Реферат на тему: теория познания д.локка

Введение

Джон Локк (1632 — 1704) — английский философ, психолог, педагог и политик. Главный представитель эмпиризма, теория познания, построенная на основе психологической теории сознания (которая проложила путь психологии в современном понимании, то есть психологии как анализа эмпирического сознания), тем самым создавая систему педагогика, предметом которой была личность. Исследованы происхождение, надежность и объем человеческих знаний, а также основы и степень веры, мнения и согласия с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не пребывать в безмятежном спокойствии из-за ограниченного знания вещей, которые выше его способности понимать.    

Локк разработал сенсационную теорию познания. Отправной точкой этой теории было предположение об экспериментальном происхождении всего человеческого знания. Он отрицал врожденность идей, будь то теоретические или этические. Напротив, согласно Локку, сознание сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только через опыт оно приобретает то содержание, которое Локк называл идеями. Опыт — это ни внешнее восприятие (ощущение), ни внутреннее самонаблюдение (отражение). Опыт у всех людей и народов разный, поэтому само различие высших принципов также безоговорочно. Согласованность между ними существует как последнее средство по природе или привычке.       

Для Канта, например, важную роль сыграла доктрина Локка о первичных и вторичных качествах. Тела присущи и в любом состоянии неотделимы от них размером, формой, числом, положением, движением или покоем. Это первичные качества тел, которые мы воспринимаем такими, какие они есть на самом деле. Напротив, цвета, запахи, вкусовые качества и т. д. Являются вторичными качествами, которые возникают в нас как чисто субъективные представления из-за влияния невидимых частиц на наши чувства. Сложный контент можно сформировать только на опыте; свободное сочетание, по словам Локка, приводит к фантазии. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (в интеллекте нет ничего, чего раньше не существовало бы в ощущениях, в чувствах); тем не менее, он признавал наличие определенных наклонностей ума.       

Локк был стойким сторонником либерализма. В своей доктрине государства он ограничивает свою деятельность наиболее существенными и требует конституционного правительства, основанного на суверенитете народа, которое гарантировало бы свободу и равные права для всех, а также разделение властей. В этике Локк называет добром то, что способствует или усиливает радость, и наоборот, несчастье. Высший закон — это общее благо. Как философ религии, Локк учил: что Бог явился, возможно, абсолютно правдив, и возможно ли божественное откровение или нет — только разум может судить, но не церковные догмы; Локк близок к естественной религии. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и концепцию субстанции, отвергал теорию врожденных идей. Результатом его размышлений был следующий: если идея Бога не является врожденной, никакая другая не может считаться врожденной. Из вышесказанного очевидно, что, хотя познание Бога является наиболее естественным открытием человеческого мышления, идея Его, тем не менее, не является врожденной.        

Политические взгляды

Будучи последователем Гоббса, Локк с восхищением относился к «теории общественного договора». Он считал, что граждане заключают с государством некое негласное соглашение, делегируя при этом власти часть своих прав, чтобы взамен получить защиту от внешней и внутренней угрозы. Состав чиновничьего аппарата должен согласовываться со всеми слоями общества, и если наделенный полномочиями класс плохо выполняет свои прямые обязанности и не оправдывает доверия большинства, народ имеет полное право потребовать проведения новых выборов.

Главной угрозой на пути к свободе личности, по мнению Локка, является отсутствие принципа разделения власти, когда монарх наделен неограниченными возможностями в рамках отдельной страны

Важно, чтобы публично-властные полномочия государства были разграничены и поделены между тремя ветвями:

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • федеративной.

Истинная цель государственного устройства должна заключаться в создании таких условий, которые полностью бы удовлетворяли всех без исключения граждан. Среди основных идей Джона Локка особняком стоит вопрос о целесообразности демократической революции. Согласно его учению, тирания, посягающая на естественные права и свободу человека, должна быть сметена в результате народного восстания.

Педагогические идеи Локка

Локк – основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания. Он считал, что человек не имеет никаких врожденных идей. Он рождается с разумом «чистая доска» и готов к восприятию окружающего мира через свои органы чувств и внутренний опыт – рефлексию.

Им была разработана система воспитания джентльмена, базирующаяся на прагматизме и рационализме. Главной особенностью системы является утилитаризм, где каждый предмет должен подготавливать к жизни. Локк не разделял обучение и воспитания на нравственное и физическое. Воспитание должно включать все то, что у воспитанника формирует нравственные и физические качества, волю и разум. Целью физического воспитания является то, что из тела нужно сделать некое орудие, послушное духу. Целью духовного воспитания является создание духа прямого, который мог бы во всех случаях поступать в соответствии с достоинствами разумного существа. Локк настаивал на том, чтобы дети учились самонаблюдению, самовоздержанию, самоконтролю.

Воспитание джентльмена состоит из:

  • физического воспитания: развивает здоровое тело, вырабатывает мужество и настойчивость. Необходимо укреплять здоровье, чему способствует свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, игры и упражнения;
  • умственного воспитания, которое должно быть подчинено развитию характера, формированию образованного делового человека;
  • религиозного воспитания, направленного не на изучение обрядов, а на формирование любви и почтения к Богу в качестве высшего существа;
  • нравственного воспитания – воспитание способности отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неукоснительно следовать советам разума, сюда относится работа по выработке изящных манер и навыков галантного поведения;
  • трудового воспитания, заключающегося в овладении каким-либо ремеслом, ибо труд предотвращает любую вредную праздность.

Основной дидактический принцип Локка – опираться в обучении на интерес и любознательность детей. Главное средство воспитания – пример и среда. Устойчивые положительные привычки можно воспитать через ласковые слова и кроткие внушения. Физические наказания можно применять лишь в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Воля развивается посредством умения переносить трудности, чему помогают закаливание и физические упражнения.

Социальная модель

На смену подходу Локка пришла современная формулировка теории чистой доски, взявшая свое начало в социальных науках. Из психологии заимствована известная идея Зигмунда Фрейда о том, что взгляды и душевное здоровье человека могут быть объяснены в терминах детского опыта. К ней добавился бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, согласно которому людей можно обучить любому поведению — аналогично собакам Павлова, пускавшим слюну при звуке колокольчика.

Антропология внесла свой вклад в виде работ Франца Боаса и Маргарет Мид, чьи сравнительные исследования различных обществ показали, что традиции могут направлять человеческое поведение в любую сторону. Мид, предположительно, обнаружила миролюбивые племена в Новой Гвинее и свободную любовь среди женщин Самоа. Эти исследования, основанные на скудных данных, тем не менее, оказали огромное влияние на контркультурные группы, поскольку они противоречили принятым взглядам на сексуальные нравы и насилие. Эти идеи также вписывались в политические и экономические теории Карла Маркса рассматривавшего человеческую природу как нечто, что можно изменить и направить в сторону революции. Левые, отрицавшие марксизм, также приняли «чистую доску». Для них она стала постмодернистской мантрой о том, что поведение и знания есть социальные конструкты, а любая истина относительна.

Франц Боас

Маргарет Мид

В результате, как пишут Леда Космитис и Джон Туби, родилась стандартная социальная модель человеческого поведения. В этой парадигме человеческая природа не едина и не фиксирована, но может принимать любые формы при соответствующем культурном воздействии. Если генетическое влияние и учитывается, то оно вторично по отношению к окружающей среде. Для приверженцев модели она символизирует справедливое общество: если всему можно научиться, то людей можно научить ценить равенство. Социальная справедливость и мораль переплелись с мнением, что ничто человеческое не определяется генами и даже не зависит от них.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Эпистемология и сенсационность Локка

Локк Трактат об опыте

Локк систематически излагает свои эпистемологические и онтологические взгляды в своем главном трактате по теоретической философии — Эксперимент над человеческим пониманием (завершен в 1687 г., опубликован в 1690 г.).

Локк является представителем эмпирической линии английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона, к которому также можно отнести Т

Гоббса. Основное внимание он уделяет проблемам познания. Уже в первой части его Опыта на человеческом разуме встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой для изучения всех разнообразных проблем является изучение способностей собственного познания, то есть выяснение чего он может достичь, каковы его границы, а также как он получает знания о внешнем мире.  

И хотя философские идеи и принципы Локка явно проецировались на его работы, посвященные социальным проблемам, между этими двумя тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например, в творчестве Гоббса, где она образует как значимую, так и, в конечном счете, формальную единая система. На общественно-политические взгляды Локка влияет его образ мышления, то есть способ делать выводы, которые он рассматривает в своем Опыте человеческого разума. 

Для философских и эпистемологических взглядов Локка характерен упор на чувственно осмысленную эмпирику. Гегель (который, естественно, не слишком высоко ценил этот способ философствования) подчеркивал, что Локк указал, что общее и мышление в целом покоится на чувственно воспринимаемом существе, и указывал, что мы получаем общее и истину из опыт. Признавая приоритет чувственного познания, Локк близок к эмпиризму Бэкона.  

Сенсуализм в области теории познания очень тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает роли разума в целом (как его иногда упрощают), но признает еще меньше возможностей для достижения истины, чем Гоббс. По сути, он ограничивает роль разума только, говоря современным языком, простыми эмпирическими суждениями. Это отражает тот факт, что индуктивный метод Бэкона оказал на него большее влияние, чем на Гоббса.   

Философию Локка можно охарактеризовать как доктрину, прямо направленную против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но во многих отношениях против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование врожденных идей, которые играли такую ​​важную роль в теории познания Декарта, и концепции врожденных принципов Лейбница, которая на самом деле представляла определенный естественный потенциал для понимания идей. 

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена каких-либо врожденных идей, концепций, принципов или чего-либо еще в этом роде. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Только опыт (посредством чувственного познания) заполняет этот чистый лист буквами. Все идеи и концепции исходят из опыта. Основываясь на данных медицины, детской психологии, этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения детей, психически больных людей свидетельствуют о том, что на самом деле такие представления, как представления о Боге и душе, представления о добре, зле и справедливости, ими не реализуются, а значит, с рождения человек не является данный.     

Локк особенно иллюстрирует несостоятельность теории врожденных представлений на примере сновидений. Сны, согласно Локку, состоят из идей (мыслей) бодрствующего человека, причудливым образом связанных между собой. Сами идеи не могут возникнуть до тех пор, пока чувства не снабдят их ими. Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сработать.   

Но есть другой способ, более убедительный. Теорию врожденных идей следует отбросить как фундаментально ложную. 

В уме нет ничего, чего раньше не было бы в сенсациях — главный принцип сенсуализма.

Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных идей, как указывает Гегель, эмпирически. Это, однако, ничего не меняет в отношении того факта, что именно критика Локком врожденных идей сыграла положительную роль в критике эпистемологических корней идеализма. 

Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши органы чувств. Поэтому для него ощущение — основа всех знаний. 

Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский просветитель и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали большое влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко известен как один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения и либеральных теоретиков.

Основными сферами интересов Локка были естественные науки, медицина, политика, экономика, образование, отношение правительства к церкви, проблема веротерпимости и свободы совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка стало выдающимся этапом в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его работах, особенно в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском труде «О правлении разума», были четко выражены важные прогрессивные образовательные устремления того времени. В этих работах нашли отражение идеи светского, ориентированного на жизнь образования.

В своих взглядах на образование Локк выразил свои политические и философские взгляды, а также богатый педагогический опыт, полученный им в работе в качестве учителя и воспитателя дома. В середине девятнадцатого века Локк создал новую педагогическую систему и тем самым положил начало образовательному движению нового времени — «Системе».

Еще во время учебы в Оксфордском университете он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. На основе научных знаний, накопленных в XVII веке, Локк способствовал дальнейшему развитию материалистической философии, с позиций которой он трактовал проблемы образования.

В своей философской работе «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащей первые теоретические положения, определившие образовательный подход великого философа, Джон Локк конкретизировал положение о происхождении знаний и идей из мира чувств, уже предложенное Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, которое стало отправной точкой его педагогической концепции. Локк был первым мыслителем, исследовавшим личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается «чистым листом», готовым воспринимать окружающий мир через органы чувств путем внутреннего опыта — рефлексии. «Все наши знания основаны на опыте, из него они в конечном итоге и вытекают». Система образования Д. Локка в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «Об использовании разума», где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социально-философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому на первый план выдвигалась задача воспитания гражданина, формирования характера, высоких моральных качеств личности.

По Локку, цель жизни и, следовательно, воспитания — обеспечение человеческого счастья, то есть такого состояния, которое можно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле»; поэтому первым условием формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

Джон Локк по-своему подошел к фундаментальным вопросам педагогики: факторы развития личности и роль образования, цели, содержание образования, методы обучения. Он разработал методы и способы развития навыков мышления.

Отвергая естественную предрасположенность образования, Джон Локк был убежден в целесообразности социального (классового) определения школьного образования. Поэтому он обосновал различные виды образования: полное образование джентльменов, то есть членов высшего общества, и образование бедных, ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности. Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк в то же время думал о практической направленности образования — «для дела в реальном мире». Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, согласно Локку, — это процесс формирования социальных и моральных основ личности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
  2. «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
  3. Философия познания
  4. Мигель де Унамуно и его философия
  5. Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
  6. Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени
  7. История русской философии
  8. Смысл
  9. Типы научной рациональности
  10. Основатели философии нового времени

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем

Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Основные вехи судьбы

С отличием окончив Оксфордский университет, Джон решает на несколько лет задержаться в этом старинном учебном заведении, заняв там должность преподавателя греческого языка и риторики.

Дипломатическая карьера философа началась в 1664 году: он отправляется в непродолжительную командировку в Берлин, чтобы выполнять обязанности секретаря посла Вальтера Фена.

Вернувшись на родину, посвящает себя естественным наукам, в особенности медицине. Он практикует опытный метод диагностики заболеваний, который был предложен врачом Томасом Сиденхемом в противовес средневековым умозрениям. Кроме того, Джон не оставляет попыток получить ученую медицинскую степень, но Оксфорд ему в этом отказывает.

Поворотным событием в жизни молодого мыслителя становится встреча с лордом Ашли, первым графом Шефтсбери. В 1666 году философ принимает предложение стать домашним врачом и воспитателем его сына. Эти скромные обязанности не отнимали много времени и не мешали овладевать науками.

В течение последующих 15 лет все перипетии биографии Джона Локка будут неразрывно связаны с судьбой британского лорда. Находясь под покровительством авторитетной персоны, Локк получает различные должности в высших правительственных кругах. Ответственная работа изрядно подпортила здоровье философа, и он был вынужден на время покинуть Англию и уехать во Францию.

В 1683 году вслед за своим опальным куратором эмигрирует в Голландию. «Славная революция», случившаяся в 1688 г., поставила точку в монархической династии Стюартов. На трон взошел Вильгельм Оранский, и Джон вернулся на родину. Наряду с правительственной службой, продолжает вести широкую научную и литературную деятельность.

28 октября 1704 года философ скончался от астмы в загородном имении своей подруги, леди Мешем, с которой ему приписывали роман.

Теория Табулы Расы Джона Локка

Ниже приведены основы философии Джона Локка в отношении его концепции человеческого существа и человеческого разума. В частности, мы увидим Какую роль в своей мысли сыграла концепция Tabula Rasa? .

1. Врожденных идей не существует

В отличие от рационалистов, Локк отрицал возможность того, что мы родились с ментальными схемами, которые дают нам информацию о мире. Вместо этого, как хороший эмпирик, Локк защищал идею о том, что знания создаются на основе опыта, с последовательностью событий, которые мы переживаем, что оставляет след в наших воспоминаниях.

Таким образом, на практике Локк представлял человека как сущность, которая возникает, не имея ничего в виду, Табула Раса, в которой ничего не написано .

2. Разнообразие знаний выражается в разных культурах

Если бы были врожденные идеи, в этом случае все люди поделились бы частью своих знаний. Однако во времена Локка уже было возможно узнать из разных книг о разных культурах, разбросанных по всему миру, и сходство между людьми побледнело перед странными несоответствиями, которые можно было найти даже в самых основных: мифах о создание мира, категории для описания животных, религиозные концепции, привычки и обычаи и т. д.

3. Младенцы ничего не показывают

Это была еще одна великая критика в отношении рационализма, которым руководствовался Локк. Когда они приходят в мир, Младенцы ничего не показывают и им приходится учиться даже самым элементарным. Об этом свидетельствует тот факт, что они не могут даже понять самые основные слова, и при этом они не признают опасности как основные, как огонь или пропасти.

4. Как создаются знания?

Поскольку Локк полагал, что знание построено, он был обязан объяснить процесс, посредством которого этот процесс происходит. То есть способ, которым tabula rasa уступает системе знаний о мире.

Согласно Локку, опыт — это копия того, что наши чувства запечатлевают в наших умах. С течением времени мы учимся выявлять закономерности в тех копиях, которые остаются в нашем разуме, что создает концепции. В свою очередь, эти концепции также сочетаются друг с другом, и из этого процесса генерируются более сложные концепции, которые поначалу трудно понять. Взрослая жизнь регулируется этой последней группой понятий , которые определяют высшую форму интеллекта.

ссылки

  1. Письма о толерантности (2009). Джон Локк; введение, обобщение и заметки Леонида Монтеса, издание Фернандо Роблес Отеро. Мехико Мексика.
  2. Биографии самых выдающихся персонажей истории / Локка, Джон; введение и заметки Патрика Дж. Коннолли. Университет штата Айова. США. Интернет-энциклопедия философии iep.utm.edu.
  3. АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ От Революции до Реконструкции и далее / Локк, Джон; автор Грэхем А.Дж. Роджерс, Университет Гронингена let.rug.nl.
  4. Биография / Локк, Джон; biography.com
  5. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРИТАННИКА / Локк, Джон; britannica.com.
  6. ФОНД ДЖОНА ЛОККА / Кто такой Джон Лок? johnlocke.org.

Муравьи, пауки и пчелы

На первый план философы Нового времени выдвинули проблемы познания — гносеологии.Даже названия главных трактатов говорят об этом: «Размышления о методе» (Р. Декарт), «Опыт о человеческом разумении» (Дж. Локк), «Новые опыты о человеческом разуме» (Г. Лейбниц), «Трактат о принципах человеческого знания» (Дж. Беркли), «Исследование о человеческом познании» (Д. Юм). И это было вполне резонно — чтобы исследовать разные вещи вне нас, близкие, в природе, или такие далекие, как Бог, нужно было изучить самих себя и в первую очередь нашу способность познания.

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, считающиеся основоположниками нововременного эмпиризма. Использованы портреты кисти Джона Вандербанка (ок. 1731) и Франца Халса (вторая пол. XVII в.)

Однако на эти вопросы можно дать разные ответы, исходя из диаметрально противоположных позиций. Эти позиции получили название «рационализм» (от латинского ratio, «разум») и «эмпиризм» (от древнегреческого ἐμπειρία, «опыт»). Но ни один из философов Нового времени не был стопроцентным эмпириком или рационалистом. Эти понятия скорее можно воспринимать как две крайние точки, и различные философы в той или иной степени приближались к ним или даже пытались найти средний путь, как Фрэнсис Бэкон, которого мы всё же причисляем к эмпирикам. Обнаружить такой средний путь удалось только Канту, философу, который завершает эпоху Просвещения и начинает новый этап — немецкой классической философии. Рационалисты и эмпирики были и в Античности, и в Средние века: Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Августин. Но для них главными были другие вопросы.

Античные рационалисты и эмпирики. Рационалист Платон указывает вверх, одним пальцем (разум), в то время как эмпирик Аристотель обращает пятерню (пять чувств) к земле. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа философии» (1511)

Самые известные философы, которые близки к полюсу рационализма, это Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николя Мальбранш. К противоположному полюсу тяготеют Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

Может быть интересно

Если взять рационалиста и эмпирика как идеальные типы, а не кого-либо из перечисленных людей, то их отличия можно изобразить в виде таблицы.

Бэкон (скатывающийся в сторону эмпиризма) считал, что можно разработать «подлинную индукцию», лишенную недостатков древней логики.

Лейбниц готов был согласиться с теорией чистой доски, однако делал парадоксальное добавление: «Ум — чистая доска, в которой нет ничего, кроме ума (кроме самой доски)».

Кант полагал, что в процессе познания должны участвовать две стороны — априорные (до опыта данные и организующие опыт) формы чувственности и сам опыт: «Мысли без содержания — пусты, созерцания без понятий — слепы».

Эмблемой среднего пути может стать пчела — она собирает воск, пыльцу и мед во внешнем мире, но затем всё укладывает в идеально правильные соты.

Заключение

Джон Локк был одним из главных теоретиков материалистического сенсационализма 17-18 веков. Его заслуги заключались, прежде всего, в том, что он углубил и развил это учение, изложенное в его основании Бэконом. Без преувеличения можно сказать, что его взгляды преобладали в Англии в первой половине 18 века. Критика врожденных идей, обоснование учения о чувственном происхождении познания и экспериментальных основ нравственности, углубленная разработка вопроса теории познания в целом явились новым шагом в историко-философском развитии. Локк нашел много сторонников и последователей, и не только в Англии. Но развитие высказанных им идей шло в разных, иногда диаметрально противоположных направлениях. Ленин отмечал: И Беркли, и Дидро покинули Локка. Компромиссные взгляды Локка по многим вопросам способствовали расколу среди толкователей и критиков его учения. Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и испытывал отвращение к мистике. Я не верил людям, которые были святыми, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк считал, что человек должен выполнять свои обязанности в мире, в котором он живет. Наша участь, — писал он, — находится здесь, в этом маленьком месте на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено выйти за ее пределы.            

Основная разделительная линия между ними совпала с разделением философов на два основных лагеря — материалистов и идеалистов.

В теории познания и отчасти в политических идеях от Локка появились защитник свободомыслия Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его теологические рамки, критиковали идеалистические слабости. Процесс возникновения идей через ассоциации, обозначенный Гоббсом и описанный Локком в главе 33 книги II опыта, который, кстати, сам автор считал лишь отклонением от нормы, привлек внимание многих философов и ученых.. Идея Локка оказалась плодотворной и заложила основу ассоциативной психологии в трудах Гартли и Пристли. Философия Локка была тепло принята во Франции Вольтером, Кондильяком, Ламатри и Гельвецием. Вольтер первым открыл Локка для французского материализма, он продолжил свою критику врожденных идей, подкрепляя ее галльским остроумием, и дал более материалистическое издание деизма. О Ламетрии Маркс писал, что в его трудах английский материализм сочетается с картезианской физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций довели сенсационный принцип Локка до крайности: первый допустил серьезные агностические ошибки, второй превратил мышление из оператора ощущений в своеобразное упущение. Теория государства и педагогика Локка оказали значительное влияние на французского идеолога демократии Жан-Жака Руссо, а также на польского педагога Гуго Коллонфа. Следует отметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными идеологическими предпосылками: люди находятся во внешней среде, не зависящей от них, имеют способность познавать ее и адаптироваться к ней, могут сохранять знания о внешнем мире и варьировать свое поведение в нем. Философия Джона Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма XVII века и одновременно представляет собой новый этап в развитии философской мысли современной эпохи. Локк довел линию сенсуализма до высшей степени и превратил ее в доктрину эмпиризма, в корне противопоставив ее позиции рационализма. Редко случалось, чтобы философ в одном произведении достиг такой известности и такого имени и достиг такого влияния в истории мысли, как Локк в своем Опыте. Все современные историки философии считают Локка мыслителем первого класса, наряду с Декартом, Бэконом, Спинозой, Лейбницем, и признают его истинным предшественником Канта, основателя новейшей критической теории познания, а также психологии.             

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: