Русские оперы с мировым именем

Разновидности оперы

Большая опера ( grand-opera )

Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.

Комическая опера

Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»

Она особенно была развита в XVIII — XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере между музыкальными номерами допускается диалог.

Романтическая опера

Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.

Полу-опера ( semi -опера)

Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).

Свадьба Фигаро | В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) — популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

Самые популярные русские классические оперы

«Жизнь за царя» или «Иван Сусанин», Глинки. Она рассказывает о событиях 1612 года, польском походе на Москву. Премьера прошла почти 200 лет назад на сцене петербургского Большого театра. После революции к советской действительности сюжет адаптировал Сергей Городецкий. С 1945 года опера «Иван Сусанин» открывает сезон в Большом театре. В 1993 году спектакль был представлен на историческом месте в Ипатьевском монастыре Костромы, где происходили эти события 400 лет назад.

«Князь Игорь», Александра Бородина. Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве», над которым композитор работал на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914 году «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха.

«Борис Годунов», Модеста Мусоргского. В основе оперы лежит сюжет одноименной трагедии Пушкина. Композитор сам писал либретто на протяжении пяти лет, используя исторические материалы Карамзина. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1873 году. Но через десять лет по указу цензуры спектакль убрали со сцены. Возродил оперу Николай Римский-Корсаков. В 1908 году «Борис Годунов» с главной партией в исполнении Федора Шаляпина покорил Париж.

«Каменный гость», Александра Даргомыжского. Еще одна опера, законченная после смерти автора. По завещанию композитора работу над музыкальным воплощением пушкинского Дон Жуана завершили Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Опера точно следует тексту поэта, композиторы не меняли ни слова. Впервые «Каменный гость» был представлен в Мариинском театре в 1872 году. Мировая премьера прошла спустя полвека в Зальцбурге.

Опера Моцарта «Директор театра» в Мариинском театре. Фото: vk.com/mariinskytheatre

«Золотой петушок», Николая Римского-Корсакова. «Небылица в лицах» стала последней работой композитора. Римский-Корсаков и автор либретто Бельский основывались на русском фольклоре с его скоморошьими песнями и плясками. Цензура так и не разрешила постановку в авторской версии на сцене государственных театров. Премьера прошла в 1909 году в московском Оперном театре Сергея Зимина, спустя год – на сцене Большого театра, а далее по всему миру: от Лондона до Нью-Йорка.

«Хованщина», Модеста Мусоргского. Борьба старой и новой Руси и настоящая драма жизни на сцене. Композитор сам взялся за либретто, изучая исторические источники XVII века. При жизни композитора опера не исполнялась. Готовил к постановке «Хованщину» Римский-Корсаков, а первый спектакль сыгран силами Музыкально-драматического кружка любителей в 1886 году. Лишь четверть века спустя началось триумфальное шествие оперы из Мариинки до всех крупнейших театров мира.

«Война и мир», Сергея Прокофьева. Оперный вариант романа-эпопеи создавался 12 лет. Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева в либретто стремились показать красоту и духовное богатство героев, но с началом войны патриотическая тема вышла на первый план. Семь картин «мира» и шесть картин «войны» впервые были представлены в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году. Зарубежная премьера произведения состоялась в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май».

«Пиковая дама», Чайковского. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя это отсутствием в сюжете «должной сценичности». Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а премьера прошла в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. В 1892 году премьера впервые прошла за пределами России в Праге. Далее – первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

«Князь Игорь», А. П. Бородин

Основой для либретто стал знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После смерти Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует легенда, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» полностью принадлежит Александру Порфирьевичу Бородину. Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 г., через девять лет в Праге ее увидел и иностранный зритель.

Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. 

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка». В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально

Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:

«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.» 

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.» 

«Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки..

Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.»

Цитата о С.В.Рахманинове: 

«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман»Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Мировые шедевры русской оперы

За время своего существования русское оперное искусство успело прославиться на весь мир. При этом можно выделить несколько наиболее знаковых произведений в этом жанре.

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»

Это произведение придумал Михаил Глинка. Впервые произведение было поставлено в 1836 году на сцене Большого театра, расположенного в Санкт-Петербурге. Первую редакцию либретто написал барон фон Розен.

«Борис Годунов»

Основой оперы Мусоргского стало произведение Александра Пушкина. Композитор сам написал либретто, изучая материалы историка Карамзина. На это ему потребовалось 5 лет. Путь произведения к сцене тоже оказался тернистым.

«Князь Игорь»

Это произведение Александра Бородина воплотило на сцене известное произведение «Слово о полку Игореве». Композитор писал оперу в течение 18 лет, однако ему так и не удалось ее закончить. По черновикам Бородина произведение завершали Глазунов и Римский-Корсаков.

«Каменный гость»

Эта опера создана Даргомыжским. Это произведение тоже было закончено после смерти автора. Композитор завещал продолжение работы Римскому-Корсакову и Кюи.

«Золотой петушок»

В основу этой оперы Николая Римского-Корсакова легла знаменитая сказка Александра Пушкина. В своей работе композитор и создатель либретто Бельский использовали русский фольклор.

«Хованщина»

Эта опера Мусоргского служит воплощением старой и новой Руси. Композитор сам писал либретто, занимаясь изучением исторических документов семнадцатого века.

Типология героев исторической оперы

Оперный жанр по своей природе сориентирован на отдельного героя, внутренний мир которого композитор стремился раскрыть прежде всего. Однако русская историческая опера, выдвинувшая в качестве главного действующего лица героя коллективного, представлявшего определенную национальную, социальную или политическую силу, предъявляла свои требования к отдельному герою. Главная ее задача — манифестирование наиболее значительных, актуальных национальных и социальных идей определила степень обобщенности, типизации образов оперных героев. Отдельный персонаж интересовал ее не столько в качестве яркой индивидуальности, выразителя собственных чувств и эмоций, а в первую очередь как фигура, в которой через «я» просматриваются характерные черты «мы», как типичный представитель нации, концентрирующий в своем облике константные черты национального характера (что имело особое значение для сопоставления его в опере с инонациональными персонажами). В то же время в историческом герое привлекали черты, обусловленные конкретной социальной средой и историческим временем, но интересные и с позиций дня сегодняшнего. Подход к воплощению исторического образа в опере изменялся, углублялся на всем протяжении XIX века в прямой связи с эволюцией жанра и представлений об истории. Но несмотря на это, в операх исторического жанра обнаруживаются довольно устойчивые типы героев. А это дает возможность предложить их некую классификацию.

Разумеется, любая систематизация — это упрощенный взгляд на исследуемое явление. Автор отдает себе отчет в том, что предлагаемая им типология весьма условна и не способна отразить все богатства образов исторической оперы. Это скорее обобщенный контур, который может уточняться и дополняться.

Глинка первым глубоко осознал значение и специфику жанра исторической оперы и воплотил в главных героях «Жизни за царя» наиболее существенные исторически сложившиеся черты национального характера. В известных кратких характеристиках своих персонажей он фактически обозначил типы героев, ставших основными в исторической опере.

Глинкинский Сусанин, «характер важный», положил начало галерее героев, безусловная позитивность которых продиктована их главной функцией — быть носителем национально-патриотической идеи. Стержневыми качествами этих героев являются патриотизм, гражданственность и готовность к подвигу во имя Родины, проистекающие из укоренившейся в национальном сознании православной духовности с ее высокими идеалами самоотречения и самопожертвования. Рассматриваемый тип можно условно назвать «герой-патриот» . Обычно это человек, умудренный жизненным опытом, в котором проявляются присущие русскому характеру сила духа, рассудительность и эпическая несуетность. Его героизм лишен ходульности и декларативности, так как обнаруживается лишь в критических ситуациях. К данному типу помимо Ивана Сусанина принадлежат князь Игорь, Кочубей («Мазепа»), Юрий Токмаков («Псковитянка»), Кузьма Минин («Нижегородцы»), Федор Поярок («Сказание»). В образе каждого героико-патриотическое начало выражено индивидуально, что подчеркивает многообразие его национальных проявлений (сдержан и отважен Сусанин, решителен и целеустремлен Игорь, горд и бесстрашен Кочубей). Наряду с тем обязательной чертой образа становится лиризм, связанный с раскрытием родительских или супружеских чувств героя. А представление последнего радушным заботливым хозяином вносит в его облик бытовые штрихи.

Образы героев-патриотов, представляющих первый план (Сусанин, Игорь, Кочубей), достаточно многогранны. Это отражено в многосоставно-сти их музыкальных характеристик, где соединяются эпический речитатив и патетическая декламация, героическая интонационность и широкая кантилена. Центральный момент в обрисовке образов — большая ария или монологическая сцена контрастного характера, создающая объемный, многогранный портрет героя (ария и моносцена Сусанина, ария Игоря). Герои второго плана (Токмаков, Поярок) обычно не имеют разноплановых характеристик, акцентируя главным образом мужественность и патриотизм. Существенное средство персонификации героев данного типа — низкий тембр голоса (бас, баритон), подчеркивающий «важный» характер персонажей.

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: