Государственные и политические деятели
Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.
Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.
Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.
Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.
Что нужно знать о музыке и великих композиторах?
Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.
Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.
Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.
Ханс Циммер
Казалось бы, в каждом поколении, посещающем кино, найдется композитор, который превосходит всех остальных и приходит, чтобы передать звук своей эпохи. У современного кино есть свой музыкальный дух времени. Когда будущие археологи обнаруживают захороненные руины нашей цивилизации, они вполне могут называть оставшиеся фильмы «периодом Ханса Циммера».
Ханс Циммер – немецкий композитор, ставший одним из самых успешных в мире кино. Достаточно просто перечислить список наград, которые он получил за самые лучшие саундтреки к фильмам. К его копилке относятся такие шедевры мирового кинематографа, как «Пираты Карибского моря», «Гладиатор», «Начало», трилогия «Темный рыцарь», «Интерстеллар» и последняя часть франшизы о Бонде «Нет времени умирать».
В настоящее время Циммер имеет 23 награды, включая одну премию «Оскар», две премии «Золотой глобус» и четыре премии «Грэмми».
В своем творчестве Ханс сочетает традиционные инструменты с электронными звуками и техниками. По признанию Циммера, его музыкальное образование составляло всего две недели уроков игры на фортепиано: «Я самоучка. Но я всегда слышал музыку в своей голове» .
Чтобы понять, есть ли у вас склонность к музыке, не обязательно слышать ее в своей голове, как это было с Хансом Циммером. Но обязательно понимать себя и знать, что вам близко, а что нет. Именно для этого мы разработали онлайн-программу «Самопознание». Пройдя ее, вы, с помощью правильных вопросов и техник, сможете определять для себя наиболее важные зоны для роста и развития, а также поймете, что для вас является наивысшей ценностью, а на что можно не обращать внимания.
Ханс Циммер – композитор фильмов, получивший особую известность. Он один из немногих артистов, на чьи концерты без особого труда набираются полные залы слушателей. Его агрессивный и строгий стиль задал направление для саундтреков и наглядно показал, как именно должен «звучать» современный блокбастер. На сегодняшний день Циммер является одним из самых успешных композиторов всех времен, и, согласно различным источникам, его состояние составляет около 200 миллионов долларов .
Вольфганг Амадей Моцарт
Открывает наш список известных композиторов австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, создавший серию опер, концертов, симфоний и сонат, которые глубоко повлияли на всю классическую музыку .
Музыкант славился своим трудолюбием. Так, однажды, за пять недель он дал 22 концерта, 5 из которых спродюсировал сам. На его выступлениях часто был аншлаг, потому как сам Моцарт обладал уникальной связью с аудиторией, которой, по словам его биографа Мейнарда Соломона, «была предоставлена возможность стать свидетелями трансформации и совершенствования основного музыкального жанра» .
Кто знает, достиг бы Вольфганг таких высот и славы, если бы не его упорство, а также требовательность и целеустремленность его отца, который занимался музыкальным воспитанием сына. Так или иначе, ключом к успеху в любом деле является многолетняя практика, наполненная интенсивными тренировками и занятиями. Но достижение любой цели начинается с маленьких шагов. Так, например, уже сегодня вы можете пройти наш курс по музыкальной грамотности, чтобы определить для себя правильный вектор движения в будущем.
Несмотря на большую популярность и славу, со временем финансовое состояние Моцарта стало ухудшаться. Он стал меньше выступать, а потому его доход упал. Вскоре он начал занимать деньги у друзей.
Музыкант давал концерты, пытаясь восстановить финансовое положение семьи. Двухлетний период 1788-1789 годов стал для Моцарта низшей точкой, во время которой он испытывал депрессию. Историки считают, что композитор мог страдать биполярным расстройством личности, что могло бы объяснить периоды истерии в сочетании с приступами лихорадочного творчества .
Так, например, после двухлетней депрессии Моцарт в последующие 2 года пережил период большой музыкальной продуктивности и личного исцеления. Он смог возродить свою популярность, а его финансовое положение, наконец, начало улучшаться.
Моцарт умер 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет – достаточно раннем даже для того времени. На момент смерти Моцарт считался одним из величайших композиторов всех времен. Его музыка представляла собой смелое выражение, часто сложное и противоречивое, и требовала высокого технического мастерства от исполнителя .
Стравинский
Игорь Федорович Стравинский — великий русский композитор. Родился 17 июня 1882 года в музыкальной семье, что, скорее всего, является причиной его любви к музыке. В юности он долго и упорно учился игре на фортепиано, в результате чего написал свою первую оперу под руководством самого Римского-Корсакова. За свою жизнь Стравинский успел поработать во всех жанрах, проявив свой огромный талант и оригинальность. Стиль музыки Стравинского, в отличие от других композиторов, нельзя описать одним словом, так как для него характерны частые смены техники. Игорь Стравинский был обладателем уникального музыкального таланта, благодаря которому его творчество высоко ценится и по сей день.
3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»
Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову
Известные композиторы современности
Так уж сложилось, что широкая публика сегодня очень мало интересуется серьезной музыкой. Чаще всего известность приходит к композиторам, если они пишут музыку к кинофильмам. Среди наиболее популярных композиторов последних десятилетий можно выделить следующих:
- Мишель Легран. Изначально композитор приобрел известность, как виртуозный пианист и дирежер классической музыки. Однако широкую популярность он получил благодаря своим кинопроизведениям. Его музыка к фильму-опере «Шербурские зонтики» принесла Леграну первую номинацию на «Оскара». Позже композитор трижды удостоился этой награды, а также получил приз «Бенуа танца» за балет «Лилиом».
- Людовико Эйнауди. Этот итальянский композитор предпочитает минималистический стиль, а также удачно сочетает классику с другими музыкальными направлениями. Широкому кругу любителей музыки Эйнауди известен своими саундтреками, например, у всех на слуху написанная им мелодия к французской ленте «1 + 1».
- Филипп Гласс. Композитор изначально творил в области классики, но со временем смог стереть грань между ней и современными музыкальными направлениями. Уже несколько десятилетий Гласс играет в собственной группе Philip Glass Ensemble. Любителям кино известны его произведения, написанные к кинолентам «Иллюзионист», «Шоу Трумана», «Вкус жизни» и «Фантастическая четверку».
- Джованни Марради. Композитор не имеет отношение к кино, но приобрел популярность благодаря ретро-классическому звучанию своих произведений, в которых использует мотивы предыдущих веков.
Теперь вам известны имена самых известных композиторов. Музыка, которую они создавали в разные века, и сегодня способна пробудить самые добрые и высокие чувства, даже в зачерствевших душах людей, забывших о высоких идеалах.
Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».
Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»
Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Стравинский
Игорь Фёдорович Стравинский является великим русским композитором. Родился 17 июня 1882 года в семье музыкантов, что, вероятнее всего и является причиной любви к музыке. В молодости долго и упорно занимался фортепиано, в результате чего написал своё первое произведение под руководством самого Римского-Корсакова. Стравинский за свою жизнь успел поработать во всех жанрах, показав при этом свой огромный талант и самобытность. Стиль музыки Стравинского, в отличии от других композиторов, нельзя описать одним словом, так как ему была свойственна частая смена техник. Игорь Стравинский был обладателем уникального музыкального таланта, благодаря чему, его творчество высоко ценится и по сей день.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
Либретто создано рядом автором (в том числе первым постановщиком Л. Лавровским) по сюжету знаменитой трагедии У. Шекспира. Премьера состоялась в декабре 1938 г. в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинский).
Прокофьев не стремился создать из балета музыкальные иллюстрации к трагедии Шекспира. Он предполагал написать его в форме отдельных хореографических сюит, отражающих тему и настроение важных сцен. Но эта новая, необычная схема балета, а также мелодическое новаторство для того времени были непривычны. И тогда Прокофьев решил исполнять балетную музыку на концертах отдельными сюитами, чтобы приучить слушателей к ней. В результате она была принята.
Первой исполнительницей роли Джульетты стала Галина Уланова. Этот образ был одной из вершин её творческой судьбы.
В 1965 г. в СССР молодой балетмейстер О. Виноградов впервые нарушил «монополию» Лавровского и поставил в Новосибирске балет «Ромео и Джульетта» в форме современного классического танца. Его постановка была принята критиками и зрителями и была показана на гастролях во многих странах мира.
Лев Николаевич Толстой
Музыкальные вкусы Льва Николаевича были разнообразными. Это отразилось в его знаменитых произведениях – «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате».
В молодости любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и Шопен. В 1849 году молодой Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлекшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона. Будучи уже в годах, Толстой в Ясной Поляне нередко встречался с известными композиторами. Чаще других его посещали композиторы Танеев и Гольденвейзер. Им он однажды рассказал, что еще в далекой юности, когда ему было 20 лет (в 1848 году), задолго до написания своего первого литературного произведения, он в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор. Танеев и Гольденвейзер уговорили его исполнить этот вальс, что Лев Николаевич сделал с большой неохотой. Дело было в 1906 году, Льву Николаевичу шел 79 год. Несмотря на почтенный возраст, Толстой сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Танеев с Гольденвейзером тут же переложили вальс на нотный лист, и произведение сохранилось до наших дней. В частности этот вальс звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.
Ричард Вагнер
С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него — только средство. Ричард Вагнер — создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности.Вагнер — автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
Брамс
Иоганнес Брамс — немецкий композитор, родившийся в 1833 году в Гамбурге. Свои первые уроки музыки будущий композитор получил от отца. Позже, имея навыки игры на духовых и струнных инструментах, Иоганнес обучился фортепиано. Благодаря своему таланту, он уже в 10 лет выступал на престижных концертах. Брамс работал во многих жанрах, но ни одной оперы он так и не написал. За свою жизнь он создал более восьмидесяти произведений. Но известен Иоганнес Брамс стал благодаря своим симфониям, в которых он показал свой стиль и самобытность. Самым выдающимся его произведением является «Немецкий реквием». Позднее, в честь композитора был назван один из кратеров на Меркурии.
Мировые звезды
XIX век стал эпохой русской оперной классики, временем, когда великие композиторы создали шедевры в различных жанрах оперного искусства: драмы, эпоса, героической трагедии и комедии. Они создали новаторскую музыкальную драматургию, родившуюся в тесной связи с совершенно новым содержанием опер. Характерными чертами русской оперной классики стали определяющая роль массовых народных сцен, многосторонняя характеристика действующих лиц, новое толкование традиционных оперных форм и создание иных принципов музыкального единства всего произведения.
Модест Мусоргский назвал свои главные произведения «Борис Годунов» (1872) и «Хованщина» (окончена Римским-Корсаковым в 1882 году) «народными музыкальными драмами», так как народ в них стоит в центре всего произведения.
Всех композиторов конца XIX века вдохновляли высокие идеи гуманизма и демократического просветительства. Так, Николай Андреевич Римский-Корсаков написал 15 опер, среди которых есть и эпичная «Псковитянка», (1872), и уникальные народно-сказочные оперы «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Кащей бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1907).
Петр Ильич Чайковский, в свою очередь, прославился лирико-психологическими операми, а также был автором трех исторических постановок. Оперы «Опричник» (1872) и «Мазепа» (1883) были посвящены драматическим событиям из русской истории. Композитор сумел раскрыть в них характерные черты изображаемой эпохи через судьбу отдельных людей.
Стравинский и Дягилев в аэропорту Лондона, 1926. Фото: moiarussia.ru
И все же, до открытия «Русских сезонов» Дягилева, мало кто знал об уникальном русском оперном искусстве. Русские школы оперы и балета покорили весь мир благодаря парижским представлениями в 1908-1914 годы. Эпоха Серебряного века была ознаменована и первыми операми двух крупнейших русских композиторов XX века – Игоря Федоровича Стравинского и Сергея Сергеевича Прокофьева. Стравинский активно обращался к оперному жанру только в своем «русском периоде» до конца 20-х годов, а для Прокофьева опера оставалась ведущим жанром до конца его жизни в 1950-х годах.
Свою первую оперу «Маддалена» (1911) Прокофьев создал в 19 лет, а известность она получила уже после смерти композитора, как и многие произведения Сергея Сергеевича увидели свет только в наши дни. Лишь в советское время у Прокофьева были поставлены четыре оперы: Семен Котко (по повести Катаева, 1940), и Повесть о настоящем человеке (по Полевому, 1948), Дуэнья (по Шеридану, 1940) и Война и мир (по Толстому, поставлена в 1960). Последние две стали настоящими шедеврами.
Сложную судьбу имели и две оперы Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, «Нос» (1929) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1932). Именно Леди Макбет, премьера которой прошла с огромным успехом, стала «объектом» программной статьи в газете «Правда» Сумбур вместо музыки (1934), которая сильно повлияла как на судьбу Шостаковича. Поскольку жанр оперы считался одним из самых «демократических» и в то же время самых «идеологических», органы, руководившие искусством, в 1920-1930 годы поощряли композиторов к работе, но и строго ее контролировали. К середине 1930-х годов оперное искусство постепенно угасало, в 1960-х композиторы начали возвращаться к жанру классической оперы, но все же больше использовали «гибридные» постановки (опера-балет, опера-оратория и т.д.), а также в это время широко стали развиваться забытые жанры камерной оперы и особенно монооперы.
Брамс
Иоганнес Брамс — немецкий композитор, родился в 1833 году в Гамбурге. Первые уроки музыки будущий композитор получил у отца. Позже, обладая навыками игры на духовых и струнных инструментах, Йоханнес обучался игре на фортепиано. Благодаря своему таланту в 10 лет он выступал на престижных концертах. Брамс работал во многих жанрах, но никогда не написал ни одного произведения. За свою жизнь он создал более восьмидесяти работ. Но Иоганнес Брамс прославился своими симфониями, в которых он проявил свой стиль и оригинальность. Его самое выдающееся произведение — Немецкий реквием. Позже одному из кратеров на Меркурии было присвоено имя композитора.