Функции и социальная роль религии

Религия и обыденное сознание

Религия и обыденное сознание не могут устанавливать духовный порядок, так как их невозможно привести к единству и последовательности даже в ситуации индивидуального сознания, не говоря уже о коллективном сознании. Их нельзя привести в единство и последовательности свободно, это может быть достигнуто авторитарно, что и было сделано в прошлом, но только в строго ограниченных заданных пределах.

Проблему религии понимают и рассматривают не в конфессиональном, а в светском смысле, в качестве единства веры, мировоззрения и соответствующей им нормы поведения. Но такое единство веры можно было бы назвать не «религия», а идеология и просто политика.

Обыденное религиозное сознание выступает как непосредственное отражение бытия людей. Оно представлено в формате представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек и разного рода традиций. Оно не может считаться цельным и систематизированным. На этом уровне религию связывают с индивидом и представляют в личной форме. Преимущественно здесь отмечены традиционные способы передачи иллюзий, представлений и чувств.

Принципы религиозного права


Принципы религиозного права – базисные положения, юридически
закрепляющие требования, предъявляемые к участникам общественных
отношений в религиозной сфере, с целью гармоничного сочетания
индивидуальных, групповых и общественных интересов.


Общесоциальные принцы права.


Человеколюбие – преобладание в формировании и функционировании правовой
системы естественных неотчуждаемых прав человека.


Верховенство права – использование права как критерия в оценке
законодательных актов и властно-распорядительной деятельности органов
власти и управления, на предмет их соответствия нормам права,
закрепляющим меру свободы, равенства и справедливости, объединяющим
личные, групповые и общественные интересы.


Законность – требование строгого и полного осуществления предписаний
закона всеми субъектами права, неотвратимость ответственности за
нарушение закона.


Демократизм – участие народа в организации и деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления.


Юридические принципы религиозного права.


свобода мысли, слова, выражения своих взглядов и убеждений,
мировоззрения и вероисповедания;


защита национальных интересов в духовной сфере;


ограничение отдельных прав и свобод законом, только в интересах охраны
общественного порядка, здоровья, моральности населения или защиты прав и
свобод других людей;


общественный и государственный контроль религиозной деятельности;


запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и
органов местного самоуправления, их должностных лиц в религиозную
деятельность.

Наука и религия

Любая религия, которая включает в себя догматы и веру во что-либо сверхъестественное, противоречит естественнонаучному принципу. Учёный может быть верующим, однако в таком случае он ограничивает в своём сознании область, с которой он может «работать научно». Религиозный учёный не способен к критике абсурда, не способен поставить под сомнение свои убеждения о реальности сверхъестественного, фанатично верит в чудеса, предопределённость того, что предначертано судьбой или того, что ниспослал на него центральный субъект его религиозного поклонения. Естественнонаучному мировоззрению противоречит религиозному по следующим критериям:

  1. Существование законов природы. — Сверхъестественное не соотносится ни с одним выявленным на данный момент законом природы, напротив, оно им грубо противоречит.
  2. Экспериментальность. – Существование сверхъестественного по определению не подлежит экспериментальной проверке, так как находится где-то за гранью нашего материального мира. Хотя эксперименты ставить пытались, и они показали отсутствие какого-либо вмешательства свыше.
  3. Объективность. — Сверхъестественное не выявляется научным методом, никак не ощущается, никак вообще себя не проявляет, на материальный мир никак не воздействует, а значит существует исключительно субъективно в сознании религиозного человека.
  4. Математичность. – Сверхъестественное не может быть описано математически простыми или сложными математическими формулами, графиками, матрицами. Сверхъестественное не может быть выражено относительными или абсолютными величинами в сравнении с объектами, явлениями, свойствами реальных материальных объектов и физических полей нашего масштаба; масштаба микромира; масштаба звёздных систем; и масштабов галактик и скоплений галактик.

Таким образом мы констатируем, что религиозное мировоззрение противоречит естественнонаучному мировоззрению, миропониманию, нашей практике бытия.

Религия и вера: история прошлого

Религиозная деятельность – часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.

Искажение религии

По мнению славян, жизнь и вера – это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.

Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.

Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.

Магические заклинания, ритуалы и фетиши

Магические заклинания, ритуалы и фетиши есть чрезвычайно важные факторы всех религий.

Магические заклинания в форме молитв, песнопений, «цитат» из святых писаний, которые требуется произносить вслух или мысленно в конкретных ситуациях, направлены на то, чтобы закрепить в сознании людей эти автоматизмы речевой и мыслительной деятельности. Фактически, проводится целенаправленное нейролингвистическое программирование новых адептов религии. А также постоянное подкрепление достигнутой степени религиозного мировоззрения и постепенного усиления зависимости от религии и религиозного общества.

Религиозные ритуалы, как например осенение себя «крестным знамением», земные поклоны перед алтарём, иконами, служителями культа, также направлены на формирование и закрепление религиозных автоматизмов. Земные поклоны есть пусть лишь на подсознательном уровне, унижение человека, бьющего поклоны, внушение ему представления о его неисправимой «греховности». Тем самым человек низводится до уровня вечно виновного бесправного раба объекта своего поклонения.

Религиозные фетиши в форме «священных» книг, священных амулетов, мощей святых, нательных крестиков, церковной утвари и т.д. закрепляют в сознании адептов религии веру в «волшебную» сверх ценность и «волшебную» всесильность этих религиозных артефактов.

Жёсткая религиозная регламентация норм в одежде, еде, режиме дня, режиме труда и отдыха, отправлении брачных отношений и т.д. закрепляет в сознании религиозных адептов убеждения в том, что они навечно обязаны быть в религиозном сообществе, лишены своей воли, обязаны беспрекословно исполнять все религиозные предписания.

Похожие термины:

  • комплекс религиозно-мифологических верований, сложившихся у автохтонных обитателей какой-либо территории в результате адаптации вероучительных представлений официально принятой религии к этн

  • квазирелигриозная лояльность, объединяющая индивидов в светском по своей сути обществе.

  • religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источни

  • В условиях новых законов о свободе совести меняются отношения между государственным телевидением и религиозными организациями. Телевидение должно предоставлять одинаковые возможности для изло

  • (англ. public religion) — проявление религиозности индивидов и групп в мотивах и действиях их повседневной жизни и общественных отношений. Понятие П. р. не имеет единого толкования, употребляется преимуще

  • по Т. Лукману, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно (невидимо) создает значения, которые объективируются в культуре, воспроизводя тем с

  • религия, возникшая у какого-либо народа в историческом прошлом и исповедуемая из поколения в поколение до настоящего времени на основной территории проживания этого народа, являясь для него наиб

  • Природна релігія. Natural religion Согласно Л. Фейербаху (L. Feuerbach) – обожествление природы, сопровождаемое чувством зависимости от нее. Говорить о Е. р. исследователям дает основание факт общения людей с я

  •  вероисповедание, наделенное привилегированным положением в каком-либо государстве согласно его основным законодательным актам (указам правителей, конституции и т. п.) и имеющее значение официал

  • религия, не имеющая длительного существования в историческом прошлом какого-либо народа и исповедуемая ограниченными группами населения на основной территории проживания этого народа. Нетрадиц

  • (religion, sociologie de la). Согласно классическому определению Эмиля Дюркгейма, религия является «целостной системой верований и практик, относящихся к сакральным вещам, т. е. обособленным, запретным; веров

  • African new religions). Подсчитано, что с 1930-х гг. в Африке, к Ю. от Сахары, возникло до 7 тыс. новых религ. движений, объединивших ок. 32 млн. приверженцев. Большинство из них сочетают элементы африканской традици

  • African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-ры

  • Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как «высшей формы психической жизни» или «сознания общества». Идея сверхъестественного и идея бога не являются обяз

  • ethical religions). Религии, основанные на этическом обращении “великого учителя” (подобно Будде или Конфуцию), а не на вере в сверхъестественные силы.

  • англ. philosophy of religion; нем. Religionsphilosophie. 1. В широком смысле — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существов

  • JAPANESE RELIGIONS) См.: Мировые религии.

  • перевод религии на положение частного дела граждан. П. р. состоит в превращении религиозного поведения из обязанности перед организациями религиозными и поддерживающими их властями в вопрос внут

  • возникли в первобытном об-ве. К их числу относят магию, фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия представляет собой совокупность верований и специфич. (колдовских) обрядов, с помощью к-рых первобытные люд

  • func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая вл

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Основные функции религии

 

Так как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.      
 
Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования Древнего Египетского царства, роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:
 

1. Регулятивная. Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.
  

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности. Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).
 

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах. 
 

4. Компенсаторная. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение богу является смыслом жизни.
 

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан. 
 

Что такое религия?

Сейчас нам многое известно даже о тех религиях, которые мы не исповедуем. Если в прежние времена основа учения той или иной религии была открыта только ее последователем, то сейчас многие историки занимаются изучением того, что такое религия? Уже известно, что религия неизбежно влияет на многие общественные процессы. Религиозные воззрения людей сыграли огромную роль в истории современного мира и продолжают менять его. Мировые религии существуют очень давно. Самая молодая из них — Ислам, но и она насчитывает более 1600 лет. Христианству более 2000 лет, а иудаизму боле 4000 лет, а индуизму более 5500 лет. Во все времена люди старались ответить себе на вопрос — кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? На этом построены древние мифы, легенды и сказки. Религия — это система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Многие большие ученые — Эйнштейн, Курчатов, Павлов, Вернадский и другие не скрывали, что они являются верующими религиозными людьми. Понятие «религия» тесно связано с такими понятиями как «Бог» и «Церковь», потому что любая религия, будь то мировая или небольшой культ какого-либо племени построена на вере в Бога или богов и связана с организацией, имеющей традиции и обычаи — Церковью. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами. С развитием цивилизации к человечеству пришло понимание того, что Бог един и политеизм ушел в прошлое, появились монотеистические религии. Это религии, в которых Бог един.

Взаимосвязь философии и религии

Религия — это специфическая форма общественного сознания, отличительной чертой которой является фантастическое отражение внешних сил, властвующих над людьми, причем земные силы принимают облик внеземных.

Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир можно понять только через веру в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в «священное» начало, которое непостижимо для человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, тайну и авторитет служит способом его существования.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, характеризующее его внутреннее состояние. Культ, система установленных ритуалов и догм, служит внешней, социально значимой формой веры.

Религия — это социально организованная вера человеческих сообществ, форма поклонения «высшим силам» и, следовательно, ценностям, наиболее почитаемым в конкретном обществе. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) представлялись как «высшие силы». В концепции «высших сил» переплелись начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих к «высшим силам». От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к божественным силам. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к концепции (образу) Бога — высшего существа, достойного поклонения. Бог воспринимается как хранитель обычаев, традиций, морали и культурных уз, которые удерживают людей вместе и чтят духовные ценности.

Религия — это сложное духовное образование и социально-историческое явление, которое невозможно разделить на отдельные характеристики

Одной из исторических задач религии, которая в современном мире приобретает небывалое значение, было и остается формирование сознания единства человеческого рода, важности общечеловеческих моральных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном мировоззрении могут быть выражены и другие настроения и идеи: Фанатизм, враждебное отношение к представителям других конфессий, чему есть множество примеров в прошлом и настоящем

Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды между различными группами людей одной веры.

Религия — сложное, кумулятивное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догм, культовые и ритуальные действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы отношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти аспекты имеют свое конкретное смысловое имя, историю возникновения и дальнейшего существования, свое особое преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. В то же время эта проблематика имеет и другой общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания.

Поэтому возникновение и развитие религиозных идей, независимо от их конкретного смыслового содержания, связано с некоторыми социально-психологическими особенностями и потребностями человека, которые удовлетворяются в той или иной мере различными вариантами конкретных религий.

Объект

Объект религиозных
правоотношений – то, что является поводом к возникновению и
осуществлению религиозной деятельности субъектов, ради чего возникает
правоотношение. Это нематериальные и материальные блага, на которые
направлено: субъективное право и соответствующая ему обязанность, с
целью удовлетворения интереса уполномоченного лица, или соответствующее
фактическое общественное отношение.

Основным объектом
религиозных правоотношений являются

религиозные убеждения, которыми человек может свободно обладать,
практиковать, открыто выражать и распространять. Религиозные убеждения
являются поводом к возникновению и осуществлению
религиозной деятельности,
совокупности практических мероприятий (действий) по реализации
 вероучения в общественной жизни. Этот объект относится к личным
неимущественным благам. Кроме этого объекта существуют и другие,
являющиеся элементами религиозных правоотношений.

Действия, услуги.

Результаты действий (работы).

Результаты духовного и интеллектуального творчества в
религиозной сфере.

Вещи, используемые в культовой и внекультовой религиозной
деятельности.

Информация.

Личные неимущественные блага: жизнь и здоровье человека,
честь достоинство, деловая репутация, имя.

Другие материальные и нематериальные блага.

Виды религий

Изначально религии были основаны на многобожии. В древнем Египте, конечно, пытались ввести культ единого бога (Ра, бога солнца), но людям было привычнее думать, что каждое божество «отвечает» за вверенную ему «епархию». Монотеизм был важен и с политической точки зрения, ведь собрать множество древних племен в единое государство было возможно только, если все они были готовы исповедовать одну религию. Иначе это могло грозить распрями и религиозными войнами.

В современном мире религии в основном являются монотеистическими. Несмотря на то, что неоязычество стало модным явлением в наши дни, в том числе, на территории бывших стран СНГ и в Европе. Иудаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. Каждая из них претендует на вневременную религию, являющуюся постоянной и вечной системой ценностей для тех, кто ее исповедует.

Свою веру люди, как правильно, основывают на священных книгах. Для Христиан это — Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, для мусульман — Коран. В книгах содержатся основы вероучения и история возникновения той или иной религии.

Для совершения богослужений и таинств, люди строят храмы. В каждой религии свое название для места, в котором можно воздать поклонение богу. Мусульмане посещают мечеть, христиане — храм. Причем в каждой христианкой конфессии у храма есть свое название. В католицизме это — костел, в протестантизме — кирха. Они имеют разное архитектурное устройство и оформление.

Кроме того, в каждой религии Бог почитается по-разному, существуют разные таинства и обряды. Так Сикхизм предполагает медитации, христианство — богослужения с Причастием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: