.

Яньло-ван

Яньло-ван, или Яма — бог смерти и властелин ада. Правитель загробного мира, судья, определяющий судьбу умерших: он решает, будет ли душа наказана за преступления, которые человек совершил при жизни, будет ли жить с богами или же переродится в новом теле.

Легенда гласит, что однажды на суд к Яньло-вану явился солдат Ян, причинивший за свою короткую жизнь много страданий и несчастий людям. Бог смерти спросил молодого человека, как за столь короткое время ему удалось наворотить столько ужасных дел. Ян клялся, что ни в чем не виноват и не сделал ничего плохого. Владыка подземного царства приказал принести книгу с деяниями душ, в которой записаны дата и время плохих поступков Яна, а также имена людей, погибших от рук солдата. Молодой человек все отрицал, но обмануть бога ада ему не удалось. Вдруг из ниоткуда появилась огромная рука, которая схватила душу воина и раздавила.

Китайцы говорили: “избежать наказания за свои грехи можно на земле, но не на суде Яньло-вана”.

Китайского бога ада изображали с головой быка и лошадиной мордой.

Властитель божеств

Во втором веке нашей эры последователи Лао-цзы стали обожествлять его и воспринимали как олицетворение истинного Дао. Со временем обычный человек Лао-цзы превратился в высшее даоское божество. Его знали под именем Высочайшего владыки Лао, или Желтого Владыки Лао.

В конце второго века в Китае появилась «Книга о превращениях Лао-цзы». Здесь о нем говорится как о существе, которое появилось еще до возникновения Вселенной. В этом трактате Лао-цзы называли Корнем Неба и Земли, Владыкой божеств, Праотцом инь-ян и т. д.

В культуре и религии Древнего Китая Лао-цзы считали истоком и жизненной основой всего сущего. Он 9 раз перевоплощался внутренне и столько же раз менялся внешне. Пару раз он появлялся в облике советников правителей Древности.

Евреи (II-I тысячелетие до н. э.)

С историей еврейского народа загадок еще больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть, что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи — народ, социальный слой, религиозную конфессию. Если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа — Ветхому завету, евреи ведут свое происхождения от Авраама (XXI—XX в. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии.

Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя — Хама) и назвали Ханаан «землей Израиля». Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время «Исхода из Египта».

Религия Древнего Китая

Государство никогда строго не централизовало религиозную сферу. Китайцы, как бедные, так и богатые в древности верили в три основных философских школы, которые преобладали в разной степени в разных регионах страны.

В религии древнего Китая не было жрецов в обычном понимании, божеств и храмов, которые возводились в их честь. Жреческие функции приходилось выполнять чиновникам, а разные духи, олицетворявшие природные силы и умершие предки шан-ди были высшими божествами.

Крестьяне возлагали большие надежды, что получат отличный урожай, поэтому культ духов земли был очень важен. Им приносились жертвы, молились, проводились особые ритуалы.

В древнем Китае считали, что всех добродетельных людей Небо вознаграждает, а недостойных, наоборот, капает. Император считался «сыном Неба», был под его особым покровителем, но править страной он мог, только сохраняя добродетель. Если же это качество терялось, император утрачивал право властвовать.

Основные виды древней китайской религии рассмотрим далее.

Конфуцианство

Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею.

Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа.

Главенствующей религией в Китае конфуцианство считалось во времена правления императоров в стране, именно ним было заложено основные принципы китайского общества.

Официально учение никогда не было религией, но это не помешало ему проникнуть в сознание всей общественности, влиять на поведение китайцев, выполняя все функции официальной религии.

Учения особое внимание уделяли проблемам власти императора и их подданных, предписывалось, каким должно быть поведение одних и других

Даосизм

Это учение включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа.

Официальной китайской религией даосизм, в котором можно проследить некоторые характерные черты буддизма, никогда не был. Учению следовали в больше мере затворники и отшельники, иногда народные движения. Именно эти учения стимулировали к восстаниям народные массы, а у ученых появлялись новые идеи, ведь с даосизма они черпали силу и вдохновение.

Нужно отметить, что само Дао, как закон бытия и космоса, находится повсюду и везде, но его никто не сможет увидеть и услышать, оно даже не имеет формы, его никто не создавал. Для того чтобы стать действительно счастливым, нужно понять Дао и стать с ним единым целым. Идеально, чтобы верующий в даосизм стал отшельником. Эта религия всегда была в оппозиции к конфуцианству, которое проповедовало служение императору.

Буддизм

Это религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры.

Во всем мире буддизм считают одной из самых древних религий. Будда провозглашал, что сам человек является главной причиной своих страданий. Главная цель здесь – достижения состояния нирваны, только так человек может пробудиться и увидеть реальный мир.

Особое место в буддизме отводится медитации. Это средства духовного и физического самосовершенствования.

Чанъэ

Богиня Луны, наиболее частое упоминаемое божество в китайской литературе. Супруга героя китайских мифов, лучника Хоу И (также известен как стрелок И).

Согласно мифам, Чанъэ предала супруга, украв у него эликсир бессмертия, который подарили Хоу И боги, выпила снадобье и улетела на Луну. Там, пытаясь спрятаться от мужа, богиня превратилась в жабу. Чанъэ надеялась, что пробудет жабой короткое время: пока не пройдет гнев Хоу И. Но в таком облике она находилась слишком долго, и не смогла вернуть свое человеческое тело. При жизни пара больше так и не увиделась, Хоу И после своей смерти вознесся на Солнце, а Чанъэ продолжила жить на Луне.

Легенде о Чанъэ и Хоу И посвящен Праздник середины осени, или Праздник Луны. Согласно поверьям, раз в год 15-го дня 8-го месяца, муж и жена встречаются на ночном небе, отчего Луна становится яркой. В этот день люди выходят на улицу, чтобы созерцать Луну, едят традиционную китайскую выпечку Юэбин и обмениваются подарками.

2. Египет (5000 лет)

За всю историю своего существования Египет был известен под одним названием, что существенно облегчало труд историков, исследовавших все этапы развития государства. Эта страна одна из наиболее изученных, благодаря хорошей сохранности различных исторически ценных летописей, документов и прочих сведений.

Египту как государству насчитывается порядка 5000 лет. За такой долгий период существования страна фараонов оказала существенное влияние на культурное наследие мирового сообщества. Уникальные образцы искусства находят свои отголоски в странах Азии и Европы, а также послужили базисом в эпоху Античности, на которой зиждется современное творчество.

Современный Египет – крупнейшее арабское государство. Его историческая ценность и географическое положение обуславливают повышенный интерес туристов, политиков и т.д. Египет граничит со странами Азии, Африки и Европы и находится на рубеже трех древнейших цивилизаций: иудейской, христианской и исламской. Географически страна находится на землях, которые ранее были заняты древней и сильной цивилизацией, от которой в настоящее время сохранились лишь несколько памятников истории: Сфинкс, пирамиды и некоторые храмы. Эта цивилизация была образована фараоном Минесом 5000 лет назад и стала прародителем современного Египта.

Китайский Новый год

Вы любите празднование китайского Нового года? Люди во всем мире празднуют его в кругу семьи, друзей и близких, надеясь, что впереди будут хорошие времена. Самыми важными аспектами китайского Нового года являются украшения и петарды. Но эта традиция связана с мифом.

Согласно китайской мифологии, нянь — свирепый зверь, который жил под водой и появлялся раз в год в начале китайского Нового года. Он питался животными и людьми. Но у этого зверя была слабость, он ненавидел громкий шум, огонь и красный цвет. Чтобы отогнать его, китайцы носили красную одежду, зажигали лампы и петарды, и так началась современная китайская новогодняя традиция.

Древняя Греция

Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный.

Издавна Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа, а также серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

Близость к морю, отсутствие пригодных земель для земледелия сделали основными занятиями садоводство, ремесло, мореплавание и торговлю.

Роль жречества в жизни общества

Религия охватывала все стороны жизни общества древневосточных цивилизаций. Люди были очень религиозны. Человеческий коллектив хорошо представлял, сколь хрупко его благополучие: один или два неурожайных года вели к голоду и многим смертям. Правители были заинтересованы в упрочении своей власти посредством обожествления. Религия укрепляла общественную мораль, давала примеры социальных взаимоотношений и одобряемого поведения. С другой стороны, религия поддерживала и зарождение социальной эксплуатации, когда одни люди должны подчиняться другим и работать на них якобы «по божественному установлению». В целом религии способствовали консервации традиций, что на то время означало стабильность жизни общества, сохранение существовавшей политической системы. Правители были заинтересованы в поддержании устойчивых религиозных систем в своих странах и способствовали строительству храмов.

Жречество было важной социальной частью древневосточного общества. Основным занятием жрецов считалось проведение религиозных ритуалов, которые, как полагали люди, должны обеспечить им помощь богов

Проведение ритуалов было для жречества источником высоких доходов. Но участие жрецов в жизни общества не ограничивалось только религиозной сферой. Среди них было много образованных людей, в некоторых странах они становились и чиновниками. Например, жрецы участвовали в организации земледельческих работ. Во многом это было связано с хорошим знанием астрономии: жрецы наблюдали за небесными светилами, в движении которых видели божественное установление, и вели календарь. Они могли точно сказать, когда надо готовиться к земледельческим работам. В Египте именно жрецы высчитывали дату начала разлива Нила, чтобы фараон мог «отдать приказ» Нилу разливаться. В храмах развивались медицина, астрономия, агрономия, геометрия и т. д. Именно жрецы часто лечили людей. Например, в Египте на этом специализировалась особая группа жрецов.

Только жреческая верхушка пользовалась властью и владела богатствами. Бóльшая часть жрецов не имела собственности и полностью зависела от храмового хозяйства, в котором часто и работала. Храмы организовывали хозяйства, где эксплуатировали работу зависимых земледельцев. Необходимо отметить, что основа власти жрецов в древних обществах — это умение использовать людские страхи и невежество. С развитием общества консервативность и традиционность взглядов жречества все больше тормозили распространение новых идей.

Китайский дракон – Лун

Герой китайской мифологии – самое могущественное божественное существо, повелевающее водой, – Лун. Дракон – символ священной власти императоров, приносящий удачу.

Легенда о рождении драконов

Фу Си и Нюйва, первые люди в Китае, были человекообразными (или змееголовыми) с телом дракона. Считается, что предки китайского народа, Яньди и Хуанди, имели близкие отношения с драконами. Лю Бан (Гао-цзу) утверждал, что родился от женщины, забеременевшей от дракона. Эти легенды показывают, что китайцы были тесно связаны с драконами с древних времен.


Девять драконов, Чэнь Жун

Теорий о происхождении дракона в китайской мифологии несколько. Согласно одной из них, считается, что первые изображения драконов в форме тотемов представляют стилизованные описания реальных животных.

Матушка драконов

Лун Му – китаянка, обожествленная после того, как вырастила и воспитала пять драконов. Лунму и её драконы стали образцом сыновней почтительности и родительской любви — добродетелей, важных в китайской культуре. Место зарождения культуры Матери-Дракона – Юньфу, провинция Гуандун. Легендарная Матушка драконов также является божеством и культурным героем в бассейне реки Сицзян. Фестиваль, связанный с Лун Му, проводится в районе Сицзян уже многие века.

Породы драконов

Драконов в китайской мифологии много. Они могут быть посланниками богов, проводниками людей, хранителями земных сокровищ или повелителями стихий. Среди них особенно выделяются

  • Тяньлун – хранитель божественных обителей и защитник небес
  • Шэньлун – крылатый дракон с лазурной чешуей, который вызывает дождь, ступая по облакам, и тем самым оплодотворяет землю
  • Цанлун или Фуцанлун – защитник сокровищ (камней и драгоценных металлов), зарытых в земле
  • Дилун, – хозяин родников и ручьев, которые направляет их по своему усмотрению
  • Хуаньлун – желтый дракон, божественный посланник, сообщивший людям через Фуси восемь триграмм системы гадания (И Цзин)
  • Паньлун, дракон, свернувшийся кольцом, обитающий в водах
  • Инлун – крылатый дракон
  • Цзяолун – рогатый
  • Лун-ван – повелитель драконов

Повелителей драконов – четыре, каждый из них представляет одно из морей – Восточное (Восточно-Китайское), Южное (Южно-Китайское), Западное (Индийский океан и моря, лежащие в его пределах) и Северное (озеро Байкал). В древние времена принято было среди местного дворянства, правительственных чиновников вместе с населением, проживающим по берегам этих морей, совершать жертвоприношения, проводить религиозные обряды, чтобы успокоить дракона, просить его о ниспослании дождя или, наоборот, прекращении.


Лун

Девять – счастливое число, и количество основных типов драконов часто связывают с ним. Также как сам китайский дракон описывается с точки зрения девяти признаков, кроме того, у дракона всегда девять сыновей. Чешуй у дракона самца 81 (9 x 9) или 117 , у самки 36 (9 x 4).

Во дворцах всегда находилась ширма «Стена Девяти Драконов», изображающая девять пород дракона. Девятка также считалась числом императора. Только высшие сановники могли носить одежду, на которой были вышиты символы «девять драконов», но скрытые другой одеждой, одетой поверх. Чиновники ниже рангом имели восемь-пять драконов. Сам император носил одежду с одним (желтым или золотым) драконом. Императорский трон известен как «Трон Дракона». Согласно китайской мифологической истории, легендарный император Хуан-ди превратился в дракона и поднялся на небеса.

В легендах потенциальный император мог родиться с родинкой в форме дракона. Одна такая легенда рассказывает о крестьянине, у которого было такое родимое пятно (речь о Чжу Юаньчжане, первом императоре династии Мин, который родился в крестьянской семье).

Династия Суй (581—618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Новый император провел ряд реформ, стремясь укрепить государство, выбить почву из-под ног «сильных домов». Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог. Его сын Ян-ди переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны в отстроенную им столицу Лоян. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища, причем для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек. Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал и в итоге страна не выдержала бремени. Вспыхнули восстания, Ян-ди был убит.  

Китайский дракон

Китайский дракон — самое знаковое существо в истории Китая. Он считается повелителем воды, а драконы в древности были символами императора. Также считалось, что они приносят удачу. Грозный и могучий дракон был благороднейшим из всех существ, но в то же время он был добрым и имел золотое сердце.

Считается, что драконы олицетворяют как хорошее, так и плохое. Они несут ответственность за приливные волны и разрушения, и им поклоняются как защитникам сельского хозяйства. Считается, что драконы олицетворяют храбрость, и считается благоприятным родиться в год Дракона. Это значение выросло из того факта, что в Год Дракона родилось много могучих воинов.

Мифология в искусстве Китая

Из-за особенностей развития литературы, отсутствия эпосов и драм в древности мифология не запечатлелась в литературном искусстве. Исключениями служат работы отдельных поэтов. В Средние века появляются рассказы и другие текста о духах с образами даосской и народной китайской мифологии.

В буддийских сказках отражалось житие бодхисатвы и будды. Позже в 12-13 вв. развивается музыкальная драма, в основу которой легли легендарные сюжеты даосизма и буддизма.

Мифологические темы часто использовались художниками для росписи утвари, тканей и даже зданий. Наиболее часто изображаются китайские мифические существа – Нюйва, Фуси, герой И.

Народная религия в Китае

Любое описание китайских религиозных систем, не затрагивающее богов и богинь, которым с удовольствием поклоняется народ, будет в высшей степени неполным. Притом, что китайцев не особенно беспокоят религиозные доктрины, их очень интересуют обожествленные смертные и воображаемые существа, от которых, по их мнению, зависит распределение жизненных благ.

За многовековую историю Китая  здесь возникло множество религиозных традиций и обычаев, в объединении их называют народной религией Китая. Как правило, они  заключаются в поклонении различным природным, клановым и национальным божествам: предкам, духам, героям. Наиболее почитаемые божества — Мацзу и Хуанди.Почитание предков уходит в глубину китайской истории, является неотъемлемой частью культуры и народной религии, а также играет важную роль в конфуцианстве. Ритуалы проводятся во время фестиваля Цинмин, праздника Двойной Девятки, их элементы присутствуют в других церемониях:  свадьбах, посвящениях, похоронах. Местом поклонения предкам являются могилы, гробницы, храмы предков или домашние кумирни. Ритуалы проходят в форме молитв и принесения в жертву пищи, благовоний, сжигания свечей и жертвенной бумаги, специальных церемониальных денег.

Пантеон богов древних китайцев

 
Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы — императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества:  

— Гуаньди — бог войны и богатства, покровитель чиновников; 
— Жу Шоу — божество осени и металлов;
— Лэйгун — бог грома;
— Паньгу — первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;
— Фуси — правитель неба;
— Нюйва — правительница земли; 
— Шэньнун — бог земледелия;
— Юйди — бог-император Вселенной. 
 
Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере — в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.
 

Пять элементов

Пять Элементов – древнекитайская концепция материи. Она не только оказывает глубокое влияние на китайскую культуру, но также играет ключевую роль в китайской философии, китайской медицине и гадании. Пять элементов относятся к металлу, дереву, воде, огню и земле. Считается, что природа состоит из пяти элементов. При «взлётах» и «падениях» этих пяти элементов природа меняется, что не только влияет на судьбы людей , но и заставляет вселенную вращаться бесконечно.

Пять элементов сдерживают друг друга и порождают друг друга. Основываясь на этом понимании, древние относили к пяти элементам все виды вещей во Вселенной, поэтому, с точки зрения понятий, это уже не сами дерево, огонь, земля, металл и вода, а большой класс вещей, которые можно сравнивать с точки зрения характеристик, абстрактных свойств, общих для явлений.

5. Шан-Инь (Китай, 3600 лет)

Одним из древнейших государств мира является Китай. Документально подтвержденный возраст страны составляет 3500 лет, однако по неофициальным данным государство возникло более 5000 лет назад.

Китай находится в Восточной Азии и знаменит своим многочисленным населением. На территории страны проживает более 1,3 млрд человек.

Во главе государства испокон веков стояли правящие династии императоров, сменяющие друг друга, и административное деление территорий. Система управления страной веками претерпевала изменения и становилась совершеннее, благодаря чему Китай выдерживал набеги кочевников, находившихся по соседству, и процветал на земледелии.

Государственность, как форма организации китайского общества, становилась и укреплялась в течение времени, в том числе благодаря принятию конфуцианства как официальной идеологии государства, а также создания общепринятой системы письма.

Первым государством на территории Китая было Шан-Инь. Оно существовало в период 1600-1027 гг до н.э. Эти данные имеют официальное подтверждение благодаря археологическим и эпиграфическим исследованиям.

Впервые объединение китайских земель в единую империю, сопоставимую с современным государством, произошло благодаря усилиям императора Цинь Шихуанди или Ин Чжэна.

Продолжение завоеваний

Появилось почтовое сообщение, которое на Руси называлось ямской гоньбой. Завоевание Руси было доверено внуку Чингисхана Бату, которого в русских летописях называют Батыем. Брат Мункэ Хулагу отправился с войском в страны Арабского Халифата. В 1256 г. Хулагу завоевал Иран. Потом пал Багдад. В это время еще один брат хан Мункэ Хубилай завоевывает часть территории Южного Китая и царство Дали.

Захваченные территории, чаще всего, имели свою развитую культуру, которая повлияла на завоевателей. Они постепенно ассимилировались среди местного населения, впитывая его обычаи и знания. Так Хубилай полностью принял веру и стал обучать китайскому своих детей. По его указу был построен Пекин (Дайду), заполучив трон китайской империи, он переименовал ее в Юань, что означало «новое». В нее вошел весь Китай и Тибет. Монгольские воины ходили походами на Бирму, Камбоджу, Японию и Индонезию.

Границы Монгольской империи начинались у Карпатских гор и заканчивались побережьем Тихого океана и тропиками Южного Китая.

Со временем огромная империя распалась на более мелкие, где правили потомки Чингисхана. Это остановило продвижение монголов на Запад.

Постепенно от империи откалываются отдельные территории, где наместники великого хана сами возжелали управлять вверенными им владениями, считая их своими. Так появляется Золотая Орда (земли, завоёванные Батыем). Ильханы — «золотые ханы» в Иране, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Юаньское государство полностью стало вполне типичным китайским с буддийской религией, привнесенной из Тибета.

Инь и Ян

В основе всей китайской мифологии лежат две парные силы, которые создают жизнь и придают ей равновесие. Вот как описывается их происхождение в тексте, составленном около 120 г. до н.э.: «Прежде чем Земля и Небо приобрели свой облик, все было бесформенным. Это состояние называлось Великим Началом. Из этой пустоты возникла Вселенная. Вселенная произвела на свет материальные силы, не знавшие границ. Та сила, что была ясной и светлой, превратилась в Небо, та, что была тяжелой, затвердела и стала Землей. Сочетающиеся субстанции Неба и Земли стали называться Инь и Ян. Тепло, которое источал Ян, стало огнем, а огонь породил Солнце. Холод Инь превратился в воду, а из субстанции воды появилась Луна»

Цай-Шэнь

Бог процветания. Один из самых почитаемых богов в Древнем Китае и остается таким по сей день. Статуи Цай-Шэня стоят во многих домах китайцев по всему миру. Обычно этого бога изображают в виде сидящего богатого человека в одеянии сановника и держащего в руках монеты. Цай-Шэнь бог не только материальных благ, но и счастливой жизни, которая подразумевала хорошую семью и стабильную работу.

Цай-Шэнь щедр к последователям, но он далеко не глуп. Получить благословение этого бога может только тот человек, который докажет, что достоин щедрости: почитатель должен усердно трудиться и регулярно молиться. Ученые предполагают, что в Древнем Китае чаще всего возводили храмы именно Цай-Шэню.

Мифология даосизма и буддизма

Даосы сохраняли мифы, созданные в древнем Китае, и использовали их для иллюстрации своих взглядов. Миф о хаосе (хундун) записывается как метафора недифференцированного первичного единства, мифических императоров (Хуанди и других) превозносят за мудрое даосское правление или порицают за введение губительных для цивилизации законов. Сны о мифическом рае, путешествиях на облаках и летающих драконах – метафоры странствий души, постижения Дао, тождества сна и реальности. Царица-мать Западного рая (Сиванму), которая была горным духом, божеством чумы и тигрицей, стала высшим божеством – покровительницей всех Бессмертных.


Восемь Бессмертных

Миф в буддизме используется на различных интеллектуальных уровнях для придания религиозному учению символического, а иногда и квазиисторического выражения. Принятый на своих собственных условиях, буддизм является сверхъестественной религией в том смысле, что без будды, открывающего истины, они остаются неизвестными.

Исторически буддизм в Китае сопровождался импортом различных идей о божествах и сверхъестественных существах, включая Кшитигарбху, которого переименовали в Дицзана. Он воплощается в монахе с нимбом вокруг бритой головы, с посохом, чтобы открыть врата ада, и драгоценным камнем, исполняющим желания, чтобы осветить тьму. Будай (Смеющийся Будда) – согласно легенде, реинкарнация Будды Майтрейи.

Авалокитешвара превратился в Гуаньинь, бодхисаттву сострадания (богиню Милосердия). Со временем Гуаньинь стал бессмертным даосом и вообще у него/нее впечатляющее мифологическое резюме. Мифология вокруг Гуаньинь основывается как на традиции Авалокиташвары из Индии, так и на предполагаемой жизни молодой китаянки (легенда о Мяо Шань).

4.Арабский халифат. 632-1258

Кочевые племена скотоводов, обитавших на Аравийском полуострове, удалось объединить основателю ислама Мухаммеду. Он за сто лет превратил эти территории в одну из сильнейших держав мира.

Ими были захвачены Ближневосточные регионы, отдельные области Закавказья, Средней Азии, Северной Африки и Испании. Все эти земли объединились в теократическое исламское государство Арабский Халифат. Он известен в истории как «Золотой век ислама» — время расцвета исламской науки и культуры.

Здесь сформировалось государственное право — шариат. Оно являлась частью религии и строилось на Коране, Сунне, Иджма, Фетва – все это религиозные сборники изречений Мухаммеда, легенды и сказания. Право определяло деятельность людей, как «божественное откровение», где человек не в праве сам определять свои поступки.

За Халифатом умышленно закреплялся статус воинствующей церкви. Для этого халиф Умар I не позволял своим воинам иметь земельные владения на захваченных территориях, чтобы не поощрять мирные настроения, присущие землевладельцам.

В середине VIII века от империи отделилась Испания, в следующем столетии из-под власти Халифата ушел Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан.

Нападение турок-сельджуков в XI стало пагубным для империи, но полным разгромом для государства стало нашествие монголов, которые получили доступ в страну по просьбе самого Халифа Ан-Насира, желавшего с помощью Орды расширить границы империи.

отели Египта

Это древнейшее из государств, носивших одно и то же название, и о котором сохранилось большое количество исторических сведений. В древней стране бесчисленных династий фараонов родились великолепнейшие образцы искусства и культуры, многие из них были переняты народами Азии и Европы. Они также легли в основу античной эстетики, которая стала источником развития всех современных искусств.
Сейчас Египет является крупнейшим государством арабского востока, важным центром его культурной и политической жизни, центром притяжения туристов со всего мира. У Египта уникальное географическое положение, поскольку он находится на стыке 3 континентов – Европы, Африки и Азии, а также иудейской, христианской и исламской цивилизаций. Он возник на землях, где до того уже существовала некая могущественная и загадочная цивилизация, имевшая свою длинную историю. Фараон Минес примерно 5000 лет назад объединил соседние земли, образовав из них государство Египет времён Раннего царства. Эта цивилизация оставила нам много материальных памятников – пирамиды, Сфинкса, величественные храмы.

Даосизм

Даосизм в Китае имеет историю более 1800 лет. Основателем его является Лао – Цзы. Возникновение Даосизма в Китае произошло в период “Борющихся царств”, в династии Восточная Хань (25 – 220). Сейчас около 300 храмов Даосизма разбросаны по всему Китаю, в которых живут около 30 тысяч даоссов, около 5 даосских школ существуют в стране.

В Даосизме существует два основных религиозные течения. За 1800 лет, Даосизм оказал огромное влияние на местную культуру, особенно в области народной медицины и литературы. Основываясь на некоторых теориях алхимиков, таких как Вэй Боянг в Восточной Династии Хань, различные виды лекарственных предписаний были созданы ВС Simiao и многими другими врачами.

В литературе много вымышленных персонажей, которые тесно связаны с даосизмом, такие, как Нефритовый Император. Помимо материковой части страны, многие даосы живут в Гонконге, Макао и в некоторых зарубежных странах.

Духовная культура

Что касается духовного развития и Китая, то они были обусловлены так называемыми «китайскими церемониями» — стереотипными нормами поведения, которые были четко зафиксированы в этике. Эти правила были сформулированы еще в глубокой древности, задолго до начала строительства Великой Китайской стены.

Духовность у древних китайцев была достаточно специфическим явлением: преувеличенное значение этико-ритуальных ценностей привело к тому, что религию как таковую в Поднебесной заменила философия. Именно поэтому многих приводит в замешательство вопрос: «Какая религия была в Древнем Китае?» Действительно, попробуй, сходу вспомни все эти направления… Да и верованиями их сложно назвать. Стандартный культ богов здесь заменен культом предков, а те боги, что сохранились, превратились в абстрактные божества-символы, без уподобления человеку. Например, Небо, Дао, Поднебесье и т. д.

3. Греция (5000 лет)

Зарождение европейских цивилизаций началось около 5000 лет назад в Греции, а именно: на острове Крит.  В этих краях зарождалась минойская цивилизация, послужившая основой культурного развития эллинов и других народов материка.

Жители острова стали первым сообществом, образ жизни которого походил на государство. Кроме того, островитяне начали налаживать дипломатические отношения и торговлю с Востоком. Считается, что и письменность впервые появилась именно на этих землях.

Спустя тысячи лет в бронзовом веке на островах Эгейского моря, Крите и прибрежных территориях материка появилась эгейская цивилизация. Земли, занимаемые жителями этой цивилизации, и форма их организации как сообщества, назывались Эллада. Она представляла собой первые государства, устройство которых было схоже с деспотией Востока. Развитие и рост Эллады набирали обороты. Культурное влияние сказывалось на Малой Азии, Причерноморье и южной Италии.

В современном мире название Эллада сменилось Грецией, однако местные жители предпочитают исторически-ценное «Эллада». Они, таким образом, чтят и подчеркивают связь современной Греции с античностью. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: